Jump to content

Кимбрийские провидицы

Иллюстрация 1890 года.

Кимврские провидицы были жрицами кимвров . Люди, к которым они принадлежали, по-видимому, были германским племенем , которое превратилось в кельто-германскую федерацию во время миграций из южной Скандинавии в южную Европу, где они были уничтожены римлянами . Жрицы упоминаются в Страбона « Географии» относительно жертвоприношений, совершаемых после победы в конце II века до нашей эры. В рассказе рассказывается, что провидицы вели военнопленных на платформу, где они перерезали им горло и, наблюдая, как кровь течет в котел, делали предсказания о будущем. Они также разрезали им животы и изучали их внутренности. Ученые сравнивают их с свидетельствами подобных обычаев у кельтов и германцев, включая котлы, платформы и гадания на крови и внутренностях, а также имеются подтверждающие находки в археологии. Некоторые ученые считают, что это сообщение было сфабриковано на основе травмирующих воспоминаний римских легионеров о германских обычаях и знаний о провидцах среди германских племен. Воспоминания о таких практиках, совершаемых языческими жрицами, женщинами-валькириями, возможно, способствовали демонизации, которую христианские писцы преследовали в отношении женщин-практикующих ритуалы после христианизации.

Миграции германцев и кимвров .
БоевойL Кимврий, Амброн и Тевтон побеждают.
БоевойW Кимвры, Амброны и победы тевтонов.

Возможно, самое раннее упоминание о германских провидцах находится во фрагменте, приписываемом Посидонию (ок. 135 г. до н. э. — 51/50 г. до н. э.). [ 1 ] Однако неясно, было ли племя жриц, кимвры, кельтским или германским, или же это был кельто-германский союз, но римляне считали их германскими. [ 2 ] Их происхождение, вероятно, было на германоязычной территории, которая идентифицируется по названию Гиммерланд (стародатский: Химберсизель ) и по этнониму Κιμβροι , который был помещен в Ютландию в Птолемея » «Географии . [ 3 ] Первоначально это название могло означать «сияющий» и относиться к водоему в Гиммерланде. [ 4 ] Их миграция на юг и ряд заметных конфликтов в конце II века до нашей эры привели их в сферу внимания греческих и римских историков. Некоторые из них, например Аппиан в «Гражданских войнах », классифицировали их как «кельтов», в то время как другие, такие как Цезарь ( De Bello Gallico ) и Тацит ( Германия (37), идентифицировали их как германцев, но это главным образом означало, что они пришли с востока Рейн, что не означало автоматически, что они говорили на германском языке. Несколько имен и слов «кимвров», записанных римлянами, были кельтскими, за исключением самого этнонима кимвров . [ 3 ] Носители кельтского языка в орде, вероятно, сказали бы * khimbroi или позже * khimbri , когда произносили германское * χimbriz , что позволяет предположить, что римляне узнали об этом имени от кельтских носителей. [ 5 ]

Во время своих миграций по Европе кимвры контактировали с несколькими кельтоязычными этническими группами, такими как тавры , бойи , вольки-тектосаги и скордиски . Следовательно, широко распространено мнение, что они были ордой, говорящей на разных языках, когда они были уничтожены римлянами в Верселлах в 102 или 101 году до нашей эры. В это время римляне имели многолетний опыт общения с носителями кельтского языка в Северной Италии ( Цизальпийская Галлия ), Южной Франции ( Нарбонская Галлия ) и в Норикуме , и поэтому среди них, вероятно, было много тех, кто владел латынью и кельтским языком. Однако у римлян было мало опыта общения с германцами, и поэтому кельтские носители среди кимвров находились в лучшем положении для общения с римлянами, чем германцы, знавшие только свой собственный язык. [ 5 ]

Миграция кимвров была первой известной германской миграцией на территорию кельтов. [ 6 ] и это было предвестником «казалось бы безграничного излияния» германских племен из Северной Европы, продвигавшихся на юг и запад в поисках новых земель, и кельты оказались между ними и римлянами. В результате то, что сегодня является Германией, превратилось из кельтоязычной территории в германоязычную. [ 7 ] Юлий Цезарь, возможно, был прав, когда сказал, что Галлия (современная Франция) должна была быть завоевана римлянами, иначе она стала бы германской. [ 6 ]

