Jump to content

Махамудра

Дизайн печати со словом Махамудра («великая печать») монгольским письмом Пхагс-па.

Махамудра ( санскрит : Махамудра, тибетский : ཕྱག་ཆེན་ , Уайли : phyag chen , THL : chag-chen , сокращение тибетского : ཕྱག་རྒྱ་ཆེན་པོ་ , Уайли : phyag rgya chen po , THL : chag-gya chen-po ) буквально означает «великая печать» или «великий отпечаток» и указывает на тот факт, что «все явления неизбежно отпечатываются Факт мудрости и пустоты неразделимы». [1] Махамудра — многозначный термин, имеющий большое значение в позднем индийском и тибетском буддизме , который «также иногда встречается в индуистском и восточноазиатском буддийском эзотеризме ». [2]

Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой кульминацию всех практик школ Нового перевода тибетского буддизма, которые считают это квинтэссенцией послания всех своих священных текстов. Практика Махамудры также известна как учение под названием « Сахаджа-йога » или «Йога совозникновения». [3] В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью , Сахаджа Махамудра иногда рассматривается как другое буддийское средство передвижения ( яна ), «Сахаджаяна» (тибетский: lhen chig kye pa ), также известная как средство самоосвобождения. [4]

Джамгон Конгтрул , тибетский несектантский ученый (Риме), характеризует махамудру как путь к реализации «ума как он есть» (тибетский: sems nyid ), который также лежит в основе всех путей Кагью. Он утверждает: «В общем, Махамудра и все, что ниже нее, являются «путем ума»» (тибетский: sems lam ). Махамудра традиционно относится к квинтэссенции самого ума и практике медитации в отношении истинного его понимания. [5]

Свиток с изображением Сарахи в окружении других махасиддхов, вероятно, 18 века, сейчас находится в Британском музее.

Использование и значение термина «махамудра» развивались на протяжении сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате этот термин может по-разному относиться к « ритуальному жесту руки , одному из последовательности «печатей» в тантрической традиции. практика, природа реальности как пустоты , процедура медитации , сосредотачивающаяся на природе Ума, врожденное блаженное гнозис, познающее пустоту недвойственно , или высшее достижение состояния будды в кульминации тантрического пути». [2]

Согласно Джамгону Конгтрулу , индийскими теоретическими источниками традиции махамудры являются тексты Йогачары и Татхагатагарбхи (природы будды), такие как Самдхинирмочана Сутра и Махаяноттаратантрашастра . [6] Фактическая практика и происхождение махамудры можно проследить до странствующих махасиддхов (великих адептов) во времена индийской династии Пала 8-го века (760-1142), начиная с сиддха Сарахи . [7]

Сарахи Дохи такие как важность указаний на наставления гуру (песни или стихи в рифмующихся куплетах) являются самой ранней дошедшей до нас литературой по махамудре и пропагандируют некоторые уникальные особенности махамудры , , недвойственность ума и отрицание. традиционных средств достижения просветления, таких как медитация саматха-випасьяна , монашество , ритуалы, тантрические практики и изучение доктрины, в пользу более прямых методов махамудры, «немедитации» и «недействия». [8] Эти учения также стали источником для совокупности наставлений, впоследствии известных как учения разума Тибета, связанных с махамудрой линий передачи Кагью. [9] Более поздние индийские и тибетские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили махамудру в тантрические, монашеские и традиционные медитативные системы. [10]

Этимология

[ редактировать ]
Статуя божества Гухьясамаджи в союзе с супругой (его «махамудрой»), выполняющей различные мудры (ритуальные жесты рук).

Было высказано предположение, что первое использование этого термина было в c. VII века Манджушримулакальпа , в которой это относится к жесту руки. [2]

Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития различных буддийских тантр , особенно в Йогатантрах , где он появляется в Таттвасамграхе (Сборнике реальности) и Ваджрашекхаре (Ваджрной вершине) . В этих источниках «махамудра» также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими ручными мудрами — мудрой действия ( карма ), обещанием ( самайя ) и дхарма- мудрой, — но также включает в себя «повторение мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают воздействовать на результат». полное отождествление человека с божественной формой божества или пробуждающимся Разумом (бодхичиттой)». [2]

В тантрах Махайоги , таких как Гухьясамаджа-тантра , махамудра «имеет множество значений, включая созерцание-повторение, способствующее несокрушимому телу, речи и уму татхагат ; и объект — пустоту, посредством реализации которой «все достигается». «и оно также используется как синоним пробужденного Разума, который считается «изначально нерожденным, пустым, невозникшим, несуществующим, лишенным самости, естественно сияющим и безупречным, как небо». [2]

Идея «махамудры» возникает как центральная буддийская концепция в Ануттарайога-тантрах (также известных как Йогинитантры ), таких как Хеваджра , Чакрасамвара и Калачакра. [2]

По словам Роджера Джексона, в этих тантрах махамудра имеет несколько значений. Это может относиться к практикам стадии завершения , которые работают с силами тонкого тела ( сукшма шарира ) для создания божественной формы и «сияющего, блаженного, неконцептуального гнозиса». В этом контексте она рассматривается как высшая практика, которая превосходит и совершенствует все предыдущие и ведет к непосредственной реализации природы ума. [2] [ нужна проверка ] В контексте сексуальной йоги махамудра также может относиться к супруге йогина. [2] [ нужна проверка ] Более того, термин махамудра может также относиться к абсолютной истине и окончательной реализации ( махамудра-сиддхи ) в буддийской тантре. По сути, это «великая печать», которая отмечает все явления, т.е. Таковость (татхата) , пустота, «неизменное блаженство за пределами объекта и субъекта, формы, мысли или выражения». [2] [ нужна проверка ]

Ученый-тантрист Арьядева резюмирует значение махамудры так: «обсуждение того, как достичь махамудры, влечет за собой методы медитации на самом Уме как на чем-то, имеющем пустотность в качестве своей природы». [11]

По словам Реджинальда Рэя , термин «мудра» означает, что в опыте реальности адепта каждое явление проявляется ярко, тогда как термин «маха» («великий») относится к тому факту, что оно находится за пределами концепции, воображения и проекции. [12]

Индийские источники

[ редактировать ]
Тилопа
Майтрипа

Все различные тибетские линии махамудры произошли от махасиддхов средневековой Индии (ок. 8-12 веков). Самая ранняя фигура — поэт десятого века йогин Сараха и его ученик Нагарджуна (эту тантрическую фигуру не следует путать с более ранним философом Нагарджуной ). [13] Сборники стихов и песен Сарахи, в основном написанные на языке апабхрамса, являются самыми ранними индийскими источниками учений махамудры, помимо буддийских тантр .

