Стрикс (мифология)
Стрикс классической (множественное число полос или стриксов ) в мифологии древности — птица дурного предзнаменования, продукт метаморфозы , питавшаяся человеческой плотью и кровью. Это также относилось к ведьмам и родственным им злобным фольклорным существам.
Описание
[ редактировать ]Внешний вид
[ редактировать ]Стрикс . описывается как птица с большой головой, пристальными глазами, хищным клювом и серовато-белыми крыльями [а] и крючковатые когти в «Фасти» Овидия . [1] Это единственное подробное описание стрикса в классической литературе. [2] В другом месте он описывается как тёмный. [3] [4] [2]
Поведение
[ редактировать ]Стрикс strīx (στρίξ, στριγός [б] Согласно мифу греческого происхождения , существовавшему до 300 г. до н. э. , это было ночное плачущее существо, которое ставило ноги вверх, а голову вниз. [с] [5] Вероятно, это означает (и переводится как) сова, [6] но очень напоминает летучую мышь, которая висит вверх ногами. [7]
Стрикс в более позднем фольклоре представлял собой птицу, которая брызгала молоком в губы (человеческих) младенцев. Плиний в своей «Естественной истории» назвал это абсурдом. [д] [и] и заметил, что невозможно установить, какая именно птица имеется в виду. [ф] [8] [2] Та же самая привычка, когда стрикс лактат пахнет молоком на губах младенца, упоминается Титиниусом , который отметил, что помещение чеснока на младенца было предписанным амулетом для защиты от него. [4] [9] [8]
В случае со страстями Овидия они грозили причинить еще больший вред. Говорят, что они выпотрошили младенца и питались его кровью. Овидий допускает возможность того, что стригии являются птицами природы, продуктами магии или превращениями ведьм с помощью магических заклинаний. [1]
Классические сказки о кровожадности
[ редактировать ]Миф о греческом происхождении
[ редактировать ]Согласно Антонина Либералиса » «Метаморфозам , стрикс ( στρίξ ) [б] был метаморфозой Полифонта ; она и ее медвежьи сыновья Агриос и Орей были превращены в птиц в наказание за каннибализм. [5] Здесь стрикс описывается как (птица), «которая плачет по ночам, без еды и питья, головой вниз и кончиками ног вверх, что является предвестником войны и междоусобицы для людей». [11] [5]
Эта сказка сохранилась только в той форме, в которой записана Антонием, который процветал в 100–300 годах нашей эры, но в ней сохранилась более старая сказка из утерянной «Орнитологии» , Бойоса датированная концом 4 века до нашей эры. [12]
В этом греческом мифе злополучная стрикс сама не причиняла вреда людям. Но одна статья предполагает вину за связь с ее сыновьями. [13] и пытается реконструировать древнегреческую веру в стрикса -людоеда , восходящую к этому периоду (4 век до н.э.). [14] С противоположной точки зрения, одно исследование не выявило, что древние греки считали стрикс « ужасом» для человечества, но отметило широко распространенное в Италии убеждение, что это был «кровожадный монстр в форме птицы». В этом исследовании предполагается, что греки позже заимствовали концепцию стрикс как ведьм, концепцию, сформулированную Овидием, [15] и один ученый считает, что греки приняли стрикс как «ужасные детоубийства» «в последние века до нашей эры». [16] Современная греческая форма στρίγλα может свидетельствовать о влиянии латинского уменьшительного стригула . [15]
Раннее прохождение справки на латыни
[ редактировать ]Первый латинский намек содержится в Плавта комедии « Псевдол », датируемой 191 г. до н.э. [17] в котором кухня плохого повара метафоризируется как страйги («совы-вампиры»), пожирающие желудочно-кишечные органы посетителей, пока они еще живы, и сокращающие их продолжительность жизни. [18] [19] Комментаторы указывают на это как на свидетельство того, что страйги рассматривались как людоедство ( антропофагизм ). [20] [2] [г]
Рассказ Овидия о нападении стригов
