ведьмы
Штрига , которая высасывает кровь младенцев ночью , ( албанский : shtrigë ) — -вампир ведьма в албанской мифологии и фольклоре пока они спят, а затем превращаются в летающее насекомое (традиционно в мотылька , муху или пчелу ). Только сама штрига могла вылечить тех, кого она истощила. Штригу часто изображают в виде женщины с ненавидящим взглядом (иногда в накидке) и ужасно изуродованным лицом. Обычно они живут в укромных местах леса и обладают сверхъестественными способностями. [ 1 ] Термин штрига используется также в общем значении « ведьма », имея в виду плохую и уродливую старуху, которая насылает злые чары на людей. Существительное мужского пола для штрига — штригу или штриган .
Этимология
[ редактировать ]Албанское « слово штриге» ( определенная форма — «штрига ») происходит от латинского «стрига» , «злой дух, ведьма». [ 2 ] родственно итальянскому : strega , румынскому : strigă и польскому : strzyga .
Легенда
[ редактировать ]По легенде, только сама штрига могла вылечить тех, кого она осушала (часто сплевывая им в рот), а те, кого не вылечили, неизбежно заболевали и умирали.
Имя может использоваться для выражения того, что человек злой. Согласно фольклору Северной Албании, женщина не рождается ведьмой; она становится таковой, часто потому, что у нее нет детей или она стала злой из-за зависти. [ 3 ] Сильная вера в Бога может сделать людей невосприимчивыми к ведьме, поскольку Он защитит их.
Обычно штрига описывали как женщину пожилого или среднего возраста с серыми, бледно-зелеными или бледно-голубыми глазами (называемыми белыми глазами или бледными глазами) ( по-албански : сибардха ) и кривым носом. Их взгляд вызывал у людей дискомфорт, и люди должны были избегать смотреть им прямо в глаза, потому что у них сглаз ( албанский: сылига ). Чтобы отогнать ведьму, люди могли взять щепотку соли в пальцы и прикоснуться к своим (закрытым) глазам, рту, сердцу и противоположной части сердца и подложечной области, а затем бросить соль в огонь, говоря: « сыт и далчин сыт и плачин » или просто прошепчите 3–6 раз « сыт и далчин сыт и плачин » или « пласт сыри кек ».
В некоторых регионах Албании люди использовали чеснок (албанский: худхер ); чтобы отогнать сглаз, или в строящийся дом поместили куклу, чтобы поймать сглаз. Говорят, что новорожденные, дети или красивые девушки легче поддаются сглазу, поэтому в некоторых регионах Албании, впервые встречая такого человека, особенно новорожденного, люди могут сказать « t'rujt Zoti », что означает «да хранит Бог». вы обезопасите себя и дотронетесь до носа ребенка, чтобы показать свою доброжелательность и чтобы сглаз не зацепился за ребенка.
Эдит Дарем записала несколько методов, традиционно считающихся эффективными для защиты от штрига. Крест из свиной кости можно было поставить у входа в церковь в пасхальное воскресенье, чтобы любой штрига, находящийся внутри, не мог выйти. Тогда их могли схватить и убить на пороге, когда они тщетно пытались пройти. Далее она записала историю о том, что, выпив кровь жертвы, штрига обычно уходила в лес и срыгивала ее. Если серебряную монету пропитать этой кровью и обернуть тканью, она станет амулетом, обеспечивающим постоянную защиту от любых штриг. [ 4 ]
В католической легенде говорится, что штригу можно уничтожить святой водой с крестом в ней. [ 5 ] а в исламском мифе говорится, что штригу можно прогнать или убить, читая стихи из Корана, в частности Аятуль Курси 255 суры Аль-Бакара, и плевая водой на штригу. [ 6 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В албанской сказке, опубликованной Post Wheeler под названием « Девушка, которая взяла в мужья змею» , Штрига предстает как «бабушка всех ведьм», живущая в Подземном мире, месте красного солнца, зеленого неба и черного цвета. деревья. [ 7 ]
Штрига была показана в эпизоде «Сверхъестественное » « Что-то злое », где она нападала на детей, заставляя их впадать в кому; Затем он замаскировался под врача, чтобы продолжать питаться ими. Дину удается убить монстра, выстрелив ему в голову концентрированными железными пулями, пока оно питалось Сэмом. Все дети, на которых он напал, возвращаются в нормальное состояние.
Штрига была показана в эпизоде сериала «Пропавшая девушка» « Следуй по желтой хитрой дороге ». Друзья Бо ищут существо, узнав, что штрига укусила Бо в форме мотылька, в результате чего она впала в кому и умерла, питаясь ее страхами.
Штрига появляется в эпизоде сериала «Легенды завтрашнего дня » «Wet Hot American Bummer». Эта версия нападает на детей в летнем лагере и выдает себя за вожатого лагеря.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Элси 2001 , стр. 236–237.
- ^ Orel 1998 , p. 442.
- ^ Тирта 2004 , стр. 193–194.
- ^ Дарем, Эдит: Высокая Албания (Лондон, Phoenix Press, 2000), стр. 87–88.
- ^ Староверы в Албании
- ^ Последняя сура Благородного Корана и Тронный стих, или Аятуль Курси, - это 255-й стих (аят) второй главы (суры) Аль-Бакара.
- ^ Уилер, Г. Пост (1936). Албанские чудесные сказки . Нью-Йорк: Гильдия юношеской литературы и Doubleday, Doran and Company, Inc., стр. 172–183, 282.
Библиография
[ редактировать ]- Элси, Роберт (2001). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Нью-Йорк Пресс. п. 236. ИСБН 978-1-85065-570-1 .
- Orel, Vladimir (1998). Albanian etymological dictionary . Brill. ISBN 90-04-11024-0 .
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .