Jump to content

Дардан

Дардан
К III веку Дардани превратилось в Королевство Дардания, которое показано желтым цветом. Сплошные линии обозначают современные границы: Республика Косово в центре, Сербия на севере, Македония на юге, Албания на юго-западе и Черногория на северо-западе.
Языки
Палео-балканская языковая группа

Дардани Дардания ( / ˈ d ɑːr d ə n / ; древнегреческий : Δαρδάνιοι , Δάρδανοι ; латынь : Дардани ) или дарданцы были палеобалканским народом, который жил в регионе, который был назван в честь их поселения там. [1] [2] Они были одними из старейших балканских народов, и их общество было очень сложным. [3] Дардани были наиболее стабильным и консервативным этническим элементом среди народов центральных Балкан, сохраняя постоянное присутствие в регионе на протяжении нескольких столетий. [4] [5]

Древняя традиция считала дарданов иллирийским народом . [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] Страбон , в частности, также упоминая галабри и тунаты как дарданские племена, описывает дарданов как один из трех сильнейших иллирийских народов, два других — ардиаев и автариатов . [13] [14] Поскольку дарданцы следовали своему своеобразному географическому, социальному и политическому развитию в Дардании , некоторые древние источники также отличают их от тех иллирийцев, населявших центральное и южное побережье восточной Адриатики и ее внутренних районов, которые составили свою собственную общественно-политическую формацию. , называемое « Иллирийским царством ». древними авторами [12] [8] [15] Дарданы также были родственниками своих фракийских соседей. [16] [17] [18] появляются фракийские В римские времена в восточной полосе Дардании названия, а также там появляются несколько фракийских и дакийских топонимов, таких как Дардапара и Кемедава , [19] но среди остальных доминировали иллирийские имена. [20] Тем не менее древние авторы не отождествляли дарданцев с фракийцами, и Страбон явно проводит между ними четкое различие. [21] [22]

Царство Дардания было засвидетельствовано с 4-го века до нашей эры в древних источниках, сообщающих о войнах, которые дарданцы вели против своего юго-восточного соседа - Македонии - до 2-го века до нашей эры. [16] Историк Юстин , основной источник по истории македонских царей, ссылается на «иллирийскую войну» между 346 и концом 343 года до нашей эры, которую вели «Дардани и другие соседние народы» против Филиппа II Македонского , который выиграл конфликт. . [23] [24] После того, как кельтское вторжение на Балканы ослабило государство македонцев и пеонийцев , политическая и военная роль дарданцев в регионе стала возрастать. Они расширили свое государство до окончательно исчезнувшей из истории области Пэонии и некоторых территорий южных иллирийцев. Дарданийцы сильно давили на македонцев, используя любую возможность для нападения на них. Однако македонцы быстро восстановились и укрепили свое государство, а дарданцы потеряли свою важную политическую роль. Усиление Иллирийского ( Ардиейско - Лабеатского ) государства на своих западных границах также способствовало ограничению воинственных действий дарданцев по отношению к своим соседям. [25]

Дарданийцы сражались против римских проконсулов ​​и в конце концов были побеждены, вероятно, Марком Антонием в 39 г. до н.э. или Марком Лицинием Крассом в 29/8 г. до н.э. [16] Они были включены в состав римской провинции Мезия . После того, как в 86 году нашей эры римский император Домициан разделил провинцию Мезия на Верхнюю Мезию и Нижнюю Мезию , Дардани располагались на юге Верхней Мезии. [26] [16] Римская колония была основана в Скупи на дарданской территории при династии Флавиев . Во II веке нашей эры дарданцы все еще были известны как разбойники ( latrones dardaniae) . В поздний имперский период их территория была родиной многих римских императоров , особенно Константина Великого и Юстиниана I. [16]

Этноним дардани засвидетельствован в древнегреческой литературе как Дарданеис , Дарданиой и Дарданой , а также в латыни как Дардани . [27] Для обозначения их территории использовался термин Дарданике ( Δαρδανική ). [28] Корень Дард- засвидетельствован за пределами Дарданской области и Трояно-Дарданской области в ряде других древних этнонимов, личных имен и топонимов: Дардас , opraetor epiratrum ; Δερδιενις , имя македонско-элимотских князей; Δερδια в Фессалии ; Δερδενις на Лесбосе ; в древней Апулии Дарди даунское племя, Дерденсис — регион и Δαρδανον — даунское поселение. Суффикс -ано в дарде был общим для многих индоевропейских языков. [29]

Названия двух основных дарданских племен – Галабри/Галабриои и Тунатэ/Тунатай – были соответственно связаны с мессапическими калабрами/калабри и дауниами/дауниями в Апулии (юго-восточная Италия ) Палео-Балканского происхождения. [30] [17]

Этимология

[ редактировать ]

Имя Дардан- (этноним: Δάρδανοι / Дардани ; топоним: Δαρδανική / Дардания ) традиционно связано с тем же корнем, что и дардхе , албанское слово, означающее «груша», [16] [31] а также Альб. дархан , дардан , «джинсы». [31] Этноним пирусты , который засвидетельствован еще с римских времен для племени, близкого к дарданам или проживающего в Дардании, считается латинским переводом дардани (ср. латинское pirus «груша»), [32] что подтвердило бы связь с албанской дардхе . [33]

В 1854 году Иоганн Георг фон Хан был первым, кто предположил, что названия Дарданой и Дардания связаны с албанским словом dardhë («груша, грушевое дерево»). Об этом свидетельствует тот факт, что в регионе не известны топонимы, связанные с фруктами или животными (ср. алб. dele, delmë «овца», предположительно родственные Далмации, Ульцинь в Черногории < алб. ujk, ulk «волк» и т. д.) . . [34] [35] типичные албанские топонимы, образованные от того же корня, что и дардэ Засвидетельствованы : Дардхан-и (в 1467 г. н.э.), Дардханеш-и (1431 г.), Дардхаси (1431 г.), Дардас (1467 г.), Дардэ-а (1417 г.), Дарда , Дардхица. -а (1431). [36] Несколько современных топонимов встречаются в различных частях Албании , в том числе Дардха в Берате , Дардха в Корче , Дардха в Либражде , Дардха в Пуке , Дардхас в Поградце , Дардхадж в Мирдите и Дардхес в Пермете . Дардха в Пуке записана как Дарда в церковном отчете 1671 года и на карте венецианского картографа 1688 года. Дардха — также название албанского племени в северной части округа Дибра . [35] [31]

