Jump to content

призрак

Стригои в румынской мифологии — это обеспокоенные духи, восставшие из могилы. [ 1 ] Им приписывают способности превращаться в животных , становиться невидимыми и черпать жизненную силу из крови своих жертв. Брэма Стокера » «Дракула может быть современной интерпретацией стригоев благодаря их историческим связям с вампиризмом . [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Strigòi румынское слово, произошедшее от корня, родственного латинским терминам strix или striga, с добавлением увеличивающего суффикса «-oi» (женский род «-oaie»). [ 3 ] [ 4 ] Отила Хедешан отмечает, что один и тот же увеличивающий суффикс встречается в родственных терминах moroi и bosorcoi ( заимствованных из венгерского boszorka ), и считает, что это параллельное происхождение указывает на принадлежность к одной и той же «мифологической микросистеме». Суффикс «-oi» заметно преобразует термины женского рода в мужской род, а также часто наделяет его сложной смесью увеличения и уничижения. [ 5 ] Корень был особенно связан с совами. Родственные слова встречаются во всех романских языках , например, итальянские слова strega или венецианское слово strìga, что означает «ведьма». Итальянский stregone даже имеет параллельный родственный усиливающий суффикс и означает «колдун». По-французски стрюге означает женщина-птица, сосущая кровь детей. Жюль Верн использовал термин «стригес» в главе II своего романа «Карпатский замок» , опубликованного в 1892 году. Греческое слово «Strix » , польское «strzyga» , венгерское «sztriga » и албанское слово « shtriga» также являются родственными.

В позднеримский период это слово стало ассоциироваться с ведьмами или зловещим ночным летающим существом. Стрикс . ( позднелатинское striga , греческое στρίγξ) относилось к ночным существам, жаждущим человеческой плоти и крови, особенно младенцев [ 6 ]

Оно родственно румынскому глаголу «striga », что означает «кричать».

Историография

[ редактировать ]

Ранние отчеты

[ редактировать ]

Одним из самых ранних упоминаний об исторических стригоях является рассказ Юре Грандо Алиловича (1579–1656) из региона Истрия . Считается, что сельский житель был первым реальным человеком, описанным как вампир его называли стригоем , штригоном или штригуном . , потому что в современных местных записях [ 7 ] Предполагается, что Грандо терроризировал свою бывшую деревню через шестнадцать лет после своей смерти. В конце концов он был обезглавлен местным священником и жителями деревни. Карниолский когда ученый Иоганн Вейхард фон Вальвасор написал о жизни и загробной жизни Юре Грандо Алиловича в своем обширном труде «Слава герцогства Карниола», он посетил Крингу во время своего путешествия. [ 8 ] [ 9 ] Это был первый письменный документ о вампирах. [ 10 ] Грандо также упоминался в трудах Эразма Франциски и Иоганна Йозефа фон Герреса ( «La mystique Divine, Naturelle, et Diabolique» , Париж, 1855), чья история была гораздо более сложной, полной фантастических подробностей, делавших историю более интересной и сенсационной. В наше время хорватский писатель Борис Перич исследовал легенду и написал книгу ( «Вампир »). по ней [ 9 ]

Стрига упоминается молдавским государственным деятелем и солдатом Димитрием Кантемиром в его произведении «Descriptio Moldaviae» (1714–1716). Он считал, что стрига — это в основном молдавские и трансильванские верования. Однако он ассоциировал их с ведьмами или колдунами, а не с вампирами-нежитью, пьющими кровь. В книге упоминается окунание – традиционный тест на колдовство – как метод идентификации стриги.

Современные произведения

[ редактировать ]

В статье Вильгельма Шмидта о трансильванском фольклоре 1865 года стригои описываются как ночные существа, охотящиеся на младенцев. Он сообщает о традиции, согласно которой при рождении ребенка бросают камень себе за спину и восклицают: «Это в рот стригоям ! » [ 11 ]

В 1909 году Франц Хартманн упомянул в своей книге «Достоверная история вампира» , что крестьянские дети из деревни в Карпатах начали загадочно умирать. Жители деревни начали подозревать, что недавно умерший граф был вампиром, обитавшим в своей старой крепости. Напуганные жители деревни сожгли замок, чтобы остановить гибель людей. [ 12 ]

Коммунистическая эпоха

[ редактировать ]

В своей книге « В поисках Дракулы. История Дракулы и вампиров » Раду Флореску упоминает событие 1969 года в городе Кэпэцянень , где после смерти старика при подозрительных обстоятельствах стали умирать несколько членов семьи. Раскопанный труп не имел признаков разложения, глаза его были широко открыты, а лицо было красным и перекошенным. Труп был сожжен, чтобы спасти его душу. [ 13 ]

