Jump to content

Бендис

Артемида Бендис, лепная терракотовая фигурка, возможно, из Танагры , ок. 350 г. до н.э. ( Лувр )

Бендис ( древнегреческий : Βένδις ) была фракийской богиней, связанной с охотой и луной. Поклонение богине, по-видимому, появилось в Аттике около 430 г. до н.э. [ 1 ] В Афинах Бендис отождествляли с богиней Артемидой, но у нее был отдельный храм в Пирее, недалеко от храма Артемиды, и она была отдельной богиней. [ 1 ] Она была охотницей, как и Артемида, но ее часто сопровождали танцующие сатиры и менады , как это изображено на краснофигурной чаше без ножки V века в Вероне.

Греки писали о Бендис как об одной из семи дочерей Зевса, превращенных в лебедей, которые позже снова появятся в человеческих формах, управляя золотой каретой и обучая толпы.

Этимология

[ редактировать ]

имя божества, Бендис Считается, что , происходит от протоиндоевропейской основы *bʰendʰ- , что означает «связывать, связывать». [ 2 ] [ 3 ] объединиться, объединиться». [ 4 ]

Поклонение

[ редактировать ]

По указу Оракула Додоны , который требовал от афинян предоставить землю под святыню или храм, ее культ был введен в Аттику переселенцами-фракийскими жителями, [ 5 ] и хотя фракийские и афинские процессии оставались отдельными, и культ, и праздник стали настолько популярными, что во времена Платона ( ок. 429–413 до н. э .) их празднества были натурализованы как официальный церемониал города-государства, названного Бендидея (Βενδίδεια). [ 6 ] Среди событий были ночные скачки с факелами на лошадях, упомянутые в «Государстве» Платона , 328:

«Вы не слышали, что сегодня вечером будут проводиться скачки с факелами верхом на лошадях в честь Богини?» — Верхом? - сказал я. - Это новая идея. Будут ли они нести факелы и передавать их друг другу, когда мчатся с лошадьми, или что вы имеете в виду? «Так принято, — сказал Полемарх, — и, кроме того, будет ночной праздник, который стоит посмотреть».

В Пирее находился храм богини, который назывался Бендидия /Бендидион (Βενδίδειον). [ 1 ]

Краснофигурный скифос , ныне находящийся в Тюбингенском университете, ок. 440–430, по-видимому, ознаменовывает появление недавно утвержденного культа: на нем изображены Фемида (представляющая традиционные афинские обычаи) и Бендис в сапогах и плаще, носящий фракийскую шапку из лисьей шкуры.

Вотивная стела ( Британский музей ). Богиня изображена в большем масштабе, чем ее смертные поклонники.

Небольшая мраморная обетная стела Бендиса, ок. 400–375 гг. До н.э., найденный в Пирее, (на фото слева) изображены барельефы богини и ее поклонников. Изображение показывает, что фракийская богиня находилась под сильным влиянием афинских представлений об Артемиде : Бендис носит короткий хитон, как Артемида, но с азиатским нижним бельем с облегающими рукавами. Она завернута в шкуру животного, как Артемида, и имеет копье, но имеет фракийскую мантию с капюшоном, скрепленную брошью. Она носит высокие сапоги. Терракотовая статуэтка четвертого века до нашей эры (на фото справа) она одета так же и когда-то несла (деревянное?) копье.

Бендис в своей фракийской шапке приближается к сидящему Аполлону. Краснофигурный колоколообразный кратер работы художника Бендиса, ок. 380–370 до н. э.

В других частях Греции культ Бендиса не прижился. [ нужна ссылка ]

Как во всех других отношениях афиняне продолжают гостеприимно относиться к иностранцам, так и в своем поклонении богам; ибо они приветствовали так много иностранных обрядов, что авторы комиксов высмеивали их за это; среди них были фракийские и фригийские обряды. ( Страбон , География (I век н.э.), 10.3.18)

«Фригийские обряды», упомянутые Страбоном, относятся к культу Кибелы , который также был принят в Афинах в V веке.

[ редактировать ]

Афиняне, возможно, смешали культ Бендиса с столь же дионисийскими фракийскими пиршествами Котиса , упомянутыми Эсхилом и другими древними авторами. Архаические женские культовые фигуры, обнаруженные во Фракии (современная Болгария), также были отождествлены с Бендисом. [ нужна ссылка ]

Пик Бендида на полуострове Тринити в Антарктиде назван в честь богини. [ 7 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Словарь греческих и римских древностей (1890 г.), BENDIDEIA
  2. ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1156. дои : 10.1515/9783110847031-015
  3. ^ Георгиев, Владимир И. «Фракийский и дакийский». Том 29/2. Подтом «Язык и литература» (Языки и письменность [продолжение]), под редакцией Вольфганга Хаазе, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 1983. с. 1206. дои : 10.1515/9783110847031-016
  4. ^ Фол, Александр ; Маразов, Иван (1977). Фракия и фракийцы . Нью-Йорк : Пресса Святого Мартина . п. 21. ISBN  978-0-304-29880-8 .
  5. ^ Обширное обсуждение того, является ли эта дата 429 или 413 годом до нашей эры, было рассмотрено и недавно проанализировано в Кристофере Плано, «Дата въезда Бендиса в Аттику», The Classical Journal 96.2 (декабрь 2000: 165-192. Плано предлагает реконструкцию надпись, упоминающая первое введение, с.
  6. ^ Фрагментарные надписи V века, в которых зафиксированы формальные указы, касающиеся формальных аспектов культа Бендиса, воспроизведены в Planeaux 2000:170f.
  7. ^ Составной справочник СКАР Антарктиды

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ауффарт, Кристоф (Тюбинген). «Бендис». В: Новый Поли Брилла . Тома по античности под редакцией: Хуберта Канчика и Гельмута Шнайдера, английское издание: Кристина Ф. Салазар, тома по классической традиции под редакцией: Манфреда Ландфестера, английское издание: Фрэнсис Г. Джентри. Консультация онлайн 2 июля 2022 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1574-9347_bnp_e215260 >. Впервые опубликовано в Интернете: 2006 г.; Первое печатное издание: 9789004122598, 20110510.
  • Бески, Луиджи. « Бендис, Великая фракийская богиня, в Афинах ». В: ОРФЕЙ — Журнал индоевропейских и фракийских исследований . Институт балканских исследований с Центром тракологии - Болгарская академия наук, 1990. С. 29–36.
  • Черкезов Валентин. «Иконография фракийской богини Бендис в надгробиях с «поминками» из Южной Фракии». В: Эйрен: studia graeca et latina, № 33, 1997, стр. 53–66. ISSN   0046-1628 . https://www.degruyter.com/database/HBOL/entry/hb.10712435/html
  • Янушова, Петра. «Культ Бендиса в Афинах и Фракии» . В греко-латинской Бруненсии . 2013, том. 18, вып. 1, стр. 95–106. ISSN   2336-4424 .
  • Плано, Кристофер. «Дата въезда Бендиса в Аттику». В: Классический журнал 96, вып. 2 (2000): 165–92. http://www.jstor.org/stable/3298122 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f50b1f0fcbeb7d2f49f1bd4eaeb8ed67__1712516880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/67/f50b1f0fcbeb7d2f49f1bd4eaeb8ed67.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bendis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)