Jump to content

Сакральная геометрия

Внутренняя часть Кеплера платоновской твердотельной модели расстояния между планетами в Солнечной системе из Mysterium Cosmographicum (1596 г.)

Сакральная геометрия приписывает символическое и сакральное значение определенным геометрическим формам и определенным геометрическим пропорциям . [1] Это связано с верой в божественного создателя универсального геометра. Геометрия, используемая при проектировании и строительстве религиозных сооружений, таких как церкви , храмы , мечети , религиозные памятники , алтари и кущи, иногда считалась священной. Эта концепция также применима к священным местам, таким как теменои , священные рощи , деревенские поля , пагоды и святые колодцы , сады Мандалы, а также к произведениям религиозного и духовного искусства .

Как мировоззрение и космология [ править ]

Вера в то, что бог создал Вселенную в соответствии с геометрическим планом, имеет древнее происхождение. Плутарх приписал это убеждение Платону , написав, что «Платон говорил, что бог постоянно геометризирует» ( Convivialium disputationum , liber 8,2). В наше время математик Карл Фридрих Гаусс адаптировал эту цитату, сказав: «Бог арифметизирует». [2]

Иоганн Кеплер (1571–1630) верил в геометрическую основу космоса. [3] Гарвардский математик Шинг-Тунг Яу выразил веру в центральную роль геометрии в 2010 году:«Чтобы не сделать вывод, что геометрия — это не что иное, как хорошо откалиброванная линейка – и это не критика линейки, которая является технологией, которой я восхищаюсь – геометрия – это один из основных способов, доступных нам для исследования Вселенной. Физика и космология почти по определению абсолютно необходимы для понимания Вселенной. Роль геометрии в этом, возможно, менее очевидна, но не менее важна. Я бы даже сказал, что геометрия не только заслуживает места за столом переговоров. наряду с физикой и космологией, но во многом это стол». [4]

Природные формы [ править ]

Наутилуса раковины Логарифмическая спираль роста

По словам Стивена Скиннера , изучение сакральной геометрии уходит корнями в изучение природы и математических принципов . действующих в ней [5] Многие формы, наблюдаемые в природе, могут быть связаны с геометрией; например, наутилус с камерами растет с постоянной скоростью, поэтому его раковина образует логарифмическую спираль, позволяющую приспособиться к этому росту без изменения формы. Кроме того, медоносные пчелы строят шестиугольные ячейки для хранения меда. Эти и другие соответствия иногда интерпретируются с точки зрения сакральной геометрии и считаются дальнейшим доказательством естественного значения геометрических форм.

Представления в искусстве и архитектуре [ править ]

Геометрические соотношения и геометрические фигуры часто использовались в проектах древнеегипетской , древнеиндийской, греческой и римской архитектуры . Средневековые европейские соборы также включали символическую геометрию. Индийские и гималайские духовные общины часто строили храмы и укрепления по планам мандалы и янтры . Мандала Ваатикас или Священные сады были спроектированы с использованием тех же принципов.

Многие принципы сакральной геометрии человеческого тела и древней архитектуры были объединены в Витрувианского человека рисунок Леонардо да Винчи . Последний рисунок сам был основан на гораздо более древних сочинениях римского архитектора Витрувия .

В буддизме [ править ]

Тибетская буддийская песчаная мандала

Мандалы состоят из совокупности геометрических фигур. В буддизме он состоит из концентрических кругов и квадратов, расположенных одинаково относительно центра. Внутри геометрических конфигураций расположены божества или представления божества, например, в форме символа. [6] Это потому, что буддисты верят, что божества действительно могут проявляться внутри мандалы. [7] Мандалы можно создавать с использованием самых разных материалов. Тибетские буддисты создают мандалы из песка, которые затем ритуально уничтожают. Чтобы создать мандалу, сначала на заранее определенной сетке рисуются две линии. [6] Линии, известные как линии Брахмана, должны перекрываться в точно рассчитанном центре сетки. Затем мандала делится на тринадцать равных частей не математическим расчетом, а методом проб и ошибок. [7] Затем монахи очищают решетку, чтобы подготовить ее к созданию божеств, прежде чем наконец добавить песок. Тибетские буддисты верят, что любой, кто посмотрит на мандалу, получит положительную энергию и будет благословлен. Из-за буддийской веры в непостоянство мандала в конечном итоге разбирается и ритуально выпускается в мир. [7]

В китайских духовных традициях [ править ]

