Табита
Табита | |
---|---|
Огонь, очаг, общество, королевская власть | |
Пол | Женский |
Область | Евразийская степь |
Этническая группа | Скифские народы |
Потомство | Папайос |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Гестия |
Индуистский эквивалент | Агни |
Иранский эквивалент | Атар |
Табити ( скифский : * Tapatī ; древнегреческий : Ταβιτί , латинизированный : Табити ; латынь : Табити ) была скифской богиней изначального огня, который единственный существовал до сотворения вселенной и был основной сущностью и источником всего творения. Она была самым почитаемым из всех скифских божеств.
Имя
[ редактировать ]Имя Табити ( древнегреческое : Ταβιτί ) является эллинизацией скифского имени *Тапати , которое означало «Пылающий» или «Пылающий». [ 1 ] [ 2 ] и был связан с авестийским термином tāpaiieⁱti ( 𐬙𐬁𐬞𐬀𐬌𐬌𐬈𐬌𐬙𐬌 ), означающим «согревать», латинским тепео и некоторыми другими индоевропейскими терминами, обозначающими тепло, а также с аналогичным именем индуистской богини Тапати ( санскрит : तपती , манизированный : Тапати ) и глаголу, связанному с именем последнего, тапаяти ( तापयति ), что означает «горит» и «горячо». [ 3 ] и санскритскому термину тапас ( तपस् ) , который обозначал космическое тепло и изначальную природу, то есть космический принцип, из которого произошли многочисленные элементы Вселенной и порядок в мире. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Связь ее имени с огнем и теплом, а также ее роль первобытного огня свидетельствуют о роли Табити как изначального верховного божества огня, происходящего от общего огненного божества индоевропейцев, чьи итерации включали греческое Гестия , и ведический Агни у индоариев, и Атар у более южных иранских народов. Таким образом, Табити была похожа на ведического Агни и греческую Гестию и, следовательно, была связана с общим иранским культом и концепцией огня. [ 5 ] [ 4 ] хотя она принадлежала к более древнему периоду развития индоиранской религии по сравнению с другими иранскими народами и индоарийцами, среди которых ее заменили соответственно мужчины-боги огня Атар и Агни, что сделало ее единственной засвидетельствованной женщиной. Индоиранское божество огня. [ 6 ]
Геродот Галикарнасский отождествляет Табити с греческой богиней домашнего очага Гестией. [ 5 ] и ставит Табити во главе скифского пантеона, что может быть отражением роли огненного божества среди индоевропейских народов, и проводит параллель с греческой традицией начинать и заканчивать каждый жертвенный обряд жертвоприношением Гестии, и каждое обращение к богам начиналось с упоминания ее имени; другая параллель встречается в индоарийской Ригведе , которая начинается и заканчивается гимном, обращенным к Агни; таким образом, верховное положение Табити в списке скифских богов отражало ее положение в гимнах богам, произносимых во время скифских жертвоприношений и ритуалов. [ 4 ]
Культ
[ редактировать ]Функции
[ редактировать ]Табити была изначальным огнем, который единственный существовал до сотворения вселенной и был основной сущностью и источником всего творения, и от нее родились Апи (Земля) и Папайос (Небеса). [ 4 ] [ 5 ] [ 7 ] Это свидетельствует о первостепенной роли огненного божества в иранском пантеоне как вездесущего элемента и представляло собой концепцию, которая также присутствовала в индоарийском пантеоне, где Агни был огнем, который можно было найти по всему Космосу и который пронизывал весь Космос. вся Вселенная, включая миры людей и богов. [ 4 ]
По мнению скифолога Дмитрия Раевского статус Табитии как воплощения первобытного огня подтверждается историей, изложенной Гнеем Помпеем Трогом которой между скифами и египтянами возник спор том , кто из них самый древних людей, и который состоял из спора каждой стороны о том, был ли мир изначально полностью затоплен водой или покрыт огнем, что Раевский считал соответственно отсылками к Нанау и Табити. [ 4 ]
Как богиня домашнего очага, Табити была покровительницей общества, государства и семьи, защищавшей семью и клан, и, как символ высшей власти, ей было присвоено превосходящее положение над другими богами благодаря ее роли богини. хранительница короля, благодаря чему, как и ее связь с общеиранским культом огня, она была связана с важностью огня и королевских очагов в иранских религиях. Таким образом, царский очаг был связан с Табитией и поэтому был неприкосновенным символом процветания его народа и знаком царской власти, а сама Табити была связана с царской властью, о чем свидетельствует скифский царь Идантирсос, называвший ее «Царицей скифы» в 513 г. до н.э., [ 8 ] [ 9 ] причем эта характеристика Табити, возможно, связана с понятием хварена ( авестийский : 𐬓𐬀𐬭𐬆𐬥𐬀𐬵 , латинизированный : xᵛarᵊnah ), иранского божественного блаженства или даже с огнем, который защищает царя, Варахран ( среднеперсидский : 𐭥𐭫𐭧𐭫𐭠𐭭 ) . Будучи хранителем царского очага, Табити тем самым обеспечивал благополучие племени — клятва, принесенная царским очагом, считалась самой священной, а нарушение ее считалось причиной болезни короля и наказывалось казнью виновника преступника, которого привязали к хворосту и сожгли. [ 5 ] [ 10 ] [ 7 ]
Очаги Табити
[ редактировать ]«Очаги» ( древнегреческий : ἑστίαι , латинизированный : hestiai ) Табити, вероятно, представляли собой пылающие золотые предметы, падавшие с неба в скифском генеалогическом мифе , попечителем которых был скифский царь, а сама Табити, в свою очередь, была защитницей царь и царский очаг, создавая тем самым прочную связь между Табитией и скифским царем, которого можно было рассматривать как посредника между богиней и народом, [ 7 ] при этом любое оскорбление королевских гестиаев считается затрагивающим все племя и его необходимо предотвратить любой ценой. [ 5 ] [ 4 ]
Иконография
[ редактировать ]Будучи божеством, олицетворяющим абстрактное понятие огня и божественного блаженства, Табити не изображался в скифском искусстве, а вместо этого был представлен камином, который составлял сакральный центр любой общины, от семьи до племени. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Запад 2007 , с. 267.
