Ралпакан
Рапалхен пернатый | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ценпо | |||||||||
Император Тибета | |||||||||
Царствование | 815–838 | ||||||||
Предшественник | Садналегс | ||||||||
Преемник | Лангдарма | ||||||||
Рожденный | 802 | ||||||||
Умер | 838 | ||||||||
Похороны | Мавзолей Тритенг Мангри, Долина царей | ||||||||
Супруг | Хижина Пельги Нгангцул | ||||||||
| |||||||||
Обед | список | ||||||||
Банченпо | Дранга Палкье Йонгтен | ||||||||
Дом | Пугель | ||||||||
Династия | Династия Ярлунг | ||||||||
Отец | Садналегс | ||||||||
Мать | Дроза Лхадьель Мангмодже | ||||||||
Религия | Тибетский буддизм |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Трицук Децен ( тибетский : Khri gtsug lde btshan , Уайли : khri gtsug lde btshan ), более известный под прозвищем Ралпачен ( тибетский : རལ་པ་ཅན , Уайли : ral pachen ) (ок. 806–838 гг.), был 40-м королем Тибетской династии Ярлунгов . Он правил после смерти своего отца Садналегса в ок. 815 г., и империя выросла до наибольшего размера. Он был убит своим младшим братом Лангдармой в 838 году. Ралпачен — один из трех тибетских царей Дхармы » он упоминается как «сын Божий» , и в древней тибетской хронике «Завещание Ба . [1]
Ралпачен был вторым по старшинству из пяти братьев. Старший, принц Цангма , принял обеты тибетского буддизма в школе Ньингма . Третий, У Думцен, известный как Лангдарма,упоминается в источниках как «негодный к царствованию». Оба младших брата умерли молодыми. [2]
Ралпачен считается очень важным царем в истории Тибета и тибетского буддизма , как один из трех царей Дхармы ( чосгьял ) династии Ярлунг, в которую входят Сонгцен Гампо , 33-й король, Трисонг Децен, 37-й король, и Ралпачен. [3] Все три короля соответственно внесли свой вклад в распространение буддизма Махаяны в Тибете, в раскрытии Ваджраяны через Гуру Падмасамбхаву , [4] и в поддержке роста буддизма, строительства монастырей и расцвета буддизма под покровительством императора. [4] [5]
Тибетская империя во время правления Ралпачена достигла наибольшего роста. [6] а военные сражения с Китайской империей привели к заключению Тибетско-Китайского договора 821–823 гг. [7] Условия были написаны на трех стелах, и каждая из них была построена в Лхасе , в монастыре Джоканг , в Чанъане и на согласованной границе. [3]
Смерть Ралпачена в 838 году положила конец императорскому покровительству тибетскому буддизму, которое началось примерно восемьдесят лет назад, около 755 года, с Падмасамбхавы, Шантиракшиты и Трисонга Децена. После этого Лангдарма, брат и преемник Ралпачена, приступил к почти уничтожению буддизма в Тибете вместе с 13 буддийскими монастырями и их рукоположенными монашествующими, которые были построены во время правления Трисонга Децена. [4]
Политическая деятельность
[ редактировать ]Под его правлением Тибетская империя достигла наибольшего размаха и включала части Китая, Индии , Непала , Королевства Хотан , Балти , Брузы ( Гилгит и Хунза ), Чжанчжунг , Хор-юл , Сог-юл , Югур и Камилог ( примерно соответствует современному Сычуани ), [2] а также почти весь современный Синьцзян и Ганьсу . [8]
Могуществу Ралпачена способствовало умелое военное руководство Чжан Бростага. В 810 году император Тан Сяньцзун написал письмо с просьбой вернуть три префектуры. В 816 году Чжан Бростаг возглавил набег, который привел в двухдневном пути от уйгурской столицы Орду-Балика . В 819 году он напал на китайский город Яньчжоу , расположенный в южной пустыне Ордос, недалеко от Великой Китайской стены . [9] [10] когда его называли «первым министром». Во время переговоров о мирном договоре в 821 году он возглавил жестокое нападение на китайцев. [11] что, возможно, способствовало готовности Китая заключить мир.
