Лето (провидица)

Ганна ( греч . Γάννα ) была германской провидицей (также называемой жрицей ) из племени Семнони , сменившей провидицу Веледу на посту лидера германского союза в восстании против Римской империи . Она отправилась вместе со своим царем Масием в качестве послов в Рим для переговоров с самим римским императором Домицианом и была принята с почестями, после чего вернулась домой. Она упоминается только по имени в произведениях Кассия Диона , но она также, по-видимому, предоставила потомкам избранную информацию о религиозных практиках и мифологии ранних германских племен через современного римского историка Тацита , который записал их в Германии . Ее имя может быть отсылкой к ее священническому знаку, жезлу или ее духовным способностям своему ремеслу Валубурга, который впоследствии служил провидицей в римском Египте у Первого порога Нила , и, вероятно, она научила .
Ганна и другие германские провидицы играли важную политическую роль в германском обществе , и римлянам всегда приходилось учитывать их мнение при взаимодействии с германскими народами к востоку от Рейна.
Исторический отчет
[ редактировать ]
Единственное упоминание о ее имени встречается в строке в трудах римского историографа Кассия Диона начала III в.:
ибо Масиос I, царь Семнона, и Анна Дева, которые после Оеледы II в кельтской Теазусе пришли к Домициану и были удостоены чести у него [ 1 ]
Масий, царь семнонов, и дева Ганна, появившаяся провидицей в Кельтике после Веледы, пришли к Домициану, с ними обошлись с почетом и вернули. (перевод Симека). [ 2 ]
Масий, царь семнонов, и Ганна, дева, бывшая жрицей в Германии, сменив Веледу, пришли к Домициану и после оказанных им почестей вернулись домой. (перевод Гэри). [ 3 ]
В рукописях обычно указывается место, где она жила, как Кельтика . [ 4 ] но контекст — поход в Германию , к востоку от Рейна , императора Домициана в 80-х годах I в. ОБЪЯВЛЕНИЕ. [ 2 ]
Ганна принадлежала к племени семнонов, поселившемуся к востоку от реки Эльбы , и, по-видимому, действовала во второй половине I века, после времен Веледы. [ 2 ] Тацит сообщает, что германские племена приписывали женщинам пророческую силу, но провидцами, похоже, были не просто женщины, а существовали как офисы, где Веледу сменила Ганна. [ 5 ] Политическая роль, которую играли провидицы, всегда присутствовала, когда римляне имели дело с германскими племенами. [ 6 ] а политическое влияние Ганны было настолько значительным, что она была доставлена в Рим вместе с Масиосом , царем ее племени, где они имели аудиенцию у римского императора Домициана и были удостоены почестей, после чего вернулись домой. [ 2 ] [ 7 ] Вероятно, это произошло в 86 году нашей эры, через год после его последней войны с хаттами , когда он заключил договор с херусками , поселившимися между реками Везер и Эльба . [ 2 ]
она научила ремеслу пророчества молодую соплеменницу по имени Валубург, которая впоследствии служила провидицей в Первом водопаде Нила Вероятно , в Египте . [ 8 ]
Этимология
[ редактировать ]Примечательно, что Ганну называют не сивиллой , а theiázousa ( θειάζουσἀ ), что означает «кто-то, делающий пророчества». [ 2 ] Ее имя Ганна обычно интерпретируется как протогерманское * Gan-nō и сравнивается с древнескандинавским gandr в значении «волшебный посох», а Ганна будет означать «тот, кто носит волшебный посох» или «та, кто управляет магическим посохом или нечто подобное». Таким образом, ее имя сгруппировано с другими провидцами, у которых есть имена посохов или имена, которые можно интерпретировать как таковые, например, Гамбара («носитель жезла») и Валубург от walu - «посох» (ON v?lr ), и то же самое слово встречается в имени северогерманских провидиц, вёлур , [ 9 ] у которого всегда был персонал. [ 10 ] Симек анализирует гандр как «магический посох» и «знак ее призвания», но в более поздней работе он добавляет, что это означало «магический объект или существо», и вместо того, чтобы называть палочку ее инструментом или знаком, ее имя может вместо этого они были ссылкой на ее функцию среди германских племен (например, имя Веледы). [ 2 ] Сундквист предполагает, что это имя могло относиться к ее способностям. [ 11 ] как де Врис, которая напрямую связывает свое имя со степенью аблаута гинн - («магическая способность») . [ 12 ]
Другие интерпретации ее имени происходят от PGmc * Gunþjō («война») или предполагают, что оно может быть связано с именами Gannicus или Gannascus , возможно, кельтского происхождения, а также с подтвержденным кельтским Gana -. [ 13 ]
Возможна встреча с Тацитом
[ редактировать ]Во время своего пребывания в Риме Ганна и Масиос, по-видимому, также встретились с римским историком Тацитом , который сообщает, что обсуждал религиозные обычаи семнонов с информаторами из этого племени, которые считали себя благороднейшими из свевов. Брюс Линкольн (1986) обсуждает вероятную встречу Тацита с Ганной и то, что римский историк узнал о мифологических традициях ранних германских племен, а также о наследственных отношениях Семнони с другими племенами из Инг ( Ингви ), Иста и Ирмина ( Одина ). , сыновья Маннуса , сына Туисто . Семнони продемонстрировали «ужасное происхождение» своей нации с помощью человеческих жертвоприношений, потому что каждая жертва представляла Туисто («близнеца»), и он был разрезан, чтобы повторить «акты творения», что можно сравнить с тем, как Один и его братья расчленили тело первобытного великана Имира («близнеца» [ 14 ] ) для формирования мира в скандинавской мифологии . [ 15 ] Рудольф Симек отмечает, что Тацит также узнал, что семноны совершали свои обряды в священной роще , которая была колыбелью их племени, и войти в нее можно было только тогда, когда они были скованы. Богом, которому поклонялись, вероятно, был Один, и скованность могла быть имитацией самопожертвования Одина . Эту рощу долгое время отождествляли с Рощей Оков , где герой был принесён в жертву Одину в эддической поэме « Хельгаквида Хундингсбана II» . [ 16 ]
Симек, однако, отмечает, что ранние германские провидицы очень скрытно относились к своим ритуалам при общении с римлянами, и мы очень мало знаем об их практиках. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кассий Дион и Кэри 1925 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Симек 2020 , с. 279.
