Латаиф-э-Ситта
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Латаиф-э-ситта ( араб . اللطائف الستة ) — особые органы восприятия в суфийской духовной психологии, тонкие человеческие способности к опыту или действию. В зависимости от контекста под латайфом также понимаются качества (или формы) сознания. [1] соответствующие этим переживаниям или действиям.
Основополагающее арабское слово латифа (единственное число) означает «тонкость», а фраза Латаиф-э-ситта означает «шесть тонкостей» (хотя количество латаифов может различаться в зависимости от конкретной суфийской традиции).
Когда оно реализовано (или активировано, или пробуждено, или озарено ( таджалли )), [2] Латайф . понимается как часть духовного «Органа эволюции» человека [3] известный как Кальб (Сердце) (см. значения: Кальб (Сердце) или латифа ).
Эта интеграция латаифа в кальб рассматривается некоторыми суфийскими орденами как центральная часть всестороннего духовного развития, которое порождает суфийский идеал целостного человека ( Аль-Инсан аль-Камиль ).
Разные понимания латифа
[ редактировать ]Не все суфийские ордена учат о латифе . Из тех, которые это делают, описания и понимания могут различаться в зависимости от конкретной суфийской традиции и представителя, представляющего ее.
Кроме того, отдельные суфийские учителя (см. Шейх (Суфизм) ) иногда понимают аспекты теории и практики латайфа в соответствии с тем, как латайф был им уникальным образом открыт. [4]
В целом существует как минимум три основных исторических понимания латайфа :
- это происходит от ордена Кубрави , описанного в трудах Ала уд-Даулы Симнани (Семнани) (1261–1336), который рассматривает Латаиф как потенциальные психодуховные органы/способности, которые могут быть реализованы как прогрессивные стадии у тех, кто проходит духовное развитие;
- который произошел от ветви Муджаддидия ордена Накшбанди , описанной в трудах Ахмада Сирхинди (1564–1624), который рассматривает Латаиф как психодуховные органы/способности, которые являются потенциальными рецепторами Божественной энергии. [4] при активации у тех, кто проходит духовное развитие;
- который произошел из пенджабской традиции внутри ордена Накшбанди, описанной в трудах Икбала Али Шаха (1894–1969) и Идриса Шаха (1924–1996), которые рассматривают Латаиф как настоящие человеческие психодуховные органы / способности, которые неявно присутствуют в повседневной жизни. и проявляется в тех, кто проходит духовное развитие.
Кубрави латайф
[ редактировать ]По мнению ордена Кубрави, существует семь латайфов . Космологически они понимаются как «нисходящие» уровни, посредством которых реальность создается и структурируется. [5] [6]
Подразумевается, что в процессе духовного развития индивидуальный суфий постепенно «восходит» обратно через эти уровни (см. онтологические дуги нисхождения и восхождения в суфизме).
Достижение каждого уровня — это этап, связанный с активацией/реализацией соответствующего духовного органа/способности, символически интерпретируемый через исламскую космологию и пророков и посланников в исламе . [7]
В порядке возрастания это:
- Латифа Калабия (связанная с переживанием черного цвета) представляет собой приобретение нового органа, эмбрионального тонкого тела . Символически это понимается как «Адам своего существа», поскольку Адам был первым человеком.
- Латифа Нафсия (цвет синий) – орган, соответствующий животной душе и являющийся полигоном борьбы с желаниями и страстями. Символически это понимается как «Ной своего существа», поскольку Ной столкнулся с той же ситуацией, сталкиваясь с враждебностью своего народа.
- Латифа Калбия (красный цвет) — это орган, который разовьется и станет Истинным Эго, настоящей индивидуальностью. Символически это понимается как «Авраам своего существа», поскольку пророк Авраам исторически представляет собой установление настоящей религии.
- Латифа Сиррия (цвет белый) — орган сверхсознания. Символически оно понимается как «Моисей своего бытия», поскольку пророк Моисей через это сознание участвовал в духовном общении с Богом.
