Тонкое тело

– Тонкое тело это «квазиматериал». [1] аспект человеческого тела, не являющийся ни исключительно физическим, ни исключительно духовным, согласно различным эзотерическим , оккультным и мистическим учениям. Это контрастирует с дуализмом разума и тела , который доминировал в западной мысли. Тонкое тело играет важную роль в даосизме Китая и дхармических религиях, таких как индуизм , буддизм и джайнизм , главным образом в ветвях, сосредоточенных на тантре и йоге , где оно известно как Сукшма-шарира ( санскрит : सूक्ष्म शरीर ). Однако, хотя они в основном связаны с азиатскими культурами, недуалистические подходы к разуму и телу встречаются во многих частях мира. [1]
Концепции и практики тонкого тела можно обнаружить еще во II веке до нашей эры в даосских текстах, найденных в гробницах Мавандуи . [1] Оно «очевидно присутствовало» [1] в индийской мысли еще в IV-I веках до нашей эры, когда Тайттирия-упанишада описала Панчакоши , серию из пяти взаимопроникающих оболочек тела. [2] Полностью сформировавшаяся теория тонкого тела не развивалась в Индии до появления тантрического движения, которое затронуло все ее религии в средние века. [1] В индо-тибетском буддизме соотношение тонкого тела и физического тела рассматривается по-разному в зависимости от школы, линии передачи и ученого, но на стадии завершения в йоге оно визуализируется внутри тела. [3] Тонкое тело состоит из фокусных точек, часто называемых чакрами , соединенных каналами, часто называемыми нади , которые передают тонкое дыхание, часто называемое праной . Посредством дыхания и других упражнений практикующий может направить тонкое дыхание для достижения сверхъестественных способностей , бессмертия или освобождения .
Тонкое тело в западной традиции называется телом света . Эта концепция происходит из философии Платона : слово «астрал» означает «звездный»; таким образом, астральный план состоит из семи небес классических планет . Неоплатоники Порфирий и Прокл развили платоновское описание звездной природы человеческой психики. На протяжении всего периода Возрождения философы и алхимики, целители, включая Парацельса и его учеников, а также учёные-естественники, такие как Джон Ди , продолжали обсуждать природу астрального мира, промежуточного между земным и божественным. Концепция астрального тела или тела света была принята церемониальными магами 19 и 20 веков .
Теософское движение было первым , кто перевел санскритский термин как «тонкое тело», хотя их использование этого термина сильно отличается от индийского, поскольку они синтезируют западные и восточные традиции. Это делает этот термин проблематичным для современных ученых, особенно потому, что взгляды теософов часто влияют на взгляды Нью Эйдж и целостной медицины . [1] Западные ученые начали изучать концепцию тонкого тела в исследованиях медитации. [4]
Азиатские религии
[ редактировать ]Йогическая ) , тантрическая и другие системы индуизма , буддизма Ваджраяны , а также китайская даосская алхимия содержат теории тонкой физиологии с фокусными точками ( чакрами , акупунктурными точками , соединенными рядом каналов ( нади , меридианов ), передающих тонкое дыхание ( прану). , вайю, ци, ки , лунг ). Считается, что эти невидимые каналы и точки определяют характеристики видимой физической формы. Понимая и овладевая тончайшими уровнями реальности, человек обретает власть над физическим миром. Посредством дыхания и других упражнений практикующий стремится манипулировать и направлять поток тонкого дыхания, чтобы достичь сверхъестественных способностей ( сиддхи ) и достижения более высоких состояний сознания , бессмертия или освобождения . [5] [6]
индуизм
[ редактировать ]
Рано
[ редактировать ]Ранние концепции тонкого тела ( санскрит : сукшма шарира ) появились в Упанишадах , включая Брихадараньяка Упанишад и Катха Упанишад . [7] Тайттирия -упанишада описывает теорию пяти кош или оболочек, хотя их следует рассматривать не как концентрические слои, а как взаимопроникающие на последовательных уровнях тонкости: [8] [9]
- Анна -майя («тело еды», физическое тело, самый грубый уровень),
- Прана -майя (тело, состоящее из жизненного дыхания или праны ),
- Маномайя (тело , созданное из ума),
- Виджняна (тело , -майя состоящее из сознания)
- Ананда -майя (тело блаженства, тончайший уровень).
