Jump to content

Дилго Кхьенце

Дилго Кхьенце
Заголовок Кьябдже (Его Святейшество), Ринпоче
Персональный
Рожденный 1910  ( 1910 )
Долина Денкок, Дерге , Кхам , Тибет
Умер 28 сентября 1991 г. (80–81 год) ( 1991-09-28 )
Религия Тибетский буддизм
Супруг Кхандро Лхамо
Школа Ньингма и Риме
Старшая должность
Реинкарнация Джамьянг Кьенце Вангпо

Дилго Кьенце Ринпоче, Таши Палджор ( тибетский : དིལ་ མགོ་ མཁྱེན་བརྩེ་ , Уайли : dil mgo mkhyen brtse ) (ок. 1910 — 28 сентября 1991) — Ваджраяны мастер Тертон , учёный, поэт, учитель, признанный буддистами как из величайших реализованных мастеров. Глава Ньингма школы тибетского буддизма с 1988 по 1991 год, он также считается выдающимся сторонником традиции Риме .

Будучи главным хранителем огромного собрания учений, автором которых является Джамьянг Кьенце Вангпо , и восстановленным им , Дилго Кхьенце был фактическим хранителем подавляющего большинства тибетских буддийских учений. Он обучал многих выдающихся учителей, в том числе Далай-ламу XIV . [1] После китайского вторжения в Тибет его личные усилия сыграли решающую роль в сохранении тибетского буддизма. [2]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь, происхождение

[ редактировать ]

Дилго Кьенце родился в 3-й день 3-го лунного месяца года Железной Собаки (1910), в Денмском районе Дерге , в долине Денкок, в Кхаме , Восточный Тибет . [1] во время учения по Калачакра-тантре, данного в его доме Джу Мипхамом . Джу Мипхам присвоил имя Таши Палджор. [3] Семья Дилго произошла напрямую от царя Тибета Трисонга Децена , жившего в восьмом веке , а его отец и мать были детьми министров короля Деге , жившего в Дерге. [3] Его семья и их соратники были главными покровителями Джамьянга Кьенце Вангпо . У него было три брата: старший брат Сангье; еще один старший брат, ставший девятым Бенчен Сангье Ньенпа, Карма Шедруб Тенпай Ньима; и третий старший брат, который умер в молодом возрасте.

Когда Дилго Кьенце был год, объявил его реинкарнацией ученик Кхьенце Вангпо Джамьянга Кьенце Вангпо. Несколько высоких Ринпоче из школ Ньингма, Карма Кагью и Сакья должны были попросить отправить Дилго Кхьенце в их монастыри, но Джу Мипхам посоветовал отцу оставить юного Дилго Кхьенце Таши Палджора дома. [3]

В 1912 году 4-й Шечен Гьялцап Пема Намгьял (1871–1926) из монастыря Шечен попросил Таши Палджора предоставить ему монастырь, и просьба была принята. Монастырь Шечен - один из шести главных материнских монастырей школы Ньингма , где Дилго Кьенце получил обеты послушника в 1919 году и где он был официально возведен на трон Шеченом Гьялцабом в 1925 году как тулку Джамьянга Кхьенце Вангпо и получил имя Гьюрме Текчок Тенпай. Гельцен. [3]

В эти годы Дилго Кхьенце путешествовал недалеко от монастыря Шечен, чтобы получить учения по буддийской философии от нескольких мастеров, в том числе Шечена Конгтрула Пема Дриме (1901-1960), 11-го Тай Ситу , Пема Вангчок Гьелпо из монастыря Палпунг , где он серьезно учился, у мастеров. в монастыре Дзогчен, Джамьянг Кьенце Чокьи Лодро и Кхенпо Женга из Джегу Дондруб Линга в Джьекундо. Кроме того, он получил учения по древней Гухьягарбха- тантре и различным комментариям к ней от Кхенпо Тубги в Кьянгма Ритро. школы Ньингма В целом он учился у более чем 50 учителей устной ( кама ) и практик в рамках тибетского буддизма . [4]

Его коренным учителем был Шечен Гьялцап Ринпоче, а Дзонгсар Кьенце Чокьи Лодро другим его главным духовным учителем был (1893–1959). Он завершил так называемую Нёндро , или предварительную практику.

