дакийец Чертов
Дакийский в нескольких дракон был военным штандартом, используемым войсками древнего дакийского народа , который можно увидеть в руках солдат Децебала сценах, изображенных на колонне Траяна в Риме , Италия. Этот духовой инструмент имеет форму дракона с раскрытой волчьей пастью, содержащей несколько металлических языков. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Полая голова дракона была закреплена на шесте с тканевой трубкой, прикрепленной сзади. При использовании дракона держали на ветру или над головой всадника, где он наполнялся воздухом и создавал впечатление живого, издавая пронзительный звук, когда ветер проходил сквозь полоски его материала. [ 4 ] [ 5 ] [ 3 ] Дакийский дракон, вероятно, повлиял на развитие аналогичного римского дракона .
Имя и этимология
[ редактировать ]Драко ( латинский ) и Дракон ( греческий ) означают «змей», «дракон». Корень этих слов означает «смотреть» или «охранять зорким глазом». [ 6 ] Это производное от греческого дракона «пристальный взгляд». [ 7 ]
Происхождение
[ редактировать ]Происхождение стандарта неизвестно и до сих пор является предметом споров среди ученых. Конкретное и достоверное происхождение пока определить сложно. Дакийский, фракийский, скифский , сарматский [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] или парфянское происхождение было предложено в специальной историографии. [ 11 ] Согласно Лукрецу Михайлеску-Бырлибе , ко II веку нашей эры, то есть после завершения дакийских войн , символ дракона был ассимилирован в греко-римском мире с дакийским этносом. [ 12 ] По словам Джона Н.К. Коулстона, римляне связывали этот стандарт с дунайскими варварами I и II веков. [ 13 ] Римский историк Арриан писал, что римляне взяли дракона от скифов, скорее всего, термин для современных сарматов. [ 8 ]
Первоначальной целью, вероятно, было указать направление ветра для стрельбы из лука. [ 14 ]
Значение
[ редактировать ]У даков дракон , несомненно, рассматривался в армии как особый защитный символ, а также играл важную роль в религиозной жизни народа. [ 3 ]
Дракон . показывает религиозный синкретизм между волком и драконом, а также змеей Это должно было воодушевить даков и напугать их врагов. [ 15 ]
- На голове штандарта изображался волк, символическое животное карпатцев периода Б гальштатского периода (10–8 вв. до н.э.). Животное изображено в агрессивной позе, похожей на позу некоторых хеттских монстров . [ 16 ] Религиозная ассоциация дракона с волком или львом впервые встречается около 1120 года до нашей эры на стеле Навуходоносора I , где в четвертой четверти находится точное изображение символа дакийского дракона. [ 16 ] Это указывает на то, что дакийский дракон происходит от искусства Малой Азии , где религиозно-военная символика дракона распространялась как на восток к индоиранцам , так и на запад к фрако -киммерийцам -гетам/дакам. [ 17 ] [ 16 ]
Ко времени фазы D гальштатского периода (8–6 вв. до н.э.) декоративный узор в виде головы дракона или змеи стал довольно распространенным в Дакии . В период Ла Тена (3-й век до н.э. – 1-й век нашей эры) он служил стандартом для даков. [ 18 ] Изображение дракона появляется на керамическом изделии IV века до нашей эры, обнаруженном в коммуне Будуряска , уезд Прахова , Румыния . [ 19 ] [ 15 ]
- Тело штандарта, изображающее драконоподобного балаура или большую змею, рассматривалось даками как проявление небесного демона или «небесного дракона». [ 20 ] [ 21 ] Это относится к их верховному богу Залмоксису , который, возможно, был богом неба (ср. также Томашек [ 22 ] ). [ 23 ] В «собственно» Гальштатский период декоративный узор в виде головы дракона или змеи стал довольно распространенным в Дакии. Символ дракона также представлен на серебряных дакийских браслетах классического периода . [ 24 ] Браслеты в форме змеи и другие подобные украшения свидетельствуют не только о распространении змеи как декоративного мотива, но и о ее значении в материальной цивилизации даков. [ 25 ] [ 26 ]
Дакиан Дракон в войне
[ редактировать ]Даки маршировали в битву под вой труб с волчьими головами и следуя за своим зловещим разноцветным знаменем с головой дракона. Как и было задумано, они устроили устрашающее аудиовизуальное зрелище. [ нужна ссылка ]
Дракон впервые появляется на Колонне Траяна в Риме, памятнике, изображающем дакийские войны 101–102 и 105–106 годов нашей эры. Немецкий историк Конрад Цихорий отмечает, что, хотя даки носят дракона , он назывался скифским драконом . , в Арриана , «Тактике» написанной около 136 года нашей эры [ 27 ] По словам Эллиса Миннса , драконьи штандарты Арриана были знаменами даков. [ 28 ]
Представления даков Дракона
[ редактировать ]Вотивные таблички
[ редактировать ]Знамя Дракона несет один из Дунайских всадников , местных дакийских божеств, на дунайской мемориальной доске, относящейся к первым двум десятилетиям IV века. [ 30 ] Из-за большого значения этого символа в религиозной и военной жизни даков некоторые писатели полагают, что драко должен был быть непосредственно заимствован и воспроизведен на так называемых дунайских бляшках, датируемых III–IV веками. [ 3 ] По мнению некоторых исследователей, таких как Думитру Тюдор , присутствие этого военного прапорщика на дунайских бляшках объясняется просто случайностью — результатом случайного сочетания тем всадника и бога неба в воображении местных скульпторов. [ 21 ]
Колонна Траяна в Риме
[ редактировать ]На Колонне Траяна (113 г. н. э.) дакийские солдаты изображены несущими дракона в 20 сценах. На одном изображен дракон, которого несет дакийская кавалерия, пересекающая Дунай , плывя на своих лошадях. [ 3 ] В другом дракон посажен в центре дакийской цитадели и окружен черепами нескольких римских пленников. [ 3 ] На Колонне Траяна дракон является символическим изображением победы, хотя он отсутствует на изображениях колонны, иллюстрирующих вторую войну Траяна против даков , когда римляне завоевали около 18% территорий Дакии в поисках золота, чтобы заплатить своим легионам. [ 3 ]
Римские монеты Дакии
[ редактировать ]Дракон (годы правления 138–161 гг . появляется на монетах римского императора Антонина Пия Н.э.), что указывает на то, что он все еще оставался характерной эмблемой во II веке. [ 31 ] [ 32 ] В 250 году нашей эры на монете Деция римская провинция Дакия держит знамя волка или гончей дракона. [ 33 ] Тот же тип встречается и на антонинианских монетах Клавдия Готского (годы правления 268–270) и Аврелиана (годы правления 270–275). [ 34 ]
Арка Галерия в Салониках
[ редактировать ]Характерную эмблему дакийского дракона носит группа дакийских всадников, изображенных на Арке Галерия и Ротонде в Салониках , Греция. [ 35 ]
Погребальный скульптурный памятник Честеру
[ редактировать ]Дракон (считавшийся в 1955 году Р.П. Райтом дакийским или сарматским типом) изображен на большом камне, найденном в Дева Виктрикс ( Честер , Великобритания) у Северной стены (Запад) в 1890 году. [ 12 ] Флаг дракона изображен горизонтально, в руках кавалериста, но его голова не видна, поскольку камень сильно изношен. Большинство ученых считают, что всадник - сармат, одетый в сарматский шлем и несущий сарматское знамя. [ 9 ] По словам Михайлеску-Бырлибы (2009), изображение дакийского штандарта является достоверным, и подобные изображения можно наблюдать на наиболее важных памятниках римской победы над даками. [ 36 ] В военном дипломе (датированном 146 годом нашей эры), найденном в Честере, среди частей освобожденных солдат упоминается имя когоры I Aelia Dacorum . [ 37 ] Следовательно, всадник, изображенный на надгробии в Честере, мог быть дакийским кавалеристом , принадлежащим к vexillatio когорс I Aelia Dacorum. [ 38 ] П.А. Холдер предполагают, что когорта была создана в 102 г. или чуть раньше, при расселении даков в Империи, а название Элия получила позже. [ 37 ]