Мнения по поводу этимона корня в протоалбанском , а в конечном итоге и в протоиндоевропейском языке расходятся . На основе предполагаемой связи между албанским дардхе и греческим ἄχερδος, ἀχράς «дикая груша», учеными предварительно реконструирован общий индоевропейский корень: * ĝʰor-d- «терновый куст»; * (n)ĝʰ∂rdis ; * ĝʰerzd⁽ʰ⁾- «колючий, зерно, ячмень». Однако было высказано предположение, что эта связь возможна только при условии, что это древнее общее балкано-эгейское слово-основополагающее слово для албанского и греческого языков. [37] [38] [39] Предлагаемый индоевропейский корень * dʰeregh- «колючее растение» с протоалбанской формой, реконструированной как * dʰorĝʰ-eh₂- , не ясен. [37] [39] Совсем недавно для албанского dardhë derdh , « выбрасывать было реконструировано протоалбанское * dardā, которое само по себе является производным от выливать , разливать, выделять, отливать (металлы)» < PAlb * derda . В древнеалбанских текстах корень записан неумлаутизированным : dardh . Оно продолжает протоалбанское * darda , которое близко звукоподражательному литовскому dardĕti "греметь", латвийскому dàrdêt "скрипеть", валлийскому go-dyrddu "бормотать, бормотать" (семантическое развитие слова "груша", встречающееся в албанском может также встречается в славянской параллели gruša , kruša «груша, грушевое дерево» < * grušiti , * krušiti «крошить, ломать», а также в индоевропейской параллели * peisom «груша» < * peis- ). [40] Славянские топонимы с «Крушево» (от праславянского kruša, «груша») и другими родственными топонимами, особенно встречающимися в районе древнего Дардани, были предложены в качестве южнославянских переводов Дарда- топонимов. [41]

связывают с именем Дардан Некоторые ученые и другие корни. Была предложена возможная связь с дарда «пчела», возможно, первоначально со значением «шум», «болтовня», по сравнению с санскритским dardurá- «лягушка», «трубка», литовским dardėt́i «греметь», «болтовня». (что, однако, Орел считает [40] как звукоподражательная форма, связанная с албанским derdh , следовательно, с dardhë , см. выше), Gkreek δάρδα · μέλισσα «пчела», иногда интерпретируемая как μόλυσμα «пятно», δαρδαίνει · μολύνει «пятнать», оба позднеантичные свидетельства Исихия (V век). CE) и с аберрантной семантикой. [42] Другая связь была установлена ​​с корнем PIE * dhereĝh - «держать», «сильный», который превратился бы в dard - в соответствии с фонетическим изменением звонких небных велярных звуков, которые являются характерной чертой албанского языка. [43]

Мнение, критикующее этимологию, основанную на корнях, которые первоначально включали *g̑h , потому что в самой ранней форме албанского PIE *g̑h превратился в *dʑ и, соответственно, позже в *dz , который в греческих/латинских документах должен был писаться с /z/, / s/ или подобная буква вместо /d/ опровергается подтверждением протоалбаноидного термина diellina « белена ». [44] Этот термин упоминается как «фракийско-дакийский» фитоним древнегреческим фармакологом Педанием Диоскоридом (I в. н. э.), и он имеет четкую этимологическую связь с албанским словом diell «солнце» ( diellina « белена » принадлежит к роду, называемому solanum с латинским корнем sol «солнце», названным так из-за желтых листьев), демонстрируя характерное албанское фонетическое изменение, при котором звонкий небный велярный *ĝ(h)- превратился в межзубной dh или зубной d , проходя через промежуточные стадии, представленные небно-альвеолярным аффрикатом, звонким ş́ [dʑ], зубным аффрикатом dz и далее через заключительную стадию (т. е. *ĝ(h)- > ş́ [dʑ] > dz > > dh/d : Alb. dielli < PAlb. *dðiella < *dziella- < EPAlb. *́élu̯a- < PIE *ϵʰélh₃u̯o- «желтый, золотистый, яркий/блестящий»). [45] Это явление отражает неуверенность древнегреческих и римских авторов в транскрипции незнакомых им протоалбанских аффрикат. Действительно, многие подобные примеры палеобалканских имен с чередующимся написанием в древней литературе, в которых используются как дентальные, так и шипящие звуки, могут быть связаны с более ранней стадией албанского языка и, кроме того, служат убедительным подтверждением тезиса Эрика Хэмпа о протоалбаноидных диалектах, на которых говорят в центрально-западные Балканы, включая исторические регионы Дардания, собственно Иллирия, Пеония, Верхняя Мезия, западная Дакия и западная Фракия. [45]

Имя в древних источниках

[ редактировать ]

Имя Дарданов впервые упоминается в «Илиаде» от имени Дардана , основавшего Дардан на Эгейском побережье Анатолии , и его народа Дарданой топоним Дарданеллы , от которого произошел . Другие параллельные этнические названия на Балканах и в Анатолии соответственно включают: Энети и Энетой , Бригес и Фригес . Эти параллели указывают на более тесные связи, чем просто корреляция имен. Согласно нынешнему объяснению, эта связь, вероятно, связана с крупномасштабным перемещением народов, произошедшим в конце бронзового века (около 1200 г. до н.э.), когда нападения « народов моря » поразили некоторые из устоявшихся держав вокруг. Восточное Средиземноморье . [46]

В древней историографии дарданы на Балканах упоминаются как народ второго века до нашей эры Полибием , который описывает их войны против Македонии в третьем веке до нашей эры. [47] Историками эллинистической и римской древности, упоминающими дарданцев, являются Диодор Сицилийский , Марк Теренций Варрон , Страбон , Саллюстий , Аппиан , Дионисий Галикарнасский и другие. [48] Согласно мифологической традиции, сообщенной Аппианом (II век нашей эры), Дарданос (Δάρδανος), один из сыновей Иллирия (Ἰλλυριός), был одноименным предком Дарданой ( Δάρδανοι). [49] В древних источниках дардани упоминаются как один из иллирийских народов и/или как отдельная группа в регионе Дардания. По сути, дардани были иллирийцами с этнолингвистической точки зрения, но они следовали своему собственному специфическому географическому, социальному и политическому развитию в Дардании . [50]

