Горампа

Горампа Сонам Сенге ( Уайли : go rams pa bsod nams seng ge , 1429–1489 гг.) [1] ) был важным философом школы тибетского Сакья буддизма . Он был автором обширной коллекции комментариев по сутре и тантре, чьи работы оказали влияние на весь тибетский буддизм. Горампа особенно известен своими работами по философии мадхьямаки , особенно критикой взглядов мадхьямаки Цонкапы и Долпопы . Горампа защищал в основном антиреалистическую интерпретацию мадхьямаки, которой придерживалась школа Сакья (которая рассматривает общепринятую истину как ложную иллюзию ). [2]
Горампа был учеником Ронгтона (Rongtön Sheja Künrig, Wylie : rong ston shes bya kun rig ), Byams chen rab 'byams pa Sangs rgyas' phel (1411–1485), Ngor chen Kun dga' bzang po (1382–1456), Гунг ру Шес раб бзанг по (1411–1475 гг.). [1] [3] Он основал монастырь Туптен Намгьел в Танаге ( Wylie : rta nag thub bstan rnam rgyal gling ), который находится чуть севернее Шигадзе .
Работы Горампы имели большое влияние в Сакья, а также за пределами школы Сакья. Он был главным соперником, на которого схоласты гелуг ответили спустя столетия после его смерти. Его работы также были основным источником взглядов мадхьямаки Мипхама (1846–1912). [4] Его работы были запрещены государственными учреждениями гелуг за его полемическую трактовку взглядов Цонкапы. В XX веке они были переизданы Джамгьялом Ринпоче с разрешения Далай-ламы XIII . Его работы сегодня широко изучаются в Сакья, Кагью и Ньингма схоластике . [5]
Философия
[ редактировать ]Во времена Горампы школе Сакья приходилось бороться с возникновением новых тибетских буддийских традиций, которые быстро росли, в основном Гелуг Цонкапы школы (1357–1419) и Джонанг школы Долпопы (1292–1361). Обе эти школы представили уникальные представления философии мадхимаки , которые значительно отличались от классической интерпретации мадхьямаки Сакья. [6] В то время сакья также потеряли политическую гегемонию в Тибете. Как пишет тибетолог Хосе Кабесон, «поэтому настало время для преданного своему делу интеллектуала сакья па, чтобы он выступил и выступил в защиту классической традиции сакья в целом». [7]
Одна из наиболее важных и популярных работ Горампы — «Различение воззрений » ( Wylie : lta ba'i shan 'byed ), в которой он приводит доводы в пользу классического взгляда Сакья на мадхьямаку , который он назвал «Срединным путем как свободой от крайностей» ( mtha 'брал дбу ма ). [8] Как и все мадхьямики, Горампа и другие учителя Сакья классифицировали себя как представителей взгляда мадхьямаки, «свободного от разрастания» ( Wylie : sprosbral ), и он использовал это имя как прозвище для своей интерпретации мадхьямаки. [9] Горампы По словам Кабесона, полемика представляет собой попытку доказать, что его интерпретация мадхьямаки «является истинным средним путем между двумя экстремистскими взглядами, преобладавшими в его время: этерналистским взглядом на Джонанг па и нигилистическим взглядом на Дга'лдан па ». [10] Горампа считает эту точку зрения ортодоксальной точкой зрения школы Сакья и восходит к Нгок Лодену Шерабу и Патсабу Ньима Драку . [11]
Мадхьямака Горампы
[ редактировать ]По мнению Горампы, все явления пусты от внутреннего существования ( свабхава ), но это не единственная особенность абсолютной истины (т.е. пустоты ). Абсолютная истина – это также отсутствие четырех крайностей (существование, несуществование, то и другое и ни одно) без каких-либо оговорок. [12] Таким образом, для Горампы общепринятые истины также являются объектом отрицания, потому что «они вообще не обнаруживаются, когда подвергаются окончательному рациональному анализу». [13] Следовательно, мадхьямака Горампы существование отрицает само безоговорочно . Это отличается от точки зрения Цонкапы, где объектом отрицания является просто свабхава . [12]