Среди других влиятельных индийских махасиддхов — Тилопа , его ученик Наропа и супруга Наропы Нигума . Песня Тилопы «Гангская махамудра» — это широко распространенный короткий текст махамудры. Нигума является важным источником линии Шангпа Кагью .

Ученик Тилопы Майтрипа ( ок. 1007–1085) стал главным мастером махамудры в Индии в его время, и большинство линий передачи махамудры ведут свое начало от Майтрипы. [14] Майтрипа был очень влиятельной фигурой одиннадцатого века, ученым и тантриком, который широко преподавал Ратнаготравибхагу , текст, который широко рассматривается как соединяющий сутрические взгляды Махаяны и Ануттарайогатантры . [15] Он составил комментарии к буддийским дохам, а его работы включают сборник из 26 текстов по «неконцептуальной реализации» ( аманасикара ), которые являются ключевым индийским источником учений махамудры, сочетающих в себе сутру и тантру и обучающих мгновенному подходу к пробуждению. . [16] [17]

Одним из учеников Майтрипы был кадамский учёный Атиша , который обучал махамудре своего ученика Дромтонпы (1004–1063), который решил не делать махамудру частью традиции кадам. [14] Другой ученик Майтрипы, Марпа Лоцава , также представил махамудру в Тибете, и его ученик Миларепа также является центральной фигурой этой линии. Другой важной фигурой в распространении махамудры в этом регионе является Ваджрапани, еще один ученик Майтрипы. [18] Его ученик Асу также был учителем Речунгпы (1084–1161), одного из учеников Миларепы. [14]

Гампопа , ключевая фигура школы Кагью, ссылается на три важных цикла индийских текстов, в которых Махамудра рассматривается как его главный источник: [19] [20]

  • «Семь [или восемь] сиддхих-текстов» (Saptasiddhiḥ, тиб . Grub pa sde bdun), Падмаваджры которые включают «Гухьясиддхи» и «Джнянасиддхи » Индрабхути .
  • «Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» ( Snying po skor Drug » Сарахи ), включая «Дохакошу и «Чатурмудранискую » Нагарджунагарбхи .
  • «Цикл учений о непознании» Майтрипы ( Yid la mi byed pa 'i chos skor ).

Эта классификация существовала со времен Бутона Ринчена Друпа (1290-1364). [20]

Индийские источники махамудры были впоследствии собраны седьмым Кармапой Чодраком Гьяцо (1454-1506) в трехтомный сборник под названием «Индийские трактаты махамудры» ( тиб . Phyag rgya chen po'i rgya gzhung ). Этот сборник включает в себя три вышеуказанных сборника, а также Анавилатантру и тексты, обучающие нетантрическому «мгновенному» подходу к практике индийского мастера по имени Шакьясрибхадра . [21] [20]

Тибетские традиции

[ редактировать ]
Роспись тханки Миларепы (1052-1135), конец 19 - начало 20 века, Додейдраг Гонпа, Тхимпху, Бутан.

Махамудра наиболее известна как учение школы Кагью тибетского буддизма . Однако школы Гелуг и Сакья также практикуют махамудру. Школа Ньингма и бонская практика Дзогчен — родственный, но отличный метод прямого введения в принцип шуньяты . Студенты Ньингмы также могут пройти дополнительное обучение махамудре, а линия передачи Пальюл Ньингма сохраняет линию «Союза махамудры и Ати-йоги», зародившуюся Карма Чагме .

Традиция Кагью

[ редактировать ]
Гампопа (1079–1153), основатель Кагью.

Гампопа Сёнам Ринчен (1079-1153), монах Кадам, который был учеником мирского тантрического йогина Миларепы, является ключевой фигурой в традиции Кагью. Он отвечает за большую часть развития монашеских учреждений Кагью и за запись учений линии передачи в письменной форме. [22] Он синтезировал учения Махаяны Кадам с тантрическими учениями, которые он получил от Миларепы, и разработал уникальную систему махамудры, которую он часто преподавал без тантрических посвящений , полагаясь вместо этого на гуру-йогу . [23]

Махамудра определяется Гампопой как «реализация естественного состояния как осознания-пустоты, абсолютно ясного и прозрачного, без корня». Гампопа также утверждает, что махамудра — это « парамита мудрости , находящаяся за пределами мысли и выражения». [24] Гампопа учил своих учеников махамудре по пятичастной системе, один из его самых известных учеников, Пхагмо Другпа (1110-1170), стал очень успешным учителем, который продолжал преподавать эту пятичастную систему, и восемь «младших» линий передачи кагью восходят к ему. [22] Эта система «пятичастной махамудры» стала одним из основных способов передачи махамудры в линиях передачи Кагью после Гампопы. [22]

Традиция, следующая Гампопе, называется Дакпо Кагью . Ключевым автором этой традиции в области Махамудры является Дакпо Таши Намгьял , хорошо известный своей книгой «Махамудра: Лунный свет». Карма Кагью Кармапы , как и девятый Кармапа Вангчук Дордже, также написали важные тексты Махамудры. Развитием этих более поздних авторов махамудры является интеграция общих учений Махаяны о саматхе и випасьяне как предварительных шагах к практике махамудры. [25]

Три типа обучения

[ редактировать ]

Линия Кагью делит учения махамудры на три типа: «сутра махамудра», «тантра махамудра» и «сущность махамудры», в формулировке, которая, по-видимому, исходит от Джамгона Конгтрула . [26] Сутра махамудра, как следует из названия, черпает свои философские взгляды и техники медитации из традиции сутраяны. Тантрическая махамудра использует такие тантрические техники , как туммо , йога сновидений и осел , три из шести йог Наропы . Сущность махамудры основана на прямом наставлении квалифицированного ламы, известном как указывающее наставление .

