Дардан
Языки | |
---|---|
Палео-балканская языковая группа |
Дардани Дардания ( / ˈ d ɑːr d ə n aɪ / ; древнегреческий : Δαρδάνιοι , Δάρδανοι ; латынь : Дардани ) или дарданцы были палеобалканским народом, который жил в регионе, который был назван в честь их поселения там. [1] [2] Они были одними из старейших балканских народов, и их общество было очень сложным. [3] Дардани были наиболее стабильным и консервативным этническим элементом среди народов центральных Балкан, сохраняя постоянное присутствие в регионе на протяжении нескольких столетий. [4] [5]
Древняя традиция считала дарданов иллирийским народом . [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] Страбон , в частности, также упоминая галабри и тунаты как дарданские племена, описывает дарданов как один из трех сильнейших иллирийских народов, два других — ардиаев и автариатов . [13] [14] Поскольку дарданцы следовали своему своеобразному географическому, социальному и политическому развитию в Дардании , некоторые древние источники также отличают их от тех иллирийцев, населявших центральное и южное побережье восточной Адриатики и ее внутренних районов, которые составили свою собственную общественно-политическую формацию. , называемое « Иллирийским царством ». древними авторами [12] [8] [15] Дарданы также были родственниками своих фракийских соседей. [16] [17] [18] появляются фракийские В римские времена в восточной полосе Дардании названия, а также там появляются несколько фракийских и дакийских топонимов, таких как Дардапара и Кемедава , [19] но среди остальных доминировали иллирийские имена. [20] Тем не менее древние авторы не отождествляли дарданцев с фракийцами, и Страбон явно проводит между ними четкое различие. [21] [22]
Царство Дардания было засвидетельствовано с 4-го века до нашей эры в древних источниках, сообщающих о войнах, которые дарданцы вели против своего юго-восточного соседа - Македонии - до 2-го века до нашей эры. [16] Историк Юстин , основной источник по истории македонских царей, ссылается на «иллирийскую войну» между 346 и концом 343 года до нашей эры, которую вели «Дардани и другие соседние народы» против Филиппа II Македонского , который выиграл конфликт. . [23] [24] После того, как кельтское вторжение на Балканы ослабило государство македонцев и пеонийцев , политическая и военная роль дарданцев в регионе стала возрастать. Они расширили свое государство до окончательно исчезнувшей из истории области Пэонии и некоторых территорий южных иллирийцев. Дарданийцы сильно давили на македонцев, используя любую возможность для нападения на них. Однако македонцы быстро восстановились и укрепили свое государство, а дарданцы потеряли свою важную политическую роль. Усиление Иллирийского ( Ардиейско - Лабеатского ) государства на своих западных границах также способствовало ограничению воинственных действий дарданцев по отношению к своим соседям. [25]
Дарданийцы сражались против римских проконсулов и в конце концов были побеждены, вероятно, Марком Антонием в 39 г. до н.э. или Марком Лицинием Крассом в 29/8 г. до н.э. [16] Они были включены в состав римской провинции Мезия . После того, как в 86 году нашей эры римский император Домициан разделил провинцию Мезия на Верхнюю Мезию и Нижнюю Мезию , Дардани располагались на юге Верхней Мезии. [26] [16] Римская колония была основана в Скупи на дарданской территории при династии Флавиев . Во II веке нашей эры дарданцы все еще были известны как разбойники ( latrones dardaniae) . В поздний имперский период их территория была родиной многих римских императоров , особенно Константина Великого и Юстиниана I. [16]
Имя
[ редактировать ]Этноним дардани засвидетельствован в древнегреческой литературе как Дарданеис , Дарданиой и Дарданой , а также в латыни как Дардани . [27] Для обозначения их территории использовался термин Дарданике ( Δαρδανική ). [28] Корень Дард- засвидетельствован за пределами Дарданской области и Трояно-Дарданской области в ряде других древних этнонимов, личных имен и топонимов: Дардас , opraetor epiratrum ; Δερδιενις , имя македонско-элимотских князей; Δερδια в Фессалии ; Δερδενις на Лесбосе ; в древней Апулии Дарди — даунское племя, Дерденсис — регион и Δαρδανον — даунское поселение. Суффикс -ано в дарде был общим для многих индоевропейских языков. [29]
Названия двух основных дарданских племен – Галабри/Галабриои и Тунатэ/Тунатай – были соответственно связаны с мессапическими калабрами/калабри и дауниами/дауниями в Апулии (юго-восточная Италия ) Палео-Балканского происхождения. [30] [17]
Этимология
[ редактировать ]Имя Дардан- (этноним: Δάρδανοι / Дардани ; топоним: Δαρδανική / Дардания ) традиционно связано с тем же корнем, что и дардхе , албанское слово, означающее «груша», [16] [31] а также Альб. дархан , дардан , «джинсы». [31] Этноним пирусты , который засвидетельствован еще с римских времен для племени, близкого к дарданам или проживающего в Дардании, считается латинским переводом дардани (ср. латинское pirus «груша»), [32] что подтвердило бы связь с албанской дардхе . [33]
В 1854 году Иоганн Георг фон Хан был первым, кто предположил, что названия Дарданой и Дардания связаны с албанским словом dardhë («груша, грушевое дерево»). Об этом свидетельствует тот факт, что в регионе не известны топонимы, связанные с фруктами или животными (ср. алб. dele, delmë «овца», предположительно родственные Далмации, Ульцинь в Черногории < алб. ujk, ulk «волк» и т. д.) . . [34] [35] типичные албанские топонимы, образованные от того же корня, что и дардэ Засвидетельствованы : Дардхан-и (в 1467 г. н.э.), Дардханеш-и (1431 г.), Дардхаси (1431 г.), Дардас (1467 г.), Дардэ-а (1417 г.), Дарда , Дардхица. -а (1431). [36] Несколько современных топонимов встречаются в различных частях Албании , в том числе Дардха в Берате , Дардха в Корче , Дардха в Либражде , Дардха в Пуке , Дардхас в Поградце , Дардхадж в Мирдите и Дардхес в Пермете . Дардха в Пуке записана как Дарда в церковном отчете 1671 года и на карте венецианского картографа 1688 года. Дардха — также название албанского племени в северной части округа Дибра . [35] [31]
Мнения по поводу этимона корня в протоалбанском , а в конечном итоге и в протоиндоевропейском языке расходятся . На основе предполагаемой связи между албанским дардхе и греческим ἄχερδος, ἀχράς «дикая груша», учеными предварительно реконструирован общий индоевропейский корень: * ĝʰor-d- «терновый куст»; * (n)ĝʰ∂rdis ; * ĝʰerzd⁽ʰ⁾- «колючий, зерно, ячмень». Однако было высказано предположение, что эта связь возможна только при условии, что это древнее общее балкано-эгейское слово-основополагающее слово для албанского и греческого языков. [37] [38] [39] Предлагаемый индоевропейский корень * dʰeregh- «колючее растение» с протоалбанской формой, реконструированной как * dʰorĝʰ-eh₂- , не ясен. [37] [39] Совсем недавно для албанского dardhë derdh , « выбрасывать было реконструировано протоалбанское * dardā, которое само по себе является производным от выливать , разливать, выделять, отливать (металлы)» < PAlb * derda . В древнеалбанских текстах корень записан неумлаутизированным : dardh . Оно продолжает протоалбанское * darda , которое близко звукоподражательному литовскому dardĕti "греметь", латвийскому dàrdêt "скрипеть", валлийскому go-dyrddu "бормотать, бормотать" (семантическое развитие слова "груша", встречающееся в албанском может также встречается в славянской параллели gruša , kruša «груша, грушевое дерево» < * grušiti , * krušiti «крошить, ломать», а также в индоевропейской параллели * peisom «груша» < * peis- ). [40] Славянские топонимы с «Крушево» (от праславянского kruša, «груша») и другими родственными топонимами, особенно встречающимися в районе древнего Дардани, были предложены в качестве южнославянских переводов Дарда- топонимов. [41]
