призрак
Стригои в румынской мифологии — это обеспокоенные духи, восставшие из могилы. [ 1 ] Им приписывают способности превращаться в животных , становиться невидимыми и черпать жизненную силу из крови своих жертв. Брэма Стокера » «Дракула может быть современной интерпретацией стригоев благодаря их историческим связям с вампиризмом . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Strigòi — румынское слово, произошедшее от корня, родственного латинским терминам strix или striga, с добавлением увеличивающего суффикса «-oi» (женский род «-oaie»). [ 3 ] [ 4 ] Отила Хедешан отмечает, что один и тот же увеличивающий суффикс встречается в родственных терминах moroi и bosorcoi ( заимствованных из венгерского boszorka ), и считает, что это параллельное происхождение указывает на принадлежность к одной и той же «мифологической микросистеме». Суффикс «-oi» заметно преобразует термины женского рода в мужской род, а также часто наделяет его сложной смесью увеличения и уничижения. [ 5 ] Корень был особенно связан с совами. Родственные слова встречаются во всех романских языках , например, итальянские слова strega или венецианское слово strìga, что означает «ведьма». Итальянский stregone даже имеет параллельный родственный усиливающий суффикс и означает «колдун». По-французски стрюге означает женщина-птица, сосущая кровь детей. Жюль Верн использовал термин «стригес» в главе II своего романа «Карпатский замок» , опубликованного в 1892 году. Греческое слово «Strix » , польское «strzyga» , венгерское «sztriga » и албанское слово « shtriga» также являются родственными.
В позднеримский период это слово стало ассоциироваться с ведьмами или зловещим ночным летающим существом. Стрикс . ( позднелатинское striga , греческое στρίγξ) относилось к ночным существам, жаждущим человеческой плоти и крови, особенно младенцев [ 6 ]
Оно родственно румынскому глаголу «striga », что означает «кричать».
Историография
[ редактировать ]Ранние отчеты
[ редактировать ]Одним из самых ранних упоминаний об исторических стригоях является рассказ Юре Грандо Алиловича (1579–1656) из региона Истрия . Считается, что сельский житель был первым реальным человеком, описанным как вампир его называли стригоем , штригоном или штригуном . , потому что в современных местных записях [ 7 ] Предполагается, что Грандо терроризировал свою бывшую деревню через шестнадцать лет после своей смерти. В конце концов он был обезглавлен местным священником и жителями деревни. Карниолский когда ученый Иоганн Вейхард фон Вальвасор написал о жизни и загробной жизни Юре Грандо Алиловича в своем обширном труде «Слава герцогства Карниола», он посетил Крингу во время своего путешествия. [ 8 ] [ 9 ] Это был первый письменный документ о вампирах. [ 10 ] Грандо также упоминался в трудах Эразма Франциски и Иоганна Йозефа фон Герреса ( «La mystique Divine, Naturelle, et Diabolique» , Париж, 1855), чья история была гораздо более сложной, полной фантастических подробностей, делавших историю более интересной и сенсационной. В наше время хорватский писатель Борис Перич исследовал легенду и написал книгу ( «Вампир »). по ней [ 9 ]
Стрига упоминается молдавским государственным деятелем и солдатом Димитрием Кантемиром в его произведении «Descriptio Moldaviae» (1714–1716). Он считал, что стрига — это в основном молдавские и трансильванские верования. Однако он ассоциировал их с ведьмами или колдунами, а не с вампирами-нежитью, пьющими кровь. В книге упоминается окунание – традиционный тест на колдовство – как метод идентификации стриги.
