Об архитектуре

1521 года на итальянском языке Издание «О архитектуре» , переведенное и проиллюстрированное Чезаре Чезариано.
Рукопись Витрувия; пергамент, датируемый примерно 1390 годом

De Architura ( «Об архитектуре» , изданный в виде « Десяти книг по архитектуре» ) — трактат по архитектуре, написанный римским архитектором и военным инженером Марком Витрувием Поллионом и посвященный его покровителю, императору Цезарю Августу , в качестве руководства для строительных проектов . Как единственный трактат по архитектуре, сохранившийся со времен античности, со времен Возрождения он считался первой известной книгой по теории архитектуры, а также основным источником канонов классической архитектуры . [1]

Он содержит разнообразную информацию о греческих и римских постройках, а также предписания по планированию и проектированию военных лагерей, городов и сооружений как крупных (акведуки, здания, бани, гавани), так и малых (машины, измерительные приборы, инструменты). . [2] Поскольку Витрувий публиковал свои работы до разработки крестовых сводов, куполов, бетона и других инноваций, связанных с императорской римской архитектурой, его десять книг не содержат информации об этих отличительных нововведениях римского строительного дизайна и технологий. [3]

Из ссылок на них в тексте мы знаем, что в оригинальных копиях было по крайней мере несколько иллюстраций (вероятно, восемь или десять), но в любой средневековой рукописной копии сохранилась, возможно, только одна из них. Этот недостаток был исправлен в печатных изданиях XVI века, которые стали иллюстрироваться множеством больших листов.

Происхождение и содержание [ править ]

Вероятно, написано между 30–20 гг. до н.э. [4] он сочетает в себе знания и взгляды многих античных писателей, греческих и римских, на архитектуру, искусство, естествознание и строительные технологии. Витрувий цитирует многие авторитетные источники в тексте, часто восхваляя греческих архитекторов за развитие храмового строительства и орденов ( дорического , ионического и коринфского ), а также предоставляя ключевые сведения о происхождении строительства примитивных хижин .

Хотя его часто цитируют в честь его знаменитой «триады» характеристик, связанных с архитектурой - utilitas,firmitas и venustas (полезность, сила и красота), эстетические принципы, которые повлияли на более поздних авторов трактатов, были изложены в Книге III. Частично заимствованные из латинской риторики (через Цицерона и Варрона), витрувианские термины, обозначающие порядок, расположение, пропорции и соответствие предполагаемым целям, веками направляли архитекторов и продолжают это делать.

Римский автор дает советы о квалификации архитектора (Книга I) и о видах архитектурного рисунка. [5]

Десять книг или свитков организованы следующим образом:

De Architura Десять книг по архитектуре

  1. Градостроительство , архитектура или гражданское строительство в целом, а также квалификация, необходимая архитектору или инженеру -строителю.
  2. Строительные материалы
  3. Храмы и архитектурные ордера (включает раздел о пропорциях тела, который привел к рисунку да Винчи)
  4. продолжение книги III
  5. Гражданские здания
  6. Жилые постройки
  7. Тротуары и декоративная штукатурка
  8. Водоснабжение и акведуки
  9. Науки, влияющие на архитектуру – геометрия , измерения , астрономия , солнечные часы.
  10. Использование и строительство машин римские осадные машины , водяные мельницы , дренажные машины, римские технологии , подъемники , пневматика.

Римские архитекторы обладали навыками инженерного дела, искусства и мастерства. Витрувий во многом принадлежал к этому типу, и этот факт отражен в «Об архитектуре» . Он затронул широкий спектр тем, которые, по его мнению, касались архитектуры. Сюда входило множество аспектов, которые могут показаться несущественными для современного человека: от математики до астрономии, метеорологии и медицины. В римской концепции архитектура должна была учитывать все, что касается физической и интеллектуальной жизни человека и его окружения.