Как путь за пределы сутры и тантры

[ редактировать ]

Представители линии Кагью, такие как Гампопа, представляли форму махамудры, которая, как говорили, превосходила колесницы сутраяны и ваджраяны. По словам Карла Бруннхольцля, Гампопа рассматривал Махамудру как третий путь, который не был ни сутрой, ни тантрой, который он называл «путем праджни» и «путем таковости», и который «основан на благословении и предназначен для тех, кто разумен и острые способности». [27] Бруннхольцль добавляет, что для Гампопы путь махамудры «принятия прямого восприятия как пути» основан на знакомстве настоящего гуру со сияющей дхармакаей и, таким образом:

Получив такое безошибочное наставление с окончательным значением, человек затем принимает родной ум как путь, не разделяя триаду воззрения, поведения и медитации в терминах этого врожденного ума, в отношении которого он обрел уверенность внутри себя. [27]

Гампопа также заявил, что махамудра — это «высший путь, который фактически превосходит как сутру, так и тантру». Бруннхольцль далее заявляет, что «на практике большая часть сохранившихся учений Гампопы состоит в основном из наставлений, основанных на сутрах, а затем завершается Махамудрой, при этом либо вообще не преподается путь мантры, либо упоминается о нем лишь вскользь». [27]

Традиция Кагью основывает свое учение махамудры на работах индийских махасиддхов, таких как Сараха и Майтрипа. По словам Клауса-Дитера Матеса,

Позже Бка бргьюд защищал свою неспецифическую традицию махамудры, не являющуюся тантрической или сутра, ссылаясь на индийские источники, такие как Таттвадашакатика или Таттваватара. Они принадлежат к жанру литературы, который Седьмой Кармапа Чос Грагс Ргья Мтшо (1454–1506) назвал «Произведениями индийской махамудры» (phyag chen rgya gzhung). [28]

Мэтес исследовал практику, описанную в этих трудах по махамудре, и обнаружил, что она не обязательно тантрическая. В дохах Сарахи это просто реализация совозникающей природы Ума с помощью подлинного гуру. Майтрипа (ок. 1007–085) использует термин «махамудра» именно для такого подхода, таким образом применяя изначально тантрический термин для обозначения чего-то, что не является специфически тантрической практикой. Таким образом, для более поздних кагьюп вполне обоснованно говорить о традиции махамудры Сарахи как о изначально независимой от сутр и тантр. Для Майтрипы прямая реализация пустоты (или совозникновения) является связующим звеном между Сутрами и Тантрами, и именно благодаря этому мосту махамудра может быть связана с Сутрами и Тантрами. В сутрах оно принимает форму практики непребывания и освобождения ума, тогда как в тантрах оно занимает особое положение среди четырех мудр. [28]

Учение Кагью махамудры стало предметом споров. Возможность внезапной освобождающей реализации и практики махамудры без необходимости тантрического посвящения как противоречащая учениям буддийских тантр и как просто форма китайского чань (дзен) . рассматривалась некоторыми критиками [29] Однако Дакпо Таши Намгьял недвусмысленно подтверждает, что тантрическое посвящение само по себе не является обязательным требованием на пути к освобождению. Он пишет: «(Гампопа) не сделал эзотерическое посвящение предпосылкой для получения учений Махамудры. Он говорил о методе непосредственного руководства ученика к внутренней реальности ума [...], если следовать системе почтенного Гампопы в объяснять только Махамудру нет необходимости [...]» Кроме того, он отмечает некоторых «[...] последователей этого медитативного ордена (которые позже) адаптировали Махамудру к практике эзотерической тантры», которая обычно опирается на посвящения . [30]

Линии передачи Кагью

[ редактировать ]

Кедруп Гелек Пелзанг, 1-й Панчен-лама, выделил ряд линий передачи махамудры в соответствии с их основными практиками достижения махамудры. В своих учениях к основному тексту Первого Панчен-ламы и автокомментариям Далай-лама XIV очертил линии передачи практики Кагью следующим образом: [31]

Традиция Сакья

[ редактировать ]

Следуя великому экзегету Сакья и философу Сакья Пандиту (1182-1251), махамудра в школе Сакья рассматривается как высшая тантрическая реализация, что означает, что практика махамудры начинается только после посвящения в тантрическую практику и практики созидания и завершения. Стадии йоги божеств . [32] [24] В своем «Ясном различении трех кодов» ( Sdom gsum rab dbye ) Сакья Пандит раскритиковал нетантрические «сутровые» подходы к махамудре учителей Кагью, таких как Гампопа , которые обучали махамудре тех, кто не получил тантрических посвящений и основывал себя на Уттаратантрашастре . [24] Он утверждал, что термин «махамудра» не встречается в сутрах, а только в высших классах тантр и что только посредством тантрического посвящения возникает махамудра: «Наша собственная Великая Печать состоит из Гнозиса, возникшего из посвящения». [24] По мнению Сакья Пандита, благодаря четырем посвящениям или посвящениям, данным квалифицированным гуру, большинство практикующих испытают подобие истинной махамудры, хотя лишь немногие редкие люди испытывают истинную махамудру. [24] Посредством практики стадий творения и завершения тантры тантрика развивает это частичное понимание блаженства и пустоты в совершенно недвойственное гнозис, настоящую Махамудру, которая соответствует достижению Пути Видения, первого бхуми Бодхисаттвы. [24]

В Сакья это прозрение, известное как махамудра, описывается по-разному: как «единство осознания и пустоты, единство осознания и пустоты, единство блаженства и пустоты», а также как «естественная реальность ( chos nyid gnyug ma ), которая есть пустота, обладающая превосходство во всех аспектах». [24]

Воздушная традиция

[ редактировать ]
Четвертый Панчен-лама Лобсанг Чокьи Гьялцен.

Традиция махамудры школы Гелуг традиционно восходит к основателю школы Дже Цонкапе (1357-1419), который, как говорят, получил устную передачу от Манджушри , а также к индийским мастерам, таким как Сараха, через мастера Дрикунг Кагью Ченнга Чокьи. Гьялпо, который передал Цонкапе учение Кагью Махамудры (вероятно, пятичастной Махамудры). [33] Джагчен Джампа Пал (1310-1391), держатель традиции джагпа учения Шангпа, также был одним из учителей Цонкапы.

Однако конкретно «гелугская» система Махамудры была зафиксирована только во времена Лобсанга Чокьи Гьялцена, 4-го Панчен-ламы (иногда называемого «1-м Панчен-ламой», 1570–1662 гг.), который написал коренной текст Махамудры на « Дороге Завоеватели: Коренные стихи для драгоценной Геден [Гелуг] Кагью [Устная] Передача Махамудры » ( dGe-ldan bka'-brgyud rin-po-che'i phyag-chen rtsa-ba rgyal-ba'i gzhung-lam ) и его автоматический комментарий ( Янг гсал сгрон ме, «Лампа, вновь освещающая Махамудру» ), который до сих пор широко преподается и комментируется. [33] [34] [35] До этой работы сочинения гелуг по Махамудре, как правило, следовали ортодоксальным учениям Кагью. [33] Этот текст и автоматический комментарий к нему стали центральным трудом по Махамудре в школе Гелуг. Нынешний 14-й Далай-лама и лама Тубтен Еше - некоторые из современных деятелей гелуг, написавших комментарии к этому ключевому тексту гелуг Махамудры. [36]

Панчен-лама Чокьи Гьялцен сам находился под влиянием учений Кагью и хотел подражать великим сиддхам, таким как Миларепа и Сабарипа. [33] [37] В своем тексте он называет различные линии передачи Махамудры и Дзогчена и приходит к выводу, что «все их окончательные значения, как видно, сводятся к одной и той же намеченной точке». [38] Чокьи Гьялцен также встает на сторону школы Кагью против Сакья, утверждая, что существует уровень сутры Махамудры. [33] Однако, по его мнению, сутра Махамудра особенно связана с постепенным путем, а его представление практики прозрения ( випасьяна ) уникально в духе гелуг. [33]

Йонгдзин Еше Гьялцен (также известный как Хачен Еше Гьялцен, наставник Далай-ламы VIII, 1713–1793 гг.) составил комментарий к тексту Махамудры Чокьи Гьялцена , озаглавленный «Светильник ясного и превосходного пути линии устной традиции» ( Ёнгс-'дзин йе шес rgyal mtshan ). [39] Он также комментирует Махамудру в контексте Ламы Чопа Гуру Йоги. [40]

Тибетский учитель Тубтен Еше объясняет: «Махамудра означает абсолютную печать, целостность, неизменность. Запечатывание чего-либо подразумевает, что вы не можете это уничтожить. Махамудра не была создана и не изобретена никем, поэтому ее нельзя уничтожить. Это абсолютная реальность». [41]

Практики и методы

[ редактировать ]

Обычной схемой, используемой в школе Кагью, является схема Основы ( природы будды , пустоты ), Пути (практики) и Махамудры Плода ( состояния будды ). [42] Советы и руководство квалифицированного учителя ( ламы ) или гуру считаются очень важными для развития веры и интереса к Дхарме , а также для обучения и практики медитации махамудры. Чаще всего махамудре (особенно эссенциальной махамудре) предшествует встреча с учителем и получение указывающих указаний . Некоторые части передачи осуществляются устно, посредством посвящений и «чтения передач». Учащийся махамудры обычно проходит различные тантрические практики , прежде чем приступить к «бесформенным» практикам, описанным ниже; последние классифицируются как часть «сущности махамудры». [43]

Нёндро — это предварительные практики, общие для традиций Махамудры и Дзогчена , и включают такие практики, как созерцание «четырёх мыслей, которые поворачивают ум», простирания и гуру-йогу . По словам одного ученого, большинству людей трудно начать непосредственно с бесформенных практик, и они теряют при этом энтузиазм, поэтому тантрические практики служат дополнением к бесформенным. [44] Другие развивают искренний и сильный интерес к учениям махамудры о природе ума , но оказываются весьма сопротивляющимися пути тантры и ее посвящениям. Независимо от того, как вы продвигаетесь, считается, что изучение и практика, опираясь на заветные квинтэссенции наставлений линии передачи, принесут огромную пользу. [ нужна ссылка ]

Другой способ разделить практику махамудры - это тантрические практики махамудры и практики сутры. Тантрические практики махамудры включают практику йоги божеств с йидамом, а также тонкого тела практики , такие как шесть йог Наропы , и могут выполняться только после посвящения . [45] После предварительных практик практика сутры махамудры школы Кагью часто делится на обычные или основные медитативные практики и экстраординарные медитативные практики. Обычными практиками являются саматха (успокоение) и випасьяна (особое прозрение). К необычным практикам относятся «бесформенные» практики, такие как «йога одного вкуса» и «немедитация». Традиция также достигает кульминации в определенных специальных практиках просвещения и пост-просветления. [46]

По словам Реджинальда Рэя , «бесформенные» практики, также называемые «Сущностной махамудрой», — это когда «человек непосредственно занимается практиками отказа от дискурсивного мышления и покоя ума в ясном, сияющем осознании, которое и есть махамудра». [47] Причина, по которой подготовительные практики и практики «формы», такие как йога божеств и випасьяна, заключается в том, что бесформенные практики довольно сложны и тонки, и большинство практикующих не способны успешно войти в простую сущность ума без значительной умственной подготовки. необходимы [47]

Четыре йоги и пять путей

[ редактировать ]

В традиции Дагпо Кагью , представленной Дагпо Таши Намгьялом , Махамудра разделена на четыре отдельные фазы, известные как четыре йоги махамудры (S. catvāri mahamudrā Yoga , тибетский : Четыре первых бёра великой пьягргьи. , Уайли : phyag rgya chen po'i rnal 'byor bzhi ). Они заключаются в следующем: [48]

  1. однонаправленность (С. ekāgra , Т. rtse gcig rtse gcig );
  2. простота (С. niṣprapānca , Т. སྤྲོས་བྲལ་ spros bral ), «свободный от сложности» или «не сложный»;
  3. один вкус (С. самараса , Т. one ro gcig );
  4. немедитация (С. абхавана , Т. སྒོམ་ མེད་ sgom med ), состояние не держания ни за объект медитации, ни за медитирующего. На этом этапе больше ничего не нужно «медитировать» или «взращивать».