- Латифа Рухия (желтый цвет) — это орган, благодаря которому человек становится способным действовать как наместник Бога. Символически он понимается как «Давид своего существа», поскольку эту роль выполнял пророк Давид.
- Латифа Хафия (черный цвет) — тонкий орган, получающий духовное вдохновение. Его символически понимают как «Иисуса своего существа», поскольку пророк Иисус был характерен для такого вдохновения.
- Латифа Хаккия (зеленый цвет) — это тонкий орган, являющийся конечным достижением духовного развития: Истинное Эго. Символически его понимают как «Магомеда своего существа», поскольку Мухаммед был последним пророком.
Накшбанди латаиф (Муджаддидия)
[ редактировать ]По мнению Муджаддидийской ветви ордена Накшбанди, существует пять латаифов . [8] Получение духовной энергии каждой латифы из соответствующего космического царства символически интерпретируется через пророков и посланников в исламе, аналогично интерпретации ордена Кубрави:
- Калб (желтый цвет; расположен под левой грудью) (Адам)
- Рух (красный цвет; расположен под правой грудью) (Авраам/Ной)
- Сирр (цвет белый; расположен над левой грудью) (Моисей)
- Хафи (черный цвет; расположен над правой грудью) (Иисус)
- Ихфа (зеленый цвет; расположен на грудине) (Мохаммед)
В этом понимании все латаифы имеют свою физическую связь с грудью, и поэтому говорят, что они «от Сердца» ( Калб , потенциальный человеческий «Орган эволюции» (см.: Значения: Калб (Сердце) или латифа ).
Накшбанди латаиф (пенджабская традиция)
[ редактировать ]Согласно пенджабской традиции, в ордене Накшбанди есть пять латаифов : [2]
- Калб (желтый цвет; ощущается в левой части тела)
- Рух (красный цвет; ощущается в правой стороне тела)
- Сирр (белый цвет; опыт работы в солнечном сплетении)
- Хафи (цвет черный; опытный в лоб)
- Ихфа (цвет зеленый; опыт в центре груди)
По мнению автора Накшбанди Идриса Шаха (1924–1996), который подчеркивает современные психологические аспекты суфизма, [9] понимаются Под латайфами духовные органы/способности, которые также лежат в основе обычных форм человеческого сознания. [10]
Как таковые, они обычно известны только косвенно через эквиваленты (или их искажения), которые они моделируют на обычном ментальном/эмоциональном/соматическом уровне человеческого опыта.
Вдохновленный шахом [11] Духовный учитель Хамид Али ( А.Х. Алмаас ) (1944–) понимает некоторые из этих эквивалентов и обусловленных искажений следующим образом: [12]
- Калб (Радость/Желание)
- Рух (Сила/Гнев)
- Сирр (Воля/Тревога)
- Хафи (Мир и интуиция/Возбуждение)
- Ихфа (Сострадание/Обида)
Сравнение пониманий латифа
[ редактировать ]Латифа | Суфийская традиция | Цветовая ассоциация | Физическая ассоциация | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|
Сердце | Кубрави (1) | Красный | (?) | ||
Сердце | Накшбанди (Муджаддидия) (1) | Желтый | ниже левой груди | ||
Сердце | Накшбанди (Пенджаб) (1) | Желтый | левая сторона тела | ||
Сердце | Кисты (1) | Красный | левая грудь | ||
Сердце | Инаяти (1) | Красный | левая грудь | Инаяти: [13] | |
Сердце | Ходжаган (1) | Красный | левая грудь | Ходжаган: [14] | |
Душа | Кубрави (2) | Желтый | (?) | ||
Душа | Накшбанди (Муджаддидия) (2) | Красный | ниже правой груди | ||
Душа | Накшбанди (Пенджаб) (2) | Красный | правая сторона тела | ||
Душа | Кисты (2) | Зеленый | центр груди | ||
Душа | Инаяти (2) | Белый | правая грудь | ||
Душа | Ходжаган (2) | Желтый | правая грудь | ||
Тайна | Кубрави (3) | Белый | (?) | ||
Тайна | Накшбанди (Муджаддидия) (3) | Белый | над левой грудью | ||
Тайна | Накшбанди (Пенджаб) (3) | Белый | солнечное сплетение | ||
Тайна | Кисты (3) | Белый | правая грудь | ||
Тайна | Инаяти (3) | Зеленый | центр груди | ||
Тайна | Ходжаган (3) | Белый | левая грудь | ||
Хафи | Кубрави (4) | Черный/Зеленый | (?) | ||
Хафи | Накшбанди (Муджаддидия) (4) | Черный | над правой грудью | ||
Хафи | Накшбанди (Пенджаб) (4) | Черный | лоб | ||
Хафи | Кисты (4) | Индиго | лоб | ||
Хафи | Инаяти (4) | Индиго | лоб | ||
Хафи | Ходжаган (4) | Зеленый | правая грудь | ||
Ихфа | Накшбанди (Муджаддидия) (5) | Зеленый | грудина | ||
Ихфа | Накшбанди (Пенджаб) (5) | Зеленый | центр груди | ||
Ихфа | Кисты (5) | Черный | макушка головы | ||
Ихфа | Инаяти (5) | Черный | макушка головы | ||
Ихфа | Ходжаган (5) | Белый | центр груди | ||
Оборудование | Кубрави (5) | Черный | (?) | ||
Оборудование | Кисты (6) | Серый | пол таза | ||
Нафс | Кубрави (6) | Синий | (?) | См. «Значения неоднозначности: Нафс (Эгоическое Я)» или «Латифа». | |
Нафс | Кисты (7) | Желтый | ниже пупка | " | |
Нафс | Инаяти (6) | Желтый | ниже пупка | " | |
Нафс | Ходжаган (6) | Синий | лоб | " | |
Нафс | Накшбанди (Муджаддидия) | " | |||
Нафс | Накшбанди (Пенджаб) | " | |||
Верно | Кубрави (7) | Зеленый | (?) | ||
Активация латайфа
[ редактировать ]За редкими исключениями, латайф переживается непосредственно (и безоговорочно) только у людей, прошедших духовную эволюцию. Духовный процесс их полного открытия/активации/пробуждения/просветления состоит из различных методов, по отдельности или в сочетании, таких как:
- Особый тип зикра («воспоминания»), чтение фраз Корана, сопровождаемое определенными позами, дыханием, движением и / или телесным вниманием.
- Прямая активация , называемая таваджух («передача»), латифы путем намеренного взаимодействия между учителем и учеником. [15]
- Особый вид муракабы (медитации), который включает в себя концентрацию внимания ученика на той части тела, которая связана с латифой . [16]
Точно так же, как интерпретации латайфа различаются в зависимости от разных суфийских традиций и учителей, так и их открытие/активация/пробуждение/озарение. Например:
Кубрави
[ редактировать ]В традиции Кубрави суфий Ала уд-Даула Симнани (1261–1336) описал практику типа зикра , которая включала определенные позы, переключение внимания и дыхания на разные части физического тела, а также чтение коранической формулы верования. [17] [18]
Ходжаган
[ редактировать ]В традиции Ходжагана Рифат-бей описал практику, в которой имя Аллаха представляется «написанным световыми буквами» в физическом месте, связанном с латифой , и повторяется беззвучно до тех пор, пока вокруг букв не появится связанный с ним цвет. [14]
Накшбанди (Муджаддидия)
[ редактировать ]В традиции Муджаддидия латайф открывается посредством практики один за другим в «восходящем» порядке, начиная с калба . Рассматриваемая как прогрессивная активация, каждая латифа (или прогрессивная комбинация латаифа) считается уровнем духовной реализации.