Таким образом, Витрувий занимается многими теоретическими вопросами архитектуры. Например, во второй книге « О архитектуре » он советует архитекторам, работающим с кирпичом, ознакомиться с досократовскими теориями материи, чтобы понять, как будут вести себя их материалы. соотносит абстрактную геометрию Платона Книга IX с повседневной работой геодезиста . Астрологию ценят за ее понимание организации человеческой жизни, тогда как астрономия необходима для понимания солнечных часов . Точно так же Витрувий цитирует Ктесибия Александрийского и Архимеда за их изобретения, Аристоксена ( Аристотеля ученика ) за музыку, Агатарха за театр и Варрона за архитектуру.

Здания [ править ]

План греческого дома по мотивам Витрувия

Витрувий стремился обратиться к идеалам архитектуры, заявляя, что качество зависит от социальной значимости работы художника, а не от формы или качества исполнения самой работы. Пожалуй, самая известная декларация из «De Architectura» до сих пор цитируется архитекторами: «Хорошее строительство имеет три условия: прочность, товарность и удовольствие». Эта цитата взята из версии сэра Генри Уоттона 1624 года и точно переводит отрывок из работы (I.iii.2), но с тех пор английский язык изменился, особенно в отношении слова « товар » и тега может быть неправильно понято. На современном английском языке это звучало бы так: «Идеальное здание состоит из трех элементов: оно прочное, полезное и красивое».

Витрувий также изучал человеческие пропорции (Книга III) и эта часть его канонов была позже принята и адаптирована в знаменитом рисунке Homo Vitruvianus Витрувианский человек ») Леонардо да Винчи .

Домашняя архитектура [ править ]

Хотя Витрувий откровенен в своих описаниях религиозных зданий, инфраструктуры и оборудования, он дает неоднозначное представление о внутренней архитектуре. Подобно Аристотелю, Витрувий восхищается домовладельцами, которые построили свои дома без участия архитектора. [6] [7] Его двойственное отношение к домашней архитектуре наиболее ясно читается в первом абзаце введения к книге 6. [8] Книга 6 посвящена исключительно жилой архитектуре, но, как объяснил теоретик архитектуры Саймон Вейр, вместо того, чтобы писать введение о достоинствах жилых домов, семьи или какой-либо теме, непосредственно связанной с домашней жизнью; Витрувий пишет анекдот о греческом этическом принципе Ксении : проявлять доброту к незнакомцам. [9]

Римская технология [ править ]

Римская баллиста
Пон -дю-Гар Римский акведук на юге Франции.

Книга «De Architura» важна своим описанием множества различных машин, используемых для инженерных сооружений, таких как подъемники, краны и шкивы , а также военных машин, таких как катапульты , баллисты и осадные машины . Витрувий также описал конструкцию солнечных и водяных часов , а также использование эолипила ( первой паровой машины ) в качестве эксперимента по демонстрации природы движения атмосферного воздуха (ветра).

Акведуки и мельницы [ править ]

Книги VIII, IX и X книги «Об архитектуре» составляют основу большей части того, что известно о римских технологиях, что теперь дополнено археологическими исследованиями сохранившихся останков, таких как Пон-дю-Гар на юге Франции. Многочисленные такие массивные сооружения встречаются по всей территории бывшей империи, что является свидетельством мощи римской инженерии . Описание Витрувием строительства римского акведука кратко, но упоминает ключевые детали, особенно то, как они были обследованы, и тщательный выбор необходимых материалов.

Его книга могла бы помочь Фронтину , генералу, который был назначен в конце I века нашей эры управлять многими акведуками Рима . Фронтин написал De aquaeductu , исчерпывающий трактат о римских акведуках I века, и обнаружил несоответствие между забором и подачей воды, вызванное незаконными трубами, вставленными в каналы для отвода воды. Римская империя далеко зашла в использовании энергии воды, о чем свидетельствует не менее 16 водяных мельниц в Барбегале во Франции. Мельницы измельчали ​​зерно очень эффективно, и сейчас известны многие другие мельницы, такие как гораздо более поздняя лесопилка в Иераполисе .

Материалы [ править ]

Витрувий описал множество различных строительных материалов, используемых для самых разных построек, а также такие детали, как лепная роспись. Цемент , бетон и известь получили подробные описания, а долговечность многих римских построек является немым свидетельством их мастерства в области строительных материалов и дизайна.

