Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче
Кхенпо Цултрим Гьямцо | |
---|---|
Заголовок | Ринпоче |
Персональный | |
Рожденный | Шераб Лодро 1 марта 1934 г. |
Умер | 22 июня 2024 г. (90 лет) |
Религия | Тибетский буддизм |
Национальность | тибетский |
Родословная | Karma Kagyu |
Образование | Кхенпо , доктор буддийских исследований |
Старшая должность | |
Учитель | Лама Сопа Тарчин |
Базируется в | Непал |
Студенты | |
Веб-сайт | www.ktgrinpoche.org |
Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче ( тибетский : Уайли : мхан по ; тшул кхримс мтшо рин по че 1 марта 1934 — 22 июня 2024) — тибетский учёный йогин традиции Кагью тибетского буддизма . Он широко учил на Западе, часто через песни реализации, свои собственные, а также песни, сочиненные Миларепой и другими мастерами прошлого. «Цюльтрим Гьямцо» переводится на английский как «Океан этического поведения». Он умер 22 июня 2024 года в возрасте 90 лет. [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ринпоче родился в 1934 году в семье кочевников из Нангчена , Кхам (Восточный Тибет). Он ушел из дома в раннем возрасте, чтобы тренироваться у ламы Сопы Тарчина, который должен был стать его коренным гуру . После завершения этого раннего обучения он жил аскетической жизнью йогина, странствуя по Тибету, проводя интенсивные уединенные ретриты в пещерах и живя на кладбищах, практикуя Чод . В монастыре Цурпху , исторической резиденции линии Карма Кагью , Ринпоче продолжил свое обучение у главы линии, 16-го Гьялвы Кармапы , и других мастеров. [2]
Изгнание в Индию
[ редактировать ]Во время тибетского восстания 1959 года Ринпоче бежал из Тибета, возглавив группу буддийских монахинь через Гималаи в безопасное место в Бутане . Впоследствии он отправился в северную Индию, где провел следующие девять лет в лагере тибетских беженцев Букса Дуар . Здесь он изучал и осваивал буддийскую науку и получил степень Кхенпо от 16-го Кармапы и эквивалентную степень геше-лхарампы от 14-го Далай-ламы . По указанию Кармапы он впоследствии поселился в Бутане, где построил женский монастырь, ретритный центр и школу. [2]
Преподавательская деятельность
[ редактировать ]Вместе с Кхенченом Трангу Ринпоче , Кхенпо Ринпоче служил главным учителем в шедре (монашеском колледже) монастыря Румтек , резиденции Кармапы в изгнании. Таким образом, он обучил всех основных держателей линии Карма Кагью . Он также много преподавал по всему миру.
Ринпоче был также главным учителем Дзогчен Понлоп Ринпоче и был очень близок к своей Наландабодхи организации . Он также много преподавал в буддийской общине Шамбалы . Ринпоче также был основным учителем ламы Шенпена Хукама , Ригдзина Шикпо Ринпоче и ламы Таши Лхамо .
Шентонг
[ редактировать ]Шентонг рассматривает доктрину двух истин как различие между относительной и абсолютной реальностью, соглашаясь с тем, что относительная реальность пуста от собственной природы, но заявляя, что абсолютная реальность «пуста» ( Wylie : stong ) только от «другого» ( Wylie : gzhan ) относительного. явления, но сам по себе не пуст. [3] Эта абсолютная реальность является «основанием или субстратом», который «несоздан и неразрушим, несложен и находится за пределами цепи взаимозависимого происхождения». [4] Долпопа отождествил эту абсолютную реальность с природой Будды. [3]
Взгляд шентонг связан с сутрой Ратнаготравибхага и синтезом Йогачара-Мадхьямаки Шантаракшиты . Истина шуньяты признается, но не считается высшей истиной, которая представляет собой пустую природу ума . Понимание шуньяты является подготовкой к познанию природы ума.
