Jump to content

Тонкое тело

Тонкое тело в индийском мистицизме, из рукописи йоги на языке Брадж Бхаса , 1899 г. Ряд чакр изображен от основания позвоночника до макушки головы.

Тонкое тело это «квазиматериал». [1] аспект человеческого тела, не являющийся ни исключительно физическим, ни исключительно духовным, согласно различным эзотерическим , оккультным и мистическим учениям. Это контрастирует с дуализмом разума и тела , который доминировал в западной мысли. Тонкое тело играет важную роль в даосизме Китая и дхармических религиях, таких как индуизм , буддизм и джайнизм , главным образом в ветвях, сосредоточенных на тантре и йоге , где оно известно как Сукшма-шарира ( санскрит : सूक्ष्म शरीर ). Однако, хотя они в основном связаны с азиатскими культурами, недуалистические подходы к разуму и телу встречаются во многих частях мира. [1]

Концепции и практики тонкого тела можно обнаружить еще во II веке до нашей эры в даосских текстах, найденных в гробницах Мавандуи . [1] Оно «очевидно присутствовало» [1] в индийской мысли еще в IV-I веках до нашей эры, когда Тайттирия-упанишада описала Панчакоши , серию из пяти взаимопроникающих оболочек тела. [2] Полностью сформировавшаяся теория тонкого тела не развивалась в Индии до появления тантрического движения, которое затронуло все ее религии в средние века. [1] В индо-тибетском буддизме соотношение тонкого тела и физического тела рассматривается по-разному в зависимости от школы, линии передачи и ученого, но на стадии завершения в йоге оно визуализируется внутри тела. [3] Тонкое тело состоит из фокусных точек, часто называемых чакрами , соединенных каналами, часто называемыми нади , которые передают тонкое дыхание, часто называемое праной . Посредством дыхания и других упражнений практикующий может направить тонкое дыхание для достижения сверхъестественных способностей , бессмертия или освобождения .

Тонкое тело в западной традиции называется телом света . Эта концепция происходит из философии Платона : слово «астрал» означает «звездный»; таким образом, астральный план состоит из семи небес классических планет . Неоплатоники Порфирий и Прокл развили платоновское описание звездной природы человеческой психики. На протяжении всего периода Возрождения философы и алхимики, целители, включая Парацельса и его учеников, а также учёные-естественники, такие как Джон Ди , продолжали обсуждать природу астрального мира, промежуточного между земным и божественным. Концепция астрального тела или тела света была принята церемониальными магами 19 и 20 веков .

Теософское движение было первым , кто перевел санскритский термин как «тонкое тело», хотя их использование этого термина сильно отличается от индийского, поскольку они синтезируют западные и восточные традиции. Это делает этот термин проблематичным для современных ученых, особенно потому, что взгляды теософов часто влияют на взгляды Нью Эйдж и целостной медицины . [1] Западные ученые начали изучать концепцию тонкого тела в исследованиях медитации. [4]

Азиатские религии

[ редактировать ]

Йогическая ) , тантрическая и другие системы индуизма , буддизма Ваджраяны , а также китайская даосская алхимия содержат теории тонкой физиологии с фокусными точками ( чакрами , акупунктурными точками , соединенными рядом каналов ( нади , меридианов ), передающих тонкое дыхание ( прану). , вайю, ци, ки , лунг ). Считается, что эти невидимые каналы и точки определяют характеристики видимой физической формы. Понимая и овладевая тончайшими уровнями реальности, человек обретает власть над физическим миром. Посредством дыхания и других упражнений практикующий стремится манипулировать и направлять поток тонкого дыхания, чтобы достичь сверхъестественных способностей ( сиддхи ) и достижения более высоких состояний сознания , бессмертия или освобождения . [5] [6]

Иллюстрация системы тонкого тела из семи чакр, соединенных тремя основными каналами нади , обычно принятой в современной йоге.

