Феникс Ливана
Phoenice Libanensis ( греч . Φοινίκη Λιβανησία , букв. , также известная на латыни как Phoenice Libani или Phoenice II / Phoenice Secunda ), была провинцией на империи Финикия » востоке Римской «Ливанская , вплоть до Пальмиры . Он был официально создан c. 394 г. , когда римская провинция Финикия завоеван была разделена на собственно Финикию, или Финикию Паралию , и Финикию Ливанскую, разделение, которое сохранялось до тех пор, пока регион не был арабами -мусульманами в 630-х годах.
Феникс Ливана Финики Ливан | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Провинция Византийской империи | |||||||||||||
в. 394 –635 | |||||||||||||
Страница из Notitia Dignitatum, показывающая территорию провинции Финикия Либанская. | |||||||||||||
Капитал | изданный | ||||||||||||
Историческая эпоха | Поздняя античность | ||||||||||||
• Создан во времена правления Феодосия Великого. | в. 394 | ||||||||||||
635 | |||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Сирия Ливан |
Топонимия
[ редактировать ]Агапий Иерапольский использовал термин « пустыня Финикии » для обозначения степи между Эмесой и Пальмирой, в бывшей провинции Ливанской Финикии. Во время походов крестовых Вильгельм Тирский и Жак Витри упоминают Ливанскую Финикию в ее греко-римских границах и пределах, несомненно, основываясь на административной и церковной географии, все еще известной в Римской империи. [1] [2] Вильгельм Тирский далее называет Дамаск «метрополией Малой Сирии, иначе называемой Ливанской Финикией».
Во времена Османской империи бывшая провинция Ливанская Финикия присутствовала только в названиях, используемых местными ромскими христианами Антиохийского и всего Востока Патриархата. Например, в списке епископских титулов архиепископы Эмесы, Баальбека и Пальмиры являются « экзархами всей Ливанской Финикии». [3] [4]
История
[ редактировать ]Финикия I и Финикия Либанская
[ редактировать ]Провинция Августа Либанская , упомянутая в Веронском списке , просуществовала недолго, но легла в основу передела Финикии ок. 400 г. в Финикию I или Финикию Паралию ( греч . Φοινίκη Παραλία , «прибрежная Финикия») и Финикию II или Финикию Ливанскую (Φοινίκη Λιβανησία), со столицами в Тире и Эмесе. [5] В Notitia Dignitatum , написанном вскоре после разделения, Финикией I управляет consularis , а Libanensis управляется praeses , причем обе провинции находятся под управлением Восточной епархии . [6] Это разделение оставалось нетронутым до мусульманского завоевания Леванта в 630-х годах. [7] При Халифате большая часть двух Финикийцев перешла в состав провинции Дамаск , а части на юге и севере отошли к провинциям Иордания и Эмеса соответственно. [8]
Указы Юстиниана Великого
[ редактировать ]Из-за массовых административных реформ и указов, направленных против Ливанской Финики с целью предотвращения дальнейших просасанидских набегов и вторжений, провинцией теперь управляли два герцога . во время правления Юстиниана I [9] [10]
В указе Юстиниана Великого, датированном ок. 535–539 гг ., о провинции Ливанская Финикия, император требовал, чтобы губернатор сдерживал «влиятельные дворы», поскольку он заявлял, что беззаконие магнатов таких регионов заставляет его «чувствовать себя слишком мне стыдно даже говорить о чудовищности странного поведения этих людей и о том, что их защищают телохранители, а за ними стоит невыносимое количество людей, которые все совершают неприкрытый бандитизм». [11] В октябре 527 года Юстинианом началась реорганизация военной администрации Финикии Ливанской из-за набегов просасанидских арабов на эту территорию. Это было одно из первых его действий после вступления на византийский престол. Он добавил герцога (лат. dux ) к уже установленному там герцогу, в результате чего в провинции стало два герцога, хотя резиденция нового герцога не упоминается в источниках. Император также приказал вновь назначенному восточному пришельцу Патрицию восстановить Пальмиру, ее церкви и бани и разместил там множество и множество лимитанов . На основании этого и отрывка из Прокопия ученые пришли к выводу, что новый герцог находился в Пальмире.