[ редактировать ]» Овидия В «Фасти ( 8 год нашей эры ) страги напали на легендарного царя Прокаса в его колыбели. [час] Нападение было обнаружено и пресечено, но у младенца остались шрамы на щеках и изменение цвета лица . [21] Ритуал, чтобы отвадить стригий от новорожденного принца, впоследствии провела нимфа Кранае жезлом из терна ( спина (или богиня Карна), владевшая подаренным ей Янусом ), способным изгонять зло из всех дверей. [я] [1] [22]
Сатирикон
[ редактировать ]« Роман Петрония Сатирикон» (конец I века нашей эры) включает в себя историю, рассказанную персонажем Трималхио , описывающую стригов , выхвативших тело уже умершего мальчика, заменив его соломенной куклой. Страйги заявили о своем присутствии своим криком, а слуга, присутствовавший при вторжении, обнаружил женщину и пронзил ее мечом, так что она застонала, но все его тело побледнело и через несколько дней умерло. [23] [24]
Магические ассоциации
[ редактировать ]Комментарий Плиния о том, что «[ strix ] ... используется в проклятиях» [8] означало, что его имя используется в «сильных» магических проклятиях согласно одной интерпретации, [25] но, возможно, оно использовалось только как ругательство , отражающее его отношение к нему как к проклятому существу. [26] [27]
Есть несколько примеров оперения стриксов и т. д., которые, как говорят, используются в качестве ингредиента в магии. Гораций в своих «Эподах» писал, что перья стрикса являются ингредиентом приворотного зелья . [28] [18] как его Проперций современник [29] В омолаживающем отваре Медеи , который она сварила в котле, использовался длинный список ингредиентов, включая крылья стрикса. [30]
Страйги также стали означать «ведьмы». [17] В одной статье предполагается, что это значение датируется IV веком до нашей эры, на том основании, что в мифе о происхождении Бойоса различные имена [Дж] может быть связано с регионом Македония-Фракия, известным своими ведьмами. [17] Овидия Но более конкретные примеры встречаются в «Фасти» (начало I века нашей эры), где стригии как превращения ведьм предлагаются в качестве одного из возможных объяснений, а Секст Помпей Фест (конец II века) именуется «женщинами, практикующими колдовство» ( maleficis mulieribus )» или «летающие женщины» («ведьмы» по переносу) [31] [32]
Преисподняя
[ редактировать ]Есть страйги , стервятники и совы - бубоны, которые кричат на болотах Аида, на краю Тартара. [33] по Сенеки Младшего трагедии «Геркулес Фюренс» . [34] Также, согласно легенде об Оте и Эфиальте , они были наказаны в Аиде тем, что были привязаны к столбу со змеями, а на этом столбе сидел стрикс. [35] [37]
Средневековый
[ редактировать ]Легенда о стриксе сохранилась до Средних веков , как записано в Исидора « Этимологии » . [38] В VII–VIII веках Иоанн Дамаскин приравнивал стиригов (греческое множественное число: греческий : στρίγγαι, Στρῦγγαι ). [39] с геллоудами (мн. гелло ) в его статье «Пери Стриггон» (греч .: περι Strýggῶν ) . [40] Он писал, что иногда они имели телесные тела и носили одежду, а иногда являлись духами. [41]
Современные производные термины
[ редактировать ]Латинский термин «стрига» как по названию, так и по смыслу, как его определили средневековые лексикографы, использовался по всей Центральной и Восточной Европе.
Strega (очевидно, происходит от латинского striga ) — итальянский термин, обозначающий ведьму . Это слово само по себе дало термин, иногда также используемый в английском языке, stregheria , форму колдовства. По-румынски strigăt означает «крик». [42] strigoaică — имя румынской женщины-вампира. [43] а стригой — румынский мужчина-вампир. [44] Оба могут громко кричать, особенно когда становятся полтергейстами — черта, общая у них с банши. [ нужна ссылка ] Стригэт — это также румынское название сипухи и бражника с мертвой головой . [ нужна ссылка ] В албанском фольклоре мы можем встретить штригу , а в славянском — стржигу/стрыху .