Правление Ралпачена характеризовалось конфликтами с Китаем и Уйгурским каганатом на севере. Тибетцы напали на уйгурскую территорию в 816 году и, в свою очередь, подверглись нападению в 821 году. После того, как войска были отправлены к китайской границе, буддисты в обеих странах обратились за посредничеством, и в 821/822 году был заключен китайско-тибетский договор , который обеспечил мир на более чем два десятилетия. Тибет также заключил мир с уйгурами, а также, по-видимому, с королевством Наньчжао в 822 году. [12]
Двуязычный отчет о договоре с Китаем, включая подробную информацию о границах между двумя странами, начертан на каменном столбе, возведенном в 823 году и стоящем за пределами Джокана в Лхасе . [13] В Китае также был установлен столб с написанным на нем договором, а третий, очевидно, был установлен в Гугу Меру на границе (который, как говорят местные жители, был украден группой французских тибетологов). [14]
Культура и буддизм
[ редактировать ]Ралпачен был щедрым сторонником буддизма и пригласил в Тибет множество мастеров, ученых и переводчиков из Китая, Непала, Кашмира и Королевства Хотан. Он также способствовал развитию тибетской литературы и переводов, чему во многом способствовала разработка подробного санскритско -тибетского словаря Махавьютпатти , который включал стандартные тибетские эквиваленты тысяч санскритских терминов. [14] [15] Он постановил, что все переводы должны осуществляться непосредственно с санскрита. [16]
Ралпачен считался эманацией Ваджрапани и поощрял индийских и тибетских ученых переводить Трипитаку , Комментарии и древние Тантры на тибетский язык. [17]
Король очень уважал монахов. У него были две длинные косы, и когда он садился, то закладывал конец своих длинных кос под левое и правое сиденья и позволял монахам сидеть на них, за что получил прозвище Ралпачен, буквально «человек с длинными косами». .
Во время его правления и даже после его смерти в 840-х годах тысячи копий Апаримитаюрнама -сутры ( «Сутры неизмеримого света »), а также сотни копий Шатасахасрикапраджняпарамитасутры и Махапраджняпарамитасутры ( « Сутры совершенства мудрости ») были созданы в качестве подношений Ралпачен. [18] [19] [20]
Ралпачен построил великолепный девятиэтажный каменный храм У Шанг недалеко от слияния рек Цангпо и Кий . Нижние этажи были каменными, три средних — кирпичными и три верхних — деревянными. Он славился своей замечательной золотой крышей. На верхних этажах он хранил буддийские писания, ступы и изображения, средние этажи использовались учёными и переводчиками, а нижние этажи — двором и государственными делами. Он также реконструировал и реставрировал старые храмы. [15] [21]
Он ввел стандартные меры веса и меры, основанные на китайских. Он ввел в действие индийские канонические правила для духовенства и организовал множество классов жрецов, назначив доход от семи семей каждому буддийскому монаху и запретив строгие наказания для тех, кто проявляет к ним неуважение. [15] [21]
Его королевский летний лагерь недалеко от современной Лхасы представлял собой «роскошный военный павильон», «чудесно украшенный золотыми фигурами тигров, пантер и драконов». [22]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Согласно наиболее распространенной тибетской традиции, Ралпачен был убит двумя министрами- пробонами его брата-антибуддиста Лангдарму . , которые затем посадили на трон [23] Некоторые источники предполагают, что его смерть произошла в результате несчастного случая из-за того, что он поскользнулся на ступенях храма Мальдро, в то время как в Старой книге Тан говорится, что он заболел и не смог взять под свой контроль государственные дела, а затем умер. [24]
Последняя теория находит подтверждение в поврежденной рукописи из Дуньхуана, содержащей молитву о добром здравии короля. [25] В позднем китайском труде « Тунцзяньганму» Чжу Си (1130–1200) утверждается, что Ралпачен болел почти все время своего правления и поэтому не мог путешествовать по своей империи. Говорят, что он умер в конце 838 года. [26]
В этом же сочинении уже под следующим, 839 годом упоминается, что среди уйгуров в течение нескольких лет шла лихорадочная эпидемия, унесшая «бесчисленное множество людей». [27]
Упоминание об этой эпидемии 839 года также можно найти в Новой книге Тан 217B.1b. [28] Вполне возможно, что именно эта эпидемия стала причиной смерти Ралпачена, хотя она также могла быть результатом его хронической болезни.
Ралпачен умер в конце 838 года и был похоронен недалеко от долины Ярлунг ; его могила украшена «замечательным каменным львом, вырезанным в стиле, который некоторые современные ученые называют персидским». [29]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Димбергер, Хильдегард; Вангду, Пасанг (2000). дба' бзед: королевское повествование о принесении учения Будды в Тибет = дба' бжед . Вена: Издатель австрийского академик наук ISBN 3-7001-2956-4 .