Ранние концепции тонкого тела ( санскрит : сукшма шарира ) появились в Упанишадах , включая Брихадараньяка Упанишад и Катха Упанишад . [7] Тайттирия -упанишада описывает теорию пяти кош или оболочек, хотя их следует рассматривать не как концентрические слои, а как взаимопроникающие на последовательных уровнях тонкости: [8] [9]

  • Анна -майя («тело еды», физическое тело, самый грубый уровень),
  • Прана -майя (тело, состоящее из жизненного дыхания или праны ),
  • Маномайя (тело , созданное из ума),
  • Виджняна (тело , -майя состоящее из сознания)
  • Ананда -майя (тело блаженства, тончайший уровень).

Тонкая внутренняя анатомия включала центральный канал ( нади ). [8] Более поздние ведические тексты, называемые самхитами и брахманами, содержат теорию пяти «ветров» или «дыханий» ( вайю, праны ): [8]

  • Прана , связанная с вдохом
  • Апана , связанная с выдохом
  • Удана , связанная с распределением дыхания внутри тела.
  • Самана , связанная с пищеварением
  • Вьяна , связанная с выведением отходов.

Тысячелетие спустя эти концепции были адаптированы и уточнены различными духовными традициями. Похожая концепция Линга Шарира рассматривается как средство передвижения сознания в поздней санкхье , веданте и йоге и приводится в движение тенденциями прошлых жизней, или бхавами . [10] Линга можно перевести как «характерный признак» или «непостоянство», а в Веданте термин шарира означает «форма» или «форма». [11] Карана или «инструмент» — термин-синоним. В классической системе санкхьи Ишваракришны (ок. 4 века н.э.) Линга является характерным знаком переселяющейся сущности. Она состоит из двадцати пяти таттв от вечного сознания до пяти органов чувств, пяти деятельности ( буддиндрия или гьянендрия и кармендрия соответственно) и пяти тонких элементов, которые являются объектами чувств ( танматры ). В Санкхьякарике говорится: [12]

Тонкое тело ( лингам ), ранее возникшее, неограниченное, постоянное, включающее в себя великое ( махат ) и т. д., посредством тонких элементов, не получая наслаждения, переселяется, (из-за) будучи наделенным бхавами («состояниями» или «предрасположенностями»). ").Как картина (не) не (существует) без подставки, или как тень (не) не (не существует) без столба и так далее; так и инструмент ( линга или карана ) не существует без того, что специфично (т.е. тонкого тела).

Самкхьякарика , 60–81. [12]

Классическая традиция Веданты развила теорию пяти тел в теорию кош, « оболочек» или «покрытий», которые окружают и скрывают «я» ( атман ). В классической Веданте они рассматриваются как препятствия на пути реализации, и такие традиции, как Адвайта Веданта Шанкары, мало интересовались работой с тонким телом. [13]

Между тем, в тантрических традициях ( Шайва Каула , Кашмирский Шиваизм и буддийская Ваджраяна ) тонкое тело рассматривалось в более позитивном свете, предлагая потенциал для йогических практик, которые могли привести к освобождению. [14] Тантрические традиции содержат самые сложные теории тонкого тела со сложными описаниями энергетических нади (буквально «ручей или река», каналов, по которым течет вайю и прана ) и чакр , точек сосредоточения, где встречаются нади. [15]

Основными каналами, общими как для индуистской, так и для буддийской систем, но визуализируемыми совершенно по-разному, являются центральный (в индуистских системах: сушумна ; в буддийских: авадхути ), левый и правый (в индуистских системах: ида и пингала ; буддийских: лалана и расана ). ). [16] Говорят, что дальнейшие вспомогательные каналы расходятся наружу от чакр, где встречаются основные каналы. [17]

Системы чакр различаются в зависимости от тантры; Нетра -тантра описывает шесть чакр, Кауладьяна-нирная описывает восемь, а Кубджикамата-тантра описывает семь (наиболее широко известный набор). [18] [19]

