Jump to content

Стрикс (мифология)

Внешний вид и крики сов, таких как евразийская сплюшка , возможно, повлияли на греческие представления о стриксах, пьющих кровь.
Химера «Le Stryge» возвышается над Парижем с вершины собора Парижской Богоматери .

Стрикс классической (множественное число полос или стриксов ) в мифологии древности — птица дурного предзнаменования, продукт метаморфозы , питавшаяся человеческой плотью и кровью. Это также относилось к ведьмам и родственным им злобным фольклорным существам.

Описание

[ редактировать ]

Внешний вид

[ редактировать ]

Стрикс . описывается как птица с большой головой, пристальными глазами, хищным клювом и серовато-белыми крыльями [а] и крючковатые когти в «Фасти» Овидия . [1] Это единственное подробное описание стрикса в классической литературе. [2] В другом месте он описывается как тёмный. [3] [4] [2]

Поведение

[ редактировать ]

Стрикс strīx (στρίξ, στριγός[б] Согласно мифу греческого происхождения , существовавшему до 300 г. до н. э. , это было ночное плачущее существо, которое ставило ноги вверх, а голову вниз. [с] [5] Вероятно, это означает (и переводится как) сова, [6] но очень напоминает летучую мышь, которая висит вверх ногами. [7]

Стрикс в более позднем фольклоре представлял собой птицу, которая брызгала молоком в губы (человеческих) младенцев. Плиний в своей «Естественной истории» назвал это абсурдом. [д] [и] и заметил, что невозможно установить, какая именно птица имеется в виду. [ф] [8] [2] Та же самая привычка, когда стрикс лактат пахнет молоком на губах младенца, упоминается Титиниусом , который отметил, что помещение чеснока на младенца было предписанным амулетом для защиты от него. [4] [9] [8]

В случае со страстями Овидия они грозили причинить еще больший вред. Говорят, что они выпотрошили младенца и питались его кровью. Овидий допускает возможность того, что стригии являются птицами природы, продуктами магии или превращениями ведьм с помощью магических заклинаний. [1]

Классические сказки о кровожадности

[ редактировать ]

Миф о греческом происхождении

[ редактировать ]

Согласно Антонина Либералиса » «Метаморфозам , стрикс ( στρίξ ) [б] был метаморфозой Полифонта ; она и ее медвежьи сыновья Агриос и Орей были превращены в птиц в наказание за каннибализм. [5] Здесь стрикс описывается как (птица), «которая плачет по ночам, без еды и питья, головой вниз и кончиками ног вверх, что является предвестником войны и междоусобицы для людей». [11] [5]

Эта сказка сохранилась только в той форме, в которой записана Антонием, который процветал в 100–300 годах нашей эры, но в ней сохранилась более старая сказка из утерянной «Орнитологии» , Бойоса датированная концом 4 века до нашей эры. [12]

В этом греческом мифе злополучная стрикс сама не причиняла вреда людям. Но одна статья предполагает вину за связь с ее сыновьями. [13] и пытается реконструировать древнегреческую веру в стрикса -людоеда , восходящую к этому периоду (4 век до н.э.). [14] С противоположной точки зрения, одно исследование не выявило, что древние греки считали стрикс « ужасом» для человечества, но отметило широко распространенное в Италии убеждение, что это был «кровожадный монстр в форме птицы». В этом исследовании предполагается, что греки позже заимствовали концепцию стрикс как ведьм, концепцию, сформулированную Овидием, [15] и один ученый считает, что греки приняли стрикс как «ужасные детоубийства» «в последние века до нашей эры». [16] Современная греческая форма στρίγλα может свидетельствовать о влиянии латинского уменьшительного стригула . [15]

Раннее прохождение справки на латыни

[ редактировать ]

