копчики

Тайфалы . или тайфалы ( лат фр Taifali, Taifalae Theifali ; Taïfales . или ) — народная группа германского или сарматского происхождения. [1] впервые задокументировано к северу от нижнего Дуная в середине третьего века нашей эры. У них была нестабильная и фрагментированная история, по большей части связанная с различными готскими народами и поочередно сражавшаяся против римлян или за них. В конце четвертого века некоторые тайфали поселились в пределах Римской империи , особенно в западной Галлии, в современной провинции Пуату . Впоследствии они поставляли конные части римской армии и продолжали оставаться важным источником кавалерии для первых армий Меровингов . К шестому веку их регион Западной Галлии приобрел отчетливую идентичность как Тифалия .
Поселение в Олтении
[ редактировать ]
Одно из самых ранних упоминаний о Тайфалях ставит их в ряд последователей готского короля Книвы, когда он вел кампанию в Дакии и Мезии в 250 году и в последующие годы. [2] Иногда их классифицируют как германское племя, тесно связанное с готами, хотя некоторые полагают, что они были родственниками (негерманских) сарматов , вместе с которыми они могли эмигрировать из Понтийско-Каспийской степи . [3]
В конце третьего века они поселились на Дунае по обе стороны Карпат , разделив территорию с готами, которые сохраняли над ней политическую власть. [4] Весной 291 года они заключили особый союз с готскими тервингами , образовав с этого момента до 376 года племенную конфедерацию. [5] и вандалами и гепидами . воевал с [6] [7] Наряду с виктуфали , тайфалы и тервинги были племенами, которые, как упоминалось, владели бывшей римской провинцией Дакия к 350 году «самое позднее». [7] Археологические данные свидетельствуют о том, что гепиды боролись за Трансильванию , регион вокруг реки Сомеш , с тервингами и тайфалами. [7] Тайфалы впоследствии были сделаны федератами римлян, от которых они получили право селиться в Олтении . [8] В то время они были независимы от готов. [9]
В 328 году Константин Великий завоевал Олтению и Тайфали, вероятно, воспользовавшись этой возможностью, чтобы переселить большое их количество во Фригию , в епархию Николая Мирликийского . [11] [12] В 332 году он послал своего сына Константина II атаковать Тервингов, которые были разбиты. По словам Зосима (ii.31.3), тайфальский кавалерийский полк численностью 500 человек вступил в «непрерывный бой» с римлянами, и нет никаких доказательств того, что эта кампания провалилась. [11] [12] Тем не менее, в это время Тайфаль в значительной степени попал в руки римлян.
Около 336 года они восстали против Константина и были подавлены полководцами Герпилионом, Вирием Непоцианом и Урсом. [13] К 358 году Тайфалы стали независимыми федератами Рима, а Олтения находилась вне контроля Рима. [14] В качестве союзников римлян они начали кампании со своих собственных олтенских баз против лимигантов ( 358 и 359 гг.) и сарматов (358 г.). [15] Однако кампании императора Валента против Тервингов в 367 и 368 годах были затруднены независимостью Олтении. [14] Возможно, однако, что тайфалы в это время еще сражались бок о бок с готами. [16] В 365 году император приказал построить оборонительные башни в Дакии Рипенсис , но была ли это Олтения, неясно. [17] Археологические данные свидетельствуют об отсутствии sedes Taifalorum (поселений Тайфала) к востоку от реки Олт . [5]
Переправа через Дунай
