Агафирси
Хаксафрауш | |
---|---|
![]() Агафирсы жили в Трансильвании, когда они впервые появились в исторических записях. | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Понтийская степь (9–8 века до н. э.) Молдавия , Трансильвания , Олтения (7–3 вв. до н. э.) | |
Языки | |
скифский Готика | |
Религия | |
Скифская религия фракийская религия | |
Родственные этнические группы | |
Киммерийцы , даки , геты , массагеты , саки , сарматы , скифы , фракийцы |
Агафирсы скифской — древний народ, принадлежавший к культуре. [1] [2] живший на Трансильванском плато , в регионе, который впоследствии стал Дакией . Агафирсы широко известны из Геродота Галикарнасского в V веке до нашей эры. описания их [3]
Имя
[ редактировать ]Имя Агафирси является латинизацией древнегреческого имени Агатурсой ( Αγαθυρσοι ), которое само по себе было эллинизированной формой скифского имени, первоначальная форма которого не засвидетельствована. [4] [5]
Лингвист Алексис Манастер Рамер реконструировал первоначальную скифскую форму этого имени как *Haxāϑraus , что означает «процветающий друг/ социус », с последней частью, измененной на -θυρσος , что относится к составному растительному жезлу Вакха , по-гречески, потому что древний Греки связывали скифские народы с вакхическими обрядами . [6]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Прибытие агатирсов в Европу было частью более широкого процесса движения среднеазиатских иранских кочевников на запад в сторону Юго-Восточной и Центральной Европы , который длился с 1-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия нашей эры и в котором позже участвовали и другие иранские кочевники, такие как киммерийцы , скифы , савроматы и сарматы . [7] [8] [9] Однако археологические и исторические данные об этих миграциях скудны и позволяют лишь в общих чертах обрисовать это сложное развитие. [10]
Начало степного кочевничества
[ редактировать ]Само формирование подлинного кочевого скотоводства произошло в начале I тыс. до н.э. в связи с климатическими изменениями , которые привели к тому, что окружающая среда в среднеазиатских и сибирских степях стала более прохладной и сухой, чем раньше. [11] Эти изменения привели к тому, что оседлые смешанные земледельцы бронзового века превратились в кочевников-скотоводов, так что к 9 веку до нашей эры все степные поселения оседлого населения бронзового века исчезли. [12] и поэтому привело к развитию мобильности населения и формированию воинских отрядов, необходимых для защиты стад и захвата новых территорий. [13]
Эти климатические условия, в свою очередь, привели к тому, что кочевые группы стали скотоводами- отгонщиками , постоянно перемещающими свои стада с одного пастбища на другое в степи. [12] и искать лучшие пастбища на западе, в Предкавказье и лесостепных районах Западной Евразии. [11]
The Chernogorovka-Novocherkassk complex
[ редактировать ]Агафирсы возникли как часть первой волны. [14] кочевых популяций, зародившихся в частях Средней Азии, соответствующих Восточному Казахстану или Алтае-Саянскому региону , [15] и который, начиная с 10 века до нашей эры и продолжаясь до 9-8 веков до нашей эры, [16] мигрировали на запад, в Причерноморско-Каспийские степные районы, где образовали новые племенные конфедерации, составившие Черногоровско-Новочеркасский комплекс . [17]
Среди этих племенных конфедераций были агафирсы в Понтийской степи, а также киммерийцы в Прикаспийской степи. [17] [8] [18] и, возможно, сигинны в Паннонской степи. [19] Однако археологические и исторические данные об этих миграциях скудны и позволяют лишь в общих чертах обрисовать это сложное развитие. [10]
Таким образом, агафирсы соответствовали части Черногоровско-Новочеркасского комплекса. [8] развитию которого способствовали три основных культурных влияния:
- в развитии Черногоровско-Новочеркасского комплекса присутствует сильное влияние исконной белозерской культуры , особенно в виде гончарных стилей и погребальных традиций; [20]
- два других влияния имели иностранное происхождение:
- что свидетельствует о внутриазиатском происхождении, сильное материальное влияние алтайской , аржанской и карасукской культур Средней Азии и Сибири. в Черногоровско-Новочеркасском комплексе видно [17] Внутреннеазиатского похожие происхождения были особенно типы кинжалов и наконечников стрел , конское снаряжение, такое как удила с наконечниками в форме стремени, на оленьи камни резные стелы, , и произведения искусства в зверином стиле ; [21]