Современные произведения
[ редактировать ]В статье Вильгельма Шмидта о трансильванском фольклоре 1865 года стригои описываются как ночные существа, охотящиеся на младенцев. Он сообщает о традиции, согласно которой при рождении ребенка бросают камень себе за спину и восклицают: «Это в рот стригоям ! » [ 11 ]
В 1909 году Франц Хартманн упомянул в своей книге «Достоверная история вампира» , что крестьянские дети из деревни в Карпатах начали загадочно умирать. Жители деревни начали подозревать, что недавно умерший граф был вампиром, обитавшим в своей старой крепости. Напуганные жители деревни сожгли замок, чтобы остановить гибель людей. [ 12 ]
Коммунистическая эпоха
[ редактировать ]В своей книге « В поисках Дракулы. История Дракулы и вампиров » Раду Флореску упоминает событие 1969 года в городе Кэпэцянень , где после смерти старика при подозрительных обстоятельствах стали умирать несколько членов семьи. Раскопанный труп не имел признаков разложения, глаза его были широко открыты, а лицо было красным и перекошенным. Труп был сожжен, чтобы спасти его душу. [ 13 ]
Во время румынской революции 1989 года труп Николае Чаушеску не был похоронен должным образом. Это сделало призрак бывшего диктатора угрозой в сознании суеверных румын. Революционный активист Гелу Войкан устилал квартиру Проводника косичками чеснока. Это традиционное средство против стригоев. [ 14 ]
Посткоммунистическая эпоха
[ редактировать ]В феврале 2004 года женщина из деревни Маротину-де-Сус в округе Долж заявила, что ее навещал ее покойный дядя, 76-летний румын по имени Петре Тома, который умер в декабре прошлого года. Опасаясь, что покойная могла стать стригоем , зять женщины Георге Маринеску организовал группу охотников на вампиров, состоящую из нескольких членов семьи. Выпив немного спиртного, они выкопали гроб Петре Тома, сделали надрез на груди и вырвали сердце. После извлечения сердца тело сожгли, а пепел смешали с водой и выпили племянница Томы, полагая, что это положит конец призракам. [ нужна ссылка ] Позже полиция округа Долж арестовала шестерых членов семьи, участвовавших в ритуале, по обвинению в «нарушении покоя мертвых». [ 15 ] Их приговорили к шести месяцам тюремного заключения и обязали возместить ущерб семье погибшего. С тех пор в соседней деревне Амарэшти-де-Сус люди в качестве «превентивной меры» вбивают закаленный в огне кол в сердце или живот умершего. [ 16 ]
Мифология
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]Энциклопедист Димитри Кантемир и фольклорист Теодор Бурада в своей книге Datinile Poporului român la emmormântări, опубликованной в 1882 году, упоминают случаи стригоизма. Нежитью может быть живой человек, рожденный при определенных условиях:
- Быть седьмым ребенком одного пола в семье
- Ведите жизнь в грехе
- Умереть, не женившись
- Умереть казнью за лжесвидетельство
- Умереть в результате самоубийства
- Умереть от проклятия ведьмы
Говорят, что стригои лысы на макушке, не едят чеснок и лук, избегают благовоний и к празднику Святого Андрея спят на открытом воздухе. Их позвоночник вытянут в форме хвоста, покрыт шерстью.
Если в деревне засуха, значит, есть стригои, которые мешают дождям. Если идет дождь с камнями (градом), Бог наказывает стригоев, не дающих «чистому дождю», а если идет солнечный дождь, считается, что один из стригоев убит.
Стригои отбирают молоко у коров, забирают манну из пшеницы, силу людей, останавливают дожди, вызывают град и несут смерть людям и скоту. В день святого Георгия (23 апреля) мальчики поят девочек, чтобы они не пострадали от стригоев, но и чтобы они не превратились в этих существ.
Чтобы убить их, могилу предполагаемого стригоя обыскивают, жрецы читают ему приказ и бьют его в сердце дубовой, тисовой или ясеневой веткой, его прокалывают гвоздем или ножом, чтобы он оставался связанным. гроб и невозможность выйти на зло.
Типы
[ редактировать ]Тудор Памфиле в своей книге «Румынская мифология» собирает все названия нежити в Румынии, страгои , морои. [ 17 ] [ 18 ] в Трансильвании , Валахии и Олтении видма западной [ 19 ] в Буковине , оборотень , Кел-рау или вампир. Описанные типы:
- Ведьма: ведьма . [ 20 ]
- Живая нежить: живая нежить или колдун .
- Стригои морт: мертвые стригои, самые опасные. Они выходят из могил, чтобы мучить свои семьи, пока их родственники не умрут.
Профилактика и защита
[ редактировать ]
Распространенным способом идентификации вампира было помещение семилетнего мальчика, одетого в белое, на белую лошадь возле кладбища в полдень. Считалось, что лошадь остановится у могилы подозреваемого вампира. [ 21 ]
В 1887 году французский географ Элизе Реклю подробно описывает захоронения в Румынии: «Если у умершего рыжие волосы, он очень обеспокоен тем, что он вернулся в образе собаки, лягушки, блохи или клопа и что он входит в дома по ночам, чтобы пососать кровь красивых молодых девушек, поэтому благоразумно прибить гроб тяжелым гвоздем, а еще лучше — колом в грудь трупа». [ 22 ]
Симеон Флореа Мариан в «Inmormântarea la romani» (1892) описывает еще один профилактический метод: раскапывание и обезглавливание, а затем повторное захоронение трупа и головы лицом вниз.
В альбоме «Дракула» Питера Хейнинга , опубликованном издательством New English Library в 1976 году, сообщается, что, согласно румынской легенде, мясо свиньи, убитой 17 октября, в праздник Святого Игнатия , было хорошим способом защиты от вампиров. [ 23 ]
Другое использование
[ редактировать ]«Стригоиулу» («Стригои») — название сатирического журнала на румынском языке, недолгое время издававшегося в 1862 году в Пеште . [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]- Похороны на перекрестке
- Рождество в Румынии § Адвент
- Фольклор Румынии
- Список призраков
- Морои
- оборотень
- ведьмы
- Вампир
- Суанги
- Вампиры в популярной культуре § Нежить
- Вурколак
- Леяк
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стригои» . www.dexonline.ro . Проверено 7 февраля 2019 г.