Метод открытия каждой латифы обычно начинается с прямой передачи Барака (духовного Присутствия). [19] ) учителя ученику, а также может включать в себя физическое прикосновение (кроме женщин) и раскрытие конкретного Имени Бога в исламе , которое связано с латифой . Затем ученик продолжает практику молчаливым зикром Божественного Имени, концентрируя внимание на местонахождении латифы ; иногда добавляется также визуализация Имени, соответствующего пророка или учителя.
Накшбанди (Пенджаб)
[ редактировать ]В пенджабской традиции Идрис Шах описывает тип муракабы (медитации), при которой ученик концентрирует осознание на той части тела, которая связана с латифой . [16] В этой традиции также используются различные косвенные методы, в том числе психологические и соматические, которые освобождают латайф за счет уменьшения психических/эмоциональных/соматических искажений, «завуалирующих» (см. Хиджаб (Суфизм) ) их функционирование.
Разный опыт латифа
[ редактировать ]Опыт латифа может быть (по крайней мере) двух разных типов, по отдельности или в комбинации:
- «Визуальные» впечатления
- «Тактильные» впечатления
В традиции Кубрави
[ редактировать ]В персидском суфийском иллюминационизме (см.: Наджм ад-Дин Кубра ) все творение представляет собой последовательное истечение из изначального Высшего Света Светов (Нур аль-Анвара) (см.: Нур (Ислам) ). Космология этой традиции представляет собой разновидность эманационизма , в котором нематериальный Свет нисходит из Света Светов во все уменьшающейся интенсивности. Другими словами, Творение на всех уровнях своего существования, включая латайф , состоит из разных степеней Света.
Соответственно, переживания латайфа представляют собой как внешнее «визуальное» переживание фотизмов («актов света»), так и тактильное внутреннее ощущение ( даук ), как описано Генри Корбином. [20]
В традиции Ходжагана
[ редактировать ]Латиф воспринимается в первую очередь как цвета , окружающие имя Аллаха в физическом месте, связанном с каждым латифой , как описано Рифат-беем. [14]
В традиции Накшбанди (Пенджаб)
[ редактировать ]Переживания латайфа представляют собой, прежде всего, локализованные формы общего «осязательного» духовного Присутствия («Худур»). [19] ) в теле, как описал (например) Хамид Али. [21]
Значение слова латиф
[ редактировать ]Различные суфийские традиции часто имеют разные «карты» реальности, некоторые из которых включают латайф , а некоторые нет. Кроме того, эти карты часто включают в себя особенности или терминологию, некоторые из которых более непосредственно связаны с латайфом , а некоторые - менее непосредственно.
Арабское, кораническое или суфийское значение латаифа
[ редактировать ]Английское слово lataif — это множественное число транслитерированного арабского слова latifa , которое происходит от трехстороннего глагола la-ṭa-fa, что означает «быть тонким». [22]
Оно приобрело духовное значение в Коране , где Аль- Латиф — 30-е из 99 имен Бога в исламе , отражающее Его тонкую природу. [22] [23]
И впоследствии это было принято суфизмом для обозначения пяти духовных качеств Мира Божьего Повеления (см. Значения: Десять, пять или шесть латаифов ), поскольку они не являются грубыми, материальными качествами физического мира. [24]
Транслитерация или перевод или интерпретация латифа
[ редактировать ]Англоязычные авторы используют три метода при упоминании латайфа :
- транслитерация слова арабского
- перевод арабского слова
- интерпретация опыта , с которым ассоциируется арабское слово.
