Samye
Samye | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Тибетский буддизм |
Секта | Ньингма и Сакья |
Расположение | |
Расположение | К югу от Лхасы в долине Чимпу , префектура Лхаса , Тибетский автономный район , Китайская Народная Республика. |
Географические координаты | 29 ° 19'31,80 "N 91 ° 30'13,32" E / 29,3255000 ° N 91,5037000 ° E |
Архитектура | |
Основатель | Король Трисонг Децен |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Samye ( Tibetan : བསམ་ཡས་ , Уайли : bsam yas , китайский : 桑耶寺 ), полное имя Самье Мигур Лхундруб Цула Кханг (Wylie: Bsam yas mi 'gyur lhun grub gtsug lag khang ) и Храм Неизменного Спонтанного Присутствия , [1] Это первый тибетский буддистский , монастырь ньингма построенный в Тибете во времена правления короля Трисонга Децена . Шантаракшита начала строительство около 763 года, а тибетской ваджраяны основатель Гуру Падмасамбхава укротил местных духов для завершения строительства в 779 году. Здесь были посвящены первые тибетские монахи. Самье был разрушен во время Культурной революции , а затем восстановлен после 1988 года.
Монастырь Самье расположен в долине Чимпу ( Мчимсфу ), к югу от Лхасы , рядом с горой Хапори, в долине Ярлунг . Это место находится в нынешнем административном районе Гра Нанг или Дрананга Лхока .
История
[ редактировать ]Согласно « Голубым анналам» , завершенным в 1476 году, храм был построен между 787 и 791 годами под патронажем короля Трисонга Децена . [2] Более ранним является Завет Ба , древнейший отчет о строительстве храма. Это свидетельствует о том, что основы были заложены в «Год Зайца». Это соответствует 763 или 775 году, когда завершение строительства и освящение главной святыни произошло в «Год Овцы». Считается, что это соответствует числу 779. [3]
План предположительно был создан по образцу Одантапури на территории современного Бихара , Индия. [4] Расположение храма с главной святыней посередине и четырьмя святынями, каждая из которых имеет разный цвет, обозначающий стороны света, и весь окруженный круглой стеной, представляет буддийскую вселенную как трехмерную мандалу . Эта идея встречается во многих храмах того периода в Юго-Восточной и Восточной Азии, таких как Тодай-дзи в Японии. [5] Как и Тодай-дзи , храм Самье посвящен Вайрочане . Основополагающим текстом Вайрочаны является Махавайрочана-тантра , составленная в Индии в седьмом веке и вскоре после этого переведенная на китайский и тибетский языки. [6] В этом разделе рассматривается история Самье; информацию об художественных и архитектурных особенностях и их истории см. ниже.
The Samye pillar or རྡོ་རིང ་ и его надпись
Существует множество преданий о Самье, составленных после десятого века. Одним из немногих документов, относящихся собственно к восьмому веку, но не имеющих фактической даты, является надпись на каменном столбе (རྡོ་རིང་), сохранившемся перед храмом. [7] Здесь зафиксировано строительство храмов в Лхасе и Браг Маре (т.е. Самье), а также то, что король, министры и другие дворяне дали торжественные клятвы сохранять и защищать дары монастыря. Для обозначения этих даров используется термин «необходимость» или «заслуженные дары» (тиб. ཡོ་བྱད་ санскрит дейадхарма ). [8]
Надпись на колоколе Самье
Вторая династическая запись в Самье находится на большом бронзовом колоколе у входа в храм. Здесь рассказывается об изготовлении колокола одной из цариц короля Трисонга Децена . Текст был переведен следующим образом: [9] «Царица Ргьял мо брцан, мать и сын, сделали этот колокол, чтобыпоклоняйтесь Трем Драгоценностям десяти направлений. И [они] молятся, чтобы,сила этой заслуги, Лха Бцан по Кхри Сронг лде брцан, отец и сын,муж и жена могут быть наделены гармонией шестидесятимелодичные звуки и достичь высшего просветления».
Истории Самье после династического периода
Согласно постдинастическим отчетам, таким как « Завет Ба» , и другим отчетам, например, составленным Бсод-намс-ргьял-мтшаном (1312–1374), индийский монах Шантаракшита предпринял первую попытку построить монастырь, продвигая свою сутру. -центрическая версия буддизма. [10] Считая место Самье благоприятным, он приступил к строительству там сооружения. Однако здание всегда разрушалось после достижения определенной стадии. В ужасе строители решили, что обитает демон или мешающий тулку, в близлежащей реке создающий проблемы.