В Дзогчен традиции тибетского буддизма тонкое тело принимает другую форму. Более конкретно, традиция указывает на четыре области особой концентрации телесной энергии , а именно: сердце ( цитта ), где обитает просветленная энергия; «светящиеся каналы» ( од ртса ), по которым течет энергия; череп ( dung khang ), где он распространяется, прежде чем наконец высвободиться через четвертую горячую точку, а именно глаза ( цакшу / бригута ). [20] : 63  Флавио Гейсшуслер, изучавший функционирование тонкого тела Дзогчен в контексте практики созерцания неба , утверждает, что многие из конкретных мотивов, которые появляются в концепции тела традиции, имеют добуддийское происхождение. Более конкретно, он отмечает, что мотивы тела Дзогчен «оленьи сердца, шелковые каналы, рога буйвола или далеко идущие арканы [...] воспроизводят терминологию охоты за животной жизненной силой, как будто интернализуя поиск драгоценных вещества». [20]

Современный

[ редактировать ]

Современный индийский духовный учитель Мехер Баба утверждал, что тонкое тело «является проводником желаний и жизненных сил». Он считал, что тонкое тело — это одно из трех тел, с которыми душа должна перестать отождествляться, чтобы осознать Бога. [21]

Тибетская иллюстрация тонкого тела, показывающая центральный канал и два боковых канала, соединяющих пять чакр.

В буддийской тантре тонкое тело называется «врожденным телом» ( ниджа-деха ) или «необычным телом-средством» ( асаддрана-упайадеха ). [22] или сукшма шарира , переведенное на тибетский язык как traway-lu (транслитерируется phra ba'i lus ). [23] Тонкое тело иногда называют маномайя-кая , «тело, созданное из ума», и оно является средством синхронизации тела и ума, особенно во время медитации. [24]

Тонкое тело состоит из тысяч тонких энергетических каналов ( нади ), которые являются проводниками энергий или «ветров» ( лунг или праны ) и сходятся в чакрах . [22] По мнению Дагсая Тулку Ринпоче, существует три основных канала ( нади ): центральный, левый и правый, которые проходят от точки между бровями до коронной чакры и вниз через все семь чакр до точки на два дюйма ниже пупка. [25]

Лати Ринбочай описывает тонкое тело как состоящее из 72 000 каналов, различных ветров, белой и красной капель, в то время как еще одно очень тонкое тело — это ветер, пребывающий в капле в центре сердечной чакры. Затем центральный канал описывается как сжатый двумя каналами, которые окружают его в каждой чакре и трижды в сердечной чакре, гарантируя, что ветры не будут двигаться вверх или вниз до самой смерти. [26]

Буддийские тантры обычно описывают четыре или пять чакр в форме лотоса с разными лепестками. Например, Хеваджра-тантра (8 век) гласит:

В Центре [т.е. чакре] Творения [в половом органе] расположен лотос с шестьюдесятью четырьмя лепестками. В Центре Сущностной Природы [в сердце] восьмилепестковый лотос. В Центре Наслаждения [в горле] шестнадцатилепестковый лотос. В Центре Великого Блаженства [на макушке головы] лотос с тридцатью двумя лепестками. [18]

Напротив, исторически более поздняя тантра Калачакры описывает шесть чакр. [18]

В буддизме Ваджраяны освобождение достигается посредством процессов тонкого тела во время практик стадии завершения , таких как Шесть йог Наропы . [27]

Другие традиции

[ редактировать ]

Другие духовные традиции учат о мистическом или божественном теле, например, о «самом священном теле» ( вуджуд аль-акдас ) и «истинном и подлинном теле» ( джисм асли хакики ) в суфизме , системе меридианов в китайской религии и « бессмертное тело» ( сома атанатон ) в герметизме . [28]

Западная эзотерическая традиция

[ редактировать ]

Тело света разрабатывается в соответствии с различными западными эзотерическими , оккультными и мистическими учениями. Другие термины, используемые для этого тела, включают тело славы , [29] тело-дух , сияющее тело , [30] светообразное тело , авгоэйдес («сияющее»), астроэйдес («звездное» или «звездное тело») и небесное тело . [31]

