Сакральная геометрия
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |

Сакральная геометрия приписывает символическое и сакральное значение определенным геометрическим формам и определенным геометрическим пропорциям . [1] Это связано с верой в божественного создателя универсального геометра. Геометрия, используемая при проектировании и строительстве религиозных сооружений, таких как церкви , храмы , мечети , религиозные памятники , алтари и кущи, иногда считалась священной. Эта концепция также применима к священным местам, таким как теменои , священные рощи , деревенские поля , пагоды и святые колодцы , сады Мандалы, а также к произведениям религиозного и духовного искусства .
Как мировоззрение и космология [ править ]
Вера в то, что бог создал Вселенную в соответствии с геометрическим планом, имеет древнее происхождение. Плутарх приписал это убеждение Платону , написав, что «Платон говорил, что бог постоянно геометризирует» ( Convivialium disputationum , liber 8,2). В наше время математик Карл Фридрих Гаусс адаптировал эту цитату, сказав: «Бог арифметизирует». [2]
Иоганн Кеплер (1571–1630) верил в геометрическую основу космоса. [3] Гарвардский математик Шинг-Тунг Яу выразил веру в центральную роль геометрии в 2010 году:«Чтобы не сделать вывод, что геометрия — это не что иное, как хорошо откалиброванная линейка – и это не критика линейки, которая является технологией, которой я восхищаюсь – геометрия – это один из основных способов, доступных нам для исследования Вселенной. Физика и космология почти по определению абсолютно необходимы для понимания Вселенной. Роль геометрии в этом, возможно, менее очевидна, но не менее важна. Я бы даже сказал, что геометрия не только заслуживает места за столом переговоров. наряду с физикой и космологией, но во многом это стол». [4]
Природные формы [ править ]

По словам Стивена Скиннера , изучение сакральной геометрии уходит корнями в изучение природы и математических принципов . действующих в ней [5] Многие формы, наблюдаемые в природе, могут быть связаны с геометрией; например, наутилус с камерами растет с постоянной скоростью, поэтому его раковина образует логарифмическую спираль, позволяющую приспособиться к этому росту без изменения формы. Кроме того, медоносные пчелы строят шестиугольные ячейки для хранения меда. Эти и другие соответствия иногда интерпретируются с точки зрения сакральной геометрии и считаются дальнейшим доказательством естественного значения геометрических форм.
Представления в искусстве и архитектуре [ править ]
Геометрические соотношения и геометрические фигуры часто использовались в проектах древнеегипетской , древнеиндийской, греческой и римской архитектуры . Средневековые европейские соборы также включали символическую геометрию. Индийские и гималайские духовные общины часто строили храмы и укрепления по планам мандалы и янтры . Мандала Ваатикас или Священные сады были спроектированы с использованием тех же принципов.
Многие принципы сакральной геометрии человеческого тела и древней архитектуры были объединены в Витрувианского человека рисунок Леонардо да Винчи . Последний рисунок сам был основан на гораздо более древних сочинениях римского архитектора Витрувия .
В буддизме [ править ]