[ редактировать ]Вместе с языгами и карпами тайфалы преследовали римскую провинцию Дакия в середине четвертого века. Однако приход новой угрозы — гуннов — из Средней Азии изменил политическую расстановку Дакии: «гунны бросились на аланов, аланы на готов, а готы на тайфалов и сарматов». [18] Атанарих отказался расширить свои оборонительные приготовления на территорию Тайфаля, и к 370 году гунны вынудили тайфалов покинуть Олтению и западную Мунтению . [19] [20] Тайфалы объединились с грейтунгами Фарнобия ; против Рима они переправились через Дунай в 377 г., но потерпели поражение поздней осенью того же года. [21] Тайфалы занимали видное место среди выживших из коалиции Фарнобиуса. После победы готов при Адрианополе (378 г.) при Фритигерне тервингский король Атанарих начал нападать на тайфалов. [18] Ранее Атанарих не включал тайфалов в свои оборонительные сооружения против гуннов (376 г.). [22] Разрыв союза между Тервингией и Тайфалом, возможно, был как-то связан с разногласиями по поводу тактики в свете гуннов и переправы через Дунай, поскольку тайфалы были всадниками, а тервинги — пехотой. [23]
Незадолго до их обращения в христианство писал Аммиан Марцеллин :
Говорят, что этот народ тайфали был настолько расточителен и настолько погружен в самые отвратительные непристойности жизни, что предался всем видам противоестественных похотей, истощая силы как юности, так и зрелости в самых грязных осквернениях разврата. Но если какой-либо взрослый поймал кабана или убил медведя в одиночку, он был освобожден от всякого принуждения подвергаться такому позорному осквернению. [24]
Тайфалы, вероятно, никогда не были арианами . Их обращение в православно-католическую веру, вероятно, произошло в результате римской евангелизации в середине пятого века. [25]

Колонисты и счастливые люди Империи
[ редактировать ]После своего поражения и ссоры с Атанарихом тайфалы были официально переселены в качестве колоний на сельскохозяйственные угодья в северной Италии ( Модена , Парма , Реджо , Эмилия ) и Аквитании победоносным полководцем Фригеридом . [27] Заброшенная Олтения была заселена гуннами ок . 400. Некоторые тайфали вступили в союз с гуннами еще в 378 г., а некоторые позже все еще были в союзе с ними в битве при Шалоне (451 г.). Однако победа при Адрианополе в 378 году означала, что те тайфали, которые остались с вестготами, сражались против своих кузенов в Шалоне. В 412 году тайфалы вошли в Аквитанию в составе поезда вестготов.
часто объединяли тайфалов с сарматами и Citrati iuniores Римляне, а затем Хлодвиг I . Согласно Notitia Dignitatum начала пятого века, существовало подразделение под названием Equites Taifali, основанное Гонорием под названием Britanniarum в Британии . [28] Возможно, этот отряд был послан на остров Стилихоном в 399 году, и это мог быть тот же отряд, что и «Всадники Гонориани Старшие», упомянутые примерно в то же время. Таким образом, всадники Гонориани Тайфали старшие служили в Британии, а всадники Гонориани Тайфали юниоры служили в Галлии под началом магистра Эквитума . Младшие тайфали использовали изображение дракона и жемчуга на своих щитах. [29] У Equites Taifali Seniores были зеркальные медведи, держащие выступ щита, как показано в Notitia Dignitatum . В Notitia также упоминается подразделение под названием Comites Taifali в Восточной империи вероятно, было сформировано во время правления Феодосия I. , которое , [30]
Некоторые тайфалы поселились во Фригии в конце четвертого века. Арета Кесарийский , писавший в десятом веке, упоминает их наряду с готогреками , что побудило Густава Анриха предположить, что эти фригийские тайфалы были предками готогреков VII–X веков. [31]
Деревня Тилби (первоначально Тавелесби , Тауелесби или Тефлесби ) в бывшем королевстве Линдси, возможно, сохранила имя некоего Тайфали, оставшегося в Британии после ухода римлян в 410 году . Если это так, то это предполагает неподтвержденное древнеанглийское племенное название * Tāflas или * T٣flas . [32]
Присутствие в Меровингской Галлии
[ редактировать ]Также согласно Notitia был сарматский и тайфальский префект , в Пуатье в Галлии . [33] регион Пуату даже называли Тифалия , Тейфалия или Theofalgicus pagus В шестом веке (все это означает «страна Тайфаля»). Тайфалы сыграли важную роль в разгроме вестготской кавалерии в рукопашной битве при Вуйе в 507 году. [34]
