Залмоксис
Залмоксис ( греч . Σαλμέσις ), также известный как Салмоксис , Залмоксес , Замолксис , Самолксис , Замолксес « или Замолксе — божество гетов и даков ( народ нижнего Дуная ), упомянутое Геродотом в его Книге истории» IV, 93–96. , написанное до 425 г. до н.э. [1]
Говорят, что он был назван так из-за медвежьей шкуры (ζάλμος), в которую его одевали, как только он родился. [2]
По словам Иордана « Гетика» , он был ученым философом, до которого существовали еще два ученых человека по именам Зеута и Деценей . [3]
В наше время теории и дебаты о религии Залмоксиса, проводимые такими учеными, как Мирча Элиаде, находятся под влиянием соображений румынского национализма , а также чистого исторического интереса. [ нужна ссылка ]
Геродот
[ редактировать ]Геродот пишет о Залмоксисе в четвертой книге « Истории » : [1]
93. ...геты — храбрейшие из фракийцев и самые справедливые. 94. Они верят, что бессмертны и вечно живут в следующем смысле: они думают, что не умирают и что тот, кто умирает, присоединяется к Залмоксису, божественному существу; некоторые называют это самое божественное существо Гебелейзисом . Каждые четыре года они отправляют к Залмоксису гонца, которого выбирают случайно. Они просят его рассказать Залмоксису, чего они хотят по этому поводу. Миссия выполняется следующим образом: стоящие для этого мужчины держат в руках три копья; другие люди берут посланного к Залмоксису за руки и ноги и подбрасывают его в воздух на копьях. Если он умрет пронзенным, они думают, что божество поможет им; если он не умрет, то его обвиняют и объявляют его плохим человеком. А после того, как ему предъявлено обвинение, присылают еще одно. Посланнику сообщают просьбы, пока он еще жив. Те же фракийцы и в других случаях, когда он гремит и сверкает, стреляют стрелами в воздух, направленными в небо, и угрожают божеству, потому что думают, что нет другого бога, кроме их собственного.
Геродот утверждает, что Залмоксис изначально был человеком, рабом, обратившим фракийцев в свои убеждения. [4] Греки Геллеспонта и Причерноморья рассказывают, что Залмоксис был рабом Пифагора , сына Мнесарха, на острове Самос . После освобождения он накопил огромное богатство и, разбогатев, вернулся на родину. Фракийцы жили простой и тяжелой жизнью. Залмоксис жил среди мудрейших греков, таких как Пифагор, и был посвящен в ионическую жизнь и Элевсинские мистерии . Он построил банкетный зал и принял на банкете вождей и своих соотечественников. Он учил, что ни его гости, ни их потомки никогда не умрут, а отправятся в место, где будут жить вечно в полном счастье. Затем он выкопал подземную резиденцию. Когда оно было закончено, он исчез из Фракии, прожив три года в своей подземной резиденции. Фракийцы скучали по нему и плакали, опасаясь его смерти. На четвертый год он вернулся к ним, и они поверили тому, что сказал им Залмоксис. [5]
Залмоксис, возможно, жил намного раньше Пифагора и, по слухам, был либо божественным существом, либо выходцем из страны гетов.
«Теперь я не не верю и не вполне верю рассказу о Салмоксисе и его подземной камере; но я думаю, что он жил за много лет до Пифагора; [2] и относительно того, был ли человек по имени Салмоксис или это какое-то божество, родное для гетов , оставим этот вопрос». — Геродот [4] : IV 96
У ученых есть несколько разных теорий относительно рассказа Геродота об исчезновении и возвращении Залмоксиса:
- Геродот высмеивает варварские верования гетов.
- Залмоксис создал ритуал перехода. Эту теорию в основном поддерживает Мирча Элиаде , написавший первую связную интерпретацию мифа о Залмоксисе.
- Залмоксис связан с Пифагором, утверждая, что он основал мистический культ. Эту теорию можно найти в работе Элиаде.