Тонкая внутренняя анатомия включала центральный канал ( нади ). [8] Более поздние ведические тексты, называемые самхитами и брахманами, содержат теорию пяти «ветров» или «дыханий» ( вайю, праны ): [8]
- Прана , связанная с вдохом
- Апана , связанная с выдохом
- Удана , связанная с распределением дыхания внутри тела.
- Самана , связанная с пищеварением
- Вьяна , связанная с выведением отходов.
Позже
[ редактировать ]Тысячелетие спустя эти концепции были адаптированы и уточнены различными духовными традициями. Похожая концепция Линга Шарира рассматривается как средство передвижения сознания в поздней санкхье , веданте и йоге и приводится в движение тенденциями прошлых жизней, или бхавами . [10] Линга можно перевести как «характерный признак» или «непостоянство», а в Веданте термин шарира означает «форма» или «форма». [11] Карана или «инструмент» — термин-синоним. В классической системе санкхьи Ишваракришны (ок. 4 века н.э.) Линга является характерным знаком переселяющейся сущности. Она состоит из двадцати пяти таттв от вечного сознания до пяти органов чувств, пяти деятельности ( буддиндрия или гьянендрия и кармендрия соответственно) и пяти тонких элементов, которые являются объектами чувств ( танматры ). В Санкхьякарике говорится: [12]
Тонкое тело ( лингам ), ранее возникшее, неограниченное, постоянное, включающее в себя великое ( махат ) и т. д., посредством тонких элементов, не получая наслаждения, переселяется, (из-за) будучи наделенным бхавами («состояниями» или «предрасположенностями»). ").Как картина (не) не (существует) без подставки, или как тень (не) не (не существует) без столба и так далее; так и инструмент ( линга или карана ) не существует без того, что специфично (т.е. тонкого тела).
— Самкхьякарика , 60–81. [12]
Классическая традиция Веданты развила теорию пяти тел в теорию кош, « оболочек» или «покрытий», которые окружают и скрывают «я» ( атман ). В классической Веданте они рассматриваются как препятствия на пути реализации, и такие традиции, как Адвайта Веданта Шанкары, мало интересовались работой с тонким телом. [13]
Тантра
[ редактировать ]Между тем, в тантрических традициях ( Шайва Каула , Кашмирский Шиваизм и буддийская Ваджраяна ) тонкое тело рассматривалось в более позитивном свете, предлагая потенциал для йогических практик, которые могли привести к освобождению. [14] Тантрические традиции содержат самые сложные теории тонкого тела со сложными описаниями энергетических нади (буквально «ручей или река», каналов, по которым течет вайю и прана ) и чакр , точек сосредоточения, где встречаются нади. [15]
Основными каналами, общими как для индуистской, так и для буддийской систем, но визуализируемыми совершенно по-разному, являются центральный (в индуистских системах: сушумна ; в буддийских: авадхути ), левый и правый (в индуистских системах: ида и пингала ; буддийских: лалана и расана ). ). [16] Говорят, что дальнейшие вспомогательные каналы расходятся наружу от чакр, где встречаются основные каналы. [17]
Системы чакр различаются в зависимости от тантры; Нетра -тантра описывает шесть чакр, Кауладьяна-нирная описывает восемь, а Кубджикамата-тантра описывает семь (наиболее широко известный набор). [18] [19]
В Дзогчен традиции тибетского буддизма тонкое тело принимает другую форму. Более конкретно, традиция указывает на четыре области особой концентрации телесной энергии , а именно: сердце ( цитта ), где обитает просветленная энергия; «светящиеся каналы» ( од ртса ), по которым течет энергия; череп ( dung khang ), где он распространяется, прежде чем наконец высвободиться через четвертую горячую точку, а именно глаза ( цакшу / бригута ). [20] : 63 Флавио Гейсшуслер, изучавший функционирование тонкого тела Дзогчен в контексте практики созерцания неба , утверждает, что многие из конкретных мотивов, которые появляются в концепции тела традиции, имеют добуддийское происхождение. Более конкретно, он отмечает, что мотивы тела Дзогчен «оленьи сердца, шелковые каналы, рога буйвола или далеко идущие арканы [...] воспроизводят терминологию охоты за животной жизненной силой, как будто интернализуя поиск драгоценных вещества». [20]