Мандалы состоят из совокупности геометрических фигур. В буддизме он состоит из концентрических кругов и квадратов, расположенных одинаково относительно центра. Внутри геометрических конфигураций расположены божества или представления божества, например, в форме символа. [6] Это потому, что буддисты верят, что божества действительно могут проявляться внутри мандалы. [7] Мандалы можно создавать с использованием самых разных материалов. Тибетские буддисты создают мандалы из песка, которые затем ритуально уничтожают. Чтобы создать мандалу, сначала на заранее определенной сетке рисуются две линии. [6] Линии, известные как линии Брахмана, должны перекрываться в точно рассчитанном центре сетки. Затем мандала делится на тринадцать равных частей не математическим расчетом, а методом проб и ошибок. [7] Затем монахи очищают решетку, чтобы подготовить ее к созданию божеств, прежде чем наконец добавить песок. Тибетские буддисты верят, что любой, кто посмотрит на мандалу, получит положительную энергию и будет благословлен. Из-за буддийской веры в непостоянство мандала в конечном итоге разбирается и ритуально выпускается в мир. [7]
В китайских духовных традициях [ править ]
Одним из краеугольных камней китайской народной религии являются взаимоотношения человека и природы. Это воплощено в фэн-шуй, который представляет собой архитектурные принципы, описывающие планы проектирования зданий с целью оптимизации гармонии человека и природы посредством движения Ци , или «жизненной энергии». [8] Чтобы максимизировать поток Ци по зданию, в его проекте должны использоваться определенные формы. Прямоугольники и квадраты считаются лучшими формами для использования в дизайне фэн-шуй. Это связано с тем, что другие формы могут препятствовать потоку Ци из одной комнаты в другую из-за углов, которые считаются неестественными. [8] Планировка помещения также является важным элементом, поскольку двери должны быть пропорциональны друг другу и расположены в соответствующих местах по всему дому. Обычно двери не располагаются напротив друг друга, поскольку это может привести к слишком быстрому перетеканию Ци из одной комнаты в другую. [8]
Запретный город — пример здания, в плане дизайна которого используется сакральная геометрия на основе принципов фэн-шуй. Он имеет форму прямоугольника длиной более полумили и шириной около полумили. [9] Более того, Запретный город построил свои самые важные здания на центральной оси. Зал Высшей Гармонии, бывший тронным залом Императора, расположен в средней точке или «эпицентре» центральной оси. Это было сделано намеренно, поскольку должно было показать, что, когда Император войдет в эту комнату, он будет церемониально превращен в центр вселенной. [9]
В Исламе [ править ]
Геометрические узоры в исламском искусстве часто строятся на комбинациях повторяющихся квадратов и кругов, которые могут перекрываться и переплетаться, как и арабески (с которыми они часто комбинируются), образуя замысловатые и сложные узоры, включая большое разнообразие мозаики. Они могут составлять весь декор, могут образовывать основу для цветочных или каллиграфических украшений или могут отходить на второй план вокруг других мотивов. Сложность и разнообразие используемых узоров развивались от простых звезд и ромбов в девятом веке до множества узоров с 6–13 точками к 13 веку и, наконец, до включения также 14- и 16-конечных звезд в шестнадцатом веке. .
Геометрические узоры встречаются в различных формах в исламском искусстве и архитектуре, включая ковры-килимы, персидские гирих и марокканско-алжирскую плитку зеллиге, декоративные своды мукарнас, каменные ширмы с отверстиями в Джали, керамику, кожу, витражи, изделия из дерева и металлоконструкции.
Исламские геометрические узоры используются в Коране, мечетях и даже в каллиграфии.
В индуизме/индийской религии [ править ]

Агамы – это собрание санскрита. [10] Тамильский и Грантха [11] писания, в основном описывающие методы строительства храмов и создания идолов, средства поклонения божествам, философские доктрины, медитативные практики, достижение шести желаний и четыре вида йоги. [10]
Подробные правила изложены в «Агамах Шилпы» (искусстве скульптуры ), описывающих требования к качеству в таких вопросах, как места, где должны быть построены храмы, виды изображений, которые необходимо установить, материалы, из которых они должны быть изготовлены. , их размеры, пропорции, циркуляция воздуха и освещение в храмовом комплексе. « Манасара » и «Сильпасара» — произведения, посвященные этим правилам. Ритуалы ежедневного богослужения в храме также следуют правилам, изложенным в Агамах.
В индуистских храмах символическое представление космической модели затем проецируется на индуистские храмы с использованием Васту Шастры принципа Сукха Даршан, который гласит, что меньшие части храма должны быть самоподобными и копировать целое. Повторение этих частей репликации символизирует природные явления фрактальных узоров, встречающиеся в природе. Эти узоры составляют внешний вид индуистских храмов. Каждый элемент и деталь пропорциональны друг другу, это явление также известно как сакральная геометрия. [12]

