Бёрключе Мустафа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Бёрключе Мустафа был одним из главных учеников шейха Бедреддина . Он жил на рубеже 14-15 веков и проповедовал систему, которую можно сравнить с современным коммунизмом. В 1415–1416 годах он собрал туркменских крестьян, греческих моряков и еврейских купцов на полуострове Карабурун , чтобы восстать против высоких налогов и других несправедливостей.
Основные аккаунты
[ редактировать ]Жизнь Бёрключе Мустафы относительно неясна, и вплоть до 20-го века почти не освещалась наукой, за исключением контекста его наставника, шейха Бедреддина . [ 1 ] Основной первичный отчет о его деятельности принадлежит византийскому историку Дуке , а также несколько разрозненных упоминаний в других источниках. [ 2 ] В результате даже его имя неизвестно: «Бёрключе Мустафа» является лишь одним из предложенных оригинальных названий для эллинизированного перевода Дукаса Περκλιτζία Μουσταφᾶ. [ 2 ]
Происхождение и учение
[ редактировать ]Сам Мустафа, возможно, был родом с острова Самос , поскольку критский отшельник на Хиосе утверждал Дукасу, что знал Мустафу, который тогда жил отшельником или дервишем на этом острове. [ 3 ] В конце концов, Мустафу поддержали учения шейха Бедреддина , сторонника Мусы Челеби во время Османского междуцарствия , который был сослан султаном Мехмедом I в Изник . [ 4 ]
Однако Мустафа вышел за рамки своего учителя в своих усилиях приблизиться к простым людям, и его учение было «не чем иным, как революционным»: помимо отказа от богатства и общей собственности на имущество, он также поддерживал сближение и полное равенство между мусульманами и христианами. . По словам Дукаса, он призвал своих последователей относиться к христианам как к единоверцам и проявлять к ним гостеприимство. Дукас даже приписывает ему формулировку: «Каждый турок [т.е. мусульманин], который говорит, что христиане не верны Богу, сам является неверующим». [ 5 ] Сам Мустафа подал пример своим последователям, живя простым отшельником , полностью посвятив свою жизнь молитве и распространению своих идей. [ 5 ] Для последней цели он основал миссионерскую организацию, отправив «апостолов» или « стилариев » (по названию горы, на которой он жил). Эти миссионеры были обязаны бедности и ходили одетыми только в туники, без обуви и с остриженными головами. [ 3 ]
Когда шейх Бедреддин бежал из Изника в Синоп , Мустафа тоже покинул эту местность, стремясь обосноваться и обосноваться в более безопасном месте, чем бывшая османская столица. По этой причине он выбрал полуостров Карабурун на побережье Эгейского моря, где он и его последователи поселились в большом количестве. [ 6 ] В своих ночных молитвах он утверждал, что мистически общался с критским отшельником на Хиосе, который, в свою очередь, лично сказал Дукасу, что Мустафа приходил к нему в гости каждую вторую ночь. [ 7 ]
Бунт
[ редактировать ]По разным данным, он собрал около 4-10 тысяч человек. В начале восстания Искендер-паша пытался подавить восстание, но не смог из-за узких переулков полуострова Карабурун. Жителям Карабуруна удалось разгромить армию Искендера-паши. После этого к восстанию присоединилось еще больше туркменских мусульман и христиан.
После поражения Мехмед отправил Тимурташа Пашазаде Али-бея со всеми войсками провинции Сарухан и Айдыном в Карабурун. Эти войска также потерпели поражение от крестьян. Али-бею удалось бежать в Манису.
Мехмед, который на этот раз услышал эту новость, послал своего сына Мюрата и Баязид-пашу с войсками Румелии и подкреплениями из Анатолии на Бёрключе. По дороге к горе, которой управляли дервиши, Баязид-паша убил всех людей, включая женщин, детей и стариков. С одной стороны, произошел кровавый конфликт в долине Чеэннем, а с другой стороны, османская армия контролировала гавани острова Сакиз, чтобы не допустить бегства людей. Большое количество последователей Бёрключе было убито. Бёрключе пытался бежать на остров Сакиз вместе с остальными людьми, но когда он прибыл, он заметил османский флот. После кровопролитного боя Бёрключе и его люди не смогли бежать и двинулись на север полуострова, где были взяты в плен. Бёрключе был взят в заложники, и после долгих пыток он все еще настаивал на своих убеждениях и требованиях. В результате его подвергли пыткам. [ 8 ] распятого и связанного на спине верблюда, чтобы его высмеивали и показывали окружающим. Дервиши, которые остались ему верны, были убиты на его глазах. Тем временем в Манисе произошло аналогичное восстание, которое, вероятно, было связано с восстанием Карабуруна. Восстание в Манисе возглавил Торлак Кемаль .
Некоторые из его последователей видели в нем мессию и сомневались в его смерти. [ 9 ]
Философия и его произведения
[ редактировать ]Бёрключе Мустафа считался важным философом многими богословами и философами исламского мира. Он написал Тасвирул-Кулуб.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Котсонис 1957 , стр. 397–398.
- ^ Перейти обратно: а б Котсонис 1957 , с. 398.
- ^ Перейти обратно: а б Котсонис 1957 , с. 400.
- ^ Котсонис 1957 , стр. 398–399.
- ^ Перейти обратно: а б Котсонис 1957 , с. 399.
- ^ Котсонис 1957 , с. 401.
- ^ Котсонис 1957 , стр. 399–400.
- ^ Эрнст Вернер, Вальтер Марков: История турок. Akademie Verlag , Берлин, 1978, с. 45.
- ^ Эрнст Вернер, Вальтер Марков: История турок. Akademie Verlag , Берлин, 1978, с. 47.
Источники
[ редактировать ]- Котсонис, HI (1957). «Из последних времен Византии: Бюрклюдше Мустафа. Мученик за сосуществование ислама и христианства». Византийский журнал (на немецком языке). 50 (2): 397–404. дои : 10.1515/byzs.1957.50.2.397 . S2CID 194100470 .
- Шабан Эр, «Последнее слово об Эдирне-Симавне Кади и сыне эмира Исраила шейхе Бедреддине», Kutupyıldızı Publications, Стамбул, июнь 2016 г. (657 страниц в твердом переплете, ISBN 978-605-5291-65-5 )
- Кемаль Дерин: Свет сердец: Бёрключе Мустафа, Destek Publications, 2014 г.
- Йылмаз Груда: Крестьянский революционер Бёрключе Мустафа Берфин Публикации, 2008 г.
- Эрнст Вернер: Публикации Шейха Бедреддина и Бёрключе Мустафы Кайнака
- Мишель Баливе: Публикации Юрта Фонда истории суфизма и восстаний Шейха Бедреддина, 2000 г.
- Абдулбаки Гёлпинарлы, Мелами и Меламис, Грей Яин, Стамбул, 1992 г.
- Доктор Месут Кескин: Понимание толерантности к анатолийскому инакомыслию на примере шейха Бедреддина Махмуда Исраила, 2-го поколения, Берлин, 1999 г.