Мавийя
Мавиа | |||||
---|---|---|---|---|---|
Королева Тануха | |||||
Царствование | 375–425 | ||||
Предшественник | аль-Хавари (ее муж) | ||||
Умер | 425 | ||||
Похороны | |||||
| |||||
Дом | Tanukhids |
Мавия ( араб . ماوية , Māwiyya ; также транслитерируется Мавия , Маваи или Мавайи , иногда называемая Мания или Мавия Тануха ) была арабской царицей , которая правила Танухидами , конфедерацией полукочевых арабов , на юге Сирии. , во второй половине IV в. [1] [2] Она возглавила восстание против Валента , отправившись во главе своей армии в Финикию и Палестину . После того как она достигла границ Египта и неоднократно разбивала римскую армию, римляне наконец заключили с ней перемирие на оговоренных ею условиях. [3] После своей победы Мавиа стала достаточно могущественной, чтобы иметь возможность диктовать условия переговоров. Она потребовала, чтобы некий православный христианский монах Моисей был назначен епископом над ее народом. [4] Позже римляне обратились к ней за помощью, когда на нее напали готы , на что она ответила, послав отряд кавалерии .
Считается «самой могущественной женщиной позднеантичной Аравии после Зенобии ». [1] большая часть того, что известно о Мавии, происходит из ранних, почти одновременных отчетов, таких как сочинения Руфина , которые, как полагают, были заимствованы из ныне утерянного отчета Геласия Кесарийского . Более поздние авторы превратили ее в христианку римского происхождения , хотя она, очевидно, была арабкой и, возможно, изначально язычницей . [1]
Биография
[ редактировать ]Предками Мавии, арабское имя которой было Мавия, были Танухиды , свободная группа арабских племен, мигрировавших на север с Аравийского полуострова за столетие до рождения Мавии из-за растущего сасанидского влияния в Восточной Аравии . [1] Мужем Мавии был аль-Хавари, последний король полукочевой конфедерации танухов на юге Сирии во второй половине четвертого века. [5] Когда он умер в 375 году н. э., не оставив наследника, [5] Мавия возглавила конфедерацию в ходе восстания против римского владычества, которое распространилось по всему Леванту . [1]
Считается, что причины восстания были религиозными. После смерти аль-Хавари римский император Валент , арианский иноверец , решил проигнорировать просьбы арабов о ортодоксальном епископе, настаивая на назначении вместо него арианского епископа. [5] Мавия ушла из Алеппо в пустыню со своим народом, заключив союзы с арабами пустыни и заручившись поддержкой на большей части Аравии и Сирии, готовясь к борьбе против римского владычества. [5] Неясно, была ли сама Мавия христианкой в то время или нет. Некоторые историки сообщают, что именно во время своих военных подвигов она встретила подвижника монаха- , который настолько произвел на нее впечатление, что она обратилась в православие. [1] Однако все согласны с тем, что условием любого перемирия с Римом она поставила назначение этого монаха епископом над ее народом.
Подробности восстания
[ редактировать ]Весной 378 года н.э. Мавия начала массовое восстание против центрального правительства, которое часто сравнивают с восстанием, поднятым Зенобией столетием ранее. [1] Ее войска, которыми она часто руководила лично, вторглись в Аравию и Палестину и достигли границ Египта, много раз разбивая армии Рима. Поскольку она и Танухиды покинули Алеппо, чтобы использовать пустыню в качестве своей базы, римляне остались без постоянной цели, по которой можно было бы нанести возмездие. Высокомобильные подразделения Мавии, используя классическую партизанской войны тактику , провели многочисленные набеги и сорвали попытки римлян подавить восстание. [5]
Мавия и ее силы доказали свое превосходство над римскими войсками и в открытом бою. Столетие сражений бок о бок с римскими войсками означало, что они были знакомы с римской тактикой и легко победили силы римского губернатора в Палестине и Финикии , став первыми, кого послали для подавления восстания. Она завоевала расположение горожан региона, которые также сочувствовали ее делу, и казалось, что весь римский Восток откололся и попал под власть Мавии и ее арабов. [5]
Второй отряд, возглавляемый самим римским военачальником Востока, был отправлен навстречу силам Мавии в открытом бою. Ее силы, применяя смесь римской и местной боевой тактики, часто использовали высокомобильных улан, что имело разрушительный эффект. Римляне потерпели поражение, и, в отличие от войны против Зенобии, у них было мало местных союзников, к которым можно было обратиться, поскольку одним из их самых ценных региональных союзников, Танухами, была та самая группа, которая сражалась с ними. Валенту ничего не оставалось, как просить мира. [5]
Как отмечают церковные историки
[ редактировать ]Церковные историки фиксируют подвиги Мавии, уделяя особое внимание условиям, которые она поставила для перемирия, которого она добилась от римлян, что считается важным для раннехристианских евангелических усилий в Леванте . [3] Например, Руфин пишет:
Мавия, царица сарацин, начала сотрясать деревни и города на границе Палестины и Аравии жестокой войной и опустошать соседние провинции. После того как она измотала римскую армию в нескольких сражениях, многих разбила, а остальных обратила в бегство, ей было предложено заключить мир , что она и сделала при уже заявленном условии: чтобы некий монах Моисей был рукоположен в епископы. для ее народа. [3]
