фрако-иллирийский
фрако-иллирийский | |
---|---|
(предложенный) | |
Географический распределение | Балканы |
Лингвистическая классификация | Индоевропейский
|
Праязык | Прото-фрако-иллирийский |
Подразделения |
Гипотетический индоевропейский филогенетические клады |
---|
Балканский |
Другой |
Термин «фрако-иллирийский» относится к гипотезе, согласно которой дако-фракийский и иллирийский языки составляют отдельную ветвь индоевропейского языка . Фрако-иллирийский также используется как термин, просто подразумевающий фракийско - иллирийское вмешательство , смесь или sprachbund , или как сокращенный способ сказать, что не определено, следует ли считать предмет относящимся к фракийскому или иллирийскому. В переводе с геолингвистической концепции эти языки называются палеобалканскими .
Лингвистическая гипотеза была особенно актуальна в начале 20 века, но после 1960-х годов она была серьезно поставлена под сомнение. В новых публикациях утверждалось, что не существует убедительных доказательств фрако-иллирийского языка и что эти две языковые области демонстрируют больше различий, чем соответствий ( Владимир Георгиев , Иван Дуриданов , Эрик Хэмп и др. ). Указывалось также, что ономастические исследования, проводившиеся в XX веке, проводились на основе панфракийского и паниллирийского считаются устаревшими теоретических подходов, которые в современной исторической лингвистике . [1]
Языковой контакт и сходство
[ редактировать ]Реки Вардар . , Южная Морава и Великая Морава обычно считаются границами между Иллирийской и Фракийской сферами на западе и востоке соответственно [2] Однако у Фракии и Иллирии не было четкой границы. [3] Очевидно, также существовало значительное взаимодействие между иллирийской и фракийской сферами: некоторые фракийские группы занимали иллирийскую сферу, и наоборот; принадлежность некоторых групп к иллирийским или фракийским также остается неясной. [4] или, в некоторых случаях, фрако-иллирийскую смесь. [5] Такие факторы усиливают впечатление, что многие сходства между иллирийскими и фракийскими лексиками возникли в результате языкового контакта . [6]
Другие ученые, такие как румынский лингвист и историк Ион Руссу , утверждают, что между иллирийцами и фракийцами существовало большое сходство, и поэтому вероятна общая, наследственная языковая ветвь, а не формирование ими sprachbund . [3] Среди фрако-иллирийских переписок, отмеченных И. И. Руссу, можно выделить следующие:
иллирийский | Дако-фракийский | Примечания |
---|---|---|
Аброй | Открыть- | Абре – элемент, взятый из некоторых фракийских антропонимов. |
Аплои, Аплюс, Апулия | Апули , Апулус, Апулум | |
Bilia, Bilios | Когда | |
Дарди, Дардани | Дарданос, Дарда-пара | |
Саприн | Сапри-Сара | |
Отдельный | Сапайой | |
Шесть | Сита, Сейта | |
Скорбь | Трибалли , Трибанта | |
Зорада | Зар-, Зур- |
Немногие фрако-иллирийские соответствия являются точными, а некоторые могут быть неверными, даже из приведенного выше списка. Сорин Палига (2002), однако, утверждает: «Согласно имеющимся данным, мы можем предположить, что фракийский и иллирийский языки были взаимопонятны, например, как чешский и словацкий , в одной крайности, или как испанский и португальский , в другой».
Однако другие лингвисты утверждают, что иллирийский и фракийский языки были разными индоевропейскими ветвями, которые позже сошлись в результате контактов. Также важно, что иллирийские языки до сих пор не классифицированы, были ли они кентумными или сатемными языками, хотя неоспоримо, что фракийский язык был сатемным языком в классический период (сатемная природа протофракийского языка оспаривается, Olteanu 2002).
Из-за фрагментарных свидетельств как иллирийского, так и фрако-дакийского языков существование фрако-иллирийской ветви остается спорным. Доказательства фрако-иллирийской ветви также искались в албанском языке , который, как утверждается, развился либо из иллирийского языка с фрако-дакийским влиянием, либо из фрако-дакийского языка с иллирийским влиянием. [7] [8] Однако аргументы в пользу таких утверждений, как правило, носят круговой характер: например, родство албанцев с фракийцами подтверждается приписыванием фракийцам албанских черт. [9]
Из-за нехватки письменных свидетельств в текущих исследованиях можно с уверенностью сказать, что, с одной стороны, значительная группа общих индоевропейских неромантских родственников албанского и румынского языков указывает, по крайней мере, на контакт с «дако-фрако- Мезийский комплекс», и что, с другой стороны, есть некоторые свидетельства, позволяющие утверждать, что албанский язык произошел от «иллирийского комплекса». [10] На основании общих черт и нововведений албанский язык сгруппирован вместе с мессапическим в одной ветви современной филогенетической классификации индоевропейской языковой семьи , называемой « албаноидной » или «иллирийской». [11] [12] [13] [14] [15]
См. также
[ редактировать ]- Албанский язык
- Балканская языковая ассоциация
- Классификация фракийцев
- Дакийский язык
- Палеобалканские языки
- Румынские слова возможного дакийского происхождения (и сравнение с албанскими словами)
- Албанско-румынские лингвистические отношения
- фракийский язык
- Венетический язык
Примечания
[ редактировать ]- ^ Место Пеониана остается неясным. [16] При изучении пеонского языка мало что было установлено, и некоторые лингвисты не признают пеонийскую территорию отдельно от иллирийской или фракийской. Место Древнего Македонского также не определено. Палига (2002) утверждает: «Поэтому трудно сказать, говорили ли древние македонцы на идиоме, более близкой к фракийской, иллирийской, греческой, или на какой-то определенной идиоме». [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бабамова, Славица (2008). «Личные имена на территории Пеонии в римский период» . Жива Антика / Antiquité Vivante . 58 (1–2): 87–96. eISSN 2671-3985 . ISSN 0514-7727 . п. 94.