Лалех Бахтиар [5] использует как транслитерацию, так и перевод:
- Латифа («Тонкий орган»)
- QalabiyaПлесень
- Нафсия («Душа»)
- Кальбия («Сердце»)
- Сиррия («Секрет»)
- Рухия («Дух»)
- Хафия («Вдохновение»)
- Хаккия («Печать»)
Накшбанди Шейх Нурджан Мирахмади [25] использует как транслитерацию, так и перевод:
- Латаиф («Тонкие центры сознания»)
- Калб («Сердце»)
- Рух («Дух»)
- Сирр («Секрет»)
- Хафи («Скрытый»)
- Ихфа («Самый сокрытый»)
Идрис Шах также [26] использует как транслитерацию, так и перевод:
- Латаиф («Особые органы восприятия» и «Пять тонкостей»)
- Калб («Разум»)
- Рух («Дух»)
- Сирр («Сознание»)
- Хафи («Интуиция»)
- Ихфа («Глубокое восприятие Сознания»)
Хамид Али [27] использует транслитерацию и интерпретацию:
- Калб («Радость»)
- Рух («Сила»)
- Сирр («Воля»)
- Хафи («Мир» и «Интуиция»)
- Ихфа («Сострадание»)
Десять, пять или шесть латифов
[ редактировать ]В версии суфийской космологии, предложенной Ахмадом Сирхинди (1564–1624), [24] [28] Бог создал Вселенную в три этапа:
- Сначала появился Мир Повеления Бога (алам аль-амр), который возник мгновенно, когда Бог сказал: «Будь!» Пять тонких качеств ( латаиф ) Повеления Бога были: Кальб, Рух, Сирр, Хафи и Ихфа.
- Затем появился Мир Божьего Творения (алам ал-хальк), возникший в процессе эволюции. Пять тонких качеств ( латаиф ), формировавших это Творение, были: Сознание ( Нафс ), Воздух (Баад), Огонь (Нар), Вода (Ма) и Земля (Хак).
- Наконец, Бог создал человека, соединившего Мир Повеления Божия с Миром Творения Божия.
Таким образом, в этом использовании имеется десять латайфов, разделенных на две категории:
- пять относятся к Миру Божьего Повеления и
- пять относятся к Миру Божьего Творения.
Напротив, в большинстве суфийских обычаев, выходящих за рамки космологического (включая большую часть этой веб-страницы), присутствуют либо:
- пять латайфов (только из первой категории, относящейся к Миру Божьего Повеления) или
- шесть латаифов (пять из первой категории... плюс Нафс из второй категории, относящиеся к Миру Творения Бога) .
Нафс (Эгоическое Я) или латифа
[ редактировать ]Нафсом . в суфизме считается эгоическое сознание человека [29] или эгоическое «Я», тонкое ( латифа ) качество Творения Бога, которое становится индивидуальным и может подвергаться духовному развитию. Это отличает его от пяти латифов Повеления Бога, которые являются вечными, неизменными качествами.
Об этом эгоистическом сознании говорит (например, Идрис Шах) [30] ) иметь семь стадий развития, примитивные стадии которых считаются «барьером» или «завесой» на пути к полной реализации латайфа . Соответственно, в большинстве суфийских традиций постепенное совершенствование Нафса через семь стадий понимается как облегчение реализации латаифа .
Однако в традиции Накшбанди все наоборот: постепенное осуществление латайфа используется для облегчения усовершенствования нафса. Вот почему метод обучения Накшбанди известен как «Там, где кончаются другие, там отмечается наше начало» (индирадж ан-нихаят фил-бидаят). [31]
Рух (Дух) или латифа
[ редактировать ]Слово «Рух» используется в суфизме двумя разными способами, на двух разных уровнях:
- «Рух», как один из латайфов , описанных выше.
- « Рух » (Дух), как Божественный Дух или «сущность» в человеческом существе, созданная Богом из Его собственного Духа. [32]
Калб (Сердце) или латифа
[ редактировать ]Слово «Калб», как и «Рух», используется в суфизме двумя разными способами, на двух разных уровнях:
- «Калб», как один из латайфов , описанных выше.
- « Калб » (Сердце) как «Орган Эволюции» в человеческих существах, потенциальная интеграция Рух (Божественного Духа) и Нафса (эгоистического «Я»). [33]
Сирр (Секрет) или латифа
[ редактировать ]Слово «Сирр», как и «Рух» и «Калб», также используется в суфизме двумя разными способами, на двух разных уровнях:
- «Сирр», как один из латайфов , описанный выше.