- Залмоксис — фигура, подобная Христу, который умирает и воскресает. Эту позицию защищал Жан (Иоан) Коман, профессор патристики и православный священник , который был другом Мирчи Элиаде и публиковался в журнале Элиаде «Залмоксис» , вышедшем в 1930-х годах. [ нужна ссылка ]
Эта последняя теория точно параллельна легенде о вселенском короле Фроде , данной как в «Саге об Инглингах», так и в «Сагах об Инглингах» и «Гесте Данорум» Саксона Грамматика , особенно в «Саге об Инглингах 12» и «Гесте Данорум» , [6] в котором Фроде исчезает под землей на три года после своей смерти.
Трудно определить время, когда мог существовать культ Залмоксиса. Достоверно лишь то, что оно предшествует Геродоту. Некоторые ученые предполагают, что архаическая доктрина Залмоксиса указывает на наследие, существовавшее до индоевропейцев, но это трудно, а то и невозможно продемонстрировать. [7]
Платон утверждает [8] что Залмоксис был также великим врачом, который применил целостный подход к исцелению тела и души (психики), и поэтому Платон использовал его для своих собственных философских концепций.
Религия гетов
[ редактировать ]Страбон в своей «Географии» упоминает некоего Деценея (Dékaineos), которого он называет γόητα «магом». [9] По словам Страбона, царь Буребиста (82–44 до н. э.) нанял побывавшего в Египте Деценея, чтобы «приручить» свой народ. В знак послушания народа они согласились уничтожить все свои вина по приказу Деценея. «Реформа Деценея» — это интерпретация епископа и историка VI века Иордана , который включил гетов в свою историю готов (как предполагаемых предков готов). Иордан описывает, как Деценей преподавал гетам философию и физику. Даже если более вероятно, что Иордан вставил в текст свои собственные философские знания, многие современные румынские авторы считают, что Деценей был священником, который реформировал религию гетов, превратив поклонение Залмоксису в народную религию и установив строгие религиозные правила. например, ограничение потребления вина. Жан Коман считает этот запрет источником диетических ограничений, которых придерживается современная Православная Церковь во время Великого поста. [ нужна ссылка ]
По словам Ямвлиха (280–333 гг. н.э.), «за то, что он наставлял гетов в этих вещах и за то, что написал для них законы, Залмоксис считался ими величайшим из богов». [10]
данном Диогеном Лаэртом, Аристотель Говорят, что в кратком изложении своей «Магии», сравнил Залмоксиса с финикийским Охном и ливийским Атласом . Некоторые авторы [ ВОЗ? ] Предположим, что Залмоксис был другим именем Сабазия , фракийского Диониса или Зевса . Сабазиус появляется в Иордане как Гебелезис. Оставляя в стороне суффиксы -zius/-zis , корень Saba- = Gebele- , [ нужна ссылка ] предполагая связь имени богини Кибелы с «Зевсом Кибелы». Мнасей Патрский отождествлял Залмоксиса с Кроносом , как и Исихий , у которого есть « Σάλμοξις ὁ Κρόνος ». [ нужна ссылка ]
В трудах Платона Залмоксис упоминается как искусный в искусстве заклинания. Залмоксис дал свое имя определенному виду пения и танцев (иесих). [11] Его сфера как бога не очень ясна, поскольку некоторые считали его богом неба, богом мертвых или богом мистерий. [ нужна ссылка ]
Залмоксианская религия
[ редактировать ]
«Залмоксианская религия» является предметом научных дискуссий, продолжающихся с начала 20 века. По мнению некоторых учёных, таких как Василе Парван, Жан Коман, Р. Петтаццон, Э. Роде и Сорин Палига , поскольку в древних источниках не упоминается ни один бог гетов, кроме Залмоксиса, геты были монотеистами . [7] Однако Геродот — единственный древний автор, который прямо утверждает, что у гетов было только одно божество. Отправка гонца к Залмоксису и тот факт, что геты стреляли стрелами в небо, побудили некоторых авторов поверить в то, что Залмоксис был богом неба , но его путешествие в пещеру заставило других предположить, что он был хтоническим божеством. [14]
Третья группа ученых считает, что геты, как и другие индоевропейские народы, были политеистами . Они опираются на древних авторов, таких как Диодор Сицилийский , который утверждает, что геты поклонялись Гестии, а также Залмоксису. [15]
Этимология
[ редактировать ]Для этого имени было дано несколько этимологий. В своем «Житии Пифагора » Порфирий (3 век) говорит, что он был назван так потому, что при рождении был завернут в медвежью шкуру, а залмон — фракийское слово, означающее «скрыть» ( τὴν γὰρ δορὰν οἱ Θρᾷκες ζαλμὸν καλοῦσιν ). Исихий (ок. V век) использует земелен ( ζέμελεν ) как фригийское слово, означающее «иностранный раб».
