Зибельтьюрдос
Зибельтиурдос — фракийский бог неба , молнии и дождя , имя которого известно главным образом из эпиграфических памятников. Единственное известное пока упоминание об этом боге в античной литературе — в речи Цицерона против Пизона, где он упоминается под именем Джови Врии ( Юппитер Уриус ). [ 1 ] [ 2 ] По словам Цицерона, у Юпитера Урия был самый древний и почитаемый из варварских храмов, который был разграблен вторгшимися армиями и привел к болезням, от которых пострадавшие так и не выздоровели.
Недостаточно информации, чтобы сделать однозначные выводы о его культе, поклонении или функциях. Сохранившиеся изображения дают основание связать Зибельтьюрдоса с древнегреческим богом Зевсом -громовержцем; он изображен держащим в поднятой правой руке молнию, а справа от него орел с распростертыми крыльями.
Имена и эпиграфика
[ редактировать ]В эпиграфических свидетельствах имя божества засвидетельствовано в 12 документах, которые попеременно пишутся как Zbelthiourdes , Zbelthourdos , Zbelsourdos или Zbersurdos , Zbeltiurdus , Svelsurdus . [ 3 ]
Востоковед Вильгельм Томашек сообщил о трех фракийских надписях: [ 4 ]
- посвящение из Мезии, сделанное Мукапорисом Дию Звельтиурдису?
- надпись в Скопии ДЕО ЗБЕЛЬТИУРДО;
- надпись Перинфа Дии Зибельсурдису.
По эпиграфическим данным, имя греческого бога Зевса встречается во фракийских надписях, связанных с Збельтиурдосом и его вариациями: Збелтурд, Збельсурд, Збельтюрд, Зпельтурд. Считается, что эта комбинация свидетельствует о синкретизме между греческим божеством и местным фракийским богом грома и молнии. [ 5 ] [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Его имя предположительно означает «Носитель молний» или «Громовержец». [ 7 ] но неизвестно, является ли Зибельтьюрдос его именем или эпитетом. [ а ]
Томашек истолковал, что Зибель- и Збель- были одним и тем же словом, хотя он считал первое более старой формой (ср. фракийского царя Ζιβέλμιος, или Зибельмиоса ). [ 9 ] Он также вывел Zbel- из протоиндоевропейской основы *ģʰeib- . [ 9 ]
В другом направлении Димитар Детшев предположил, что частицы Zber- и Zbel- произошли от протоиндоевропейской основы *ģwer- 'briller, éclairer'. Что касается второй части названий, то, несмотря на большое разнообразие, все они произошли от основы *twer / *tur «иметь», тогда как *dho указывало бы на суффикс nomen Agentis. Таким образом, его имя будет означать «тот, у кого есть молния». [ 10 ]
Родственные слова
[ редактировать ]По мнению Томашека, дальнейшими потомками *ģʰeib- будут литовский žaibas «молния», глагол žibėti «сиять, светиться» и, возможно, хорватский zúblja «факел» и словенский zubelj «пламя». [ 9 ] В том же духе болгарский лингвист Владимир Георгиев предложил связь с литовским Žiburys «свет, факел». [ 11 ] [ 12 ]
Болгарский лингвист Иван Дуриданов указал, что слово Zbel- родственно латвийскому zibele «молния». [ 13 ]
Наследие
[ редактировать ]Некоторые ученые предполагают связь между албанского именем божества Шурд и второй частью теонима Зибельсурд . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Культовые места
[ редактировать ]Святыни Зибельтиурдоса были обнаружены вблизи села Големо Село в Кюстендилском районе – местности, где проживает фракийское племя Дентеллет , – а также возле села Капитан Димитриево в Пазарджикской области . Его изображение обнаружено в рельефе с Эсквилинского холма , где он изображен вместе с Ямбадулой (или Ямбадулем ), фигурой неясного характера. [ 17 ]
По крайней мере три надписи божеству Збелтиурдусу были найдены на древней дарданской территории: одна в Качанике , другая в Любанаце (недалеко от Скопье) и третья в Довезенаце, недалеко от Куманове . [ 18 ]
Другое использование
[ редактировать ]Ледник Збельсурд в Антарктиде назван в честь бога.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Цицерон .
- ^ Томашек 1893а , с. 62.
- ^ Попов 2009 , с. 23.
- ^ Томашек 1893b , с. 60.
- ^ Ковачев 1997 , стр. 119–120.
- ^ Попов 2009 , с. 25.
- ^ Попов 2009 , с. 24.
- ^ Детщев, Димитар (1952). «Семейная триада в религии фракийцев». Вестник Археологического института (на болгарском языке). 18:50 .
- ^ Jump up to: а б с Томашек 1893c , с. 61.
- ^ Детщев, Димитар (1952). «Семейная триада в религии фракийцев». Вестник Археологического института (на болгарском языке). 18:50 .
- ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1207. дои : 10.1515/9783110847031-016
- ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1158. дои : 10.1515/9783110847031-015
- ^ Дуриданов 1985 , с. 69.
- ^ Треймер 1971 , стр. 31–33.
- ^ Элси 2001 , стр. 238.
- ^ Люркер 2004 , с. 172.
- ^ Пухвель 1957 , с. 446..