- ^ Jump up to: а б Виталий, Роберто (1990). Ранние храмы центрального Тибета (1-е изд.). Лондон: Serindia Publ. ISBN 0-906026-25-3 . , с. 17
- ^ Jump up to: а б Клод Арпи, «Взгляд на историю Тибета». Дхарамсала: Тибетский музей, 2013.
- ^ Jump up to: а б с Кхенчен Палден Шераб Ринпоче, «Восемь проявлений Гуру Падмасамбхавы», перевод Кхенпо Цеванга Донгьяла Ринпоче, под редакцией Падмы Шугчанга, Монтерей: Черепаховый холм, 1992.
- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 63. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Артур Мандельбаум, «[убийца Ланг Дармы]», Сокровищница жизней, Биографии тибетских мастеров
- ^ ХЕРичардсон, «Надпись китайско-тибетского договора 821-23 годов нашей эры в Лхасе», JRAS no. 2, 1978.
- ^ Колмаш, Йозеф. Тибет и императорский Китай: обзор китайско-тибетских отношений до конца маньчжурской династии в 1912 году (1967), с. 8. Центр востоковедения Австралийского национального университета, Канберра.
- ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии . (1987), стр. 165-167. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 .
- ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу , с. 150. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Витали, Роберто (1990) Ранние храмы Центрального Тибета , стр. 18. Публикации Сериндии. Лондон. ISBN 0-906026-25-3 .
- ^ Беквит, Кристофер I. Тибетская империя в Центральной Азии . (1987), стр. 150-151. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02469-3 .
- ^ Корпус ранних тибетских надписей . Х.Э. Ричардсон. Королевское азиатское общество (1985), стр. 106–143. ISBN 0-947593-00-4 .
- ^ Jump up to: а б Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: Политическая история , стр. 49-50. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Jump up to: а б с Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де (1986), стр. 296–297. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3 .
- ^ Ёсинори Такеучи, Ян ван Брагт. Буддийская духовность . Перекресток, 1993. с. 225.
- ^ Тантрический словарь
- ^ Дотсон, Брэндон (2015). «Остатки Дхармы: редактирование, отклонение и замена слов Будды в официально выпущенных сутрах из Дуньхуана, 820-840-е годы». Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 36/37: 5, 10.
- ^ Квенцер, Йорг; Бондарев Дмитрий; Собиш, Ян-Ульрих (12 декабря 2014 г.). Рукописные культуры: картографирование поля . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко. КГ. стр. 309. ИСБН 9783110225631 .
- ^ Ван, Мишель К. (5 февраля 2018 г.). Мандалы в процессе становления: визуальная культура эзотерического буддизма в Дуньхуане . БРИЛЛ. п. 105. ИСБН 9789004360402 .
- ^ Jump up to: а б Дас, Сарат Чандра. Материалы по религии и истории Тибета , с. 40. Издательство Манджушри, Дели (1970). Впервые опубликовано в Журнале Азиатского общества Бенгалии , Vol. Л (1881)
- ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де (1986), стр. 1986. 296. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3 .
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. (1967). Тибет: Политическая история , с. 51. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Пеллиот, Пол. Древняя история Тибета . Париж. Книготорговец Америки и Востока. 1961, с. 133.
- ^ Ричардсон, HE «Болезнь Хри Гцуг-льде-брцана». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 44 (1981), с. 351-352.
- ^ Грозье, Жан-Батист. Всеобщая история Китая или Анналы этой империи: перевод с Тонг-киен-кан-му . (1778) Париж. Перепечатка: издательство Ch'en-wen, Тайбэй, Тайвань. 1969. XIII, с. 471.
- ^ Грозье, Жан-Батист. Всеобщая история Китая или Анналы этой империи: перевод с Тонг-киен-кан-му . (1778) Париж. Перепечатка: издательство Ch'en-wen, Тайбэй, Тайвань. 1969. XIII, с. 472.
- ^ Маккеррас, Колин. Уйгурская империя согласно династическим историям Тан: исследование китайско-уйгурских отношений 744-840 , стр. 125. University of South Carolina Press, Колумбия, Южная Каролина. 1972. ISBN 0-87249-279-6 .
- ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де (1986), стр. 1986. 304. Издательство Дхарма, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3 .