Современный
[ редактировать ]Современный индийский духовный учитель Мехер Баба утверждал, что тонкое тело «является проводником желаний и жизненных сил». Он считал, что тонкое тело — это одно из трех тел, с которыми душа должна перестать отождествляться, чтобы осознать Бога. [21]
буддизм
[ редактировать ]
В буддийской тантре тонкое тело называется «врожденным телом» ( ниджа-деха ) или «необычным телом-средством» ( асаддрана-упайадеха ). [22] или сукшма шарира , переведенное на тибетский язык как traway-lu (транслитерируется phra ba'i lus ). [23] Тонкое тело иногда называют маномайя-кая , «тело, созданное из ума», и оно является средством синхронизации тела и ума, особенно во время медитации. [24]
Тонкое тело состоит из тысяч тонких энергетических каналов ( нади ), которые являются проводниками энергий или «ветров» ( лунг или праны ) и сходятся в чакрах . [22] По мнению Дагсая Тулку Ринпоче, существует три основных канала ( нади ): центральный, левый и правый, которые проходят от точки между бровями до коронной чакры и вниз через все семь чакр до точки на два дюйма ниже пупка. [25]
Лати Ринбочай описывает тонкое тело как состоящее из 72 000 каналов, различных ветров, белой и красной капель, в то время как еще одно очень тонкое тело — это ветер, пребывающий в капле в центре сердечной чакры. Затем центральный канал описывается как сжатый двумя каналами, которые окружают его в каждой чакре и трижды в сердечной чакре, гарантируя, что ветры не будут двигаться вверх или вниз до самой смерти. [26]
Буддийские тантры обычно описывают четыре или пять чакр в форме лотоса с разными лепестками. Например, Хеваджра-тантра (8 век) гласит:
В Центре [т.е. чакре] Творения [в половом органе] расположен лотос с шестьюдесятью четырьмя лепестками. В Центре Сущностной Природы [в сердце] восьмилепестковый лотос. В Центре Наслаждения [в горле] шестнадцатилепестковый лотос. В Центре Великого Блаженства [на макушке головы] лотос с тридцатью двумя лепестками. [18]
Напротив, исторически более поздняя тантра Калачакры описывает шесть чакр. [18]
В буддизме Ваджраяны освобождение достигается посредством процессов тонкого тела во время практик стадии завершения , таких как Шесть йог Наропы . [27]
Другие традиции
[ редактировать ]Другие духовные традиции учат о мистическом или божественном теле, например, о «самом священном теле» ( вуджуд аль-акдас ) и «истинном и подлинном теле» ( джисм асли хакики ) в суфизме , системе меридианов в китайской религии и « бессмертное тело» ( сома атанатон ) в герметизме . [28]
Западная эзотерическая традиция
[ редактировать ]Тело света разрабатывается в соответствии с различными западными эзотерическими , оккультными и мистическими учениями. Другие термины, используемые для этого тела, включают тело славы , [29] тело-дух , сияющее тело , [30] светообразное тело , авгоэйдес («сияющее»), астроэйдес («звездное» или «звездное тело») и небесное тело . [31]
Эта концепция происходит из философии Платона : слово «астрал» означает «звездный»; таким образом, астральный план состоит из семи небес классических планет . Идея коренится в распространенных во всем мире религиозных представлениях о загробной жизни. [32] в котором путешествие или «восхождение» души описывается в таких терминах, как «экстатический, мистический или внетелесный опыт, когда духовный путешественник покидает физическое тело и путешествует в своем теле света в «высшие» сферы». [33]
Неоплатоники Порфирий и Прокл развили платоновское описание звездной природы человеческой психики. На протяжении всего периода Возрождения философы и алхимики, целители, включая Парацельса и его учеников, а также учёные-естественники, такие как Джон Ди , продолжали обсуждать природу астрального мира, промежуточного между земным и божественным. Концепция астрального тела или тела света была принята церемониальным магом 19-го века Элифасом Леви , Флоренс Фарр и магами Герметического Ордена Золотой Зари , включая Алистера Кроули .