Однако некоторые авторы подвергают сомнению принадлежность стелы дакийскому воину. Дракон не был исключительным символом не только даков, но и сарматов. Даки обычно носили мягкую фригийскую шапку, но на стеле кавалерист носит высокий конический шлем типа Спангенхельма сарматского происхождения. Были найдены металлические шлемы дакийского происхождения, значительно отличающиеся от изображенного на стеле. Даки, по-видимому, носили длинные распущенные волосы и густые бороды, но честерский кавалерист кажется безбородым и с короткими волосами. Для даков характерен изогнутый серповидный меч как своеобразный элемент вооружения, а вот кавалерист Честера носит прямой меч. Более того, Когоры I Aelia Dacorum, о которых сообщалось в качестве доказательства присутствия даков в Британии, были пехотным подразделением, а у даков не было кавалерийских традиций. Не было на вооружении дакийских подразделений и в Каструме Девы Виктрикс ( Честер , Англия ), где была найдена стела. [ 39 ]
Использование в римской армии
[ редактировать ]Первое скульптурное изображение дракона, которого несет римский солдат, датируется временем императора Марка Аврелия (годы правления с 161 по 180 год нашей эры). [ 40 ]
Ученые полагают, что дракон был принят на вооружение римской армии после завоевания даков. [ 5 ] [ 41 ] [ 42 ] Некоторые ученые, такие как Осборн (1985) и Эшмор (1961), считают, что дракон был заимствован римлянами от даков. [ 43 ] [ 44 ] Он стал знаменем когорты точно так же, как аквила или имперский орел был знаменем римского легиона . [ 41 ] Принятое знамя в римской кавалерии нес драконарий . Позже дракон стал императорским флагом. [ 43 ] Единственная сохранившаяся копия — это драконоподобная позолоченная голова позднеримского штандарта, найденная в Нидербибере , Германия. [ 45 ]
Дракон был характерен не только для оккупированной римлянами Дакии , но также для сарматских и парфянских регионов. В результате римской армии . некоторые альтернативные варианты происхождения дракона были предложены [ 40 ] По словам Франца Альтгейма , [ 46 ] появление подобных прапорщиков в римской армии совпало с набором войск кочевников из Средней и Южной Азии, и именно из этого региона изображение перешло в Иран, а впоследствии и в Европу. Таким образом, согласно теории Альтгейма, даки и германцы унаследовали бы его от сарматского народа. [ 40 ]
По сравнению с даками и римлянами сарматские драконы имели более восточную внешность, с выступающими ушами, собачьими зубами и даже плавниками. [ 45 ] Обычно на нем не было чешуи или характерного гребня драконообразной позолоченной головы позднеримского штандарта, найденного в Нидербибере , Германия . [ 45 ] Его голову, возможно, изображал легендарный иранский симург — полуволк-полуптица. [ 45 ] Судя по тотему клана, это могла быть и голова рыбы. На Колонне Траяна сарматские всадники-роксаланы вообще не носят драконов.
Головы дакийских драконов-штандартов, представленных на колонне Траяна, также собачьи. Но они совершенно другого типа: с короткой, круглоносой мордой, выпуклыми глазами, стоячими ушами, зияющими круглыми челюстями и безжаберными плавниками. [ 47 ]
Михайлеску-Бырлиба (2009) предполагает, что в конце I века нашей эры римляне ассоциировали драконов с даками. [ 48 ] Дракон был иконой, символизирующей даков (как и дакийский серп). [ 49 ]
Дракон вообще был введен в IV веке как римский стандарт. [ 50 ]
Наследие
[ редактировать ]Когда Константин поместил на военные знамена христианский символ вместо дракона , название пережило изменение, и знаменосец остался драконарием . Иногда древний символ встречается соединенным с новым: дракон помещается под крест. [ 51 ] Кавалеристы династии Каролингов продолжали поднимать драко, ранее принятое Римской империей, над своими войсками в 8, 9 и 10 веках. [ 52 ]
Драконий язык, вероятно, продолжал использоваться в субримской и англосаксонской Британии; на гобелене из Байе изображен знаменосец Гарольда, держащий один. [ 53 ] Легендарный король Артур и его рыцари, возможно, произошли от сараматского тяжелого кавалериста, дислоцированного в Британии, фамилия «Пендрагон», которую носили Артур и его отец Утер, может относиться к стандарту Дракона. [ 54 ]
Красный Дракон на современном валлийском национальном флаге может происходить от драконьего дракона, который несли римские и, предположительно, романо-британские кавалерийские части, дислоцированные в Британии, то есть сарматы, дислоцированные в Рибчестере.