Эти стадии параллельны четырем йогам Дзогчен-сэмде . , четыре йоги махамудры соотносятся с пятью путями Махаяны (S. pañcamārga Согласно Целе Нацок Рангдролу ( Светильник Махамудры ) ):

  • Внешние и внутренние предварительные практики : путь накопления
  • Однонаправленность: путь применения
  • Простота: путь видения и большая часть пути медитации (бхуми с первого по шестой)
  • Один вкус: последняя часть пути медитации, большая часть пути необучения (бхуми с седьмого по девятый).
  • Немедитация: последняя часть пути отсутствия обучения (десятый бхуми) и состояния будды (бхуми с одиннадцатого по тринадцатый).

Между тем Дакпо Таши Намгьял в своей книге «Лунный свет Махамудры» соотносит их следующим образом:

  • Внешние и внутренние предварительные практики и однонаправленность: путь накопления
  • Простота: путь применения
  • Один вкус: пути медитации и отказа от обучения
  • Немедитация: путь отсутствия обучения и состояния будды.

Согласно Дже Гьяре, переданному Дакпо Таши Намгьялом ( «Лунный свет Махамудры »):

  • Однонаправленность: пути накопления и применения
  • Простота: путь видения (первый бхуми)
  • Один вкус: пути медитации и часть пути отсутствия обучения (бхуми со второго по восьмой)
  • Немедитация: остаток пути отсутствия обучения, состояние будды (бхуми с девятого по тринадцатый)

Согласно Дрелпе Донсалу, переданному Дакпо Таши Намгьялом ( «Лунный свет Махамудры »):

  • Однонаправленность: пути накопления и применения
  • Простота: путь видения (первый бхуми)
  • Один вкус: пути медитации и отказа от обучения (бхуми со второго по десятый)
  • Немедитация: состояние будды (бхуми с одиннадцатого по тринадцатый)

Обычные медитативные практики

[ редактировать ]

Как и в большинстве буддийских школ медитации, основная медитативная практика махамудры делится на два подхода: шаматха («спокойствие», «пребывание в покое») и випашьяна («особое прозрение»). Это разделение содержится в наставлениях, данных Вангчуком Дордже , девятым Кармапой , в серии сочиненных им текстов; они воплощают учения, данные по практике махамудры. [49]

Вангчук Дордже (1556–1603), девятый Кармапа , написал различные влиятельные тексты по Махамудре.

Махамудра шаматха, часто связанная с йогой однонаправленности, содержит инструкции о том, как сидеть с правильной осанкой, называемой семиточечной позой Вайрочаны. [49] Учения махамудры-шаматхи также включают инструкции о том, как работать с умом, который окружен различными препятствиями к сосредоточению внимания. [50] например, поднимать взгляд, когда человек чувствует себя унылым или сонным, и снова опускать его, когда человек чувствует себя чрезмерно возбужденным. Обычно преподают два типа махамудры-шаматхи: шаматха с поддержкой и шаматха без поддержки.

Махамудра шаматха с поддержкой предполагает использование объекта внимания, к которому медитирующий постоянно возвращает свое внимание. Вангчук Дордже упоминает, что можно использовать самые разнообразные опоры, визуальные объекты, такие как пламя свечи, а также звуки, запах и т. д. [50]

Одна из основных техник Махамудра-шаматхи с поддержкой — это осознанность дыхания (санскрит: анапанасмрити; пали : анапанасати). Внимательность к дыхательной практике считается глубоким средством успокоения ума и подготовки его к последующим этапам. Для Кагьюпы в контексте махамудры осознанность к дыханию считается идеальным способом для медитирующего перейти к принятию самого ума в качестве объекта медитации и генерированию випашьяны на этой основе. [51] Современный мастер Кагью/Ньингма Чогьям Трунгпа , выражая точку зрения Кагью Махамудры, писал: «Ваше дыхание — это самое близкое к изображению вашего ума, которое вы можете приблизить к изображению своего ума. В некотором смысле это портрет вашего ума… Традиционная рекомендация в линия медитаторов, развившаяся в традиции Кагью-Ньингма, основана на идее смешения ума и дыхания». [52]

Шаматха без поддержки или беспредметная медитация означает отдых ума без использования конкретной точки сосредоточения или объекта концентрации. По словам Реджинальда Рэя, в этой практике «глаза открыты, и человек смотрит прямо перед собой в пространство, ни к чему не направляя свой ум». [50]

В гелуг-сутре махамудры техники шаматхи аналогичны изложению кагью. [33]

В Випашьяне

[ редактировать ]

Подробные инструкции по практикам прозрения — вот что делает Махамудру (и Дзогчен) уникальной в тибетском буддизме. В Махамудре випашьяне Вангчук Дордже дает десять отдельных созерцаний, которые используются для раскрытия сущности внутреннего ума; пять практик «смотрения» и пять « указания » на природу ума. Все они предполагают некоторый уровень спокойствия, культивируемый махамудрой шаматхой. В ретрите каждому созерцанию обычно отводятся определенные периоды времени. [53]

Пять практик «смотрения» на природу ума таковы: [54]

  • Глядя на устоявшийся ум. Человек постоянно смотрит на неподвижное состояние ума, возможно, задавая вопросы, чтобы пробудить осознание, например: «Какова его природа? Он совершенно неподвижен?»
  • Глядя на движущийся или думающий ум. Пытаются внимательно рассмотреть возникновение, существование и исчезновение мыслей, возможно, задавая себе вопросы, чтобы лучше понять этот процесс, например: «Как он возникает? Какова его природа?»
  • Глядя на ум, отражающий видимость. Рассматривают, каким образом явления внешних чувств происходят в опыте. Обычно в качестве предмета берется визуальный объект. Человек постоянно смотрит на объект, пытаясь увидеть, как эта видимость возникает в уме, и понять природу этого процесса. Возможно, задаются такие вопросы, как «Какова их природа? Как они возникают, живут и исчезают? Отличается ли их первоначальный вид от того, как они в конечном итоге поняли?»
  • Рассматривание ума по отношению к телу. Один исследует такие вопросы, как «Что такое разум? Что такое тело? Является ли тело нашими ощущениями? Каково отношение наших ощущений к нашему мысленному образу нашего тела?»
  • Вместе смотреть на неподвижные и движущиеся умы. Когда ум спокоен, человек смотрит на это, а когда ум в движении, человек смотрит на это. Исследуют, являются ли эти две стадии одинаковыми или разными, задавая такие вопросы, как: «Если они одинаковы, то в чем сходство? Если они разные, в чем разница?»