Во время румынской революции 1989 года труп Николае Чаушеску не был похоронен должным образом. Это сделало призрак бывшего диктатора угрозой в сознании суеверных румын. Революционный активист Гелу Войкан устилал квартиру Проводника косичками чеснока. Это традиционное средство против стригоев. [ 14 ]

Посткоммунистическая эпоха

[ редактировать ]

В феврале 2004 года женщина из деревни Маротину-де-Сус в округе Долж заявила, что ее навещал ее покойный дядя, 76-летний румын по имени Петре Тома, который умер в декабре прошлого года. Опасаясь, что покойная могла стать стригоем , зять женщины Георге Маринеску организовал группу охотников на вампиров, состоящую из нескольких членов семьи. Выпив немного спиртного, они выкопали гроб Петре Тома, сделали надрез на груди и вырвали сердце. После извлечения сердца тело сожгли, а пепел смешали с водой и выпили племянница Томы, полагая, что это положит конец призракам. [ нужна ссылка ] Позже полиция округа Долж арестовала шестерых членов семьи, участвовавших в ритуале, по обвинению в «нарушении покоя мертвых». [ 15 ] Их приговорили к шести месяцам тюремного заключения и обязали возместить ущерб семье погибшего. С тех пор в соседней деревне Амарэшти-де-Сус люди в качестве «превентивной меры» вбивают закаленный в огне кол в сердце или живот умершего. [ 16 ]

Мифология

[ редактировать ]

Создание

[ редактировать ]

Энциклопедист Димитри Кантемир и фольклорист Теодор Бурада в своей книге Datinile Poporului român la emmormântări, опубликованной в 1882 году, упоминают случаи стригоизма. Нежитью может быть живой человек, рожденный при определенных условиях:

  • Быть седьмым ребенком одного пола в семье
  • Ведите жизнь в грехе
  • Умереть, не женившись
  • Умереть казнью за лжесвидетельство
  • Умереть в результате самоубийства
  • Умереть от проклятия ведьмы

Говорят, что стригои лысы на макушке, не едят чеснок и лук, избегают благовоний и к празднику Святого Андрея спят на открытом воздухе. Их позвоночник вытянут в форме хвоста, покрыт шерстью.

Если в деревне засуха, значит, есть стригои, которые мешают дождям. Если идет дождь с камнями (градом), Бог наказывает стригоев, не дающих «чистому дождю», а если идет солнечный дождь, считается, что один из стригоев убит.

Стригои отбирают молоко у коров, забирают манну из пшеницы, силу людей, останавливают дожди, вызывают град и несут смерть людям и скоту. В день святого Георгия (23 апреля) мальчики поят девочек, чтобы они не пострадали от стригоев, но и чтобы они не превратились в этих существ.

Чтобы убить их, могилу предполагаемого стригоя обыскивают, жрецы читают ему приказ и бьют его в сердце дубовой, тисовой или ясеневой веткой, его прокалывают гвоздем или ножом, чтобы он оставался связанным. гроб и невозможность выйти на зло.

Тудор Памфиле в своей книге «Румынская мифология» собирает все названия нежити в Румынии, страгои , морои. [ 17 ] [ 18 ] в Трансильвании , Валахии и Олтении видма западной [ 19 ] в Буковине , оборотень , Кел-рау или вампир. Описанные типы:

  • Ведьма: ведьма . [ 20 ]
  • Живая нежить: живая нежить или колдун .
  • Стригои морт: мертвые стригои, самые опасные. Они выходят из могил, чтобы мучить свои семьи, пока их родственники не умрут.

Профилактика и защита

[ редактировать ]
Румынское захоронение, написанное Симионом Флореа Марианом

Распространенным способом идентификации вампира было помещение семилетнего мальчика, одетого в белое, на белую лошадь возле кладбища в полдень. Считалось, что лошадь остановится у могилы подозреваемого вампира. [ 21 ]

В 1887 году французский географ Элизе Реклю подробно описывает захоронения в Румынии: «Если у умершего рыжие волосы, он очень обеспокоен тем, что он вернулся в образе собаки, лягушки, блохи или клопа и что он входит в дома по ночам, чтобы пососать кровь красивых молодых девушек, поэтому благоразумно прибить гроб тяжелым гвоздем, а еще лучше — колом в грудь трупа». [ 22 ]

Симеон Флореа Мариан в «Inmormântarea la romani» (1892) описывает еще один профилактический метод: раскапывание и обезглавливание, а затем повторное захоронение трупа и головы лицом вниз.

