Летающий змей
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2014 г. ) |

Змеу zmeoaica (множественное число: zmei , женский род: / zmeoaice ) — фантастическое существо румынского фольклора и румынской мифологии .
Хотя в некоторых источниках змеу называют драконом, он, тем не менее, отличается, потому что обычно имеет явные антропоморфные черты: он гуманоид, у него есть ноги, руки, способность создавать и использовать такие артефакты, как оружие, а также ездить на лошади и имеет желание жениться на молодых девушках. Есть комментаторы, которые относят его к гиганту (эквиваленту огра), дьяволу или даже вампиру.
В некоторых историях Змеу появляется в небе и плюется огнем или обладает способностью менять форму. В других историях на голове у него волшебный драгоценный камень, сияющий, как солнце. Ему нравятся красивые молодые девушки, которых он похищает, обычно с целью жениться на них. Его почти всегда побеждает отважный принц или странствующий рыцарь .
Змей также путали с драку или драконом типа балаур .
Этимология
[ редактировать ]Большинство ученых сходятся во мнении, что румынский термин zmeu происходит от славянского zmey . Однако румынский лингвист Сорин Палига оспаривает это представление о славянском происхождении, выдвигая гипотезу, что панславянские формы были ранним славянским заимствованием из дакийского языка . [ 1 ] [ 2 ]
связь с румынским zmeură « малина счёл Александру Чоранеску » возможной, но маловероятной . [ 3 ]
Общее описание
[ редактировать ]Некоторые описывают змеу как «дракона», но это дракон, который может брать на себя роль жениха или любовника человеческой женщины, а в некоторых случаях является героической фигурой. [ 4 ] хотя в других случаях дьявольский. [ 5 ] [ 6 ]
Таким образом, было отмечено, что змеу является «антропофидием», то есть обладающим как человеческими, так и драконо-змееподобными чертами: «покрытое чешуей человеческое тело, змеиный хвост и крылья, подобные летучей мыши». [ 7 ] или, по другим сведениям, это «голова человека», сидящая на «птичьем туловище, [и] змеином хвосте». [ а ] [ 8 ]
Действительно, змеу описывали как своего рода гиганта -людоеда , эквивалент западного огра , обладающего «каменистым хвостом». [ 9 ] но все еще способен сесть на лошадь. [ 9 ] [ 5 ] Змеу был не более чем существом с человеческим лицом, хотя, по утверждениям некоторых фольклористов, несколько более высоким и толстотелым. [ 10 ] и способны говорить по-человечески, хотя и несколько грубо. [ 11 ]
В одной статье змеу отнесли к румынским вампирам наряду с варколаком (оборотнем, пьющим кровь). [ 12 ] но последний чаще путают с кровососущей стригой (мн. стригой ). [ 6 ]
также змеев путают с драку (драконами). Среди населения [ 6 ] Летающие существа, на которых ездят шоломонарии, - это змеу или балаур, в зависимости от власти.
Но в некоторых сказках змеу появляется просто как царь змей. [ 5 ]
Роль и функции
[ редактировать ]«Змеу» занимает видное место во многих румынских народных сказках как проявление разрушительных сил жадности и эгоизма. Часто змеу крадет что-то очень ценное, что только Фэт-Фрумос (румынский « Прекрасный принц »; буквально: «красивый юноша») может вернуть благодаря своей великой и самоотверженной храбрости. Например, в балладе о рыцаре Гречану змеу крадет с неба солнце и луну, тем самым окутывая все человечество тьмой. В рассказе о Праслее Храбром и золотых яблоках змеу крадет у царя драгоценные « золотые яблоки »; параллель можно провести и с немецкой сказкой «Золотая птица» , и с русскими сказками «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк» , и с болгарскими «Девять павлинов и золотые яблоки» — хотя во всех этих остальных случаях вором была птица. (тем не менее, в некоторых версиях румынской истории змеу действительно превращается в птицу, чтобы украсть золотые яблоки). Обычно змеу обитает в «потустороннем мире» ( celalalt tărâm ), а иногда Фэт-Фрумосу приходится спуститься в свое темное царство, подразумевая, что змеу живет под землей.