На этом основаны практики «указания на природу ума». Теперь человек снова смотрит на каждого из пяти, но на этот раз неоднократно задает себе вопрос: «Что это?» В этих практиках человек пытается распознать и осознать точную природу, соответственно:

  • Устоявшийся ум,
  • Движущийся или думающий ум,
  • Ум, отражающий видимость,
  • Отношения ума и тела,
  • Уравновешенный и думающий ум вместе.

Вышеуказанные практики не имеют конкретных «ответов»; они служат для того, чтобы с течением времени побуждать человека все более и более внимательно изучать опыт, стремясь понять, что же существует на самом деле. [55]

Гелуг-сутра Махамудра, представленная Чокьи Гьялценом , практикует уникальный стиль гелуг выполнения випашьяны , основанный главным образом на гелуг- мадхьямаке . По словам Роджера Джексона:

В реальном сеансе медитации это включает в себя, прежде всего, анализ того, можно ли действительно найти медитатора, достигшего спокойного равновесия, в конечном смысле. Ища медитирующего как внутри, так и вне различных элементов, человек нигде не встречает медитирующего; ища предельность в явлениях (дхармах), нигде ее не встречаешь. Таким образом, человек приходит к пребыванию в пространственноподобном осознании пустотной природы как личности, так и дхарм. Затем (или альтернативно) более тщательно исследуют, можно ли найти сам ум в предельном смысле: обнаруживается, что он имеет условную природу потока осознания и ясности, но не является ни предельностью, ни истинным существованием. Короче говоря, следует признать, что любое возникающее существующее, будь то объект ума или сам ум, является всего лишь концептуальным, пустым и, как Чосргьян цитирует своего гуру Санг rgyas ye shes, говоря: «Когда… .. ты уравновешен на этом однонаправленно, чудесно!» (GBZL: 4a; пер. Далай-ламы и Берзина: 100; YSGM: 30b). В период между сеансами медитации (rjes thob) следует рассматривать все явления как обманчивые (sgyu ma), существующие иначе, чем кажутся, но в то же время следует осознавать, что их конечная пустотность не исключает их условного функционирования, любого нечто большее, чем обычное функционирование, дает им истинное существование. [56]

Необычные медитативные практики

[ редактировать ]

Практика обычной медитации в конечном итоге приводит человека к йоге простоты, которая, согласно Гампопе , представляет собой «понимание сущностного состояния этого осознания [однонаправленности] как невозникновения [ пустоты ], которое превосходит концептуальные виды реальности и нереальности». [57] Человек видит все явления такими, какие они есть, неконцептуально, за пределами крайностей существования и несуществования. [57]

Один вкус

[ редактировать ]

По мнению Гампопы, йога одного вкуса — это «понимание различных явлений как одного с точки зрения их внутренней природы». [57]

Пхагмо Друпа говорит:

Медитируя на одном вкусе всех вещей, медитирующий познает один вкус всех этих вещей. Разнообразие явлений и неявлений, ума и пустоты, пустоты и непустоты — Все имеют один вкус, неотличимы в своей внутренней пустоте. Понимание и непонимание одного вкуса; Медитация и немедитация неотличимы; Медитация и отсутствие медитации объединены в один вкус; Дискриминация и отсутствие дискриминации – это один вкус На просторах реальности. [58]

Немедитация

[ редактировать ]

Гампопа утверждает, что немедитация — это «непрерывное осознание союза видимости и присущей ей пустоты». [59]

Пхагмо Друпа говорит:

Совершенствуя эту стадию [немедитации], медитирующий достигает обнаженного, лишенного поддержки осознания. Это неразличающее осознание и есть медитация! Преодолевая двойственность медитации и медитирующего, внешней и внутренней реальности, медитирующее осознавание растворяется в своей сияющей ясности. Выходя за пределы интеллекта, он лишен двойственности медитации и постмедитации. Такова квинтэссенция ума. [60]

Основные исходные тексты

[ редактировать ]

Основные исходные тексты индо-тибетской традиции Махамудры, найденные в тибетском буддийском каноне (редакции: D = Дерге Канджур, Q = Цяньлун Канджур, P = Пекинский Канджур), включают следующее: [61] [62] [63]

Индийские работы

[ редактировать ]
  • Ратнаготравибхага комментарии и связанные с ней
  • Анавилатантра ( «Непорочная Тантра ») и комментарий Кумарачандры. Это единственная тантра, входящая в сборник произведений Махамудры. [64] Полное название: Шри-анавила-тантра-раджа-нама (Великолепный царь тантр, называемый «Непорочным»).
  • Сарахи Доха и другие стихи (около 8 века н.э. ).
  • Тилопы (988–1069 гг.) Ганга Махамудра [65]
  • «Семь [или восемь] сиддхих-текстов» (Saptasiddhiḥ, тиб . Grub pa sde bdun):
    • Падмаваджры Гухьясиддхи (Q306 1, D2217);
    • Анангаваджры Праджньопаявинискаясиддхи (Q3062, D22 l 8);
    • Джнянасиддхи Индрабхути ( Q3063, D22 1 9);
    • Лакшми Адваясиддхи (Q3064, D2220);
    • Улаваджры Вьяктабхавасиддхи ;
    • Дарики Махагухьятатвопадеша (Q3065, D222 1);
    • Сахаджайогини Чинты Вьяктабхаванугататтвасиддхи (Q3066, D2222);
    • Домбхи Херуки Сахаджасиддхи (Q3067, D2223).
  • «Цикл шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» ( Снынг по скор препарат ):
    • Сарахи Дохакосагити (D 2224, стр. 3068)
    • Нагарджуны Чатурмудранвая (D 2225, P 3069)
    • Арьядевы Читтаваранавишодхана (D 1 804, P 2669)
    • Дивакарачандры Праджняджнянапракаша (D 2226, P 3070)
    • Сахаджаваджры Стхитисамаса (D 2227, P 307 1)
    • Котали Ачинтьякрамопадеша (D 2228, P 3072).
  • Цикл [26] текстов Майтрипы по неконцептуальной реализации ( аманасикара).