- ^ Балканы
- ^ Перейти обратно: а б Русский 1969 год .
- ^ Уилкс, Дж. Дж. Иллирийцы, 1992, ISBN 0-631-19807-5 ., с. 85: «Было много споров о том, были ли дарданцы иллирийским или фракийским народом...»
- ^ Уилкс и др., 1992.
- ^ Конопля, Георгиев и др.
- ^ Фортсон, Бенджамин В. (2004). Индоевропейский язык и культура . Издательство Блэквелл. п. 390. ИСБН 1-4051-0316-7 .
Широко распространенное утверждение [о происхождении языка] о том, что это современный потомок иллирийского языка, на котором говорили практически в том же регионе в классические времена, имеет географический и исторический смысл, но лингвистически не поддается проверке, поскольку мы так мало знаем об иллирийском языке. Конкурирующие гипотезы, также не поддающиеся проверке, могли бы привести к выводу, что албанский язык произошел от фракийского, еще одного утраченного древнего языка, родившегося дальше на востоке, чем иллирийский, или от дако-мизийского...
- ^ "С конца XIX века центральное место в этой проблеме [происхождении албанского языка] принадлежит вопросу о возможном развитии албанского языка из одного из языков, на которых говорили в Античности в северной части Балкан. Однако сам этот вопрос возник в результате предположений, носивших во многом дедуктивный характер. Две основные теории рассматривают албанский язык как потомка либо иллирийского, либо фракийского языков соответственно...» Русаков Александр. "Албанский". В: Мате Капович (ред.). Индоевропейские языки . Второе издание. Рутледж, 2017. с. 555.
- ^ Ледесма, Мануэль Санс (1996). Классические издания (ред.). Албанский язык: грамматика, история, тексты . Instrumenta studiorum: индоевропейские языки (на испанском языке). стр. 37–38. ISBN 9788478822089 . .
- ^ Фридман, Виктор (2022). «Балканы». В Саликоко Муфвене, Анна Мария Эскобар (ред.). Кембриджский справочник по языковым контактам: Том 1: Движение населения и изменение языка . Кембриджские справочники по языку и лингвистике. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781009115773 .
- ^ Хиллестед, Адам; Джозеф, Брайан Д. (2022). «Албанский» . В Оландере, Томас (ред.). Индоевропейская языковая семья: филогенетическая перспектива . Издательство Кембриджского университета. стр. 223–245. дои : 10.1017/9781108758666.013 . ISBN 9781108758666 . S2CID 161016819 . п. 235.
- ^ Интема, Доуве (2017). «Доримские народы Апулии (1000–100 гг. до н.э.)» . У Гэри Д. Фарни, Гая Брэдли (ред.). Народы Древней Италии . Справочник Де Грютера. Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. стр. 337–. ISBN 9781614513001 . п. 337.
- ^ Фридман, Виктор А. (2020). «Балканы». В Евангелии Адаму , Ярон Матрас (ред.). Справочник Routledge по языковому контакту . Справочники Routledge по лингвистике. Рутледж. стр. 385–403. ISBN 9781351109147 . п. 338.
- ^ Майер, Марек (2019). «Индоевропейская предыстория албанского слова «сестра»». Международный семинар по албанскому языку, литературе и культуре [ Международный семинар по албанскому языку, литературе и культуре ] (на албанском языке). 1 (38). Приштинский университет : 252–266. ISSN 2521-3687 . п. 258.
- ^ Трампер, Джон (2018). «Некоторые кельто-албанские изоглоссы и их значение». В Гримальди, Мирко; Лай, Розангела; Франко, Людовико; Балди, Бенедетта (ред.). Структурирование вариаций в романской лингвистике и за ее пределами: в честь Леонардо М. Савойи . Издательство Джона Бенджамина. ISBN 9789027263179 . п. 383–386.
- ^ Пионеры
Библиография
[ редактировать ]- Георгиев Владимир.
- Палига, Сорин . Праславянские топонимы . 2002.
- Руссу, Ион И. (1969). Язык фрако-даков (на румынском языке). Бухарест: Научное издательство .
- Уилкс, Джей-Джей (1992). Иллирийцы . Блэквелл. ISBN 06-3119-807-5 .