Пьетро Донато

Пьетро Донато (также Дона или Донати ; ок. 1390 - 7 октября 1447) был венецианским гуманистом эпохи Возрождения и последовательно архиепископом Крита (1415–1425), епископом Кастелло (1425–1428) и епископом Падуи (1428–1447). Он был губернатором Перуджи с 1425 по 1430 год. Он также был известным библиофилом , эпиграфистом , коллекционером и покровителем искусства.
Жизнь
[ редактировать ]Донато родился в семье венецианских патрициев около 1390 года. Он был третьим сыном Николо Дона. [ 1 ] Образование получил в гуманистической школе-интернате Гаспарино Барзицца . [ 2 ] При поддержке Бьяджо Пелакани он изучал искусство в Падуанском университете . [ 3 ] Он получил степень бакалавра в 1410 году и степень доктора искусств в 1418 году. [ 1 ] Он был томистом . Как гуманист он вел переписку с Поджо Браччолини . [ 4 ]
К 1411 году Донато был протонотарием-апостолом . В 1415 году он был избран архиепископом Крита по разрешению Папы Иоанна XXIII ввиду своего возраста. Он так и не завладел епархией. [ 1 ] Донато присутствовал на Констанцском соборе в 1417 году. После смерти кардинала Франческо Забареллы на совете в конце сентября 1417 года он сочинил вместе с Барциццей и Пьером Паоло Верджерио панегирик. [ 5 ]
В 1423 году папа Мартин V назначил его сопредседателем Совета Павии вместе с Жаком де Кампло , Леонардо ди Стаджио Дати и аббатом Розаццо . Из-за эпидемии совет вскоре переехал в Сиену. После срыва судебного разбирательства президенты 7 марта 1424 года тайно бежали из Сиены во Флоренцию. Там они объявили о роспуске совета. В 1425 году Мартин V назначил Донато губернатором Перуджи , которая была приобретена Папским государством в 1424 году. [ 1 ]
5 декабря 1425 года Донато был избран епископом Кастелло . [ 1 ] [ 6 ] Тем не менее он продолжал проживать в Перудже. В 1426 году его провинция была расширена за счет Ассизи . В 1428 году он был назначен епископом Падуи. В 1430 году его призвали в Рим. В 1431 году он наконец поселился в своей епархии. [ 1 ]
Донато и архиепископ Джованни Берарди были назначены сопредседателями Базельского собора Папой Евгением IV . Он и Берарди выразили протест Совету после того, как восемнадцатая сессия (26 июня 1434 г.) вновь подтвердила Haec Sancta , а двадцать первая сессия (9 июня 1435 г.) отменила аннаты . 11 августа 1435 г. Собор официально объявил им выговор, потребовав отказаться от своих возражений. [ 7 ] Позже Донато совершил поездку по южной Германии в 1437 году. Он присутствовал на Флорентийском соборе в 1438–39 и 1442 годах.
Донато сыграл важную роль в получении папского заключения в декабре 1439 года, подтверждающего, что Падуанский университет равен Парижу, Болонье, Оксфорду и Саламанке. [ 8 ] Он умер в Падуе 7 октября 1447 года, возможно, от чумы . Похоронен в соборе. [ 1 ]
Работы и комиссии
[ редактировать ]
В 1436 году Донато заказал несколько рукописей. Во-первых, это иллюстрированное латинское Евангелие , рукопись которого сейчас составляет 180 экземпляров в библиотеке Пирпонта Моргана , и оно было создано для Донато в Падуе. Главным иллюстратором был Йоханнес де Монтеркьо , а фронтиспис - Перонет Лами . [ 9 ] Во-вторых, существует иллюстрированная копия Notitia Dignitatum , которая сейчас находится в Бодлианской библиотеке под названием Canon. Разное. 378 . [ 10 ] Рукопись Notitia , которую Донато скопировал, была той, которую он нашел в Шпейере , Codex Spirensis ранее в том же году, присутствуя на соборе в Базеле; его открытие повлияло на цыганскую инстаурату Флавия Блонда . [ 11 ] Работы Фронтина об акведуках Рима и Витрувия «Об архитектуре» сохранились в очень плохих рукописях до тех пор, пока Джованни Джокондо не отредактировал их в 1430-х годах для представления Донато. [ 12 ]
Будучи эпиграфистом, Донато составил древние надписи и собрал множество древних артефактов. [ 13 ] Кодекс Гамильтона , MS 254 в Государственной библиотеке Берлина , был таким эпиграфическим сборником. Он был составлен, по крайней мере частично (листы 81–90), Сириако д'Анкона и основан на одном из трех его визитов в Афины (1436, 1437–8 и 1444 гг.). С помощью писца и рисовальщика Сириако создал для Донато портфолио с эскизами нескольких древнегреческих руин, в первую очередь Парфенона . [ 14 ]
У Донато был образцовый экземпляр «Хроникона Евсевия » в переводе Иеронима . Он также владел 358 рукописями Фомы Аквинского , включая Prima pars и Prima secundae . [ 15 ]
Было высказано предположение, что Донато, среди других падуанских гуманистов, таких как Сириако, Франческо Барбаро , Якопо Дзено , Палла Строцци и Леон Баттиста Альберти , возможно, оказал влияние на классицизм работ Донателло — особенно его конного памятника Гаттамелате — во время его Падуанского правления. годы (1444–53), когда у него была мастерская недалеко от Санто . [ 16 ]
За время своего пребывания в должности Донато провел работы над епископским дворцом. В 1437 году он нанял некоего Джованни да Ульму на ремонт часовни Сан-Массимо. [ 17 ] В 1444 году Донато поручил Джованни да Фиренце изготовить нынешнюю купель для баптистерия ; Джованни также отремонтировал интерьер и переделал гробницы. [ 18 ] В 1445 году он полностью и роскошно перестроил резиденцию епископа. [ 19 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Антонио Меннити Ипполито (1991). «Дона, Пьетро» . Биографический словарь итальянцев , том 40: Фаусто-Донадони (на итальянском языке). Рим: Институт итальянской энциклопедии . ISBN 978-8-81200032-6 .