Конструкция архимедова водяного винта

Он посоветовал свинец не использовать для подачи питьевой воды, а отдать предпочтение глиняным трубам. Он приходит к этому выводу в книге VIII « О архитектуре» после эмпирических наблюдений за очевидными заболеваниями рабочих на литейных заводах свинцового производства того времени. Однако большая часть воды, используемой в Риме и многих других городах, была очень жесткой, вскоре минералы покрыли внутреннюю поверхность труб, поэтому отравление свинцом уменьшилось.

Витрувий рассказал знаменитую историю об Архимеде и обнаружении им фальсифицированного золота в царской короне. Когда Архимед понял, что объем короны можно точно измерить по смещению, создаваемому в ванне с водой, он выбежал на улицу с криком « Эврика !», и это открытие позволило ему сравнить плотность короны с чистой золото. Он показал, что корона была сплавлена ​​с серебром, а король был обманут.

Обезвоживающие машины [ править ]

Дренажное колесо с шахт Rio Tinto
Последовательность дренажных колес, найденных в Рио Тинто

Витрувий описал конструкцию винта Архимеда в главе 10, но не упомянул Архимеда по имени. Это было устройство, широко использовавшееся для подъема воды для орошения полей и осушения шахт. Другие подъемные машины, упомянутые в «О архитектуре», включают бесконечную цепь ковшей и водяное колесо с обратным выбросом . Остатки водяных колес, используемых для подъема воды, были обнаружены в старых шахтах, например, в Рио-Тинто в Испании и Долаукоти на западе Уэльса. Одно из колес от Rio Tinto сейчас находится в Британском музее , а одно от последнего — в Национальном музее Уэльса . Останки были обнаружены, когда эти шахты были вновь открыты в ходе современных попыток добычи полезных ископаемых. Они должны были использоваться в вертикальной последовательности: 16 таких мельниц были способны поднимать воду как минимум на 96 футов (29 м) над уровнем грунтовых вод. Каждое колесо должно было обрабатываться шахтером, который топтал устройство в верхней части колеса, используя шипы на внешнем крае. Тот факт, что они использовали такие устройства в шахтах, явно подразумевает, что они были вполне способны использовать их в качестве водяные колеса для развития мощности для ряда видов деятельности, не только для измельчения пшеницы, но также, вероятно, для распиловки древесины, дробления руды, валяния и так далее.

Силовой насос [ править ]

Ктесибию приписывают изобретение силового насоса , который Витрувий описал как построенный из бронзы с клапанами, позволяющими образовывать напор воды над машиной. Устройство также описано Героем Александрийским в его «Пневматике» . Машина управляется вручную путем перемещения рычага вверх и вниз. Он упомянул о его использовании для подачи воды в фонтаны над водоемом, хотя более приземленное использование могло бы заключаться в использовании простой пожарной машины. Один был найден в Каллева Атребатум ( Римский Силчестер ) в Англии, а другой выставлен в Британском музее . Их функции не описаны, но оба они выполнены из бронзы, как и указал Витрувий.

Витрувий также упомянул несколько автоматов, изобретенных Ктесибием и предназначенных для развлечения и удовольствия, а не для выполнения полезных функций.

Центральное отопление [ править ]

Руины гипокауста под полом римской виллы: часть под экседрой покрыта.

Витрувий рассказал о многих нововведениях, внесенных в проектирование зданий для улучшения условий жизни жителей. Главным из них является развитие гипокауста , типа центрального отопления , при котором горячий воздух, образующийся при пожаре, направлялся под пол и внутрь стен общественных бань и вилл . Он дал четкие инструкции о том, как проектировать такие здания, чтобы добиться эффективности использования топлива максимальной ; например, кальдарий находится рядом с тепидарием, за которым следует фригидарий . Он также посоветовал использовать своего рода регулятор для регулирования тепла в горячих помещениях: бронзовый диск, установленный в крыше под круглым отверстием, которое можно было поднимать или опускать с помощью шкива для регулировки вентиляции. Хотя он сам этого не предлагал, его водоотливные устройства, такие как водяное колесо с обратным выбросом, вероятно, использовались в более крупных банях для подъема воды в напорные резервуары наверху более крупных терм , таких как Термы Диоклетиана и Термы Диоклетиана. Каракалла .