- Помимо этого среднеазиатского влияния, кубанская культура Предкавказья, важную роль в развитии Черногоровско-Новочеркасского комплекса сыграла и [17] особенно по поводу заимствования в кубанской культуре типов наконечников булав и биметаллических кинжалов. [21]
Черногоровско-Новочеркасский комплекс, таким образом, сложился исконно в Северном Причерноморье в течение IX — середины VII вв. Евразийские степи и лесостепи, существовавшие до VII века до нашей эры, такие как аржанская культура , так что эти различные доскифские раннекочевые культуры были, таким образом, частью единого аржанско-черногоровского культурного слоя, происходящего из Центральной Азии. [22]
Благодаря развитию высокомобильного конного кочевнического скотоводства и созданию эффективного оружия, пригодного для конной войны, основанного на конном спорте , эти кочевники из Понтийско-Каспийских степей смогли постепенно проникнуть в Центральную и Юго-Восточную Европу и, следовательно, вглубь этой территории. регионе в течение очень длительного периода времени, [23] [8] так что Черногоровско-Новочеркасский комплекс охватывал обширную территорию от Центральной Европы и Паннонской равнины на западе до Кавказа на востоке, включая современную Южную Россию . [24] [17]
Это, в свою очередь, позволило самому Черногоровско-Новочеркасскому комплексу сильно повлиять на гальштатскую культуру Центральной Европы: [23] Среди этих влияний было принятие брюк, которые не использовались коренным населением Центральной Европы до прихода среднеазиатских степных кочевников. [19]
В Понтийской степи
[ редактировать ]
В западных частях Евразийской степи агафирсы жили в той части Понтийской степи, которая располагалась на северном берегу Меотийского моря . [25] их соседями на востоке, в Предкавказской степи и степных районах к северу от Прикаспия, были киммерийцы , которые сами также принадлежали к группировке иранских кочевников среднеазиатского происхождения, относящихся к Черногоровско-Новочеркасскому комплексу. [17]
Смещение агафирсов
[ редактировать ]Вторая волна миграции иранских кочевников соответствовала приходу ранних скифов из Средней Азии в Кавказскую степь. [23] [26] который начался в 9 веке до нашей эры, [2] когда значительное движение кочевых народов Евразийской Степи началось после того, как ранние скифы были изгнаны из Средней Азии либо массагетами , которые были могущественным кочевым иранским племенем из Средней Азии, тесно связанным со скифами, [27] [28] [29] или другой народ Центральной Азии, называемый Исседонами , [30] [31] тем самым вытеснив ранних скифов на запад, через реку Аракс в Прикаспийские и Предкавказские степи. [32]
Эта западная миграция ранних скифов продолжалась до середины VIII века до нашей эры. [10] и археологически соответствовало движению населения, происходящего из Тувы на юге Сибири в конце 9 века до нашей эры на запад и прибывшего в 8-7 веках до нашей эры в Европу , особенно в Предкавказье, которого оно достигло где-то между ок. 750 и ок. 700 г. до н. э. , [23] [24] таким образом, они следовали по тому же общему миграционному пути, что и первая волна среднеазиатских иранских кочевников, образовавших Черногоровско-Новочеркасский комплекс. [26]
Миграция скифов на запад привела их в земли киммерийцев, [33] после чего скифы поселились между рекой Аракс на востоке, Кавказскими горами на юге и Меотийским морем на западе. [23] в Предкавказской степи, где располагалась штаб-квартира Скифского царства. [28]
Приход скифов соответствовал нарушению развития черногоровско-новочеркасского комплекса киммерийских народов. [23] который, таким образом, был заменен в течение c. 750 до ок. 600 г. до н.э. ранней скифской культурой на юге Европы, которая, тем не менее, сама по себе еще сохраняла связи с Черногоровско-Новочеркасским комплексом. [34]
Со своей базы в Предкавказской степи, [28] скифы в течение VIII-VII веков до н.э. завоевали Понтийские и Крымские степи. [2] к северу от Черного моря [28] до реки Истрос , устье которой отныне образовывало западную границу скифской территории. [35]
Завоевание их территорий скифами с востока оттеснило агатирсов на запад, из Причерноморской степи, причем сами скифы заменили их в качестве основного населения Причерноморской степи. [25] [36] завершая тем самым процесс превращения скифов в основное доминирующее население Понтийско-степного региона. [10] в течение ок. 650 до ок. 600 г. до н.э. [37] Отныне агафирсы стали непосредственными соседями скифов на западе, и отношения между этими двумя племенами оставались враждебными. [25]