- ^ Маклафлин, Дэниел (18 июня 2005 г.). «Деревня все еще в плену у Дракулы» . Хранитель . Лондон, Англия . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Мелтон, Дж. Гордон (2010). Книга вампиров: Энциклопедия нежити . Видимый чернильный пресс. п. 584. ИСБН 9781578593507 .
- ^ Петич, Мирча (2011). «Генеративные механизмы в румынской деривационной морфологии» (PDF) . Мемуары научных секций Румынской академии . XXXIV : 8.
- ^ Хедешан, Отила (1998). Семь очерков о нежити . Тимишоара: Маринеаса. стр. 15–16.
- ^ Олифант, Сэмюэл Грант (1913). «История Стриксов: Древняя». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 44 . Филадельфия, Пенсильвания: Американская филологическая ассоциация : 133–49. дои : 10.2307/282549 . JSTOR 282549 .
- ^ Виншчак, Томо (декабрь 2005 г.). « О «Штриге», «Штригуни» и «Кршничи» на полуострове Истрия» (PDF) . Хорватская этнологическая студия . 17 (1). Кафедра этнологии и культурной антропологии факультета гуманитарных и социальных наук Загребского университета : 231. ISSN 1330-3627 . Проверено 4 ноября 2011 г.
Около двадцати лет назад Драго Орлич (Орлич, 1986) собрал и напечатал очень интересный материал об укорененности и жизнеспособности традиции, связанной со стригой и стригуной в Истрии. ... Страйги и стригуни наиболее близки к термину ведьмы. Стригун рождается в черном хохолке, который потом пришивают под подмышку. Без этого черного пузыря или другого варианта черного шара, с которым он родился, он теряет свою силу. Стригии и стригуни злобны и очень опасны для жизни человека, а еще они пьют кровь.
- ^ Писатель Борис Перич в Литературном доме в Швейцарии.
- ^ Jump up to: а б Борис Перич, Вампир , Библиотека 21, Загреб (Издательство Левак), 2006 г. (хорватский) ISBN 953-178-741-7
- ^ Борис Перич, Вампир , перевод на словенский Изтока Осойника, Zbirka Beri globalno, Любляна (Тума) 2007. ISBN 978-961-6682-05-3
- ^ Шмидт, Вильгельм (1865). «Год и его дни в представлениях и обычаях румын Трансильвании» . Австрийское обозрение (на немецком языке). 3 (1): 211–226.
- ^ Хартманн, Франц (16 мая 2009 г.). «Настоящая история вампира» . scribd.com . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года.
- ^ МакНелли, Рэймонд Т .; Флореску, Раду Р. (1994). В поисках Дракулы, История Дракулы и вампиров (полностью переработанная) . Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин . стр. 8–9 . ISBN 978-0-395-65783-6 .
- ^ Карнух, Клод (1995). «Живой огонь: родство и его ритуалы в Карпатах» . Revue des Études Slaves (на французском языке). 67 (1): 255–257.
- ^ «Правда о «деле нежити Петре Тома» » . indiscret.ro (на румынском языке).
- ^ «Чтобы спастись от вампиров, нет ничего лучше старых рецептов» . courierinternational.com (на французском языке). 20 декабря 2011 г.
- ^ Новый толковый словарь румынского языка , Бухарест: Litera Internaţional, 2002. ISBN 973-8358-04-3
- ^ * moroi в Толковом словаре румынского языка , Румынская академия, 1998 г.
- ^ Определение Видмы
- ^ ДЕКС Онлайн
- ^ Перковски, Жан Луи (1989). Дарклинг: Трактат о славянском вампиризме . Славица Паб. ISBN 0893572004 .
- ^ Новая универсальная география, том I, Hachette, Париж, 19 томов, 1876–1894 гг.
- ^ «Альбом Дракулы» . morduedevampires.pagespro-orange.fr (на французском языке).
- ^ "Румынские периодические издания - ППР Том. И. (1820-1906)" . Национальная ретроспективная библиография . Библиотека Румынской Академии . Проверено 18 марта 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Черечес, Александра Оана и Виолета Каталина Бадеа. 2018. «Об эксгумированных трупах и сожженных сердцах: живые мертвецы в румынской устной литературе». В: Бюллетень устной литературы 8 (июль): 115–32. https://doi.org/10.17561/blo.v8.6 . (На испанском языке)
- Перковски, Ян Лоис (1998). «сноска 10 в книге «Румынский фольклорный вампир» » . В Дандесе, Алан (ред.). Вампир: Сборник дел . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. п. 46 . ISBN 978-0-299-15924-5 . цитируя Кантемир, Дмитрий (1714). «Стрига». Описание Молдавии (на латыни).
- Гайли, Розмари Эллен (2004). «Стригои» . Энциклопедия вампиров, оборотней и других монстров . Нью-Йорк: факты в архиве . стр. 268–270 . ISBN 978-0-8160-4684-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Том Харрис. Как работают вампиры § Более поздние вампиры в HowStuffWorks . Этот раздел статьи о вампирах содержит рисунок стриго и обсуждение характеристик стригоев.