Искусство и литература
[ редактировать ]Мишель-Франсуа Дандре-Бардон включил дакийского Дракона в свой костюм древних народов для художников. [ 55 ] Румынский художник Адам Николае создал скульптуру Стеагула Дачича «Дакийский флаг», которую можно увидеть в Орэшти , Румыния . [ 56 ]
По мнению саксонского этнографа Тойча , трансильванские румыны, возможно, унаследовали что-то от «змеиного культа» древних даков, у которых, как известно, дракон (или змея) был «знаменем победы». Он упоминает, что некоторые дверные молотки имеют форму змеиных голов (в данном случае защитных). Кроме того, в румынских деревнях в районе Брашова , обследованных Тойчем, на сводах некоторых ворот изображены змеи, вырезанные в форме гирлянд, концы которых представляют собой «солнечное колесо». [ 57 ]
Мифология
[ редактировать ]По мнению историка Василе Пырвана , на дакийском военном флаге, изображавшем волка с телом змеи, был изображен балаур . Балаур румынской не идентичен другому существу из мифологии . [ 58 ] змеу . Самая большая разница в том, что змеу , даже если он имеет некоторые черты ящерицы, тем не менее, представляет собой человекоподобную фигуру, тогда как балаур – истинная форма дракона. Обычно во всех румынских мифах, легендах и сказках у балаура всегда три, пять, семь, девять или двенадцать голов. Балаур . иногда является зловредной фигурой, но в большинстве случаев — нейтральной фигурой, охраняющей различные места, предметы или знания Кроме того, в различных мифах и преданиях встречается ряд драконов, которых необходимо победить, чтобы получить драгоценные предметы или вход в охраняемые места, обычно это три дракона с чешуей из железа, серебра и, соответственно, золота или серебра. , золото и соответственно алмаз, каждый из которых сильнее предыдущего, количество их голов увеличивается с увеличением сложности. Некоторые мотивы, развитые в народной традиции, определяющей змею как покровителя домашнего хозяйства, в некоторой степени соответствуют интерпретации защитного дакийского символа «Дракон». [ 59 ]
См. также
[ редактировать ]- Дакийская война
- Драконарий
- Дракон (созвездие)
- Драко (военный штандарт)
- Европейский дракон
- Бунчук
- Ольм ( Proteus anguinus ) — вид пещерной саламандры , которую местные жители Словении называют детёнышем пещерного дракона.
- Карникс
- Могила
Галерея
[ редактировать ]-
Дакиан Драко в Национальном военном музее, Румыния
-
Дакиан Дракон на колонне Траяна
-
Дакий Дракон на колонне Траяна ср. Григоре Точилеску.
-
Дакий Дракон с «Колонны Траяна» ср. Мишель-Франсуа Дандре-Бардон
-
Дакийский носитель Дракона в «Дакийских войнах» Виктора Дюрюи
-
Символ Дакийского Дракона
-
Новый логотип антивируса Bitdefender с изображением Dacian Draco
-
Дакийский золотой браслет со змеиным мотивом, датированный I веком до нашей эры – I веком нашей эры, из Сармизегетусы , Румыния.
-
Изображение Дакии на монете Деция 250 г. н. э.
-
Траян Деций Антониниан 250
-
Логотип председательства Румынии в Совете ЕС в 2019 году с изображением дакийского дракона.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бери, Кук и Адкок 1954 , с. 546.
- ^ Парван 1928 , стр. 124–125.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тюдор 1976 , с. 115.
- ^ Янике 2006 , с. 379.
- ^ Перейти обратно: а б Тойнби 1934 , с. 149.
- ^ Лев 2007 , с. 21.
- ^ Палмер 1882 , с. 472.
- ^ Перейти обратно: а б Коулстон 1991 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Михайлеску-Бырлиба 2009 , стр. 146–147.
- ^ Бжезинский 2002 , стр. 38–39.
- ^ Михайлеску-Бырлиба 2009 , стр. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Михайлеску-Бырлиба 2009 , стр. 149.
- ^ Коулстон 1991 , стр. 105–106.
- ^ Бжезинский 2002 , стр. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Сырбу 1997 , стр. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с Парван 1928 , стр. 125.
- ^ Парван 1926 , стр. 521.
- ^ Парван 1928 , стр. 124.
- ^ Крисан 1986 , стр. 413.
- ^ Парван 1926 , стр. 520.
- ^ Перейти обратно: а б Тюдор 1976 , стр. 114.
- ^ Томашек 1883 , с. 410.
- ^ Парван 1926 , стр. 161.
- ^ Флореску и Миклеа 1979 , стр. 87.
- ^ Испас 1980 , с. 279.
- ^ Парван 1928 , стр. 141.
- ^ Милнер 1997 , с. 20.
- ^ Помните, 2011 г. , стр. 78.
- ^ Парван 1926 , стр. 337.
- ^ Тюдор 1976 , с. 82 и 141.
- ^ Тойнби 1934 , стр. 148–149.
- ^ Дамиан 2002 , с. 1.
- ^ Спейдель 2004 , стр. 191.