На Балканах
[ редактировать ]После своего перемещения агафирсы поселились в районах, окружающих Восточные Карпаты, соответствующих территориям, ныне называемым Молдавией , Олтенией и Трансильванией . [36] хотя они также могли быть одним из народов, имевших свободный доступ на Валашскую и Молдавскую равнины наряду со скифами. [38]
В этих регионах агафирсы утвердились как господствующий класс над коренным населением, которым были гето - фракийцы , [39] и вступили в брак с этими местными народами и постепенно ассимилировались с культурой этих местных народов. [25] [40] И, начиная с VI века до нашей эры, агафирсы организовывались в укрепленные поселения, такие как Станчешты и Котнари , которые действовали как важные центры гетов. [25]
Часть перемещенных агафирсов могла также мигрировать южнее, в собственно Фракию, где группа этого народа была расположена на Гемусе Стефаном Византийским . [25]
Траузи
[ редактировать ]Стефан Византийский также предположил, что часть агафирсов присутствовала в Родопских горах , упомянув, что греки называли племя траузи ( древнегреческий : Τραυσοι , латинизированное : Trausoi ; латынь : Trausi , Thrausi ), жившее там как агафирси. . [41]
На Родопах траузи первоначально жили к северо-востоку от фракийского племени бистонов . [42] К началу 2-го века до нашей эры траузи мигрировали к востоку от реки Хебрус во внутренние районы Маронии и Эна , и вскоре они исчезли из истории после того, как были завоеваны царством Сапаев . [42]
Скифское влияние
[ редактировать ]В VI веке до нашей эры некоторые отколовшиеся скифские группы пошли по более раннему пути кочевников Черногоровско-Новочеркасской волны, прошли через перевалы Карпат и расселились в Паннонской котловине. [43] [44] где некоторые из них поселились на территории агафирсов, а другие перебрались в Паннонскую степь и поселились на территории сигинн, а затем вступили в брак с местным населением, сохраняя при этом контакты с Понтийской степью посредством торговли. [44]
Эти миграции и торговые связи способствовали трансформации культуры агафирсов и сигинн в более скифскую форму. [45]
Персидское вторжение в Скифию
[ редактировать ]

В конце VI века до нашей эры Персидская империя Ахеменидов начала расширяться в Европу, начиная с аннексии Персией всей Фракии. [47] после чего ахеменидский царь царей Дарий I переправился через реку Истр в 513 г. до н.э. [48] и напал на Скифское царство с армией от 700 000 до 800 000 воинов, [49] возможно, с целью его аннексии. [47]
В ответ скифский царь Иданфирс созвал царей народов, окружавших его царство, на совет, чтобы решить, как бороться с персидским нашествием. [50] Будини и савроматы присоединились к возглавляемому , Гелони скифами альянсу в сопротивлении персидскому вторжению. [51] и Иданфирс возглавил объединенные силы скифов и их союзных соседей в сопротивлении персидскому вторжению. [34] Между тем агафирсы, андрофаги , меланхлены , невры и тавры отказались поддержать скифов. [52] [53]
По сообщению греческого автора Геродота Галикарнасского, во время похода бегущие скифы и преследовавшая их персидская армия прошли через территории меланхленов, андрофагов и невров, прежде чем достигли границ агафирсов, отказавшихся пропустить скифские дивизии. пройти на их территории и найти там убежище, вынудив тем самым скифов вернуться в Скифию с преследующими их персами. [53] [54]
Смерть Ариапита
[ редактировать ]В какой-то момент между c. 475 и ок. 460 г. до н. э. , [55] Ариапиф был убит агафирсским царем Спаргапитом . [56]
Кельтская иммиграция
[ редактировать ]В середине V века до нашей эры гальштатская культура развилась в культуру Латена , народ которой отождествляют с кельтами , которые к концу V века до нашей эры продвигались на восток по верхнему Истросу и сначала поселились в Трансистрии, а затем переселились в Паннонскую степь, где жили сигины, а затем в горные районы, где жили агафирсы. Отношения между пришельцами-кельтами и иранскими кочевниками, по-видимому, оставались мирными, причем позже кельты вступали в брак с местным населением Паннонского бассейна, тем самым подвергая кельтов влиянию верований, обычаев и художественных стилей степных кочевников, Ла Тена стали появляться мотивы, заимствованные у степных кочевников и находящиеся под их влиянием В кельтском искусстве . [57]
