Jump to content

Бёрключе Мустафа

Бёрключе Мустафа был одним из главных учеников шейха Бедреддина . Он жил на рубеже 14-15 веков и проповедовал систему, которую можно сравнить с современным коммунизмом. В 1415–1416 годах он собрал туркменских крестьян, греческих моряков и еврейских купцов на полуострове Карабурун , чтобы восстать против высоких налогов и других несправедливостей.

Основные аккаунты

[ редактировать ]

Жизнь Бёрключе Мустафы относительно неясна, и вплоть до 20-го века почти не освещалась наукой, за исключением контекста его наставника, шейха Бедреддина . [ 1 ] Основной первичный отчет о его деятельности принадлежит византийскому историку Дуке , а также несколько разрозненных упоминаний в других источниках. [ 2 ] В результате даже его имя неизвестно: «Бёрключе Мустафа» является лишь одним из предложенных оригинальных названий для эллинизированного перевода Дукаса Περκλιτζία Μουσταφᾶ. [ 2 ]

Происхождение и учение

[ редактировать ]

Сам Мустафа, возможно, был родом с острова Самос , поскольку критский отшельник на Хиосе утверждал Дукасу, что знал Мустафу, который тогда жил отшельником или дервишем на этом острове. [ 3 ] В конце концов, Мустафу поддержали учения шейха Бедреддина , сторонника Мусы Челеби во время Османского междуцарствия , который был сослан султаном Мехмедом I в Изник . [ 4 ]

Однако Мустафа вышел за рамки своего учителя в своих усилиях приблизиться к простым людям, и его учение было «не чем иным, как революционным»: помимо отказа от богатства и общей собственности на имущество, он также поддерживал сближение и полное равенство между мусульманами и христианами. . По словам Дукаса, он призвал своих последователей относиться к христианам как к единоверцам и проявлять к ним гостеприимство. Дукас даже приписывает ему формулировку: «Каждый турок [т.е. мусульманин], который говорит, что христиане не верны Богу, сам является неверующим». [ 5 ] Сам Мустафа подал пример своим последователям, живя простым отшельником , полностью посвятив свою жизнь молитве и распространению своих идей. [ 5 ] Для последней цели он основал миссионерскую организацию, отправив «апостолов» или « стилариев » (по названию горы, на которой он жил). Эти миссионеры были обязаны бедности и ходили одетыми только в туники, без обуви и с остриженными головами. [ 3 ]

Когда шейх Бедреддин бежал из Изника в Синоп , Мустафа тоже покинул эту местность, стремясь обосноваться и обосноваться в более безопасном месте, чем бывшая османская столица. По этой причине он выбрал полуостров Карабурун на побережье Эгейского моря, где он и его последователи поселились в большом количестве. [ 6 ] В своих ночных молитвах он утверждал, что мистически общался с критским отшельником на Хиосе, который, в свою очередь, лично сказал Дукасу, что Мустафа приходил к нему в гости каждую вторую ночь. [ 7 ]

По разным данным, он собрал около 4-10 тысяч человек. В начале восстания Искендер-паша пытался подавить восстание, но не смог из-за узких переулков полуострова Карабурун. Жителям Карабуруна удалось разгромить армию Искендера-паши. После этого к восстанию присоединилось еще больше туркменских мусульман и христиан.

После поражения Мехмед отправил Тимурташа Пашазаде Али-бея со всеми войсками провинции Сарухан и Айдыном в Карабурун. Эти войска также потерпели поражение от крестьян. Али-бею удалось бежать в Манису.

Мехмед, который на этот раз услышал эту новость, послал своего сына Мюрата и Баязид-пашу с войсками Румелии и подкреплениями из Анатолии на Бёрключе. По дороге к горе, которой управляли дервиши, Баязид-паша убил всех людей, включая женщин, детей и стариков. С одной стороны, произошел кровавый конфликт в долине Чеэннем, а с другой стороны, османская армия контролировала гавани острова Сакиз, чтобы не допустить бегства людей. Большое количество последователей Бёрключе было убито. Бёрключе пытался бежать на остров Сакиз вместе с остальными людьми, но когда он прибыл, он заметил османский флот. После кровопролитного боя Бёрключе и его люди не смогли бежать и двинулись на север полуострова, где были взяты в плен. Бёрключе был взят в заложники, и после долгих пыток он все еще настаивал на своих убеждениях и требованиях. В результате его подвергли пыткам. [ 8 ] распятого и связанного на спине верблюда, чтобы его высмеивали и показывали окружающим. Дервиши, которые остались ему верны, были убиты на его глазах. Тем временем в Манисе произошло аналогичное восстание, которое, вероятно, было связано с восстанием Карабуруна. Восстание в Манисе возглавил Торлак Кемаль .

Некоторые из его последователей видели в нем мессию и сомневались в его смерти. [ 9 ]

Философия и его произведения

[ редактировать ]

Бёрключе Мустафа считался важным философом многими богословами и философами исламского мира. Он написал Тасвирул-Кулуб.

  1. ^ Котсонис 1957 , стр. 397–398.
  2. ^ Перейти обратно: а б Котсонис 1957 , с. 398.
  3. ^ Перейти обратно: а б Котсонис 1957 , с. 400.
  4. ^ Котсонис 1957 , стр. 398–399.
  5. ^ Перейти обратно: а б Котсонис 1957 , с. 399.
  6. ^ Котсонис 1957 , с. 401.
  7. ^ Котсонис 1957 , стр. 399–400.
  8. ^ Эрнст Вернер, Вальтер Марков: История турок. Akademie Verlag , Берлин, 1978, с. 45.
  9. ^ Эрнст Вернер, Вальтер Марков: История турок. Akademie Verlag , Берлин, 1978, с. 47.

Источники

[ редактировать ]
  • Котсонис, HI (1957). «Из последних времен Византии: Бюрклюдше Мустафа. Мученик за сосуществование ислама и христианства». Византийский журнал (на немецком языке). 50 (2): 397–404. дои : 10.1515/byzs.1957.50.2.397 . S2CID   194100470 .
  • Шабан Эр, «Последнее слово об Эдирне-Симавне Кади и сыне эмира Исраила шейхе Бедреддине», Kutupyıldızı Publications, Стамбул, июнь 2016 г. (657 страниц в твердом переплете, ISBN   978-605-5291-65-5 )
  • Кемаль Дерин: Свет сердец: Бёрключе Мустафа, Destek Publications, 2014 г.
  • Йылмаз Груда: Крестьянский революционер Бёрключе Мустафа Берфин Публикации, 2008 г.
  • Эрнст Вернер: Публикации Шейха Бедреддина и Бёрключе Мустафы Кайнака
  • Мишель Баливе: Публикации Юрта Фонда истории суфизма и восстаний Шейха Бедреддина, 2000 г.
  • Абдулбаки Гёлпинарлы, Мелами и Меламис, Грей Яин, Стамбул, 1992 г.
  • Доктор Месут Кескин: Понимание толерантности к анатолийскому инакомыслию на примере шейха Бедреддина Махмуда Исраила, 2-го поколения, Берлин, 1999 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0fef7ef264619485f7a5e6b940cd1868__1706089500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/68/0fef7ef264619485f7a5e6b940cd1868.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Börklüce Mustafa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)