- «Сирр» (Тайна) как сверхсознательное состояние Калба (Сердца) или Руха (Духа), переживаемое как единство с Богом. [34]
Хэл (штат), Макам (станция) или латифа
[ редактировать ]Помимо латифа , некоторые [35] [36] Суфийские традиции также говорят о двух других категориях сознательного опыта, которые могут возникнуть во время духовной практики:
- « Хал » (Состояние) — это временное состояние сознания, возникающее в результате психологического или духовного влияния, действующего на ученика. Считающиеся дарами от Бога, которые возникают в опыте, а затем немедленно исчезают, к ним относятся, среди прочего: «Близость» (Курб), «Экстаз» (Ваджид), «Опьянение» (Сукр) и «Близость» (Вудд).
- « Макам » (Станция или Стадия) — это постоянный этап духовного развития/воплощения/трансформации суфия, достигаемый его собственными усилиями. Примеры макама, расположенного в восходящей семиуровневой прогрессии, включают: «Покаяние» (Тавб), «Бдительность» (Вара), «Отречение» (Зухд), «Бедность» (Факр), «Терпение» (Сабр). , «Доверие» (Таваккул) и «Удовлетворение» (Рида).
Число семь неоднократно используется в исламе и суфизме для обозначения понятий в различных религиозных и духовных категориях. Иногда категории законно взаимосвязаны, а иногда нет.
Например, Сейед Хоссейн Наср (1933-), ирано-американский исследователь суфизма, характеризует Пророков, связанных с Ала уд-Даулы Симнани семью онтологическими уровнями суфийской космологии , как соответствующие «состояниям» и добродетелям, которых может достичь суфий. . [37] Поскольку Симнани понимает эти семь уровней как латаиф , это будет означать, что латайф — это «состояния». Но, похоже, не существует единого мнения о том, что категория lataif связана либо с категориями Hal («Государство»), либо с Maqam («Станция»).
Божественные имена или латаиф
[ редактировать ]Суфизм понимает Божественные Имена Бога в исламе как относящиеся (в подавляющем большинстве случаев) к взаимодействию, функционированию или проявлению Божественных Атрибутов/Качеств в имманентной, проявленной реальности. [38]
Латаиф . , напротив, хотя и способен переживаться косвенно через соматические, эмоциональные и психические состояния, которые они моделируют в обычном опыте, в первую очередь представляют собой прямые трансцендентальные переживания самих Божественных Атрибутов [39] а не о функциональных отношениях между трансцендентным и имманентным.
История латифа
[ редактировать ]Духовные переживания, идентифицированные суфизмом как латаиф, своих непосредственных исторических предшественников в эманационизме неоплатонизма имеют . [40] которое, как известно, оказало влияние на развитие суфизма (см.: Платонизм в исламской философии ). Эманации неоплатонизма, в свою очередь, возникли из форм Платона Теории .