- ^ Мэри Бергштейн (2002), «Гаттамелата Донателло и ее гуманистическая аудитория», Renaissance Quarterly , 55 (3), 857.
- ^ Джон Монфасани (1993), «Аристотелианцы, платоники и пропавшие оккамисты: философская свобода в дореформационной Италии», Renaissance Quarterly , 46 (2), 267.
- ^ В письме Донато 1424 года Поджо объясняет, что эпикурейцы распутны, стоики суровы, и следует отдавать предпочтение только перипатетикам (цитируется по Ииро Каянто (1989), «Гуманистическое кредо: Поджо Браччолинин о значении Studia, Humanitas»). и Virtus», Arctos: Acta Philologica Fennica , (23), 92).
- ^ Томас Э. Моррисси (1984), «Призыв к единству на Констанцском соборе: проповеди и обращения кардинала Забареллы, 1415–1417», Church History , 53 (3), 307. Панегирик опубликован под названием Oratio. in exequiis Domini Francisco Zabarellae («Речь о смерти лорда Фрэнсиса Забареллы»).
- ^ RGG Mercer (1979), Учение Гаспарино Барзиццы: с особым акцентом на его место в падуанском гуманизме (Лондон: Ассоциация современных гуманитарных исследований), стр. 123, по порядку перечислены все три служения Донато.
- ^ Иоахим В. Штибер (1978), Папа Евгений IV, Базельский собор и светские и церковные власти в Империи: Конфликт по поводу высшей власти и власти в церкви (BRILL), 36 n51.
- ^ Ян Холгейт (2002), «Падуанская культура под венецианской заботой: покровительство епископа Пьетро Донато (Падуя 1428–1447)», Исследования эпохи Возрождения , 16 (1), 1–23.
- ^ Маэстро ди Пьетро Донато: Евангелий Лекционарий. Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Бодлианская библиотека: Классические и средневековые рукописи. Архивировано 16 июля 2008 г. в Wayback Machine. Крупнейшей покупкой рукописей (более двух тысяч) Бодлеанцами была покупка большей части коллекции бывшего венецианского иезуита Маттео Луиджи Каноничи ( 1727–1806 ) . ) в 1817 году. Рукописи Каноничи включали Notitia, первоначально созданную для Донато.
- ^ Густина Скалья (1964), «Происхождение археологического плана Рима Алессандро Строцци», Журнал Институтов Варбурга и Курто , 27 , 142–43, 153.
- ^ Джилл Крэй (1996), Кембриджский спутник гуманизма эпохи Возрождения (Кембридж: издательство Кембриджского университета), 37.
- ^ Скалья, 142.
- ^ Винсент Дж. Бурно (1996), Парфенон: иллюстрации, вступительное эссе, история, археологический анализ, критика (Нью-Йорк: WW Norton & Company), 114–23, не утверждает, что знает, когда портфолио Сириако было представлено Донато. Бергштейн, 857, датирует его 1437 годом. О коллекциях Донато и дружбе с Сириако см. Теодор Моммзен (1883), «О берлинском отрывке из рукописи Петруса Донатуса», Ежегодник королевских прусских художественных коллекций , 4 , 78.
- ^ Джоселин Н. Хиллгарт (1991), «Кто читал Фому Аквинского?» Лекции Этьена Гилсона о Фоме Аквинском , Джеймс П. Рейли, изд. (ПИМС), 64 н77. Главный труд о библиотеке Донато — Паоло Самбин (1959), «Исследование истории культуры в пятнадцатом веке: библиотека Пьетро Донато (1380–1447)», Бюллетень Гражданского музея Падуи , 48 , 53–98. .
- ^ Бергштейн, 35 лет: «Вполне возможно, что неформальные встречи, посвященные классическим элементам падуанского творчества Донателло, имели место [в студии Донателло недалеко от Санто]».
- ^ Ян Холгейт (2003), «Джованни д'Алеманья, Антонио Виварини и ранняя история часовни Оветари», Artibus et Historiae , 24 (47), 24. В 1937 году Эриче Ригоне, обнаруживший контракт от 25 февраля 1437 года, утверждал, что «Джованни да Ульма» был тем же человеком, что и Джованни д'Алеманья («Иоанн Германия»), партнер Антонио Виварини . Он утверждал, что в 1437 году Джованни был новичком в Италии, а город, где он родился, Ульм ( Ульма ) все еще был хорошо известен. Действительно, Донато вернулся в Италию в том же году со свитой немцев, имена которых записаны с конкретной ссылкой на их города. Донато, возможно, интересовался циклом фресок, выполненных Джованни для венецианца Джованни Корнаро: эта работа упоминается в контракте 1437 года.
- ^ Ховард Заалман (1987), «Каррарские захоронения в баптистерии Падуи», The Art Bulletin , 69 (3), 384, см. рисунки 9 и 10.
- ^ Джейкоб Буркхардт ; Джеймс С. Палмес, изд. (1985), Архитектура итальянского Возрождения (Чикаго: Издательство Чикагского университета), 130.