Садналегс
Я скучаю по тебе, Джинджи Садна Легс Мджинг Йон | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ценпо | |||||
Император Тибета | |||||
Царствование | 800–815 | ||||
Предшественник | Мутик Ценпо | ||||
Преемник | Ралпакан | ||||
Рожденный | 761 | ||||
Умер | 815 (54 года) | ||||
Похороны | Мавзолей Гьелхена Трулри, Долина царей | ||||
Супруг | Дроза Лхадьель Мангмодже | ||||
Проблема | Цангма Ралпакан Лангдарма | ||||
| |||||
Обед | список | ||||
Банченпо | Ньянг Тингнгезин Сангпо | ||||
Отец | Трисонг Децен | ||||
Мать | Цепонгза Метокдрон | ||||
Религия | Тибетский буддизм |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Триде Сонгцен ( тибетский : khri lde srong btsan , Уайли : Khri lde srong btsan ), более известный под прозвищем Сеналек Джингён ( тибетский : тибетский Садналегс ( Tibetan: སད་ན་ལེགས , Уайли : грустный на ногах ) для краткости, был младшим сыном короля Трисонга Децена Тибета 800–815 гг. Н. Э. - хотя по разным источникам начало (правил около его правления приходится на 797 или 804 гг. н. э.).
Трисонг Децен удалился, чтобы жить в Зунгкаре , и в 797 году передал власть своему второму сыну, Муне Ценпо . С этого момента в различных исторических источниках возникает большая путаница. Похоже, после смерти Трисонга Децена произошла борьба за престолонаследие. Неясно, когда умер Трисонг Децен и как долго правил Муне Ценпо. Говорят, что Муне Ценпо был отравлен своей матерью, которая завидовала его красивой жене. [ 1 ] [ 2 ]
Как бы то ни было, и Старая Книга Тан , и тибетские источники сходятся во мнении, что, поскольку у Муне Ценпо не было наследников, власть перешла к его младшему брату Садналегу, который взошел на трон к 804 году нашей эры. [ 3 ] [ 4 ]
Другой брат, Мутик Ценпо, очевидно, не рассматривался на эту должность, поскольку ранее он убил старшего министра и был сослан в Лходак Кхарчу недалеко от границы с Бутаном . [ 5 ]
Затем могущественный буддийский монах Ньянг Тингнгезин предложил назначить Триде Сонгцена новым императором. Он был настолько молод, что большинство министров сомневались в его способности стать императором. Чтобы испытать величие юного принца, министры усадили его на сиденье и возложили на его голову множество драгоценных украшений. Его тело не могло выдержать такой вес, поэтому он наклонял шею и раскачивался, что считалось очень достойным. В конце концов он унаследовал трон и, таким образом, получил прозвище Сеналек Джингён, что означало «[ребёнок] с кривой шеей, которого осмотрели и [признали] настоящим [императором]».
Поскольку на момент вступления на престол Садналегс был довольно молод, ему помогали четыре опытных министра, двое из которых также были буддийскими монахами. Они следовали политике предыдущих королей. У Садналегса было четыре жены из разных тибетских кланов. [ 6 ]
Поддержка буддизма
[ редактировать ]Индийские ученые были приглашены в монастырь Самье для помощи в переводе буддийских текстов. Садналег приказал построить храм Скар-кунг (Карчунг) недалеко от Лхасы. Из-за противодействия буддизму король созвал встречу с делегатами и вассалами со всего королевства и составил документ, обещающий поддержку буддизма, который был подписан всеми присутствовавшими. Перед Карчунгом был установлен столб с надписью об этом обещании, который существует до сих пор и переведен на английский язык. [ 7 ] [ 8 ]
В 816 году он также стандартизировал литературный тибетский язык, используемый при переводе буддийских писаний из Индии, в результате чего он превратился в классический тибетский язык . [ 9 ]
Политическая и военная деятельность
[ редактировать ]Хотя тибетские войска сражались с китайцами между 799 и 803 годами, сражались в Яньчжоу (鹽州, современный уезд Яньчи , Нинся ), Линчжоу (麟州, уезд Цзойге , Сычуань ), Вэйчжоу (維州, уезд Ли , Сычуань), Ячжоу (雅州, Яань , Сычуань) и Суйчжоу (巂州, Сичан , Сычуань), послы начали регулярно путешествовать с 804 года между Лхасой и Китаем, хотя официального договора подписано не было. Когда в 805 году умер император Дезонг , Ралпакан прислал на похороны подарки в виде золота, серебра, ткани, быков и лошадей. [ 10 ] [ 11 ]
Тибетская армия продолжала атаковать арабов на западе и, по словам аль-Якуби , они осадили Самарканд , столицу Мавераннахра в то время. Наконец, тибетский правитель Туркестана подарил арабскому халифу аль-Мамуну (годы правления 813–833) статую из золота и драгоценных камней. Эту статую позже отправили в Каабу в Мекке . [ 12 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Садналегс, вероятно, умер в 815 году (хотя в « Голубых анналах» указывается 814 год). У него было пять сыновей, первый стал монахом, двое последних умерли в детстве. Когда Садналег умер, Лангдарму обошли стороной, поскольку он был антибуддистом и вспыльчивым, и королевская власть была передана Ралпакану . [ 12 ]
Впечатляющий каменный столб с надписью, посвященной Садналегсу, стоит на могильнике тибетских царей недалеко от Пхьонг-ргаса . Оно частично неразборчиво, но подтверждает ряд исторических событий. Это важно для датировки правления Садналегса, поскольку в нем говорится, что война с Китаем началась, когда он пришел к власти. В « Анналах Тан» сообщается, что китайцы и тибетцы постоянно воевали между 799 и 803 годами нашей эры, поэтому вполне вероятно, что Садналегс взошел на трон ок. 800–804 гг. н.э. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цепон В.Д. Шакабпа Тибет: Политическая история (1967), стр. 46–47. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де , стр. 284, 290–291. Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3
- ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу, стр. 144 и н. 3. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация , с. 131. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), с. 47. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де , с. 296. Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3
- ^ Ричардсон, Хью. Корпус ранних тибетских надписей (1981), стр. 72–81. Королевское азиатское общество, Лондон. ISBN 0-947593-00-4 .
- ^ Беквит, CI «Восстание 755 года в Тибете», стр. 3, примечание 7. В: Вайнеровские исследования по тибетологии и буддологии . Нет. 10-11. [Эрнст Штайнкельнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы симпозиума Csoma de Kőrös, проходившего в Вельм-Вене, Австрия, 13–19 сентября 1981 г. Том. 1–2.] Вена, 1983.
- ^ Ходж, Стивен (1993). Введение в классический тибетский язык (пересмотренная редакция). Уорминстер: Арис и Филлипс. стр. VII. ISBN 0856685488 .
- ^ Древний Тибет: исследовательские материалы проекта Еше Де , с. 293. Издательство Дхарма, Беркли, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3
- ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: Из документального обзора Цзю Тан-шу , стр. 145–146. (1981). Eastern Press, Блумингтон, Индиана. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Шакабпа, Цепон В.Д. Тибет: политическая история (1967), с. 48. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон.
- ^ Ричардсон, Хью. Корпус ранних тибетских надписей (1981), стр. 84–91. Королевское азиатское общество, Лондон. ISBN 0-947593-00-4 .