Геодезические инструменты [ править ]

О том, что Витрувий, должно быть, хорошо практиковался в геодезии, свидетельствуют его описания геодезических инструментов, особенно уровня воды или хоробатов , которые он выгодно сравнивал с громой , устройством, использующим отвесы . Они были необходимы во всех строительных операциях, но особенно при строительстве акведуков, где равномерный уклон был важен для обеспечения регулярной подачи воды без повреждения стенок канала. Он описал одометр , по сути, устройство для автоматического измерения расстояний по дорогам, машину, необходимую для разработки точных маршрутов, такую ​​​​как таблица Пейтингера .

Изменение уровня моря [ править ]

В книге IV главы 1 подраздел 4 «О архитектуре» содержится описание 13 афинских городов в Малой Азии , «земле Карии », на территории современной Турции. Эти города указаны как: Эфес , Милет , Мий , Приена , Самос , Теос , Колофон , Хиус , Эритры , Фокея , Клазомены , Лебедос , Митилини , а позже 14-й, Смирнейцы . Мюс, третий город, описывается как «давно поглощенный водой, ее священными обрядами и избирательным правом». Это предложение указывает на то, что на момент написания Витрувия было известно, что произошло изменение уровня моря и/или оседание суши . Расположение этих городов обычно направлено с юга на север, так что кажется, что Мир должен располагаться внутри страны. Если это так, то с момента написания «О архитектуре » регион пережил либо отскок почвы , либо падение уровня моря. Хотя это и не свидетельствует об изменении уровня моря или предположениях об этом, во времена поздней империи многие римские порты пострадали от того, что современные авторы называли «заиливанием». Постоянная необходимость дноуглубления портов стала тяжелым бременем для казны, и некоторые предполагали, что эти расходы в значительной степени способствовали окончательному краху империи. Римские соляные заводы Эссекс , Англия, сегодня расположен на пятиметровом контуре, подразумевая, что это была береговая линия. [10] [11] Эти наблюдения лишь указывают на степень заиления и отскока почвы, влияющих на изменение береговой линии со времени написания «О архитектуре» .

Выживание и повторное открытие [ править ]

Рукописи [ править ]

Работа Витрувия — один из многих примеров латинских текстов, которые обязаны своим существованием дворцовому скрипторию Карла Великого в начале 9 века. Эта деятельность по поиску и переписыванию классических рукописей является частью так называемого Каролингского Возрождения . Лондонский «Витрувий» ( Британская библиотека, Harley 2767), старейшая из сохранившихся рукописей, включает только одну из оригинальных иллюстраций — довольно грубо нарисованную восьмиугольную розу ветров на полях. Он был написан в Германии примерно с 800 по 825 год, вероятно, в аббатстве Святого Панталеона в Кёльне , и оказался одним из наиболее важных рукописей для дальнейшей передачи текста. [12]

Эти тексты были не просто скопированы, но и известны при дворе Карла Великого, поскольку его историк, епископ Эйнхард , попросил у приезжего английского церковника Алкуина разъяснения некоторых технических терминов. Кроме того, известно, что ряд людей читали текст или находились под его косвенным влиянием, в том числе: Вуссин , Грабанус Мавр , Герман Рейхенау , Гуго Сен-Викторский , Жервас Мелкли , Уильям Малмсберийский , Теодорих Синтский. -Трюйден , Петр Диаконус , Альберт Великий , Филиппо Виллани , Жан де Монтрей , Петрарка , Боккаччо , Джованни де Донди , Доменико Бандини , Никколо Аччайоли завещали копию базилике Сан-Лоренцо, Флоренции , Бернварду Хильдесгеймскому и Фоме Аквинскому . [13] В 1244 году монах-доминиканец Винсент Бове сделал большое количество ссылок на «Об архитектуре» в своем сборнике всех знаний средневековья Speculum Maius.