Сократ Константинопольский пишет об этих же событиях и отмечает, что Моисей , «сарацин по происхождению, который вел монашескую жизнь в пустыне», стал «чрезвычайно выдающимся своим благочестием , верой и чудесами ». Он предположил, что Мавия «поэтому желала, чтобы этот человек был назначен епископом ее страны , и пообещала на этом условии прекратить войну». [3] Твердая приверженность Мавии перемирию, примером которой является ее выдача дочери замуж за Виктора, главнокомандующего римской армии, также отмечена Сократом. [3]
Созомен дает еще больше подробностей о Мавии, упоминаемой в его тексте как Мания, описывая ее правление и историю ее народа, которого он называет « сарацинами ». что они — измаильтяне , происходящие от сына Агари , Авраама наложницы Он пишет , , и что они называют своих детей в честь Сарры , чтобы не считаться сыновьями Агари, а потому и рабами. [3] О битве с «Манией, которая лично командовала своими войсками», Созомен пишет, что она считалась «трудной» и «опасной» и что генерала всей конницы и пехоты Востока пришлось «с трудом спасать». из сражения против нее и ее войска полководец войск Палестины и Финикии . [3]
Последствия
[ редактировать ]Моисей был назначен первым арабским епископом среди арабов, и на римском Востоке начала возникать зарождающаяся арабская церковь, привлекающая множество танухов из Месопотамии . Мавии также удалось вернуть себе статус союзника Тануха и привилегии, которыми они пользовались до правления Юлиана. По окончании войны дочь Мавии, принцесса Хасидат, вышла замуж за набожного никейского командира римской армии Виктора , чтобы скрепить союз. Таким образом, Мавиа принес арабам справедливый мир; однако это длилось недолго. [5]
В рамках соглашения о перемирии Мавия направила свои войска во Фракию, чтобы помочь римлянам бороться с готами . Ее силы оказались менее эффективными за пределами их родной территории, и готы оттеснили римлян обратно в Константинополь , даже убив при этом императора Валента. Силы Мавии вернулись домой, сильно израненные и истощенные. Новый император Феодосий I отдавал предпочтение готам, давая им многие позиции в римском истеблишменте за счет арабов. Продемонстрировав свою лояльность Риму, арабы почувствовали себя все более преданными и подняли новое восстание в 383 году нашей эры. Это восстание было быстро подавлено, и союз танухов и римлян распался навсегда, поскольку Рим начал ухаживать за другим арабским племенем, Салихами . [5]
Неизвестно, руководила ли Мавиа этим вторым восстанием или нет, поскольку нет никаких упоминаний о ее руководстве. Известно, что она умерла в Анасартхе , к востоку от Алеппо, в самом сердце территории племени Танух, где есть надпись, записывающая ее смерть там в 425 году нашей эры. [5]
Сравнения с Зенобией
[ редактировать ]Более поздние исследования подошли к Мавии в контексте истории арабских королев-воинов, которые предшествовали ей, наиболее известной из них, Зенобии . Например, Ирфан Шахид отмечает, что армии обеих цариц достигли одного и того же водного пути, отделяющего Азию от Европы , а Мавия даже переправилась через Босфор в Византию . Отмечая отсутствие какого-либо упоминания о Мавии в трудах Зосима , который был знаком с произведениями Созомена и Сократа, Шахид заключает, что это упущение является преднамеренным, поскольку оно не согласуется с тезисом Зосима о разрушительных последствиях христианизации и варваризации, которые он совершил. связано с Константина I. реформами Шахид пишет, что «контраст между карьерой двух арабских цариц – первая принадлежала миру третьего века, языческая и неверная Риму, вторая принадлежала новому миру четвертого века, христианская и лояльная – будет были приписаны только успеху константиновского эксперимента». [6]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бауэрсок и др., 1999, с. 569.
- ^ Шахид, Византия и арабы , с. 141.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дженсен, 1996, стр. 73–75.
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Мавиа» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Болл, 2001, с. 98-102.
- ^ Шахид, 1984, стр. 120-121.
Библиография
[ редактировать ]- Болл, Уорик (2001), Рим на Востоке: трансформация империи , Рутледж , ISBN 0-415-11376-8
- Бауэрсок, Глен Уоррен; Браун, Питер; Браун, Питер Роберт Ламонт; Грабарь, Олег (1999), Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру , издательство Гарвардского университета , ISBN 0-674-51173-5
- Энн Дженсен (1996), Самоуверенные дочери Бога: раннее христианство и освобождение женщин , Вестминстер Джон Нокс Пресс, ISBN 0-664-25672-4
- Шахид, Ирфан (1984), Рим и арабы: Пролегомен к изучению Византии и арабов , Думбартон-Оукс, ISBN 0-88402-115-7
- 425 смертей
- Арабские люди IV века
- Монархи IV века в Азии
- Царствующие королевы IV века
- Арабские люди V века
- Монархи V века в Азии
- Женщины-монархи V века
- арабские королевы
- Арабы в Римской империи
- Вожди племен бедуинов
- Переходит в христианство из языческих религий
- Королевы Сирии
- Сирийские монархи
- Сирийские христиане
- Tanukhids
- Женщины в войне IV века
- Женщины в древней ближневосточной войне