Среди этих заимствованных художественных влияний были изображения хищных хищников, иногда нападающих на травоядных зверей, а также мотивы пар животных, обращенных друг к другу, давшие начало кельтскому мотиву «пар драконов», украшавшему верхушки ножен кельтских мечей. Еще одним мотивом, заимствованным кельтами из степного искусства, являются пары хищных птиц вокруг круглых выступов щита, отражающие не только чистое художественное влияние степных кочевников, но и заимствование кельтами иранских систем верований степных кочевников, выраженное через образ хищные звери. [58]
Этногенез даков
[ редактировать ]Агафирсы почти не упоминались во внешних источниках после того, как Геродот Галикарнасский описал их в V веке до нашей эры. [3] и неизвестно, как долго они смогли сохранить свою агафирскую идентичность. [40] Однако греко-римский автор Клавдий Птолемей и надпись из Рима, обе середины I века нашей эры, упоминают агафирсов. [40]
Агатирсы, по-видимому, в конечном итоге полностью ассимилировались с гето-фракийским населением, среди которого они жили. [25] а гетские группы, организованные вокруг укрепленных поселений агафирсов, в конечном итоге превратились в дакийскую культуру, [25] следовательно, большая часть более поздних даков произошла от агафирсов. [25] Таким образом, агафирсы исчезли из истории в результате процесса, типичного для большинства скифских народов, которые в то время составляли основу многих мощных племенных федераций Понто-Дунайского региона. [40]
Наследие
[ редактировать ]Народы Черногоровско-Новочеркасского комплекса, в состав которого входили агафирсы, ввели использование брюк в Центральную Европу, местное коренное население которых не носило брюк до прихода в Европу первой волны степных кочевников среднеазиатского происхождения. [19]
Роль агафирсов как древнейшего скифского населения Понтийской степи нашла свое отражение в скифском генеалогическом мифе о собственно скифах, согласно которому Агафирс был старшим из трех предков скифских народов, рожденных от союза бога Таргитая и Змееногие Богини . [25]
Вытеснение агафирсов скифами выражено в генеалогическом мифе тем, как Змееногая богиня изгнала из своей страны двух своих старших сыновей, Агафирса и Гелона, и вместо этого короновала царем своего младшего сына Скифа, который был предком собственно скифы. [40]
Культура и общество
[ редактировать ]Расположение
[ редактировать ]В Понтийской степи
[ редактировать ]С 9 по конец 8 или начало 7 веков до нашей эры агафирсы занимали восточные участки Причерноморской степи на северном берегу Меотийского моря . [25]
Соседами агафирсов на востоке, в Предкавказской степи и степных районах к северу от Прикаспия, были киммерийцы , которые сами также принадлежали к группировке иранских кочевников среднеазиатского происхождения, относящихся к Черногоровско-Новочеркасскому комплексу и поэтому были тесно связаны с агафирсами. [17] [59] [60]
На Балканах
[ редактировать ]В то время, когда их описал греческий историк Геродот Галикарнасский, в V веке до нашей эры, агафирсы жили в регионе, который позже стал известен как Дакия. [41] и в настоящее время известна как Трансильвания , [41] [1] [40] а также в районе Карпат [61] и к востоку и северу от реки Дунай [23] где находился исток реки Марис, [18] то есть в регионах, соответствующих нынешним Молдавии и Олтении, [23] [36] и они, возможно, были одним из народов, имевших свободный доступ на Валашскую и Молдавскую равнины наряду со скифами. [38]
Восточными соседями агафирсов были понтийские скифы , а их северными соседями — невры , представлявшие собой балтийское население. [39]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]Ко времени проживания агафирсов на Балканах они превратились в смешанный скифо-фракийский народ. [62] происхождения, состоит из гето - фракийского населения [63] с ирано -скитским правящим классом, [61] [64] [18] о чем свидетельствует то, что их цари, такие как Агафирс и Спаргапиф, были иранцами. [65]
Об ассимиляции скифов-агатирсов гетским населением территорий их расселения свидетельствует то, как в их культуре сочетались иранские и фракийские элементы. [65] [23]
Социальная организация
[ редактировать ]В отличие от кочевников Понтийской степи, кочевники Паннонского бассейна, такие как агафирсы, похоже, не обладали элитным классом. [66]
Язык
[ редактировать ]Отражая их скифское происхождение, имена царей Агафирсов, таких как Агафирс и Спаргапеит, были иранскими . [61] [23] [18]
Гендерные роли