Многие копии «О архитектуре» , датируемые 8-15 веками, действительно существовали в рукописной форме в средние века , и 92 из них до сих пор доступны в публичных коллекциях, но им, похоже, не уделялось особого внимания, возможно, из-за устаревания многих специализированных книг. Латинские термины, используемые Витрувием [ нужна ссылка ] и потеря большинства из 10 оригинальных иллюстраций, которые, по мнению некоторых, помогут понять части текста.

Витрувианский человек , иллюстрация в издании «О архитектуре» Витрувия ; иллюстрированное издание Чезаре Чезариано (1521 г.)

Работа Витрувия была «заново открыта» в 1416 году флорентийским гуманистом Поджо Браччолини , который нашел ее в библиотеке аббатства Сен-Галль , Швейцария. Он представил рукопись восприимчивой аудитории мыслителей эпохи Возрождения , как раз в тот момент, когда возрождался интерес к классическому культурному и научному наследию.

Печатные издания [ править ]

Первое печатное издание ( editio Princeps ), инкунабула , было опубликовано веронским ученым Фра Джованни Сульпитиусом в 1486 году (второе издание вышло в 1495 или 1496 году), но ни одно из них не было иллюстрировано. Доминиканский монах Фра Джованни Джокондо создал первую версию, иллюстрированную гравюрами на дереве, в Венеции в 1511 году. Она отличалась основательным философским подходом и превосходными иллюстрациями. [ нужна ссылка ]

Переводы на итальянский язык были в обращении к 1520-м годам, первым из напечатанных стал перевод с новыми иллюстрациями Чезаре Чезариано , миланского друга архитектора Браманте , напечатанный в Комо в 1521 году. Он был быстро переведен на другие европейские языки – первый французский версия была опубликована в 1547 году, а первая немецкая версия последовала в 1548 году. Первый испанский перевод был опубликован в 1582 году Мигелем де Урреа и Хуаном Грасианом. Самое авторитетное и влиятельное издание было опубликовано на французском языке в 1673 году Клодом Перро по заказу Жана-Батиста Кольбера в 1664 году.

Джон Шут использовал этот текст еще в 1563 году для своей книги «Первые и главные основания архитектуры» . Работа сэра Генри Уоттона « 1624 года Элементы архитектуры» представляет собой адаптацию, находящуюся под сильным влиянием, тогда как перевод 1692 года был значительно сокращен. Англоговорящим пришлось ждать полного перевода первых пяти томов до 1771 года и всего текста до 1791 года. Благодаря искусству печати работы Витрувия стали популярным предметом герменевтики с очень подробными и поясняющими иллюстрациями и получили широкое распространение.

Из многих более поздних изданий « Десять книг по архитектуре» 1914 года, переведенные Моррисом Х. Морганом , доктором философии, доктором права. Книга покойного профессора классической филологии Гарвардского университета полностью доступна в Project Gutenberg и в Интернет-архиве. [14]

Влияние [ править ]

Витрувианский человек , Леонардо да Винчи (ок. 1485–1490)

Повторное открытие работ Витрувия оказало глубокое влияние на архитекторов эпохи Возрождения , вызвав возрождение классической архитектуры в последующие столетия. Архитекторы эпохи Возрождения, такие как Никколи , Брунеллески и Леон Баттиста Альберти , нашли в «Де архитектуре» обоснование для поднятия своей отрасли знаний до научной дисциплины , а также для подчеркивания навыков ремесленника . Один из Леонардо да Винчи самых известных рисунков , « Витрувианский человек », основан на принципах пропорций тела, разработанных Витрувием в первой главе Книги III « О симметрии: в храмах и в человеческом теле» .

Английский архитектор Иниго Джонс и француз Саломон де Каус были одними из первых, кто переоценил и внедрил те дисциплины, которые Витрувий считал необходимым элементом архитектуры: искусства и науки, основанные на числе и пропорциях . Архитектор XVI века Палладио считал Витрувия своим учителем и наставником и сделал несколько рисунков на основе его работ, прежде чем задумать свои собственные архитектурные принципы.