В альбоме «Дракула» Питера Хейнинга , опубликованном издательством New English Library в 1976 году, сообщается, что, согласно румынской легенде, мясо свиньи, убитой 17 октября, в праздник Святого Игнатия , было хорошим способом защиты от вампиров. [ 23 ]

Другое использование

[ редактировать ]

«Стригоиулу» («Стригои») — название сатирического журнала на румынском языке, недолгое время издававшегося в 1862 году в Пеште . [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Стригои» . www.dexonline.ro . Проверено 7 февраля 2019 г.
  2. ^ Маклафлин, Дэниел (18 июня 2005 г.). «Деревня все еще в плену у Дракулы» . Хранитель . Лондон, Англия . Проверено 13 января 2019 г.
  3. ^ Мелтон, Дж. Гордон (2010). Книга вампиров: Энциклопедия нежити . Видимый чернильный пресс. п. 584. ИСБН  9781578593507 .
  4. ^ Петич, Мирча (2011). «Генеративные механизмы в румынской деривационной морфологии» (PDF) . Мемуары научных секций Румынской академии . XXXIV : 8.
  5. ^ Хедешан, Отила (1998). Семь очерков о нежити . Тимишоара: Маринеаса. стр. 15–16.
  6. ^ Олифант, Сэмюэл Грант (1913). «История Стриксов: Древняя». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 44 . Филадельфия, Пенсильвания: Американская филологическая ассоциация : 133–49. дои : 10.2307/282549 . JSTOR   282549 .
  7. ^ Виншчак, Томо (декабрь 2005 г.). « О «Штриге», «Штригуни» и «Кршничи» на полуострове Истрия» (PDF) . Хорватская этнологическая студия . 17 (1). Кафедра этнологии и культурной антропологии факультета гуманитарных и социальных наук Загребского университета : 231. ISSN   1330-3627 . Проверено 4 ноября 2011 г. Около двадцати лет назад Драго Орлич (Орлич, 1986) собрал и напечатал очень интересный материал об укорененности и жизнеспособности традиции, связанной со стригой и стригуной в Истрии. ... Страйги и стригуни наиболее близки к термину ведьмы. Стригун рождается в черном хохолке, который потом пришивают под подмышку. Без этого черного пузыря или другого варианта черного шара, с которым он родился, он теряет свою силу. Стригии и стригуни злобны и очень опасны для жизни человека, а еще они пьют кровь.
  8. ^ Писатель Борис Перич в Литературном доме в Швейцарии.
  9. ^ Jump up to: а б Борис Перич, Вампир , Библиотека 21, Загреб (Издательство Левак), 2006 г. (хорватский) ISBN   953-178-741-7
  10. ^ Борис Перич, Вампир , перевод на словенский Изтока Осойника, Zbirka Beri globalno, Любляна (Тума) 2007. ISBN   978-961-6682-05-3
  11. ^ Шмидт, Вильгельм (1865). «Год и его дни в представлениях и обычаях румын Трансильвании» . Австрийское обозрение (на немецком языке). 3 (1): 211–226.
  12. ^ Хартманн, Франц (16 мая 2009 г.). «Настоящая история вампира» . scribd.com . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года.
  13. ^ МакНелли, Рэймонд Т .; Флореску, Раду Р. (1994). В поисках Дракулы, История Дракулы и вампиров (полностью переработанная) . Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин . стр. 8–9 . ISBN  978-0-395-65783-6 .
  14. ^ Карнух, Клод (1995). «Живой огонь: родство и его ритуалы в Карпатах» . Revue des Études Slaves (на французском языке). 67 (1): 255–257.
  15. ^ «Правда о «деле нежити Петре Тома» » . indiscret.ro (на румынском языке).
  16. ^ «Чтобы спастись от вампиров, нет ничего лучше старых рецептов» . courierinternational.com (на французском языке). 20 декабря 2011 г.
  17. ^ Новый толковый словарь румынского языка , Бухарест: Litera Internaţional, 2002. ISBN   973-8358-04-3
  18. ^ * moroi в Толковом словаре румынского языка , Румынская академия, 1998 г.
  19. ^ Определение Видмы
  20. ^ ДЕКС Онлайн
  21. ^ Перковски, Жан Луи (1989). Дарклинг: Трактат о славянском вампиризме . Славица Паб. ISBN  0893572004 .
  22. ^ Новая универсальная география, том I, Hachette, Париж, 19 томов, 1876–1894 гг.
  23. ^ «Альбом Дракулы» . morduedevampires.pagespro-orange.fr (на французском языке).
  24. ^ "Румынские периодические издания - ППР Том. И. (1820-1906)" . Национальная ретроспективная библиография . Библиотека Румынской Академии . Проверено 18 марта 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 187ea43703c1476dafd3d9c5a3933adc__1723150920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/dc/187ea43703c1476dafd3d9c5a3933adc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Strigoi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)