Первый латинский намек содержится в Плавта комедии « Псевдол », датируемой 191 г. до н.э. [17] в котором кухня плохого повара метафоризируется как страйги («совы-вампиры»), пожирающие желудочно-кишечные органы посетителей, пока они еще живы, и сокращающие их продолжительность жизни. [18] [19] Комментаторы указывают на это как на свидетельство того, что страйги рассматривались как людоедство ( антропофагизм ). [20] [2] [г]

Рассказ Овидия о нападении стригов

[ редактировать ]

» Овидия В «Фасти ( 8 год нашей эры ) страги напали на легендарного царя Прокаса в его колыбели. [час] Нападение было обнаружено и пресечено, но у младенца остались шрамы на щеках и изменение цвета лица . [21] Ритуал, чтобы отвадить стригий от новорожденного принца, впоследствии провела нимфа Кранае жезлом из терна ( спина (или богиня Карна), владевшая подаренным ей Янусом ), способным изгонять зло из всех дверей. [я] [1] [22]

Сатирикон

[ редактировать ]

« Роман Петрония Сатирикон» (конец I века нашей эры) включает в себя историю, рассказанную персонажем Трималхио , описывающую стригов , выхвативших тело уже умершего мальчика, заменив его соломенной куклой. Страйги заявили о своем присутствии своим криком, а слуга, присутствовавший при вторжении, обнаружил женщину и пронзил ее мечом, так что она застонала, но все его тело побледнело и через несколько дней умерло. [23] [24]

Магические ассоциации

[ редактировать ]

Комментарий Плиния о том, что «[ strix ] ... используется в проклятиях» [8] означало, что его имя используется в «сильных» магических проклятиях согласно одной интерпретации, [25] но, возможно, оно использовалось только как ругательство , отражающее его отношение к нему как к проклятому существу. [26] [27]

Есть несколько примеров оперения стриксов и т. д., которые, как говорят, используются в качестве ингредиента в магии. Гораций в своих «Эподах» писал, что перья стрикса являются ингредиентом приворотного зелья . [28] [18] как его Проперций современник [29] В омолаживающем отваре Медеи , который она сварила в котле, использовался длинный список ингредиентов, включая крылья стрикса. [30]

Страйги также стали означать «ведьмы». [17] В одной статье предполагается, что это значение датируется IV веком до нашей эры, на том основании, что в мифе о происхождении Бойоса различные имена [Дж] может быть связано с регионом Македония-Фракия, известным своими ведьмами. [17] Овидия Но более конкретные примеры встречаются в «Фасти» (начало I века нашей эры), где стригии как превращения ведьм предлагаются в качестве одного из возможных объяснений, а Секст Помпей Фест (конец II века) именуется «женщинами, практикующими колдовство» ( maleficis mulieribus )» или «летающие женщины» («ведьмы» по переносу) [31] [32]

Преисподняя

[ редактировать ]

Есть страйги , стервятники и совы - бубоны, которые кричат ​​на болотах Аида, на краю Тартара. [33] по Сенеки Младшего трагедии «Геркулес Фюренс» . [34] Также, согласно легенде об Оте и Эфиальте , они были наказаны в Аиде тем, что были привязаны к столбу со змеями, а на этом столбе сидел стрикс. [35] [37]

Средневековый

[ редактировать ]

Легенда о стриксе сохранилась до Средних веков , как записано в Исидора « Этимологии » . [38] В VII–VIII веках Иоанн Дамаскин приравнивал стиригов (греческое множественное число: греческий : στρίγγαι, Στρῦγγαι ). [39] с геллоудами (мн. гелло ) в его статье «Пери Стриггон» (греч .: περι Strýggῶν ) . [40] Он писал, что иногда они имели телесные тела и носили одежду, а иногда являлись духами. [41]

Современные производные термины

[ редактировать ]

Латинский термин «стрига» как по названию, так и по смыслу, как его определили средневековые лексикографы, использовался по всей Центральной и Восточной Европе.