Кабесон пишет, что философия Горампы «стремится к более буквальному прочтению индийских источников, чем Дол попа или Цонгкапа, то есть она имеет тенденцию принимать индийские тексты за чистую монету». [14] Таким образом, согласно Кабесону, Горампа считает, что «четверное отрицание, обнаруженное в тетралемме или катускоти — не х, не не-х, не то и другое и не ни то, ни другое — следует понимать буквально как отрицание, например, существования Следовательно, вопреки Цонкапа, само существование является для него объектом отрицания, и нет необходимости добавлять к определению «предельное» (как в «предельном существовании»). сделайте это отрицание приемлемым». [14]
Согласно Горампе, абсолютная истина имеет два аспекта: [5]
- «Пустота, которая является конечной точкой рационального анализа» (включая пустоту личностей и дхарм) или «высшее, чему учат» ( bstan pa'i don dam ). Это не истинно предельное, а лишь аналог ( rjes mthun ) истинного предельного. Как отмечает Кабесон, это концептуальное понимание пустоты в конечном итоге должно быть отвергнуто, «чтобы достичь понимания высшей формы пустоты, которая является объектом йогического гнозиса». [14]
- Пустота, которая является объектом йогического прозрения или гнозиса, или «предельного, что осознается» ( rtogs pa'i don dam ). Это настоящая истина в последней инстанции. Оно невыразимо, не может быть выражено лингвистически и находится за пределами всех концепций и расширений. Однако Кабесон также отмечает, что «рациональное понимание пустоты является необходимой предпосылкой для понимания ее в ее истинной, неаналитической форме». [14]
Обычная реальность нереальна
[ редактировать ]В своей книге «Устранение ошибочных взглядов » Горампа утверждает, что рассуждения мадхьямаки в конечном итоге должны отрицать «все ложные видимости», то есть все, что кажется нашему уму (все обычные явления). Для Горампы все видимости — это концептуально созданные иллюзии, и когда йогическое прозрение завершает концептуальное овеществление, все ложные видимости прекращаются. Это «абсолютная свобода от концептуальных фабрикаций» ( don dam sprosbral ), которая требует отрицания «реальности видимостей». [15] Как пишут Джей Л. Гарфилд и Сонам Такчо:
Под «ложной видимостью» Горампа подразумевает все, что кажется нашему уму. Следовательно, все обычные явления — это ложные видимости. Внешность, утверждает он, создается концептуально. Итак, когда концептуальное овеществление прекращается, явление также прекращается. Понимание реальности кладет конец концептуальному овеществлению и, следовательно, видимости. [15]
Таким образом, для Горампы условная реальность — это обманчивая выдумка, и поскольку пробуждение требует преодоления всех выдумок ( sprosbral ), условная реальность должна быть отвергнута. [16] Как утверждает Горампа, первым приоритетом мадхьямиков должно быть «отрицание реальности видимостей; таким образом, нереальность видимостей — это главное, что необходимо установить». [17]
Более того, объект отрицания состоит из объективного аспекта ( юл ), включающего в себя все общепринятые истины, и субъективного аспекта ( юл кан ), включающего в себя все познания (за исключением медитативного равновесия Арьи ). По мнению Горампы, все традиционные знания двойственны и основаны на ложном различении между субъектом и объектом. [18] Поэтому, по мнению Горампы, мадхьямака анализирует все предположительно реальные явления и на основе этого анализа приходит к выводу, что «этих вещей не существует и что так называемая общепринятая реальность совершенно не существует». [19]
Горампа пишет:
Предположим, кто-то ответил: «Если бы это было так, даже конвенциональные истины должны были бы стать объектом отрицания с точки зрения предельного рационального анализа». Именно, абсолютно. Это потому, что они вообще не обнаруживаются при предельном рациональном анализе. [19]
Горампа также утверждает, что с точки зрения просветленного гнозиса Будды общепринятая истина не найдена:
