Пурба
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2021 г. ) |

Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
![]() |
Пхурба ( тибетский : ཕུར་པ или ཕུར་བ , Уайли : phur pa или phur ba ; альтернативная транслитерация : purpa , phurbu , purbha или purpu ) [ нужен IPA ] или кила ( санскрит Деванагари : कील; IAST : кила) — это трехсторонний колышек, кол, нож или подобный гвоздю ритуальный инструмент, глубоко укоренившийся в индо-тибетском буддизме и Бон традициях . Его основная связь связана с медитативным божеством Ваджракилайей (Дордже Пхурба), олицетворяющим сущность преобразующей силы. Этимология и исторический контекст этого термина вызывают некоторые споры. И санскритское слово «кила», и тибетское «пхурба» используются в источниках как синонимы.
Конструкция пурбы разнообразна: навершие, рукоять и лезвие с тремя треугольными гранями. Композиция часто вращается вокруг нумерологического значения чисел три и девять, а материалы варьируются от дерева и металла до кости и хрусталя. Лезвия Пхурбы могут быть изготовлены из метеоритного железа , что имеет символическое значение. На навершии обычно изображены лица Ваджракилаи или другие священные мотивы. Это орудие задумано не как физическое оружие, а скорее как духовный инструмент, воплощающий стабильность и энергетическую непрерывность.
Ритуальное использование пурбы обширно и включает в себя различные практики. Он используется для установления стабильности во время церемоний и символизирует мощные атрибуты божеств Ваджраяны. Энергия пурбы яростна и пронзительна, ее используют для таких целей, как изгнание нечистой силы, управление погодой, медитация и благословение. Связь орудия с Ваджракилайей представляет собой трансмутацию негативных энергий.
В различных культурных контекстах пурба сохраняет свое значение. Он до сих пор используется шаманами , магами , тантриками и ламами различного этнического происхождения. Различные традиции и линии преемственности подчеркивают различные аспекты пурбы, используя ее для исцеления, медитации и соединения с духовными энергиями. В конечном счете, пурба выступает как мощная эмблема трансформации, символической силы и взаимосвязи духовного и материального миров.
Этимология
[ редактировать ]Большая часть того, что известно об индийских знаниях о киле , пришло из тибетской культуры. Такие ученые, как Ф.А. Бишофф, Чарльз Хартман и Мартин Боорд, показали, что в тибетской литературе широко утверждается, что санскритский термин « пурба» — это «килайя» (с длинным « и» или без него ). Однако, как описывает это Борд,
Все словари и санскритские труды согласны с тем, что это слово - кила (или килака ). Я предполагаю, что это [несоответствие] является результатом неразборчивого использования тибетцами дательного падежа единственного числа килайя . Эта форма была бы им знакома в простом приветствии намо ваджракилайя (поклонение Ваджракиле), из которого те, кто не знаком с техническими тонкостями санскрита, могли бы легко предположить, что имя божества - Ваджракилайя, а не Ваджракила. Термин (ваджра)килайя часто встречается в санскритских текстах (а также практически в каждой киламантре ), законно используемый в качестве наименовательного глагола «протыкать», «пронзать», «прибивать» и т. д. [1]
Майер (1996) оспаривает утверждение Борда, указывая, что выдающиеся санскритисты, такие как Сакья Пандит, использовали Ваджракилаю . [2] Далее он утверждает:
с другой стороны, возможно, что имя Ваджракилая, которое предпочитают тибетцы, на самом деле могло быть формой, которая фактически использовалась в оригинальных индийских источниках, и что нет необходимости выдвигать гипотезу о правильной форме «Ваджракила». «Ваджракилайя» могло произойти от активного причинного повелительного наклонения второго лица единственного числа глагола Kīl . Грамматика коренных народов (Панини Дхатупатха I.557) придает Килу значение бандхи , т.е. «связывать», тогда как Монье-Вильямс (285) дает значение «связывать, закреплять, закалывать, прикалывать». Следовательно, форма килайя может означать «вы заставляете связать/перефиксировать!» или «связать/перефиксировать!». Это слово, взятое из мантр, призывающих «связать/перефиксировать» или «можешь ли ты связать/перефиксировать», могло стать существительным; и существительное тогда могло бы стать обожествленным; следовательно, Килайя могла начаться как обожествленный императив, в некотором смысле сравнимый со знаменитым примером обожествленного звательного падежа в имени Хеваджра, и это немалое явление в санскритской тантрической литературе. Это предположение поддерживает Алексис Сандерсон, специалист по санскритским тантрическим рукописям, с которым я консультировался по этой проблеме. [3]