- ^ Тойнби 1934 , стр. 80.
- ^ Паста 1970 , с. 41.
- ^ Михайлеску-Бырлиба 2009 , стр. 151.
- ^ Перейти обратно: а б Михайлеску-Бырлиба 2009 , стр. 155.
- ^ Михайлеску-Бырлиба 2009 , стр. 156.
- ^ Николини 2021 , стр. 1–9.
- ^ Перейти обратно: а б с Тюдор 1976 , стр. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Yust 1953 , p. 570.
- ^ Скотт-Джайлз 1957 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Осборн 1985 , с. 301.
- ^ Эшмор 1961 , с. 570.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бжезинский 2002 , с. 39.
- ^ Альтхайм Франц (1938) Солдатские императоры, Франкфурт
- ^ Хейнс 1995 , с. 147.
- ^ Михайлеску-Бырлиба 2009 , стр. 147–148.
- ^ Хантер 2009 , с. 798.
- ^ Ден Боефт и Ден Хенгст 1987 , с. 97.
- ^ МакКлинток 1889 , с. 299.
- ^ Дюпюи 1993 , с. 948.
- ^ Николь 1984 , с. 35.
- ^ Николь 1984 , с. 3541.
- ^ Дандре-Бардон 1774 , пл. х.
- ^ Скоробете 2008 , с. 42.
- ^ Поручюк 2000 , стр. 75.
- ^ Парван 1926 , стр. 522.
- ^ Испас 1980 , стр. 277–279.
Ссылки
[ редактировать ]- Эшмор, Гарри С. (1961). Британская энциклопедия . Британская энциклопедия.
- Затем Бофт, Дж.; Король, Д. (1987). Аммиан Марцеллин XX: Том 4 под редакцией Х. К. Тейтлера Джон Бенджаминс Паб Ко. ISBN 978-90-6980-012-7 .
- Бжезинский, Ричард (2002). Сарматы, 600 г. до н. э. — 450 г. н. э . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-485-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Бери, Джон Багнелл; Кук, Стэнли Артур; Адкок, Фрэнк Эзра (1954). Древняя история Кембриджа: Том 8 . Издательство Кембриджского университета.
- Крисан, Ион Горациу (1986). Духовность гето-даков: исторические вехи . Издательство Альбатрос.
- Коулстон, Джон CN (1990). «Архитектура и строительные сцены на колонне Траяна». Мартин, Хениг (ред.). Архитектура и архитектурная скульптура в Римской империи . Комитет Оксфордского университета по археологии. стр. 39–50.
- Коулстон, Джон CN (1991). «Стандарт Дракона». Журнал исследований военной техники . 2 : 101–114.
- Дамиан, Пол Кристиан (2002). «Докторская диссертация: Гето-даки в демографической конфигурации Римской Дакии (НУМИЗМАТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ)» . Архивировано из оригинала 27 июля 2012 года.
- Дандре-Бардон, Мишель-Франсуа (1774). Костюм древних народов, для художников . Париж: Александр Жомбер младший.
- Дюпюи, Тревор Н. (1993). Международная военная и оборонная энциклопедия, 2 . Брасси. ISBN 978-0-02-881062-1 .
- Эверитт, Энтони (2010). Адриан и триумф Рима . Случайные домашние торговые книги в мягкой обложке. ISBN 978-0-8129-7814-8 .
- Флореску, Раду; Миклеа, Ион (1979). Трансильванские сокровища (на румынском языке). Музей истории искусств, Вена. Эд.
- Хейнс, Денис (1995). Портлендская ваза: ответ с. 146-152 . Журнал эллинистических исследований под редакцией Перси Гарднера, Макса Кэри, Эрнеста Артура Гарднера.
- Хантер, Фрейзер (2009). «Варвары и их снаряжение на римской провинциальной скульптуре». Региональные мастерские скульптуры: техники, стили и иконография: материалы 10-й международной конференции по римскому провинциальному искусству, Арль и Экс-ан-Прованс, 21-23 мая 2007 г. Ведомственный музей Древнего Арля. ISBN 978-2-916504-05-6 .
- Испас, Сабина (1980). «Соображения по поводу баллады «Змея» в румынском фольклоре, стр. 277-288». Материалы II Международного конгресса по фракологии: лингвистика, этнология (этнография, фольклор и народное искусство) и антропология . Академическое издательство.
- Янике, Пол М. (2006). Современные патентные споры: дела, комментарии и примечания . Каролинский академический проф. ISBN 978-1-59460-207-8 .