В конце I века до нашей эры в Риме сформировался новый идеологический дискурс. Распространенный такими поэтами, как Гораций и Овидий , он создал славное троянское прошлое для римлян, которые считались потомками троянских дарданцев. За годы до того, как история происхождения троянцев стала официальным римским повествованием об их происхождении, римляне вступили в конфликт на Балканах с дарданами. [51] В публичном дискурсе это создало проблему, заключающуюся в том, что римскую армию можно было рассматривать как сражающуюся против народа, который мог быть связан с предками римлян. Образ исторического Дардана в I веке до нашей эры представлял собой образ иллирийских варваров, совершивших набег на их македонскую границу, и с ними пришлось иметь дело. В этом контексте в римских источниках появилось имя народа, известного как моэси . Моези . упоминаются только в трех древних источниках в период после смерти императора Августа в 14 г. н. э Само название было взято от имени мизийцев в Малой Азии. [52] Выбор, по-видимому, связан с тем фактом, что мизийцы троянской эпохи жили рядом с дарданцами троянской эпохи. Поскольку имя Дардани в римском дискурсе стало связано с предками римлян, настоящий Дардани стал называться в римской литературе другими именами. После смерти Августа их имя в связи с Балканами стало политической проблемой. После смерти Августа новым императором стал Тиберий , его пасынок и самый высокопоставленный римский полководец на Балканах. Поскольку Тиберий сыграл ключевую роль в завоевании римлянами Балкан, его как императора нельзя было изображать как победителя дарданцев , чье имя было построено как имя мифических прародителей римлян. Таким образом, было принято решение создать новое название Дардания и Дардани. Несмотря на это решение и административное использование названий Мезия и Моэси для Дардани и Дардании , первоначальное использование названия сохранилось такими авторами, как Аппиан. [52] Название Дардания не использовалось в административном контексте в течение нескольких сотен лет после этого периода. Он был воссоздан императором Диоклетианом только в III веке нашей эры. [53]

Появление

[ редактировать ]

Территория современного Косово , составлявшая ядро ​​Дардани, была заселена с эпохи неолита . Руник и Влашне — два наиболее значительных памятника периода неолита. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры протоиндоевропейские племена мигрировали и поселились в регионе вместе с существующим неолитическим населением. В этот период появляются новые методы ведения сельского хозяйства и скотоводства, а также образуются новые поселения в Косово. Сосуществование и смешение неолитического населения и говорящих на языке PIE породило материальную культуру , которая развилась в бронзовом веке (2100-1100 гг. до н. э.) в таких поселениях, как Влашне, Корише, Пограгье, Бардхи-и-Мад и Топаница.

Археологические исследования на территории Дардании значительно расширились с 2000 г. В современных исследованиях используется периодизация четырех фаз развития доримской Дардании: [54]

  1. 11-9 века до нашей эры, переходный период между бронзовым и железным веками.
  2. VIII-VII века до нашей эры, I этап железного века.
  3. VI-IV века до н.э., фаза II железного века, во время которой контакты со Средиземноморьем и импорт из Греции увеличиваются.
  4. IV-I века до нашей эры, эллинистический период.

В железном веке жилищное развитие получило дальнейшее развитие с появлением культуры Гласинац-Мат , иллирийской материальной культуры, которая развилась на западных Балканах железного века. [55] Дардани, как они стали известны в классической древности, были одной из особых групп культуры Гласинак-Мат. [56]

Культурная группа Брница была культурным проявлением позднего бронзового века на территории будущей Дардании, тесно связанной с Балкано-Дунайским комплексом. [57] [58] [59] Оно датируется 14-10 веками до нашей эры. [57] и появляется в Косово, долине Моравы, Санджаке, Македонии и Юго-Восточной Сербии. [60] В югославской историографии, начиная с Милютина Гарашанина в 1970-х и 1980-х годах, брницкая культура стала интерпретироваться как « дако-мезийский », а не « иллирийский » языковой компонент позднего Дардани. [58] [61] До этого изменения югославские ученые считали дардани иллирийцами. Повествование об особой «дако-мезийской» концепции возникло как ответ албанским и болгарским исследователям, и особенно на изменения внутри Югославии, вызванные ростом местного национализма. [62]

Классическая античность

[ редактировать ]
Иллирийские племена в VII–IV веках до нашей эры.

В Дардании племенная аристократия и предгородская застройка возникли с VI–V вв. до н.э. Контакты дарданцев со средиземноморским миром начались рано и усилились в эпоху железного века. Торговые связи с древнегреческим миром были созданы с VII века до нашей эры. [63] За протогородским развитием последовало создание городских центров и появление ремесленничества, а дарданское государство . с IV века до нашей эры начало развиваться [63] Материальная культура и описания в классических источниках позволяют предположить, что дарданское общество достигло продвинутой фазы развития. [3] [64]

Дарданы упоминаются как одни из противников Македонии в IV веке до нашей эры, столкнувшиеся с Филиппом II , сумевшим подчинить себе их и их соседей, вероятно, в ранний период своего правления. [24] Дардани хранили молчание до смерти Филиппа II, после чего планировали дезертирство . Однако их беспорядки не стали причиной открытой войны, поскольку Александру Македонскому удалось получить полный контроль над королевством и его армией после того, как он унаследовал македонский престол от своего отца. Действительно, дарданы не упоминаются в древних отчетах о событиях балканского похода Александра . [65] Похоже, что дарданы избежали македонского правления во время войн диадохов между 284 и 281 годами до нашей эры, во времена империи Лисимаха . После этого Дардани стали постоянной угрозой Македонии на ее северных границах. [66]

В 279 г. до н.э., во времена великого кельтского вторжения , Дардания подверглась набегу нескольких кельтских племен во время их походов, предпринятых с целью разграбления сокровищниц греческих храмов. [66] отказался от него, Во время этих событий неназванный дарданский царь предложил македонцам помочь с 20 000 солдат для противодействия вторгшимся кельтам, но македонский царь Птолемей Кераун который, недооценив силу кельтов, погиб, сражаясь с ними. [67] [68] [66] оракула Лишь у Дельфийского кельты в конце концов были арестованы и потерпели поражение. После этого они отошли на север, проходя через Дарданию, однако были полностью уничтожены дарданами. [69] Дальнейшие упоминания о дарданах содержатся в древних источниках, описывающих постоянные войны дарданцев против македонцев второй половины III века до нашей эры. [69]

Дарданское царство, конец III века до н.э.