Изготовление и компоненты
[ редактировать ]Изготовление пурбы весьма разнообразно. Имея навершие, рукоятку и лезвие, пурба часто делится на группы триединств как по горизонтальной, так и по вертикальной осям, хотя есть и заметные исключения. Такое композиционное расположение подчеркивает нумерологическую важность и духовную энергию чисел три и девять. Пурба может быть составлена и изготовлена из различных материалов и материальных компонентов, таких как дерево, металл, глина, кость, драгоценные камни, рог или хрусталь. [ нужна ссылка ]
Как и большинство традиционных тибетских металлических инструментов, пхурба часто изготавливается из латуни и железа (земного и/или метеоритного железа. « Токча » ( тиб .: ཐོག་ལྕགས , Wylie : thog lcags ) означает «громовое железо» на тибетском языке и относится к тектитам и метеоритам , которые часто имеют высокое содержание железа. Метеоритное железо высоко ценилось в Гималаях, где его включали в сложные полиметаллические сплавы, такие как Панчалоха, для ритуальных орудий. Навершие : одно радостное, одно мирное пурбы часто изображает три лика Ваджракилы и одно гневное, но может нести зонтик аштамангала или шляпки Йидама гриба, ( как Хаягрива ). [ нужна ссылка ] , снежный лев или ступа , среди других возможностей. Ручка часто имеет ваджрную , плетёную или узловатую конструкцию. Рукоять обычно имеет тройную форму, как и навершие и лезвие. Лезвие обычно состоит из трех треугольных граней или граней, сходящихся на кончике. Они представляют, соответственно, способность клинка трансформировать негативные энергии, известные как «три яда» или «корневые яды» (санскрит: мула клеша ) привязанности/жажды/желания, заблуждения/невежества/неправильного представления и отвращения/страха/ненависти. .
Ритуальное использование
[ редактировать ]Кантуэлл и Майер (2008) изучили ряд текстов, обнаруженных в тайнике дуньхуанских рукописей , в которых обсуждается пурба и ее ритуальное использование. [4]
Пурба — одно из многих иконографических изображений божественных символических атрибутов (тибетский: phyag mtshan ). [5] Ваджраяны . и индуистских божеств Когда он освящен и предназначен для использования, [примечание 1] Пхурба — это нирманакая проявление Ваджракилаи . [ нужна ссылка ]
Чандра и др. в их словарной статье «коркор» ( тибетский : ཀོར་ཀོར , Уайли : kor kor ) «свернутый» (английский) относится к тексту, озаглавленному « Вайдури Нгонпо » ( тибетский : ( Уайли была намотана веревка. : bai dUry sngon po ) есть отрывок: « На кинжал (экзорциста) [пурба] [6]
Один из основных методов работы с пурбой и реализации ее сущностного качества — пронзить ею землю; обшить его; или, как принято в гималайских шаманских традициях, чтобы проникнуть в него вертикально, направьте вниз на корзину, миску или тайник с рисом (или другим мягким зерном, если пурба деревянная). Термины, используемые для обозначения божества и инструмента, в западной науке взаимозаменяемы. В гималайской шаманской традиции пхурбу можно рассматривать как ось мира . Мюллер-Эбеллинг и др. утверждают, что для большинства непальских шаманов пурба родственна мировому дереву либо в их визуализациях, либо в обрядах инициации или других ритуалах. [7]
Пхурба используется как ритуальный инструмент, обозначающий стабильность на молитвенном поле во время церемоний, и владеть ею могут только те, кто посвящен в ее использование или иным образом наделен полномочиями. Энергия пхурбы яростна, гневна, пронзительна, закрепляющая, пронзающая. Пхурба закрепляет элементарный процесс «пространства» (санскрит: акаша ) на Земле, тем самым устанавливая энергетический континуум. Пхурба, особенно деревянные, предназначены для шаманского исцеления, гармонизации и энергетической работы и часто имеют двух нагов ( санскритское слово «змея» , «змея» и/или «дракон» , также относится к классу сверхъестественных существ или божеств ), обвитых на лезвии. Пурба часто также несет в себе аштамангала , свастику , саувастику и/или другую гималайскую , тантрическую или индуистскую иконографию или мотивы. [ нужна ссылка ]
Пурба как иконографический инструмент также напрямую связана с Ваджракилайей , гневным божеством тибетского буддизма, которого часто видят со своей супругой Диптачакрой (тиб. 'khor lo rgyas' debs ma). Он воплощен в пурбе как средство уничтожения (в смысле завершения и последующего освобождения) насилия, ненависти и агрессии, привязывая их к лезвию пурбы и затем трансмутируя их кончиком. [ нужна ссылка ] Навершие можно использовать в благословениях . Поэтому пурба — это не физическое оружие, а духовный инструмент, и ее следует рассматривать как таковую.