При Меровингах в Тейфалии был свой дукс ( герцог ). [35] Возможно, что тайфаль- лаэти, служившие римлянам, также служили гарнизонами франков, но в первичных записях об этом не упоминается. [36] Лаэти I. были формально интегрированы в военное ведомство Меровингов Хильдеберте при [37] Григорий Турский , основной источник информации о тайфалях в шестом веке, говорит, что некий франкский герцог по имени Австрапий «угнетал» тайфалов (вероятно, в окрестностях Тиффожа ); они восстали и убили его. [38] Последнее упоминание о тайфалях как об отдельном роде датируется 565 годом. [39] но их олтенские остатки почти наверняка приняли участие в миграции лангобардов и вторжении в Италию в 568 году. [40]
Самым известным Тайфалем был Святой Сенох , который основал аббатство на римских руинах, которые сейчас называются Сен-Сенох . [41] Влияние Тайфаля распространилось на девятый век, и их крепости, такие как Тиффож и Лузиньян , продолжали использоваться при Каролингах . [42] Высказывалось даже предположение, что азиатские тайфалы и сарматы оказали влияние на германское искусство . [43] Они также оставили свой след в муниципальной номенклатуре региона: помимо упомянутого выше Тиффожа, Тафалешат [44] в Коррезе , Туффай и Туффайю в Аквитании и Шофайль (ранее Тайфаилия ) в Бургундии обязаны своими названиями поселению Тайфаль. Возможно, город Тафалла в Наварре обязан своим названием этим людям, но если это так, то неизвестно, были ли тайфалы основаны в Испании (вероятно, для подчинения басков ) римлянами до 412 года или вестготами после этого. Город Тайвола на севере Италии также был поселением Тайфала. [45]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хизер, Питер (2018). «Тайфали» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191744457 . Проверено 26 января 2020 г.
Тайфали. Германская или сарматская группа, известная как легкая кавалерия...
- ^ Вольфрам , 45.
- ^ Менхен-Хельфен, 26 лет, n50, говорит, что «нет никаких доказательств того, что они были немцами». Далтон, I, 172 n7, называет их «вероятно азиатского происхождения». 92-летний Вольфрам упоминает предполагаемое вандалическое происхождение, которое приравнивает Тайфалов к Лакринги , и считает «Тайфали» кельтским « культовым именем».
- ^ Вольфрам, 56.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам, 91 год.
- ^ Panegyrici Latini , iii[xi].17, цитируется по Thompson, 9 n2.
- ^ Перейти обратно: а б с Вольфрам, 57 и далее, упоминает панегирик, произнесенный 1 апреля 291 г., в котором говорится о победе Тервинга и Тайфласа над коалицией вандалов и гепидов.
- ^ Томпсон, 4.
- ^ Мюссе, 36.
- ^ "Prezentare Locala - Comuna Cosoveni DJ" . Архивировано из оригинала 21 октября 2014 г. Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, 11 и n3.
- ^ Перейти обратно: а б Вольфрам, 61 год и n141.
- ^ Барнс, «Сорок», 226 и «Констанс», 331–332.
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, 13.
- ^ Вольфрам, 63.
- ^ Вольфрам, 67.
- ^ Томпсон, 14 n1.
- ^ Перейти обратно: а б Амвросий Миланский , Изложение Евангелия от Луки , X.10, цитируется по Maenchen-Helfen, 20.
- ^ Менхен-Хельфен, 26 и n50.
- ^ Вольфрам, 408 n225.
- ^ Там же. Аммиан писал об их уничтожении, но Зосим поставил их на второе место после готов. Их было явно много.
- ^ Вольфрам, 71.
- ^ Вольфрам, 99.
- ^ , 31.IX.v. Аммиан 243-летний Гринберг считает, что это относится к практикам ритуальной гомосексуальной педерастии среди воинского класса Тайфаля.
- ^ Вольфрам, 238.
- ^ Эта рукопись была куплена Бодлианцем в поместье венецианского иезуита Маттео Луиджи Каноничи ( 1727–1806 ). Первоначально он был изготовлен в 1436 году для Пьетро Донато , епископа Падуи .