Западная синкретическая традиция
[ редактировать ]
Теософия
[ редактировать ]В 19 веке Е. П. Блаватская основала эзотерическую религиозную систему теософии , которая попыталась переформулировать индуистскую и буддийскую философию для западного мира. [34] Она приняла фразу «тонкое тело» как английский эквивалент ведантической сукшмашариры , которая в трудах Ади Шанкары была одним из трёх тел (физического, тонкого и причинного). Джеффри Сэмюэл отмечает, что теософское использование этих терминов Блаватской и более поздними авторами, особенно Ч. У. Ледбитером , Анни Безант и Рудольфом Штайнером (который впоследствии основал антропософию ), сделало их «проблемными». [34] современным ученым, поскольку теософы адаптировали эти термины по мере расширения своих идей, основанных на «экстрасенсорных и ясновидческих прозрениях», изменив их значение по сравнению с тем, которое они имели в своем первоначальном контексте в Индии. [34]
Пост-теософы
[ редактировать ]Более поздняя теософская система была подхвачена Алисой Бейли и оттуда нашла свое отражение в Нью Эйдж. мировоззрении [35] человека и аура . [36] Другие авторы трактовали тонкое тело по-разному. Макс Гендель разделил тонкое тело на Жизненное Тело, состоящее из Эфира; тело Желаний , относящееся к Астральному плану ; и Ментальное тело . [37] В рассказе Барбары Бреннан о тонких телах в ее книгах « Руки света» и «Появление света» тонкие тела называются «слоями» в «энергетическом поле человека» или ауре. [38]
Четвертый путь
[ редактировать ]Тонкие тела встречаются в « Четвертого пути » учениях Гурджиева и Успенского , которые пишут, что можно создать тонкое тело и, следовательно, достичь посмертного бессмертия посредством духовных или йогических упражнений. «Душа» в этих системах — это не то, с чем человек рождается, а развивается посредством эзотерической практики для достижения полного понимания и совершенствования себя. По словам историка Бернис Розенталь, «В космологии Гурджиева наша природа трехчастна и состоит из физического (планетного), эмоционального (астрального) и ментального (духовного) тел; в каждом человеке одно из этих трех тел в конечном итоге достигает доминирования». [39] «Божественное тело» представляет собой четвертый путь, и конечная задача учения состоит в том, чтобы гармонично развить четыре пути в единый путь. [39]
Исследования медитации
[ редактировать ]Западные ученые начали изучать концепцию тонкого тела в связи с исследованиями медитации. Модель тонкого тела можно сопоставить с современными картами центральной нервной системы и применить в исследованиях медитации. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( Март 2022 г. ) |
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сэмюэл и Джонстон 2013 .
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 .
- ^ «Тибетская медицина и тонкая анатомия — Тибетская медицина, буддизм и астрология — Лондон» . Шримала | Тибетская медицина, буддизм и астрология | Лондон . 11 января 2020 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Лойццо, Джозеф Дж. (10 мая 2016 г.). «Тонкое тело: интероцептивная карта функций центральной нервной системы и медитативная интеграция разума, мозга и тела». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1373 (1). Уайли: 78–95. Бибкод : 2016NYASA1373...78L . дои : 10.1111/nyas.13065 . ISSN 0077-8923 . ПМИД 27164469 . S2CID 5042508 .
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 171–184.
- ^ Прегадио, Фабрицио (2012). Путь золотого эликсира: исторический обзор даосской алхимии (PDF, 60 стр., скачать бесплатно) . Золотой Эликсир Пресс.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б с Самуэль 2013 , с. 33.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. 184.
- ^ Ларсон 2005 , с. 242.
- ^ Пурукер, Готфрид. Оккультный глоссарий
- ^ Jump up to: а б Ларсон 2005 , с. 268.
- ^ Самуэль 2013 , стр. 34, 37.
- ^ Самуэль 2013 , с. 34.
- ^ Самуэль 2013 , стр. 38–39.
- ^ Самуэль 2013 , с. 39.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 172–174.
- ^ Jump up to: а б с Самуэль 2013 , с. 40.
- ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , стр. 175–178.
- ^ Jump up to: а б Гейсшуслер, Флавио (2024). Тибетская медитация созерцания неба и предыстория буддизма великого совершенства . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 5. ISBN 978-1-350-42881-2 .
- ^ Баба, Мехер (1967). Беседы, том 2 . Сан-Франциско: переориентация суфизма. стр. 144–145. ISBN 978-1880619094 .
- ^ Jump up to: а б Уэйман, Алекс (1977). Йога Гухьясамаджатантры: Тайное знание сорока стихов: комментарий буддийской тантры . Мотилал Банарсидасс. п. 65.
