Индоиранцы
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
Индоиранские народы , [10] [11] [12] также известные как арья или арийцы по своему самоназванию, были группой индоевропейских говорящих народов принесли индоиранские языки в основные части Евразии, , которые волнами начиная с первой половины 2-го тысячелетия до нашей эры. В конечном итоге они разделились на иранские народы и индоарийские народы .
Номенклатура [ править ]
Термин «арийцы» издавна использовался для обозначения индоиранцев , поскольку Арья было самоназванием древних носителей индоиранских языков , в частности иранских и индоарийских народов , известных под общим названием «индоиранцы». [13] [14] Несмотря на это, некоторые ученые используют термин «индоиранцы» для обозначения этой группы, хотя термин «арийцы» по-прежнему широко используется большинством ученых, таких как Йозеф Визехофер , [15] Уилл Дюрант , [16] и Яакко Хаккинен. [17] [18] Популяционный генетик Луиджи Лука Кавалли-Сфорца в своей книге 1994 года «История и география человеческих генов » также использует термин «арийцы» для описания индоиранцев. [19]
История [ править ]
Происхождение [ править ]
Протоиндоиранцев обычно отождествляют с потомками индоевропейцев , известных как синташтинская культура. [20] и последующая андроновская культура в пределах более широкого андроновского горизонта, а их родина - область евразийской степи , граничащая с рекой Урал на западе и Тянь-Шанем на востоке (где индоиранцы заняли территорию, занятую более ранними Афанасьевская культура ), а также Трансоксиана и Гиндукуш на юге. [21]
Основываясь на ее использовании индоарийцами в Митаннии и Ведической Индии, ее предшествующем отсутствии на Ближнем Востоке и в Хараппской Индии, а также на ее засвидетельствовании в 19-20 веках до нашей эры на андроновском городище Синташта , Кузьмина (1994) утверждает, что колесница подтверждает идентификация Андроново как индоиранского. [примечание 2] Антоний и Виноградов (1995) датировали захоронение колесницы на озере Кривое примерно 2000 г. до н. э., а недавно было обнаружено бактрийско-маргианское захоронение, в котором также содержится жеребенок, что указывает на дальнейшие связи со степями. [25]
По оценкам лингвистов-историков, континуум индоиранских языков, вероятно, начал расходиться к 2000 году до нашей эры. [26] : 38–39 предшествовали как ведической , так и иранской культуре, возникшей позже. Самые ранние зарегистрированные формы этих языков, ведический санскрит и гатический авестийский , удивительно схожи и произошли от общего протоиндоиранского языка . Происхождение и ранние взаимоотношения нуристанских языков с языками иранской и индоарийской групп не совсем ясны.
Расширение [ править ]
Первая волна – индоарийцы [ править ]
Двухволновые модели индоиранской экспансии были предложены Берроу (1973). [28] и Парпола (1999) . Индоиранцы и их экспансия прочно связаны с протоиндоевропейским изобретением колесницы . Предполагается, что эта экспансия распространилась от протоиндоевропейской родины к северу от Каспийского моря на юг до Кавказа , Средней Азии , Иранского нагорья и Индийского субконтинента .
Митанни [ править] Анатолии
Митанни, народ, известный в восточной Анатолии примерно с 1500 г. до н.э., возможно, имел смешанное происхождение: в коренном неиндоевропейском хурритском большинстве предположительно доминировала неанатолийская, индоарийская элита. [29] : 257 Существуют лингвистические свидетельства существования такого суперстрата в виде:
- руководство по дрессировке лошадей, написанное митаннийцем по имени Киккули , которым пользовались хетты , индоевропейский анатолийский народ , говоривший на неиндоиранском языке;
- имена правителей Митаннии и;
- имена богов, упоминаемые этими правителями в договорах.
В частности, в текст Киккули входят такие слова, как аика «один» (т.е. родственный индоарийскому эка ), тера «три» ( три ), панза «пять» ( панча ), сатта «семь», ( сапта ), на «девять» ( нава ), и вартана «поворачиваться», в контексте скачек (индоарийская вартана ). В договоре между хеттами и митанни ашвинские божества Митра , Варуна , Индра и Насатья призываются . Эти заимствованные слова, как правило, связывают суперстрат Митанни с индоарийскими, а не с иранскими языками – то есть ранним иранским словом, обозначающим «один», было aiva . [ нужна ссылка ]
– Ведическая культура субконтинент Индийский
Стандартная модель проникновения индоевропейских языков на Индийский субконтинент состоит в том, что эта первая волна прошла через Гиндукуш либо в истоки Инда , а затем и в Ганг . Самый ранний пласт ведического санскрита , сохранившийся только в Ригведе , относят примерно к 1500 году до нашей эры. [29] : 258 [30] Из Инда индоарийские языки распространились с ок. 1500 г. до н.э. – ок. 500 г. до н.э. , над северной и центральной частями субконтинента, за исключением крайнего юга. Индоарийцы Афганистана в этих областях основали несколько могущественных королевств и княжеств в регионе, от юго-восточного до границ Бенгалии . Самыми могущественными из этих царств были Куру после Ригведы (в Курукшетре и районе Дели) и их союзники Панчалы, расположенные дальше на востоке, а также Гандхара и позднее, примерно во времена Будды , царство Косала и быстро расширяется царство Магадхи . Последний просуществовал до IV века до нашей эры, когда был завоеван Чандрагуптой Маурья и образовал центр Империи Маурьев .
В восточном Афганистане и некоторых западных регионах индоарийские Пакистана языки со временем были заменены восточноиранскими языками . Однако большинство индоарийских языков были и до сих пор распространены на остальной территории Индийского субконтинента . Сегодня на индоарийских языках говорят в Индии , Пакистане , Бангладеш , Непале , Шри-Ланке , Фиджи, Суринаме и на Мальдивах .
