Ишикизм
Часть серии о низаритах - исмаилитах Батинии , Хуруфии , кайсанитах и двунадесятническом шиизме. |
---|
Исламский портал |
Ишик или Ишик Алевизм ( Işık Aleviliği ), также известный как Чинаризм ( Çınarcılık ), представляет собой новое синкретическое религиозное движение среди алевитов, развивших альтернативное понимание алевизма и его истории. Эти альтернативные интерпретации и убеждения были вдохновлены турецким писателем Эрдоганом Чинаром после публикации его книги «Алевилигин Гизли Тарихи» ( «Тайная история алевизма ») в 2004 году.
Светлая вера [ править ]
В то время как основные алевиты считают, что термин «алеви» означает «последователь Али », как в арабском слове «алави» ( علوي ), и считают себя последователями учений и практик святого алевитов 13-го века Хаджи Бекташа Вели , Ишики считают иначе. Движение Ишик утверждает, что термин «Алеви» происходит от древних анатолийских лувийцев , утверждая, что слово «Луви» означает «Люди Света» на хеттском языке . В некоторых османских документах 16 века предки сегодняшних алевитов упоминаются как «Ишик Тайфеси», что означает «Люди Света». Это, по мнению Ишикиса, является доказательством связи лувийцев и алевитов.
Ишик-алевитов сравнивают с курдскими езидами как часть более широкой монотеистической традиции, называемой язданизмом . Общая культурная история такого рода связана с обычным фольклором, описывающим изобретение сельского хозяйства путем одомашнивания растений. Предполагается, что пшеница впервые была выращена в северной части Ближнего Востока; Точно так же региональные народы разделяли кулинарные традиции в отношении видов овощей, которые они потребляли. [1]
Самооценка [ править ]
Ишики считают себя эзотеристами , утверждая, что алевизм сам по себе является эзотерикой, а это означает, что они идентифицируют себя со всеми типами эзотерики в истории (например, еврейскими эзотеристами, христианскими эзотеристами, исламскими и языческими эзотериками и т. д.).
Они утверждают, что алевизм — старейшая религия в мире, которая с течением времени меняла формы. Утверждается, что эта «первая и истинная религия» мира была основным источником всех других религий и верований в мире:
Теперь было открыто со всей правдой, что алевизм с его десятками тысячелетней историей повлиял на все верования и был Первоисточником (так называемым «Серчешме», что означает «Начальное место Фонтан») небесных религий.
- Эрдоган Чинар в: Тайная история алевизма , 2004. [2]
Исикиты также утверждают, что религиозные церемонии, практиковавшиеся алевитами, практиковались еще хеттами и даже шумерами . По мнению Ишикиса, алевитами были также средневековые христианские секты, такие как павликианство , богомильство и т. д. Хороший пример этой веры можно найти в переводе книги « Катары: самая успешная ересь средневековья». [3] (2005) Шона Мартина . Несмотря на то, что оригинальная английская версия не содержит слова «Алеви», турецкий переводчик перевел название книги как Ортачада Аврупада Алеви Харекети – Катарлар (Движение алевитов в средние века – Катары). [4]
Исторические верования [ править ]
По сравнению с традиционным алевизмом, наиболее ярким отличием движения Ишик является его интерпретация истории. Движение Ишик утверждает, что алевиты несколько раз в истории меняли свою идентичность, чтобы выжить. Согласно убеждению Исики, еретические секты, такие как павликиане и богомилы, на самом деле были алевитами, вынужденными выглядеть христианами из-за византийского притеснения. Точно так же современные алевиты приобрели исламский вид из-за османского гнета.
Ишики убежден, что большинство неортодоксальных групп являются изобретением в результате угнетения, а это означает, что такие группы, как низаритские исмаилиты , бекташизм , нусайритский алавизм , Гулат и Ахл-е Хакк, на самом деле отделены от настоящего ислама .
Критика [ править ]
Раскол Исики и традиционалистов вызвал глубокий разрыв в обществе алевитов. Впервые за столетия алевиты пережили такой большой раскол в верованиях.
- Алевиты-традиционалисты решительно выступают против ишикитов, которых они считают людьми, создающими совершенно новую религию, а иногда и агентами под прикрытием, пытающимися разрушить единство алевитов. Ишики также критикуют за чрезмерную политическую позицию и за отказ от фундаментальных алевитских источников, таких как Буйрук , один из самых известных письменных источников среди алевитов.
