Сари Салтик
абсолютный | |
---|---|
Саллик | |
Персональный | |
Рожденный | Неизвестный, возможно Бухара |
Умер | в. 1297/98 |
Место отдыха | Мавзолей Сари Салтук Бабы, Бабадаг , Румыния. 44 ° 53'37,3 "с.ш. 28 ° 43'07,0" в.д. / 44,893694 ° с.ш. 28,718611 ° в.д. |
Религия | ислам |
Эра | Позднее Средневековье |
Известный | Суфийский мистицизм |
Мусульманский лидер | |
Период пребывания в должности | 13 век |
Под влиянием |
Часть серии о |
ислам |
---|
Часть серии о низаритах - исмаилитах Батинии , Хуруфии , кайсанитах и двунадесятническом шиизме. |
---|
Исламский портал |
Сары Салтык (также пишется Сары Салтук , желтый означает «блондинка»). [ 1 ] Османский турецкий язык : Ṣārī Ṣaltīq , латинизированный : Ṣarı̊ Ṣaltı̊q ; (также известный как Сари Салтук Баба или Деде ) (умер в 1297/98 г.) [ 2 ] XIII века -алевитом был турецким дервишем , почитаемым как святой мусульманами бекташи -суфиями- на Балканах и в некоторых частях Ближнего Востока , а также основной мусульманской общиной-суннитом.
Историческая личность
[ редактировать ]По словам марокканского путешественника XIV века Ибн Баттуты , Салтик был «экстатическим преданным», хотя «о нем рассказывают вещи, порицаемые Божественным Законом ». [ 3 ] В различных источниках он считается учеником Махмуда Хайрана. [ 4 ] Гаджи Бекташа Вели , [ 5 ] или одного из преемников Ахмеда ар-Рифаи . [ 6 ] По словам путешественника 17 века Эвлия Челеби , его настоящее имя было Мехмед, и он был родом из Бухары . [ 7 ] Историк начала 20 века Фредерик Хаслук считал его святым татарского племени из Крыма , которое принесло его культ в Добруджу , откуда он был распространен бекташи. [ 8 ]
Согласно повествованию Огузнаме XV века , в 1261 году он сопровождал группу анатолийских туркменов в Добруджу , где они были поселены византийским императором Михаилом VIII для защиты северной границы империи. Однако в тот же период Добруджа была оккупирована татарами. Тот же источник помещает его в Крым после 1265 года вместе с туркменами, переведёнными туда татарским ханом Берке , а после 1280 года упоминает, что он вел кочевников обратно в Добруджу. [ 9 ] [ 10 ] После смерти Сари Салтика часть туркменов вернулась в Анатолию, а другие остались и стали христианами. [ 11 ] став предками гагаузского народа . [ 12 ] Это переселение имеет черты народного эпоса дестана , и его историчность подвергается сомнению некоторыми учеными. [ 3 ]
Наследие в Бабадаге
[ редактировать ]Город Бабадаг (турецкий, Babadağ, Гора Бабы ) в румынской Добрудже , отождествляемый с городом Баба Салтук, который в 1331/1332 году посетил Ибн Баттута, [ 13 ] говорят, назван в его честь. [ 14 ] В самых старых источниках о Сари Салтике его могила находится на территории будущего города. [ 15 ] Эту гробницу посетил в 1484/1485 году османский султан Баязид II во время военной кампании, и, сообщив о важной победе, он приказал построить здесь религиозно-просветительский комплекс (включая мавзолей Салтику, завершенный в 1488 году), около который развивался в городе. По словам Эвлия Челеби, во время строительства был найден мраморный саркофаг с татарской надписью, подтверждающей, что это могила святого. Однако в других источниках, рассказывающих о проезде султана через город, это чудесное открытие не упоминается. [ 16 ]
Бабадаг стал важным местом паломничества, которое в 1538 году посетил Сулейман Великолепный , и самым важным городским центром Добруджи 16 века. Однако город пришел в упадок во время частых войн, опустошавших регион в 17 веке, и в конечном итоге был сожжен вместе с мавзолеем Салтику во время русско-турецких войн . [ 17 ] простая купольная тюрбе . В 1828 году над могилой святого была восстановлена [ 18 ] Мавзолей в Бабадаге сохраняет относительное значение даже в наши дни, он был недавно отремонтирован и вновь открыт в 2007 году тогдашним Турции премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом . [ 19 ]
Легендарная фигура
[ редактировать ]В различных православных христианских легендах его отождествляют с такими святыми, как святой Георгий , Илия , святой Николай , святой Симеон , святой Наум или святой Спиридон . По местному преданию, его тело было похоронено в семи гробах, в отдаленных городах и селах в пределах земель неверных . [ 7 ] предполагаемые гробницы ( тюрбе В настоящее время его ) найдены по всему Балканам ( Благай, Мостар , Круя , Калиакра ) и западной Анатолии ( Изник ). [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Х. Т. Норрис (2006). Популярный суфизм в Восточной Европе. Суфийские братства и диалог с христианством и «инославием» . п. 66.