- ^ Кассий Дион и Кэри 1925 , с. 347.
- ^ Симек 2020 , с. 279, примечание 5.
- ^ Энрайт 1996 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б Симек 2020 , с. 280.
- ^ Симек 1996 , с. 99.
- ^ Рейнах и Джулиан 1920 , с. 105ф.
- ^ Энрайт 1996 , с. 186ф.
- ^ де Врис 1970 , с. 319.
- ^ Сундквист 2020 , с. 747.
- ^ де Врис 1970 , с. 321.
- ^ Райхерт и Тимпе 1998 .
- ^ де Врис 2000 , с. 678.
- ^ Линкольн 1986 , с. 45–50.
- ^ Симек 1996 , с. 280.
Источники
[ редактировать ]- Кассий Дион, Луций (1925). Кэри, Эрнест (ред.). Дион Кассий: Римская история (Книги 61–70) . Классическая библиотека Леба 176. Том. 8. Уильям Хайнеманн; ГП Патнэм. ISBN 9780674991958 .
- Энрайт, MJ (1996). Дама с медовухой . Пресса Четырех Судов. ISBN 1-85182-188-0 .
- Линкольн, Брюс (1986). Миф, космос и общество; Индоевропейские темы созидания и разрушения . Издательство Гарвардского университета в Кембридже, Массачусетсе и Лондоне. ISBN 0-674-59775-3 .
- Райхерт, Герман; Тимпе, Дитер (1998). «Ганна». В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 10 (изд. 2010 г.). Де Грютер. дои : 10.1515/гао . ISBN 978-3-11-045562-5 .
- Райнах, Чел .; Джулиан, К. (1920). «Немецкая ведьма на берегу Нила» . Обзор древних исследований . 22 (2): 104–106. дои : 10.3406/rea.1920.2105 .
- Симек, Рудольф (1996). Словарь северной мифологии . Перевод Анжелы Холл. Boydell & Brewer Ltd. ISBN 9780859915137 .
- Симек, Рудольф (2020). «Встречи: Роман». В Шьёдте, JP; Линдоу, Дж.; Андрен А. (ред.). Дохристианские религии Севера, история и структуры . Том. И. Брепольс. стр. 269–288. ISBN 978-2-503-57491-2 .
- Сундквист, Олоф (2020). «Культовые лидеры и религиозные специалисты». В Шьёдте, JP; Линдоу, Дж.; Андрен А. (ред.). Дохристианские религии Севера, история и структуры . Том. II. Бреполи. стр. 739–780. ISBN 978-2-503-57491-2 .
- де Врис, Январь (1970). Древнегерманская религиозная история . Том I. Берлин: де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110865486 . ISBN 978-3-11-002678-8 .
- де Врис, Ян (1962). Древнескандинавский этимологический словарь (изд. 2000 г.). Брилл. ISBN 90 04 05436 7 .
Другие работы
[ редактировать ]- Вальтер Бетке: Религия германских народов в первоисточниках . 3-е издание. Мориц Дистервег, Франкфурт/М. 1944 год.
- Шредер, Франц Рольф (1933). Справочник по истории германской религии . Лейпциг: де Грюйтер. ISBN 9783112019337 . Проверено 8 июля 2017 г.
- Сабина Тысяча: германские провидцы. В: Клаус Тысяча: Во внутренних районах Германии - взаимоотношения германских племен с I века до нашей эры. до 2-го века нашей эры. Верлаг Франца Штайнера, Штутгарт, 2009 г., ISBN 978-3-515-09416-0 , стр. 155–174 ( Историческая география. Группа 25).