Эта концепция происходит из философии Платона : слово «астрал» означает «звездный»; таким образом, астральный план состоит из семи небес классических планет . Идея коренится в распространенных во всем мире религиозных представлениях о загробной жизни. [32] в котором путешествие или «восхождение» души описывается в таких терминах, как «экстатический, мистический или внетелесный опыт, когда духовный путешественник покидает физическое тело и путешествует в своем теле света в «высшие» сферы». [33]

Неоплатоники Порфирий и Прокл развили платоновское описание звездной природы человеческой психики. На протяжении всего периода Возрождения философы и алхимики, целители, включая Парацельса и его учеников, а также учёные-естественники, такие как Джон Ди , продолжали обсуждать природу астрального мира, промежуточного между земным и божественным. Концепция астрального тела или тела света была принята церемониальным магом 19-го века Элифасом Леви , Флоренс Фарр и магами Герметического Ордена Золотой Зари , включая Алистера Кроули .

Западная синкретическая традиция

[ редактировать ]
Тонкое тело и космический человек, Непал, 1600-е гг.

Теософия

[ редактировать ]

В 19 веке Е. П. Блаватская основала эзотерическую религиозную систему теософии , которая попыталась переформулировать индуистскую и буддийскую философию для западного мира. [34] Она приняла фразу «тонкое тело» как английский эквивалент ведантической сукшмашариры , которая в трудах Ади Шанкары была одним из трёх тел (физического, тонкого и причинного). Джеффри Сэмюэл отмечает, что теософское использование этих терминов Блаватской и более поздними авторами, особенно Ч. ​​У. Ледбитером , Анни Безант и Рудольфом Штайнером (который впоследствии основал антропософию ), сделало их «проблемными». [34] современным ученым, поскольку теософы адаптировали эти термины по мере расширения своих идей, основанных на «экстрасенсорных и ясновидческих прозрениях», изменив их значение по сравнению с тем, которое они имели в своем первоначальном контексте в Индии. [34]

Пост-теософы

[ редактировать ]

Более поздняя теософская система была подхвачена Алисой Бейли и оттуда нашла свое отражение в Нью Эйдж. мировоззрении [35] человека и аура . [36] Другие авторы трактовали тонкое тело по-разному. Макс Гендель разделил тонкое тело на Жизненное Тело, состоящее из Эфира; тело Желаний , относящееся к Астральному плану ; и Ментальное тело . [37] В рассказе Барбары Бреннан о тонких телах в ее книгах « Руки света» и «Появление света» тонкие тела называются «слоями» в «энергетическом поле человека» или ауре. [38]

Четвертый путь

[ редактировать ]

Тонкие тела встречаются в « Четвертого пути » учениях Гурджиева и Успенского , которые пишут, что можно создать тонкое тело и, следовательно, достичь посмертного бессмертия посредством духовных или йогических упражнений. «Душа» в этих системах — это не то, с чем человек рождается, а развивается посредством эзотерической практики для достижения полного понимания и совершенствования себя. По словам историка Бернис Розенталь, «В космологии Гурджиева наша природа трехчастна и состоит из физического (планетного), эмоционального (астрального) и ментального (духовного) тел; в каждом человеке одно из этих трех тел в конечном итоге достигает доминирования». [39] «Божественное тело» представляет собой четвертый путь, и конечная задача учения состоит в том, чтобы гармонично развить четыре пути в единый путь. [39]

Исследования медитации

[ редактировать ]