связывают с именем Дардан Некоторые ученые и другие корни. Была предложена возможная связь с дарда «пчела», возможно, первоначально со значением «шум», «болтовня», по сравнению с санскритским dardurá- «лягушка», «трубка», литовским dardėt́i «греметь», «болтовня». (что, однако, Орел считает [40] как звукоподражательная форма, связанная с албанским derdh , следовательно, с dardhë , см. выше), Gkreek δάρδα · μέλισσα «пчела», иногда интерпретируемая как μόλυσμα «пятно», δαρδαίνει · μολύνει «пятнать», оба позднеантичные свидетельства Исихия (V век). CE) и с аберрантной семантикой. [42] Другая связь была установлена с корнем PIE * dhereĝh - «держать», «сильный», который превратился бы в dard - в соответствии с фонетическим изменением звонких небных велярных звуков, которые являются характерной чертой албанского языка. [43]
Мнение, критикующее этимологию, основанную на корнях, которые первоначально включали *g̑h , потому что в самой ранней форме албанского PIE *g̑h превратился в *dʑ и, соответственно, позже в *dz , который в греческих/латинских документах должен был писаться с /z/, / s/ или подобная буква вместо /d/ опровергается подтверждением протоалбаноидного термина diellina « белена ». [44] Этот термин упоминается как «фракийско-дакийский» фитоним древнегреческим фармакологом Педанием Диоскоридом (I в. н. э.), и он имеет четкую этимологическую связь с албанским словом diell «солнце» ( diellina « белена » принадлежит к роду, называемому solanum с латинским корнем sol «солнце», названным так из-за желтых листьев), демонстрируя характерное албанское фонетическое изменение, при котором звонкий небный велярный *ĝ(h)- превратился в межзубной dh или зубной d , проходя через промежуточные стадии, представленные небно-альвеолярным аффрикатом, звонким ş́ [dʑ], зубным аффрикатом dz и далее через заключительную стадию dð (т. е. *ĝ(h)- > ş́ [dʑ] > dz > dð > dh/d : Alb. dielli < PAlb. *dðiella < *dziella- < EPAlb. *́élu̯a- < PIE *ϵʰélh₃u̯o- «желтый, золотистый, яркий/блестящий»). [45] Это явление отражает неуверенность древнегреческих и римских авторов в транскрипции незнакомых им протоалбанских аффрикат. Действительно, многие подобные примеры палеобалканских имен с чередующимся написанием в древней литературе, в которых используются как дентальные, так и шипящие звуки, могут быть связаны с более ранней стадией албанского языка и, кроме того, служат убедительным подтверждением тезиса Эрика Хэмпа о протоалбаноидных диалектах, на которых говорят в центрально-западные Балканы, включая исторические регионы Дардания, собственно Иллирия, Пеония, Верхняя Мезия, западная Дакия и западная Фракия. [45]
Имя в древних источниках
[ редактировать ]Имя Дарданов впервые упоминается в «Илиаде» от имени Дардана , основавшего Дардан на Эгейском побережье Анатолии , и его народа Дарданой топоним Дарданеллы , от которого произошел . Другие параллельные этнические названия на Балканах и в Анатолии соответственно включают: Энети и Энетой , Бригес и Фригес . Эти параллели указывают на более тесные связи, чем просто корреляция имен. Согласно нынешнему объяснению, эта связь, вероятно, связана с крупномасштабным перемещением народов, произошедшим в конце бронзового века (около 1200 г. до н.э.), когда нападения « народов моря » поразили некоторые из устоявшихся держав вокруг. Восточное Средиземноморье . [46]
В древней историографии дарданы на Балканах упоминаются как народ второго века до нашей эры Полибием , который описывает их войны против Македонии в третьем веке до нашей эры. [47] Историками эллинистической и римской древности, упоминающими дарданцев, являются Диодор Сицилийский , Марк Теренций Варрон , Страбон , Саллюстий , Аппиан , Дионисий Галикарнасский и другие. [48] Согласно мифологической традиции, сообщенной Аппианом (II век нашей эры), Дарданос (Δάρδανος), один из сыновей Иллирия (Ἰλλυριός), был одноименным предком Дарданой ( Δάρδανοι). [49] В древних источниках дардани упоминаются как один из иллирийских народов и/или как отдельная группа в регионе Дардания. По сути, дардани были иллирийцами с этнолингвистической точки зрения, но они следовали своему собственному специфическому географическому, социальному и политическому развитию в Дардании . [50]
В конце I века до нашей эры в Риме сформировался новый идеологический дискурс. Распространенный такими поэтами, как Гораций и Овидий , он создал славное троянское прошлое для римлян, которые считались потомками троянских дарданцев. За годы до того, как история происхождения троянцев стала официальным римским повествованием об их происхождении, римляне вступили в конфликт на Балканах с дарданами. [51] В публичном дискурсе это создало проблему, заключающуюся в том, что римскую армию можно было рассматривать как сражающуюся против народа, который мог быть связан с предками римлян. Образ исторического Дардана в I веке до нашей эры представлял собой образ иллирийских варваров, совершивших набег на их македонскую границу, и с ними пришлось иметь дело. В этом контексте в римских источниках появилось имя народа, известного как моэси . Моези . упоминаются только в трех древних источниках в период после смерти императора Августа в 14 г. н. э Само название было взято от имени мизийцев в Малой Азии. [52] Выбор, по-видимому, связан с тем фактом, что мизийцы троянской эпохи жили рядом с дарданцами троянской эпохи. Поскольку имя Дардани в римском дискурсе стало связано с предками римлян, настоящий Дардани стал называться в римской литературе другими именами. После смерти Августа их имя в связи с Балканами стало политической проблемой. После смерти Августа новым императором стал Тиберий , его пасынок и самый высокопоставленный римский полководец на Балканах. Поскольку Тиберий сыграл ключевую роль в завоевании римлянами Балкан, его как императора нельзя было изображать как победителя дарданцев , чье имя было построено как имя мифических прародителей римлян. Таким образом, было принято решение создать новое название Дардания и Дардани. Несмотря на это решение и административное использование названий Мезия и Моэси для Дардани и Дардании , первоначальное использование названия сохранилось такими авторами, как Аппиан. [52] Название Дардания не использовалось в административном контексте в течение нескольких сотен лет после этого периода. Он был воссоздан императором Диоклетианом только в III веке нашей эры. [53]
История
[ редактировать ]Появление
[ редактировать ]Территория современного Косово , составлявшая ядро Дардани, была заселена с эпохи неолита . Руник и Влашне — два наиболее значительных памятника периода неолита. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры протоиндоевропейские племена мигрировали и поселились в регионе вместе с существующим неолитическим населением. В этот период появляются новые методы ведения сельского хозяйства и скотоводства, а также образуются новые поселения в Косово. Сосуществование и смешение неолитического населения и говорящих на языке PIE породило материальную культуру , которая развилась в бронзовом веке (2100-1100 гг. до н. э.) в таких поселениях, как Влашне, Корише, Пограгье, Бардхи-и-Мад и Топаница.