После того, как кельтское вторжение на Балканы ослабило государство македонцев и пеонийцев , политическая и военная роль дарданцев в регионе стала возрастать. Они расширили свое государство до территории Пеонии , которая окончательно исчезла из истории. [25] В 230 году Дардани под предводительством Лонгара. [70] захватил Вилазору у пеонийцев. [71] Воспользовавшись слабостью Македонии, в 229 году дарданы напали на Македонию и победили Деметрия II . в важном сражении [72] Одержав великую победу над македонской армией, дарданы вторглись в саму Македонию. Дарданская экспансия в Македонию, аналогичная ардиейской экспансии в Эпире примерно в те же годы, возможно, была частью общего движения среди иллирийских народов. [73]

В этот период влияние дарданцев в регионе росло, и некоторые другие иллирийские племена покинули Теуту , присоединившись к дарданам под командованием Лонгара и вынудив Теуту отозвать свои экспедиционные силы в Эпире. [74] Когда Филипп V взошел на македонский престол, в 220-219 гг. до н.э. начались стычки с Дарданами и ему удалось в 217 г. до н.э. отобрать у них Вилазору. Стычки продолжались в 211 и 209 годах, когда отряд Дардани под командованием Аэропа, вероятно, претендента на македонский трон, захватил Лихнида и разграбил Македонию, взяв 20 000 пленных и отступив прежде, чем силы Филиппа смогли добраться до них. [75]

В 201 году Батон Дарданский вместе с Плевратом Иллирийцем и Аминандером, царем Афамании, сотрудничал с римским консулом Сульпицием в его экспедиции против Филиппа V. [76] Находясь постоянно под угрозой нападений дарданцев на Македонию, около 183 г. до н. э. Филипп V заключил союз с бастарнами и пригласил их поселиться в Пологе, ближайшем к Македонии регионе Дардании. [77] Был организован совместный поход бастарнов и македонян против дарданцев, но Филипп V погиб, а его сын Персей Македонский вывел свои войска из похода. Бастарны в огромных количествах переправились через Дунай и, хотя и не встретились с македонцами, продолжили поход. Около 30 000 бастарнов под командованием Клондика, похоже, победили дарданов. [78] В 179 г. до н. э. бастарны завоевали дарданов, которые позже, в 174 г., вытеснили их, в войне, которая оказалась катастрофической, а несколько лет спустя, в 170 г. до н. э., македонцы победили дарданов. [79] Македония и Иллирия стали римскими протекторатами в 168 г. до н.э. [80] Скордиски , племя кельтского происхождения, скорее всего , подчинили дарданов в середине II века до нашей эры, после чего о дарданах долгое время не упоминалось. [81]

Роман был

[ редактировать ]
После разделения римской Мезии на две провинции в 86 году нашей эры дарданы располагались в южной части Верхней Мезии.

Иллирия и Македония стали римскими протекторатами в 168 г. до н.э. [80] В 97 г. до н.э. снова упоминаются дарданы, побежденные македонской римской армией. [82] В 88 г. до н. э. дарданы вторглись в римскую провинцию Македонию вместе со скордисками и медиями . [83] [ не удалось пройти проверку ]

Римляне обнаружили в Дардании древнее сформированное хозяйство, основанное на земледелии и животноводстве, горном деле и металлургии, различных ремеслах и торговле. Римляне, как и в других провинциях, уделяли особое внимание разработке шахт и дорожному строительству. [84] [85]

Представляется вполне вероятным, что Дарданы действительно утратили независимость в 28 г. до н.э., таким образом, окончательная оккупация Дардании Римом была связана с началом правления Августа в 6 г. н.э., когда они были окончательно завоеваны Римом. Дардания была завоевана Гаем Скрибонием Курионом , и латинский язык вскоре стал основным языком племени, как и многие другие завоеванные и романизированные племена. [86] После того, как в 86 году нашей эры римский император Домициан разделил провинцию Мезия на Верхнюю Мезию и Нижнюю Мезию, Дардани располагались на юге Верхней Мезии. [26]

Дардания и Балканы в VI веке нашей эры.

Сначала Дардания не была отдельной римской провинцией, а в 87 году нашей эры стала регионом в провинции Верхняя Мезия . [87] Позднее император Диоклетиан (284 г.) выделил Дарданию в отдельную [87] провинция со столицей в Найссе ( Ниш ). Во времена византийской администрации (в VI веке) существовала византийская провинция Дардания, включавшая города Ульпиана , Скупи , Юстиниана Прима и другие.

Политика

[ редактировать ]

История племенного правления

[ редактировать ]

Дарданское государство начало развиваться с IV века до нашей эры. [63] Царство Дардания было засвидетельствовано с 4-го века до нашей эры в древних источниках, сообщающих о войнах, которые дарданцы вели против своего юго-восточного соседа - Македонии - до 2-го века до нашей эры. [16] [25] Дарданское царство состояло из множества племен и племенных групп, что подтверждает Страбон , [88] который упоминает галабри и тунаты как дарданские племена и описывает дарданов как один из трех сильнейших иллирийских народов, два других - ардии и автариаты . [13] [14]

Дарданийцы на протяжении всей своей истории всегда имели отдельные владения от остальных иллирийцев . [89] Для обозначения их территории использовался термин ( Δαρδανική ), [28] в то время как в других племенных территориях были более неопределенные термины, такие как Аутариатон хора ( Αὐταριατῶν χώρα ), обозначающие «землю аутариатов ». Этот термин использовался для описания политического статуса Дардании как полунезависимой страны в поздней Римской республике . [90] Существует мало данных о территории Дардана до римского завоевания, особенно о его южной части, которая оспаривалась с Македонией, поэтому ученые используют информацию, полученную во времена Римской империи, для определения границ территории Дардана. [91]

