Фатима бинт Муса
Заголовок | аль-Масума ( букв. « безупречный » ) |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | ок. 790 г. н. э. |
Умер | 816 или 817 Кум , империя Аббасидов |
Место отдыха | Храм Фатимы аль-Масумы |
Религия | ислам |
Родители |
|
Секта | Шииты ( двунадесятник ) |
Родственники | Али аль-Рида (брат) |
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Муса ( араб . فَاطِمَة بِنْت مُوسَىٰ латинизированная : Фатима Муса ), около 790–816 гг. н.э. широко известная как , Фатима бинт бинт , Фатима аль -Масума аль-Масума , букв. дочь Мусы аль- Казим ( ум. 799 ) и сестра Али ар-Риды ( ум. 818 ), седьмого и восьмого имамов в шиитском мире . Юная Фатима покинула свой родной город Медину примерно в 816 году, чтобы навестить своего брата аль-Рида в Мерве , но по пути заболела и умерла в Куме , расположенном на территории современного Ирана . Ее почитают за ее благочестие среди шиитов-двунадесятников, а ее святыня в Куме является основным местом паломничества.
Биография
[ редактировать ]Фатима родилась около 790 г. н.э. в Медине в семье Мусы аль-Казима , седьмого имама шиитов -двунадесятников . [ 1 ] Когда Муса умер в 799 году в тюрьме аббасидского халифа Харуна ар-Рашида ( годы правления 786–809 ), возможно, отравившись, [ 2 ] значительная группа его последователей приняла имамат его сына Али ар-Рида , брата Фатимы. [ 3 ] В 816 году аль-Рида был вызван в Хорасан аббасидским халифом аль-Мамуном ( годы правления 813–833 ), который назначил его своим наследником в 817 году, возможно, чтобы смягчить частые шиитские восстания. [ 4 ] Затем Фатима намеревалась присоединиться к своему брату в Мерве , но по пути заболела в суннитском городе Саве . Там она попросила отвезти ее в близлежащий шиитский город Кум , где через несколько дней и умерла. [ 1 ] возможно, через семнадцать дней. [ 5 ] В другом сообщении говорится, что местный шиитский деятель по имени Муса ибн Хазрадж аль-Ашари привез Фатиму в Кум и принял ее в последние дни ее жизни. [ 5 ] Также есть сообщения, что Фатиму отравили. [ 5 ] [ 6 ] хотя они не упоминаются в Тарих-е Кум , истории Кума, написанной в 988 году Хасаном ибн Мухаммадом Коми. [ 5 ] Таким образом, Фатима умерла в 816 году. [ 1 ] [ 5 ] или в 817. [ 7 ] Ее возраст на тот момент точно неизвестен, но ей должно было быть не менее двадцати одного года, учитывая, что ее отец Муса в последний раз находился в заключении в 795 году до своей смерти в 799 году. [ 5 ]
Место в Twelver Shia
[ редактировать ]Фатима известна под титулом аль-Масума (араб. ٱلْمْعْسُمَةِ , букв. «безупречная, непогрешимая»). [ 1 ] Неизвестно, когда и как она получила этот титул, но она уже упоминалась как таковая в приказе Джахан-шаха ( ок. 1438–1467 ) пятнадцатого века , короля Ирана . [ 5 ] Фатима почитается как «воплощение женских добродетелей» у шиитов-двунадесятников. [ 8 ] где ее признают за благочестие и религиозную ученость, и ее часто сравнивают с Фатимой бинт Мухаммад ( ум. 632 ), дочерью исламского пророка Мухаммеда ( ум. 632 ). Двунадесятники почитают ее как святую, которая ходатайствует в Судный день и творит чудеса, например, исцеляет людей с неизлечимыми болезнями. [ 1 ]
Храм
[ редактировать ]Фатима была похоронена за пределами Кума на участке земли, принадлежавшем Мусе аль-Ашари, который позже стал государственным пожертвованием. Дом, в котором она остановилась, место ее молитв, превратился в мечеть за пределами Кума. [ 5 ] Ее святыня развивалась последующими поколениями, [ 9 ] [ 10 ] находился под покровительством Буидов ( годы правления 934–1062 ) и Сельджуков ( годы правления 1037–1194 ), [ 11 ] а также Кара Коюнлус ( годы правления 1374–1468 ) и Ак Коюнлус ( годы правления 1378–1503 ). [ 12 ] Однако нынешний внушительный комплекс в основном относится к эпохам Сефевидов ( годы правления 1501–1736 ) и Каджаров ( годы правления 1789–1925 ). [ 12 ]