Археологические исследования на территории Дардании значительно расширились с 2000 г. В современных исследованиях используется периодизация четырех фаз развития доримской Дардании: [54]
- 11-9 века до нашей эры, переходный период между бронзовым и железным веками.
- VIII-VII века до нашей эры, I этап железного века.
- VI-IV века до н.э., фаза II железного века, во время которой контакты со Средиземноморьем и импорт из Греции увеличиваются.
- IV-I века до нашей эры, эллинистический период.
В железном веке жилищное развитие получило дальнейшее развитие с появлением культуры Гласинац-Мат , иллирийской материальной культуры, которая развилась на западных Балканах железного века. [55] Дардани, как они стали известны в классической древности, были одной из особых групп культуры Гласинак-Мат. [56]
Культурная группа Брница была культурным проявлением позднего бронзового века на территории будущей Дардании, тесно связанной с Балкано-Дунайским комплексом. [57] [58] [59] Оно датируется 14-10 веками до нашей эры. [57] и появляется в Косово, долине Моравы, Санджаке, Македонии и Юго-Восточной Сербии. [60] В югославской историографии, начиная с Милютина Гарашанина в 1970-х и 1980-х годах, брницкая культура стала интерпретироваться как « дако-мезийский », а не « иллирийский » языковой компонент позднего Дардани. [58] [61] До этого изменения югославские ученые считали дардани иллирийцами. Повествование об особой «дако-мезийской» концепции возникло как ответ албанским и болгарским исследователям, и особенно на изменения внутри Югославии, вызванные ростом местного национализма. [62]
Классическая античность
[ редактировать ]В Дардании племенная аристократия и предгородская застройка возникли с VI–V вв. до н.э. Контакты дарданцев со средиземноморским миром начались рано и усилились в эпоху железного века. Торговые связи с древнегреческим миром были созданы с VII века до нашей эры. [63] За протогородским развитием последовало создание городских центров и появление ремесленничества, а дарданское государство . с IV века до нашей эры начало развиваться [63] Материальная культура и описания в классических источниках позволяют предположить, что дарданское общество достигло продвинутой фазы развития. [3] [64]
Дарданы упоминаются как одни из противников Македонии в IV веке до нашей эры, столкнувшиеся с Филиппом II , сумевшим подчинить себе их и их соседей, вероятно, в ранний период своего правления. [24] Дардани хранили молчание до смерти Филиппа II, после чего планировали дезертирство . Однако их беспорядки не стали причиной открытой войны, поскольку Александру Македонскому удалось получить полный контроль над королевством и его армией после того, как он унаследовал македонский престол от своего отца. Действительно, дарданы не упоминаются в древних отчетах о событиях балканского похода Александра . [65] Похоже, что дарданы избежали македонского правления во время войн диадохов между 284 и 281 годами до нашей эры, во времена империи Лисимаха . После этого Дардани стали постоянной угрозой Македонии на ее северных границах. [66]
В 279 г. до н.э., во времена великого кельтского вторжения , Дардания подверглась набегу нескольких кельтских племен во время их походов, предпринятых с целью разграбления сокровищниц греческих храмов. [66] отказался от него, Во время этих событий неназванный дарданский царь предложил македонцам помочь с 20 000 солдат для противодействия вторгшимся кельтам, но македонский царь Птолемей Кераун который, недооценив силу кельтов, погиб, сражаясь с ними. [67] [68] [66] оракула Лишь у Дельфийского кельты в конце концов были арестованы и потерпели поражение. После этого они отошли на север, проходя через Дарданию, однако были полностью уничтожены дарданами. [69] Дальнейшие упоминания о дарданах содержатся в древних источниках, описывающих постоянные войны дарданцев против македонцев второй половины III века до нашей эры. [69]
После того, как кельтское вторжение на Балканы ослабило государство македонцев и пеонийцев , политическая и военная роль дарданцев в регионе стала возрастать. Они расширили свое государство до территории Пеонии , которая окончательно исчезла из истории. [25] В 230 году Дардани под предводительством Лонгара. [70] захватил Вилазору у пеонийцев. [71] Воспользовавшись слабостью Македонии, в 229 году дарданы напали на Македонию и победили Деметрия II . в важном сражении [72] Одержав великую победу над македонской армией, дарданы вторглись в саму Македонию. Дарданская экспансия в Македонию, аналогичная ардиейской экспансии в Эпире примерно в те же годы, возможно, была частью общего движения среди иллирийских народов. [73]
В этот период влияние дарданцев в регионе росло, и некоторые другие иллирийские племена покинули Теуту , присоединившись к дарданам под командованием Лонгара и вынудив Теуту отозвать свои экспедиционные силы в Эпире. [74] Когда Филипп V взошел на македонский престол, в 220-219 гг. до н.э. начались стычки с Дарданами и ему удалось в 217 г. до н.э. отобрать у них Вилазору. Стычки продолжались в 211 и 209 годах, когда отряд Дардани под командованием Аэропа, вероятно, претендента на македонский трон, захватил Лихнида и разграбил Македонию, взяв 20 000 пленных и отступив прежде, чем силы Филиппа смогли добраться до них. [75]
В 201 году Батон Дарданский вместе с Плевратом Иллирийцем и Аминандером, царем Афамании, сотрудничал с римским консулом Сульпицием в его экспедиции против Филиппа V. [76] Находясь постоянно под угрозой нападений дарданцев на Македонию, около 183 г. до н. э. Филипп V заключил союз с бастарнами и пригласил их поселиться в Пологе, ближайшем к Македонии регионе Дардании. [77] Был организован совместный поход бастарнов и македонян против дарданцев, но Филипп V погиб, а его сын Персей Македонский вывел свои войска из похода. Бастарны в огромных количествах переправились через Дунай и, хотя и не встретились с македонцами, продолжили поход. Около 30 000 бастарнов под командованием Клондика, похоже, победили дарданов. [78] В 179 г. до н. э. бастарны завоевали дарданов, которые позже, в 174 г., вытеснили их, в войне, которая оказалась катастрофической, а несколько лет спустя, в 170 г. до н. э., македонцы победили дарданов. [79] Македония и Иллирия стали римскими протекторатами в 168 г. до н.э. [80] Скордиски , племя кельтского происхождения, скорее всего , подчинили дарданов в середине II века до нашей эры, после чего о дарданах долгое время не упоминалось. [81]
Роман был
[ редактировать ]Иллирия и Македония стали римскими протекторатами в 168 г. до н.э. [80] В 97 г. до н.э. снова упоминаются дарданы, побежденные македонской римской армией. [82] В 88 г. до н. э. дарданы вторглись в римскую провинцию Македонию вместе со скордисками и медиями . [83] [ не удалось пройти проверку ]
Римляне обнаружили в Дардании древнее сформированное хозяйство, основанное на земледелии и животноводстве, горном деле и металлургии, различных ремеслах и торговле. Римляне, как и в других провинциях, уделяли особое внимание разработке шахт и дорожному строительству. [84] [85]
Представляется вполне вероятным, что Дарданы действительно утратили независимость в 28 г. до н.э., таким образом, окончательная оккупация Дардании Римом была связана с началом правления Августа в 6 г. н.э., когда они были окончательно завоеваны Римом. Дардания была завоевана Гаем Скрибонием Курионом , и латинский язык вскоре стал основным языком племени, как и многие другие завоеванные и романизированные племена. [86] После того, как в 86 году нашей эры римский император Домициан разделил провинцию Мезия на Верхнюю Мезию и Нижнюю Мезию, Дардани располагались на юге Верхней Мезии. [26]
Сначала Дардания не была отдельной римской провинцией, а в 87 году нашей эры стала регионом в провинции Верхняя Мезия . [87] Позднее император Диоклетиан (284 г.) выделил Дарданию в отдельную [87] провинция со столицей в Найссе ( Ниш ). Во времена византийской администрации (в VI веке) существовала византийская провинция Дардания, включавшая города Ульпиана , Скупи , Юстиниана Прима и другие.
