Веледа
Возможно, эту статью придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( январь 2020 г. ) |
Веледа ( . 69–84 гг. н. э ) была провидицей бруктеров , , германского народа добившегося некоторой известности во время батавского восстания 69–70 гг. н. э., возглавляемого романизированным батавским вождем Гаем Юлием Цивилисом , когда она правильно предсказала первоначальные успехи восставшие против римских легионов.
Имя
[ редактировать ]Имя Веледа ( произносится [wɛ.ɫɛ.da] ), скорее всего, заимствование от галльского * ueletā («провидица»; ср. галл. uelets, древнеирландское полед , средневаллийское gwelet , среднебретонское guelet ), с регулярным германским звуковым сдвигом -t- > -д- . [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Имя может быть кельтским и родовым титулом пророчицы (от протокельтского *welet- «провидец», производного от корня *wel- «видеть»). [ 2 ] [ 3 ] Древние германские народы видели в женщинах божественность пророчества и считали пророчиц истинными и живыми богинями . Во второй половине I века нашей эры Веледа считалась божеством у большинства племен центральной Германии и пользовалась широким влиянием. [ 4 ] Она жила в башне недалеко от реки Липпе , притока Рейна . [ 5 ] Жители римского поселения Колония Клавдия Ара Агриппиненсиум (ныне Кельн ) приняли ее арбитраж в конфликте с тенктерами , нефедеративным племенем Германии (т. е. находящимся за пределами Римской империи ). В качестве арбитра послы не были допущены к ней; переводчик передавал ей их сообщения и сообщал о ее заявлениях. [ 5 ]
Батавское восстание
[ редактировать ]Лидер батавов Цивилис первоначально собрал свои силы в качестве союзника Веспасиана во время борьбы за власть в Риме в 69 году нашей эры, но когда он увидел ослабленное состояние легионов в романизированной Германии, он открыто восстал. Неясно, просто ли Веледа предсказал восстание или активно его подстрекал; учитывая поклонение немцев ей как богине, удаленной в ее башне, различие, возможно, в то время не было очевидным. В начале 70 года нашей эры к восстанию присоединились Юлий Классик и Юлий Тутор, лидеры Тревири, которые, как и Цивилис, были римскими гражданами. Римский гарнизон в Новезиуме (ныне Нойсс ) сдался без боя, как и гарнизон в Кастра-Ветера (недалеко от современного Ксантена в Нидеррейне , Германия). [ 6 ] Командир римского гарнизона Муний Луперк был отправлен в Веледу, но был убит по дороге, очевидно, в засаде. Позже, когда преторианская триера была захвачена, ее переправили вверх по реке Липпе в качестве подарка Веледе. [ 7 ]
Сильная демонстрация силы девяти римских легионов под командованием Гая Лициния Муциана привела к краху восстания. Цивилис был загнан в угол на своем родном острове Батавия в нижнем течении Рейна отрядом под командованием Квинта Петиллия Цериалиса ; судьба его неизвестна, но в целом Цериалис относился к мятежникам с удивительной снисходительностью, чтобы примирить их с римским правлением и военной службой. [ 6 ] В случае с Веледой ее оставили на свободе на несколько лет.
В 77 году нашей эры римляне либо захватили ее, возможно, в качестве заложницы, либо предложили ей убежище. По словам Статия , ее похитителем был тогдашний губернатор Нижней Германии Рутилий Галлик . [ 8 ] , была найдена греческая эпиграмма, В Ардее , в нескольких километрах к югу от Рима высмеивающая ее пророческие способности. [ 9 ] Веледа, возможно, действовал в интересах Рима, ведя переговоры о принятии Бруктери проримского короля в 83 или 84 году нашей эры. [ 7 ] Очевидно, она уже давно умерла к тому времени, когда Тацит написал свою «Германию» в 98 году нашей эры. [ 10 ]
Наследие
[ редактировать ]В своем романе 1795 года «Велледа, эйн Зауберроман» («Велледа, волшебный роман») Бенедикт Нобер объединила жизни двух современников, Боудики и Веледы, которых она романтизировала как Боадицею и Велледу. В произведении Наубера Велледа изображена волшебницей, которая предлагает дочерям Боадицеи доступ к бессмертию в волшебном мире германских богинь, в то время как Боадицея возвращает своих дочерей в реальный мир. Большой отрывок из романа Наубера появился в книге Шона К. Джарвиса и Джанин Блэквелл « Зеркало королевы» , а также в рассказе Амалии фон Хельвиг 1814 года «Die Symbole» («Символы»), в котором ее звали Велледа. [ 11 ] Формы «Велледа» и «Велледа», по-видимому, являются попытками передать это имя на современном немецком языке (во многом так же, как Рихард Вагнер перевел Одина или Одина как Вотана в своем цикле «Кольцо »).
Другие произведения XIX века, включающие Веледу, включали роман Фридриха де ла Мотт-Фука 1818 года «Велледа и Джемма» ; опера Эдуарда Соболевского « » 1835 года Велледа ; Мраморная скульптура Э. Х. Майндрона «Велледа» 1843–1844 годов ; Рисунок Франца Сигрета «Пророчица Бруктери » и » Поля Дюка. «Кантата Веледа «Веледа» ,
Совсем недавно история Веледы была придумана Полом Андерсоном в «Морской звезде» (1991) и Линдси Дэвис в «Железной руке Марса» (1992) и «Сатурналиях» (2007). Веледа также упоминается как пророчица, ставшая святой/богиней в «Покрове лет» (2001) Л. Уоррена Дугласа. Она также является персонажем фильма «Повелитель драконов» (1979) Дэвида Дрейка .
5 ноября 1872 года Поль Анри из Парижа обнаружил астероид, названный 126 Велледа в честь Веледы .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Деламарр 2003 , с. 311.
- ^ Деламар, Ксавье, Словарь галльского языка, 2-е изд., Errance, 2003, стр. 311
- ^ Кох, Джон (ред.), Кельтская культура, ABC-CLIO, 2006, стр. 1728 г.
- ^ Гарри Терстон Пек, Словарь классической литературы и древностей Харпера , 2-е издание, стр. 1640. Нью-Йорк: Cooper Square Publishers, Inc., 1965. Первоначально опубликовано в этой форме в 1897 году.
- ^ Jump up to: а б Сэр Джеймс Джордж Фрейзер, «Золотая ветвь». «Этюд по магии и религии» , однотомное сокращенное издание, с. 97. Нью-Йорк: The Macmillan Company, 1947. Первоначально опубликовано в этой форме в 1922 году.
- ^ Jump up to: а б Майкл Грант, Армия Цезарей , стр. 207–208. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1974. ISBN 0-684-13821-2
- ^ Jump up to: а б Кредитование, Йона . «Веледа» . Ливиус . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Статиус, Сильва 1.4, строка 90; Дж. У. Хендерсон, Римская жизнь: Рутилий Галликус на бумаге и в камне . Эксетер, Великобритания: Эксетерский университет Press, 1998.
- ^ Эпиграфический год 1953, 25.
- ^ Тацит, Германия , 8.2. Перевод с комментариями Герберта В. Бенарио. Уорминстер, Великобритания: Aris & Phillips Ltd., 1999. ISBN 0-85668-716-2
- ^ Шон К. Джарвис и Джанин Блэквелл (редакторы и перевод), Зеркало Королевы. Сказки немецких женщин, 1780–1900 , стр. 33–74, 117–125. Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press, 2001. ISBN 0-8032-6181-0
Библиография
[ редактировать ]- Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. ISBN 9782877723695 .