Его старший брат Сангье был его постоянным спутником в путешествиях и практиках, и между учениями они проходили множество коротких ретритов, в том числе Бодхисаттвачарьяватара , Мадхамикаватара Нагарджуны , Муламадхьямакакарика , Гухьягарбха-тантра — работы многих мастеров, включая Джу Мипхама, Тердака Лингпы, Миндролинга, Гуру Чованга, Джамгона Конгтрула и других великих мастеров. Его классическое обучение автоматически включало в себя обучение медитации , изучению Кангьюра и Тенгьюра и, в частности, учений тантры . Он также прошел обучение грамматике и поэтике в дополнение к многочисленным учениям, передачам и посвящениям. Он оставался в непосредственной близости от монастыря Шечен до 1926 года, когда скончался Шечен Гьялцаб.

С 1926 по 1934 год Дилго Кхьенце оставался в уединенном затворе в пещере в Денкоке, недалеко от места своего рождения, но присутствовал на интронизации Пятого Шечена Гьелцаба в монастыре Шечен в 1925 году и получил передачи и учения. Дилго Кьенце попросил провести остаток своей жизни в уединенной медитации. В ответ Кхьенце Чокьи Лодро сказал ему, что «пришло время учить и передавать другим бесчисленные драгоценные учения, которые вы получили».

Два года спустя, во время ретрита, в возрасте 25 лет у него случилась сильная лихорадка, и тогда он решил стать тантрическим практикующим вместе с супругой, которая поддержала его переход в качестве тертона . Он женился на Кхандро Лхамо , докторе традиционной тибетской медицины ( Амчи ) из скромной семьи Кхам. [5] [6] в то время как Кхьенце Чокьи Лодро и 10-й Зурманг Трунгпа, Карма Чокьи Ньингче, убеждали его искать сокровища терма. [3] Учитель предсказал, что лекарством от его болезни станет брак, несмотря на то, что он не был в этом заинтересован. [5] Кхандро Лхамо стал известным специалистом по тибетской медицине, сторонником монастыря Шечен и его спутником на всю жизнь. [7] У них было две дочери: старшую звали Дечен Вангмо, а младшую - Чиме Вангмо. [3]

Студент и магистр

[ редактировать ]

Затем Дилго Кхьенце провел следующий 21 год в качестве активного тертона , а также путешествовал и преподавал. [3] [8] В 1936 году он представил часть «одного из своих самых знаменитых сокровищ» — «Сердцевой эссенции долголетия Пемы» (pad+ma tshe yi snying thig) . [3] который он обнаружил в Королевстве Нангчен . Дополнительные разделы были открыты в следующем году.

В возрасте 34 лет Дилго Кхьенце провел два года с Дзонгзаром Кьенце Чокьи Лодро, получая учения и раскрывая терма. Он был близким учеником и специально получил «Ринчен Тердзод » Джамгона Конгтрула , собрание « Открытых сокровищ терма» , и его Сокровищница знаний (шес бья кун кхьяб) . В 1946 году Дилго Кхьенце путешествовал по Кхаму и укрепил свои связи с линией передачи другого Тертона, Чокгьюра Лингпы, когда он обнаружил и расшифровал лист бумаги, который стал циклом сокровищ Кабгье (bka' brgyad) . [3]

Он продолжал свои откровения как Тертон, путешествуя и преподавая в Дерге, Нангчене, Ребконге, Амье Мачене и других местах До Кхама в первые годы китайского вторжения. [3] Его цикл сокровищ Ньяк Килая (gnyag lugs phur ba) был обнаружен в Нангчене.

Позже Далай-лама XIV считал Дилго Кхьенце одновременно своим главным учителем линии школы Ньингма и своим учителем Дзогпа ченпо . Дилго Кхьенце также был одним из главных учителей Чогьяма Трунгпы , пользующегося большим уважением. После его кончины многие ученики Чогьяма Трунгпы стали учениками Дилго Кхьенце. [9] Дилго Кхьенце также считался учителем многих квалифицированных учителей всех четырех школ тибетского буддизма. [8]

Побег из Тибета, учение в изгнании

[ редактировать ]

вспыхнули массовые восстания В середине 1950-х годов, когда в Кхаме и китайские коммунисты начали бомбить монастыри и убивать людей и скот. [10] [11] китайские войска также специально охотились за некоторыми тулку, в том числе за Дилго Кхьенце. [3] Кхандро Ллхамо неделями отказывался раскрывать свое местонахождение в 1956 году, прежде чем Дилго Кхьенце и его семья спонтанно мигрировали вместе с массами других тибетцев в Центральный Тибет и Лхасу . [3] оставив после себя библиотеку книг по Дхарме и большую часть собственных сочинений. Шеченский монастырь в Кхаме был разрушен китайскими войсками.

Затем, во время тибетского восстания 1959 года , 14-й Далай-лама бежал из Лхасы , а Дилго Кьенце вместе со своей семьей и несколькими учениками также бежали из Тибета, включая его брата, 9-го Сангье Ньенпа Ринпоче и Тенга Ринпоче . [12] Они направились к границе в Бутане , где оставались в лагерях, прежде чем им разрешили перебраться в Индию , куда они переехали и оставались в течение нескольких лет с Дуджомом Ринпоче в Калимпонге. С 1961 по 1962 год он преподавал в Бутане по приглашению, а позже в 1965 году его снова пригласил в Бутан монастырь Ньималунг , после чего Бутан стал его основным домом.

Он часто посещал Индию, чтобы давать учения Далай-ламе XIV в Дхарамасале , и посвятил себя сохранению линии школы Ньингма, много путешествуя по Индии, Непалу и Бутану. Его первая поездка на Запад состоялась в 1975 году, и он основал трехлетний ретритный центр в Дордони , Франция .

Он также занимался научной деятельностью и написал множество стихов, текстов для медитации и комментариев. Он был тертоном , первооткрывателем духовных сокровищ, и ему приписывают открытие множества терма . Он был одним из выдающихся мастеров Дзогчена , Великого Совершенства , для которого он даровал содержательные наставления, и является одним из главных держателей линии Лонгчен Ньингтик .

В 1980 году он реконструировал монастырь Шечен в Непале , когда основал монастырь Шечен Тенни Даргелинг в Буднатхе , Катманду , который был самым ранним из построенных тибетских буддийских монастырей в Буднатхе. Он перестроил монастырь Шечен возле великой и духовно значимой ступы Джарунг Кашор в Буднатхе, в долине Катманду, которая также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Он трижды ездил в Тибет, в 1985, 1988 и 1990 годах, во время которых финансировал и консультировал проекты восстановления, включая освящение статуи Падмасамбхавы в Джоканге , повторное освящение монастыря Самье , повторное освящение Типография Дерге , и он посетил несколько восстановленных монастырей школы Ньингма, включая Дзогчен, Пальюл, Каток и монастырь Шечен, где он смог остановиться и передать общедоступные учения. В перерывах между своими путешествиями в Тибет он на протяжении многих лет давал множество учений сотням других монахов, монахинь, лам , Кхенпо и Кхенмоса, Ринпоче, учеников, мирян, а также многочисленным иностранным студентам. Его старший ученик — Трулшик Ринпоче , которого он назвал духовным наследником.

В тот же период и до своей паранирваны 27 сентября 1991 года в Бутане Дилго Кхьенце также участвовал в публикации как можно большего количества тибетских буддийских учений, всего насчитывая более 300 томов. Shechen Publications по-прежнему пользуется высоким признанием.