- ^ Ферри, Насер (2012). «Культы и верования в дохристианской Дардании». Ежегодник Центра балканологических исследований (на боснийском языке) (41). Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины: 138 и сноска №. 23.
Библиография
[ редактировать ]- Цицерон. «Латинские тексты и переводы» . В Пизонеме . Чикагский университет . Проверено 1 декабря 2019 г.
- Дуриданов, Иван (1985). Язык фракийцев Болгарский сборник (на немецком языке). Том 5. Иероним Верлаг. п. 69. ИСБН 3-88893-031-6 .
- Элси, Роберт (январь 2001 г.). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Издательство C. Hurst & Co. ISBN 978-1-85065-570-1 .
- Ковачев, Георгий (1997). «Древние культы в Сливенском крае во II-III веках» . Болгарский исторический обзор . 4 : 111–133 – через онлайн-библиотеку Центральной и Восточной Европы .
- Люркер, Манфред (2004). Словарь Рутледжа о богах и богинях, дьяволах и демонах . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-34018-2 .
- Попов, Димитар (2009). «Le Dieu Supreme des Thraces. Incarnations et Identifications, Traductions - Notations et Noms - Appellations» [Верховный Бог фракийцев. Варианты осуществления и обозначения, переводы – обозначения и имена – наименования. Фракия (на французском языке). 18 :15–33 – через онлайн-библиотеку Центральной и Восточной Европы .
- Пухвель, Яан (1957). «Рецензируемая работа: Die thrakischen Sprachreste Димитера Детшева». Язык . 33 (3): 446. дои : 10.2307/411167 . JSTOR 411167 .
- Томашек, Вильгельм (1893а). Древние фракийцы. Этнологическое исследование [ Древние фракийцы. Этнологическое исследование ] (на немецком языке). Том II. Вена: Темпски. п. 62 – через Интернет-архив .
- Томашек, Вильгельм (1893b). Древние фракийцы. Этнологическое исследование [ Древние фракийцы. Этнологическое исследование ] (на немецком языке). Том II. Вена: Темпски. п. 60 – через Интернет-архив .
- Томашек, Вильгельм (1893c). Древние фракийцы. Этнологическое исследование [ Древние фракийцы. Этнологическое исследование ] (на немецком языке). Том II. Вена: Темпски. п. 61 – через Интернет-архив .
- Треймер, Карл (1971). «О переустройстве иллирийского мира богов и их значении для южнославянской филологии». В Бариче, Хенрик (ред.). за Арбанаску старину Архив , език и этнологию . Том ИР Трофеник. стр. 27–33.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Георгиев, Димитар (2017). « Таинственная богиня Ямбадуле и ее супруг бог Сбельсурд ». 10.13140/РГ.2.2.10621.87524.
- Влахов, К. (1980). «Фракийские боги Збертурдос, Ямбадула и Асдула». Болгарское историческое обозрение (на немецком языке). 8 : 90–96.
- Попов, Димитар [Попов, Димитар]. « Збельсурд » [Сбельсурд]. В: Ежегодник Софийского университета «Св. Климент Охридский»: Исторический факультет, специальность Этнология [ANNUAIRE DE L'UNIVERSITE DE SOFIA «СВ. КЛИМЕНТ ОХРИДСКИЙ», FACULTE D'HISTOIRE – STUDIA ETHNOLOGICA]. Том 2. София: Университетское издательство «Св. Кл. Охридский», 2012. С. 113-120. ISSN 1312-9406 .
- Археология
- Добруна-Салиху, Экслале (2011). «НЕПУБЛИКОВАННЫЙ АЛТАРЬ БОГА ЗБЕЛЬТУРДА ИЗ КОСОВЫ И ДРУГИХ БОЖЕСТВЕНИЙ В ДАРДАНИИ» [НЕПУБЛИКОВАННЫЙ АЛТАРЬ БОГА ЗБЕЛЬТУРДА ИЗ КОСОВА И ДРУГИХ БОЖЕСТВЕНИЙ В ДАРДАНИИ]. Албанские следы - Серия исторических наук (на албанском языке). 41–42: 309–320.
- Йованова, Л. (2017). «Памятник, посвященный Збелсурдосу герозиаста» (PDF) . Жива Антика [ Antiquité Vivante ]. 67 (1–2): 125–144. дои : 10.47054/ZIVA17671-2125j .
- Ота, Раду (2009). «Попытка переосмысления рельефа, обнаруженного в римском лагере Кэшейу (уезд Клуж)» [Попытка переинтерпретации рельефа, обнаруженного в римском лагере Кэшейу (уезд Клуж)]. Карпика (на румынском языке). XXXVIII : 60–64.
- Попа, Эл; Попа, В. (1982). «Интересный памятник, изображающий Юпитера-Збельсурдоса». Латомус (на французском языке). 41 (2): 353–355. JSTOR 41532498 .
- Тюдор, Д. (1978). «Два фрако-фригийских бога в Дробете». Посвящение МЮ Вермасерену . Предварительные исследования восточных религий в Римской империи (EPRO) (на французском языке). Полет. III. Лейден: Брилл. стр. 1269–1280. дои : 10.1163/9789004295452_020 . ISBN 9789004295452 .