Эти реформы были вызваны разрушительными набегами, которые возглавил Лахмид Аль-Мундхир во время правления Юстина . Такие набеги достигли глубокого Востока , особенно вторжение до Эмесы в 527 году. Этот набег, затронувший ливанскую Финикию, вероятно, вдохновил Юстиниана на меры. Юстиниан имел в виду защиту Иерусалима , ожидая, что герцог в Финикии защитит Святой город. Набег Мундира до Святой Земли, должно быть, заставил римские власти опасаться за безопасность Палестины и увидеть, что Мундир выбрал путь из Пальмиры в Эмесу и Апамею. Византия хотела защитить внутреннюю часть Ориенса, перехватив Мундира в Пальмире, чтобы не дать ему проникнуть глубже на римскую территорию. Также кажется, что количество филархов (проримских арабских шейхов ), назначенных в Финикию, также было увеличено до двух или более. В указе о губернии 536 г. упоминается не один филарх. В 528 году в карательной экспедиции против Мундхира приняли участие три арабских филарха, а также герцоги из Финикии. Двое из филархов, названных Джон Малалас ; Нееман и Джафна, возможно, были назначены в недавно реорганизованную провинцию.
Пальмира была последним местом, которое Юстиниан укрепил в своей огромной программе строительства по всей империи, в основном по военным причинам; другие причины такой программы строительства в регионе, возможно, связаны с библейскими ссылками, поскольку Малалас ссылается на библейскую ассоциацию Пальмиры с Соломоном. , ветхозаветного царя, которого Юстиниан утверждал, что превзошел в строительстве собора Святой Софии . В середине 530-х годов Юстиниан инициировал широкомасштабную программу административных реформ в восточных провинциях, включая Финикию Либанскую. [12]
Эдикт 4
[ редактировать ]«Эдикт 4» был издан в мае 536 года в отношении Финики Ливанской. Главной задачей указа было утверждение власти гражданского губернатора над военными и его повышение от пресов до модераторов с более высоким рангом spectabilis . Этот указ предназначался для установления федерационного и филарархического присутствия в Финикии Либанской. Это единственное упоминание об арабских филархах в этой провинции твердо подтверждает их присутствие в Ливанской Финикии. Также имеется упоминание о филархах во множественном числе, что соответствует тому факту, что это была большая и незащищенная провинция, содержащая пустынные регионы, что объясняет присвоение ей более одного филарха. Этот текст дает филархам их правильный ранг в византийской системе почестей ( clarissimus ). В отличие от филарха Аравии аль-Хариса ибн Джабалы , который был spectabilis , в Ливане это были обычные филархи, уступающие по рангу spectabilis dux . Более выдающиеся филархи имели более высокие ранги, которые фигурируют в греческих надписях. Филархи, упомянутые в указе, подчинялись князьям провинции, племенная принадлежность этих филархов, возможно, была Гассанидской.
Прокопий рассказывает историю страта- спора между ал-Харисом и Мундиром, послужившего Персии предлогом для начала второй персидской войны с Византией . Этот отчет документирует причастность Гасанидов к Финикии, поскольку, по словам Прокопия, Страты находились к югу от Пальмиры. В столь важном пограничном споре был задействован архфиларх аль-Харит, а не меньшие филархи Финикии, что свидетельствует о транспровинциальной юрисдикции архфиларха. Здесь именно аль-Харит, а не герцоги, был защитником римских лип, подтверждая мнение о том, что именно Гассанидам (а не герцогам) защита сектора восточных лип от Пальмиры до Айлы в первую очередь была поручена . . В своем отчете о постройках Гасанидов исламский писатель Хамза в своей арабской хронике утверждает, что Гасаниды присутствовали в Тадмуре (Пальмире). Кажется, это подтверждается объяснением указа Юстиниана о Финикии. Пальмира была резиденцией одного из двух герцогов этой провинции. [12]
Лахмидские набеги
[ редактировать ]Верховный филарх аль-Харис появляется повсюду на Востоке, защищая византийские интересы. После трех лет вторжения сарацин в 536 г. аль-Харис оспорил притязания Мундира на Страты (к югу от Пальмиры в Ливанской Финикии), а восемнадцать лет спустя, в июне 554 г., он прошел до Халкиды в Сирии Прима, чтобы противостоять вторжению Мундира в Византию. территория, ведущая битву, которая привела к смерти Мундира, день, когда произошла битва, назван по- арабски : يَوْم حَلِيمَة , латинизировано : Яум Халима , букв. «День Халимы». [12]
Византийско-Сасанидская война и ее последствия
[ редактировать ]Во время частых римско-персидских войн , которые длились много столетий, Эмеса в 613 году пала перед Шахрбаразом и находилась в руках Сасанидов почти до конца войны. [13] Сасанидские персы оккупировали Ливанскую Финику вместе со всем Левантом с 619 по 629 год. [14] Вскоре после победы Византии в войне и восстановления региона, [а] он снова был потерян, на этот раз навсегда, из-за мусульманских завоеваний : к 640-м годам арабы-мусульмане завоевали Сирию вскоре после смерти исламского пророка Мухаммеда , установив новый режим, который заменил римлян. [15]