Вторая волна – иранцы [ править ]
Вторая волна интерпретируется как иранская волна. [26] : 42–43
Первыми иранцами, достигшими Черного моря , «возможно» были киммерийцы в VIII веке до нашей эры, хотя их языковая принадлежность к иранцам неясна. За ними последовали скифы , считающиеся западной ветвью среднеазиатских саков . Сарматские племена, из которых наиболее известны роксоланы (Rhoxolani), языги (Jazyges) и аланы (аланы), последовали за скифами на запад, в Европу, в конце веков до нашей эры, а также в I и II веках нашей эры ( Эпоха миграций ). . Многочисленное сарматское племя массагетов , обитавшее вблизи Каспийского моря, было известно ранним правителям Персии в период Ахеменидов . В наибольшем своем распространении, примерно в I веке нашей эры, сарматские племена распространялись от реки Вислы до устья Дуная и на восток до Волги , гранича с берегами Черного и Каспийского морей, а также с Кавказом на юге. [примечание 3] На востоке саки заняли несколько районов Синьцзяна, от Хотана до Тумшука.
Мидийцы ок , персы и парфяне начинают появляться на Иранском нагорье с . 800 г. до н.э. , и Ахемениды , говорящие на изолированном языке, заменили эламиты правили регионом с 559 г. до н.э., хотя иранские народы в значительной степени подчинялись семитоязычной Ассирийской до империи 6 века до н.э. Примерно в первом тысячелетии нашей эры иранские группы начали селиться на восточной окраине Иранского плато, на гористой границе северо-запада и запада Пакистана более ранних индоарийцев , вытесняя из этого региона .
В Восточной Европе иранцы в конечном итоге были решительно ассимилированы (например, славянизация ) и поглощены протославянским населением региона. [31] [32] [33] [34] в то время как в Центральной Азии тюркские языки вытеснили иранские языки в результате тюркской экспансии в первые века нашей эры. Сохранившимися основными иранскими языками являются персидский , пушту , курдский и белуджский , а также множество более мелких. Осетинский язык , на котором в основном говорят в Северной Осетии и Южной Осетии , является прямым потомком аланского языка и, таким образом, единственным сохранившимся сарматским языком некогда широко распространенного восточно-иранского диалектного континуума, который простирался от Восточной Европы до восточных частей Центральной Азии.
Археология [ править ]
Археологические культуры, связанные с индоиранской экспансией, включают:
- Европа
- Полтавская культура (2500–2100 до н. э.)
- Абашевская культура (2300–1850 до н. э.)
- Срубная культура (1850–1450 до н. э.)
- Центральная Азия
- Синташта -Петровка-Аркаим (2050–1750 гг. до н. э.)
- Андроновский горизонт (2000–1450 до н.э.)
- Формирование (2100–1400 до н.э.)
- Федорово (1400–1200 до н. э.)
- Alekseyevka (1200–1000 BC)
- Бактрио-Маргианский археологический комплекс (2200–1700 гг. до н. э.)
- Язская культура (1500–1100 до н. э.)
- Индийский субконтинент
- Культура охряной керамики (2000–1500 гг. До н.э.)
- Кладбище H культуры (1900–1300 до н.э.)
- Культура Сват (1400–800 до н.э.)
- Культура расписной серой посуды (1200–600 до н.э.)
- Иранское нагорье
- Ранняя западноиранская серая посуда (1500–1000 до н. э.)
- Поздняя западноиранская буйволовая посуда (900–700 до н.э.)
Парпола (1999) предлагает следующие определения:
Диапазон дат | Археологическая культура | Идентификация, предложенная Парполой |
---|---|---|
2800–2000 гг. до н.э. | поздняя катакомбная и полтавская культуры | поздний PIE на протоиндоиранский |
2000–1800 гг. до н.э. | Срубная и абашевская культуры. | Протоиранский |
2000–1800 гг. до н.э. | Петровка-Синташта | Протоиндоарийский |
1900–1700 до н.э. | БМАК | «Прото- даса » индоарийцы обосновались в существующих поселениях BMAC, потерпев поражение от «прото- ригведических » индоариев около 1700 г. |
1900–1400 до н.э. | Кладбище Н | Индийский даса |
1800–1000 до н.э. | Алакуль-Федорово | Индоарийцы, в том числе «прото-саума-арийцы», исповедующие Сома. культ |
1700–1400 до н.э. | ранняя культура Свата | Прото-Ригведический |
1700–1500 до н.э. | поздний BMAC | «Прото-Саума-Даша», ассимиляция Прото-Даша и Прото-Саума-Арийского. |
1500–1000 до н.э. | Ранняя западно-иранская серая посуда | Митанни -Арийский (ответвление «Прото-Саума-Даса») |
1400–800 до н.э. | поздняя культура Свата и Пенджаб, расписная серая посуда | поздний Ригведический |
1400–1100 до н.э. | Лето II-III, Сейстан | Прото- авестийский |
1100–1000 до н.э. | Гурганская буйволовая посуда, позднезападно-иранская буйволовая посуда | Протоперсидский, Протомидийский |
1000–400 до н.э. | Культуры железного века Синьцзяна | Прото -сака |
Язык [ править ]
Индоевропейский язык, на котором говорили протоиндоиранцы в конце 3-го тысячелетия до нашей эры, был сатемским языком, который все еще не очень далеко ушел от протоиндоевропейского языка и, в свою очередь, всего на несколько столетий отделился от ведического санскрита . Ригведа . Основным фонологическим изменением, отделяющим протоиндоиранский язык от протоиндоевропейского, является коллапс аблаутирующих гласных * e, *o, *a в одиночный гласный, протоиндоиранский *a (но см. закон Бругмана ). Закон Грассмана и закон Варфоломея также были полны в протоиндоиранском языке, а также потеря лабиовеляров (kw и т. д.) в k и переход восточно-индоевропейских (Satem) от палатизованного k' к ć, как в протоиндоевропейском *k'ṃto- > Индо-Иран. *ćata- > Санскрит śata-, Древний Иран. сата«100».