Тибетские работы

[ редактировать ]

Шесть слов совета

[ редактировать ]

Тилопа был бенгальским махасиддхом , разработавшим метод махамудры около 1000 года нашей эры. Тилопа дал Наропе , своему преемнику, учение о медитации махамудры, названное «Шесть слов совета».

В следующей таблице дан перевод Шести слов совета Тилопы.

Шесть слов совета
Первый краткий дословный перевод Позже длинный пояснительный перевод Тибетский (транслитерация Уайли)
1 Не вспоминай Отпусти то, что прошло ми, мно
2 Не воображай Отпусти то, что может прийти ми бсам
3 Не думай Отпусти то, что происходит сейчас ми она
4 Не исследуй Не пытайся что-либо выяснить мой друг
5 Не контролировать Не пытайтесь ничего сделать мне
6 Отдых Расслабься прямо сейчас и отдохни. позвонил сар бжаг

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дафф (2008) , стр. vii, ix.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джексон (2005) .
  3. ^ Дафф (2008) , с. х.
  4. ^ Тралег Кьябгон 2003 , стр. 7–11.
  5. ^ Намгьял и Лхалунгпа (2006) , с. XXII.
  6. ^ Браун (2006) , с. 7.
  7. ^ Браун (2006) , с. 16.
  8. ^ Браун (2006) , с. 17.
  9. ^ Трангу Ринпоче (2006) , стр. 1–6.
  10. ^ Браун (2006) , стр. 18–22.
  11. ^ цитируется по Далай-ламе и Берзину (1997) , стр. 119.
  12. ^ Рэй (2001) , с. 261.
  13. ^ Робертс (2011) , стр. 9–10.
  14. ^ Jump up to: а б с Робертс (2011) , с. 11.
  15. ^ Краг (2015) , с. 71.
  16. ^ Мэтес (2015) , с. 1.
  17. ^ Краг (2015) , стр. 72–73.
  18. ^ Робертс (2011) , с. 12.
  19. ^ Краг (2015) , стр. 76–77.
  20. ^ Jump up to: а б с Матс (2015) , с. 2.
  21. ^ Краг (2015) , с. 65.
  22. ^ Jump up to: а б с Дафф (2008) , стр. v–vii.
  23. ^ Краг (2015) , стр. 163–164.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Стензель (2014) .
  25. ^ Краг (2015) , с. 165.
  26. ^ Мэтес (2003) , с. 201.
  27. ^ Jump up to: а б с Бруннхольцль (2015) , стр. 192–193.
  28. ^ Jump up to: а б Матес (2008) .
  29. ^ Намгьял и Лхалунгпа (2006) , с. 104.
  30. ^ Намгьял и Лхалунгпа (2006) , стр. 107-1. 123–124.
  31. ^ Далай-лама и Берзин (1997) , стр. 262–271.
  32. ^ Берзин (2006) .
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джексон (2001) , с. 155.
  34. ^ Jump up to: а б Панчен-лама (н. д.) .
  35. ^ Лосанг Чокьи Ньима (2009) , с. 620.
  36. ^ Yeshe (2018) .
  37. ^ Уиллис (1995) , с. 20.
  38. ^ Лобсанг Джампа (2013) , с. [ нужна страница ] .
  39. ^ Уоллес (2005) , с. 239.
  40. ^ Еше Гьялцен (2019) .
  41. ^ Yeshe (2003) , p.  21 .
  42. ^ Рэй (2001) , с. 266.
  43. ^ Рэй (2001) , стр. 273–274.
  44. ^ Рэй (2001) , стр. 272–274.
  45. ^ Рэй (2001) , стр. 271–272.
  46. ^ Браун (2006) , стр. 28–29.
  47. ^ Jump up to: а б Рэй (2001) , с. 272.
  48. ^ Намгьял и Лхалунгпа (2006) , с. 463.
  49. ^ Jump up to: а б Рэй (2001) , с. 274.
  50. ^ Jump up to: а б с Рэй (2001) , стр. 274–275.
  51. ^ Браун (2006) , стр. 221–34.
  52. ^ Трунгпа (2003) , стр. 49, 51.
  53. ^ Рэй (2001) , с. 276.
  54. ^ Рэй (2001) , стр. 276–277.
  55. ^ Рэй (2001) , с. 277.
  56. ^ Джексон (2001) , с. 178.
  57. ^ Jump up to: а б с Рэй (2001) , с. 280.
  58. ^ Рэй (2001) , стр. 280–281.
  59. ^ Рэй (2001) , с. 282.
  60. ^ Рэй (2001) , стр. 282–283.
  61. ^ Браун (2006) , стр. 17–36.
  62. ^ Краг (2015) , с. 76.
  63. ^ Мэтес (2015) , с. 3.
  64. ^ Санто, Петер-Даниэль. «Малые тексты Ваджраяны VI: санскритский фрагмент Анавилатантры», 2022, в Орна Альмоги (ред.), Эволюция Священных Писаний, Формирование канонов. Буддийский случай . Гамбург.
  65. ^ Трангу Ринпоче (2019) .
  66. ^ Рангджунг Дордже (nd) .
  67. ^ Рангдрол (2004) .
  68. ^ Робертс (2011) .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Берзин, Александр (июль 2006 г.) [1995]. «Что такое Дзогчен?» . Изучайте буддизм . Проверено 16 июня 2016 г.
  • Браун, Дэниел П. (2006). Указывая великий путь: этапы медитации в традиции Махамудры . Публикации мудрости. ISBN  978-0861713042 .
  • Брунхольцль, Карл (2015). Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой . Публикации Шамбалы. [ ISBN отсутствует ]
  • Далай Лама ; Берзин, Александр (1997). Традиция Махамудры Гелуг/Кагью . Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN  1-55939-072-7 .
  • Дафф, Тони, изд. (2008). Махамудра Гампопы: пятичастная практика Махамудры, которой Гампопа научил Пхагмо Другпу . Комитет переводов Падма Карпо. ISBN  978-9937206075 .
  • Джексон, Роджер (2001). «Традиция Махамудры dGe ldan-bKa' brgyud Сколько dGeldan? Сколько bKa' brgyud?». В Ньюленде, Гай (ред.). Меняя мышление: вклад в изучение буддизма и Тибета в честь Джеффри Хопкинса . Публикации Снежного Льва. ISBN  978-1559391603 .
  • Джексон, Роджер Р. (2005). «Махамудра» . Энциклопедия религии (2-е изд.). п. 5596. ИСБН  0-02-865733-0 .