Общая концепция духовных «тонких центров» (обычно трех) зародилась в персидском суфизме: Джунейд Багдадский (835–910), Аль-Газали (1058–1111) и Шахаб ад-Дин Абу Хафс Умар Сухраварди (1145–1234). . [41]
Персидский и кубравийский суфий Наджм ад-Дин Рази (1177–1256) предложил пять «внутренних средств восприятия» (Калб, Рух, Сирр, Хафи и Ихфа), которые параллельны пяти внешним чувствам: зрению, слуху, обонянию, вкусу и трогать. Комментаторам неясно, понимались ли уже в то время эти внутренние чувства как латайф . [42]
Считается , что самой ранней систематической формулировкой латаифа является формулировка персидского/кубрави суфия Ала уд-Даулы Симнани (1261–1336), [7] который предложил семь латаифов , соотнося их с семью онтологическими уровнями суфийской космологии . [43]
С 17 по 19 века индийские моджаддиди, начиная с Ахмада Сирхинди (1564–1624), вернулись к стандартизированной интерпретации пяти эмпирических латайфов и связали их расположение с частями физического тела. [44]
Пенджабская традиция внутри Накшбанди в конце 19-го и 20-го веков продолжалась с пятью латайфами , но по-разному определяла опыт их физического местоположения и рассматривала их как духовные органы/способности, которые также лежат в основе обычных форм человеческого сознания. [10]
Это думают некоторые [45] что, как и в случае с номинальными 99 именами Бога в исламе и лежащими в их основе Божественными Атрибутами, [46] количество латифов и их потенциальная реализация человечеством могут фактически быть неограниченными.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алмаас, AH «Сущность». Йорк-Бич, штат Мэн: Сэмюэл Вайзер, 1986, с. 143.
- ^ Jump up to: а б Шах, Идрис Суфии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1971, стр. 145, 334, 340.
- ^ Шах, Идрис Суфии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1971, стр. 342-343.
- ^ Jump up to: а б Бюлер, Артур Ф. «Суфийские наследники Пророка: индийская Накшбандия и рост суфийского шейха-посредника», University of South Carolina Press, 1998, стр. 110.
- ^ Jump up to: а б Бахтияр, Лалех (1976), Суфийские выражения мистического поиска , Нью-Йорк: Темза и Гудзон, стр. 97
- ^ Элиас, Джамал Дж. (1995). «Несущий Трон Божий» . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 82–83.
- ^ Jump up to: а б Корбин, Генри «Человек света в иранском суфизме» Новый Ливан, Нью-Йорк: Omega Publications, 1978, стр. 124-125.
- ^ Бюлер, Артур Ф. «Суфийские наследники Пророка: индийская Накшбандия и рост суфийского шейха-посредника», University of South Carolina Press, 1998, стр. 111.
- ^ Ричард; Кинни, Джей (2006). Скрытая мудрость: Путеводитель по западным внутренним традициям. Уитон, Иллинойс / Ченнаи, Индия: Квестовые книги. п. 238
- ^ Jump up to: а б Шах, Идрис, «Идрис Шах – Латифас»; см. «Внешняя ссылка».
- ^ См.: https://diamondapproach-sacramento-folsom.com/ah-almaas-part-1/ .
- ^ Алмаас, AH «Сущность». Йорк-Бич, штат Мэн: Сэмюэл Вайзер, 1986, с. 142.
- ^ Инайят-Хан, Зия, «Пир Зия Суфийские Тонкие Центры Латаиф»; см. «Внешняя ссылка».
- ^ Jump up to: а б с Бей, Рифат. «Суфийские духовные техники». Петершам, Массачусетс: Фонд Дж. Дж. Беннета, 2008.
- ^ Субхан, Джон А. «Суфизм - его святые и святыни». Издательство Лакхнау, Лакхнау, Индия, 1938, с. 88.
- ^ Jump up to: а б Шах, Идрис «Суфии». Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1971, стр. 332.
- ^ Элиас, Джамал Дж. «Носитель Трона Бога», Государственный университет Нью-Йорка, 1995, стр. 127.
- ^ Корбин, Генри «Человек света в иранском суфизме» Новый Ливан, Нью-Йорк: публикации Omega, 1978, стр. 74-75.
- ^ Jump up to: а б Божественное присутствие в исламе известно как «Хадра», а человеческий опыт его известен как «Худур». Читтик, Уильям (28 октября 1995 г.). «Присутствие с Богом» (PDF) . Беркли: Девятый ежегодный симпозиум Общества Мухиддина ибн Араби в США, Калифорнийский университет. п. 17.
- ^ Корбин, Генри. «Человек света в иранском суфизме». Публикации Шамбалы, 1978», стр. 77–78.