Политика
[ редактировать ]История племенного правления
[ редактировать ]Дарданское государство начало развиваться с IV века до нашей эры. [63] Царство Дардания было засвидетельствовано с 4-го века до нашей эры в древних источниках, сообщающих о войнах, которые дарданцы вели против своего юго-восточного соседа - Македонии - до 2-го века до нашей эры. [16] [25] Дарданское царство состояло из множества племен и племенных групп, что подтверждает Страбон , [88] который упоминает галабри и тунаты как дарданские племена и описывает дарданов как один из трех сильнейших иллирийских народов, два других - ардии и автариаты . [13] [14]
Дарданийцы на протяжении всей своей истории всегда имели отдельные владения от остальных иллирийцев . [89] Для обозначения их территории использовался термин ( Δαρδανική ), [28] в то время как в других племенных территориях были более неопределенные термины, такие как Аутариатон хора ( Αὐταριατῶν χώρα ), обозначающие «землю аутариатов ». Этот термин использовался для описания политического статуса Дардании как полунезависимой страны в поздней Римской республике . [90] Существует мало данных о территории Дардана до римского завоевания, особенно о его южной части, которая оспаривалась с Македонией, поэтому ученые используют информацию, полученную во времена Римской империи, для определения границ территории Дардана. [91]
Безымянный дарданский царь упоминается в древних источниках, описывающих события региона начала III века до нашей эры. Он предложил македонскому царю Птолемею Керавну 20 000 солдат для противодействия вторжению кельтов , но Керавн отклонил это предложение. [66] Вожди племен Лонгар и его сын Батон принимали участие в войнах против римлян и македонцев . [92]
Дарданские правители
[ редактировать ]- Неназванный дарданский царь (начало III века до н.э.), который предложил македонскому царю Птолемею Керавну 20 000 солдат для противодействия вторжению кельтов , но Керавнос отклонил это предложение. [66]
- Лонгарус ; [93]
Этута (Этлева) [94] дочерью Монуния II Дарданийского и иллирийской царицы Ардиаев была . [94] Некоторые учёные полагают, что иллирийские правители Бардилы , [95] Audataслышал [96] Клит (сын Бардилиса), [97] Бардилис II , [98] Бирценна (дочь Бардилиса II), [99] и Монуниос были дарданцами, однако это считается старым заблуждением, поскольку оно не подтверждается каким-либо древним источником, в то время как некоторые факты и древние географические местоположения прямо противоречат этому. [100] [101] [102] [103] [104] Тем не менее, Бардилис , если не дарданец, то, вероятно, во время своего правления имел некоторую гегемонию среди дарданцев. [105] [106]
Международные отношения
[ редактировать ]Плохая пресса
[ редактировать ]В отличие от своих фракийских соседей, в доримские времена дарданы не были эллинизированы. [107] С греческой точки зрения они были варварами. Из-за этого предубеждения они получили плохую оценку в древнегреческой и римской историографии. Племя считалось «чрезвычайно варварским». [108] [ нужна страница ] [109] Клавдий Элиан и другие писатели [ ВОЗ? ] написали, что купались только втроем [110] раз в своей жизни. При рождении, когда они поженились и после смерти. Страбон называет их дикими. [111] и живут в грязных пещерах под навозными кучами. [112] Однако это могло быть связано не с чистотой, поскольку купание имело отношение к деньгам. [109] Статус с точки зрения греков .
Порабощение
[ редактировать ]дарданские рабы или вольноотпущенники во время римского завоевания явно имели палеобалканское происхождение. Судя по их личным именам, [113] Отмечено, что личные имена в основном были «центрально-далматинского типа». [114]
Культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]У дарданцев был свой язык. [94] Обширное исследование, основанное на ономастике римской эпохи, было предпринято Радославом Катичичем , который помещает дарданскую языковую область в центральную иллирийскую область ( «Центральный иллирийский» , состоящий из большей части бывшей Югославии, к северу от южной Черногории и к западу от Моравы, за исключением древняя Либурния на северо-западе, но, возможно, простирающаяся до Паннонии на севере). [115] [116] Еще одно обширное исследование, основанное на ономастике во Фракии, Восточной Македонии, Мезии, Дакии и Вифинии, было проведено Дэном Даной в 2010-х годах с учетом современной балканской исторической лингвистики. Дана приходит к выводу, что иллирийский характер дарданской ономастики не подлежит сомнению и что уместно окончательно исключить идею фракийского происхождения или участия (по крайней мере заметного) в этногенезе дарданов. [117] Поскольку на востоке Дарданы соседствовали с фракийцами, восточные части Дардании находились в зоне фрако-иллирийского контакта. Как показали археологические исследования, иллирийские имена преобладают в западной Дардании (современное Косово) и изредка появляются в восточной Дардании (современная юго-восточная Сербия), тогда как фракийские имена встречаются в восточных частях, но отсутствуют в западные части. [12] [10] [9] [5] Соответствие иллирийской ономастики в Дардании, в том числе дарданской правящей династии, с таковой у южных иллирийцев предполагает «фрацианизацию» частей Дардании в более поздний период. [9] [118] [92] Лингвистические отношения между « иллирийским » и « фракийским » неясны из-за скудности доступного письменного материала на этих языках, состоящего только из ономастических и топонимических свидетельств в случае иллирийского языка и то же самое для фракийского языка, за исключением нескольких коротких надписей. сложной интерпретации. Дарданский язык в контексте отдельного языка рассматривается в последние десятилетия как потенциально значимый для истории албанского языка . [119]
Религия
[ редактировать ]Могилы VI и V веков до нашей эры в Ромахе содержат длинные железные прутья, которые помещались в гробницы как средство оплаты загробной жизни. Они указывают на то, что племя Дардани разработало концепцию загробной жизни, как показано позже в других археологических материалах, таких как вотивный памятник Смирэ . [120] Оружие включало обоюдоострые топоры ( Лабрис ), которые, возможно, использовались в ритуальных целях, связанных с поклонением солнцу , которое было распространено в северных иллирийских племенах. [121]
Среди характерных дарданских божеств были Андинус , считавшийся местным богом растительности и плодородия почвы , [122] [123] и Деа Дарданика («Дарданская богиня»). Они засвидетельствованы вотивными надписями римского периода в Дардании.