Безымянный дарданский царь упоминается в древних источниках, описывающих события региона начала III века до нашей эры. Он предложил македонскому царю Птолемею Керавну 20 000 солдат для противодействия вторжению кельтов , но Керавн отклонил это предложение. [66] Вожди племен Лонгар и его сын Батон принимали участие в войнах против римлян и македонцев . [92]

Дарданские правители

[ редактировать ]

Этута (Этлева) [94] дочерью Монуния II Дарданийского и иллирийской царицы Ардиаев была . [94] Некоторые учёные полагают, что иллирийские правители Бардилы , [95] Audataслышал [96] Клит (сын Бардилиса), [97] Бардилис II , [98] Бирценна (дочь Бардилиса II), [99] и Монуниос были дарданцами, однако это считается старым заблуждением, поскольку оно не подтверждается каким-либо древним источником, в то время как некоторые факты и древние географические местоположения прямо противоречат этому. [100] [101] [102] [103] [104] Тем не менее, Бардилис , если не дарданец, то, вероятно, во время своего правления имел некоторую гегемонию среди дарданцев. [105] [106]

Международные отношения

[ редактировать ]

Плохая пресса

[ редактировать ]

В отличие от своих фракийских соседей, в доримские времена дарданы не были эллинизированы. [107] С греческой точки зрения они были варварами. Из-за этого предубеждения они получили плохую оценку в древнегреческой и римской историографии. Племя считалось «чрезвычайно варварским». [108] [ нужна страница ] [109] Клавдий Элиан и другие писатели [ ВОЗ? ] написали, что купались только втроем [110] раз в своей жизни. При рождении, когда они поженились и после смерти. Страбон называет их дикими. [111] и живут в грязных пещерах под навозными кучами. [112] Однако это могло быть связано не с чистотой, поскольку купание имело отношение к деньгам. [109] Статус с точки зрения греков .

Порабощение

[ редактировать ]

дарданские рабы или вольноотпущенники во время римского завоевания явно имели палеобалканское происхождение. Судя по их личным именам, [113] Отмечено, что личные имена в основном были «центрально-далматинского типа». [114]

Культура

[ редактировать ]

У дарданцев был свой язык. [94] Обширное исследование, основанное на ономастике римской эпохи, было предпринято Радославом Катичичем , который помещает дарданскую языковую область в центральную иллирийскую область ( «Центральный иллирийский» , состоящий из большей части бывшей Югославии, к северу от южной Черногории и к западу от Моравы, за исключением древняя Либурния на северо-западе, но, возможно, простирающаяся до Паннонии на севере). [115] [116] Еще одно обширное исследование, основанное на ономастике во Фракии, Восточной Македонии, Мезии, Дакии и Вифинии, было проведено Дэном Даной в 2010-х годах с учетом современной балканской исторической лингвистики. Дана приходит к выводу, что иллирийский характер дарданской ономастики не подлежит сомнению и что уместно окончательно исключить идею фракийского происхождения или участия (по крайней мере заметного) в этногенезе дарданов. [117] Поскольку на востоке Дарданы соседствовали с фракийцами, восточные части Дардании находились в зоне фрако-иллирийского контакта. Как показали археологические исследования, иллирийские имена преобладают в западной Дардании (современное Косово) и изредка появляются в восточной Дардании (современная юго-восточная Сербия), тогда как фракийские имена встречаются в восточных частях, но отсутствуют в западные части. [12] [10] [9] [5] Соответствие иллирийской ономастики в Дардании, в том числе дарданской правящей династии, с таковой у южных иллирийцев предполагает «фрацианизацию» частей Дардании в более поздний период. [9] [118] [92] Лингвистические отношения между « иллирийским » и « фракийским » неясны из-за скудности доступного письменного материала на этих языках, состоящего только из ономастических и топонимических свидетельств в случае иллирийского языка и то же самое для фракийского языка, за исключением нескольких коротких надписей. сложной интерпретации. Дарданский язык в контексте отдельного языка рассматривается в последние десятилетия как потенциально значимый для истории албанского языка . [119]

Могилы VI и V веков до нашей эры в Ромахе содержат длинные железные прутья, которые помещались в гробницы как средство оплаты загробной жизни. Они указывают на то, что племя Дардани разработало концепцию загробной жизни, как показано позже в других археологических материалах, таких как вотивный памятник Смирэ . [120] Оружие включало обоюдоострые топоры ( Лабрис ), которые, возможно, использовались в ритуальных целях, связанных с поклонением солнцу , которое было распространено в северных иллирийских племенах. [121]

Среди характерных дарданских божеств были Андинус , считавшийся местным богом растительности и плодородия почвы , [122] [123] и Деа Дарданика («Дарданская богиня»). Они засвидетельствованы вотивными надписями римского периода в Дардании.

В Смире найден памятник в виде круглого лабиринта, посвященный «Дарданской богине». Этот памятник свидетельствует о космогонических и космологических знаниях среди дардани. [124] Лабиринт был реализован на основе концепции троицы . Используется нумерологический и геометрический подход через многомерное голографическое поле, которое иллюстрирует дарданианское восприятие космического порядка и взаимосвязь между материальным миром и высшим царством. [125]

Дарданские погребальные стелы изображают их траурную практику, которая точно отражает албанское традиционное оплакивание умерших – джама . Оплакивание усопших представлено на стелах изображением скорбящих с поднятыми руками, хватающихся за голову и бьющих себя в грудь. [126]

Страбон пишет, что дарданцы заботились о музыке, всегда пользовались музыкальными инструментами, как духовыми, так и струнными . [112]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Дарданиои, Дарданой, Дарданионес» Дарданиои, Георг Аутенрит, «Словарь Гомера», в Персее
  2. ^ Латинский словарь
  3. ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2010 , с. 626.
  4. ^ Уилкс 1992 , с. 144.
  5. ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 131

    дарданцы... жившие на границах иллирийского и фракийского миров, сохранили свою индивидуальность и единственные среди народов этого региона сумели сохранить себя как этническое единство даже тогда, когда они были в военном и политическом отношении подчинены римскому оружию [ ...] и когда, к концу древнего мира, Балканы были вовлечены в далеко идущие этнические пертурбации, дарданцы из всех центральнобалканских племен сыграли наибольшую роль в зарождении новых народов, принявших место старого