- Лиой, Энтони (2007). О болотных драконах . Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-2886-7 .
- Макаронас, Ч. Дж (1970). Арка Галерия в Салониках . Институт балканских исследований.
- МакКлинток, Джон (1889). Циклопедия библейской, богословской и церковной литературы, Том 12 . Харпер и братья, издатели.
- Михайлеску-Бырлиба, Лукрецю (2009). «Погребальный скульптурный памятник Честеру и его изображение» (PDF) . Исследование Antiqua et Archaeologica . ХV . Университетское издательство «Александру Иоан Куза»: 149–176. ISSN 1224-2284 .
- Милнер, Н.П. (1997). Воплощение военной науки Вегеция . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-0-85323-910-9 .
- Миннс, Эллис Ховелл (2011) [1913]. Скифы и греки: Обзор древней истории и археологии на северном побережье Евксинского моря от Дуная до Кавказа . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-02487-7 .
- Николини, Джузеппе (2021). «Кавалерист Честера, дакийский или сарматский воин?» .
- Николь, Дэвид (26 марта 1984 г.). Артур и англосаксонские войны . Блумсбери США. ISBN 978-0-85045-548-9 .
- Осборн, Гарольд (1985). Оксфордский справочник декоративного искусства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-281863-8 .
- Палмер, Абрам Смайт (1882). Словарь словесных искажений или слов, искаженных по форме или значению из-за ложного вывода или ошибочной аналогии . Джордж Белл и сыновья.
- Пырван, Василе (1926). Гетика (на румынском и французском языках). Бухарест, Румыния: Cvltvra Nacială. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Пырван, Василе (1928). Дакия: Очерк ранней цивилизации Карпато-Дунайских стран . Университетское издательство.
- Поручюк, Аннелизе (2000). «Защитные змеи и пугающие феи. Взгляд трансильванских саксов на румынский фольклор начала двадцатого века, стр. 73-79». Румынская цивилизация . Румынский культурный фонд. ISSN 1220-7365 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Скоробете, Мирон (2008). «Памяти Николае Адама». Культурная крепость, Журнал культуры, литературы и искусства (на румынском языке). SC SEDAN CASA DE EDITURĂ SRL
- Скотт-Джайлз, Чарльз Уилфрид (1957). Романтика геральдики . Даттон.
- Сырбу, Валериу (1997). Воображаемое и изображение в доримской Дакии . Издательство «Истрос».
- Спайдел, Майкл (2004). Древние германские воины: стили воинов от колонны Траяна до исландских саг . Рутледж. ISBN 0-203-47587-9 .
- Томашек, Вильгельм (1883). Остатки дакийского языка (на французском языке). Музей.
- Тойнби, Джоселин MC (1934). Школа Адриана: глава истории греческого искусства . Издательство Кембриджского университета.
- Тюдор, Дмитрий (1976). Корпус религиозных памятников дунайских рыцарей: анализ и интерпретация памятников . Академический паб «Брилл». ISBN 978-90-04-04493-7 .
- Вере, Николас де (2004). Наследие Дракона: Тайная история древней родословной . Книжное дерево. ISBN 1-58509-131-6 .
- Юст, Уолтер (1953). Британская энциклопедия: новый обзор универсальных знаний . Британская энциклопедия.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гелу Флореа - Дакийский дракон , в Archeologica et Historica , Николае Гудеа диката, Залау , 2001, стр. 195-201;
- Огюстен Муресан — Что касается древнейшего изображения гето-дакийского знамени , в «Человеческой истине возможен порядок добра» , Орадя , 2001, стр. 455-459;
- Ливиу Маргитан , Дакийский флаг развевался в Тапае , в журнале Military History Review , 2001, 1, стр. 52-55.
- Ливиу Маргитан, Миоара Турку - Археологические свидетельства гето-дакийского знамени , во Фракодакии, 2001, 22, вып. 1–2, стр. 213–221.
- Миоара Алеку-Калушита , флаг гето-даков , в Ной-Траки . Centro Europeo di Studii Traci, Рим , 1992, стр. 14–22;
- Траян Херсени — Елец-дракон , в «Этнологике», 1979, вып. 1, стр. 13-22.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дакиан Драко на CRW Flags
- Дакийский Дракон в Дакийской энциклопедии
- Дакиан Драко (на румынском языке)
- Дракон (на румынском языке)
- Миф о драконе (балауре) в румынском фольклоре. Темы, мотивы и архетипы [ постоянная мертвая ссылка ]