- ^ Вольфрам, 123.
- ^ Вольфрам, 478 n562.
- ^ Никель, 139.
- ^ Ниши, 51.
- ^ Халдон, 369–370.
- ^ Зеленый, пассим .
- ^ Бахрах, Меровинги , 12 n30.
- ^ Бахрах, Меровинг , 17.
- ^ Бахрах, Меровинги , 29 и 38.
- ^ Далтон, I, 226, который называет их федератами .
- ^ Далтон, я, 44.
- ^ Григорий, IV.18.
- ^ У Грегори, Вольфрама, 238. В целом дружелюбное отношение Григория к тайфалам свидетельствует об их ортодоксальности и относительном отсутствии готизации, учитывая их многие годы, проведенные в готских союзах.
- ^ Мюссе, 88.
- ^ Gregory, V.7.
- ^ Бахрах, Аквитания , 24.
- ^ Далтон, I, 172 n7.
- ^ «Карты Google» . Карты Гугл .
- ^ Вольфрам, 92.
Источники
[ редактировать ]- Бахрах, Бернард С. «Прокопий, Агафий и франкская армия». Зеркало , Том. 45, № 3. (июль 1970 г.), стр. 435–441.
- Бахрах, Военная организация Бернарда С. Меровингов, 481–751 . Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1971.
- Бахрах, Бернард С. «Военная организация в Аквитании при ранних Каролингах». Зеркало , Том. 49, № 1. (январь 1974 г.), стр. 1–33.
- Барнс, Т.Д. «Еще сорок пропавших без вести (260–395 гг. Н.э.)». Феникс , Том. 28, № 2. (Лето 1974 г.), стр. 224–233.
- Барнс, Т.Д. «Констант и Грациан в Риме». Гарвардские исследования по классической филологии , Vol. 79. (1975), стр. 325–333.
- Грин, Томас. «Тилби, Тайфали и конец римского Линкольншира» . История и археология Линкольншира , Том. 46 (2011), стр. 5–10.
- Гринберг, Дэвид. Создание гомосексуализма . 1988.
- Григорий Турский . История франков . 2 том. О.М. Далтон , пер. Оксфорд: Clarendon Press, 1967.
- Хэлдон, Джон Ф. (1984). Византийские преторианцы: административный, институциональный и социальный обзор Опсикиона и Тагматы, ок. 580–900 . Бонн: Доктор Рудольф Хабельт ГмбХ.
- Хизер, Питер. «Гунны и конец Римской империи в Западной Европе». Английский исторический обзор , Vol. 110, № 435. (февраль 1995 г.), стр. 4–41. ( См. карту миграционного маршрута Тайфала на Балканах, стр. 8. )
- Ленски, Ноэль. «Initium mali Romano imperio: Современная реакция на битву при Адрианополе (в истории и идеологии)». Труды Американской филологической ассоциации , Vol. 127. (1997), стр. 129–168.
- Менхен-Хельфен, Дж. Отто; Найт, Макс (ред.). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1973. ISBN 0-520-01596-7 .
- Мюссе, Люсьен. Германские вторжения: создание Европы 400–600 гг. н.э. Эдвард и Колумба Джеймс , пер. Лондон: Пол Элек, 1975. ISBN 0-236-17620-X . Первоначально опубликовано как «Вторжения: Немецкие волны» . Париж: Presss Universitaires de France, 1965.
- Никель, Хельмут. «Дракон и Жемчужина». Журнал Метрополитен-музея , Vol. 26. (1991), стр. 139–146.
- Нишер, Э.К. «Армейские реформы Диоклетиана и Константина и их модификации до времени Notitia Dignitatum». Журнал римских исследований , Vol. 13. (1923), стр. 1–55.
- Томпсон, Э.А. Вестготы во времена Ульфилы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1966.
- Вольфрам, Хервиг . История готов . Томас Дж. Данлэп, пер. Беркли: Калифорнийский университет Press, 1988.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Всадники Comitatus группы исторической реконструкции и живой истории изображают членов поздних римских всадников Honoriani Taifali Seniores в северной Англии.