Серебряная чаша Гундеструпа, возможно, служила в таком обряде. [ 8 ]

Страбон сообщает, что кимвров сопровождали их жены, которых сопровождали жрицы-пророчицы ( προμάντεισ ἱέρειαι ). Эти седые провидицы ходили босиком и были одеты в белое. [ 1 ] Венками венков венчали военнопленных, [ 9 ] и подвел их к большому котлу, над которым был деревянный помост. [ 1 ] Они поставили пленника над котлом, и жрица перерезала ему горло. Наблюдая за тем, как его кровь стекала в котел, или изучая его внутренности, она делала пророчество о следующей битве. [ 1 ] [ 9 ]

этос и что кимвры говорят, что их женщин-воинов обслуживают жрицы с длинными волосами, lecheimones, носящие гефаптидный панцирь, носящие бронзовый пояс, босые: тем, кто был тогда взят в плен в лагере, которого они встретили мечи, вам дали увидеть их на медном кратере целых двадцать амфор: у них была платформа, на которую я перелез через котел и перерезал горла каждому из них обветренным: и от крови, которая текла в кратер, они мог бы сказать, что они делают, но ты перешёл дорогу Эспланхнеун анатехгомена победа ойкейоса. на волах он давил колодцы, лежавшие на возничих, чтобы сделалась мертвая слава. (Страбон, География 7.2.3). [ 10 ]

Они описывают некий обычай кимвров, согласно которому в походы присоединяются женщины в сопровождении жриц-пророчиц, седых, одетых в белое, в застегнутых льняных плащах, с бронзовыми поясами и босыми ногами. С мечами они встречали пленников по всему лагерю и, увенчивая их венками, вели к бронзовому кратеру, в котором находилось около двадцати амфор. Они поднимались по лестнице, каждого поднимали над котлом, и после того, как его поднимали, ему перерезали горло. Некоторые делали определенные пророчества на основании крови, льющейся в кратер, а другие вскрывали их и исследовали внутренности, крича о победе своего народа. Во время сражений они ударяли по шкурам, натянутым на плетеные кузова их повозок, создавая необыкновенный шум. (перевод Роллера). [ 11 ]

Этот рассказ обычно приписывают Посидонию , который путешествовал по Трансальпийской Галлии , куда несколькими десятилетиями ранее мигрировали кимвры, пока они не были уничтожены Марием консулом в Верцеллах в 101 г. до н.э. Посидоний путешествовал не как политик или полководец, а как этнограф, и поэтому у него не было предвзятого отношения к кимврам. Следовательно, он считался важным источником для германских провидиц. Однако более поздние ученые поставили под сомнение приписывание Посидонию, утверждая, что Страбон прямо не заявляет, что информация пришла от Посидония. Обычно он приписывает отрывки из Посидония Ποςειδώνιος λέγει/φήσι , но здесь вместо этого он говорит δ[ι]ηγούνται («они говорят»), и поэтому, похоже, это из других источников, и это может быть анекдот, который он услышал во время путешествия. [ 12 ] Следовательно, ученый назвал это всего лишь «слухами» и «[...] именно тем анекдотом, который был бы обычным явлением в Риме». Без явного приписывания Посидонию он не имеет такого же доверия, как заслуживающий доверия рассказ о германских провидцах, и может лучше отражать варварские обычаи, которые римляне приписывали германским племенам, когда они вели войны. [ 13 ] Войны с кимврами настолько ужаснули римлян, что Цезарь очень часто напоминал читателям « De Bello Gallico» , что его война в Галлии была оправдана из-за германской угрозы с востока от Рейна. [ 2 ]

Симек предполагает, что этот рассказ является результатом травматических воспоминаний римских легионеров от взаимодействия с кимврами столетием ранее, знаний о том, что у германских племен были провидицы, и обычаев гадания в государственном культе Рима. [ 14 ]

Котлы и платформы

[ редактировать ]