Линней назвал биологический род безухих сов Strix ; Исторически считалось (ошибочно) что этот род простирается до сипух .
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Латынь: каниты
- ^ Jump up to: а б Греческий стрикс ( στρίξ или ϛρίγξ ), исправленный от стикса ( ϛύξ/στιξ ). [10]
- ^ Миф — это Бойоса » «Орнитология , сохраненная Антонином Либералисом , описанная ниже.
- ^ Поскольку летучая мышь была единственным крылатым животным, имеющим молочные железы .
- ^ В древнем мире летучую мышь обычно относили к птице; только Аристотель придерживался другого мнения, считая его на полпути между птицей и наземным животным. См. Олифант (1913) , с. 134 н. 4.
- ↑ Их имя когда-то использовалось как проклятие, и это единственная информация, которую дает здесь Плиний.
- ^ Хотя это пример переносного употребления .
- ^ Прокас был легендарным королем Лациума до появления Римской империи .
- ^ Ритуал включал в себя поглаживание перемычки и порога веткой земляничного дерева , а также умиротворение зла нарезанными свиными внутренностями и т. д. Это объясняет обычай есть бобы и бекон в июньские календы в качестве вотивных подношений Карне.
- ^ Стримон, Траисса и Трибаллос
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фрейзер, Джеймс Джордж (1933) изд., Овидий, Фасти VI. 131–, Райли (1851) , с. 216, тр.
- ^ Jump up to: а б с д Арнотт, В. Джеффри (2007). Птицы Древнего мира от А до Я. Рутледж. стр. 2032ф. ISBN 9781134556250 . ISBN 9781134556250
- ^ Латинское слово atra ( ater ) довольно расплывчато и может не указывать на цвет. Олифант (1913) , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Титиниус в Риббеке, Скан. ПЗУ. Поэзис Фрагга. II, 188, латинский отрывок, цитируемый и обсуждаемый Олифантом (1913) , с. 136. И с. 145: «[Плиний] нашел стрикс Титиниана».
- ^ Jump up to: а б с Антонин Либералис, Синагога Метаморфоз 21, переведено в Celoria (1992) , стр. 77–78, обобщено у Олифанта (1913) , стр. 133–134
- ^ Селория (1992) , с. 77–78.
- ^ Олифант (1913) , стр. 134–135.
- ^ Jump up to: а б с Босток, Джон; Райли, Х.Т., изд., тр., Плиний, Естественная история , xi.95. Naturalis Historia» , xi.232.
- ^ Тейт, Питер (2011). Полёты фантазии: птицы в мифах, легендах и суевериях . Издательская группа Random House. ISBN 9780307783974 . ISBN 9780307783974
- ^ Верхейк (1774) , с. 140
- ^ в Стикса [ так в оригинале ], птицу, которая поет в ночи, из которой вылетает еда и питье, голова опущена, ноги опущены, проклятие для воинов и мятежников». Латинский перевод: «Полифон превратился
- ^ Олифант (1913) , с. 134.
- ^ Олифант (1913) , с. 135: «Как женщина-птица, она... обладает тягой к человеческой плоти и крови. Бойо передает это качество своему потомству в человеческом облике, одному только Агриосу в птичьем облике [стервятник]».
- ^ Олифант (1913) , с. 135. Принятие Теодора Бергка постулата о том, что латинская комедия Плавта была переработкой гипотетического «греческого оригинала, принадлежащего Средней комедии четвертого века».
- ^ Jump up to: а б Лоусон (1910) , с. 180.
- ^ Хаттон (2017) , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Олифант (1913) , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Макдонаф (1997) , с. 319.
- ^ Райли, Генри Томас тр. (1912) Псевдол, Закон. 3, сцена 2 . Моррис, EP, изд. (1895) Т. Макки Плаути Псевдолус 820 , с. 57 и примечание, с. 171
- ^ Олифант (1913) , стр. 135–136.
- ^ Макдонаф (1997) , с. 315.