Как Мюллер-Эбелинг и др. состояние:
Магия Волшебного Кинжала возникает из-за воздействия материального объекта на сферу духа. Искусство тантрических магов или лам заключается в их провидческой способности постичь духовную энергию материального объекта и умышленно сфокусировать ее в определенном направлении. . . Тантрическое использование пурбы включает в себя лечение болезней, экзорцизм, убийство демонов, медитацию, посвящения (пуджу) и создание погоды. Лезвие пурбы используется для уничтожения демонических сил. Верхний конец пурбы используется тантриками для благословений. [8]
Как утверждает Бир:
Жало хлыстообразного хвоста скорпиона пронзает и отравляет добычу, и в этом отношении оно отождествляется с гневным действием ритуального кинжала или кила. Биография Падмасамбхавы повествует о том, как он получил сиддхи передачи кила на великом кладбище Раджгриха от гигантского скорпиона с девятью головами, восемнадцатью клешнями и двадцатью семью глазами. Этот скорпион обнаруживает тексты кила из треугольного каменного ящика, спрятанного под камнем на кладбище. Когда Падмасамбхава читает этот текст-терма, возникает спонтанное понимание, а головы, клешни и глаза скорпиона «раскрываются» как различные средства, или яны, духовного достижения. Здесь, в Раджгрихе, Падмасамбхаве присвоен титул «гуру-скорпиона», и в одной из восьми его форм — Гуру Драгпо или Пема Драго («гневный лотос») — он изображен со скорпионом в левой руке. В качестве эмблемы передачи гневной кила образ скорпиона приобрел сильное символическое значение на раннем этапе развития Ньингма, или «древней школы» тибетского буддизма. [9]
Культурный контекст
[ редактировать ]Чтобы работать с духами и божествами земли, земли и места, жители Индии, Гималаев и монгольской степи привязывали, прибивали и/или прикалывали землю. Забивание пурбы сравнимо с идеей разрыхления земли (переворачивания дерна ). [ нужна ссылка ] в других традициях и обряде закладки первого камня [ нужна ссылка ] . Это древняя шаманская идея, распространенная во всем регионе; он преобладает в традиции Бон, а также очевиден в традиции Ваджраяны . Согласно шаманскому фольклору, распространенному по всему региону, «...горы представляли собой гигантские колья, которые удерживали Землю на месте и не давали ей двигаться». [10] Согласно фольклору, такие горы, как Амние Мачен , были привезены из других земель именно для этой цели. [ нужна ссылка ]
Керриган и др. , заявить, что:
Молитвенные флаги и каменные столбы по всей стране также пронизывают землю. Считается, что даже колышки палаток кочевников из шерсти яков освящают землю, лежащую под ними. [10]
Такие традиции, как традиция пурбы, можно считать [ ВОЗ? ] человеческая культурная универсалия в свете обрядов закладки фундамента и других подобных обрядов, документированных в дисциплинах антропологии и этнографии ; например, вспахивание почвы как умиротворение и подношение по обету духам места, а также подготовка земли как ритуал, обеспечивающий плодородие и обильный урожай. [ нужна ссылка ]
Традиционное использование линии передачи
[ редактировать ]В долине Катманду пурба до сих пор используется шаманами , магами, тантриками и ламами разных этнических групп. Особенно интенсивно пурба используется народами таманг , гурунг и невар . Пурбу также используют тибетцы, уроженцы Непала ( бхотья ), шерпы и тибетцы, живущие в Дхарамасале . Пхурба также используется в религиозных ритуалах в Бутане, и чаще всего ее можно найти в храмах и алтарях Бутана.
Мюллер-Эбеллинг и др. , нарисуйте разницу традиций между джанкрисами [примечание 2] и губаюс : [примечание 3]
Пурбы губаджусов отличаются от пурб джханкри. Как правило, у них только одна голова, на которой расположена двойная ваджра, как показано здесь. Губаю сосредотачиваются на голове как на зеркальном отражении себя, чтобы медитативно соединиться с силой пурбы. Три или более головок верхней части пурбы указывают на совокупность энергий, которые используют джханкри. [11]
Бхайраб кила — важный лечебный инструмент тантрического губаджуса невари. Как Мюллер-Эбеллинг и др. состояние:
Тантрические священники ( гуруджу ) используют Бхайраб Пхурбас для лечения болезней, особенно для лечения детских болезней. В этих случаях острие лезвия пурбы опускают в стакан или миску с водой, переворачивают и перемешивают. Затем больному ребенку дают выпить магически заряженную воду в качестве лекарства. [8]
Мюллер-Эбеллинг и др. взял интервью у Мохана Рай, шамана из приграничной области Непала и Бутана , принадлежащего к монгольскому народу Рай и /или Кирати . Мохан Рай — основатель Центра шаманских исследований и исследований в Катманду , Непал. В интервью Рай говорит:
Без пхурбы внутри себя шаман не имеет сознания... Шаман сам есть пхурба; он принимает его форму, чтобы улететь в другие миры и реальности. [7]
См. также
[ редактировать ]- Картика – буддийский церемониальный нож для снятия свежести.