В распоряжении змеу множество магических разрушительных сил. Он может летать, менять форму и обладает огромной сверхъестественной силой. В конечном итоге способности змеу бесполезны, поскольку Фэт-Фрумос побеждает его благодаря боевым навыкам и смелости.
Змеу любит похитить девушку, чтобы она стала его женой в своем потустороннем мире. [ 5 ] После того, как Фэт-Фрумос убивает змеу, он берет девушку в качестве своей будущей невесты. Точно так же, как великан в популярных британских рассказах о Джеке и Бобовом стебле , змеу возвращается домой в свою крепость после набегов на человеческие земли, чувствуя, что человек ( Фэт-Фрумос где-то поблизости в засаде лежит ). Змеу также иногда изображают в виде пламени, которое входит в комнату молодой девушки или вдовы и, оказавшись внутри, становится мужчиной и соблазняет ее.
Есть люди, которые якобы видели змей, летающих по небу. Они должны выглядеть как живой след огня или фейерверк. [ нужна ссылка ]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Это описание существа, идентифицированного как змеу, на монументальной печной плитке XV века, сделанное коллекционером произведений искусства и писателем народного искусства Барбу Слэтинеану .
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Палига, Сорин ; Теодор, Ойген С. (2009). «Лингвистика и археология ранних славян: другой взгляд с Нижнего Дуная» (на румынском языке). Издательство Cetatea de Caun: 229. ISBN. 9786065370043 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Палига, Сорин (2015), Манчак-Вольфельд, Эльжбета; Подолак, Барбара (ред.), «Составление словарей несуществующих (?) языков: фракийские элементы в румынском языке» , Слова и словари: Праздничный сборник профессора Станислава Стаховского по случаю его 85-летия , Wydawnictwo UJ, стр. 246, ISBN 9788323393153
- ^ Чоранеску, Александру (1958-1966) Румынский этимологический словарь , Тенерифе: Universidad de la Laguna, sv Zmeură (на румынском языке) .
- ^ Мургочи, Агнес (31 декабря 1926 г.), «Вампир в Румынии» , Фольклор , 37 (4): 341, doi : 10.1080/0015587X.1926.9718370 , JSTOR 1256143 . Перепечатано в Дандесе, изд. Алана. (1998), Вампир: Сборник дел . п. 28
- ^ Jump up to: а б с д В Молдавии (1897) , с.
- ^ Jump up to: а б с Милан, Оскар (26 декабря 1887 г.), «Мистические существа в румынской народной вере» , Зарубежье: Еженедельник для познания интеллектуальной и нравственной жизни народов , 60 (52): 341
- ^ Вулкэнеску, Ромул [на румынском языке] (1987), «15. Коршун» , Румынская мифология , Издательство Академии Социалистической Республики Румыния, с. 528
- ^ Прюитт (1983) , с. 173 и Прут (1991) , с. 133 апуд Барбу Слэтинеану (1895–1959), сын Александру Слэтинеану . По-румынски: «Воздушный змей с телом птицы, хвостом змеи и головой человека».
- ^ Jump up to: а б Сенеан, Лазар (июнь 1901а), «Гиганты и карлики согласно румынским и балканским традициям» , Revue des Traditional populaire , 16 (6): 296 ; —— (1901b), «Фольклорная терминология на румынском языке» , La Tradition , 11 : 227 . Также цитируется в «Front Matter» , американский антрополог , новая серия, Vol. 4 (1): 164–165, январь – март 1902 г., JSTOR 658922 .
- ^ Ион Г. Сбира и Альберт Шотт , цитируется Молдованом (1897) , стр. 188
- ^ В Молдавии (1897) , с. 188.
- ^ Мургочи (1926) , с. 321.
- Библиография
- Молдован, Гергели [на румынском языке] (1897), «Соломонар, Балаур, Змеу, Спиритуш, Верколак, Нэлука» , Румынский народ округа Альсофехер: этнографическое исследование (на венгерском языке), Nagyneyedi Könyvnyomda, стр. 178–
- Прут, Константин [на румынском языке] (1983), «Мир сказочных существ» , Румынское обозрение , 37 (2–3), перевод Маркуса, Серджиу: 165–174
- —— (1991), Затерянный путь: взгляд на румынское народное искусство (на румынском языке), Меридиан, ISBN 9789733300816