В Смире найден памятник в виде круглого лабиринта, посвященный «Дарданской богине». Этот памятник свидетельствует о космогонических и космологических знаниях среди дардани. [124] Лабиринт был реализован на основе концепции троицы . Используется нумерологический и геометрический подход через многомерное голографическое поле, которое иллюстрирует дарданианское восприятие космического порядка и взаимосвязь между материальным миром и высшим царством. [125]
Дарданские погребальные стелы изображают их траурную практику, которая точно отражает албанское традиционное оплакивание умерших – джама . Оплакивание усопших представлено на стелах изображением скорбящих с поднятыми руками, хватающихся за голову и бьющих себя в грудь. [126]
Музыка
[ редактировать ]Страбон пишет, что дарданцы заботились о музыке, всегда пользовались музыкальными инструментами, как духовыми, так и струнными . [112]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дарданиои, Дарданой, Дарданионес» Дарданиои, Георг Аутенрит, «Словарь Гомера», в Персее
- ^ Латинский словарь
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2010 , с. 626.
- ^ Уилкс 1992 , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 131
дарданцы... жившие на границах иллирийского и фракийского миров, сохранили свою индивидуальность и единственные среди народов этого региона сумели сохранить себя как этническое единство даже тогда, когда они были в военном и политическом отношении подчинены римскому оружию [ ...] и когда, к концу древнего мира, Балканы были вовлечены в далеко идущие этнические пертурбации, дарданцы из всех центральнобалканских племен сыграли наибольшую роль в зарождении новых народов, принявших место старого
- ^ География Страбона - Иллирия - «Бесси живут в хижинах и ведут жалкую жизнь; их страна граничит с горой Родопы, со страной пеонийцев и со страной двух иллирийских народов — автариатов и дарданцев.
- ^ Страбон: География - Иллирия - «Люди более поздних времен называли Ардиаев «Вардиаями». Поскольку они досаждали морю своими пиратскими бандами, римляне оттеснили их от него в глубь страны и заставили возделывать землю. Но страна суровая, бедная и не приспособленная для земледельческого населения, и поэтому племя совершенно разорилось и фактически почти уничтожено. И это то, что случилось с остальными народами в этой части мира; ибо те, кто был наиболее могущественным в прежние времена, были совершенно унижены или уничтожены, как, например, у галатов бойи и скордисты, у иллирийцев автариаты, ардии и дарданы, а у фракийцев трибаллы; 316 то есть сначала они были уменьшены в войне друг другом, а затем македонянами и римлянами.
- ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 218: «Это утверждение имеет немаловажное значение для нашей проблемы, ибо оно также подтверждает, что в середине V века земли к северу от Македонии считались иллирийскими. Однако у Геродота есть и другое утверждение, на котором настаивает Н. Вулич. как ясное свидетельство того, что во времена Геродота территория дарданцев считалась иллирийской. Это отрывок из известного участка о притоках Дуная, в котором Геродот говорит, что река Ангр вытекает «из земли Дуная». иллирийцы» 267 Поскольку Ангр могла быть либо Южной Моравой, либо Ибаром, и обе реки в своих верховьях протекали через Дарданию, вывод Вулича выглядит весьма разумным. Происхождение дарданцев кажется довольно единодушным, и его интерпретация не представляет особых затруднений. Традиция, согласно которой дарданцы, как и их соседи автариаты и ардиеи, были иллирийцами, сохранилась у Страбона и Аппиана. Должно быть, это старая традиция, еще с тех времен, когда три племени были соседями. У историков до Страбона (Полибий, Ливий) и у историков, копировавших более ранние источники (Юстин, Помпей Трог), нет ничего, что противоречило бы этой традиции. Упоминание дарданцев рядом с иллирийцами показывает лишь то, что название иллирийцы, помимо своего более широкого этнического смысла, очень рано приобрело и более узкий политический смысл. Действительно, согласно Геродоту, для которого название «иллирийский» могло иметь только общее значение, земли к северу от Македонии, вокруг истоков Южной Моравы и Ибара, были населены иллирийцами. Этот факт показывает, что древняя традиция считала дарданцев иллирийцами».
- ^ Jump up to: а б с Захариаде 2009 , с. 81; п. 92: «Дардания по традиции была иллирийской землей. Страбон и Аппиан, а также ряд современных учёных считали дарданцев иллирийцами, в то время как другие полагают, что в более позднее время дарданцы были «фракийцами»... Большинство топонимов Этническая граница между фракийцами и дарданцами проходила по реке Мораве (Маргус) до реки Морава (Маргус). север разделился на две дарданские земли, причем восточная часть значительно «фрацизировалась».
- ^ Jump up to: а б Косово: Краткая история с. 363 «Как отмечает Папазоглу, большинство древних источников относят дарданцев к иллирийцам. Причины, по которым она отвергла эту идентификацию в более позднем эссе «Les Royaumes», неясны. В восточной полосе Дардании были фракийские имена, но в остальной части преобладали иллирийские имена; Катичич показал, что они принадлежат к двум другим иллирийским «ономастическим провинциям» (см. его резюме в «Древних языках», стр. 179-81, и свидетельства в Папазоглу, «Дарданска ономастика»).
- ^ Уилкс 2012 , с. 414: « Дардани , иллирийский народ (их название может происходить от того же корня, что и дардхе , по-албански «груша»), но также связанный с фракийцами и Малой Азией, населял верхнюю часть долины Вардар и регион Косово на южных Балканах. ."
- ^ Jump up to: а б с Вуйчич 2021 , с. 505: "Независимо от этого эпизода, некоторые источники ясно отличают Дарданов от остальных иллирийцев, а Дарданскую землю от Иллирии (Полиб. 2.6.4, 28.8.3; Лив. 43.20.1), а некоторые считают само собой разумеющимся, что они являются лишь одним из иллирийских племен (Страб. 7.5.6, 12; Прил. илл. 1.2. Здесь не место подробно разбирать эту тему, но, между тем, дарданы, очевидно, этнически и лингвистически являются частью иллирийцев). мире, они, кажется, отделены от других иллирийских народов своей географией и своеобразным социально-политическим развитием».
- ^ Jump up to: а б География Страбона - http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.01.0239
- ^ Jump up to: а б Хаммонд 1966 , стр. 239–241.
- ^ Шашель Кос 2005 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уилкс 2012 , с. 414.
- ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2010 , с. 625.
- ^ Шукриу 1996 , с. 20.
- ^ Владимир Георгиев (Георгиев), Отношения между ифским, фракийским и фригийским языками, Журнал «Классические исследования», II, 1960, 39-58.
- ^ Косово: Краткая история с. 363 «Как отмечает Папазоглу, большинство древних источников относят дарданцев к иллирийцам. Причины, по которым она отвергла эту идентификацию в более позднем эссе «Les Royaumes», неясны. В восточной полосе Дардании были фракийские имена, но в остальной части преобладали иллирийские имена; Катичич показал, что они принадлежат к двум другим иллирийским «ономастическим провинциям» (см. его резюме в «Древних языках», стр. 179-81, и свидетельства в Папазоглу, «Дарданска ономастика»).
- ^ Шукриу 1996 , с. 41.
- ^ Страбон: География - Иллирия - «Люди более поздних времен называли Ардиаев «Вардиаями». Поскольку они досаждали морю своими пиратскими бандами, римляне оттеснили их от него в глубь страны и заставили возделывать землю. Но страна суровая, бедная и не приспособленная для земледельческого населения, и поэтому племя совершенно разорилось и фактически почти уничтожено. И это то, что случилось с остальными народами в этой части мира; ибо те, кто был наиболее могущественным в прежние времена, были совершенно унижены или уничтожены, как, например, у галатов бойи и скордисты, у иллирийцев автариаты, ардии и дарданы, а у фракийцев трибаллы; 316 то есть сначала они были уменьшены в войне друг другом, а затем македонянами и римлянами.
