Jump to content

Ралпакан

Рапалхен
пернатый
Ценпо
Император Тибета
Царствование 815–838
Предшественник Садналегс
Преемник Лангдарма
Рожденный 802
Умер 838
Похороны
Мавзолей Тритенг Мангри, Долина царей
Супруг Хижина Пельги Нгангцул
Имена
Три Ралпакан ( кри гцуг лде бцан )
Название эпохи и даты
Кыитак ( счастье ; Китайский : 彝泰 ; Пиньинь : Итай ): 815–838
Обед
список
Банченпо Дранга Палкье Йонгтен
Дом Пугель
Династия Династия Ярлунг
Отец Садналегс
Мать Дроза Лхадьель Мангмодже
Религия Тибетский буддизм

Трицук Децен ( тибетский : Khri gtsug lde btshan , Уайли : khri gtsug lde btshan ), более известный под прозвищем Ралпачен ( тибетский : རལ་པ་ཅན , Уайли : ral pachen ) (ок. 806–838 гг.), был 40-м королем Тибетской династии Ярлунгов . Он правил после смерти своего отца Садналегса в ок. 815 г., и империя выросла до наибольшего размера. Он был убит своим младшим братом Лангдармой в 838 году. Ралпачен — один из трех тибетских царей Дхармы » он упоминается как «сын Божий» , и в древней тибетской хронике «Завещание Ба . [1]

Ралпачен был вторым по старшинству из пяти братьев. Старший, принц Цангма , принял обеты тибетского буддизма в школе Ньингма . Третий, У Думцен, известный как Лангдарма,упоминается в источниках как «негодный к царствованию». Оба младших брата умерли молодыми. [2]

Ралпачен считается очень важным царем в истории Тибета и тибетского буддизма , как один из трех царей Дхармы ( чосгьял ) династии Ярлунг, в которую входят Сонгцен Гампо , 33-й король, Трисонг Децен, 37-й король, и Ралпачен. [3] Все три короля соответственно внесли свой вклад в распространение буддизма Махаяны в Тибете, в раскрытии Ваджраяны через Гуру Падмасамбхаву , [4] и в поддержке роста буддизма, строительства монастырей и расцвета буддизма под покровительством императора. [4] [5]

Тибетская империя во время правления Ралпачена достигла наибольшего роста. [6] а военные сражения с Китайской империей привели к заключению Тибетско-Китайского договора 821–823 гг. [7] Условия были написаны на трех стелах, и каждая из них была построена в Лхасе , в монастыре Джоканг , в Чанъане и на согласованной границе. [3]

Смерть Ралпачена в 838 году положила конец императорскому покровительству тибетскому буддизму, которое началось примерно восемьдесят лет назад, около 755 года, с Падмасамбхавы, Шантиракшиты и Трисонга Децена. После этого Лангдарма, брат и преемник Ралпачена, приступил к почти уничтожению буддизма в Тибете вместе с 13 буддийскими монастырями и их рукоположенными монашествующими, которые были построены во время правления Трисонга Децена. [4]

Политическая деятельность

[ редактировать ]

Под его правлением Тибетская империя достигла наибольшего размаха и включала части Китая, Индии , Непала , Королевства Хотан , Балти , Брузы ( Гилгит и Хунза ), Чжанчжунг , Хор-юл , Сог-юл , Югур и Камилог ( примерно соответствует современному Сычуани ), [2] а также почти весь современный Синьцзян и Ганьсу . [8]

Могуществу Ралпачена способствовало умелое военное руководство Чжан Бростага. В 810 году император Тан Сяньцзун написал письмо с просьбой вернуть три префектуры. В 816 году Чжан Бростаг возглавил набег, который привел в двухдневном пути от уйгурской столицы Орду-Балика . В 819 году он напал на китайский город Яньчжоу , расположенный в южной пустыне Ордос, недалеко от Великой Китайской стены . [9] [10] когда его называли «первым министром». Во время переговоров о мирном договоре в 821 году он возглавил жестокое нападение на китайцев. [11] что, возможно, способствовало готовности Китая заключить мир.