Регионы
[ редактировать ]Ливанская Финикия находилась между Гелиополем (Баальбеком) и Пальмирой, охватывая также Антиливан, Дамаск и Эмесу. [16] регионами провинции Финикия Ливанская (на юге Сирии), упомянутыми в Notitia Dignitatum, были: Оттара ( Аль-Гунтор , к востоку от Хермеля ), [17] Эухара , Салтата (возможно, Садад ), Латауи, Агата, Назала , Абина, Касама ( Набк ), Каламона (В Джабаль Каламун ), Бетпроклис ( Бир эль-Фурклус ), Телсее (возможно, Думир ), Адатна (возможно, Хадата ) и Пальмира. . [18] В арабский доисламский период в Ливанской Финики Джаллик , вторая столица арабов Гассанидов, представлял собой крупный городской центр для арабского населения. [19]
Военный
[ редактировать ]Вождь финикийцев | |
---|---|
Активный | 4-6 век |
Страна | Римская империя |
Dux . Foenicis был военным подразделением, которое командовало пределами Финикии на востоке (Phoenice Libanensis), а также всеми силами и укреплениями вдоль границы пустыни, включая участок Страты Диоклетиана между севером от Пальмиры и чуть севернее Пальмиры к югу от Дамаска. Дукс Финик был вовлечен в войну с сарацинами Мавии в ок. 377 , сражаясь плечом к плечу с Magister Equitum per Orientem . [20] Следующие части или отряды частей, а также префекты и их части перечислены как находящиеся под командованием Дукса Фенициса: [21]
Единица | Расположение |
---|---|
Всадники иллирийских мавров | Оттахара |
Иллирийские рыцари | Евхарида |
Местные всадники повышены в должности | Салтатха |
Иллирикийские далматинские всадники | Я распространяю |
Местные всадники повышены в должности | Авата |
Местные всадники повышены в должности | носовой |
Местные конные лучники | В качестве помощника |
Местные конные лучники | Касава |
Местные конные лучники | Каламона |
Родные всадники сарацинов | Бетпроклис |
Мусульманские рыцари | Тельзее |
Местные конные лучники | Он закончил |
Командир первого легиона иллирийцев | Пальмира |
Командующий третьим французским легионом | Данаба |
К единицам меньшего регистра относятся:
Единица | Расположение |
---|---|
Первое крыло Дамаскины | Гора Юпитер |
Ала нова Диоклетиана | Вериарака |
Первое крыло французов | Есть |
Первое крыло Аламанни | Нейа |
Первое крыло саксов | Верофабула |
Ала прима Феникум | Рене |
Второе крыло Спасения | Арефа |
Третья полоса Геракла | Саммерка |
Группа пятого договора Аламанни | Оневатха |
Первая группа читателей Юлии | Вале Альба |
Вторая группа египтян | Долина Диоклетиана |
Первая группа Востока | Тама |
Церковное управление
[ редактировать ]Церковное управление соответствовало политическому, но с некоторыми отличиями. Когда провинция была разделена c. В 394 году стал Дамаск , а не Эмеса метрополией Финикии II . Провинция принадлежала Антиохийскому Патриархату , причем Дамаск первоначально превосходил по рангу Тир, столицу Финикии I, положение которой также на короткое время подвергалось сомнению со стороны кафедры Берита ок. 450; однако после 480/1 г. митрополит Тирский зарекомендовал себя как первый по старшинству ( прототронос ) из всех митрополитов, подвластных Антиохии. [7] В феврале 452 г. [б] предполагаемая голова Иоанна Крестителя была обнаружена в монастыре Спелеон, в епархии Эмеса, в Финикии II. [23] После этого события Эмеса, которая сначала была суфражисткой Дамаска, [24] - по словам Жюльена Алико, «вероятно, был возведен в ранг почетной [церковной] метрополии Ливанской Финикии во второй половине пятого века». [9]
Такая ситуация, «соответствующая букве двенадцатого канона Халкидонского Собора », продолжалась, по крайней мере, примерно до 570 г., когда Notitia Antiochena [9] было написано впервые. По словам Жюльена Алико: «Последующие изменения Notitia Antiochena свидетельствуют, однако, что город стал церковной метрополией в полном смысле этого слова между концом VI и началом VII века и что ему было дано его собственная юрисдикция, включающая четыре епископства: Арка , Маурикополис , Армения и Стефануполис ». [25] Вероятно, это было связано, по мнению Жюльена Алико, с перенесением главы Иоанна Крестителя в город Эмессу из монастыря Спелаон, засвидетельствованным Феофаном Исповедником , хотя оно датировано им примерно 760 годом – «более спустя более чем столетие после мусульманского завоевания Ближнего Востока» – это маловероятная дата. [26]
Предполагается, что Юлиан Эмесский считался покровителем Финикии Ливанской. В Notitia Antiochena, составленном около 570 г., перечислены одиннадцать епископств Финикии Либанской под властью митрополита Дамасского, среди которых указаны «епископство Евхары» и «епископство сарацин». [27]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Неизвестно, сохранила ли провинция свое название после византийского завоевания.