[ редактировать ]Геродот Галикарнасский утверждал, что у мужчин агафирсов были общие жены, так что все их люди были братьями и сестрами друг друга и членами одной семьи, живущей вместе без ревности и ненависти. [18] [67]
Образ жизни
[ редактировать ]Одеваться
[ редактировать ]Одежда агафирсов, вероятно, включала использование брюк , которые были типичной частью одежды степных кочевников. [19]
Агафирсы жили в роскоши и носили золотые украшения. [68] [18] [69]
Окрашивание волос
[ редактировать ]Аристократия Агафирсов красила волосы в темно-синий цвет, чтобы отличиться от простого народа. [70] [68]
Татуировка
[ редактировать ]Агафирсы следовали фракийским обычаям, таким как нанесение татуировок , [41] которые выполняла аристократия Агафирсов, чтобы отличиться от простого народа: [70] [41] Татуировки агафирсов представляли собой клетчатые рисунки, выполненные сине-черными чернилами на лицах и конечностях, а их интенсивность, сложность и яркость были пропорциональны социальному статусу их носителей и престижу их рода. [62] [71]
Особенно практиковалось татуирование среди женщин-агафирсов. [62]
Религия
[ редактировать ]По словам Геродота Галикарнасского, агафирское племя траузи, жившее в южной Фракии, практиковало обычай, уникальный среди народов всей Фракии: родственники новорожденных сидели вокруг них и оплакивали все несчастья, которые им пришлось пережить. прошли в жизни и с радостью праздновали во время похорон, поскольку считали, что смерть вместо этого принесла умершему счастье, освободив его от жизненных невзгод. [72] [73]
Другие обычаи
[ редактировать ]Агафирсы традиционно запоминали свои законы в форме песен. [74] [75]
Археология
[ редактировать ]К раннему этапу присутствия агафирсов в Трансильвании относится кладбище VIII-VII веков до н. э. в Стойканах . [25]
В VI веке до нашей эры население Черногоровско-Новочеркасского комплекса Центральной Европы попало под скифское влияние, в результате чего оно стало более скифским: [43] [44] Таким образом, агатирсы соответствовали местной группе скифской культуры, расположенной в Трансильвании, вокруг долины реки Муреш. [45] при этом разрозненные группы присутствуют в районах Румынии и Бессарабии. [65]
Археологические останки Агафирсов имели уникальный характер из-за поглощения фракийских элементов иранскими пришельцами. [65] и состоят из нескольких сотен захоронений в форме как кремаций , так и ингумаций : сами ингумации были захоронены в простых катакомбных гробницах скифского типа, а погребальный инвентарь включал комплекты оружия и украшения скифского типа VI и V веков до нашей эры. [45] Керамика Агатирси возникла на основе традиций, присущих Трансильванскому региону. [45]
Родственной культурой из региона Валахии на нижнем Дунае была культура Феригиле , к которой принадлежало оружие скифского типа, конская сбруя и керамика. [66]
Сами агафирсы соответствовали археологической культуре, создавшей Стынчешть - Котнари . в VI веке до нашей эры укрепленные поселения типа [25] Предметы, найденные изолированно или в могилах на территориях, отождествляемых с агафирсами, характерны для скифской культуры и состоят из: [76]
- военное снаряжение, такое как:
- стрелы,
- дрожит,
- любовь ,
- железные боевые топоры ,
- чешуйчатая броня ,
- щиты;
- конское снаряжение,
- личные аксессуары, такие как:
- бронзовые зеркала,
- погремушки на вершине шеста,
- бронзовые чайники,
- золотые украшения,
- и аксессуары для одежды.
Галерея
[ редактировать ]- Горшок для подношения из скифской могилы из Алба-Юлии , Румыния, VI век до н.э. Экспонируется в Национальном музее Союза , Алба-Юлия.
- Скифские артефакты, происходящие из мест Трансильвании , выставлены в Музее истории Аюда , Аюд , Румыния .
- Скифские артефакты, происходящие из мест Трансильвании , выставлены в Музее истории Аюда , Аюд , Румыния .
- Скифские артефакты, происходящие из мест Трансильвании , выставлены в Музее истории Аюда , Аюд , Румыния .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Парцингер 2004 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б с Бэтти 2007 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б Ольбрихт 2000б , стр. 104-105.
- ^ Шмитт 2003 , с. 3.
- ^ Шмитт 2011 , с. 64.
- ^ Шварц и Манастер Рамер, 2019 , с. 359-360.
- ^ Ольбрихт 2000b , стр. 101.
- ^ Jump up to: а б с д Ольбрихт 2000б , стр. 130.
- ^ Канлифф 2019 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д Канлифф 2019 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 552.