- ^ Макдонаф (1997) , стр. 330–331 относится только к тому, что Карна получила свою силу в качестве компенсации за изнасилование ее Янусом, но в более раннем отрывке из Овидия говорится, что ей была дана белая палочка. Овидий, Фасти 6.110ff. Райли, Томас Х. (1851) тр., Фасти , с. 214 и далее.
- ^ Jump up to: а б Сатирикон 63, цитируется по Олифанту (1913) , с. 144
- ^ В той же работе также отмечается, что стригии питаются костным мозгом или сухожилиями ( нервами ) живых. [23]
- ^ Олифант (1913) , с. 137 и примечание 10.
- ^ mălĕdīco определил «II. В частности, проклятие, проклятие» и «II B. transf., проклятая вещь» в Lewis & Short .
- ^ Макдонаф (1997) , стр. 325–326.
- ^ Сделано «ведьмой Канидией »: Олифант (1913) , с. 137
- ^ Проперций, iii, 6, 29. Женщина Синтия обвиняет свою соперницу в использовании приворотного зелья. Олифант (1913) , с. 137.
- ^ Овидий, Metamporphosis VII, 269. Подробнее, Брукс (1922), перевод . Цитируется Олифантом (1913) , с. 137
- ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1929) изд., Овидий, Фасти 4 , стр. 143, примечания к VI. 131.
- ^ Хаттон (2017) , стр. 69–70.
- ^ Это место находится у Коцита , одной из двух рек, образующих ров с резиденцией Диса , и источником этих рек является Тартаус.
- ^ Геркулес Фюренс , 686 и далее; Уилсон, Эмили (2010) тр. Шесть трагедий , стр. 159–160. Сенека, цитируемый Олифантом (1913) , с. 138: «Тартарские птицы» и др.
- ^ Гигин , Басни 28, цитируется Олифантом (1913) , стр. 138
- ^ Олифант (1913) , с. 138, примечание 11
- ^ Гигин пишет птичий стикс , как у Антония Либеллуса выше. [36]
- ^ Этимологии, книга 12 , гл. 7.42.
- ^ Лоусон (1910) , стр. 178, 181.
- ^ Иоанн Дамаскин, I, с. 473 ( греч . περί Στρυγγῶν ), в Минье, Patrologia Graeca , стр. 473. 1604. Цитируется Лоусоном (1910) , с. 178
- ^ Иоанн Дамаскин, I, с. 473, в Минье, Patrologia Graeca , с. 1604. Цитируется Лоусоном (1910) , с. 144
- ^ ДЕКС Онлайн
- ^ ДЕКС Онлайн
- ^ ДЕКС Онлайн
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
- Антонинус Либералис (1992). «21. Полифонт» . В Селории, Фрэнсис (ред.). Метаморфозы Антонина Либералиса: перевод с комментариями . Психология Пресс. стр. 77–78. ISBN 9780415068963 . ISBN 0415068967
- Антонин Либералис (1774 г.). «XXI. Полифонт» . В Верхейке, Хендрик (ред.). Антонину Либералис Метаморфосеон Сунагоге . Вильгельм Ксиландер , Томас Мюнкер. апуд Сэм. и Джоан. Лухтманс. стр. 137–143.
- Овидий (1851 г.). Райли, Генри Т. (ред.). Фасты, Тристии, Понтийские послания, Ибис и Галевтикон Овидия . ХГ Бон. п. 216 .
Вторичные источники
- Хаттон, Рональд (2017). Ведьма: история страха с древних времен до наших дней . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300229042 .
- Лоусон, Джон Катберт (1910). Современный греческий фольклор и древнегреческая религия: исследование пережитков . Издательство Кембриджского университета. стр. 176–179.
- Макдонаф, Кристофер Майкл (1997). «Карна, Прока и Стрикс в июньских календах». Труды Американской филологической ассоциации . 127 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 315–344. дои : 10.2307/284396 . JSTOR 284396 . JSTOR 284396
- Олифант, Сэмюэл Грант (1913). «История Стриксов: Древняя». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 44 . Издательство Университета Джона Хопкинса: 133–149. дои : 10.2307/282549 . JSTOR 282549 .