Последние годы

[ редактировать ]

Он был одним из немногих великих тибетских Ринпоче, удостоенных почетного титула Кьябдже , или «Его Святейшество». После смерти Кьябдже Дуджома Ринпоче в 1987 году он стал главой школы Ньингма и оставался им до своей смерти в Бутане 27 сентября 1991 года. [13]

Студент Матье Рикар заметил:

«его учеников было много, как звезд на осеннем небе... мы чувствовали, что солнце исчезло из мира». [13]

В ноябре 1992 года ритуальная церемония кремации Дилго Кьенце была освящена в течение трех дней недалеко от Паро в Бутане, и на ней присутствовало более 100 лам, рукоположенных монахов и монахинь, королевская семья и министры Бутана, 500 западных учеников и 50 000 преданных и миряне.

Сохранение родословной

[ редактировать ]
Дилго Кьенце Ринпоче в Сиэтле, 1976 год.

Дилго Кьенце Ринпоче был прекрасным примером беспристрастного хранителя тибетских буддийских линий передачи и мастера Риме, поскольку в изгнании он сыграл важную роль в беспристрастной защите всех линий тибетского буддизма. Он получил и дал посвящения, а также написал тома текстов, которые оживили и интерпретировали важные передачи и учения всех четырех тибетских буддийских школ. [14]

Гьятрул Ринпоче (р. 1924), [15] в комментарии к Карма Чагме Ринпоче ( Wylie : karma-chags-med , фл. 17 век) передаёт самайю Дилго Кхьенце , усердие и смирение в получении посвящений (тиб.: དབང, Wylie: dbang ) и устных передач Дхармы (тиб. ལུང , Уайли: легкие ). Б. Алан Уоллес уточняет:

Что касается устных передач, даже если линия передачи нечиста, это не проблема. Дилго Кьенце Ринпоче часто разыскивал и получал любую устную передачу, которая, по его мнению, была на грани исчезновения. Не имело значения, кто это давал. Он получит его и, в свою очередь, передаст его, чтобы убедиться, что родословная остается непрерывной. [16]

Дилго Кьенце Янгси Ринпоче

[ редактировать ]

Дилго Кьенце Янгси Ринпоче в Ньима Дзонге в Париже

Кьябдже Дилго Кхьенце Ринпоче формально зовут Дилго Кхьенце Ринпоче, Угьен Тензин Джигме ) Кьябдже Лхундруп , а неофициально — Дилго Кхьенце Янгси Ринпоче. Он родился в Непале в 11-й день 5-го лунного месяца года женщины-водяной птицы (30 июня 1993 г.). [17] в Катманду , на следующий день после дня рождения Гуру Ринпоче . [18] Его отец — Цикей Чоклинг Ринпоче , сын Тулку Ургьена Ринпоче , а мать — Сангьюм Дечен Палдрон. Его братья и сестры — Пхакчок Ринпоче , Мингьюр Палдрон и Келсанг Бхути. [13]

Кхьенце Янгси Ринпоче родился в Непале 30 июня 1993 года. Когда Кхьенце Ринпоче скончался, его близкие ученики попросили Трулшика Ринпоче , его самого старшего и опытного ученика, найти его воплощение. [19]

Говорят, что у Трулшика Ринпоче было множество видений, касающихся Янси, которыми он поделился с Шеченом Рабджамом Ринпоче. [18] Внук Дилго Кхьенце. Его признание также подтвердил Далай-лама XIV . 29 декабря 1995 года Трулшик Ринпоче провел официальную церемонию подношения имени Янси в Непале. Дилго Кьенце Янгси Ринпоче был возведен на трон в декабре 1996 года. [20] [18] Трулшик Ринпоче также вознес молитву о долгой жизни, которую он составил для Дилго Кхьенце II из Шечена, в священной пещере Маратика. [21]

Шечен Рабджам Ринпоче лично руководил воспитанием Дилго Кьенце Янгси Ринпоче в Непале, а также в Бутане, где Кхенпо Еше Гьялцен сосредоточился на предоставлении Дилго Кхьенце Янгси Ринпоче образования Шедры . [20]