  6. ^ География Страбона - Иллирия - «Бесси живут в хижинах и ведут жалкую жизнь; их страна граничит с горой Родопы, со страной пеонийцев и со страной двух иллирийских народов — автариатов и дарданцев.
  7. ^ Страбон: География - Иллирия - «Люди более поздних времен называли Ардиаев «Вардиаями». Поскольку они досаждали морю своими пиратскими бандами, римляне оттеснили их от него в глубь страны и заставили возделывать землю. Но страна суровая, бедная и не приспособленная для земледельческого населения, и поэтому племя совершенно разорилось и фактически почти уничтожено. И это то, что случилось с остальными народами в этой части мира; ибо те, кто был наиболее могущественным в прежние времена, были совершенно унижены или уничтожены, как, например, у галатов бойи и скордисты, у иллирийцев автариаты, ардии и дарданы, а у фракийцев трибаллы; 316 то есть сначала они были уменьшены в войне друг другом, а затем македонянами и римлянами.
  8. ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 218: «Это утверждение имеет немаловажное значение для нашей проблемы, ибо оно также подтверждает, что в середине V века земли к северу от Македонии считались иллирийскими. Однако у Геродота есть и другое утверждение, на котором настаивает Н. Вулич. как ясное свидетельство того, что во времена Геродота территория дарданцев считалась иллирийской. Это отрывок из известного участка о притоках Дуная, в котором Геродот говорит, что река Ангр вытекает «из земли Дуная». иллирийцы» 267 Поскольку Ангр могла быть либо Южной Моравой, либо Ибаром, и обе реки в своих верховьях протекали через Дарданию, вывод Вулича выглядит весьма разумным. Происхождение дарданцев кажется довольно единодушным, и его интерпретация не представляет особых затруднений. Традиция, согласно которой дарданцы, как и их соседи автариаты и ардиеи, были иллирийцами, сохранилась у Страбона и Аппиана. Должно быть, это старая традиция, еще с тех времен, когда три племени были соседями. У историков до Страбона (Полибий, Ливий) и у историков, копировавших более ранние источники (Юстин, Помпей Трог), нет ничего, что противоречило бы этой традиции. Упоминание дарданцев рядом с иллирийцами показывает лишь то, что название иллирийцы, помимо своего более широкого этнического смысла, очень рано приобрело и более узкий политический смысл. Действительно, согласно Геродоту, для которого название «иллирийский» могло иметь только общее значение, земли к северу от Македонии, вокруг истоков Южной Моравы и Ибара, были населены иллирийцами. Этот факт показывает, что древняя традиция считала дарданцев иллирийцами».
  9. ^ Jump up to: а б с Захариаде 2009 , с. 81; п. 92: «Дардания по традиции была иллирийской землей. Страбон и Аппиан, а также ряд современных учёных считали дарданцев иллирийцами, в то время как другие полагают, что в более позднее время дарданцы были «фракийцами»... Большинство топонимов Этническая граница между фракийцами и дарданцами проходила по реке Мораве (Маргус) до реки Морава (Маргус). север разделился на две дарданские земли, причем восточная часть значительно «фрацизировалась».
  10. ^ Jump up to: а б Косово: Краткая история с. 363 «Как отмечает Папазоглу, большинство древних источников относят дарданцев к иллирийцам. Причины, по которым она отвергла эту идентификацию в более позднем эссе «Les Royaumes», неясны. В восточной полосе Дардании были фракийские имена, но в остальной части преобладали иллирийские имена; Катичич показал, что они принадлежат к двум другим иллирийским «ономастическим провинциям» (см. его резюме в «Древних языках», стр. 179-81, и свидетельства в Папазоглу, «Дарданска ономастика»).
  11. ^ Уилкс 2012 , с. 414: « Дардани , иллирийский народ (их название может происходить от того же корня, что и дардхе , по-албански «груша»), но также связанный с фракийцами и Малой Азией, населял верхнюю часть долины Вардар и регион Косово на южных Балканах. ."
  12. ^ Jump up to: а б с Вуйчич 2021 , с. 505: "Независимо от этого эпизода, некоторые источники ясно отличают Дарданов от остальных иллирийцев, а Дарданскую землю от Иллирии (Полиб. 2.6.4, 28.8.3; Лив. 43.20.1), а некоторые считают само собой разумеющимся, что они являются лишь одним из иллирийских племен (Страб. 7.5.6, 12; Прил. илл. 1.2. Здесь не место подробно разбирать эту тему, но, между тем, дарданы, очевидно, этнически и лингвистически являются частью иллирийцев). мире, они, кажется, отделены от других иллирийских народов своей географией и своеобразным социально-политическим развитием».
  13. ^ Jump up to: а б География Страбона - http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.01.0239
  14. ^ Jump up to: а б Хаммонд 1966 , стр. 239–241.
  15. ^ Шашель Кос 2005 , с. 122.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уилкс 2012 , с. 414.
  17. ^ Jump up to: а б Шашель Кос 2010 , с. 625.
  18. ^ Шукриу 1996 , с. 20.
  19. ^ Владимир Георгиев (Георгиев), Отношения между ифским, фракийским и фригийским языками, Журнал «Классические исследования», II, 1960, 39-58.