Среди звуковых изменений с протоиндоиранского на индоарийский - потеря звонкого шипящего звука *z , среди изменений на иранский - деаспирация звонких придыхательных звуков PIE.
Регионы, где индоиранских языках говорят на , простираются от Европы ( цыганский ) и Кавказа ( осетинский , татский и талышский ) до Месопотамии ( курдские языки , заза-горани и курманджийского диалекта). континуум [35] ) и Иран ( персидский ), на восток до Синьцзяна ( сариколи ) и Ассама ( ассамский ), а также на юг до Шри-Ланки ( сингальский ) и Мальдивских островов ( мальдивский ), с ответвлениями, простирающимися до Океании и Карибского бассейна для Фиджи, хинди и Карибского бассейна. Хиндустани соответственно. Кроме того, существуют большие диаспоры индо-ираноговорящих в северо-западной Европе ( Великобритания ), Северной Америке ( США , Канада ), Австралии , Южной Африке и регионе Персидского залива ( Объединенные Арабские Эмираты , Саудовская Аравия ).
Религия [ править ]
Несмотря на появление более поздних ведических и зороастрийских писаний, индоиранцы разделяли общее наследие концепций, включая универсальную силу *Hṛta- ( санскрит rta , авестийская аша ), священное растение и напиток *sawHma- (санскрит Soma , авестийская хаома ) и боги социального порядка, такие как * митра — (санскрит Митра , авестийский и древнеперсидский Митра , Миθра ) и *bʰaga- (санскритский Бхага , авестийский и древнеперсидский Бага ). Протоиндоиранская религия — архаичное ответвление индоевропейской религии . Из различных и рассеянных индоиранских культур можно реконструировать набор общих идей, из которых можно вывести общий, неподтвержденный протоиндоиранский источник. [36]
Доисламская религия народа нуристанцев и дошедшая до нас религия народа калаш находятся под значительным влиянием первоначальной религии индоиранцев, пропитанной местными наслоениями. [37] [38] [39] [40] [41] Майкл Витцель предполагает, что эти религии могут иметь некоторые общие элементы с синтоизмом , одной из национальных религий Японии , которая, по его мнению, может содержать некоторое индо-иранское влияние вследствие контактов, предположительно, в степях Центральной Азии примерно в 2000 году до нашей эры. В синтоизме следы их можно увидеть в мифе о боге бури Сусаноо, убивающем змея Ямата-но-Орочи , и в мифе о богине зари Амэ-но-Удзуме . [42] [43] [44]
Большинство индоиранцев сегодня исповедуют авраамические и дхармические религии.
Развитие [ править ]
Некоторые верования развивались по-разному по мере разделения и развития культур. Например, слово « даэва », встречающееся в Авесте, также имеет лингвистическое родство с санскритским словом « дева », относящимся к одному из основных классов богов, а также с другими родственными словами в индоевропейских традициях. . Действительно, Индра , величайший из дэвов ведической литературы, часто упоминается в зороастрийских текстах как одна из величайших злых сил, уступающая порой только самому Ангра-Майнью. [45] В традиционном зороастрийском исповедании веры, записанном в Авесте , отказ от даэвов является одним из наиболее важных требований для последователя традиции, наряду с поклонением Ахура Мазде и следованием учению Заратустры . Точно так же параллели между злонамеренными ведическими асурами и доброжелательными зороастрийскими ахурами особенно очевидны и поразительны. Варуна , самый могущественный из асуров, не соответствует напрямую Ахура Мазде, но имеет с ним несколько общих черт, особенно с точки зрения его роли царя среди меньших богов и арбитра закона и морали среди смертных. Подобно тому, как Ахура Мазда правит и поддерживает ашу, космический моральный порядок, в Авесте, так же Варуна и асуры поддерживают аналогичную концепцию рита в Ведах . [45]
Ригведическая * Haraxvaitī Сарасвати лингвистически и функционально родственна авестийской Ārəduuī Sūrā Anahitā . [ нужна ссылка ] Обе описываются как мировые реки. Ведическая Сарасвати описывается как «Лучшая из матерей, Лучшая из рек, Лучшая из богинь». [46] Точно так же в ранних частях Авесты иранское *Харахвати — это мировая река, стекающая с мифической центральной горы Хара. Она заблокирована препятствием (по-авестийски «препятствие: vərəθra» ), поставленным там Ангра-Майнью . [36]
Родственные термины [ править ]
Ниже приводится список родственных терминов, которые можно почерпнуть из сравнительного лингвистического анализа Ригведы и Авесты . Обе коллекции относятся к периоду после предполагаемой даты разделения (около 2-го тысячелетия до н. э.) протоиндоиранцев на соответствующие индийскую и иранскую ветви. [36] [47] [48]