Условные реальности, представленные в контекстах [MMK XXIV.8–10 Нагарджуны и Mav VI.23–24 Чандракирти], не существуют [на уровне состояния будды], потому что там, где нет ошибочно воспринимающего субъекта, соответствующий ему объект [т. е. конвенциональная реальность ] не может существовать. [16]
Более того, Горампа утверждает, что принятие общепринятой реальности общепринятой истины подрывает сотериологию :
Если существует цепляние за реальность явлений, то есть за [пять] совокупностей, то наверняка возникнет и такое же цепляние за реальность личности ( gang zag kyi bden 'dzin ), что само по себе является первичным замешательством, первым из двенадцати звеньев. . И все последующие ссылки вытекают из этой. Таким образом, корень страдания — цепляние за реальность явлений ( chos kyi bden 'dzin ). [20]
И,
Те, кто стремится достичь пробуждения, должны отрицать реальность... искатели пробуждения Махаяны должны отрицать выдумку ( spros pa ) всех четырех крайностей. [20]
Согласно Гарфилду и Такчо, философия Горампы утверждает, что объектом отрицания являются сами условные явления (и, таким образом, пустота полностью отрицает условную реальность). Следовательно, для Горампы люди, столы, стулья и так далее просто не существуют с предельной точки зрения. Они «не более актуальны, чем Санта-Клаус , несмотря на протесты обычных людей и маленьких детей об обратном». [21] Таким образом, в системе Горампы «в общепринятой истине просто нет истины; быть условно реальным — значит быть совершенно нереальным. Видеть вещи такими, какие они есть, — значит вообще ничего не видеть». [22]
Критика Долпопы и Шентонга
[ редактировать ]Горампа раскритиковал Шентонга точку зрения Долпопы Шерапа Гьелцена (1292–1361), следуя за Ронгтоном и Рендавой, и утверждал, что она несовместима ни с одной из традиций сутр или буддийских философских школ и, таким образом, «не может не выходить за [границы ] Буддийская традиция». [23] Таким образом, для Горампы философия Джонанга — это «система, которая, хотя и имеет сильное родство с Читтаматрой, никогда не достигает Срединного Пути». [23] Для Горампы неспособность Долпопы понять, что сама высшая реальность должна быть подвергнута той же негативной диалектике мадхьямаки, что и традиционная реальность, означает, что его взгляды не согласуются с мадхьямакой Нагарджуны. [23]
Горампа также раскритиковал современного Сакья Чогдена за поддержку взглядов шентонг. Горампа говорит: [23]
Некоторые люди с грубыми умственными способностями, тайно придерживающиеся этерналистских взглядов [Джонангпа] в своих сердцах, принимают сторону философских взглядов других ради дипломатии и заявляют, что школы Сакья и Джонангпа не являются несовместимы с точки зрения их философских взглядов.
Критика Цонкапы и мадхьямаки Гелуг
[ редактировать ]Работы Горампы содержат обширные и подробные опровержения взглядов мадхьямаки Цонкапы Лосанга Дракпы (ок. 1357–1419), основателя школы гелуг. [24] Горампа обвиняет Цонкапу в том, что он придерживается интерпретации мадхьямаки, равнозначной нигилизму . [24] По мнению Горампы, именно отказ Цонкапы полностью отрицать концептуальное понимание пустоты приводит его к цеплянию за пустоту и, таким образом, к нигилизму, поскольку «те, кто цепляются за пустоту, не пошли дальше впадения в крайность нигилизма». [24]
Горампа думает, что это следует из взглядов Цонкапы, согласно которым объектом рационально-аналитического понимания пустоты является высшая истина (Горампа думает, что это всего лишь условный аналог пустоты). Согласно Кабесону, для Горампы только йогическое прозрение (неконцептуальное) может постичь высшее. По мнению Горампы, концептуальный взгляд на пустоту не может быть настоящей абсолютной истиной, потому что «тенденция ума к дихотомии, достигающая кульминации в экстремистских разрастаниях (существование/несуществование и т. д.), встроена в саму структуру концептуального мышления и, как таковая, любой объект концептуального мышления, даже пустота, неизбежно загрязнен типом дуалистического распространения, которое является объектом отрицания Мадхьямаки». [25] Вот почему для Горампы все (включая концептуальную пустоту) должно быть отвергнуто диалектикой мадхьямаки. [26]