Рассказ Страбона очень похож на одну из сцен, изображенных на котле Гундеструпа , который был найден на скандинавской родине кимвров, в Гиммерланде . Его изготовили кельты, вероятно, на территории современной Франции, в I или II веке до нашей эры, и он, возможно, фактически служил сосудом в таком обряде. [ 8 ] де Фрис считает, что это описание представляет собой кельтский ритуал, но вполне вероятно, что у германских племен того времени были подобные и, вероятно, родственные обряды. [ 15 ] В действительности этот жертвенный предмет мог быть завезен в Ютландию потому, что германское население этой местности мало чем отличалось от кельтов в религиозных вопросах, на что указывал Страбон в «Географии» , 7.1.2., или же кельтские религиозные обычаи легко переносились понял. Многие другие кельтские предметы были импортированы в то время германскими племенами. [ 16 ] Страбон также писал, что оставшиеся на Севере кимвры подарили римскому императору Августу почитаемый священный серебряный котел . [ 17 ] в знак их дружбы. [ 18 ]

Захоронение Викса

[ редактировать ]
Могила Викса.
Провидица на крышке кратера.

Котлы, которыми пользовались жрицы кимвров, сравнивают с огромным котлом, который был найден в богатом кельтском женском захоронении в повозке, могиле Викс , датируемом VI веком до нашей эры. Женщине было около 35 лет, когда она умерла, и ее похоронили с большими почестями и богатством. Это был кратер , который в Греции использовался для смешивания воды и вина, а несколько сосудов, привезенных из Греции, были найдены в кельтских могилах, но его размеры выделяются. Его рост составлял 1,64 м, весил 208 кг и вмещал 1200 л жидкости. Он был слишком большим, чтобы его можно было использовать для подачи напитков на пирах, и его было нелегко транспортировать. Его фриз был украшен воинами, а на крышке была изображена женщина, похожая на провидицу, с вуалью на голове и плечах и с вытянутой рукой. Остальные сосуды в могиле были не теми, которые использовались для подачи напитков на праздниках, а теми, которые использовались в церемониальных обрядах для раздачи жидкостей. Это предложил французский учёный Буррио (1965), что это был котел, используемый для хранения крови в обрядах того же типа, что и жрицы кимвров. Тот факт, что леди Викс была молода, в то время как жрицы кимвров были седыми волосами, можно объяснить тем, что слово «седовласые» означает, что эти северные жрицы были очень блондинками. Кратер, вероятно, принадлежал святилищу на горе Лассуа недалеко от захоронения. Воины, колесницы, голова горгоны и фигура провидицы на крышке — все указывает на то, что кратер был сделан как подношение богу войны и его жрице. [ 19 ]

Очень большая бочка, похожая на котел жриц кимвров, засвидетельствована у свевов из Брегенца в Австрии ок. 611. Он мог вместить 26 мер эля и использовался при жертвоприношениях Водану ( Одину ), что подразумевает, что он использовался для человеческих жертвоприношений. Легенда гласит, что святой Колумбан расстегнул металлические обручи. [ 20 ]

Скандинавия

[ редактировать ]
Жертвоприношение шведского короля Домальде , перерезание горла и кровь, льющаяся в сосуд.

Подобные сообщения имеются и в средневековых скандинавских источниках, таких как Gesta Danorum (I, 27) и «Сага об Инглингах» (XI). [ 15 ] где один из первых королей Швеции Фьёльнир (или Хундингус ) тонет в огромном чане с пивом. [ 21 ] [ 22 ] Химисквида включает в себя котлы и пророчество, изучая кровь (см. ниже), [ 23 ] как и « Прозаическая Эдда» , где Квасир умирает в сосуде, когда в него вливается его кровь, и в нем кровь превращается в « медовуху поэта ». [ 24 ] Котлы кимбрийских жриц соответствуют тому, что называлось hlautbolli . на древнескандинавском языке [ 25 ] В «Саге о Кьялнесинге , » хлаутболли «жертвенная чаша», описывается как большая медная чаша. [ 26 ] Это был сосуд, используемый в языческих скандинавских церемониях, где собирали жертвенную кровь человека или животного и помещали ее на специальные платформы, называемые сталларами . [ 27 ] Участники выпили немного крови. Остальное разбрызгивалось веточкой по стенам и участникам, как святая вода, а в английском слово bless происходит от этой практики окропления человека кровью, bleodsian . [ 28 ] Поскольку шведы наиболее сопротивлялись обращению в христианство и дольше всех держались своих старых верований, исландцы высмеивали их, говоря, что шведы облизывали их жертвенные чаши. [ 29 ]

Платформы- сталлары , на которых ставились жертвенные чаши, вероятно, также использовались для гаданий, совершаемых культовыми лидерами во время жертвоприношений. [ 30 ] Такие обряды проводились, чтобы получить руководство от богов, когда людям приходилось сталкиваться с опасными ситуациями. Гадательные жертвоприношения обеспечивали легитимность решений лидеров со стороны богов. [ 30 ]

Гадание на жертвоприношение

[ редактировать ]
Жертвенный обряд с использованием котла из Гундеструпа .