Strega (очевидно, происходит от латинского striga ) — итальянский термин, обозначающий ведьму . Это слово само по себе дало термин, иногда также используемый в английском языке, stregheria , форму колдовства. По-румынски strigăt означает «крик». [42] strigoaică — имя румынской женщины-вампира. [43] а стригой — румынский мужчина-вампир. [44] Оба могут громко кричать, особенно когда становятся полтергейстами — черта, общая у них с банши. [ нужна ссылка ] Стригэт — это также румынское название сипухи и бражника с мертвой головой . [ нужна ссылка ] В албанском фольклоре мы можем встретить штригу , а в славянском — стржигу/стрыху .

Линней назвал биологический род безухих сов Strix ; Исторически считалось (ошибочно) что этот род простирается до сипух .

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Латынь: каниты
  2. ^ Jump up to: а б Греческий стрикс ( στρίξ или ϛρίγξ ), исправленный от стикса ( ϛύξ/στιξ ). [10]
  3. ^ Миф — это Бойоса » «Орнитология , сохраненная Антонином Либералисом , описанная ниже.
  4. ^ Поскольку летучая мышь была единственным крылатым животным, имеющим молочные железы .
  5. ^ В древнем мире летучую мышь обычно относили к птице; только Аристотель придерживался другого мнения, считая его на полпути между птицей и наземным животным. См. Олифант (1913) , с. 134 н. 4.
  6. Их имя когда-то использовалось как проклятие, и это единственная информация, которую дает здесь Плиний.
  7. ^ Хотя это пример переносного употребления .
  8. ^ Прокас был легендарным королем Лациума до появления Римской империи .
  9. ^ Ритуал включал в себя поглаживание перемычки и порога веткой земляничного дерева , а также умиротворение зла нарезанными свиными внутренностями и т. д. Это объясняет обычай есть бобы и бекон в июньские календы в качестве вотивных подношений Карне.
  10. ^ Стримон, Траисса и Трибаллос
  1. ^ Jump up to: а б с Фрейзер, Джеймс Джордж (1933) изд., Овидий, Фасти VI. 131–, Райли (1851) , с. 216, тр.
  2. ^ Jump up to: а б с д Арнотт, В. Джеффри (2007). Птицы Древнего мира от А до Я. Рутледж. стр. 2032ф. ISBN  9781134556250 . ISBN   9781134556250
  3. ^ Латинское слово atra ( ater ) довольно расплывчато и может не указывать на цвет. Олифант (1913) , с. 136.
  4. ^ Jump up to: а б Титиниус в Риббеке, Скан. ПЗУ. Поэзис Фрагга. II, 188, латинский отрывок, цитируемый и обсуждаемый Олифантом (1913) , с. 136. И с. 145: «[Плиний] нашел стрикс Титиниана».
  5. ^ Jump up to: а б с Антонин Либералис, Синагога Метаморфоз 21, переведено в Celoria (1992) , стр. 77–78, обобщено у Олифанта (1913) , стр. 133–134
  6. ^ Селория (1992) , с. 77–78.
  7. ^ Олифант (1913) , стр. 134–135.
  8. ^ Jump up to: а б с Босток, Джон; Райли, Х.Т., изд., тр., Плиний, Естественная история , xi.95. Naturalis Historia» , xi.232.
  9. ^ Тейт, Питер (2011). Полёты фантазии: птицы в мифах, легендах и суевериях . Издательская группа Random House. ISBN  9780307783974 . ISBN   9780307783974
  10. ^ Верхейк (1774) , с. 140
  11. ^ в Стикса [ так в оригинале ], птицу, которая поет в ночи, из которой вылетает еда и питье, голова опущена, ноги опущены, проклятие для воинов и мятежников». Латинский перевод: «Полифон превратился
  12. ^ Олифант (1913) , с. 134.