Как объясняет Кабесон:
Для Цонкапы проблема невежества заключается в том, что ум неправильно материализует объекты, приписывая реальное или неотъемлемое существование вещам, у которых его нет. По мнению Горампа, главная проблема заключается в том, что разум действует через дихотомический фильтр, который постоянно разделяет мир на двойственности (существующее/несуществующее, постоянное/непостоянное и т. д.). Иными словами, для Цонгкапа проблема заключается в ложных качествах, которые разум приписывает объектам, тогда как для Горампа она заключается в очень быстрорастущем характере самого концептуального ума, аспекте психического функционирования, который невозможно полностью устранить. посредством избирательного отрицания определенного качества (истинного существования), требующего вместо этого использования метода (полного отрицания всех крайностей), который останавливает дуалистическое мышление. [27]
Горампа также критикует взгляд Цонкапы на общепринятую истину по многим пунктам (включая те, которые связаны с «Восемью трудными моментами» Цонкапы), такими как: [28]
- за принятие разрушения вещей за реальную сущность ( жиг па днгос по ба )
- за его теорию восприятия в различных сферах существования, которая объясняет, как разные типы существ (люди, голодные призраки, боги и т. д.) воспринимают один и тот же объект по-разному, утверждая, что «следует сказать, что сосуд, полный жидкости, содержит реальные вода, настоящий гной и кровь, настоящий нектар и так далее».
- Горампа утверждает, что Цонкапа воплощает «просто я» в реальную сущность, которая остается после анализа «я».
- Горампа не согласен с Цонкапой в том, что шраваки и пратьекабудды понимают высшую истину как свободу от разрастания.
- Горампа критикует отказ Цонкапы от фундаментального сознания ( кун гжи ) и саморефлексивного познания ( ранг риг )
Горампа также не согласен с Цонхкапой в том, что методы прасангики и сватантрики дают разные результаты, а также в том, что прасангика является «высшим» воззрением. Горампа также критикует подход сватантрики как слишком сильно полагающийся на логику, поскольку, по его мнению, составные части силлогистической логики неприменимы в сфере предельного. Но эта критика ограничена методологией, и он считал, что оба подхода достигают одной и той же конечной реализации. [29]
В своих полемических отрывках против Цонкапы Горампа утверждает, что предполагаемые беседы Цонкапы с бодхисаттвой Манджушри на самом деле были встречами с демоном : [примечание 1]
«Горампа в «Лта банган сел» («Устранение ошибочных взглядов») обвиняет Цонкапу в том, что он «охвачен демонами» ( bdud kyis zin pa ), а в «Лта баи шань 'байд» («Различные взгляды») порицает его как « нигилистический Мадхьямика» ( dbu ma chad lta ba ), распространяющий «демонические слова» ( bdud kyi tshig )». [31]
Критика Цонкапы Горампой имела большое влияние, и ученые гелуг восприняли ее как серьезную критику традиции гелуг. С критикой Горампы выступили некоторые из наиболее важных мыслителей школы Гелуг, такие как Джецун Чокьи Гьялцен (Rje btsun Chos kyi rgyal mtshan, ок. 1469–1544/46) и Джамьянг Шепе Дордже Нгаванг Цондру ('Jam dbyangs bzhad pa Ngag dbang brtson 'grus). ок. 1648–1722). [4]
Работает
[ редактировать ]Горампа был плодовитым автором, его основные экзотерические работы: [32]
Средний путь (Мадхьямака; Дбу ма) работает.
[ редактировать ]- Дбу ма ртса баи шес раб кьи рнам пар бшад па ян даг лта баи' од зер (неполный), комментарий к Муламадхьямакакарике Нагарджуны
- Ргьял ба тхамс кад кьи дгонгс па заб мо дбу ма'и де хо на ньид шпиони нгаг гис каменные пангес дон раб гсал188, также известный как Дбу ма'и шпион, общее изложение Мадхьямаки
- Лта баи Шан 'байед тег мчог гнад кьи зла зер, его полемика против Дол попа и Цонгкапа, написанная в 1469 году.