Германские и кельтские племена были печально известны своими жестокими казнями военнопленных, и литературные источники указывают на то, что главной причиной было гадание. Посидон пишет, что кельты убивали своих пленников таким образом, чтобы они могли наблюдать и предсказывать будущее по конвульсиям умирающих, что Дэвидсон сравнивает с гаданием, совершаемым жрицами кимвров, изучавшими течение крови из горла. из заключенных. [ 31 ]

В начале 539 года, когда Теудеберт вошел в Лигурию , готы, поселившиеся в Павии, полагали, что франки пришли им на помощь, и не оказали сопротивления, но Теудеберт предал их и убил. [ 32 ] Несмотря на то, что франки обратились в христианство, сообщается, что, захватив мост, они убили всех найденных готских женщин и детей и бросили их в реку как первые жертвы войны, потому что они все еще сохраняли их языческие традиции предсказывать будущее на основе человеческих жертвоприношений. [ 33 ]

Гадание по крови

[ редактировать ]

Дэвидсон сравнивает провидиц с сообщением Тацита , который написал в Анналах XXX, 30, что кельты в Британии под предводительством Боудики «обливали свои алтари кровью пленников и советовались со своим богом посредством человеческих жертвоприношений». [ 34 ] Римский полководец Светоний Паулин завоевал остров и вырубил священную рощу на острове Англси, чтобы остановить религиозные обряды:

После этого он наложил на побежденных гарнизон и вырубил их рощи, посвященные диким суевериям: они считали правильным (фас) совершать всесожжения на алтарях с пленной кровью и советоваться с богами, используя человеческие внутренности. (Тацит) [ 35 ]

Сундквист утверждает, что кровь использовалась для гадания и более поздними язычниками Северной Германии. [ 36 ] Однако Шьёдт пишет, что после кимбрийских провидиц нет убедительных доказательств того, что можно пророчествовать, наблюдая за кровью в Северной Европе, но он добавляет, что кровь была настолько важным компонентом в скандинавских языческих жертвоприношениях, что приносимые в жертву жертвы должны были давать знаки, по которым было предсказано. выполненный. Он отмечает, что в Ланднамабоке сообщается, что Ингольф совершил великое жертвоприношение ( блот ), чтобы узнать о своем будущем, и ему сообщили, что он должен поселиться в Исландии. Не уточняется, как проводилось гадание, но тот факт, что оно сочеталось с жертвоприношением, указывает на использование полученной крови. [ 37 ] Также Химисквиду , строфа 1, с кимврскими провидцами, чтобы проиллюстрировать, что языческие скандинавские священники также пророчествовали, используя кровь. ученые сравнивают [ 23 ] [ 38 ] Беллоуз комментирует, что в этой строфе боги кропят кровью и используют магию, чтобы узнать, где найти еще питья, и узнают, что найдут ее в : зале Эгира [ 39 ]

Эгир, Ран и их девять дочерей готовят огромный чан с элем . XIX века Шведская книжная иллюстрация к « Поэтической Эдде» .
В давние времена боги пировали вместе,
И питья они искали, прежде чем насытились;
Они трясли ветки и пробовали кровь:
В зале Эгира они нашли богатую еду. [ 40 ]

Археологические находки в Исландии показали, что скот приносили в жертву таким образом, что образовывался «фонтан крови, потому что сердце все еще билось, когда голова отрывалась». Фактически, в рассказе Адама Бременского о языческих жертвоприношениях в храме в Уппсале в Швеции упоминается только, что девять голов приносимых в жертву людей и животных «Жертвоприношение имеет такую ​​природу: из каждого живого существа мужского пола приносят девять голов. » Также во время раскопок на Фрёсене («острове бога Фрейра») в Швеции они нашли в основном кости голов животных вокруг того, что раньше было жертвенным деревом. Также в Борге в Эстергётланде культовое место дало 98 височных колец и 75 кг несгоревших костей, большую часть черепов и челюстей. Это говорит о том, что находки связаны с кровавыми ритуалами, подобными тем, которые встречаются в древнескандинавских сагах. [ 41 ]