В 2010 году Дилго Кьенце Янгси Ринпоче отметил столетнюю годовщину со дня рождения Кьябдже Дилго Кхьенце Ринпоче и свое 17-летие празднованиями в Непале и Бутане, а также большим туром по Европе, Северной Америке и Азии. Тур начался во Франции в Ла Соннери в Дордони, поскольку Ла Соннери является главной европейской резиденцией Дилго Кьенце и французской резиденцией Дуджома Ринпоче.

После этого Дилго Кхенце Янгси Ринпоче посетил и дал учения в Лераб Линге во Франции, а затем продолжил путь с Шеченом Рабджамом Ринпоче и Матье Рикаром в Америку – США , Канаду и Мексику . [22] Североамериканский этап тура включал мероприятия в штате Нью-Йорк, в Боулдере, Колорадо, Вермонте и в Канаде, прежде чем тур отправился в Мексику.

В 2014 году Дилго Кьенце Янгси Ринпоче и Матье Рикар провели лекции и учения во Франции и Великобритании. В Ньима Дзонге в Париже было дано посвящение Дилго Кхьенце Терма Ваджра Видхараны (Дордже Намджон), и Дилго Кьенце Янгси Ринпоче отпраздновал свой день рождения. После этого учения были даны в Лерабе Линге и в Шантелубе. В Великобритании беседы были проведены в Ригпа в Лондоне, а серия бесед и посвящений была проведена в недавно открытом буддийском общественном центре Великобритании в Олдершоте , организованном непальской буддийской общиной. [23]

Позже, в июле 2014 года, Дилго Кьенце Янгси Ринпоче вернулся в Мексику и в свой центр Шечен, Мексика, где провел две беседы и дал учение по практике нёндро Рангджунг Пема Ньингтик. В Торонто, Канада, в гомпе Ривоче Дилго Кьенце Ринпоче дал посвящения Намгьялме и Ваджракилае. [24]

В июле 2024 года Дилго Кьенце Янгси Ринпоче провел восьмидневный друбчен и пуджу Курукуле, Гуру Падмасамбхавы и Еше Цогьял в историческом Э Маха Вираха («Йемпи Махавираха») в Патане, Катманду, Непал, где Гуру Падмасамбхава . учил [25]

Фильм « Дух Тибета: путешествие к просветлению, жизнь и мир Дилго Кьенце Ринпоче» был выпущен в 1998 году. Его снял Матье Рикар , французский студент, фотограф, буддийский монах и писатель, который путешествовал с Кхьенце в течение 14 лет. В нем рассказывается история Дилго Кхьенце от рождения до смерти и до возрождения. В фильме также рассказывается о его побеге из Тибета после жестокого вторжения Китая в Кхам и Центральный Тибет, а также о решимости Дилго Кхьенце сохранять и передавать буддийские учения повсюду. Фильм раскрывает глубокое и священное искусство Тибета, ритуальную философию и священные танцы чам . Помимо редко фотографируемых районов Тибета, Бутана и Непала, в фильме представлены интервью с Далай-ламой XIV, который также рассказывает о своей духовной жизни.

Фильм «Сверкающая луна: взгляд на Дилго Кьенце Ринпоче» , сценарий и режиссер Нетен Чоклинг Ринпоче, [26] и рассказанный Ричардом Гиром [27] и Лу Рид , [28] использует анимацию, ранее не публиковавшиеся архивные кадры и фотографии, а также новые интервью с квалифицированными мастерами Тибета, чтобы рассказать историю жизни Дилго Кхьенце.