Правильное написание имени также неясно. Рукописи « Истории » Геродота имеют все четыре варианта написания, а именно. Залмоксис , Салмоксис , Замолксис , Самолксис , причем большинство рукописей отдают предпочтение Салмоксису . Более поздние авторы отдают предпочтение Замолксису . Исихий цитирует Геродота, используя Залмоксиса .
Вариант -ml- ( Zamolxis ) предпочитают те, кто хочет получить название от предполагаемого фракийского слова, обозначающего «землю», *zamol . Сравнения также были сделаны с именем Земело и Жемеле , фригийской и литовской богини земли, и с литовским хтоническим богом Жемелюкштисом . [16] Литовское слово Žalmuo означает «побеги кукурузы» или «свежая трава». Жалмокшнис - еще одна возможная его форма.
Вариант -lm- признается большинством фракологов более старой и правильной формой, поскольку именно эта форма встречается в более старых рукописях Геродота и других древних источниках. Форма -lm- далее засвидетельствована в дако-фракийском языке в Залмодегике , имени гетского царя; и по-фракийски zalmon «скрывать» и zelmis «скрывать» (PIE *kel- «покрывать»; ср. англ. helm ).
Другое имя Залмоксиса, Гебелейзис, в рукописях Геродота также пишется как Белайзис и Белайксис.
По словам Мирчи Элиаде:
Тот факт, что румынская народная мифология вокруг пророка Илии содержит множество элементов бога бури, доказывает, по крайней мере, что Гебелейзис все еще действовал в момент христианизации Дакии, как бы его ни звали в эту эпоху. Можно также признать, что впоследствии религиозный синкретизм, поощряемый первосвященником и жреческим сословием, в конечном итоге привел к тому, что Гебелейзиса перепутали с Залмоксисом. [17]
В популярной культуре
[ редактировать ]Румынская рок-группа Sfinx работала примерно с 1975 по 1978 год над Zalmoxe , прогрессивного рока пластинкой на слова поэта Александру Басараба (на самом деле псевдоним Адриана Хоайэ), в которой пересказывалась история Залмоксиса.
Динозавр Залмокс назван в честь божества.
В большой стратегической игре Imperator: Rome «Залмоксиан» — это религия, которой следуют в Дакии, и Залмоксис является одним из богов пантеона.
В «Плебс продолжении фильма : Солдаты Рима» главные герои попадают в плен к племени Карпи , которое планирует выпотрошить их в честь Залмоксиса.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «История Геродота Геродота» . Проверено 26 августа 2023 г.
- ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классических древностей Харпера (1898), Залмоксис
- ^ «Происхождение и деяния готов» . People.ucalgary.ca .
- ^ Jump up to: а б Геродот (1920). Истории . Том. книга 4. Перевод Годли, А.Д. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Одген, Дэниел (2009). Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах . Издательство Оксфордского университета. п. 11. ISBN 978-0-19-538520-5 .