- ^ Виталиен Лоран предложил февраль 453 г. [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вильгельм Тирский, История крестовых походов , доступно из [1]
- ^ Жак Витри, История крестовых походов , доступно по адресу: [2]
- ^ Харон, К., 1907. Мелькитская иерархия Антиохийского Патриархата, в: Echos d'Orient, том 10, № 65, стр. 223–230. Дои: [3]
- ^ Рустум, А., 1988. Канисат Мадинат Аллах Антакия эль-Узма [Церковь Города Божьего, Великая Антиохия], Том I, Éditions de la Librairie Saint-Paul, Бейрут, Ливан, стр. 61-62
- ^ Эйсфельдт 1941 , стр. 368–369.
- ^ Извещения высокопоставленных лиц в частях Востока , я
- ^ Перейти обратно: а б Эйсфельдт 1941 , с. 369.
- ^ Бланкиншип 1994 , стр. 47–48, 240.
- ^ Перейти обратно: а б с Жюльен Аликот, с. 126.
- ^ Тромбли, Фрэнк. «Операционные методы позднеримской армии в Персидской войне 572–591 гг.» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Майерсон, Филип (1988). «Роман Юстиниана 103 и реорганизация Палестины» . Бюллетень американских школ восточных исследований (269): 65–71. дои : 10.2307/1356951 . ISSN 0003-097X .
- ^ Перейти обратно: а б с Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в шестом веке, Том 1, Часть 1, Политическая и военная история . Думбартон-Оукс. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета.
- ^ Кроуфорд, Питер (2013). Война трех богов: римляне, персы и возникновение ислама . Перо и меч. стр. 42–43. ISBN 9781473828650 .
- ^ М., Пейдж, Мелвин Э., 1944- Зонненбург, Пенни (2003). Колониализм: международная социальная, культурная и политическая энциклопедия . АВС-КЛИО. OCLC 773516651 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Гифтопулу, София (2005). « Ориенская епархия (Византия) ». Энциклопедия эллинского мира Малой Азии . Основание эллинского мира. Архивировано . 10 июня 2015 года. Проверено 14 ноября 2013 года
- ^ Рустум, А., 1988. Канисат Мадинат Аллах Антакия эль Узма [Церковь Города Божия, Великая Антиохия], Том I, Éditions de la Librairie Saint-Paul, Бейрут, Ливан, стр. 399.
- ^ Браун, JP; Гатье, П.-Л. (12 мая 2017 г.). «Оттара: ресурс о местах Плеяд» . Плеяды: справочник прошлых мест . DARMC, Р. Талберт, Р. Уорнер, Джеффри Беккер, Шон Гиллис, Том Эллиотт . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ Дюссо, Рене (16 марта 2015 г.), «Глава V. Пальмира и Дамаск» , Историческая топография древней и средневековой Сирии , Археологическая и историческая библиотека, Бейрут: Presses de l'Ifpo, стр. 247–322, ISBN 978-2-35159-464-3 , получено 12 ноября 2022 г.
- ^ Византия и арабы в шестом веке , Ирфан Шахид, с. 358.
- ^ НД
- ^ НД
- ^ Виталиен Лоран , Корпус печатей Византийской империи , т. 1, с. 5: Церковь, Национальный центр научных исследований, 1965, с. 380.
- ^ Жюльен Аликот, с. 122.
- ^ Симеон Вайле , с. 142.
- ^ Жюльен Аликот, с. 126.
- ^ Жюльен Аликот, с. 127.
- ^ Шахид, Ирфан (1995). Византия и арабы в шестом веке, Том 1, Часть 2, Церковная история . Думбартон-Оукс. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета.
Источники
[ редактировать ]- Жюльен Алико, Культ святых и гражданское соперничество в Финикии в протовизантийскую эпоху , из От гражданских богов к святым покровителям , Читать онлайн
- Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1827-7 .
- Эйсфельдт, Отто (1941). «Финикийцы (Финике)». Настоящая энциклопедия классической древности . Том XX, половина тома 39, Филон – Пигнус. стр. 350–379.