- Крис – индонезийское оружие
- Кукри – нож, связанный с гуркхами Непала.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лицевая сторона, навершие и рукоять работающей пурбы связаны (в зависимости от природы пурбы) тканью [часто зеленой, согласно Мюллеру-Эбелингу, Ретшу и Шахи 2002 ], и в этом обряде связывания Ваджракилайя устанавливается в инструмент как проявление Нирманакаи , посредством ассоциации инструмент получает доступ ко всем трем сферам Трикаи .
- ^ Джанкриса можно понимать как людей, у которых есть « призвание » работать с пурбой и которые в основном принадлежат к ненаследственным линиям работников пурбы.
- ^ Под Губаджусами можно понимать жрецов , астрологов и целителей среди невари народа долины Катманду . Их традиции пурбы происходят из наследственных линий, которые можно считать кастами .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Совет (1993) , с. 5.
- ^ Майер (1996) , с. 165.
- ^ Майер (1996) , стр. 165–166.
- ^ Кантуэлл и Майер (2008) .
- ^ Фонд Цадра (2005) .
- ^ (1902) , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Мюллер-Эбелинг, Ретч и Шахи (2002) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Jump up to: а б Мюллер-Эбелинг, Ретч и Шахи (2002) , с. 55.
- ^ Пиво (1999) , стр. 277–278.
- ^ Jump up to: а б Керриган, Бишоп и Чемберс (1998) , с. 27.
- ^ Мюллер-Эбелинг, Ретч и Шахи (2002) , стр. 29.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бир, Роберт (1999). Энциклопедия тибетских символов и мотивов . Бостон: Шамбала. ISBN 1-57062-416-Х .
- Совет, Мартин (1993). Культ Божества Ваджракилы Институт буддийских исследований. ISBN 0-9515424-3-5 .
- Кэнтуэлл, Кэти; Майер, Роберт (2008). Ранние тибетские документы о Пхурпа из Дуньхуана . Вена: Издательство Австрийской академии наук. ISBN 978-3-7001-6100-4 .
- Дас, Сарат Чандра (1902). Тибетско-английский словарь с санскритскими синонимами . Калькутта: Книжный склад Секретариата Бенгалии.
- Керриган, Майкл; Бишоп, Клиффорд; Чемберс, Джеймс (1998). Алмазный путь: тибетский и монгольский миф . Амстердам: Книги Time-Life. ISBN 0-7054-3563-6 .
- Майер, Роберт (1996). Писание из сборника древней тантры: Пхур-па бу-гньис . Публикации Киндсдейла. ISBN 1-870838-52-1 .
- Мюллер-Эбелинг, Клаудия; Рэтч, Кристиан ; Шахи, Сурендра Бахадур (2002). Шаманизм и Тантра в Гималаях . Перевод Аннабель Ли. Рочестер, Вирджиния: Внутренние традиции.
- Фонд Цадра (2005). «пхяг мтшан» . Словарь Дхармы . Проверено 5 августа 2017 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Борд, Мартин Дж. (2002). Молния среди ясного неба. Обширный комментарий к Ваджракиле, ясно определяющий основные моменты . Берлин: Издание Хордонг. ISBN 3-936372-00-4 .
- Хаммель, Зигберт (2007). «Ламаистский ритуальный кинжал (Фур бу) и древние ближневосточные «фигуры кортиков» . Тибетский журнал . 22 (4). Перевод Дж. Вольотти: 23–32.
- Карма Лингпа, Тертон (2007). Тибетская книга мертвых (1-е изд.). Пингвинская классика. ISBN 978-0143104940 .
- Майер, Роберт (весна 1999 г.). «Тибетский Пхурпас и индийский Килас». Тибетский журнал . 15 (1). Дхарамсала: 3–42.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - Намдрол, Кхенпо (1999). Практика Ваджракилаи . Итака, Нью-Йорк: Снежный лев. ISBN 978-1-55939-103-0 .
- Шераб, КП; Доньял, КТ (2009). Темно-красный амулет: Устные инструкции по практике Ваджракилаи . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 978-1559393119 .