Такие ученые, как де Врис, Дробин и Сундквист, отмечают, что кровь служила священным общением между людьми и богами, и кровью окропляли ритуальные предметы и стены. Кровь также имела символическую связь с медом, который употребляли прихожане, и оба они использовались в качестве посредников для гадания. [ 36 ]

Флек отмечает, что в « Прозаической Эдде» есть символическое изображение кровавой жертвы в сосуде. Тело Квасира не имеет большого значения и он умирает в сосуде, так как в него вливается его кровь, и в нем кровь превращается в « Мед поэзии ». [ 24 ] Следовательно, кровь Квасира была источником рун, поскольку она была идентична меду поэзии. [ 42 ]

Слева от картины жрица окропляет участника кровью жертвоприношения. Младшая помощница несет жертвенную чашу с кровью. Иллюстрация , изображающая жертвоприношение великой богини в храме в Уппсале , Швеция Августа Мальмстрема .

В индоевропейских обществах, таких как кельтское и германское, женщина отвечала за обработку почвы и обеспечивала питание племени. Как собирательница, она отвечала за лечение растениями, но также была специалистом по ядам. Эти роли сохранялись еще долгое время в христианскую эпоху. Плодородие природы издавна было связано с женскими божествами, а убывающая и растущая Луна была связана с ее плодородием из-за ее менструации. Однако луна также была символом смерти, а богини обычно были двойственными. Эта двойственная природа жрицы как символа плодородия и смерти была увековечена в фигуре ведьмы. Она могла быть целительницей или убийцей, могла предсказывать процветание или гибель. [ 43 ]

В отношении кимбрийских провидиц было отмечено, что германские женщины обладали монополией на спонтанное гадание, что отличало их от средиземноморских сивилл, чьи предсказания не принимались, если они не интерпретировались священниками-мужчинами. Германские пророчицы выражали свои пророчества так, как хотели, и делали это рационально. Тацит писал, что германские воины слушали своих женщин и считали их обладателями пророческих способностей, а римляне обнаружили, что единственный способ контролировать соплеменников — это держать одну из своих женщин в качестве заложницы. [ 44 ]

Райхерт пишет, что свидетельств существования германских жриц со времен Тацита до эпохи обращения (сага о Ньяле) мало. Если функции провидицы и жрицы не совмещаются, как в случае с кимбрийскими провидцами, то подтверждения такой жреческой функции сохранились лишь из Исландии, где названы некоторые из них, а также из Швеции и Уппсалы с ее Фрейра . культом [ 45 ] О существовании храмовых жриц среди язычников Северной германии также свидетельствует термин ON hofgyðja «жрица святилища» и христианские законы, запрещающие женщинам служить священниками в религиозных церемониях и публичных развлечениях эротического содержания, поскольку христианство постепенно ввело исключительно мужское священство. . Это было одно из самых радикальных изменений, вызванных новой религией в северогерманском обществе и повлекшее за собой лишение женщин прав и возможностей. [ 46 ]

Валькирии женщины

[ редактировать ]

Такие ученые, как Моррис и Орчард, сравнивают этих жриц с фигурой валькирии «Ангел смерти», свидетелем ритуалов которой был арабский дипломат Ибн Фадлан , столкнувшийся со шведскими викингами на Волге . [ 47 ] [ 48 ] Нил Прайс комментирует, что по-арабски ее зовут Малак аль-Маут , что относится к ангелу в Коране , «чьей целью является выбирать мертвых и отводить их в назначенные им места», и, вероятно, не случайно, что это очень близкий арабский перевод Валькирии . [ 49 ] Моррис предполагает, что жертвенная жрица, или Валькирия, засвидетельствованная Ибн Фадланом, возможно, была более поздней скандинавской версией кимврских жриц. [ 50 ]

Серебряная фигурка женщины с рогом для питья, найденная в Бирке , Бьёркё , Уппланд , Швеция.