Одним из краеугольных камней китайской народной религии являются взаимоотношения человека и природы. Это воплощено в фэн-шуй, который представляет собой архитектурные принципы, описывающие планы проектирования зданий с целью оптимизации гармонии человека и природы посредством движения Ци , или «жизненной энергии». [8] Чтобы максимизировать поток Ци по зданию, в его проекте должны использоваться определенные формы. Прямоугольники и квадраты считаются лучшими формами для использования в дизайне фэн-шуй. Это связано с тем, что другие формы могут препятствовать потоку Ци из одной комнаты в другую из-за углов, которые считаются неестественными. [8] Планировка помещения также является важным элементом, поскольку двери должны быть пропорциональны друг другу и расположены в соответствующих местах по всему дому. Обычно двери не располагаются напротив друг друга, поскольку это может привести к слишком быстрому перетеканию Ци из одной комнаты в другую. [8]

Запретный город — пример здания, в плане дизайна которого используется сакральная геометрия на основе принципов фэн-шуй. Он имеет форму прямоугольника длиной более полумили и шириной около полумили. [9] Более того, Запретный город построил свои самые важные здания на центральной оси. Зал Высшей Гармонии, бывший тронным залом Императора, расположен в средней точке или «эпицентре» центральной оси. Это было сделано намеренно, поскольку должно было показать, что, когда Император войдет в эту комнату, он будет церемониально превращен в центр вселенной. [9]

В Исламе [ править ]

Геометрические узоры в исламском искусстве часто строятся на комбинациях повторяющихся квадратов и кругов, которые могут перекрываться и переплетаться, как и арабески (с которыми они часто комбинируются), образуя замысловатые и сложные узоры, включая большое разнообразие мозаики. Они могут составлять весь декор, могут образовывать основу для цветочных или каллиграфических украшений или могут отходить на второй план вокруг других мотивов. Сложность и разнообразие используемых узоров развивались от простых звезд и ромбов в девятом веке до множества узоров с 6–13 точками к 13 веку и, наконец, до включения также 14- и 16-конечных звезд в шестнадцатом веке. .

Геометрические узоры встречаются в различных формах в исламском искусстве и архитектуре, включая ковры-килимы, персидские гирих и марокканско-алжирскую плитку зеллиге, декоративные своды мукарнас, каменные ширмы с отверстиями в Джали, керамику, кожу, витражи, изделия из дерева и металлоконструкции.

Исламские геометрические узоры используются в Коране, мечетях и даже в каллиграфии.

В индуизме/индийской религии [ править ]

И индуистская Мандала

Агамы это собрание санскрита. [10] Тамильский и Грантха [11] писания, в основном описывающие методы строительства храмов и создания идолов, средства поклонения божествам, философские доктрины, медитативные практики, достижение шести желаний и четыре вида йоги. [10]

Подробные правила изложены в «Агамах Шилпы» (искусстве скульптуры ), описывающих требования к качеству в таких вопросах, как места, где должны быть построены храмы, виды изображений, которые необходимо установить, материалы, из которых они должны быть изготовлены. , их размеры, пропорции, циркуляция воздуха и освещение в храмовом комплексе. « Манасара » и «Сильпасара» — произведения, посвященные этим правилам. Ритуалы ежедневного богослужения в храме также следуют правилам, изложенным в Агамах.

В индуистских храмах символическое представление космической модели затем проецируется на индуистские храмы с использованием Васту Шастры принципа Сукха Даршан, который гласит, что меньшие части храма должны быть самоподобными и копировать целое. Повторение этих частей репликации символизирует природные явления фрактальных узоров, встречающиеся в природе. Эти узоры составляют внешний вид индуистских храмов. Каждый элемент и деталь пропорциональны друг другу, это явление также известно как сакральная геометрия. [12]

Микрокосмический Человек, как его описала Хильдегард Бингенская .

В христианстве [ править ]

Строительство средневековых европейских соборов часто основывалось на геометрии, призванной заставить зрителя увидеть мир через математику и благодаря этому пониманию лучше понять божественное. [13] этих церквей часто имел вид латинского креста . План [14]

В начале эпохи Возрождения в Европе взгляды сместились в пользу простой и правильной геометрии. Круг, в частности, стал центральной и символической формой фундамента зданий, поскольку он олицетворял совершенство природы и центральное место человека во Вселенной. [14] Использование круга и других простых и симметричных геометрических форм было закреплено как основной элемент эпохи Возрождения сакральной архитектуры в архитектурном трактате Леона Баттисты Альберти , в котором идеальная церковь описывалась с точки зрения духовной геометрии. [15]

В эпоху Высокого Средневековья ведущие христианские философы объясняли устройство Вселенной с помощью аналогии с микрокосмом. В своей книге, описывающей божественные видения, свидетелем которых она стала, Хильдегард Бингенская объясняет, что она видела вытянутую человеческую фигуру, расположенную внутри круглого шара. [16] В интерпретации богословов человеческая фигура была Христом и человечеством, показывающим Земное царство, а окружность круга была изображением Вселенной. На некоторых изображениях над вселенной также изображено изображение Бога. [16] Считается, что позже это вдохновило да Винчи на создание «Витрувианского человека» .