Когда современник Шантаракшиты Падмасамбхава прибыл из северной Индии, он смог справиться с энергетическими проблемами, препятствующими строительству Самье. По словам Далай-ламы V , [11] Падмасамбхава исполнил танец Ваджракилайи и провел обряд намкхи , чтобы помочь Трисонг Децену и Шантаракшите устранить омрачения и препятствия в строительстве Самье:
Великий религиозный учитель Падмасамбхава исполнил этот танец, чтобы подготовить почву для монастыря Самье и усмирить злобу лха ( духов местных горных богов) и сринов (злых духов), чтобы создать самые идеальные условия». [12] Далее он рассказал, что после того, как Падмасамбхава освятил землю, он воздвиг крест из нитей — нить цвета паутины, оплетенную вокруг двух палок, — чтобы ловить зло. Затем очищающая энергия его танца загнала злых духов в череп, установленный на вершине пирамиды из теста. Его тантрический танец устранил все препятствия, что позволило построить монастырь в 767 году. Танец был увековечен строительством ступ Ваджракилаи — памятников в честь ритуальных кинжалов килья (пурба) — в основных точках монастыря, где они не допускать проникновения демонических сил на священные территории. [13] )
Вышеупомянутая цитата указывает на связь кила со ступой и упоминает торма и намкху. Более того, здание Самье положило начало первоначальной школе тибетского буддизма Ньингма . версия буддизма Падмасамбхавы Это помогает объяснить, как тантрацентричная взяла верх над основанным на сутрах учением Шантаракшиты.
Перлман кратко описывает происхождение института Оракула Нечунга :
Когда Падмасамбхава освятил монастырь Самье танцем Ваджракилайи, он укротил местного духа-покровителя Пехара Гьялпо и связал его клятвой стать главой всей иерархии буддийских духов-покровителей. Пехар, позже известный как Дордже Дракден, стал главным защитником Далай-лам, проявляясь через Оракула Нечунга. [14]
Великие дебаты
Одним из ключевых событий в истории Самье стал спор между буддийскими школами, организованный Трисонгом Деценом в 790-х годах. Адамек (2007: стр. 288) указывает примерно пятилетний период, когда Мохэян из Восточного горного учения чань -буддизма и Камалашила, возможно, вели дебаты в Самье в Тибете:
Как известно, судьба Чана в Тибете была решена на дебатах в монастыре Самье. [15]
Бротон определяет китайскую и тибетскую номенклатуру учений Мохэяна и отождествляет их главным образом с Учением Восточной горы:
Учение Мо-хо-яня в Тибете как знаменитого сторонника врат «все сразу» можно резюмировать как «созерцание ума» ([китайский:] кан-синь... [...] [ тибетский:] sems la bltas) и «не исследовать» ([китайский:] пу-куан [...] [тибетский:] myi rtog pa) или «не думать, не исследовать» ([китайский:] pu-ssu пу-куан... [...] [тибетский:] myi bsam myi rtog). «Созерцание ума» — это оригинальное учение Северной (или Восточной Горной Дхармы) учения. Как станет ясно, Поа-Танг и Северный Чань совпадают в тибетских источниках. Учение Мо-хо-яня кажется типичным для позднего Северного Чань. Мо-хо-йен прибыл в центральный Тибет несколько позже, чем чаньские передачи из Сычуани . [16]
Великие дебаты на Лхасском соборе между двумя главными спорщиками или диалектиками, Мохеяном и Камалашилой , рассказаны и изображены в особом танце чам, который когда-то проводился ежегодно в монастыре Кумбум в Цинхае . [17]
Влияния
[ редактировать ]18 века, Храм Пунин построенный императором Цяньлуном Цинского Китая в Чэндэ , Хэбэй, был построен по образцу Самье.
Архитектурные особенности монастыря и их история
[ редактировать ]Монастырь Самье имеет форму гигантской мандалы ; в его центре находится главный храм, представляющий легендарную гору Меру . Другие здания стоят по углам и сторонам света главного храма, представляя континенты и другие особенности тантрической буддийской космологии .
