Ганачакра
![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( январь 2022 г. ) |

Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Ганачакра गणचक्र ( санскрит : : gaṇacakra «круг сбора» тибетский ; ཚོགས་ ཀྱི་ འཁོར་ ལོ། , Уайли : tshogs kyi 'khor lo ) также известен как цок , ганапуджа , чакрапуджа или ганачакрапуджа . Это общий термин для различных тантрических собраний или праздников, на которых практикующие встречаются, чтобы петь мантры , совершать мудры , делать подношения и практиковать различные тантрические ритуалы как часть садханы , или духовной практики. Ганачакра часто включает в себя священную трапезу и празднества, такие как танцы, одержимость духами и транс ; праздник, обычно состоящий из продуктов, которые в средневековой Индии считались запрещенными или табу, таких как мясо, рыба и вино. Как тантрическая практика, формы ганачакры сегодня практикуются в индуизме , буддизме Бон и Ваджраяны .
Профессор Миранда Шоу резюмирует опыт ганачакры :
Праздник — это эзотерический ритуал, который разворачивается в несколько этапов. Священное пространство для церемонии разграничено геометрическими узорами, нарисованными на земле порошкообразными пигментами, и выложено тщательно продуманное множество подношений и продуктов питания. Участники носят специальные знаки отличия, такие как костяные украшения и короны, и используют музыкальные инструменты архаичного дизайна... для повышения осознанности. Практикующие сидят в кругу и вкушают священное (сухое) мясо и вино (часто ликер), которые подаются в чашах из черепа . Праздники также предоставляют возможность для обмена ритуальными знаниями, ритуального поклонения женщинам ( шрипуджа ) и выполнения сексуальных йог. Кульминацией праздника является исполнение тантрических танцев и музыки, которую ни в коем случае нельзя раскрывать посторонним. Гуляющие могут также импровизировать « песни реализации » ( чарьягити ), чтобы выразить свою повышенную ясность и блаженный восторг в спонтанных стихах. [1]
Самуэль считает, что:
[Серьезная] тантрическая практика обычно считается подходящей только для небольшого меньшинства. Древнеиндийская ганачакра , круговой ритуал, о котором говорилось ранее, осталась в далеком прошлом. В тибетской практике ее уже давно заменила ганапуджа ( по-тибетски: tshogs ), значительно более укрощенное мероприятие, все еще предполагающее священную трапезу, но обычно совершаемое в помещении, без одержимости и танцев. [2]
Происхождение
[ редактировать ]Джон Вудрофф (писавший под именем Артур Авалон, 1918) утверждает, что панчамрита тантрических, индуистских и буддийских традиций напрямую связана с Махабхутой или Пятью элементами и что панчамакара на самом деле является вульгарным термином для панчататтвы :
Поклонение Панчататтве обычно происходит в Чакре или круге, состоящем из мужчин и женщин, Садхаков и Садхика, Бхайравов и Бхайрави, сидящих в кругу, причем Шакти находится слева от Садхаки. Поэтому его называют Чакрапуджа. Владыка Чакры (Чакрешвара) председательствует, сидя со своей Шакти в центре. Во время Чакры нет кастового различия, но пашу любой касты исключены. Существуют различные виды чакр, приносящие, как говорят, разные плоды для участника. Как среди тантрических садхаков мы встречаем высоких, низких и простых притворщиков, так и чакры различаются по своим характеристикам, скажем, от Таттва-чакры для Брахма-каул до Бхайрави-чакры (как описано в Маханирване, VII. 153). ), в котором вместо вина домовладелец пьет молоко, сахар и мед (Мадхура-трайя), а вместо сексуального союза совершает медитацию на лотосные стопы Божественной Матери с мантрой, ритуал которой Чакрам не подойдет. быть одобрены, такие как Кудачакра, Анандабхувана-йога и другие, упомянутые ниже. [3]
Священное пространство
[ редактировать ]Ганачакру , или « тантрический пир», можно рассматривать как мандалу священного пространства. Петтит подчеркивает важность собранной «группы» ( гана ) или сангхи для садханы Ваджраяны и создания священного пространства, такого как ганачакра:
Сила священной связи во временном или виртуальном священном пространстве является неотъемлемым, хотя обычно и невидимым, компонентом опыта сообщества Ваджраяны . Сообщество и есть этот опыт, и без него оно перестает существовать. Пребывание в этой святости требует не только ее восприятия, но и поддержания этого восприятия требует дисциплины, веры и глубокого чувства любви и уважения к членам мандалы , то есть ко всем живым существам. [4]