- ^ Уилкс 1996 , стр. 120–121.
- ^ Jump up to: а б Вуйчич 2021 , стр. 504.
- ^ Jump up to: а б с Стипчевич 1989 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б Петрович 2019 , стр. 23–24.
- ^ Папазоглу 1969 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 523
- ^ Балиу 2012 , стр. 69.
- ^ Балиу 2012 , стр. 68.
- ^ Jump up to: а б с Демирадж 1997 , с. 121.
- ^ Балиу 2012 , стр. 81.
- ^ Дарлишта 2019 , с. 65.
- ^ Уилкс, Джон (1992). Иллирийцы . Уайли. п. 244. ИСБН 9780631146711 . «Имена отдельных народов, возможно, образовались аналогичным образом: Таулантии от слова «ласточка» (ср. албанское таландуше) или Эрчелей «люди-угри» и Челидони «люди-улитки». Названия дельматов кажутся связанными. с албанским словом «овца» delmë), а у дарданцев со словом «груша» ( dardhë )».
- ^ Jump up to: а б Элси 2015 , с. 310.
- ^ Дарлишта 2019 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б Демирадж 1997 , стр. 121–122.
- ^ Элси 1998 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Балиу 2012 , стр. 77–78.
- ^ Jump up to: а б Orel 1998 , pp. 56, 60.
- ^ Балиу, Бегзад (2012). Ономастика Косово: между мифом и идентичностью [Ономастика Косово: между мифом и идентичностью] (PDF). Ветер. п. 73. ISBN 978-9951040556.
- ^ Савич 2022 .
- ^ Рождество 2023 г. , стр. 79–80.
- ^ Рождество 2023 г. , стр. 79–81.
- ^ Jump up to: а б Рождество 2023 г. , стр. 77–81.
- ^ Уилкс 1992 , стр. 145; Кроссленд 1982 , стр. 849; Папазоглу 1969 , стр. 101–104; Стипчевич 1989 , стр. 22–23.
- ^ Букинка 2021 , стр. 522–524.
- ^ Букинка 2021 , с. 216.
- ^ Уилкс 1992 , с. 92.
- ^ Вуйчич 2021 , стр. 505.
- ^ Ботева 2021 , с. 410.
- ^ Jump up to: а б Ботева 2021 , с. 411
- ^ Рама 2021 , с. 114.
- ^ Alaj 2019 , p. 18.
- ^ Alaj 2019 , p. 14.
- ^ Alaj 2019 , p. 15
- ^ Jump up to: а б Дранчолли 2020 , стр. 4311–4312.
- ^ Jump up to: а б Вранич 2014а , стр. 35.
- ^ Стоич, Милорад (2006). «Региональные особенности культурной группы Брница» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 3 августа 2010 г.
- ^ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ БРНЬИЦА МИЛОРАД СТОЙИ]Институт археологии, Белград
- ^ Стоич 2006 , с. 73: «До недавнего времени наши знания о культурной группе Брница (или культурной группе Донья Брница – Горня Страава) основывались на результатах исследований примерно пятнадцати памятников, в основном некрополей.1 Данных о поселениях и жилищах не было. 2 Общая археологическая коллекция общины Брница насчитывала менее трехсот предметов, в основном керамических сосудов. 3 Эта культурная группа была охарактеризована как заключительная фаза «… длительной эволюции, которую можно было с уверенностью проследить на протяжении всего бронзового века, в то время как тесно связаны с балкано-дунайским комплексом и элементами, которые лингвисты отмечают как дако-мезийские. Поэтому находки этой группы можно отождествить с неиллирийским компонентом дарданского этногенеза. «4».
- ^ Вранич 2014b , стр. 169.
- ^ Jump up to: а б с Шукриу 2008 , с. 9.
- ^ Гаврилович Витас 2021 , стр. 3.
- ^ Вуйчич 2021 , стр. 504–505.
- ^ Jump up to: а б с д и Петрович 2006 , стр. 8.
- ^ Роберт Малкольм Эррингтон (1990). История Македонии . Издательство Калифорнийского университета. п. 160 . ISBN 978-0-520-06319-8 .
- ^ Хаммонд 1988 , с. 253
- ^ Jump up to: а б Петрович 2006 , стр. 9.
- ^ Хаммонд 1988 , с. 338
- ^ Эррингтон 1990 , с. 185.
- ^ История Македонии, том 5 эллинистической культуры и общества, Роберт Малкольм Эррингтон, University of California Press, 1990, ISBN 0-520-06319-8 , ISBN 978-0-520-06319-8 стр. 174
- ^ Экстайн 2008 , стр. 34–35.
- ^ Хаммонд 1988 , с. 335
- ^ Хаммонд 1988 , с. 404
- ^ Хаммонд 1988 , с. 420
- ^ Хаммонд 1988 , с. 470
- ^ Хаммонд 1988 , с. 491
- ^ Мочи 2014 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 173.
- ^ Мочи 2014 , с. 12.
- ^ Мочи 2014 , с. 15.
- ^ Уилкс 1992 , с. 140
... Autariatae за счет трибаллов, пока, как отмечает Страбон, они, в свою очередь, не были побеждены кельтскими скордисками в начале третьего века.
- ^ Майкл Ростовцев, Социальная и экономическая история Римской империи (Оксфорд, 1957), 242-243.
- ^ Предыстория и древняя история Косово, Эди Шукриу, с. 18
- ^ http://www.balkaninstitut.com/pdf/izdanja/B_XXXVII_2007.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 210
Здесь старое название Дардания появляется как новая провинция, образованная из Мезии вместе с Мезией Прима, Дакией (не старой провинцией Траяна, а... Хотя ее линия далеко не определена, кажется мало сомнений в том, что большинство дарданцев были исключены). из Иллирика и должны были стать частью провинции Мезия)
- ^ Папазоглу 1978 , с. 445
Предположение о том, что Дарданское царство состояло из значительного числа племен и племенных групп, находит подтверждение в высказывании Страбона о
- ^ Папазоглу 1978 , с. 216
- ^ Дзино 2008 , с. 188.
- ^ Папазоглу 1978 , с. 187
- ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 85
Было много споров о том, были ли дарданцы иллирийским или фракийским народом, и одна точка зрения предполагает, что этот район изначально был заселен фракийцами, которые затем в течение длительного периода подвергались прямому контакту с иллирийцами. [..] Смысл такого положения вещей интерпретировался по-разному, начиная от представлений о фракийстве (частично) существующего иллирийского населения до прямо противоположного. В пользу последнего может свидетельствовать тесное соответствие иллирийских имен в Дардании с именами южных «настоящих» иллирийцев на западе, включая имена дарданских правителей, Лонгара, Батона, Монуния и Этуты, а также имена на более поздних эпитафиях, Эпикада. , Scerviaedus, Тута, Таймс и Цинна.
- ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 86
... включая имена дарданских правителей, Лонгара, Батона, Монуния и Этуты, а также имена на более поздних эпитафиях: Эпикада, Сцервиеда, Туты, Таймса и Цинны. Другие дарданские имена связаны с...
- ^ Jump up to: а б с Букинка 2021 , с. 133.