- ^ Энциклопедия религии 2005 .
- ^ Чунг 2007 , стр. 378–379.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Raevskiy 1993 , p. 15-23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ustinova 1999 , p. 67-128.
- ^ Харматта 1996 , стр. 181–182.
- ^ Перейти обратно: а б с Канлифф 2019 , с. 265–290.
- ^ Сафаи 2020 .
- ^ Маклауд 2013 , стр. 116–128.
- ^ Парцингер 2004 , с. 104.
Источники
[ редактировать ]- Bukharin, Mikhail Dmitrievich [in Russian] (2013). "Колаксай и его братья (античная традиция о происхождении царской власти у скифов" [Kolaxais and his Brothers (Classical Tradition on the Origin of the Royal Power of the Scythians)]. Аристей: вестник классической филологии и античной истории (in Russian). 8 : 20–80 . Retrieved 2022-07-13 .
- Чунг, Джонни (2007). Этимологический словарь иранского глагола . Лейден , Нидерланды : Издательство Brill . ISBN 978-9-004-15496-4 .
- Канлифф, Барри (2019). Скифы: кочевники-воины степи . Оксфорд , Великобритания ; Нью-Йорк , США : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-198-82012-3 .
- Харматта, Янош (1996). «10.4.1. Скифы». В Германе, Иоахиме ; Цюрхер, Эрик ; Харматта, Янош ; Литвак, Ю.К.; Лонис, Р. [на французском языке] ; Обенга, Т. ; Тапар, Р. ; Чжоу, Илян (ред.). С седьмого века до нашей эры по седьмой век нашей эры . История человечества. Том. 3. Лондон , Великобритания ; Нью-Йорк , США ; Париж , Франция : Рутледж ; ЮНЕСКО . ISBN 978-9-231-02812-0 .
- Джонс, Линдси; Карраско, Дэвид ; Касадио, Джованни; Донигер, Венди ; Эберсол, Гэри Л.; Гьяцо, Джанет ; Хэллиси, Чарльз ; Лонг, Чарльз Х .; Макдональд, Мэри Н.; Мартин, Дейл Б .; Нанджи, Азим ; Слон, Джейкоб ; Шварц, Майкл; Таламантес, Агнес , ред. (2005). «Скифская религия» Энциклопедия религии Том. 12. Фармингтон-Хиллз , США : Macmillan Reference USA . стр. 100-1 8205–8208. ISBN 978-0-028-65733-2 .
- Маклауд, Шэрон (2013). Божественная женственность в древней Европе: богини, священные женщины и истоки западной культуры . МакФарланд. ISBN 978-1-476-61392-5 .
- Парцингер, Герман (2004). Скифы [ Скифы ] (на немецком языке). Мюнхен , Германия : Verlag CHBeck . ISBN 978-3-406-50842-4 .
- Раевский, Дмитрий (1993). Маразов, Иван (ред.). Скифская мифология . София , Болгария : Издательство Secor. ISBN 978-9-548-25002-3 .
- Сафаи, Яздан (2020). «Скифские и зороастрийские богини земли: сравнительное исследование Апи и Армаити» . В Никнами — Камал-Алдин; Хожабри, Али (ред.). Археология Ирана в исторический период . Серия научных и гуманитарных наук Тегеранского университета. Хам , Германия : Springer International Publishing . стр. 65–75. дои : 10.1007/978-3-030-41776-5_6 . ISBN 978-3-030-41776-5 . S2CID 219515548 .
- Устинова, Юлия (1999). Верховные боги Боспорского царства: Небесная Афродита и Всевышний Бог . Лейден , Нидерланды ; Бостон , США : Издательство Brill . ISBN 978-9-004-11231-5 .
- Уэст, Мартин Личфилд (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Оксфорд , Соединенное Королевство : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-199-28075-9 .