- ^ Саксон Грамматик Подвиги датчан 5.16.3.
- ^ Jump up to: а б Палига, Сорин . «Верховное божество фрако-даков». Диалоги древней истории (на французском языке). Персей снова посетил.
- ^ Платон . Чармид (диалог). строки 156 D – 157 B.
- ↑ Страбон, География , книга 7, 3, 1–11.
- ^ Роуселл, Патрик (ред.) Полный Пифагор
- ^ Знаменский, Андрей А. Шаманизм.
- ^ Вагнер, Ганс (5 августа 2004 г.). «Умереть Трейкер» . Евразийский журнал (на немецком языке) . Проверено 19 января 2020 г. .
- ^ Димитров, Калин (12 сентября 2008 г.). «Фракийская гробница Александрово» . Цепь . Проверено 19 января 2020 г. .
- ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж . 2004. с. 207. ISBN 978-04-15340-18-2
- ^ Диодор Сицилийский, Книга 1, ок. 94: «...среди людей, известных как геты, которые выдают себя за бессмертных, Залмоксис утверждал то же самое об их общей богине Гестии...»
- ^ Александреску, Петре. «Природа Залмоксиса по Геродоту». В: Диалоги древней истории , вып. 6, 1980. стр. 119–120 (сноска № 1). DOI: https://doi.org/10.3406/dha.1980.1403 ; www.persee.fr/doc/dha_0755-7256_1980_num_6_1_1403
- ^ Элиаде, Мирча. История религиозных верований и идей , Научное издательство, Бухарест, 1992, с.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Геродот . Истории , Книга IV. 93-96
- Геродот . Истории , История Геродота, Книга IV. 94
- Иорданес . Гетика . В.39
- StraboСтрабон География , VII. 3. 5
- Платон . Чармид , 156–158 гг.
- ApuleiusАпулей Pro Se De Magia (Извинение) , 2.26
- Диодор Сицилийский Историческая библиотека , 94,2
- Порфирий , Житие Пифагора , 14.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Дана, Дэн. Залмоксис от Геродота до Мирчи Элиаде. Рассказы о боге-предлоге , Полиром, Яссы, 2008 г.
- Элиаде, Мирча . Залмоксис, Исчезающий Бог , Univ of Chicago Press, 1972, 1986.
- Хансен, Кристофер М., «Фракийское воскресение: является ли Залмоксис умирающим и воскресающим богом, параллельным Иисусу?» Журнал высшей критики 14.4 (2019), стр. 70–98.
- Кернбах, Виктор. «Основные мифы» , Научно-энциклопедическое издательство, Бухарест, 1978 г.
- Попов, Димитр. » « Бог с множеством имен , София, 1995 г.
- Венедиков Иван. Митове на булгарската земля: Медното гумно ( Мифы болгарской земли: Медное гумно ), София, 1982
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Другаш, Щербан Джордж Пол. «Имя Залмоксиса и его значение в дакийском языке и религии». В: Гиперборея 3, вып. 2 (2016): 5-66. www.jstor.org/stable/10.5325/hiperboreea.3.2.0005.
- Элиаде, Мирча и Уиллард Р. Траск. «Залмоксис». В: История религий 11, вып. 3 (1972): 257–302. www.jstor.org/stable/1061899.
- Палига, Сорин . «Верховное божество фрако-даков». В: Диалоги древней истории , вып. 20, № 2, 1994. С. 137–150. DOI: https://doi.org/10.3406/dha.1994.2182 ; www.persee.fr/doc/dha_0755-7256_1994_num_20_2_2182
- Пандреа, Андрей. «Некоторые наблюдения относительно этимологии и происхождения древнего имени бога: Залмоксис». В: Balkan Studies 22 (1981, стр. 229–245).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Залмоксисом, на Викискладе?
- «История» Геродота о Залмоксисе
- Путешествие в страну облачных вездеходов — слайд-шоу дакийских крепостей и гетов — требуется Shockwave Player .