- ^ Миллер, лама Уилла Б. (12 ноября 2013 г.). «Обзоры: Исследование тонкого тела» . Архивировано из оригинала 19 марта 2018 года . Проверено 18 марта 2018 г.
- ^ Зиммер-Браун 2002 , с. 169.
- ^ Дагсай Тулку Ринпоче (2002). Практика тибетской медитации: упражнения, визуализации и мантры для здоровья и благополучия . Внутренние традиции / Медведь и компания с. 80. ИСБН 978-0892819034 .
- ^ Ринбочай, LHJ (1985). Смерть, промежуточное состояние и возрождение в тибетском буддизме . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-756-8 . Проверено 1 марта 2021 г.
- ^ Самуэль 2013 , с. 38.
- ^ Белый 2018 .
- ^ Бехун 2010 .
- ^ Мид 1919 .
- ^ Мид 1919 , стр. 34–35.
- ^ Миллер 1995 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Вулджер н.д.
- ^ Jump up to: а б с Сэмюэл 2013 , стр. 1–3.
- ^ Джонстон, Джей (2002). «Теософский взгляд»: текучие онтологии, тонкие тела и интуитивное видение» . Обзор австралийских исследований религии . 15 (2): 101–117.
- ^ Хаммер, Олав (2001). Претендуя на знание: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени . Брилл. п. 55. ИСБН 900413638X .
- ^ Гендель 1911 .
- ^ Дейл, Синди (11 октября 2016 г.). «Энергетическая анатомия: полное руководство по энергетическим полям и эфирным телам человека» . Журнал «Осознанный образ жизни» . Проверено 9 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Розенталь, Бернис (1997). Оккультизм в русской и советской культуре . Издательство Корнельского университета. п. 361 . ISBN 978-0-8014-8331-8 . ОСЛК 35990156 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бехун, В. (2010). «Тело Света и тело без органов». Содержание: обзор теории и литературной критики . 39 (1): 125–140.
- Гендель, Макс (1911). «Глава IV: Конституция человека: Жизненное тело – Тело желаний – Разум» . Розенкрейцерские мистерии . Братство Розенкрейцеров. ISBN 0-911274-86-3 .
- Ларсон, Джеральд Джеймс (2005). Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0503-3 . OCLC 637247445 .
- Мэллинсон, Джеймс и Синглтон, Марк (2017). Корни йоги . Книги о пингвинах. ISBN 978-0-241-25304-5 . OCLC 928480104 .
- Мид, GRS (1919). Учение о тонком теле в западной традиции . Уоткинс.
- Миллер, Суки (1995). После смерти: как люди во всем мире составляют карту путешествия после смерти .
- Сэмюэл, Джеффри (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж. ISBN 978-0-415-60811-4 . OCLC 690084604 .
- Сэмюэл, Г.; Джонстон, Дж. (2013). Религия и тонкое тело в Азии и на Западе: между разумом и телом . Рутледж изучает азиатскую религию и философию. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-136-76640-4 .
- Симмер-Браун, Дж. (2002). Теплое дыхание Дакини: женский принцип в тибетском буддизме . Шамбала. ISBN 978-1-57062-920-4 .
- Уайт, Джон (май 2018 г.). «Просвещение и Тело Света» . Журнал сознательной эволюции . 1 (1) . Проверено 6 января 2022 г.
- Вулджер, Роджер Дж. (nd). «За пределами смерти: переход и загробная жизнь» (PDF) . Королевский колледж психиатров . Архивировано из оригинала (PDF) 2 октября 2008 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дейл, Синди (2014). Тонкое тело: энциклопедия вашей энергетической анатомии . Звучит правда. ISBN 978-1591798279 .
- Элиаде, Мирча (1969). Йога: бессмертие и свобода . Перевод В. Р. Траска. Издательство Принстонского университета .
- Портман, Джей-Джей (1978). Транспортные средства сознания; Концепция гиликового плюрализма (Охема) . Том. I–IV. Теософское общество в Нидерландах.
- Сэмюэл, Г. (июнь 2019 г.). «Несбалансированные потоки в тонком теле: тибетские представления о психических заболеваниях и о том, как с ними бороться» . J Религ Здоровье . 58 (3): 770–794. дои : 10.1007/s10943-019-00774-1 . ПМК 6522444 . PMID 30788755 .
- Уайт, Дэвид Гордон (2012). Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226149349 .