Ученые отметили, что рассказ Ибн Фадлана «достаточно трезв и последователен, чтобы его можно было рассматривать как историю». Арабский посланник стал свидетелем захоронения на корабле вождя викингов, которого сопровождала свита многочисленных рабынь, и одна из них вызвалась последовать за ним в следующую жизнь. Описано множество ритуалов, и Ангел Смерти несет ответственность за костюм мертвого вождя и за убийство рабыни. «Я увидел, что это была здоровенная старуха, толстая и грузная». Она напоила рабыню опьяняющим напитком и отвела ее на корабль, где шесть мужчин вступили с ней в половую связь, после чего она была убита, задушена и несколько раз ударила ножом между ребер. [ 51 ] Судя по терминологии, которую использует Ибн Фадлан, ей было, вероятно, 14 или 15 лет. [ 52 ]

В древнескандинавской литературе есть параллели с другими женщинами, предлагающими напитки, такими как Боргильда в саге о Вёльсунгах , которая дает своему пасынку эль с ядом, и Гудрун в Атламале в Гринленцку , которая подает гуннскому королю Аттиле чашу, содержащую кровь их сыновей. [ 50 ]

Подобные кровавые языческие ритуалы подверглись суровой критике, когда германские культуры обратились в христианство, и в Вульфстана XI века «Сермо Лупи» он объединяет валькирий и ведьм с убийцами и шлюхами. [ 50 ]

... и здесь блудницы, и детоубийцы, и множество гнусных прелюбодеев, и здесь ведьмы, и валькирии, и здесь грабители, и грабители, и грабители, и, если подвести итог, бесчисленное множество всех преступлений и проступков. [ 53 ]

Также во время полета между Синфьётли и Гудмундом в Helgakviða Hundingsbana I (строфы 39, 40) Синфьётли называет его грозной валькирией и ведьмой, что показывает литературное сопоставление валькирий, ведьм, убийц и шлюх, когда христианские писатели писали о языческих традициях. [ 54 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Окамура 1995 , с. 286.
  2. ^ Перейти обратно: а б Андерсон 1999 , с. 2.
  3. ^ Перейти обратно: а б Кох 2020 , стр. 19.
  4. ^ Захриссон 2020 , с. 87.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кох 2020 , стр. 20.
  6. ^ Перейти обратно: а б Канлифф 2018 , с. 354.
  7. ^ Арнольд 2004 , с. 247.
  8. ^ Перейти обратно: а б Джонс 1969 , с. 22.
  9. ^ Перейти обратно: а б Моррис 1991 , с. 32.
  10. ^ Страбон и Мюллер 2015 , с. 244
  11. ^ Страбон и Роллер 2014 , с. 290.
  12. ^ Окамура 1995 , с. 286 ф.
  13. ^ Окамура 1995 , с. 287.
  14. ^ Симек 2020 , с. 274ф.
  15. ^ Перейти обратно: а б Флек 1971 , с. 127, примечание 45.
  16. ^ Schjødt 2020a , с. 250f, примечание 6.
  17. ^ Тодд 2004 , с. 3, 20.
  18. ^ Тодд 1972 , с. 17.
  19. ^ Дэвидсон 2003 , с. 14–16.
  20. ^ Дауден 2002 , с. 21.
  21. ^ Фишер 2015 , с. 77.
  22. ^ Финли и Фолкс 2016 , с. 15.
  23. ^ Перейти обратно: а б Паттон 2009 , с. 429, примечание 54.
  24. ^ Перейти обратно: а б Флек 1971 , с. 127.
  25. ^ Сундквист 2015 , с. 342, примечание 110.
  26. ^ Храундаль 2015 , с. 81.
  27. ^ Schjødt 2020c , с. 810.
  28. ^ Дауден 2002 , с. 168.
  29. ^ Дэвидсон 2003 , с. 92.
  30. ^ Перейти обратно: а б Сундквист 2015 , с. 339.
  31. ^ Дэвидсон 2003 , с. 96.
  32. ^ Арнольд 2020 , с. 451.
  33. ^ Шуман 2006 , с. 282.
  34. ^ Дэвидсон 1988 , с. 64.
  35. ^ Дауден 2002 , с. 103.
  36. ^ Перейти обратно: а б Сундквист 2015 , с. 341.
  37. ^ Schjødt 2020b , с. 641.
  38. ^ Турвиль-Петре 1964 , стр. 252, 317, примечание 9.
  39. ^ Беллоуз 1923 , с. 139, примечание 1.
  40. ^ Беллоуз 1923 , с. 139.
  41. ^ Сундквист 2015 , с. 339 ф.
  42. ^ Флек 1971 , с. 128ф.
  43. ^ Моррис 1991 , с. 5.
  44. ^ Йохенс 1996 , с. 114
  45. ^ Райхерт 1995 , с. 501.
  46. ^ Куинн 2020 , с. 509.
  47. ^ Моррис 1991 , стр. 104, 106.
  48. ^ Орчард 1997 , с. 154.
  49. ^ Цена 2020 , с. 248.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Моррис 1991 , с. 106.
  51. ^ Моррис 1991 , с. 104ф.
  52. ^ Прайс 2008 , с. 266.
  53. ^ Моррис 1991 , с. 106ф.
  54. ^ Моррис 1991 , с. 107.