- ^ Алмаас, AH «Сущность». Йорк-Бич, штат Мэн: Сэмюэл Вайзер, 1986, страницы 2–3 и 130.
- ^ Jump up to: а б «Значение имени Аллаха Аль-Латиф: Самый Тонкий» .
- ^ Бахтияр, Лалех «Суфийские выражения мистических поисков» Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1976, стр. 96.
- ^ Jump up to: а б «Тонкие Центры Сознания (Латаиф)» . 12 июня 2020 г.
- ^ Мирахмади, Нурджан Уровни сердца . Центр Накшбанди в Ванкувере, 2017.
- ^ Шах, Идрис Суфии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1971, стр. 430.
- ^ Алмаас, AH «Сущность». Йорк-Бич, штат Мэн: Сэмюэл Вайзер, 1986, с. 142-143.
- ^ Хермансен, Марсия К., «Теория тонких духовных центров (Латаиф) Шаха Вали Аллаха: суфийская модель личности и самотрансформации» Чикаго, Иллинойс: Университет Лойолы, Чикаго, 1988, стр. 7.
- ^ Шах, Идрис Суфии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1971, стр. 445.
- ^ Шах, Идрис Суфии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1971, стр. 445-446.
- ^ «Включение конца в начало (Индирадж ан-Нихаят фил Бидаят)» . 12 июня 2020 г.
- ^ Алмаас, AH «Внутреннее путешествие домой». Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы, 2004, стр. 516–519.
- ^ Алмаас, AH «Внутреннее путешествие домой». Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы, 2004, стр. 516–519.
- ^ Камада, Сигеру. «Исследование термина сирр (тайна) в суфийских теориях Латаифа». Общество ближневосточных исследований в Японии, Vol. XIX, 1983, стр. 25-26. См.: https://www.jstage.jst.go.jp/article/orient1960/19/0/19_0_7/_pdf/-char/en .
- ^ Шах, Идрис Суфии . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books, 1971, стр. 305-306.
- ^ Наср, Суфийские очерки Сейеда Хоссейна . Чикаго, Иллинойс, Нью-Йорк: Kazi Publications, 1999, стр. 74-7
- ^ Наср, Суфийские очерки Сейеда Хоссейна . Чикаго, Иллинойс, Нью-Йорк: Kazi Publications, 1999, стр. 77.
- ^ Алмаас, АХ, «Внутреннее путешествие домой». Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы, 2004, с. 580-581.
- ^ Шах, Идрис, «Суфийская мысль и действие». Лондон, Англия: Octagon Press, 1993, стр. 24.
- ^ Элиас, Джамал Дж., «Носитель Трона Бога». Государственный университет Нью-Йорка, 1995, с. 150.
- ^ Бюлер, Артур Ф. «Суфийские наследники Пророка: индийская Накшбандия и рост суфийского шейха-посредника», University of South Carolina Press, 1998, стр. 106.
- ^ Рази, Наджм ад-Дин (1982). «Путь божьих рабов от начала до возвращения» . Книги Каравана. стр. 134–135.
- ^ Рази, Наджм ад-Дин, «Путь Божьих рабов от происхождения до возвращения» Caravan Books, 1982, стр. 135.
- ^ Бюлер, Артур Ф. «Суфийские наследники Пророка: индийская Накшбандия и рост суфийского шейха-посредника», University of South Carolina Press, 1998, стр. 109.
- ^ Алмаас, АХ, «Внутреннее путешествие домой». Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы, 2004, с. 579.
- ^ Мукаддам, Фейсал и др., «Врачи сердца: суфийский взгляд на девяносто девять имен Аллаха». Сан-Франциско, Калифорния: Sufi Ruhaniat International, 2011, предисловие редактора.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео: «Идрис Шах — Латифас» на YouTube ; по состоянию на 8 декабря 2023 г.
- Видео: «Пир Зия Суфийские Тонкие Центры Латаиф» на YouTube ; по состоянию на 29 декабря 2023 г.