Кум обязан своим статусом места паломничества святыне Фатимы аль-Масумы. [ 12 ] и паломничество к ее святыне поощряется в традициях, приписываемых ее брату ар-Риде и его сыну Мухаммаду аль-Джаваду ( ум. 835 ), девятому имаму шиитов-двунадесятников. [ 13 ] Таким образом, начиная с восьмого века, город стал важным центром шиитской деятельности и обучения. [ 14 ] достигнув пика в десятом веке, пока не был разрушен в 1224 году во время первого вторжения монголов в Персию . [ 15 ] Персидский Хамдалла историк Мустауфи во время своего визита в четырнадцатом веке обнаружил город в руинах. [ 6 ] но оно вновь появилось в период Сефевидов. [ 15 ] В частности, дальнейшее развитие святыня получила в 1519 году Шах Бигум, дочь сефевидского царя Исмаила I ( годы правления 1501–1524 ), [ 1 ] в то время как царь Сефевидов Аббас I ( годы правления 1588–1629 ) финансово поддержал храм и построил там школу и приют для паломников. [ 15 ] [ 16 ] [ 1 ] Частично он сделал это для поощрения паломничества к шиитским святыням на своей территории незадолго до того, как османы-сунниты установили в 1638 году свою власть над Ираком , где расположены святыни большинства шиитских имамов. [ 15 ] Богословская юридическая школа была основана в 1533 году. [ 15 ] Известен как Фейзия в честь философа эпохи Сефевидов Мохсена Файза Кашани ( ум. 1680 ). [ 15 ] [ 12 ] Позже Кум извлек выгоду из своей близости к Тегерану , королевской резиденции Каджаров, которые развивали святыню и хоронили своих умерших в городе. [ 15 ] Юрист эпохи Каджара Мирза-е Коми ( ум. 1815 ) особенно помог поднять академический авторитет семинарии. [ 12 ] Другая фаза роста началась с приходом в 1921 году Абдолкарима Хаери Йезди ( ум. 1937 ), который основал нынешний богословский центр ( хауза-йе эльмийе ). [ 12 ] [ 17 ] Среди его учеников был Рухолла Хомейни ( ум. 1989 ), возглавивший иранскую революцию в 1979 году. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Раффл 2004г .
- ^ Дафтари 2013 , с. 59.
- ^ Дафтари 2013 , с. 60.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 60–1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Саджади 2019 .
- ^ Перейти обратно: а б Дональдсон 1933 , с. 258.
- ^ Хальм 1997 , стр. 27.
- ^ Старки 2008 , с. 532.
- ^ Халмс 2008 .
- ^ Дрекслер 2009 .
- ^ Старки 2008 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джафариян 2004 .
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 258–9.
- ^ Дафтари 2013 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хальм 1997 , стр. 128.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 259–60.
- ^ Хальм 1997 , стр. 129–30.
Ссылки
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9781780768410 .
- Дрекслер, Андреас (2005). «ИСТОРИЯ КУМА» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Дрекслер, Андреас (2009). «QOM i. История периода Сефевидов» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс. ISBN 9780598503787 .
- Хальм, Хайнц (1997). Шиитский ислам: от религии к революции . Издательство Маркуса Винера. ISBN 1558761349 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2008). « Али АЛЬ-РИДА» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 43. ИСБН 9780700715886 .
- Джафариян, Расул (2004). «КОМ» . Мартин, Ричард К. (ред.). Энциклопедия ислама и мусульманского мира . Том. 2. Справочник Макмиллана США. стр. 561–2. ISBN 0028656059 .
- Раффл, Карен Г. (2004). «Фатима Масума» . В Jestice, Филлис Г. (ред.). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . Том. 3. АВС-КЛИО. п. 273. ИСБН 9781576073551 .
- Саджади, Садик (2019). «Астана Хазрат Масума» [Храм Леди Масума] Большая исламская энциклопедия (на персидском языке). Том. 1. Центр иранских и исламских исследований .
- Старки, Джанет (2008). «КУММ» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. стр. 531–2. ISBN 9780700715886 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Садеги, Зохре (1996). Фатима из Кума: пример почитания святых женщин в народных верованиях шиитов-двунадесятников [ Фатима из Кума: пример почитания святых женщин в народных верованиях шиитов-двунадесятников ]. Издательство К. Шварца. ISBN 9783879972555 .