Астролябия [ править ]

Фрагмент анафорических часов, найденный в Зальцбурге и соответствующий описанию Витрувия.

Самое раннее свидетельство использования стереографической проекции в машине содержится в «О архитектуре» , где описываются анафорические часы (предположительно, клепсидра или водяные часы ) в Александрии. Часы имели вращающееся поле звезд за проволочной рамкой, указывающее часы дня. Проволочный каркас (паук) и расположение звезд построены с использованием стереографической проекции. Подобные конструкции, датированные I-III веками, были найдены в Зальцбурге и на северо-востоке Франции, поэтому предполагается, что такие механизмы были [ кем? ] довольно широко распространен среди римлян. [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Круфт, Ханно-Вальтер. История архитектурной теории от Витрувия до наших дней (Нью-Йорк, Princeton Architectural Press: 1994).
  2. ^ Витрувий. Десять книг по архитектуре , Под ред. Ингрид Роуленд с иллюстрациями Томаса Ноубла Хоу (Кембридж, издательство Кембриджского университета: 1999)
  3. ^ См. Уильям Л. Макдональд, Архитектура Римской империи: вводное исследование (Нью-Хейвен, издательство Йельского университета: 1982): 10-11.
  4. ^ Картрайт, Марк (22 апреля 2015 г.). «Витрувий» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 2 июня 2022 г.
  5. ^ Витрувий: Об архитектуре , Книга I, отредактированный и переведенный на английский язык Фрэнком Грейнджером (Кембридж, издательство Гарвардского университета: 1931–34).
  6. ^ «Страница: Витрувий Десять книг по архитектуре.djvu/205 — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . Проверено 28 апреля 2020 г.
  7. ^ «Аристотель. Экономика. Книга 1, раздел 1345а» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 28 апреля 2020 г.
  8. ^ «Страница: Витрувий Десять книг по архитектуре.djvu/203 — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . Проверено 28 апреля 2020 г.
  9. ^ Вейр, Саймон (3 сентября 2015 г.). «Ксения в греческом доме Витрувия: Андрон, ξείνία и Ксения от Гомера до Августа». Журнал архитектуры . 20 (5): 868–883. дои : 10.1080/13602365.2015.1098717 . ISSN   1360-2365 . S2CID   145783068 .
  10. ^ Гилман, Пол. « Отдел планирования сохранения наследия «Обеспечение будущего для прошлого Эссекса», Совет графства Эссекс, Англия» . Esri.com . Проверено 29 октября 2008 г.
  11. ^ Уилкинсон, Ти Джей; Мерфи, П. (лето 1986 г.). «Археологические исследования приливной зоны: затопленный ландшафт побережья Эссекса, Англия». Журнал полевой археологии . 13 (2). Бостонский университет: 177–194. дои : 10.1179/009346986791535735 . JSTOR   530219 .
  12. ^ Подробная запись о Harley 2767 , Британская библиотека ; диаграмма представлена ​​на рисунке 3:1 на стр. 47 в книге Уоллес-Хэдрил, Эндрю в Риме и колониальном городе: переосмысление сетки , 2022, ред. Эндрю Уоллес-Хэдрил, София Гривз, Oxbow Books, ISBN 9781789257823, книги Google
  13. ^ Кринский, Кэрол Херсель (1967). «Семьдесят восемь рукописей Витрувия». Журнал институтов Варбурга и Курто . 30 . Институт Варбурга: 36–70. дои : 10.2307/750736 . JSTOR   750736 . S2CID   195019013 .
  14. ^ Витрувий, Поллион (1914). Десять книг по архитектуре . Перевод Моргана, Морриса Хики. Иллюстрации подготовил Герберт Лэнгфорд Уоррен. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Б. Болдуин: Дата, личность и карьера Витрувия . В: Латомус 49 (1990), 425–34.
  • И. Роуленд, Т. Н. Хоу: Витрувий. Десять книг по архитектуре . Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1999 г., ISBN   0-521-00292-3

Внешние ссылки [ править ]