Петтит связывает важность группы или ганы для проявления ганачакры и священного пространства или мандалы (в этом смысле родственного чакре ) с литургическими инструментами мантры, визуализации и сакральной архитектуры :
Потенциал спонтанного проявления священного пространства нигде не выше, чем в буддийской практике Ваджраяны, которая использует использование мантры и визуализации для создания ощущения священности. Посредством литургических представлений или среди деятельности повседневной жизни йог должен ощутить, в воображении или, еще лучше, спонтанно, присутствие божественности – воплощенного состояния будды – в своей собственной личности, товарищах и окружении. Они составляют мандалу или священную архитектуру, которая выражает вездесущность просветления, которая является основой как «светского», так и «священного» опыта и деятельности, которые никогда не воспринимаются отдельно от его всеобъемлющих границ. Призыв к божественному присутствию мандалы особенно эффективен, когда его предпринимают несколько человек в ритуальном контексте, и практикующим необходимо периодически делать это с праздничным подношением, известным как цок или, на санскрите, ганапуджа. [4]
Петтит утверждает, что священное пространство создается спонтанно везде, где проявляются Три Драгоценности (родственные ганкилу ), и что эта священная архитектура или мандала не зависит от искусственной среды монолитных культур:
Священное пространство создается спонтанно везде, где находятся Три Драгоценности — Будда или учитель, учение Дхармы или его тексты и сообщество практикующих Сангхи. Место, вызывающее почтение, должно быть священным, и где бы ни были найдены Драгоценности, обязательно должно быть выражено благочестие мирян и рукоположенных буддистов. [4]
В индуистской тантре
[ редактировать ]В индуистской тантре ганачакра обычно состоит из пяти элементов, известных как панчамакара или «пять М». Это мадья ( алкоголь ), мамса ( мясо ), матсья ( рыба ), мудра (зерно) и майтхуна ( половой акт ). Элементы, нарушающие табу, в буквальном смысле практикуются только тантриками «левого пути» ( вамачарины ), такими как монашеский орден Агхори , тогда как тантрики «правого пути» ( дакшиначарины ) выступают против них. [5]
В традиции Вамачара приверженцы буквально потребляют и используют «Пять М» вместе с другими ритуальными элементами, такими как благовония, музыка и костюмы. Этот подход представляет собой более открытое использование этих элементов для достижения духовной трансформации. Напротив, практикующие Дакшиначара интерпретируют Пять М символически и метафорически, подчеркивая их духовное значение и используя их как символы для медитации и внутренней трансформации. Эта интерпретация побуждает практикующих постепенно превзойти свои мирские желания и принять тонкие тантрические практики.
В буддийской тантре
[ редактировать ]![]() |
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
![]() |
Связь с Махасиддхами
[ редактировать ]Самуэль дает краткое определение ганачакре:
Ваджраяна, или тантрический буддизм, зародился в Индии, где он, по-видимому, практиковался, по крайней мере в более ранний период, скажем, с четвертого по восьмой века нашей эры, небольшими культовыми группами инициаторов. Центральным ритуалом этих групп была ганачакра , ночной сакраментальный круг, обычно проводимый на открытом воздухе, часто на месте кремации или в таком же жутком и «могущественном» месте, с явно антиномическими элементами. К ним относилось ритуальное использование сексуальности, хотя неясно, насколько это осуществлялось буквально, а насколько символически. Ганачакра включала в себя одержимость , танцы и пение, а также магические процедуры. Это рассматривалось как возможность войти в необычное состояние сознания. [6]
Ваджранатха связывает ганачакру с высшими тантрами, ануттарайогатантрой , и связывает немонашеское происхождение и приток этого обряда с традицией Махасиддхов , которая уходит корнями в комплекс и круг эзотерических традиций многочисленных сиддхов и садху , буддистов, индуистов и не-буддистов. сектантские практики и взгляды:
Высшие Тантры не могли быть совместной практикой монахов, поскольку тантрическая садхана, а также празднование Высшего тантрического праздника или Ганачакрапуджи требовали употребления мяса, вина и полового акта. По крайней мере, последние два заставят монаха нарушить свои обеты. Итак, в одиннадцатом веке произошло изменение внешнего стиля практики; Ануттара-тантры, многие из которых были недавно привезены из Индии и недавно переведены на тибетский язык, стали практиковаться в стиле низших йога-тантр. Хотя в Йога-тантрах много ритуалов, там нет ничего, что потребовало бы от монаха нарушения своих монашеских обетов. Присутствие женщины или Дакини требуется при Высоком тантрическом посвящении, а также на тантрическом празднике Ганачакрапуджи, но в реформе одиннадцатого века фактическое физическое присутствие Дакини было заменено супругой ума ( yid kyi rig-ma ), визуализация Дакини. Сексуальную практику совершали только в визуализации, а не в действительности. Таким образом, практики Высшей Тантры могли быть перенесены в монастыри и включены в практику собраний и литургию монахов, известную как пуджа. [7] [ нужен лучший источник ]
В тибетском буддизме
[ редактировать ]Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
В тибетском буддизме принято предлагать цок (тиб. Ганачакра ) Падмасамбхаве или другим божествам, обычно гуру, в десятый лунный день , а такой форме дакини, как Еше Цогьял , Мандарава или Ваджрайогини , в двадцать лунный день. пятый лунный день. (обязательство или обет) требует от участников Как правило, самайя употреблять мясо и алкоголь, и в обряде обычно присутствуют элементы, символизирующие коитус . Традиции литургии и обряда Ганачакры распространяют остатки еды и другие сострадательные подношения, чтобы облегчить ненасытный голод голодных духов , гениев места и других существ.
Дэвид Снеллгроув (1987) считает, что существует тенденция, которую часто продвигают тибетские ламы, распространяющие учения в западном мире, относиться к ссылкам на сексуальный союз и садхану , связанную с «пятью нечистыми субстанциями» (обычно называемыми «пятью нечистыми субстанциями»). пять нектаров») как символическое. [8] В сумеречном языке соответствий и замен нет противоречий. Хотя, когда современные тантрические апологеты и ученые используют термин «символический», как если бы никакие внешние практики не использовались в буквальном смысле, они вводят в заблуждение и увековечивают неправду. [8]
В тибетской буддийской практике Чод , вариация ганачакры, практикующий визуализирует подношение своего собственного тела в качестве пиршества всем существам, которые все приглашены на пир.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шоу (1995) , с. 81.
- ^ Сэмюэл (1998) , с. 126.
- ^ Вудрофф (1918) .
- ^ Jump up to: а б с Петтит (2002) .
- ^ Роусон 1978 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Сэмюэл (1998) , с. 124.
- ^ Ваджранатха (2007) .
- ^ Jump up to: а б Снеллгроув (1987a) , с. 160.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Петтит, Джон В. (2002). «Тибетский буддизм в диаспоре: отдельные личности, сообщества и сакральное пространство» . Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 9 июля 2007 г.
- Роусон, Филип (1978). Искусство Тантры . Темза и Гудзон. ISBN 978-0500201664 .
- Сэмюэл, Джеффри (1998). «Язычество и тибетский буддизм: современные западные религии и вопрос природы». В Пирсоне, Джоанн; и др. (ред.). Природная религия сегодня: язычество в современном мире . ISBN 0-7486-1057-Х .
- Шоу, Миранда (1995). Страстное просветление: женщины в тантрическом буддизме . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01090-0 .
- Снеллгроув, Дэвид (1987a). Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . Том. 1. Бостон, Массачусетс: ISBN Shambhala Publications, Inc. 0-87773-311-2 .
- Ваджранатха (2007). «Традиция Махасиддхов в Тибете» . Ваджранатха.com . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. Проверено 9 июля 2007 г.
- Вудрофф, сэр Джон (1918). «Глава двадцать седьмая: Панчататтва (Тайный ритуал)» . Шакти и Шакта . Проверено 20 июля 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Авалон, Артур (сэр Джон Вудрофф) (1918). Шакти и Шакта . Проверено 9 июля 2007 г.
- Снеллгроув, Дэвид (1987b). Индо-тибетский буддизм: индийские буддисты и их тибетские преемники . Том. 2. Бостон, Массачусетс: Публикации Шамбалы. ISBN 0-87773-379-1 .
- Цонкапа, Дже (2016). Тантрическая этика: объяснение предписаний буддийской практики Ваджраяны . Перевод Гарета Спархэма. Публикации мудрости. ISBN 978-0861717804 .