Правление Ралпачена характеризовалось конфликтами с Китаем и Уйгурским каганатом на севере. Тибетцы напали на уйгурскую территорию в 816 году и, в свою очередь, подверглись нападению в 821 году. После того, как войска были отправлены к китайской границе, буддисты в обеих странах обратились за посредничеством, и в 821/822 году был заключен китайско-тибетский договор , который обеспечил мир на более чем два десятилетия. Тибет также заключил мир с уйгурами, а также, по-видимому, с королевством Наньчжао в 822 году. [12]

Двуязычный отчет о договоре с Китаем, включая подробную информацию о границах между двумя странами, начертан на каменном столбе, возведенном в 823 году и стоящем за пределами Джокана в Лхасе . [13] В Китае также был установлен столб с написанным на нем договором, а третий, очевидно, был установлен в Гугу Меру на границе (который, как говорят местные жители, был украден группой французских тибетологов). [14]

Культура и буддизм

[ редактировать ]

Ралпачен был щедрым сторонником буддизма и пригласил в Тибет множество мастеров, ученых и переводчиков из Китая, Непала, Кашмира и Королевства Хотан. Он также способствовал развитию тибетской литературы и переводов, чему во многом способствовала разработка подробного санскритско -тибетского словаря Махавьютпатти , который включал стандартные тибетские эквиваленты тысяч санскритских терминов. [14] [15] Он постановил, что все переводы должны осуществляться непосредственно с санскрита. [16]

Ралпачен считался эманацией Ваджрапани и поощрял индийских и тибетских ученых переводить Трипитаку , Комментарии и древние Тантры на тибетский язык. [17]

Король очень уважал монахов. У него были две длинные косы, и когда он садился, то закладывал конец своих длинных кос под левое и правое сиденья и позволял монахам сидеть на них, за что получил прозвище Ралпачен, буквально «человек с длинными косами». .

Во время его правления и даже после его смерти в 840-х годах тысячи копий Апаримитаюрнама -сутры ( «Сутры неизмеримого света »), а также сотни копий Шатасахасрикапраджняпарамитасутры и Махапраджняпарамитасутры ( « Сутры совершенства мудрости ») были созданы в качестве подношений Ралпачен. [18] [19] [20]

Ралпачен построил великолепный девятиэтажный каменный храм У Шанг недалеко от слияния рек Цангпо и Кий . Нижние этажи были каменными, три средних — кирпичными и три верхних — деревянными. Он славился своей замечательной золотой крышей. На верхних этажах он хранил буддийские писания, ступы и изображения, средние этажи использовались учёными и переводчиками, а нижние этажи — двором и государственными делами. Он также реконструировал и реставрировал старые храмы. [15] [21]

Он ввел стандартные меры веса и меры, основанные на китайских. Он ввел в действие индийские канонические правила для духовенства и организовал множество классов жрецов, назначив доход от семи семей каждому буддийскому монаху и запретив строгие наказания для тех, кто проявляет к ним неуважение. [15] [21]

Его королевский летний лагерь недалеко от современной Лхасы представлял собой «роскошный военный павильон», «чудесно украшенный золотыми фигурами тигров, пантер и драконов». [22]

Смерть и преемственность

[ редактировать ]
Каменный лев на кургане короля Ралпачена в долине Чонге

Согласно наиболее распространенной тибетской традиции, Ралпачен был убит двумя министрами- пробонами его брата-антибуддиста Лангдарму . , которые затем посадили на трон [23] Некоторые источники предполагают, что его смерть произошла в результате несчастного случая из-за того, что он поскользнулся на ступенях храма Мальдро, в то время как в Старой книге Тан говорится, что он заболел и не смог взять под свой контроль государственные дела, а затем умер. [24]

Последняя теория находит подтверждение в поврежденной рукописи из Дуньхуана, содержащей молитву о добром здравии короля. [25] В позднем китайском труде « Тунцзяньганму» Чжу Си (1130–1200) утверждается, что Ралпачен болел почти все время своего правления и поэтому не мог путешествовать по своей империи. Говорят, что он умер в конце 838 года. [26]

В этом же сочинении уже под следующим, 839 годом упоминается, что среди уйгуров в течение нескольких лет шла лихорадочная эпидемия, унесшая «бесчисленное множество людей». [27]

Упоминание об этой эпидемии 839 года также можно найти в Новой книге Тан 217B.1b. [28] Вполне возможно, что именно эта эпидемия стала причиной смерти Ралпачена, хотя она также могла быть результатом его хронической болезни.