- Dbu ma la 'jug pa'i dkyus kyi sa bcad pa dang gzhung so so'i dka' ba'i gnas la dpyad pa lta ba ngan sel, квазиполемический комментарий, в котором основное внимание уделяется сложным моментам « » Чандракирти Мадхьямакаватара , поднимая вопросы. со многими интерпретациями Цонкапы
Совершенство мудрости (Праджняпарамита; Пхарфин) работает
[ редактировать ]- Она — раввин, который pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan 'grel pa dang bcas pa'i dka' ba'i gnas rnam par bshad pa yum don rab gsal, комментарий к Абхисамаяланкара . , написанная в 1464 году в Скайед Тшале
- She rab kyi pha rol tu phyin pa man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan gyi gzhung snga phyi'i 'grel dang dka' gnas la dpyad pa sbas don zab mo'i gter gyi kha 'byed, еще один комментарий к Абхисамаяланкара . , написанная в 1470 году в Рта-Наге
- Грел па дон гсал гьи нгаг дон, комментарий к «Сфутхартхе» Харибхадры , написанный в 1481 году в Нгор Э вам чос лдан.
- У нее есть rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan gyi mtshon byed kyi chos rnams kyi yan lag khyad par bshad pa sbas don rab gsal, комментарий к Абхисамаяланкаре , написанный в 1472 году. в Рта Наге
- Zhugs gnas kyi rnam gzhag skyes bu mchog gi gsal byed, трактат о тех, кто «входит и пребывает» в различных плодах пути (вошедший в поток и т. д.), написанный в 1470 году в Рта-наге.
- Mthhar gyi gnas pa'i snyom par 'jug pa'i rnam bshad snyoms 'jug rab gsal, трактат о продвинутых медитативных состояниях, написанный в 1470 году в Рта-наге.
- Ртен 'брел гьи рнам пар бжаг па 'хор 'дас раб гсал, трактат о взаимозависимом возникновении , написанный в 1470 году в Рта-наге.
Эпистемо-логические (Прамана; Цад ма) произведения
[ редактировать ]- Rgyas pa'i bstan bcos tshad ma rnam 'grel gyi rnam, написанный bshad pa'i bzang po'i 'od zer, обширный комментарий к Дхармакирти «Праманавартике» , составленный в 1474 году.
- Rgyas pa'i bstan bcos tshad ma rnam 'grel gyi ngag don kun tu bzang po'i nyy ma, более короткий комментарий к « Праманавартике» , написанный в Рта-наге.
- Sde bdun mdo dang bcas pa'i dgongs pa phyin ci ma log par 'grel pa tshad ma rig[s] pa'i gter gyi don gsal bar byed pa, комментарий к семи трактатам по логике и Сапанскому Tshad ma rigs gter
- Tshad ma rigs pa'i gter gyi dka' gnas rnam, автор bshad pa sde bdun rab gsal, комментарий к сапанскому произведению Tshad ma rigs gter, составленный в 1471 году в монастыре Дга' батшал.
Винайя (Дул ба) работает
[ редактировать ]- Dul ba mdo rtsa’i rgyas ’grel (no longer extant), a commentary on the Vinaya Sutra of Gunaprabha
- Rab tu byung ba rnams kyi bslab bya nyams su blang ba'i chos 'dul ba rgya mtsho'i snying po, совет монахам, написанный в 1481 году в Рта-наге.
Абхидхарма (Мдзод) работает
[ редактировать ]- Чос мнгон па мдзод кьи бшад табс кьи ман нгаг нго мтшар гсум лдан (неполный), комментарий к Абхидхармакоше
- Phung khams skye mched kyi rnam gzhag ji snyed shes bya'i sgo 'byed, трактат о совокупностях, элементах и сферах, написанный в 1472 году в Рта-наге.
Работает над тремя обетами (Сдом гсум скор)
[ редактировать ]- Sdom pa gsum gyi rab tu dbye ba'i rnam bshad rgyal ba'i gsung rab kyi dgons pa gsal ba, комментарий к сапанскому Sdom gsum rab dbye , написанный в 1463 году в Skyed tshal.