Хукам Кхенпо Цултрима объясняет позицию Шентонга, ссылаясь на «Прогрессивные стадии медитации на пустоту» . [5] Кхенпо Цултрим представил пять стадий медитации, которые он отнес к пяти различным школам или подходам: [6]
- «Шравака-медитация на не-я» – медитация на пустоту скандх и несуществование личного «я»;
- «Читтаматра-подход» – медитация на потоке ума, вечно продолжающемся процессе восприятия и недвойственности воспринимаемого и воспринимающего;
- «Подход Сватантрика-Мадхьямака» – медитация на всех дхаммах, пустых от собственной природы, и отрицание любой «субстанции»;
- «Подход Прасангика-Мадхьямака» – медитация на «неконцептуальную (ниспрапанча) природу как появления явлений, так и их самопустоты». При таком подходе следует отказаться от всех концепций;
- Шентонг (Йогачара Мадхьямака) – медитация на Парамартхасатью («Абсолютную Реальность»), [7] [примечание 1] Буддхьяна , [примечание 2] которое находится за пределами понятий и описывается терминами как «истинно существующее». [9] Этот подход помогает «преодолеть некоторые остаточные тонкие концепции». [9] и «привычка, выработанная на ранних стадиях пути, отрицать любой опыт, возникающий в его/ее уме». [10] Он разрушает ложные концепции, как и прасангика, но также предупреждает практикующего «о присутствии динамичной, позитивной Реальности, которую следует пережить, как только концептуальный ум побежден». [10]
Сочинения
[ редактировать ]- Природа Будды: Махаяна Уттаратантра Шастра с комментариями Джамгона Конгтрула и Кхенпо Цултрима Гьямцо Ринпоче, Snow Lion Publications (2000), ISBN 1-55939-128-6
- Отличительные явления и чистое бытие Майтреи , комментарий Мипхама и Кхенпо Цултрима Гьямцо Ринпоче, перевод Джима Скотта, Snow Lion Publications (2004) ISBN 1-55939-215-0
- Прогрессивные стадии медитации на пустоту , Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче, перевод и аранжировка Шенпена Хукхама, Zhyisil Chokyi Ghatsal Publications (2001) ISBN 1-877294-01-2
- Звезды мудрости: аналитическая медитация, песни йогической радости и молитвы устремления Кхенпо Цултрима Гьямцо, перевод Ари Голдфилда и Роуз Тейлор, Предисловия Семнадцатого Кармапы и Далай-ламы, Shambhala Publications (2010), ISBN 1-59030-775-5
- Солнце мудрости: Учение о фундаментальной мудрости Срединного пути благородного Нагарджуны, автор: Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче, Shambhala Publications (2003), ISBN 1-57062-999-4
- Луна мудрости : Шестая глава книги Чандракирти « Вступление на Срединный путь» с комментариями Восьмого Кармапы Микьо Дордже «Колесница Дагпо Кагью Сиддхов» , переведенная под руководством Кхенпо Цултрима Гьямцо Ринпоче Ари Голдфилдом, Жюлем Левинсоном, Джимом Скоттом и Биргит Скотт, Сноу Львиные публикации (2005), ISBN 978-1-55939-231-0
Примечания
[ редактировать ]- ↑ По мнению Хукхэма, недвойственный опыт — это Высшая Реальность. [8]
- ^ По словам Хукхэма, «китайские школы Татхагарбы описывают Буддаджняну как совокупность всего сущего, которая пронизывает каждую часть всего сущего в его целостности». [8] По мнению Хукэма, для Шентонга Буддаджнана — это «недвойственная природа Ума, совершенно не затемненная и наделенная бесчисленными Качествами Будды ( Буддагунами ). [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Умер Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче, известный учёный, йогин и выдающийся учитель Карма Кагью.
- ^ Jump up to: а б Кхенпо Цултрим Гьямцо; Ари Голдфилд; Роуз Тейлор (2010). Звезды мудрости . Публикации Шамбалы. п. 172-173. ISBN 9780834822955 . .
- ^ Jump up to: а б Стернс 1999 , с. 3.
- ^ Стернс 1999 , с. 82.
- ^ Хукхэм 1991 , с. 19.
- ^ Хукхэм 1991 , с. 19–26.
- ^ Хукхэм 1991 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Хукэм 1991 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Хукэм 1991 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Хукэм 1991 , с. 23.
Источники
[ редактировать ]- Хукэм, СК (1991), Будда внутри: доктрина Татхагатагарбхи согласно интерпретации Шентонга Ратнаготравибхаги , Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, ISBN 978-0791403587
- Стернс, Сайрус (1999), Будда из Долпо: исследование жизни и мыслей тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена , State University of New York Press, ISBN 0-7914-4191-1
- Стернс, Сайрус (2003), Будда из Долпо: исследование жизни и мыслей тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена , Motilal Banarsidass Publ., ISBN 81-208-1833-4