По углам расположены 4 чёртена — белого, красного, зелёного (или синего) и чёрного.Есть 8 основных храмов:
- Даджор линг брда сбёр глинг (брда сбёр глинг)
- Драгяр линг (сгра бсгяр глинг)
- Bétsa ling བེ་ཙ་གླིང་ (будь ца глинг)
- Джампа линг (бьямс па глинг)
- Самтен Линг Самтен Глинг (bsam gtan gling)
- Нацок Линг Снатак Глинг (Сна Цогс Глинг)
- Дюдул линг бдуд 'дул глинг (бдуд 'дул глинг)
- Тамдрин линг рта мгрин глинг
Оригинальные постройки давно исчезли. Они несколько раз сильно пострадали — во время гражданской войны в 11 веке. [ нужна ссылка ] , пожары в середине 17 века [ нужна ссылка ] и в 1826 г. [ нужна ссылка ] , землетрясение 1816 года [ нужна ссылка ] и в 20 веке, особенно во время Культурной революции . Еще в конце 1980-х годов свиньям и другим сельскохозяйственным животным разрешили бродить по священным зданиям. [ нужна ссылка ] . Генрих Харрер процитировал свои собственные слова, которые он сказал Далай-ламе XIV о том, что он видел в 1982 году из своего самолета по пути в Лхасу :
«На нашем подходе в долине Брахмапутры первое ужасное зрелище, которое мы увидели, подтвердило все плохие новости о старейшем монастыре Тибета Самье; он был полностью разрушен. До сих пор можно различить внешнюю стену, но ни один из храмов или ступ не сохранился. ." [18]
Каждый раз его перестраивали, и сегодня, во многом благодаря усилиям Чокьи Гьялцена, 10-го Панчен-ламы с 1986 года, он снова является действующим монастырем и важным местом паломничества и туризма. [19]
Недавние события
[ редактировать ]Тюремное заключение и самоубийство
[ редактировать ]В 2009 году Тибетский центр по правам человека и демократии (TCHRD) сообщает, что, по полученной им информации, девять монахов, обучающихся в монастыре Самье, были приговорены к тюремному заключению на срок от двух до пятнадцати лет за участие в акции протеста 15 сентября. Март 2008 г. состоялся в административном штабе правительства Самье в округе Дрананг. К монахам присоединились сотни тибетцев, требующих религиозной свободы, прав человека для тибетцев и возвращения Далай -ламы в Тибет. Их держали в центре заключения Бюро общественной безопасности (ПСБ) Лхоки.
TCHRD также сообщил, что 19 марта 2008 года приглашенный ученый из монастыря Дордже Драк Намдрол Хакьяб покончил жизнь самоубийством, оставив записку, в которой говорилось о невыносимом преследовании со стороны китайского режима, сославшись на невиновность других монахов монастыря и взяв на себя полную ответственность. для протеста. [20]
Статую Падмасамбхавы демонтировали китайские власти
[ редактировать ]В мае 2007 года 30-футовая (9-метровая) позолоченная и медная статуя Гуру Ринпоче , известного как Падмасамбхава , в Самье Гомпе, по-видимому, профинансированная двумя китайскими преданными из Гуанчжоу в южно-китайской провинции Гуандун , как сообщается, была снесена китайцами. власти. [21]
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Вид на Самье сверху
- Защитная стена Самье
Примечания
[ редактировать ]- ^ Капштейн, Мэтью Т. Тибетская ассимиляция буддизма (Оксфорд: Oxford University Press, 2000), 26.
- ^ ' гос переводчик gzhon nu dpal. Голубые анналы (синий том) [Набор данных]. Зенодо. http://doi.org/10.5281/zenodo.834036
- ^ Дордже (1999), 172; Пасанг, Вангду, Хильдегард Димбергер и Пер К. Соренсен. Дба Бжед: Королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет (Вена: Verlag der Österreichische Akademie der Wissenschaften, 2000), 63, примечание 201.
- ^ Еше Цогьял (2004). Рожденный из лотоса: история жизни Падмасамбхавы . Публикации Рангджунг Еше. п. 290. ИСБН 978-962-7341-55-0 .
- ^ Уиллис, Майкл. «От мировой религии к мировому господству: торговля, переводы и институциональное строительство в Тибете», в книге «Религии и торговля, религиозное формирование, трансформация и межкультурный обмен между Востоком и Западом» , под редакцией Питера Вика и Фолькера Рабенса (Лейден: Брилл, 2013 г.) ), 231-59. https://doi.org/10.1163/9789004255302_010
- ^ Стивен Ходж, Тантра Маха-Вайрочана-Абхисамбодхи, с комментариями Буддхагуи (Лондон RoutledgeCurzon, 2003).
- ^ Хью Ричардсон. Корпус ранних тибетских надписей (Лондон: Королевское азиатское общество, 1985), онлайн-выдержка по адресу: http://doi.org/10.5281/zenodo.3564303 . Текст и переводы см. в СИДДХАМ, https://siddham.network/inscription/བསམ་ཡས།-bsam-yas-pillar-inscription/.