- Sdom gsum rab dbye'i spyi don yid bzhin nor bu, общий трактат о Sdom gsum rab dbye, написанный в 1461 году в Скайед тшале.
- Sdom pa sgum gyi bstan bcos la dris shing rtsod pa'i lan sdom gsum 'khrul spong, полемический труд в защиту Сдом гсум раб дбай , написанный в 1476 году в Рта-наге.
- Sdom pa gsum gyi rab tu dbye ba'i kha skong legs bshad 'od kyi snang ba, полемическое дополнение к Sdom gsum rab dbye , написанное в 1478 году в Рта-наге.
- Sdom gsum kha skong gi bsdus don, сокращенная версия приложения к Sdom gsum rab dbye , написанная в Rta nag.
Разные тексты
[ редактировать ]- Blo sbyong zhen pa bzhi bral byi khrid yig zab don gnad kyi lde'u mig, комментарий к знаменитому короткому тексту « Оставление четырех привязанностей»
- Ргьюд блаи 'грел па ртсом 'фро, неполный комментарий к Уттаратантре
См. также
[ редактировать ]- Сакья (тибетская буддийская школа)
- Сакья Пандита
- Учение о двух истинах
- Рангтонг-Шентонг
- Ронгтон Шея Кунриг
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дрейфус (2003) стр.301
- ^ Дрейфус, Жорж Б.Дж. (1997) Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации (серия Suny в буддийских исследованиях), стр. 2.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), стр. 34–36.
- ^ Jump up to: а б Кабесон и Даргьяй (2007), стр. 55–56
- ^ Jump up to: а б Кассор, Констанс, «Горампа [go rams pa]» , Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2017 г.) , Эдвард Н. Залта (ред.).
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), стр. 42–43.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), с. 43.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), с. 46.
- ^ Дрейфус (2003) стр.302
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), с. 48.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), с. 49.
- ^ Jump up to: а б Кабесон и Даргьяй (2007), с. 50.
- ^ Пастухи (2010), с. 84
- ^ Jump up to: а б с д Кабесон и Даргьяй (2007), стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б Пастухи 2010, с. 82
- ^ Jump up to: а б Пастухи 2010, с. 86
- ^ Пастухи 2010, стр. 82-83.
- ^ Пастухи 2010, с. 83
- ^ Jump up to: а б Пастухи 2010, с. 84
- ^ Jump up to: а б Пастухи 2010, с. 85
- ^ Пастухи 2010, стр. 75–76.
- ^ Пастухи 2010 с. 86
- ^ Jump up to: а б с д Кабесон и Даргьяй (2007), с. 51.
- ^ Jump up to: а б с Кабесон и Даргьяй (2007), с. 52.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), стр. 52–53.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), с. 53.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), стр. 53–54.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), с. 55
- ^ Дрейфус (2003), стр. 302–306.
- ^ Кабесон, Хосе Свобода от крайностей . Публикации мудрости, 2007 г., стр. 17.
- ^ Такчо, Сонам. Спор о двух истинах: . Публикации мудрости, 2007, стр. 125.
- ^ Кабесон и Даргьяй (2007), стр. 37–39.
Источники
[ редактировать ]- Кабесон, Хосе Игнасио и геше Лобсанг Даргьяй. (2007) Свобода от крайностей: «Различение взглядов» Горампы и полемика пустоты (Исследования индийского и тибетского буддизма) Мудрость. ISBN 0-86171-523-3
- Дрейфус, Жорж Б.Дж. и МакКлинток, Сара (2003) Различие Сватантрики и Прасангики ISBN 0-86171-324-9
- Кассор, Констанс (2011) «Горампа [go rams pa]» в Стэнфордской энциклопедии философии
- Тхакчо, Сонам (2007) Дебаты о двух истинах: Цонкапа и Горампа о мудрости Срединного пути ISBN 0-86171-501-2
- Пастухи (2010). Лунные тени: общепринятая истина в буддийской философии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199826506.