  20. ^ Косово: Краткая история с. 363 «Как отмечает Папазоглу, большинство древних источников относят дарданцев к иллирийцам. Причины, по которым она отвергла эту идентификацию в более позднем эссе «Les Royaumes», неясны. В восточной полосе Дардании были фракийские имена, но в остальной части преобладали иллирийские имена; Катичич показал, что они принадлежат к двум другим иллирийским «ономастическим провинциям» (см. его резюме в «Древних языках», стр. 179-81, и свидетельства в Папазоглу, «Дарданска ономастика»).
  21. ^ Шукриу 1996 , с. 41.
  22. ^ Страбон: География - Иллирия - «Люди более поздних времен называли Ардиаев «Вардиаями». Поскольку они досаждали морю своими пиратскими бандами, римляне оттеснили их от него в глубь страны и заставили возделывать землю. Но страна суровая, бедная и не приспособленная для земледельческого населения, и поэтому племя совершенно разорилось и фактически почти уничтожено. И это то, что случилось с остальными народами в этой части мира; ибо те, кто был наиболее могущественным в прежние времена, были совершенно унижены или уничтожены, как, например, у галатов бойи и скордисты, у иллирийцев автариаты, ардии и дарданы, а у фракийцев трибаллы; 316 то есть сначала они были уменьшены в войне друг другом, а затем македонянами и римлянами.
  23. ^ Уилкс 1996 , стр. 120–121.
  24. ^ Jump up to: а б Вуйчич 2021 , стр. 504.
  25. ^ Jump up to: а б с Стипчевич 1989 , стр. 38–39.
  26. ^ Jump up to: а б Петрович 2019 , стр. 23–24.
  27. ^ Папазоглу 1969 , с. 201.
  28. ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 523
  29. ^ Балиу 2012 , стр. 69.
  30. ^ Балиу 2012 , стр. 68.
  31. ^ Jump up to: а б с Демирадж 1997 , с. 121.
  32. ^ Балиу 2012 , стр. 81.
  33. ^ Дарлишта 2019 , с. 65.
  34. ^ Уилкс, Джон (1992). Иллирийцы . Уайли. п. 244. ИСБН  9780631146711 . «Имена отдельных народов, возможно, образовались аналогичным образом: Таулантии от слова «ласточка» (ср. албанское таландуше) или Эрчелей «люди-угри» и Челидони «люди-улитки». Названия дельматов кажутся связанными. с албанским словом «овца» delmë), а у дарданцев со словом «груша» ( dardhë )».
  35. ^ Jump up to: а б Элси 2015 , с. 310.
  36. ^ Дарлишта 2019 , с. 38.
  37. ^ Jump up to: а б Демирадж 1997 , стр. 121–122.
  38. ^ Элси 1998 , с. 71.
  39. ^ Jump up to: а б Балиу 2012 , стр. 77–78.
  40. ^ Jump up to: а б Orel 1998 , pp. 56, 60.
  41. ^ Балиу, Бегзад (2012). Ономастика Косово: между мифом и идентичностью [Ономастика Косово: между мифом и идентичностью] (PDF). Ветер. п. 73. ISBN 978-9951040556.
  42. ^ Савич 2022 .
  43. ^ Рождество 2023 г. , стр. 79–80.
  44. ^ Рождество 2023 г. , стр. 79–81.
  45. ^ Jump up to: а б Рождество 2023 г. , стр. 77–81.
  46. ^ Уилкс 1992 , стр. 145; Кроссленд 1982 , стр. 849; Папазоглу 1969 , стр. 101–104; Стипчевич 1989 , стр. 22–23.
  47. ^ Букинка 2021 , стр. 522–524.
  48. ^ Букинка 2021 , с. 216.
  49. ^ Уилкс 1992 , с. 92.
  50. ^ Вуйчич 2021 , стр. 505.
  51. ^ Ботева 2021 , с. 410.
  52. ^ Jump up to: а б Ботева 2021 , с. 411
  53. ^ Рама 2021 , с. 114.
  54. ^ Alaj 2019 , p. 18.
  55. ^ Alaj 2019 , p. 14.
  56. ^ Alaj 2019 , p. 15
  57. ^ Jump up to: а б Дранчолли 2020 , стр. 4311–4312.
  58. ^ Jump up to: а б Вранич 2014а , стр. 35.
  59. ^ Стоич, Милорад (2006). «Региональные особенности культурной группы Брница» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 3 августа 2010 г.
  60. ^ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КУЛЬТУРНОЙ ГРУППЫ БРНЬИЦА МИЛОРАД СТОЙИ]Институт археологии, Белград
  61. ^ Стоич 2006 , с. 73: «До недавнего времени наши знания о культурной группе Брница (или культурной группе Донья Брница – Горня Страава) основывались на результатах исследований примерно пятнадцати памятников, в основном некрополей.1 Данных о поселениях и жилищах не было. 2 Общая археологическая коллекция общины Брница насчитывала менее трехсот предметов, в основном керамических сосудов. 3 Эта культурная группа была охарактеризована как заключительная фаза «… длительной эволюции, которую можно было с уверенностью проследить на протяжении всего бронзового века, в то время как тесно связаны с балкано-дунайским комплексом и элементами, которые лингвисты отмечают как дако-мезийские. Поэтому находки этой группы можно отождествить с неиллирийским компонентом дарданского этногенеза. «4».
  62. ^ Вранич 2014b , стр. 169.
  63. ^ Jump up to: а б с Шукриу 2008 , с. 9.
  64. ^ Гаврилович Витас 2021 , стр. 3.
  65. ^ Вуйчич 2021 , стр. 504–505.
  66. ^ Jump up to: а б с д и Петрович 2006 , стр. 8.
  67. ^ Роберт Малкольм Эррингтон (1990). История Македонии . Издательство Калифорнийского университета. п. 160 . ISBN  978-0-520-06319-8 .
  68. ^ Хаммонд 1988 , с. 253
  69. ^ Jump up to: а б Петрович 2006 , стр. 9.
  70. ^ Хаммонд 1988 , с. 338
  71. ^ Эррингтон 1990 , с. 185.
  72. ^ История Македонии, том 5 эллинистической культуры и общества, Роберт Малкольм Эррингтон, University of California Press, 1990, ISBN   0-520-06319-8 , ISBN   978-0-520-06319-8 стр. 174
  73. ^ Экстайн 2008 , стр. 34–35.
  74. ^ Хаммонд 1988 , с. 335
  75. ^ Хаммонд 1988 , с. 404
  76. ^ Хаммонд 1988 , с. 420
  77. ^ Хаммонд 1988 , с. 470
  78. ^ Хаммонд 1988 , с. 491
  79. ^ Мочи 2014 , с. 10.
  80. ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 173.
  81. ^ Мочи 2014 , с. 12.
  82. ^ Мочи 2014 , с. 15.
  83. ^ Уилкс 1992 , с. 140