Ведический санскрит | Авестийский | Общее значение |
---|---|---|
приложение | приложение | "вода", апас "воды" [48] |
Апам Напат , Апам Напат | Вокруг Напата | «потомство воды» [48] |
Арьяман | айрьяман | «Арья-капюшон» (буквально: ** «член сообщества Арьи») [48] |
Асура Махата/ Медха | Ахура Мазда | «Верховный Господь, Господь Мудрости» [49] [50] |
РТА | аша/арта | «активная истина», распространяющаяся на «порядок» и «праведность». [48] [47] |
Атарван | āθrauuan, aθaurun Атар | "священник" [47] |
ой | ажи , (ажи) | «дракон, змея», «змея» [48] |
дайва, дева | даэва , (daēuua) | класс божеств |
ману | ману | "мужчина" [48] |
митра | митра , миора | «клятва, завет» [48] [47] |
Асура | ахура | другой класс духов [48] [47] |
Сарватат | Половина времени | «целостность», «совершенство». [51] [52] |
Сарасвати (Ардрави шура анахита) | Хараксвати/Хараксваити ( Арəдууи Сура Анахита ) | противоречивая (обычно считающаяся мифологической) река, речная богиня [53] [54] |
шить, сома | всегда | растение, обожествленное [48] [47] |
ответ | hvarгде | Солнце, также родственно греческому helios , латинскому sol , англ. Солнце [51] |
Идентичный | маленький | Возможная богиня огня/солнца; см. Табити (возможно, эллинизированный скифский теоним). Родственен латинскому тепео и некоторым другим терминам. [51] |
Вритра -/Вритрагна/Вритрабан | веретра, vərəθra (ср. Verethragna , Vərəθraγna) | "препятствие" [48] [47] |
Яма | сделай это | сын солнечного божества Вивасвант/Виууахуант [48] |
ягья | yasna , object: yazata | «поклонение, жертвоприношение, приношение» [48] [47] |
Гандхарва | Гандарева | «небесные существа» [48] |
я был напуган | Запугивание | «ведические боги-близнецы, связанные с рассветом, медициной и наукой» [48] |
Амараттья | Амеретат | "бессмертие" [48] |
Шикарный | Он моет | «демон засухи» [48] |
Мусорщик | Асман | «небо, высшее небо» [51] |
Ангира Манью | Ангра-Майнью | «разрушительный/злой дух, дух, вспыльчивость, пыл, страсть, гнев, учитель божественного знания» [48] |
Маню | Мания | «гнев, гнев» [48] |
Сарва | Сарва | « Рудра , ведический бог ветра Шива » [51] |
Мадху | Мед | "мед" [48] |
Бхута | Буити | "призрак" [48] |
Мантра | Мантра | «священное заклинание» [48] |
Арамати | Армаити | "благочестие" |
Амрита | Он закончил | «нектар бессмертия» [48] |
Амрита Спанда (Амрит Спанда) | Амеша Спента | «святой нектар бессмертия» |
Сумати | Слабый | "хорошая мысль" [51] [48] |
Вздох | Хухта | «доброе слово» [48] |
Нарасамса | Найрьосангха | "восхваляемый человек" [48] |
Вайю | Ух ты | "ветер" [48] |
Ваджра | Вазра | "болт" [48] |
Ушас | Ushah | "рассвет" [48] |
Ахути | азуити | "предложение" [48] |
пурамдхи | пуренди [48] | |
убегать | легкие | «господин, покровитель, богатство, процветание, разделитель/распространитель удачи» [48] |
उसिज | उसिज | "священник" [48] |
трита | трита | "третий" [48] |
Но | я | «луна, месяц» [48] |
Вивасвант | Виванхвант | "зажигание, утреннее" [48] |
Вроде | Друй | "Злой дух" [48] |
Ахи Дасака | Ажи Дахака | «кусающая змея» [55] |
Генетика [ править ]
R1a1a (R-M17 или R-M198) — это субклад, наиболее часто связанный с индоевропейским населением. Большинство дискуссий о происхождении R1a на самом деле касаются происхождения доминирующего субклада R1a1a (R-M17 или R-M198). R1a1a встречается в двух основных вариантах: Z93 и Z282. [56] R-Z93, по-видимому, охватывает большую часть R1a1a, обнаруженного в Азии, и является родственником индоиранцев. [57] С другой стороны, R-Z282 является основной европейской ветвью R1a1a, преимущественно связанной с балтами и славянами Восточной Европы . [57] Собранные к настоящему времени данные указывают на высокую частоту R-Z93 на севере Индийского субконтинента , в Таджикистане и Афганистане : бенгальские брамины являются носителями до 72% R1a1a, [58] Племя Мохана до 71%, [59] Непал Индусы до 69,20%, [60] и таджики до 68%. [61] В западной части Ирана у иранцев наблюдаются низкие уровни R1a1a, в то время как мужчины в восточных частях Ирана несут до 35% R1a1a. [61] Возможные исторические и доисторические причины этого являются предметом постоянных дискуссий и внимания популяционных генетиков и специалистов по генетической генеалогии, а также считаются потенциально интересными для лингвистов и археологов.
Из 10 останков человека мужского пола, отнесенных к андроновскому горизонту из Красноярского края, 9 обладали R1a Y-хромосомы гаплогруппой и одна C-M130 гаплогруппа (xC3). Гаплогруппы мтДНК девяти особей, отнесенных к одному и тому же андроновскому горизонту и региону, были следующими: U4 (2 особи), U2e, U5a1, Z, T1, T4, H и K2b.