- ^ Филип Хардинг (21 февраля 1985 г.). От окончания Пелопоннесской войны до битвы при Ипсе . Издательство Кембриджского университета. п. 93. ИСБН 978-0-521-29949-7 .
Грабос стал самым могущественным иллирийским королем после смерти Бардилиса в 358 году.
- ^ Хекель 2006 , с. 64
- ^ Уилкс 1996 , с. 120
- ^ Хекель 2006 , с. 86
- ^ Хаммонд 1988 , с. 47
- ^ Кабанес 2002 , стр. 50–51, 56, 75.
- ^ Мортенсен 1991 , стр. 49–59.
- ^ Лейн Фокс 2011 , с. 342.
- ^ Вуйчич 2019 , стр. 115.
- ^ Вуйчич 2021 , стр. 501–504.
- ^ Букинка 2021 , стр. 131, 133.
- ^ Букинка, Арианит (2022). Дарданет и Иллирия (VI–I до н. э.) [ Дарданцы Иллирии ] (на албанском языке) (1-е изд.). Приштина: Институт албанологии. п. 48. ИСБН 978-9951-24-155-7 .
- ^ Петрович 2019 , стр. 24.
- ^ Элиан; Дайан Остром Джонсон (июнь 1997 г.). Английский перевод «Varia historia» Клавдия Элиана . Э. Меллен Пресс. ISBN 978-0-7734-8672-0 .
- ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 517
Должно быть, была какая-то причина, почему о дарданийцах, а не о каком-либо другом народе, говорили, что они купались только три раза в своей жизни... как и у дарданцев, что относилось не к грязным людям, как можно было бы ожидать. , а скупому (ἐπὶ τῶν φειδωλῶν)! Очевидно, что для греков купаться или нет было лишь вопросом затрат и финансовых средств.
- ^ Словарь классических древностей (1898 г.) «... откуда говорится о дарданийцах, иллирийском народе, что они купаются только трижды в жизни - при рождении, браке и после смерти».
- ^ Джеймс Оливер Томсон (1948). История древней географии . Издательство Библо и Таннен. стр. 249–. ISBN 978-0-8196-0143-8 .
- ^ Jump up to: а б Страбон, 7.5 : «Дарданцы настолько дикие, что роют пещеры под своими навозными холмами и живут там, но тем не менее они любят музыку, всегда используя музыкальные инструменты, как флейты, так и струнные»
- ^ Папазоглу 1978 , с. 224.
- ^ Папазоглу 1978 , с. 245.
- ^ Катичич, Радослав (1964b) « Новейшие исследования родной лингвистики в иллирийских провинциях » в Бенаце (1964a) 9-58 Катичич, Радослав (1965b) « К вопросу о кельтских и панонских областях названий в Римской Далмации » ANUBiH 3 ГБИ 1, 53-76
- ^ Катичич, Радослав. Древние языки Балкан. Гаага – Париж (1976)
- ^ Дана 2014 , с. 82
- ^ Джозеф Ройсман; Ян Уортингтон (7 июля 2011 г.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. п. 301. ИСБН 978-1-4443-5163-7 .
- ^ Русаков 2017 , стр. 555–556.
- ^ Шукриу 2008 , с. 11.
- ^ Шукриу 2008 , с. 10.
- ^ Зеко 2016 , с. 14.
- ^ Ферри 2006 , с. 229.
- ^ Шукриу 2008 , стр. 22–23.
- ^ Шукриу 2008 , с. 23.
- ^ Джозеф и Смерть 2024 , стр. 107-1. 1–3.
Библиография
[ редактировать ]- Алай, Премтим (2019). Поселения железного века на территории современного Косово (Диссертация). Университет Лиона.
- Балиу, Бегзад (2012). и идентичность PDF Ономастика ( ) (на албанском языке). Ветер. ISBN 978-9951-04-071-6 .
- Ботева, Диляна (2021). Миттхоф, Фриц; Ченати, Кьяра; Зербини, Ливио (ред.). «Общество и мифы: как было изобретено название Мезии?» . Ad Ripam Fluminis Danuvi: Материалы 3-й Международной конференции по римским дунайским провинциям, Вена, 11–14 ноября 2015 г. .
- Букинка, Арианит (2021). Исследования дарданцев: VI-I вв. до н.э. ( Диссертация ) (на французском языке). Университет Лиона. OCLC 1254025622 .
- Кабанес, Пьер (2002) [1988]. Динко Чутура; Бруна Кунтич-Маквич (ред.). ( ) Иллирийцы от Бардилиса до Генция (4-2 века до н.э. на хорватском языке). Перевод Весны Лисичич. Рассвет. ISBN 953-98832-0-2 .
- Крачун, Раду (2023). «Диэллина, фракийско-дакийское растение с протоалбаноидным названием» [Диеллина, фракийско-дакийское растение с протоалбаноидным названием]. Филологические исследования (1–2). Центр албанологических исследований : 77–83. дои : 10.62006/sf.v1i1-2.3089 . ISSN 0563-5780 .
- Кроссленд, РА (1982). «Лингвистические проблемы Балканского региона в поздний доисторический и ранний классический периоды». В Дж. Бордмане; КЭС Эдвардс; НГЛ Хаммонд; Э. Соллбергер (ред.). Кембриджская древняя история: Предыстория Балкан; и Ближний Восток и Эгейский мир, десятый-восьмой века до н.э. Том. III (часть 1) (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521224969 .
- Дана, Дэн (2014). Onomasticon Thracicum (OnomThrac): Справочник местных названий Фракии, Восточной Македонии, Мезии, Дакии и Вифинии . Meletēmata / Kentron Hellēnikēs kai Rōmaïkēs Archaiotētos (на французском языке). Полет. 70. Исследовательский центр греческой и римской древности, Национальный фонд научных исследований. ISBN 9789609538244 .
- Дранчолли, Джая (2020). «Косово: археологическое наследие». В Клэр Смит (ред.). Энциклопедия глобальной археологии . Международное издательство Спрингер. стр. 4308–4319. ISBN 9783030300166 .
- Дарлишта, Хана (2019). Овоштарская лексика албанских диалектов Македонии (Диссертация). SS. Университет Кирилла и Мефодия в Скопье .
- Демирадж, Бардил (1997). Албанская этимология: исследования албанской наследственной лексики . Лейденские исследования индоевропейцев (на немецком языке). Том 7. Амстердам, Атланта: Родопи. ISBN 9789042001619 .
- Зино, Дэниел (2008). «Страбон 7, 5 и воображаемый Иллирик» Атенеум . 96 (1). Новые выпуски прессы: 173–192.
- Элси, Роберт (1998). «Dendronymica Albanica: обзор албанских названий деревьев и кустарников» (PDF) . Журнал балканологии (34): 163–200.
- Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . ИБТаурис. ISBN 9780857739322 .
- Экстайн, Артур М. (2008). Рим входит на греческий Восток. От анархии к иерархии в эллинистическом Средиземноморье, 230–170 гг . до н.э. Издательство Блэквелл. ISBN 978-1-4051-6072-8 .
- Эррингтон, Роберт Малкольм (1990). История Македонии . Эллинистическая культура и общество. Том. 5. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-06319-8 .
- Фалилеев, Александр (2020). «Безмолвная Европа La Europa silenciosa » . Палеохиспаника (20): 887–919. doi : 10.36707/palaeohispanica.v0i20.372 . ISSN 1578-5386 . S2CID 230710587 .