- Историк-алеви Хамза Аксют отреагировал на работы Эрдогана Чинара в нескольких статьях, критикуя его за намеренное манипулирование и в высшей степени заговорщический подход. были официально даны в качестве ответа на интервью с Эрдоганом Чинаром: Çınar'dan uyarı: «Her flörtün sonu evlilikle bitmez» (Предупреждение Чинара: «Не все флирты заканчиваются браком»). [5] Другой писатель, Юнсал Озтюрк, также раскритиковал Эрдогана Чинара. [6] В 2010 году Хамза Аксют, Хасан Харманджи и Унсал Озтюрк вместе опубликовали книгу «Написание истории алевитов – Эрдоган Чинар Орнеги» («Скандал в написании истории алевитов – пример Эрдогана Чинара»), которая представляет собой анализ и объяснение заявленных манипуляций и « вмешательство" [7] сделал Эрдоган Чинар.
- Эрдоган Чинар подвергся большой критике со стороны Алевиса и Алеви Дедеса (например, Баки Гюнгёр деде, которые утверждают, что книга Чинара полна заблуждений и противоречий, и считают ее еще одной попыткой «Йол-Езидилер» (врагов пути их тариката) ассимилировать алевитов и отделить их от мистических учений Хаджи Бекташа Вели , Пира Султана Абдала , Юнуса Эмре и Двенадцати Имамов .
- Некоторые традиционалисты даже зашли так далеко, что потребовали, чтобы Исики Деде, подобные Хасану Кылавузу, понесли наказание в виде социальной изоляции.
Организации Исики [ править ]
Движению Ишик удалось стать очень влиятельным в важных и влиятельных организациях алевитов. [ сомнительно – обсудить ] Например, Европейская конфедерация алевитов (AABK) отказалась от своих традиционных верований алевитов в 2006 году, заменив их маргинальным пониманием типа ишики. [8]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Пьерони, Андреа; Ахмед, Хива М.; Захир, Хавр (2017). «Весна пришла: традиционные дикие овощи, собранные ярсанисами (Ахль-э-Хакк) и мусульманами-суннитами в Западном Хаврамане, Юго-Восточный Курдистан, Ирак». История . 86 (1).
- ^ « Это раскрывает всей своей реальностью, что алевизм является настоящим источником «Серчешме», который берет свое начало в десятках тысяч лет истории, повлиял на все верования и создал начало небесных религий ». в: Чинар 2007
- ^ Шон Мартин (2005). Катары: самая успешная ересь средневековья . Карманные предметы первой необходимости.
- ^ Шон Мартин (2005). Движение алевитов в Европе в средние века – катары [ Движение алевитов в средние века – катары ]. Халкидон.
- ^ Хамза Аксют (9 марта 2009 г.). «Предупреждение от Чинара: «Не всякий флирт заканчивается свадьбой» » . Ренхабер. Архивировано из оригинала 19 марта 2009 года.
- ^ Юнсал Озтюрк (10 марта 2009 г.). «Трагедия, неизвестная литературной жизни: Эрдоган Чинар» . Ренхабер. Архивировано из оригинала 21 января 2010 года.
- ^ Харманджи, Хамза (2010). Скандал в алевитской историографии . Издательство Юрт Китап.
- ^ «AABF и AABK продолжают дискредитировать алевизм своими новыми изменениями в программе!» . Алеви Путь. 15 января 2007 г. Архивировано из оригинала 26 января 2008 г.
Библиография [ править ]
- Чинар, Эрдоган (2007) [2004]. Тайная история алевизма (8-е изд.). Стамбул: Халкидон. ISBN 978-9944115056 .
Дальнейшее чтение [ править ]
Первоисточниками ишикизма являются произведения турецкого писателя Эрдогана Чинара:
- «Тайная история алавизма », «Тайная история алевизма» / «След муравья на железе» (2004)
- «Потерянная тысяча лет алавизма », «Потерянная тысяча лет алевизма» (325–1325) Дорога не горит, когда путник горит в огне (2006)
- «Затерянная алави легенда », «Затерянная легенда алави» (2007)
- «Корни алавизма и эзотеризм Абдала и Сирри Абдала Мусы », Корни алевизма Мусы (2008)
Но он также заручился поддержкой и других писателей:
- Хашим Кутлу: Путь Кызылбаша - Алавизм , Путь в Кызылбашском алевизме Площадь Эркан , Юрт Китап Яйын, 2007