Исследование 2004 года также установило, что в период бронзового века/железного века большая часть населения Казахстана (часть андроновской культуры в период бронзового века) принадлежала к западноевразийским материнским линиям (с гаплогруппами мтДНК, такими как U, H, HV, T, I и W), и что до XIII–VII веков до нашей эры все казахские образцы принадлежали европейским линиям. [62]
Исследование 2022 года показало, что современные люди из южной части Центральной Азии, особенно таджики и ягнобцы , демонстрируют сильную генетическую преемственность с железного века индоиранцами и лишь незначительно пострадали от внешнего потока генов, в то время как современные тюркские народы в значительной степени ведут свое происхождение от «байкальских народов». источник охотников-собирателей (в среднем ~50%), а остальная часть - это происхождение, максимальное у таджиков. Исторические индоиранцы продемонстрировали высокую генетическую близость к европейским охотникам-собирателям и иранским земледельцам эпохи неолита. [63]
См. также [ править ]
- Протоиндоиранский язык
- Протодравидийский язык
- Сатемизация
- Ариана
- Арьяварта
- Дравидийские народы
- Арианизация
- Индоарийские миграции
Примечания [ править ]
- ^ Точная связь между шинташтинской культурой и культурой шнуровой керамики остается неясной; хотя они лингвистически и культурно связаны, генетическое родство еще предстоит решить. [8] [9]
- ^ Клейн (1974), как цитируется в Bryant 2001 : 206, признает иранскую идентификацию андроновской культуры, но считает андроновскую культуру слишком поздно. [ нужны разъяснения ] для индо-иранской идентификации, дающей более позднюю дату возникновения андроновской культуры «в 16 или 17 веке до нашей эры, тогда как арийцы появились на Ближнем Востоке не позднее 15-16 веков до нашей эры. [22] Клейн (1974, стр. 58) далее утверждает, что «эти [последние] регионы не содержат ничего, напоминающего андроновские материалы деревянного каркаса». [22] Брентьес (1981) также дает более позднюю датировку андроновской культуры. [23] Далее Брайант ссылается на Лионнета (1993) и Франкфорта (1989), которые указывают на отсутствие археологических останков андроновцев к югу от Гиндукуша. [23] Бош-Гимпера (1973) и Хиберт (1998) утверждают, что в Иране также не осталось Андроново. [23] но Хиберт «согласен, что экспансия народа BMAC на иранское плато и пограничные территории долины Инда в начале второго тысячелетия до нашей эры является «лучшим кандидатом на археологическое сопоставление внедрения индоиранских носителей в Иран и Южную Азию». (Хиберт 1995:192)». [24] Сарианиди утверждает, что андроновские племена «проникли в минимальной степени». [23]
- ^ Аполлоний ( Argonautica , iii) рассматривал савроматов заклятых врагов царя Ээта Колхиды как (современная Грузия ).
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Аллентофт, Мортен Э.; Сикора, Мартин; Шегрен, Карл-Горан; Расмуссен, Саймон; Расмуссен, Мортен; Стендерап, Йеспер; Дамгаард, Питер Б.; Шредер, Ханнес; Альстрем, Торбьорн; Победитель, Лассе; Маласпинас, Анна-Сапфо; Маргарян, Ашот; Хайэм, Том; Чивалл, Дэвид; Линнеруп, Нильс (11 июня 2015 г.). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015 Природа.522..167А . дои : 10.1038/nature14507 . ISSN 0028-0836 . ПМИД 26062507 .
- ^ Мэтисон, Иэн; Лазаридис, Иосиф; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Паттерсон, Ник; Руденберг, Сонгюль Алпаслан; Харни, Эдаоин; Стюардсон, Кристин; Фернандес, Даниэль; Новак, Марио; Сирак, Кендра; Гамба, Кристина; Джонс, Эппи Р.; Ламас, Бастьен; Дрёмов, Станислав (24 декабря 2015 г.). «Общегеномные закономерности отбора у 230 древних евразийцев» . Природа . 528 (7583): 499–503. Бибкод : 2015Natur.528..499M . дои : 10.1038/nature16152 . ISSN 0028-0836 . ПМЦ 4918750 . ПМИД 26595274 .
- ^ Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Лазаридис, Иосиф; Липсон, Марк; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Бернардос, Ребекка; Ким, Александр М. (31 марта 2018 г.). Геномное становление Южной и Центральной Азии (Доклад). Геномика. дои : 10.1101/292581 . hdl : 21.11116/0000-0001-E7B3-0 .
- ^ Чинталапати, Манджуша; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия (30 мая 2022 г.). «Пространственно-временные закономерности основных событий примеси человека во время европейского голоцена» . электронная жизнь . 11 . doi : 10.7554/eLife.77625 . ISSN 2050-084X . ПМК 9293011 . ПМИД 35635751 .
- ^ Энтони 2007 , стр. 380–383.
- ^ Кузьмина Э.Е.; Мэллори, JP (2007). Происхождение индоиранцев . Серия Лейденских индоевропейских этимологических словарей. Лейден, Нидерланды ; Бостон: Брилл. п. 302. ИСБН 978-90-04-16054-5 . OCLC 154946049 .
- ^ Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К., ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон; Чикаго: Фицрой Дирборн. п. 2. ISBN 978-1-884964-98-5 .
- ^ Памджав Х, Фехер Т, Немет Э, Падар З (2012). «Краткое сообщение: новые бинарные маркеры Y-хромосомы улучшают филогенетическое разрешение гаплогруппы R1a1». Американский журнал физической антропологии. 149 (4): 611–615. doi:10.1002/ajpa.22167. PMID 23115110. « Однако с открытием замен Z280 и Z93 в рамках данных Фазы 1 проекта «1000 геномов» и последующим генотипированием этих SNP в ~200 образцах возник раскол между европейскими и азиатскими хромосомами R1a »
- ^ Кристиансен, Кристиан; Кроонен, Гус; Виллерслев, Эске (11 мая 2023 г.). Возвращение к индоевропейской головоломке: интеграция археологии, генетики и лингвистики . Издательство Кембриджского университета. стр. 70–71. ISBN 978-1-009-26174-6 . «Как именно возникновение и распространение шнуровой керамики связано с возникновением и распространением ямного горизонта, остается неясным. Однако запись Y-хромосомы обеих групп указывает на то, что шнуровая керамика не может происходить непосредственно от ямной или поздневосточной земледельческой группы. выбранные до сих пор и, следовательно, вероятно, представляют собой параллельное развитие в лесостепи и лесных зонах умеренного пояса Восточной Европы. Даже в Центральной Европе формирование самых ранних региональных идентичностей шнуровой керамики было результатом местных и региональных социальных практик. в типичном обряде посвящения шнуровой керамики».