- ^ согласно Юсуфу ан-Набхани , Гами Карамат'л-Авлия , цитируется в Киле, Османское городское развитие... , стр. 286
- ^ Jump up to: а б Норрис, Ислам на Балканах , стр. 146-47.
- ^ Виттек, Язиджио г лу 'Али о турках-христианах... , стр. 658
- ^ Бабингер, Сары Салтук Баба (Сари Салтик Деде) , с. 171
- ^ Киль, Городское развитие Османской империи... , с. 287
- ^ Jump up to: а б Бабингер, Шари Салтик Деде , с. 172
- ^
Сари Салтик, главный апостол-бекташи Румели , похоже, имел похожую историю. Судя по всему, изначально он был святым татарского племени в Крыму, которое эмигрировало в Баба-Даг в Румынии, неся с собой свой культ. Созданный Бекташи, Сари Салтик теряет все следы своего настоящего происхождения и фигурирует как один из святых-миссионеров, посланных Ахмедом Ясеви для обращения Европы.
- Хаслук, Христианство и ислам при султанах , с. 340 - ^ Виттек, Язиджио г лу 'Али о турках-христианах... , стр. 648-649, 659
- ^
Языджиоглу Али, писавший во время правления Мурада II (1421–1451 гг.), говорит, что «Изз ад-Дин Кайкаус II , которому угрожал его брат, нашел убежище у своих последователей при дворе византийского императора. Он сражался с врагами последнего, и в награду тот подарил им Добруджу. Были вызваны турецкие кланы, и под предводительством Шари Шалтика (Сари Салтик) они переправились из Ускюдара , а затем направились в Добруджу.
- Норрис, Ислам на Балканах , стр. 146-47. - ^ Виттек, Язиджио г лу 'Али о турках-христианах... , стр. 661-662
- ^ Виттек, Язиджио г лу 'Али о турках-христианах... , стр. 666
- ↑ Другие ученые предложили разместить Бабу Салтук Ибн Баттуты в степях юга России.
- ^ Киль, Городское развитие Османской империи... , с. 284
- ^ Киль, Городское развитие Османской империи... , стр. 286-287.
- ^ Киль, Городское развитие Османской империи... , стр. 290-292.
- ^ Киль, Городское развитие Османской империи... , стр. 294-296.
- ^ Киль, Городское развитие Османской империи... , с. 298
- ^ РОМПРЕС (27 октября 2007 г.). «Премьер-министр Турецкой Республики посетил Бабадаг» . День Констанцы . Проверено 9 апреля 2008 г.
- ^ «Гробница Сари Салтук» . АрхНет . Архивировано из оригинала 10 августа 2009 г. Проверено 9 апреля 2008 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бабингер, Франц (1993) [1913–1936]. «Сари Салтик Деде». В Хоутсме, М.Т.; и др. (ред.). Первая энциклопедия ислама . Полный. VII. Ведущий: Э.Дж. Брилл . стр. 171–172. ISBN 90-04-09796-1 .
- Хаслак, Ф.В. (2007) [1929]. «XXXII. Сари Салтик». Христианство и ислам при султанах . Том. II. Хаслук Пресс. стр. 429–439. ISBN 978-1-4067-5887-0 .
- Киль, Махиэль (2005). «Османское городское развитие и культ неортодоксального суфийского святого: Сары Салтук Деде и города Исакче и Бабадаг в Северной Добрудже» В Жиле Вайнштейне (ред.). Синкретизмы и ереси на сельджукидском и османском Востоке . Турецкая коллекция. Том. IX. Издательство Питерс. ISBN 90-429-1549-8 .
- Норрис, ХТ (1993). Ислам на Балканах: религия и общество между Европой и арабским миром . Издательство Университета Южной Каролины. ISBN 0-87249-977-4 .
- Виттек, Пол (1952). «Язиджио г лу Али о турках-христианах Добруджи». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 14 (3). Издательство Кембриджского университета от имени Школы восточных и африканских исследований : 639–668. дои : 10.1017/S0041977X00088595 . JSTOR 609124 . S2CID 140172969 .