- ^ Jump up to: а б Melyukova 1995 , p. 27.
- ^ Петренко 1995 , с. 5.
- ^
- Ольбрихт 2000b , стр. 102.
- Ольбрихт 2000b , стр. 130.
- Канлифф 2019 , с. 106
- Канлифф 2019 , с. 112-113
- ^ Канлифф 2019 , с. 104-106.
- ^ Канлифф 2019 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ольбрихт 2000б , стр. 102.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бэтти 2007 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б с д Ольбрихт 2000б , стр. 105.
- ^ Канлифф 2019 , с. 103-104.
- ^ Jump up to: а б Канлифф 2019 , с. 104.
- ^ Джейкобсон 1995 , с. 35-37.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ольбрихт 2000б , стр. 103.
- ^ Jump up to: а б Тохтасьев 1991 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ольбрихт 2000б , стр. 104.
- ^ Jump up to: а б Канлифф 2019 , с. 112-113.
- ^ Ольбрихт 2000а , стр. 81-82.
- ^ Jump up to: а б с д Ольбрихт 2000б , стр. 109.
- ^ Канлифф 2019 , с. 30.
- ^ Ольбрихт 2000а , стр. 81.
- ^ Ольбрихт 2000а , стр. 76.
- ^ Ольбрихт 2000b , стр. 108-109.
- ^ Ольбрихт 2000b , стр. 108.
- ^ Jump up to: а б Иванчик 2018 .
- ^ Бэтти 2007 , с. 206-208.
- ^ Jump up to: а б с Бэтти 2007 , с. 202-203.
- ^ Melyukova 1990 , p. 99.
- ^ Jump up to: а б Бэтти 2007 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б Сулимирский 1985 , с.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бэтти 2007 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б с д и Грушевский 1997 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б Михайлов 1991 , с. 603.
- ^ Jump up to: а б Канлифф 2019 , с. 150-151.
- ^ Jump up to: а б с Канлифф 2019 , с. 155-156.
- ^ Jump up to: а б с д Канлифф 2019 , с. 151.
- ^ Хартли, Язичиоглу и Смит 2012 , стр. 83 .
- ^ Jump up to: а б Канлифф 2019 , с. 42.
- ^
- Гросет 1970 , с. 9
- Сулимирский 1985 , с.190.
- Бэтти 2007 , с. 208
- Канлифф 2019 , с. 42
- ^
- Melyukova 1990 , p. 101
- Melyukova 1995 , p. 29
- Харматта 1996 , стр. 181.
- Ольбрихт 2000b , стр. 132.
- Парцингер 2004 , с. 22
- Иванчик 2018
- Канлифф 2019 , с. 42
- ^ Геродот и Годольфин 1973 , с. 143.
- ^
- Гросет 1970 , с. 10
- Ольбрихт 2000b , стр. 111.
- Парцингер 2004 , с. 65
- Канлифф 2019 , с. 122
- ^ Геродот и Годольфин 1973 , с. 145.
- ^ Jump up to: а б Фол и Хаммонд 1988 , с. 241.
- ^ Геродот и Годольфин 1973 , с. 146-147.
- ^ Alekseyev 2005 , p. 44.
- ^ Шервин-Уайт и Курт 1993 , с. 145.
- ^ Канлифф 2019 , с. 160.
- ^ Канлифф 2019 , с. 160-167.
- ^ Барнетт 1982 , стр. 354–355.
- ^ Дьяконов 1985 , с. 93-94.
- ^ Jump up to: а б с Сулимирски и Тейлор 1991 , с. 554.
- ^ Jump up to: а б с Мэр 2014 , с. 104.
- ^ Ольбрихт 2000b , стр. 103-104.
- ^ Парцингер 2004 , с. 72.
- ^ Jump up to: а б с д Сулимирский 1985 , стр. 183-184.
- ^ Jump up to: а б Парцингер 2004 , с. 120.
- ^ Мэр 2014 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Грушевский 1997 , с. 100.
- ^ Канлифф 2019 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Чурешки 1995г .
- ^ ден Боефт и др. 2018 , с. 31.
- ^ Виньоло Мансон 2001 , с. 101.
- ^ Пигонь 2008 , стр. 21.
- ^ Фол и Маразов 1977 , с. 59.
- ^ Грушевский 1997 , с. 101.
- ^ Канлифф 2019 , с. 150.