- ^ Чен, Санпин. «НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О КИТАЙСКОМ БОЛГАРЕ». Восточный журнал Венгерской академии наук (1998): 69–83.
- ^ Мотти, Виктор Вахиди. «Ричард Слотер: мастер-интерпретатор альтернативного планетарного будущего». Фьючерс 132 (2021 г.): 102796.
- ^ Дуайер, Ариенн М. «Текстура языков: языки и власть в Китае». Национализм и этнорегиональная идентичность в Китае. Рутледж, 2013. 68–85.
- ^ «Арийский» язык, Герардо Ньоли, Instituto Italiano per l'Africa e l'Oriente, Рим, 2002.
- ^ . Шмитт, «Арии» в Энциклопедии Ираника: Отрывок: «Имя «арий» (др.-инд. ā́rya-, ир. *arya- [с кратким а-], в др. перс. ariya-, ав. airiia- и т. д.) — самоназвание народов Древней Индии и Древнего Ирана, говоривших на арийских языках, в отличие от «неарийских» народов этих «арийских» стран (ср. оинд. ан-а́рия-, ав. ан-айриа - и т. д.), и продолжает жить под этническими именами, такими как Алан (лат. Alani, NPперс. īrān, Oss. Ir и Iron.). Также доступно в Интернете: [1] в мае 2010 г.
- ^ Визехофер, Йозеф: Древняя Персия . Нью-Йорк: 1996. ИБ Таурис. Рекомендует использовать учёным термин «арийцы» для описания восточной, а не западной ветви индоевропейских народов (см. «арийцы» в указателе).
- ^ Дюрант, Уилл: Наше восточное наследие . Нью-Йорк: 1954. Саймон и Шустер. По словам Уилла Дюранта на странице 286: «имя Ариец впервые появляется в [имя] Харри , одного из племен Митанни . Берега Каспийского моря . Этот термин сегодня правильно применяется главным образом к митаннийцам , хеттам , мидянам , персам и ведическим индусам , т. е. только к восточной ветви индоевропейских народов, западная ветвь которых населяла Европу ».
- ^ Хаккинен, Яакко (2012). «Ранние контакты уральцев и юкагиров». В Тийне Хютияйнен; Лотта Эльма; Янне Саарикиви; Эрика Сэндман (ред.). Per Urales ad Orientem (Праздник Юхи Янхунена по случаю его 60-летия 12 февраля 2012 г.) (PDF) . Хельсинки: Финно-угорское общество. ISBN 978-952-5667-34-9 . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Хаккинен, Яакко (23 сентября 2012 г.). «Проблемы метода и интерпретации вычислительной филогенетики на основе лингвистических данных - пример принятия желаемого за действительное: Букерт и др. 2012» (PDF) . Полусухое место происхождения Яакко Хаккинена . Яакко Хаккинен . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Кавалли-Сфорца, Луиджи Лука ; Меноцци, Пол; Пьяцца, Альберто (1994), История и география человеческих генов , Принстон, Нью-Джерси : Princeton University Press , стр. См. «Арийский» в индексе, ISBN. 978-0-691-08750-4
- ^ Лубоцкий, Александр (2023). «Индоевропейская и индоиранская терминология повозок и дата индоиранского раскола» . В Виллерслеве, Эске; Кроонен, Гус; Кристиансен, Кристиан (ред.). Возвращение к индоевропейской головоломке: интеграция археологии, генетики и лингвистики . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 257–262. ISBN 978-1-009-26175-3 . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Энтони 2007 , с. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брайант 2001 , с. 206.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Брайант 2001 , с. 207.
- ^ Парпола 2015 , с. 76.
- ^ Anthony & Vinogradov (1995) ; Kuzmina (1994), Klejn (1974), and Brentjes (1981), as cited in Bryant (2001 :206)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллори 1989 г.
- ^ Кристофер И. Беквит (2009), Империи Шелкового пути , Oxford University Press, стр.30
- ^ Берроу 1973 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэллори и Мэйр, 2000 г.
- ^ Ригведа - Интернет-энциклопедия Britannica
- ^ Бжезинский, Ричард; Мельчарек, Мариуш (2002). Сарматы, 600 г. до н. э. — 450 г. н. э . Издательство Оспри. п. 39.
(..) Действительно, сейчас принято считать, что сарматы слились с дославянским населением.
- ^ Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 523.
(..) На своей украинской и польской родине славяне были смешаны и временами перекрыты германоязычными (готами) и ираноязычными (скифами, сарматами, аланами) в меняющемся массиве племенных и национальных конфигураций.
- ^ Аткинсон, Дороти; и др. (1977). Женщины в России . Издательство Стэнфордского университета. п. 3.
(..) Древние сведения связывают амазонок со скифами и сарматами, которые последовательно доминировали на юге России в течение тысячелетия, начиная с седьмого века до нашей эры. Потомки этих народов были поглощены славянами, которые стали известны как русские.
- ^ Словенские исследования . Том. 9–11. Общество словенских исследований. 1987. с. 36.
(..) Например, древние скифы, сарматы (среди прочих) и многие другие засвидетельствованные, но ныне вымершие народы были ассимилированы в ходе истории протославянами.
- ^ Чатоев Владимир; Косян, Арам (1999). Национальности Армении . Издательство ЕГЕА. п. 61. ИСБН 978-99930-808-0-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ньоли, Герардо (29 марта 2012 г.). «Индоиранская религия» . Энциклопедия Ираника Получено 10 . июля
- ^ Сирл, Майк (28 марта 2013 г.). Сталкивающиеся континенты: геологическое исследование Гималаев, Каракорума и Тибета . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-165249-3 .