Источники

[ редактировать ]
  • Андерсон, Карл Эдлунд (1999). Формирование и разрешение идеологического контраста в ранней истории Скандинавии (Диссертация). Кафедра англосаксонского, норвежского и кельтского языков (факультет английского языка) Кембриджского университета.
  • Арнольд, Беттина (2004). «Германия железного века, Кельхайм». В Богуцком, Питер; Крэбтри, Пэм Дж. (ред.). Древняя Европа . Том. II. Томсон, Гейл. стр. 247–248. ISBN  0-684-80670-3 .
  • Арнольд, Джонатан Дж. (2020). «Меровинги и Италия: остготы и ранние лангобарды». В Эффросе, Бонни; Морейра, Изабель (ред.). Мир Меровингов . Издательство Оксфордского университета. стр. 442–462. ISBN  9780190234188 .
  • Беллоуз, Генри Адамс (1923). Поэтическая Эдда . Нью-Йорк; Американо-скандинавский фонд.
  • Канлифф, Барри (2018). Древние кельты (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198752929 .
  • Дэвидсон, Хильда Эллис (1988). Мифы и символы языческой Европы, раннескандинавских и кельтских религий . Издательство Манчестерского университета. ISBN  0815624417 .
  • Дэвидсон, Хильда Эллис (2003) [1993]. Утраченные верования Северной Европы . Рутледж, Лондон и Нью-Йорк. ISBN  0-415-04937-7 .
  • Дауден, Кен (2002) [2000]. Европейское язычество: реалии культа от античности до средневековья . Рутледж, Лондон и Нью-Йорк. ISBN  0-415-12034-9 .
  • Хеймскрингла (PDF) . Том. 1. Перевод Финли, Элисон; Фолкс, Энтони. Общество викингов по северным исследованиям, Университетский колледж Лондона. 2016. ISBN  978-0-903521-86-4 .
  • Фриис-Йенсен, Карстен, изд. (2015). Саксон Грамматик Gesta Danorum, История датского языка Том. 1. Перевод Фишера Питера. Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-82052-34 .
  • Флек, Лоуренс (1971). «Самопожертвование Одина — новая интерпретация: I: Ритуальная инверсия» . Скандинавские исследования . 43 (2): 119–142. JSTOR   40917136 .
  • Храундаль, Торир Йонссон (2015). «Новые взгляды на восточных викингов/Русь в арабских источниках». Викинги и средневековая Скандинавия . 10 : 65–97. дои : 10.1484/J.VMS.5.105213 .
  • Йохенс, Дженни (1996). Древнескандинавские изображения женщин . Издательство Пенсильванского университета, Филадельфия. ISBN  0-8122-3358-1 .
  • Джонс, Гвин (1969). История викингов . Издательство Оксфордского университета.
  • Кох, Джон Т. (2020). Кельто-германская, поздняя предыстория и постпротоиндоевропейская лексика на Севере и Западе (PDF) . Центр передовых валлийских и кельтских исследований Аберистуитского университета, Центр передовых валлийских и кельтских исследований Университета Уэльса. ISBN  9781907029325 .
  • Моррис, Кэтрин (1991). Волшебница или ведьма?: Образ гендера в средневековой Исландии и Северной Европе . Университетское издательство Америки. ISBN  9780819182579 .
  • Окамура, Лоуренс (1995). «Германские провидицы глазами римлян» . Classica - Бразильский журнал классических исследований . 7 : 285–299. дои : 10.24277/classica.v7i0.678 .
  • Орчард, Энди (1997). Словарь скандинавских мифов и легенд . Кассель, Лондон. ISBN  0-304-34520-2 .
  • Паттон, Кимберли Кристин (2009). Религия богов: ритуал, парадокс и рефлексивность . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-509106-9 .