Ссылки
[ редактировать ]- Алексеев Андрей Юрьевич. (2005). «Скифские цари и «царские» курганы пятого и четвертого веков до нашей эры» . В Браунде, Дэвид (ред.). Скифы и греки: культурное взаимодействие в Скифии, Афинах и ранней Римской империи (шестой век до н. э. — первый век нашей эры) . Эксетер , Великобритания : Эксетерский университет Press . стр. 39–56. ISBN 978-0-859-89746-4 .
- Барнетт, Р.Д. (1982). «Урарту». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э. (ред.). Предыстория Балкан; и Ближний Восток и Эгейский мир, десятый-восьмой века до нашей эры . Кембриджская древняя история . Том. 3.1. Кембридж , Соединенное Королевство : Издательство Кембриджского университета . стр. 314–371. ISBN 978-1-139-05428-7 .
- Бэтти, Роджер (2007). Рим и кочевники: Понтийско-Дунайское царство в древности . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-198-14936-1 .
- Чурешки, Стефан [на болгарском языке] (1995). «Наблюдение за гетско-шифскими этническими и культурными взаимодействиями в VIII-V веках до нашей эры: контакт в движении» . Фракия . 11 : 181–189.
- Канлифф, Барри (2019). Скифы: кочевники-воины степи . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-198-82012-3 .
- затем Бофт, Ян; Драйверы, Джон Уильям; Хенгст, затем Дэниел; Тейтлер, Ханс Дж. (2018). Филологический и исторический комментарий к Аммиану Марцеллину . Полный. 31. Лейден , Нидерланды : Brill Publishers . ISBN 978-9-004-35382-4 .
- Дьяконов, И.М. (1985). «Медиа». В Гершевиче, Илья (ред.). Медианный и ахеменидский периоды . Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 36–148. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Фол, Александр ; Маразов, Иван (1977). Фракия и фракийцы . Нью-Йорк : Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0-304-29880-8 .
- Фол, Александр ; Хаммонд, ШФЛУ (1988). «Персия в Европе, кроме Греции». В Бордмане, Джон ; Хаммонд, ШФЛУ ; Льюис, DM ; Оствальд, М. (ред.). Персия, Греция и Западное Средиземноморье, ок. 525–479 гг . до н.э. Кембриджская древняя история . Том. 4. Кембридж : Издательство Кембриджского университета . стр. 234–253. ISBN 978-0-521-22804-6 .
- Груссе, Рене (1970). Степная империя: История Центральной Азии . Перевод Уолфорда, Наоми. Нью-Брансуик , США : Издательство Университета Рутгерса . ISBN 978-0-813-51304-1 .
- Харматта, Янош (1996). «10.4.1. Скифы». В Германе, Иоахиме ; Цюрхер, Эрик ; Харматта, Янош ; Литвак, Ю.К.; Лонис, Р. [на французском языке] ; Обенга, Т. ; Тапар, Р. ; Чжоу, Илян (ред.). С седьмого века до нашей эры по седьмой век нашей эры . История человечества . Том. 3. Лондон , Великобритания ; Нью-Йорк , США ; Париж , Франция : Рутледж ; ЮНЕСКО . стр. 181–182. ISBN 978-9-231-02812-0 .
- Хартли, Чарльз В.; Язичиоглу, Г. Бике; Смит, Адам Т. (2012). Археология власти и политики в Евразии: режимы и революции . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-01652-1 .
- Геродот ; Годольфин, Фрэнсис Р.Б. (1973). «Геродот: О скифах» . Бюллетень Метрополитен-музея . 32 (5): 129–149. дои : 10.2307/3269235 . JSTOR 3269235 . Проверено 26 ноября 2021 г.
- Грушевский, Михаил (1997). История Украины-Руси . Том. 1. Эдмонтон: Издательство Канадского института украинских исследований. ISBN 978-1-895-57119-6 .
- Иванчик, Аскольд (2018). «Скифы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» . Проверено 8 августа 2022 г.
- Джейкобсон, Эстер (1995). Искусство скифов: взаимопроникновение культур на краю эллинского мира . Handbuch der Orientalistik . Лейден , Нидерланды : Издательство Brill . ISBN 978-9-004-09856-5 .
- Мэр Адриенн (2014 г.). Амазонки: жизнь и легенды женщин-воительниц древнего мира . Принстон , США : Издательство Принстонского университета . стр. 143–144. ISBN 978-0-691-14720-8 .
- Мелюкова, А.И. (1990). «Скифы и сарматы». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии . Кембридж , Соединенное Королевство : Издательство Кембриджского университета . стр. 97–117. ISBN 978-0-521-24304-9 .