- ^ Камерапикс (1998). Спектр-путеводитель по Пакистану . Книги Интерлинк. ISBN 978-1-56656-240-9 .
- ^ Стрэнд, Ричард Ф. (31 декабря 2005 г.). «Сайт Ричарда Стрэнда о Нуристане: Народы и языки Нуристана» . Нуристан.инфо . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 19 января 2012 г.
- ^ «Калаши: последнее анимистическое племя Пакистана» . Аталаяр . 29 марта 2021 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Пелтон, Роберт Янг (1 января 1997 г.). Филдинг «Самые опасные места в мире» . Филдинг по всему миру. ISBN 978-1-56952-140-3 .
Калаши (что означает «черный» из-за черной одежды, которую они носят) — это анимистическое племя, живущее в регионе, который иногда называют Кафиристаном.
- ^ Витцель, Майкл (2012). Происхождение мировых мифологий .
- ^ Витцель, Майкл (2005). Вала и Ивато: Миф о скрытом солнце в Индии, Японии и за их пределами (PDF) .
- ^ Майкл Витцель . «Калаш Религия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 февраля 2022 года . Проверено 14 марта 2022 г. - через HUIT .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «ДАЕВЫ В ЗОРОАСТРИЙСКИХ ПИСАНИЯХ» (PDF) . Система Университета Миссури . Проверено 24 декабря 2023 г.
- ^ «Палеоканалы Сарасвати» . bhuvan-app1.nrsc.gov.in . Проверено 23 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Мюссе, Марк В. (2011). Индуистские традиции: краткое введение . Крепость Пресс. стр. 30–38. ISBN 978-1-4514-1400-4 . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Грисволд, HD; Грисволд, Херви Де Витт (1971). Религия Ригведа . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 1–21. ISBN 978-81-208-0745-7 . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Священные книги Востока: Зенд-Авеста, ч. Я. Кларендон Пресс. 1880. с. ЛВIII . Проверено 12 февраля 2021 г.
- ^ Мани, Чандра Маули (2005). Путешествие по прошлому Индии . Северный книжный центр. п. 10. ISBN 978-81-7211-194-6 . Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мьюир, Джон (1874). Оригинальные санскритские тексты о происхождении и истории народа Индии, его религии и институтах . Том. 2. Трюбнер. п. 224 . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Бонар, Гораций (1884). Жизнь и деятельность преподобного Г. Теофила Доддса: миссионера в связи с миссией Макалла, Франция . Р. Картер. п. 425 . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Кайнирака, Сану (2016). От Инда к независимости: путь по истории Индии . Том. I: Предыстория падения Маурьев. Vij Books Индия. ISBN 978-93-85563-14-0 . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Кала, Апорва (2015). Алхимик Востока . Мускусный олень. ISBN 978-93-84439-66-8 . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Брага, Теофило (2013). Формирование Амадис де Гаула (на бразильском португальском языке). Португальская пресса. п. 36 . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ^ Андерхилл, Питер А. (1 января 2015 г.). «Филогенетическая и географическая структура гаплогруппы R1a Y-хромосомы» . Европейский журнал генетики человека . 23 (1): 124–131. дои : 10.1038/ejhg.2014.50 . ПМК 4266736 . ПМИД 24667786 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Памджав, Хоролма; Тибор Фехер; Эндре Немет; Жолт Падар (2012). «Краткое сообщение: новые бинарные маркеры Y-хромосомы улучшают филогенетическое разрешение гаплогруппы R1a1». Американский журнал физической антропологии . 149 (4): 611–615. дои : 10.1002/ajpa.22167 . ПМИД 23115110 .
- ^ Саха; Шарма, Сваркар; Бхат, Аудеш; Пандит, Авадеш; Бамезай, Рамеш (2005), «Генетическая близость между пятью различными группами населения в Индии, отражающая поток генов Y-хромосомы», Journal of Human Genetics , vol. 50, нет. 1, стр. 49–51, номер документа : 10.1007/s10038-004-0219-3 , PMID 15611834.
- ^ Андерхилл, Пенсильвания; Майрес, Натали М; Роотси, Сиири; Мецпалу, Мейт; Животовский Лев А; Кинг, Рой Дж; Лин, Алиса А; Чоу, Шерил-Эмилиан Т; и др. (2009), «Разделение постледникового совместного происхождения европейских и азиатских Y-хромосом в гаплогруппе R1a», European Journal of Human Genetics , 18 (4): 479–484, doi : 10.1038/ejhg.2009.194 , PMC 2987245 , PMID 19888303
- ^ Форнарино; Пала, Мария; Батталья, Винченца; Маранта, Рамона; Ахилли, Алессандро; Модиано, Гвидо; Торрони, Антонио; Семино, Орнелла; Сантакьяра-Бенерекетти, Сильвана А. (2009), «Митохондриальное и Y-хромосомное разнообразие таруса (Непал): резервуар генетических вариаций», BMC Evolutionary Biology , 9 (1): 154, Bibcode : 2009BMCEE...9. .154F , doi : 10.1186/1471-2148-9-154 , PMC 2720951 , PMID 19573232
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уэллс, Р. Спенсер; Юлдашева, Надира; Рузибакиев Руслан; Андерхилл, Питер А.; Евсеева Ирина; Блю-Смит, Джейсон; Джин, Ли; Су, Бинг; Питчаппан, Рамасами; Шанмугалакшми, Садагопал; Балакришнан, Каруппиа; Прочтите, Марк; Пирсон, Натаниэль М.; Зержал, Татьяна; Вебстер, Мэтью Т.; Жолошвили, Ираклий; Джамарджашвили, Елена; Гамбаров, «Спартак»; Никбин, Бехруз; Достиев, Ашур; Акназаров, Огоназар; Заллуа, Пьер; Цой, Игорь; Китаев Михаил; Миррахимов, Мирсаид; Чариев, Ашир; Бодмер, Уолтер Ф. (28 августа 2001 г.). «Евразийский Хартленд: континентальный взгляд на разнообразие Y-хромосомы» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 98 (18): 10244–10249. Бибкод : 2001PNAS...9810244W . дои : 10.1073/pnas.171305098 . JSTOR 3056514 . ПМК 56946 . ПМИД 11526236 .