  • Краг, Ульрих Тимме (2015). Тибетская йога и мистицизм: текстуальное исследование йоги Наропы и медитации Махамудры в средневековой традиции Дагспо . [ нужна полная цитата ]
  • Лобсанг Джампа, Гюмед Хенсур (2013). Ладнер, Лорн (ред.). Легкий путь: освещение тайных наставлений Первого Панчен-ламы . Публикации мудрости. ISBN  978-0861716784 .
  • Лосанг Чокьи Ньима, Тукен (2009). Хрустальное зеркало философских систем: тибетское исследование азиатской религиозной мысли . Перевод Роджера Джексона. Публикации мудрости. ISBN  978-0861714643 .
  • Матес, Клаус-Дитер (2003). Смешение сутр с тантрами: влияние Майтрипы и его круга на формирование сутры-махамудры в школах Кагью . Тибетская буддийская литература и практика: исследования в период ее становления, 900–1400 гг., PIATS 2003: Тибетские исследования: материалы десятого семинара Международной ассоциации тибетских исследований. Оксфорд.
  • Матес, Клаус-Дитер (2008). «Индийские труды по махамудре» в раннем Bka' brgyud pa» . Центр тантрических исследований . Архивировано из оригинала 20 августа 2008 г.
  • Матес, Клаус-Дитер (2015). Прекрасное сочетание Махамудры и Мадхьямаки: Сборник текстов Майтрипы по неконцептуальной реализации (Аманасикара) . Издательство Австрийской академии наук. ISBN  978-3700177869 .
  • Намгьял, Дакпо Таши; Лхалунгпа, Лобсанг П. (ред. и тр.) (2006). Махамудра - Лунный свет: Квинтэссенция ума и медитации . Бостон: Публикации мудрости. ISBN  978-0861712991 .
  • Панчен-лама, Четвертый (й). «Коренной текст Махамудры: Коренной текст драгоценной традиции Махамудры Гелуг-Кагью: Главный путь Торжествующих» . Studybuddhism.com . Проверено 17 января 2024 г.
  • Рангдрол, Целе Нацок (2004). Лампа Махамудры: Непорочная Лампа, которая совершенно и полностью освещает, смысл Махамудры, сущность всех явлений . Перевод Эрика Пемы Кунсанга. Гонконг: паб Rangjung Yeshe. ISBN  978-9627341253 .
  • Рангджунг Дордже (н. д.). «Молитва-устремление Махамудры» . unfetteredmind.com . Перевод Кена Маклеода. Архивировано из оригинала 18 сентября 2007 г.
  • Рэй, Реджинальд (2001). Тайна Ваджрного Мира . Шамбала. [ ISBN отсутствует ]
  • Робертс, Питер Алан (тр.) (2011). Махамудра и связанные с ней наставления: основные учения школ Кагью . Библиотека тибетской классики. Публикация мудрости. ISBN  978-0861714445 .
  • Стенцель, Юлия (2014). «Махамудра Сакья Пандита». Индийский международный журнал буддийских исследований . 15 .
  • Тралег Кьябгон (2003). Ум в покое: самоосвобождение посредством медитации Махамудры . Шамбала. ISBN  978-1-59030-156-2 .
  • Трангу Ринпоче (2006). Песня для короля: Сараха о медитации Махамудры . Бостон: Публикации мудрости. [ ISBN отсутствует ]
  • Трангу Ринпоче (2019). Мудрость Тилопы: его жизнь и учение о Ганге Махамудра . Шамбала. ISBN  978-1559394871 .
  • Трунгпа, Чогьям (2003). «Путь – это цель». Собрание сочинений Чогьяма Трунгпы . Том. 2. Шамбала. ISBN  978-1590300268 .
  • Уоллес, Б. Алан (2005). Балансировка ума: тибетский буддийский подход к совершенствованию внимания . Шамбала. ISBN  978-1559392303 .
  • Уиллис, Ян (1995). Просветленные существа: истории жизни из устной традиции Ганден . Публикации мудрости. ISBN  978-0861710683 .
  • Еше, Тубтен (2003). Стать Буддой Сострадания: Тантрическая Махамудра для повседневной жизни . Публикации мудрости. ISBN  0-86171-343-5 .
  • Еше, Тубтен (2018). Махамудра: Как раскрыть нашу истинную природу . Публикации мудрости. ISBN  978-1614293958 .
  • Еше Гьялцен, Качен (2019). Сокровенная тайна Манджушри: глубокий комментарий к устным наставлениям по практике ламы Чопы . Перевод Дэвида Гонсалеса. Публикации мудрости. ISBN  978-1614295631 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чагме, Карма (2009). Просторный путь к свободе: Практические указания по союзу Махамудры и Ати-йоги . Перевод А. Уоллеса. Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. ISBN  978-1-55939-340-9 .
  • Дзогчен Понлоп Ринпоче (2003). Дикое пробуждение: Сердце Махамудры и Дзогчена . Шамбала. ISBN  978-1590300961 .
  • Гарчен Ринпоче (1997). Учение Махамудры . Перевод Кхенпо Кончог Гьялцена. Пляжные книги. ISBN  978-0615578316 .
  • Гьялтшен Ринпоче, Кхенчен Кончог (2002). Гирлянда практик Махамудры . Шамбала. ISBN  978-1559391733 .
  • Намгьял, Дакпо Таши (2004). Прояснение естественного состояния . Североатлантические книги. ISBN  978-962-7341-45-1 .
  • Вангчуг Дордже (2009). Махамудра: Океан истинного смысла . Перевод Хенрика Хавлата. Verlag-Haus Monsenstein und Vannerdat. ISBN  978-3-86582-901-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d86a5300ab20ba2354b615757c0aeef__1711363320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/ef/5d86a5300ab20ba2354b615757c0aeef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mahamudra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)