- Мелюкова, Анна Ивановна (1995). «2. Скифы Юго-Восточной Европы». В Дэвис-Кимбалл, Джанин ; Башилов Владимир А.; Яблонский, Леонид Т. [на русском языке] (ред.). Кочевники евразийских степей в раннем железном веке . Беркли , США : Зинат Пресс. стр. 27–61. ISBN 978-1-885979-00-1 .
- Михайлов, Г. (1991). «Фракия перед вступлением Персии в Европу». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой век до нашей эры . Кембриджская древняя история . Том. 3.2. Кембридж , Соединенное Королевство : Издательство Кембриджского университета . стр. 591–618. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Пигонь, Якуб (2008). Дети Геродота: греческая и римская историография и родственные жанры . Ньюкасл , Соединенное Королевство : Издательство Cambridge Scholars . ISBN 978-1-443-80251-2 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2000a). «Переосмысление киммерийской проблемы: свидетельства классических источников» . В Пструсинской Ядвига [на польском языке] ; Страх, Эндрю (ред.). Collectanea Celto-Asiatica Kracoviensia . Краков : Księgarnia Akademicka . стр. 71–100. ISBN 978-8-371-88337-8 .
- Ольбрихт, Марек Ян (2000b). «Замечания о присутствии иранских народов в Европе и их азиатских связях» . В Пструсинской Ядвига [на польском языке] ; Страх, Эндрю (ред.). Collectanea Celto-Asiatica Kracoviensia . Краков : Księgarnia Akademicka . стр. 101–140. ISBN 978-8-371-88337-8 .
- Парцингер, Герман (2004). Скифы [ Скифы ] (на немецком языке). Мюнхен , Германия : Verlag CHBeck . ISBN 978-3-406-50842-4 .
- Петренко, Владимир Георгиевич (1995). «1. Скифская культура на Северном Кавказе». В Дэвис-Кимбалл, Джанин ; Башилов Владимир А.; Яблонский, Леонид Т. [на русском языке] (ред.). Кочевники евразийских степей в раннем железном веке . Беркли , США : Зинат Пресс. стр. 5–25. ISBN 978-1-885979-00-1 .
- Шмитт, Рюдигер (2003). «Die skythischen Personennamen bei Herodot» [Скифские личные имена у Геродота] (PDF) . Анналы Неаполитанского университета ] «Л'Ориенталь» (на немецком языке). 63 :1–31.
- Шмитт, Рюдигер (2011). Иранские личные имена в греческой литературе до Александра Старшего Гр [ Иранские личные имена в греческой литературе до Александра Македонского ]. Иранская именная книга (на немецком языке). Том 5.5а. Издательство Австрийской академии наук . ISBN 978-3-700-17142-3 .
- Шварц, Мартин; Манастер Рамер, Алексис (2019). «Некоторые межъязыковые иранские загадки» . Ин Хинтце, Альмут ; Дуркин, Десмонд; Науманн, Клавдий (ред.). Тысяча суждений: Фестиваль Марии Мачух . Издательство Харрасовиц . ISBN 978-3-447-11094-5 .
- Шервин-Уайт, Сьюзен М.; Курт, Амели (1993). От Самарканда до Сард: новый подход к империи Селевкидов . Беркли , США : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-08183-3 .
- Сулимирский, Т. (1985). «Скифы». В Гершевич И. (ред.). Медианный и ахеменидский периоды . Кембриджская история Ирана . Том. 2. Кембридж , Великобритания : Издательство Кембриджского университета . стр. 149–199. ISBN 978-0-521-20091-2 .
- Сулимирский, Тадеуш ; Тейлор, Т.Ф. (1991). «Скифы». В Бордмане, Джон ; Эдвардс, IES ; Хаммонд, ШФЛУ ; Соллбергер, Э .; Уокер, CBF (ред.). Ассирийская и Вавилонская империи и другие государства Ближнего Востока, с восьмого по шестой век до нашей эры . Кембриджская древняя история . Том. 3.2. Кембридж , Соединенное Королевство : Издательство Кембриджского университета . стр. 547–590. ISBN 978-1-139-05429-4 .
- Тохтасьев, Сергей Р. [на русском языке] (1991). «Киммерийцы» . Энциклопедия Ираника . Нью-Йорк , США : Фонд Энциклопедии Ираника ; Издательство «Брилл» .
- Виньоло Мансон, Розария (2001). Рассказывая чудеса: этнографический и политический дискурс в творчестве Геродота . Анн-Арбор , США : Издательство Мичиганского университета . ISBN 978-0-472-11203-6 .