Западные ученые начали изучать концепцию тонкого тела в связи с исследованиями медитации. Модель тонкого тела можно сопоставить с современными картами центральной нервной системы и применить в исследованиях медитации. [4]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Сэмюэл и Джонстон 2013 .
  2. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 .
  3. ^ «Тибетская медицина и тонкая анатомия — Тибетская медицина, буддизм и астрология — Лондон» . Шримала | Тибетская медицина, буддизм и астрология | Лондон . 11 января 2020 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б Лойццо, Джозеф Дж. (10 мая 2016 г.). «Тонкое тело: интероцептивная карта функций центральной нервной системы и медитативная интеграция разума, мозга и тела». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1373 (1). Уайли: 78–95. Бибкод : 2016NYASA1373...78L . дои : 10.1111/nyas.13065 . ISSN   0077-8923 . ПМИД   27164469 . S2CID   5042508 .
  5. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 171–184.
  6. ^ Прегадио, Фабрицио (2012). Путь золотого эликсира: исторический обзор даосской алхимии (PDF, 60 стр., скачать бесплатно) . Золотой Эликсир Пресс.
  7. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 173–174.
  8. ^ Jump up to: а б с Самуэль 2013 , с. 33.
  9. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 184.
  10. ^ Ларсон 2005 , с. 242.
  11. ^ Пурукер, Готфрид. Оккультный глоссарий
  12. ^ Jump up to: а б Ларсон 2005 , с. 268.
  13. ^ Самуэль 2013 , стр. 34, 37.
  14. ^ Самуэль 2013 , с. 34.
  15. ^ Самуэль 2013 , стр. 38–39.
  16. ^ Самуэль 2013 , с. 39.
  17. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 172–174.
  18. ^ Jump up to: а б с Самуэль 2013 , с. 40.
  19. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 175–178.
  20. ^ Jump up to: а б Гейсшуслер, Флавио (2024). Тибетская медитация созерцания неба и предыстория буддизма великого совершенства . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 5. ISBN  978-1-350-42881-2 .
  21. ^ Баба, Мехер (1967). Беседы, том 2 . Сан-Франциско: переориентация суфизма. стр. 144–145. ISBN  978-1880619094 .
  22. ^ Jump up to: а б Уэйман, Алекс (1977). Йога Гухьясамаджатантры: Тайное знание сорока стихов: комментарий буддийской тантры . Мотилал Банарсидасс. п. 65.
  23. ^ Миллер, лама Уилла Б. (12 ноября 2013 г.). «Обзоры: Исследование тонкого тела» . Архивировано из оригинала 19 марта 2018 года . Проверено 18 марта 2018 г.
  24. ^ Зиммер-Браун 2002 , с. 169.
  25. ^ Дагсай Тулку Ринпоче (2002). Практика тибетской медитации: упражнения, визуализации и мантры для здоровья и благополучия . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 80. ИСБН  978-0892819034 .
  26. ^ Ринбочай, LHJ (1985). Смерть, промежуточное состояние и возрождение в тибетском буддизме . Публикации Снежного Льва. ISBN  978-1-55939-756-8 . Проверено 1 марта 2021 г.
  27. ^ Самуэль 2013 , с. 38.
  28. ^ Белый 2018 .
  29. ^ Бехун 2010 .
  30. ^ Мид 1919 .
  31. ^ Мид 1919 , стр. 34–35.
  32. ^ Миллер 1995 , с. [ нужна страница ] .
  33. ^ Вулджер н.д.
  34. ^ Jump up to: а б с Сэмюэл 2013 , стр. 1–3.
  35. ^ Джонстон, Джей (2002). «Теософский взгляд»: текучие онтологии, тонкие тела и интуитивное видение» . Обзор австралийских исследований религии . 15 (2): 101–117.
  36. ^ Хаммер, Олав (2001). Претендуя на знание: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени . Брилл. п. 55. ИСБН  900413638X .
  37. ^ Гендель 1911 .
  38. ^ Дейл, Синди (11 октября 2016 г.). «Энергетическая анатомия: полное руководство по энергетическим полям и эфирным телам человека» . Журнал «Осознанный образ жизни» . Проверено 9 августа 2019 г.
  39. ^ Jump up to: а б Розенталь, Бернис (1997). Оккультизм в русской и советской культуре . Издательство Корнельского университета. п. 361 . ISBN  978-0-8014-8331-8 . ОСЛК   35990156 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 213e25f6f22764532e501723c09ed39d__1722513240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/9d/213e25f6f22764532e501723c09ed39d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Subtle body - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)