Ралпачен умер в конце 838 года и был похоронен недалеко от долины Ярлунг ; его могила украшена «замечательным каменным львом, вырезанным в стиле, который некоторые современные ученые называют персидским». [29]

  1. ^ Димбергер, Хильдегард; Вангду, Пасанг (2000). дба' бзед: королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет = дба' бжед . Вена: Издатель австрийского академик наук ISBN  3-7001-2956-4 .
  2. ^ Jump up to: а б Виталий, Роберто (1990). Ранние храмы центрального Тибета (1-е изд.). Лондон: Serindia Publ. ISBN  0-906026-25-3 . , с. 17
  3. ^ Jump up to: а б Клод Арпи, «Взгляд на историю Тибета». Дхарамсала: Тибетский музей, 2013.
  4. ^ Jump up to: а б с Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, «Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы», перевод Кхенпо Цеванга Донгьяла Ринпоче, под редакцией Падмы Шугчанга, Монтерей: Черепаховый холм, 1992.
  5. ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 63. Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0806-1 (ткань); ISBN  0-8047-0901-7 (pbk)
  6. ^ Артур Мандельбаум, «[убийца Ланг Дармы]», Сокровищница жизней, Биографии тибетских мастеров
  7. ^ ХЕРичардсон, «Надпись китайско-тибетского договора 821-23 годов нашей эры в Лхасе», JRAS no. 2, 1978.
  8. ^ Колмаш, Йозеф. Тибет и императорский Китай: обзор китайско-тибетских отношений до конца маньчжурской династии в 1912 году (1967), с. 8. Центр востоковедения Австралийского национального университета, Канберра.
  9. ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии . (1987), стр. 165-167. Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02469-3 .
  10. ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу , с. 150. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN   0-939758-00-8 .
  11. ^ Витали, Роберто (1990) Ранние храмы Центрального Тибета , стр. 18. Публикации Сериндии. Лондон. ISBN   0-906026-25-3 .
  12. ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии . (1987), стр. 150-151. Издательство Принстонского университета. ISBN   0-691-02469-3 .
  13. ^ Корпус ранних тибетских надписей . Х.Э. Ричардсон. Королевское азиатское общество (1985), стр. 106–143. ISBN   0-947593-00-4 .
  14. ^ Jump up to: а б Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: Политическая история , стр. 49-50. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
  15. ^ Jump up to: а б с Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де (1986), стр. 296–297. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 .
  16. ^ Ёсинори Такеучи, Ян ван Брагт. Буддийская духовность . Перекресток, 1993. с. 225.
  17. ^ Тантрический словарь
  18. ^ Дотсон, Брэндон (2015). «Остатки Дхармы: редактирование, отклонение и замена слов Будды в официально выпущенных сутрах из Дуньхуана, 820-840-е годы». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 36/37: 5, 10.
  19. ^ Квенцер, Йорг; Бондарев Дмитрий; Собиш, Ян-Ульрих (12 декабря 2014 г.). Рукописные культуры: картографирование поля . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко. КГ. стр. 309. ИСБН  9783110225631 .
  20. ^ Ван, Мишель К. (5 февраля 2018 г.). Мандалы в процессе становления: визуальная культура эзотерического буддизма в Дуньхуане . БРИЛЛ. п. 105. ИСБН  9789004360402 .
  21. ^ Jump up to: а б Дас, Сарат Чандра. Материалы по религии и истории Тибета , с. 40. Издательство Манджушри, Дели (1970). Впервые опубликовано в Журнале Азиатского общества Бенгалии , Vol. Л (1881)
  22. ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де (1986), стр. 1986. 296. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 .
  23. ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: Политическая история , с. 51. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
  24. ^ Пеллиот, Пол. Древняя история Тибета . Париж. Книготорговец Америки и Востока. 1961, с. 133.
  25. ^ Ричардсон, HE «Болезнь Хри Гцуг-льде-брцана». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 44 (1981), с. 351-352.
  26. ^ Грозье, Жан-Батист. Всеобщая история Китая или Анналы этой империи: перевод с Тонг-киен-кан-му . (1778) Париж. Перепечатка: издательство Ch'en-wen, Тайбэй, Тайвань. 1969. XIII, с. 471.
  27. ^ Грозье, Жан-Батист. Всеобщая история Китая или Анналы этой империи: перевод с Тонг-киен-кан-му . (1778) Париж. Перепечатка: издательство Ch'en-wen, Тайбэй, Тайвань. 1969. XIII, с. 472.
  28. ^ Маккеррас, Колин. Уйгурская империя согласно династическим историям Тан: исследование китайско-уйгурских отношений 744-840 , стр. 125. University of South Carolina Press, Колумбия, Южная Каролина. 1972. ISBN   0-87249-279-6 .
  29. ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де (1986), стр. 1986. 304. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN   0-89800-146-3 .
[ редактировать ]
Царственные титулы
Предшественник Император Тибета
817–838
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52c4b62d555e9d2ad78a0686e809ddda__1713941580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/da/52c4b62d555e9d2ad78a0686e809ddda.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ralpacan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)