- ^ Лалуэса-Фокс, К.; Сампьетро, ML; Гилберт, Монтана; Кастри, Л.; Факкини, Ф.; Петтенер, Д.; Бертранпети, Дж. (2004). «Распутывание миграций в степи: последовательности митохондриальной ДНК древних жителей Центральной Азии» . Слушания. Биологические науки . 271 (1542): 941–947. дои : 10.1098/rspb.2004.2698 . ПМК 1691686 . ПМИД 15255049 .
- ^ Гуарино-Виньон, Перль; Марки, Нина; Бендезу-Сармьенто, Хулио; Привет, Эвелин; Бон, Селин (14 января 2022 г.). «Генетическая преемственность индоиранских носителей начиная с железного века на юге Центральной Азии» . Научные отчеты . 12 (1): 733. Бибкод : 2022НатСР..12..733Г . дои : 10.1038/s41598-021-04144-4 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 8760286 . ПМИД 35031610 . «Моделирование qpAdm показывает, что по крайней мере 90% предков нынешних индоиранских предков моделируются как унаследованные от людей железного века из южной части Центральной Азии, имеющих родство с BMAC. Следовательно, индоиранцы представляют собой сильную генетическую преемственность в регионе. начиная с железного века с анекдотической примесью лиц, связанных с BHG, а для таджиков - с популяциями, связанными с южноазиатским происхождением, возможно, после железного века».
Источники [ править ]
- Энтони, Дэвид В. (2007), Лошадь, колесо и язык. Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-14818-2
- Энтони, Дэвид В.; Виноградов, Николай Б. (1995). «Рождение Колесницы». Археология . 48 (2): 36–41. ISSN 0003-8113 . JSTOR 41771098 .
- Брайант, Эдвин (2001), В поисках истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-513777-4
- Берроу, Т. (1973), «Протоиндоарии», Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , 105 (2): 123–140, doi : 10.1017/S0035869X00130837 , JSTOR 25203451 , S2CID 162454265
- Дьяконов Игорь Михайлович ; Кузьмина Э.Е.; Иванчик, Аскольд И. (1995), «Два недавних исследования индоиранского происхождения», Журнал Американского восточного общества , том. 115, нет. 3, Американское восточное общество, стр. 473–477, номер документа : 10.2307/606224 , JSTOR 606224 .
- Джонс-Блей, К.; Зданович, Д.Г. (ред.), Сложные общества Центральной Евразии с 3-го по 1-е тысячелетия до н.э. , 2 тома, Серия монографий JIES № 45, 46, Вашингтон, округ Колумбия (2002), ISBN 0-941694-83-6 , ISBN 0-941694-86-0 .
- Kuz'mina, Elena Efimovna (1994), Откуда пришли индоарии? (Whence came the Indo-Aryans) , Moscow: Российская академия наук ( Russian Academy of Sciences ) .
- Кузьмина, Елена Ефимовна (2007), Мэллори, Джеймс Патрик (ред.), Происхождение индоиранцев , Лейденская серия индоевропейских этимологических словарей, Лейден: Брилл
- Мэллори, JP (1989), В поисках индоевропейцев: язык, археология и мифы , Лондон: Темза и Гудзон .
- Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997), «Индоиранские языки», Энциклопедия индоевропейской культуры , Фицрой Дирборн .
- Мэллори, Япония ; Майр, Виктор Х. (2000), Таримские мумии: Древний Китай и тайна самых ранних людей с Запада , Лондон: Темза и Гудзон .
- Парпола, Аско (1999), «Формирование арийской ветви индоевропейцев», в Бленч, Роджер; Сприггс, Мэтью (ред.), Археология и язык , том. III: Артефакты, языки и тексты , Лондон и Нью-Йорк: Routledge .
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-022692-3 .
- Сулимирский, Тадеуш (1970), Дэниел, Глин (редактор), Сарматы , древние люди и места, Темза и Гудзон, ISBN 0-500-02071-Х
- Витцель, Майкл (2000), «Дом арийцев» (PDF) , Хинтце, А.; Тичи, Э. (ред.), Анусантатьяи. Fs для Йоханны Нартен в день ее 70-летия , Деттельбах: JH Roell, стр. 283–338 .
- Чопра, Р.М., «Индо-иранские культурные связи на протяжении веков», Иранское общество, Калькутта, 2005.
Библиография [ править ]
- Гуарино-Виньон П., Марки Н., Бендезу-Сармьенто Дж. и др. Генетическая преемственность индоиранских носителей начиная с железного века на юге Центральной Азии. Sci Rep 12, 733 (2022). https://doi.org/10.1038/s41598-021-04144-4
- Васильев И.Б., Кузнецов П.Ф., Семенова А.П. "Потаповский могильник индоиранских племен на Волге" (1994).
Внешние ссылки [ править ]
- Происхождение доимперского иранского народа Орика Басирова (2001)
- Происхождение индоиранцев Елена Евгеньевна Кузьмина. Под редакцией Дж. П. Мэллори (2007)