- ^ Этот термин объяснен в книге Уиллис, Майкл. «Подношения тройному драгоценному камню: тексты, надписи и ритуальная практика», в книге « Реликвии и поклонение реликвиям в раннем буддизме » под редакцией Дженис Старгардт (Лондон, Британский музей, 2018). Зенодо. http://doi.org/10.5281/zenodo.1249658
- ^ Дони, Льюис. (2014). Император, Дхармараджа, Бодхисаттва? Надписи времен правления Кри Сронга лде брцана. http://doi.org/10.5281/zenodo.3560274 . Также см. Хью Ричардсон. Корпус ранних тибетских надписей (Лондон: Королевское азиатское общество, 1985).
- ^ Соренсен, Пер К. (1994). Зеркало, освещающее королевские генеалогии: тибетская буддийская историография: аннотированный перевод тибетских хроник XIV века: rGyal-rabs gsal-bai me-long. Зенодо. http://doi.org/10.5281/zenodo.3559806
- ^ Перлман, 2002: стр.18.
- ^ Рене де Небески-Войковиц, Тибетские религиозные танцы (Гаага: Мутон, 1976), стр.113
- ^ Еше Цогьел, Жизнь и освобождение Падмасамбхавы , 2 тома, пер. Кеннет Дуглас и Гвендолин Бэйс (Беркли: Dharma Publishing, (1978), стр.384
- ^ Перлман, Эллен (2002). Тибетский священный танец: путешествие в религиозные и народные традиции . Рочестер, Вермонт, США: Внутренние традиции. ISBN 0-89281-918-9 , стр.94.
- ^ Адамек, Венди Ли (2007). Мистика передачи: о ранней истории Чань и ее контекстах . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-13664-1 , ISBN 978-0-231-13664-8 . Источник: [1] (дата обращения: суббота, 17 апреля 2010 г.), стр. 288.
- ^ Джеффри Бротон (1983). Гимелло, Роберт М; Грегори, Питер Н. (ред.). Исследования Чань и Хуаянь (3-е печатное изд.). Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 9. ISBN 978-0-8248-0835-8 . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Роккасальво, Джозеф Ф. (октябрь 1980 г.). «Дебаты в Бсам Ясе: религиозные контрасты и переписка» . Философия Востока и Запада . 30 (4). Гавайский университет прессы: 505–520. дои : 10.2307/1398975 . JSTOR 1398975 . Проверено 17 октября 2014 г.
- ^ Харрер, Генрих (1985) [1984]. Возвращение в Тибет: Тибет после китайской оккупации . Хармондсворт: Книги Пингвинов. ISBN 9780140077742 . OCLC 13856937 .
На нашем подходе в долине Брахмапутры первое ужасное зрелище, которое мы увидели, подтвердило все плохие новости о старейшем монастыре Тибета Самье; он был полностью разрушен. Внешнюю стену еще можно различить, но ни один храм или ступы не сохранились.
- ^ Дордже (1999), с. 173.
- ↑ Девять монахов приговорены, остальные покончили жизнь самоубийством в Тибете , Голос Америки, (10 февраля 2009 г.), http://nvonews.com/2009/02/10/nine-monks-sentenced-other-committed-suicide-in-tibet . /
- ^ «Снос гигантской статуи Будды в тибетском монастыре подтвержден Китаем». Загружено с: http://www.buddhistchannel.tv/index.php?id=46,4316,0,0,1,0 28 октября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дордже, Гьюрме. (1999). Справочник по Тибету и Бутану . 2-е издание. ООО «Справочники по следам» ISBN 0-8442-2190-2 .
- Дауман, Кейт. (1988) Места силы Центрального Тибета . Рутледж и Кеган Пол. Лондон и Нью-Йорк. ISBN 0-7102-1370-0 .
- Рене де Небески-Войковиц, Тибетские религиозные танцы (Гаага: Мутон, 1976)
- Еше Цогьел, Жизнь и освобождение Падмасамбхавы , 2 тома, пер. Кеннет Дуглас и Гвендолин Бэйс (Беркли: Dharma Publishing, 1978)
- Перлман, Эллен (2002). Тибетский священный танец: путешествие в религиозные и народные традиции . Рочестер, Вермонт, США: Внутренние традиции. ISBN 0-89281-918-9
- Люк Вагнер и Бен Дейтл (2007). Самье
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Samye Monastery - Sacred Destinations
- Samye - by Travel China guide