  13. ^ Олифант (1913) , с. 135: «Как женщина-птица, она... обладает тягой к человеческой плоти и крови. Бойо передает это качество своему потомству в человеческом облике, одному только Агриосу в птичьем облике [стервятник]».
  14. ^ Олифант (1913) , с. 135. Принятие Теодора Бергка постулата о том, что латинская комедия Плавта была переработкой гипотетического «греческого оригинала, принадлежащего Средней комедии четвертого века».
  15. ^ Jump up to: а б Лоусон (1910) , с. 180.
  16. ^ Хаттон (2017) , с. 69.
  17. ^ Jump up to: а б с Олифант (1913) , с. 135.
  18. ^ Jump up to: а б Макдонаф (1997) , с. 319.
  19. ^ Райли, Генри Томас тр. (1912) Псевдол, Закон. 3, сцена 2 . Моррис, EP, изд. (1895) Т. Макки Плаути Псевдолус 820 , с. 57 и примечание, с. 171
  20. ^ Олифант (1913) , стр. 135–136.
  21. ^ Макдонаф (1997) , с. 315.
  22. ^ Макдонаф (1997) , стр. 330–331 относится только к тому, что Карна получила свою силу в качестве компенсации за изнасилование ее Янусом, но в более раннем отрывке из Овидия говорится, что ей была дана белая палочка. Овидий, Фасти 6.110ff. Райли, Томас Х. (1851) тр., Фасти , с. 214 и далее.
  23. ^ Jump up to: а б Сатирикон 63, цитируется по Олифанту (1913) , с. 144
  24. ^ В той же работе также отмечается, что стригии питаются костным мозгом или сухожилиями ( нервами ) живых. [23]
  25. ^ Олифант (1913) , с. 137 и примечание 10.
  26. ^ mălĕdīco определил «II. В частности, проклятие, проклятие» и «II B. transf., проклятая вещь» в Lewis & Short .
  27. ^ Макдонаф (1997) , стр. 325–326.
  28. ^ Сделано «ведьмой Канидией »: Олифант (1913) , с. 137
  29. ^ Проперций, iii, 6, 29. Женщина Синтия обвиняет свою соперницу в использовании приворотного зелья. Олифант (1913) , с. 137.
  30. ^ Овидий, Metamporphosis VII, 269. Подробнее, Брукс (1922), перевод . Цитируется Олифантом (1913) , с. 137
  31. ^ Фрейзер, Джеймс Джордж (1929) изд., Овидий, Фасти 4 , стр. 143, примечания к VI. 131.
  32. ^ Хаттон (2017) , стр. 69–70.
  33. ^ Это место находится у Коцита , одной из двух рек, образующих ров с резиденцией Диса , и источником этих рек является Тартаус.
  34. ^ Геркулес Фюренс , 686 и далее; Уилсон, Эмили (2010) тр. Шесть трагедий , стр. 159–160. Сенека, цитируемый Олифантом (1913) , с. 138: «Тартарские птицы» и др.
  35. ^ Гигин , Басни 28, цитируется Олифантом (1913) , стр. 138
  36. ^ Олифант (1913) , с. 138, примечание 11
  37. ^ Гигин пишет птичий стикс , как у Антония Либеллуса выше. [36]
  38. ^ Этимологии, книга 12 , гл. 7.42.
  39. ^ Лоусон (1910) , стр. 178, 181.
  40. ^ Иоанн Дамаскин, I, с. 473 ( греч . περί Στρυγγῶν ), в Минье, Patrologia Graeca , стр. 473. 1604. Цитируется Лоусоном (1910) , с. 178
  41. ^ Иоанн Дамаскин, I, с. 473, в Минье, Patrologia Graeca , с. 1604. Цитируется Лоусоном (1910) , с. 144
  42. ^ ДЕКС Онлайн
  43. ^ ДЕКС Онлайн
  44. ^ ДЕКС Онлайн

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]

Первоисточники

Вторичные источники

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a3470f2f7a712856f1ccc1c52b9096f6__1722331080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/f6/a3470f2f7a712856f1ccc1c52b9096f6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Strix (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)