Данте использует круги для создания девяти слоев ада, классифицированных в его книге « Божественная комедия» . «Небесные сферы» также используются для создания девяти слоев Рая. [17] Далее он создает космический порядок круговых форм, простирающийся от Иерусалима в земном царстве до Бога на Небесах. [17] Считается, что эта космология была вдохновлена ​​древним астрономом Птолемеем. [17]

Незакрепленная геометрия [ править ]

Стивен Скиннер критикует тенденцию некоторых писателей помещать геометрическую диаграмму практически на любое изображение природного объекта или созданной человеком структуры, находить некоторые линии, пересекающие изображение, и объявлять это основанным на сакральной геометрии. Если геометрическая диаграмма не пересекает основные физические точки изображения, результатом является то, что Скиннер называет «незакрепленной геометрией». [18]

Известные художники [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Многоугольники, мозаики и сакральная геометрия» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года.
  2. ^ Кэтрин Гольдштейн, Норберт Шаппахер, Иоахим Швермер, Формирование арифметики , с. 235 .
  3. ^ Колтер, Пол (1998). «Небесные темы в искусстве и архитектуре» . Дартмутский колледж . Проверено 5 сентября 2015 г.
  4. ^ Шинг-Тунг Яу и Стив Надис, Форма внутреннего пространства (Нью-Йорк: Basic Books, 2010), 18.
  5. ^ Скиннер, Стивен (2009). Сакральная геометрия: расшифровка кода . Стерлинг. ISBN  978-1-4027-6582-7 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, Мартин; Художественный музей Рубина (2009). Мандала в тибетском буддизме из книги Мандала: Священный круг в тибетском буддизме (Перед. и доп.) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Художественный музей Рубина. п. 11.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сахни, Пуджа (2006). «Посреди монастыря: снимают создание буддийской мандалы из песка». Голоса (Нью-Йоркское фольклорное общество) . 32 (1–2): 23 – через Проквест.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Челикер, Афет; Чавушоглу, Бану Тевфиклер; Онгюль, Зехра (2014). «Сравнительное исследование дворового жилья с помощью фэн-шуй» . OpenHouse International . 39 (1): 41. doi : 10.1108/OHI-01-2014-B0005 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер, Вероника (2022). «Запретный город: центр имперского мира». Нэшнл Географик . Том. 8, нет. 4. с. 60.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN   9780791430682 . LCCN 96012383. [1]
  11. ^ Нагалингам, Патмараджа (2009). Религия Агам . Публикации Сиддханты. [2]
  12. ^ «Сакральная геометрия индуистских храмов» . Индийский день сегодня . 22 октября 2019 г. Проверено 14 апреля 2021 г.
  13. ^ Петерсен, Тони (2003), «A (rt и) A (архитектура) T (hesaurus)», Oxford Art Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.t000037 , ISBN  978-1-884446-05-4
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б КАММИНГС, Луизиана (1986), «ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ УЗОР В ВООБРАЖЕНИИ РАННЕГО РЕНЕССАНСА», Symmetry , Elsevier, стр. 981–997, doi : 10.1016/b978-0-08-033986-3.50067-7 , ISBN  9780080339863
  15. ^ Рудольф., Виттковер (1998). Архитектурные принципы в эпоху гуманизма . Издания Академии. ISBN  978-0471977636 . OCLC   981109542 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лестер, Тоби (2012). Призрак да Винчи: гений, одержимость и как Леонардо создал мир по своему образу . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 50.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пагано, Алессандра; Далена, Маттео (2022). «Данте: 700 лет Ада». Нэшнл Географик . Том. 8, нет. 4. с. 40.
  18. ^ Скиннер, Стивен (2006). Стивен Скиннер, Сакральная геометрия: расшифровка кода , стр.91 . Стерлинг Издательская компания. ISBN  9781402741296 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9c317d650b233527fc4613fe988053fb__1717582200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/fb/9c317d650b233527fc4613fe988053fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sacred geometry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)