Ямбадуль
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2022 г. ) |
Ямбадула — фракийская богиня, эпиграфически засвидетельствованная вместе с фракийским богом Збертурдосом ( Сбельсурдосом ).
Эпиграфия
[ редактировать ]Божество засвидетельствовано в надписи, написанной на древнегреческом языке. Мужское божество, названное Збертурдос , стоит обнаженным, а рядом с ним стоит обнаженная женщина на лошади. [ 1 ] [ 2 ]
- Богу Звертурду и Ямбадулу, которые явятся, Ауру(гелиосу) Дионису, войску центуриона Флорентина, я хочу отдохнуть
Перевод:
- Богу Збертурдосу и Ямбадулу, самый выдающийся, пожелал посвятить Аврелий Дионисий, местный воин преторианского центуриона Флорентина.
По мнению Димитара Детшева, форма Ἰαμβαδουλῃ появляется в дательном падеже , указывая на именительный падеж Ἰαμβαδουλῃ (Iambadoule) или Ἰαμβαδουλῃς (Iambadoules). [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Французский археолог Поль Пердризе указал, что частица «-δουλέ» также засвидетельствована в личном имени Δουλέ-ζελμις, фракийского наемника. [ 4 ]
Детшев предположил, что имя божества является эпитетом фракийской богини-матери-земли, что переводится как «та, что сеет зерно», причем «ямба» означает «пшеница; богатство, питание», а «дуле» с прото-индо-индийского языка. Европейский *dhe- 'помещать' плюс суффикс nomen Agentis -lo . [ 5 ]
Болгарский лингвист Владимир Георгиев предположил, что ямбадулес означает «ливень, гроза», от дула «буря». [ 6 ] по отношению к древнеиранскому ambhas «вода» и греческому θύελλα (thúella) «буря». [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]По словам исследователя Драгослава Антониевича, Драгойлович утверждал, что южнославянский характер самовилы ( фееподобной фигуры) является продолжением этой фракийской богини. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пердризе, Поль [на французском языке] (1899). «Фракийский бог Збельтиурдос» . Обзор древних исследований . 1 (1): 24. дои : 10.3406/rea.1899.1123 .
- ^ Беллон, Тиффани (2019). «Миграция и принадлежность(и). Случай фракийцев в Риме (I-III вв. н.э.)» . Бельгийское обозрение филологии и истории (на французском языке). 97 (1): 151. doi : 10.3406/rbph.2019.9262 .
- ^ Детщев, Димитар (1952). «Семейная триада в религии фракийцев». Вестник Археологического института (на болгарском языке). 18:50 .
- ^ Пердризе, Поль [на французском языке] (1899). «Фракийский бог Збельтиурдос» . Обзор древних исследований . 1 (1): 25. дои : 10.3406/rea.1899.1123 .
- ^ Детщев, Димитар (1952). «Семейная триада в религии фракийцев». Вестник Археологического института (на болгарском языке). 18:51 .
- ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1210. дои : 10.1515/9783110847031-016
- ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1168. дои : 10.1515/9783110847031-015
- ^ Антониевич, Драгослав. « Вклад в изучение фольклорно-ритуального субстрата на Балканах ». В: Balcanica: annuaire de l'Institut des études balkaniques , 1983, 13–14 (1982–1983), стр. 416–417.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Влахов, К. (1980). «Фракийские боги Збертурдос, Ямбадула и Асдула». Болгарское историческое обозрение (на немецком языке). 8 : 90–96.