Публикации

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Рикар 1997 .
  2. ^ Кхьенце и Джинба Палмо 2008 , с. 199.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Алекс Гарднер, «Дилго Кьенце Таши Пелджор», «Сокровищница жизней» , декабрь 2009 г.
  4. ^ Мидал 2004 , с. 40.
  5. ^ Jump up to: а б Раб-гсал-зла-ба, Дил-мго Мхьен-брце (12 января 2010 г.). Сверкающая луна: автобиография Дилго Кхьенце . Палмо, Ани Джинба, Твид, Майкл. Бостон, Массачусетс. ISBN  978-0-8348-2348-8 . OCLC   881277749 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ "Кхандро Лхамо проходит", Информационный бюллетень Snowlion , весна 2003 г., https://www.shambhala.com/snowlion_articles/khodro-lhamo-passes/
  7. ^ «Проходит Кхандро Лхамо» . Шамбала . 06.03.2017 . Проверено 25 августа 2020 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Реинкарнация Дилго Кхьенце Ринпоче», весна 1996 г., том 11, № 2, информационный бюллетень Snow Lion.
  9. ^ Хроники Чогьяма Трунгпы Ринпоче , Организация проекта «Хроники».
  10. ^ Чогьям Трунгпа Ринпоче, родился в Тибете , Боулдер: Публикации Шамбалы
  11. ^ Франсуа Робин, Мир в отражении Тибета: газета «Le Miroir des Nouvelles» . Журналы открытого выпуска, 36:46-47, декабрь 2013 г.
  12. ^ Ринпоче 2008 , стр. 193–197.
  13. ^ Jump up to: а б с Посох Львиного Рыка 2010 .
  14. ^ Сверкающая луна, предисловие Согьяла Ринпоче, Шамбала, Бостон и Лондон, 2009 г., стр. xxxvi
  15. ^ Источник: «Достопочтенный Гьятрул Ринпоче – Центр буддийских исследований Таши Чолинг» . tashicholing.org . Архивировано из оригинала 29 декабря 2008 г. Проверено 25 марта 2009 г. (дата обращения: среда, 25 марта 2009 г.)
  16. ^ Чагме, Ринпоче и Уоллес 1998 , стр. 21.
  17. ^ "Тибетский календарь Пхугпа", 1993. Дом Лоцава.
  18. ^ Jump up to: а б с Публикации Снежного Льва. Редакторы, Информационный бюллетень Snow Lion, Реинкарнация Дилго Кьенце Ринпоче , Том 11, № 2, весна 1996 г., стр. 1, 13.
  19. ^ «Дилго Кьенце Янгси Ринпоче» . khyentsevisit2010.org . Архивировано из оригинала 18 декабря 2009 года . Проверено 23 мая 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б Шечен Мексика, «ДИЛГО КЬЕНЦЕ ЯНСИ РИНПОЧЕ, ИСТОРИЯ»
  21. ^ "Серия Дилго Кьенце Янси Ринпоче", Дом Лоцава , https://www.lotsawahouse.org/tibetan-masters/dilgo-khyentse-yangsi/
  22. ^ «Дилго Кьенце Янгси начинает турне по Западу» . Львиный рык . 24 июля 2010 года . Проверено 9 июля 2021 г.
  23. ^ Кхьенце Янси Ринпоче во Франции и Великобритании - буддийский сайт Шечена.
  24. ^ «Кхьенце Янси Ринпоче в Северной Америке 21 июля – 2 августа :: shechen.org» .
  25. ^ Facebook, Дилго Кьенце Янгси Ринпоче.
  26. ^ «10 ведущих мыслителей выбирают свои любимые буддийские фильмы» . Львиный рык . 23 июня 2017 г. Проверено 9 июля 2021 г.
  27. ^ «Сверкающая луна: краткий обзор трейлеров и видео Дилго Кьенце Ринпоче» . Телегид . Проверено 9 июля 2021 г.
  28. ^ Сперри, Род Мид (27 октября 2020 г.). «Магия и потеря: День Лу Рида» . Львиный рык . Проверено 9 июля 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98f3683748c43a923f523f1eebb3f6be__1722799500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/be/98f3683748c43a923f523f1eebb3f6be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dilgo Khyentse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)