  • Прайс, Нил (2008). «Умирание и мертвецы: поведение морга эпохи викингов». В Прайсе, Нил (ред.). Мир викингов . Рутледж, Лондон и Нью-Йорк. С. 257–273. ISBN  9780415333153 .
  • Прайс, Нил (2020). Дети Ясеня и Вяза, История викингов . Аллен Лейн. ISBN  9780241283981 .
  • Куинн, Джуди (2020). "Пол". В Шьёдте, JP; Линдоу, Дж.; Андрен А. (ред.). Дохристианские религии Севера, история и структуры . Том. II. Бреполи. стр. 509–528. ISBN  978-2-503-57491-2 .
  • Райхерт, Герман (1995). "Женщина". В Беке, Генрих; Геуних, Дитер; Налог, Хейко (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 9 (изд. 2010 г.). Де Грюйтер. дои : 10.1515/гао . ISBN  978-3-11-045562-5 .
  • Шьёдт, JP (2020a). «Преемственность и разрыв: германский». В Шьёдте, JP; Линдоу, Дж.; Андрен А. (ред.). Дохристианские религии Севера, история и структуры . Том. И. Брепольс. стр. 247–268. ISBN  978-2-503-57489-9 .
  • Шьёдт, JP (2020b). «Различные способы общения». В Шьёдте, JP; Линдоу, Дж.; Андрен А. (ред.). Дохристианские религии Севера, социальная жизнь, история и структуры . Том. II. Бреполи. стр. 589–642. ISBN  978-2-503-57489-9 .
  • Шьёдт, JP (2020c). «Циклические ритуалы». В Шьёдте, JP; Линдоу, Дж.; Андрен А. (ред.). Дохристианские религии Севера, история и структуры . Том. II. Бреполи. стр. 797–822. ISBN  978-2-503-57489-9 .
  • Шуман, Р. (2006). Географическое пространство и образ жизни германских народов: Комментарий к «Германии» Тацита, ок. 1-20 (PDF) (Диссертация). Йена.
  • Симек, Рудольф (2020). «Встречи: Роман». В Шьёдте, JP; Линдоу, Дж.; Андрен А. (ред.). Дохристианские религии Севера, история и структуры . Том. II. Бреполи. стр. 269–288. ISBN  978-2-503-57491-2 .
  • Страбон (2015). Мюллер, Карл ВФ (ред.). Geographica Страбона на греческом языке с исправленной версией . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781108080101 .
  • Страбон (2014). География Страбона . Перевод Роллера, издательство Дуэйна В. Кембриджского университета. ISBN  9781107038257 .
  • Сундквист, Олоф (2015). Арена для высших сил, церемониальные здания и религиозные стратегии правления в Скандинавии позднего железного века . Брилл; Лейден, Бостон. ISBN  978-90-04-29270-3 .
  • Тодд, Малькольм (1972). Повседневная жизнь варваров . Б.Т. Бэтсфорд lmt, Лондон и сыновья Г.П. Патнэма, Нью-Йорк. ISBN  0713416890 .
  • Тодд, Малкольм (2004) [1992]. Ранние немцы (2-е изд.). Издательство Блэквелл. ISBN  978-1405117142 .
  • Турвиль-Петре, EOG (1964). Миф и религия Севера, Религия Древней Скандинавии . Гринвуд Пресс. ISBN  978-0837174204 .
  • Захриссон, Торунь (2020). «Ритуальное пространство и территориальные границы в Скандинавии». В Лоскиньо — Ирен Гарсия; Сундквист, Олоф; Таггарт, Деклан (ред.). Освящение профанов в эпоху викингов . Средневековые тексты и культуры Северной Европы. Том. 32. Бреполи. стр. 85–98. ISBN  9780415333153 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6bc45733cd3206fa4317ab51def9b2be__1694346840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/be/6bc45733cd3206fa4317ab51def9b2be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cimbrian seeresses - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)