Платонизм в исламской философии
Средневековая исламская философия была пропитана как аристотелизмом , так и неоплатонизмом с момента ее возникновения в девятом веке с аль-Кинди , но влияние неоплатонизма становится более отчетливо заметным в десятом и одиннадцатом веках с Аль-Фараби и Авиценной . Аль-Фараби расширил концепцию Платона об идеальном городе, которым управляют короли-философы, чтобы разработать политическую философию, которая могла бы учесть религиозное и культурное разнообразие, центральное для исламских стран. [1] С другой стороны, и аль-Газали , и Ибн Рушд решительно выступали против неоплатонических взглядов.
Характерной чертой неоплатонической мысли в исламском богословии является эманация , связывающая трансцендентность Бога с телесной реальностью его творения. Исламский неоплатонизм был введен Аль-Фараби, хотя большее влияние оказал Авиценна. Оба автора представляют сложную схему эманации.
Исламскому неоплатонизму было позволено процветать в десятом - начале одиннадцатого века, но в конце одиннадцатого века против него была сильная реакция, особенно со стороны Аль-Газали , который представляет собой «самую резкую атаку исламской теологии на философию» того времени, и в частности, самая суровая реакция на неоплатонизм (Netton 1998). Критика аль-Газали вызвала контрреакцию со стороны Ибн Рушда , который написал «систематическое опровержение критики аль-Газали греко-арабской философии». [2] Пытаясь защитить возможность философской мысли как нееретической, Ибн Рушд в то же время сам отвергает положения философов-неоплатоников. [3]
После смерти Ибн Рушда в 1198 году дебаты о неоплатонизме в исламе по большей части подошли к концу, и выживание неоплатонической мысли в исламе в основном ограничивалось исмаилизмом .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дрюар, Тереза-Анн. «Философия в исламе». В «Кембриджском спутнике средневековой философии». Эд. А. С. Макгрейд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2003. Стр. 103-104
- ^ Фахри, История исламской философии , 1983, с. 276.
- ^ «чаще всего... фактически не защищает аль-Фараби и Ибн Сину... Вместо этого он показывает, до какой степени они отошли от подлинных аристотелевских философских доктрин, и иногда присоединяется к этому своему голосу». Газали, уличив их в ереси» (Bello 1989: 15).
- Неттон, Ян Ричард. «Неоплатонизм в исламской философии». Философская энциклопедия Рутледжа, 1998. [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Генри Корбин , История исламской философии, часть первая , часть вторая.
- Запись о неоплатонизме в Интернет-энциклопедии философии
- Абу Наср аль-Фараби на muslimphilosophy.com
- об Авиценне Запись Саджада Х. Ризви в Интернет-энциклопедии философии
- Исламские платоники и неоплатоники