    ... Autariatae за счет трибаллов, пока, как отмечает Страбон, они, в свою очередь, не были побеждены кельтскими скордисками в начале третьего века.

  84. ^ Майкл Ростовцев, Социальная и экономическая история Римской империи (Оксфорд, 1957), 242-243.
  85. ^ Предыстория и древняя история Косово, Эди Шукриу, с. 18
  86. ^ http://www.balkaninstitut.com/pdf/izdanja/B_XXXVII_2007.pdf [ пустой URL PDF ]
  87. ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 210

    Здесь старое название Дардания появляется как новая провинция, образованная из Мезии вместе с Мезией Прима, Дакией (не старой провинцией Траяна, а... Хотя ее линия далеко не определена, кажется мало сомнений в том, что большинство дарданцев были исключены). из Иллирика и должны были стать частью провинции Мезия)

  88. ^ Папазоглу 1978 , с. 445

    Предположение о том, что Дарданское царство состояло из значительного числа племен и племенных групп, находит подтверждение в высказывании Страбона о

  89. ^ Папазоглу 1978 , с. 216
  90. ^ Дзино 2008 , с. 188.
  91. ^ Папазоглу 1978 , с. 187
  92. ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 85

    Было много споров о том, были ли дарданцы иллирийским или фракийским народом, и одна точка зрения предполагает, что этот район изначально был заселен фракийцами, которые затем в течение длительного периода подвергались прямому контакту с иллирийцами. [..] Смысл такого положения вещей интерпретировался по-разному, начиная от представлений о фракийстве (частично) существующего иллирийского населения до прямо противоположного. В пользу последнего может свидетельствовать тесное соответствие иллирийских имен в Дардании с именами южных «настоящих» иллирийцев на западе, включая имена дарданских правителей, Лонгара, Батона, Монуния и Этуты, а также имена на более поздних эпитафиях, Эпикада. , Scerviaedus, Тута, Таймс и Цинна.

  93. ^ Jump up to: а б Уилкс 1992 , с. 86

    ... включая имена дарданских правителей, Лонгара, Батона, Монуния и Этуты, а также имена на более поздних эпитафиях: Эпикада, Сцервиеда, Туты, Таймса и Цинны. Другие дарданские имена связаны с...

  94. ^ Jump up to: а б с Букинка 2021 , с. 133.
  95. ^ Филип Хардинг (21 февраля 1985 г.). От окончания Пелопоннесской войны до битвы при Ипсе . Издательство Кембриджского университета. п. 93. ИСБН  978-0-521-29949-7 . Грабос стал самым могущественным иллирийским королем после смерти Бардилиса в 358 году.
  96. ^ Хекель 2006 , с. 64
  97. ^ Уилкс 1996 , с. 120
  98. ^ Хекель 2006 , с. 86
  99. ^ Хаммонд 1988 , с. 47
  100. ^ Кабанес 2002 , стр. 50–51, 56, 75.
  101. ^ Мортенсен 1991 , стр. 49–59.
  102. ^ Лейн Фокс 2011 , с. 342.
  103. ^ Вуйчич 2019 , стр. 115.
  104. ^ Вуйчич 2021 , стр. 501–504.
  105. ^ Букинка 2021 , стр. 131, 133.
  106. ^ Букинка, Арианит (2022). Дарданет и Иллирия (VI–I до н. э.) [ Дарданцы Иллирии ] (на албанском языке) (1-е изд.). Приштина: Институт албанологии. п. 48. ИСБН  978-9951-24-155-7 .
  107. ^ Петрович 2019 , стр. 24.
  108. ^ Элиан; Дайан Остром Джонсон (июнь 1997 г.). Английский перевод «Varia historia» Клавдия Элиана . Э. Меллен Пресс. ISBN  978-0-7734-8672-0 .
  109. ^ Jump up to: а б Папазоглу 1978 , с. 517

    Должно быть, была какая-то причина, почему о дарданийцах, а не о каком-либо другом народе, говорили, что они купались только три раза в своей жизни... как и у дарданцев, что относилось не к грязным людям, как можно было бы ожидать. , а скупому (ἐπὶ τῶν φειδωλῶν)! Очевидно, что для греков купаться или нет было лишь вопросом затрат и финансовых средств.

  110. ^ Словарь классических древностей (1898 г.) «... откуда говорится о дарданийцах, иллирийском народе, что они купаются только трижды в жизни - при рождении, браке и после смерти».
  111. ^ Джеймс Оливер Томсон (1948). История древней географии . Издательство Библо и Таннен. стр. 249–. ISBN  978-0-8196-0143-8 .
  112. ^ Jump up to: а б Страбон, 7.5 : «Дарданцы настолько дикие, что роют пещеры под своими навозными холмами и живут там, но тем не менее они любят музыку, всегда используя музыкальные инструменты, как флейты, так и струнные»
  113. ^ Папазоглу 1978 , с. 224.
  114. ^ Папазоглу 1978 , с. 245.
  115. ^ Катичич, Радослав (1964b) « Новейшие исследования родной лингвистики в иллирийских провинциях » в Бенаце (1964a) 9-58 Катичич, Радослав (1965b) « К вопросу о кельтских и панонских областях названий в Римской Далмации » ANUBiH 3 ГБИ 1, 53-76
  116. ^ Катичич, Радослав. Древние языки Балкан. Гаага – Париж (1976)
  117. ^ Дана 2014 , с. 82
  118. ^ Джозеф Ройсман; Ян Уортингтон (7 июля 2011 г.). Спутник Древней Македонии . Джон Уайли и сыновья. п. 301. ИСБН  978-1-4443-5163-7 .
  119. ^ Русаков 2017 , стр. 555–556.
  120. ^ Шукриу 2008 , с. 11.
  121. ^ Шукриу 2008 , с. 10.
  122. ^ Зеко 2016 , с. 14.
  123. ^ Ферри 2006 , с. 229.
  124. ^ Шукриу 2008 , стр. 22–23.
  125. ^ Шукриу 2008 , с. 23.
  126. ^ Джозеф и Смерть 2024 , стр. 107-1. 1–3.

Библиография

[ редактировать ]

Джозеф, Брайан Д.; Дедвукай, Линдон (2024). «Превращение ночи в день: среда и семантические изменения в албанском языке» . Труды Лингвистического общества Америки . 9 (1). Лингвистическое общество Америки . дои : 10.3765/plsa.v9i1.5681 .

[ редактировать ]

СМИ, связанные с Дардани (Балканы), на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 654cbfdee42adb6d9dc63acb2f3c79eb__1721717820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/eb/654cbfdee42adb6d9dc63acb2f3c79eb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dardani - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)