- Ферри, Насер (2006). «Международный симпозиум по Диоклетиану и его периоду (проходивший в Сплите 18-22 сентября 2005 г.)» [Международный симпозиум по Диоклетиану и его периоду (проходивший в Сплите 18-22 сентября 2005 г.)]. В Дранчолли, Джахья (ред.). Косовская Археология - Косовская Археология . Археологический институт Косово. стр. 222–230.
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1966). «Королевства в Иллирии около 400–167 гг. До н.э.». Ежегодник Британской школы в Афинах . 61 . Британская школа в Афинах: 239–253. дои : 10.1017/S0068245400019043 . JSTOR 30103175 . S2CID 164155370 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1967). Эпир: география, древние руины, история и топография Эпира и прилегающих территорий . Кларендон Пресс. ISBN 0198142536 .
- Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (1988). История Македонии: 336–167 гг . до н.э. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-814815-9 .
- Хекель, Вальдемар (2006). Кто есть кто в эпоху Александра Великого: просопография империи Александра . Уайли. ISBN 978-1-4051-1210-9 .
Джозеф, Брайан Д.; Дедвукай, Линдон (2024). «Превращение ночи в день: среда и семантические изменения в албанском языке» . Труды Лингвистического общества Америки . 9 (1). Лингвистическое общество Америки . дои : 10.3765/plsa.v9i1.5681 .
- Лейн Фокс, Р. (2011). «Филипп Македонский: воцарение, амбиции и самопрезентация». В Лейн Фокс, Р. (ред.). Спутник Брилла по древней Македонии: исследования по археологии и истории Македонии, 650 г. до н.э. – 300 г. н.э. Лейден: Брилл. стр. 335–366. ISBN 978-90-04-20650-2 .
- Льюис, DM; Бордман, Джон (1994). Кембриджская древняя история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-23348-4 .
- Липперт, Андреас; Мацингер, Иоахим (2021). Иллирийцы: история, археология и язык . Издательство Кольхаммер. ISBN 9783170377103 .
- Мочи, Андраш (2014) [1974]. Паннония и Верхняя Мезия: История среднедунайских провинций Римской империи . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781317754251 .
- Мортенсен, Кейт (1991). «Карьера Бардилиса». Древний мир . Том. 22. Издательство Арес. стр. 49–59.
- Орел, Владимир (1998). Албанский этимологический словарь . Брилл. ISBN 90-04-11024-0 .
- Папазоглу, Фанула (1969). Племена Центральных Балкан в доримские времена. Племена, автариаты, дарданцы, скордиски и мезисы . Работы - Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины. Департамент социальных наук (на хорватском языке). Том. 30. Сараево: Академия наук и искусств Боснии и Герцеговины.
- Папазоглу, Фанула (1978). Племена Центральных Балкан в доримские времена: трибалы, автариаты, дарданцы, скордиски и мезийцы . Амстердам: Хаккерт. ISBN 9789025607937 .
- Петрович, Владимир П. (2006). «Историко-географические соображения доримской и римской Дардании» . Балканика (37): 7–23. дои : 10.2298/BALC0637007P .
- Петрович, Владимир П. (2019). Римские дороги и поселения в самом сердце Балкан: пример Сербии . Скрипта Антиква. Издания Авзониуса. ISBN 9782356133243 .
- Рама, Зана (2021). «Дардания в поздней античности: Обзор укреплений IV-VI веков на территории Косово» . Археология Адриатики . 14 (1). дои : 10.15291/archeo.3392 . S2CID 244293507 .
- Русаков, Александр (2017). "Албанский". В Мате Каповиче (ред.). Индоевропейские языки (2-е изд.). Рутледж. ISBN 978-1-315-67855-9 .
- Шашель Кос, Марьета (2005). Аппиан и Иллирик . Национальный музей Словении. ISBN 961616936X .
- Шашель Кос, Марьета (2010). «Народы на северных окраинах греческого мира: Иллирия глазами Страбона». Жан-Люк Ламболи, Мария Паола Кастильони (ред.). Южная Иллирия и Эпир в древности V: Материалы 5-й международной конференции в Гренобле (8–11 октября 2008 г.) . Южная Иллирия и Эпир в древности (V). Полет. 2. Из изданий Boccard. стр. 617–629. ISBN 9782951943339 .
- Савич, Данило (2022). «Некоторые иллирийские этнонимы и их предполагаемые албанские родственники» . Белградские дни лингвистики . 1 : 449–463. дои : 10.18485/belida.2022.1.ch18 . hdl : 21.15107/rcub_dais_13349 .
- Савич, ММ (2015). «Материальная культура Дарданов в доримский период». Баштина (на сербском языке) (39): 67–84.
- Шукриу, Эди (2008). «Предыстория и античная история Косово» (PDF) . Диссертация Косова . 1 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 октября 2022 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- Шукриу, Эди (1996). Предгородская Дардания: Археологические исследования Косовы [ Предгородская Дардания: Археологические исследования Косовы ]. Библиотека «Фрима» (на албанском языке). Том. 13. Пежа: Дукаджини.
- Стипчевич, Александр (1989). : история и культура ( Иллирийцы на хорватском языке). Учебник. ISBN 9788603991062 .
- Гаврилович Витас, Надежда (2021). Бывшая Азия и Сирия Восточные религии на римских Центральных Балканах . Археопресс Римская археология. Том. 78. Археопресс Паблишинг Лтд. ISBN 978-1-78969-914-2 .
- Вранич, Иван (2014a). «Процесс «эллинизации» и археология Балканского железного века». Сташа Бабич, Марко Янкович (ред.). Края римского мира . Издательство Кембриджских ученых. стр. 33–47. ISBN 9781443861540 .
- Вранич, Иван (2014b). « Эллинизация» и этническая принадлежность в железном веке континентальных Балкан». В Попе, Каталин; Стоддарт, Саймон (ред.). Отпечатки пальцев железного века: подходы к идентичности в европейском железном веке: интеграция Юго-Восточной Европы в дебаты . Книги Оксбоу. ISBN 978-1782976783 .
- Вуйчич, Неманья (2019). «Армия Лисимаха после Корупедия» . Antiquité Vivante / Жива антика . 69 (1–2): 109–122. дои : 10.47054/ZIVA19691-2109v . ISSN 0514-7727 . S2CID 245589829 .
- Вуйчич, Неманья (2021). «Город Пелион и Иллирийская война Александра» . Греческие, римские и византийские исследования . 61 .
- Уилкс, Джон (1996) [1992]. Иллирийцы . Уайли. ISBN 978-0-631-19807-9 .
- Уилкс, Джон (2012). «Дардани» . В Хорнблауэре, Саймоне; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (ред.). Оксфордский классический словарь . ОУП Оксфорд. п. 414. ИСБН 978-0-19-954556-8 .
- Захариаде, Михаил (2009). Овидиу Центя, Флориан Матей-Попеску (ред.). Фракийцы в римской императорской армии: с первого по третий век нашей эры . Центр римских военных исследований. Том. 1. Издательство «Мега».
- Зеко, Мойком (2016). «Зеф Мирдита, великий албанский ученый европейского формата». Албанологические исследования . 13 . Институт духовного и культурного наследия албанцев – Скопье: 13-20. ISSN 1857-6958 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дардани (Балканы), на Викискладе?