В христианстве [ править ]
Строительство средневековых европейских соборов часто основывалось на геометрии, призванной заставить зрителя увидеть мир через математику и благодаря этому пониманию лучше понять божественное. [13] этих церквей часто имел вид латинского креста . План [14]
В начале эпохи Возрождения в Европе взгляды сместились в пользу простой и правильной геометрии. Круг, в частности, стал центральной и символической формой фундамента зданий, поскольку он олицетворял совершенство природы и центральное место человека во Вселенной. [14] Использование круга и других простых и симметричных геометрических форм было закреплено как основной элемент эпохи Возрождения сакральной архитектуры в архитектурном трактате Леона Баттисты Альберти , в котором идеальная церковь описывалась с точки зрения духовной геометрии. [15]
В эпоху Высокого Средневековья ведущие христианские философы объясняли устройство Вселенной с помощью аналогии с микрокосмом. В своей книге, описывающей божественные видения, свидетелем которых она стала, Хильдегард Бингенская объясняет, что она видела вытянутую человеческую фигуру, расположенную внутри круглого шара. [16] В интерпретации богословов человеческая фигура была Христом и человечеством, показывающим Земное царство, а окружность круга была изображением Вселенной. На некоторых изображениях над вселенной также изображено изображение Бога. [16] Считается, что позже это вдохновило да Винчи на создание «Витрувианского человека» .
Данте использует круги для создания девяти слоев ада, классифицированных в его книге « Божественная комедия» . «Небесные сферы» также используются для создания девяти слоев Рая. [17] Далее он создает космический порядок круговых форм, простирающийся от Иерусалима в земном царстве до Бога на Небесах. [17] Считается, что эта космология была вдохновлена древним астрономом Птолемеем. [17]
Незакрепленная геометрия [ править ]
Стивен Скиннер критикует тенденцию некоторых писателей помещать геометрическую диаграмму практически на любое изображение природного объекта или созданной человеком структуры, находить некоторые линии, пересекающие изображение, и объявлять это основанным на сакральной геометрии. Если геометрическая диаграмма не пересекает основные физические точки изображения, результатом является то, что Скиннер называет «незакрепленной геометрией». [18]
Известные художники [ править ]
См. также [ править ]
- Хоровод
- Золотое сечение
- Гармония сфер
- Лу Бань и фэн-шуй
- Магический круг
- Нумерология
- Щит Троицы
- 108 (число)
Ссылки [ править ]
- ^ «Многоугольники, мозаики и сакральная геометрия» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2005 года.
- ^ Кэтрин Гольдштейн, Норберт Шаппахер, Иоахим Швермер, Формирование арифметики , с. 235 .
- ^ Колтер, Пол (1998). «Небесные темы в искусстве и архитектуре» . Дартмутский колледж . Проверено 5 сентября 2015 г.
- ^ Шинг-Тунг Яу и Стив Надис, Форма внутреннего пространства (Нью-Йорк: Basic Books, 2010), 18.
- ^ Скиннер, Стивен (2009). Сакральная геометрия: расшифровка кода . Стерлинг. ISBN 978-1-4027-6582-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Браун, Мартин; Художественный музей Рубина (2009). Мандала в тибетском буддизме из книги Мандала: Священный круг в тибетском буддизме (Перед. и доп.) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Художественный музей Рубина. п. 11.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сахни, Пуджа (2006). «Посреди монастыря: снимают создание буддийской мандалы из песка». Голоса (Нью-Йоркское фольклорное общество) . 32 (1–2): 23 – через Проквест.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Челикер, Афет; Чавушоглу, Бану Тевфиклер; Онгюль, Зехра (2014). «Сравнительное исследование дворового жилья с помощью фэн-шуй» . OpenHouse International . 39 (1): 41. doi : 10.1108/OHI-01-2014-B0005 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уокер, Вероника (2022). «Запретный город: центр имперского мира». Нэшнл Географик . Том. 8, нет. 4. с. 60.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791430682 . LCCN 96012383. [1]
- ^ Нагалингам, Патмараджа (2009). Религия Агам . Публикации Сиддханты. [2]
- ^ «Сакральная геометрия индуистских храмов» . Индийский день сегодня . 22 октября 2019 г. Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ Петерсен, Тони (2003), «A (rt и) A (архитектура) T (hesaurus)», Oxford Art Online , Oxford University Press, doi : 10.1093/gao/9781884446054.article.t000037 , ISBN 978-1-884446-05-4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б КАММИНГС, Луизиана (1986), «ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ УЗОР В ВООБРАЖЕНИИ РАННЕГО РЕНЕССАНСА», Symmetry , Elsevier, стр. 981–997, doi : 10.1016/b978-0-08-033986-3.50067-7 , ISBN 9780080339863
- ^ Рудольф., Виттковер (1998). Архитектурные принципы в эпоху гуманизма . Издания Академии. ISBN 978-0471977636 . OCLC 981109542 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лестер, Тоби (2012). Призрак да Винчи: гений, одержимость и как Леонардо создал мир по своему образу . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Пагано, Алессандра; Далена, Маттео (2022). «Данте: 700 лет Ада». Нэшнл Географик . Том. 8, нет. 4. с. 40.
- ^ Скиннер, Стивен (2006). Стивен Скиннер, Сакральная геометрия: расшифровка кода , стр.91 . Стерлинг Издательская компания. ISBN 9781402741296 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бейн, Джордж. Кельтское искусство: методы строительства . Дувр, 1973 год. ISBN 0-486-22923-8 .
- Бромвелл, Генри П.Х. (2010). Таунли, Кевин (ред.). Реставрации масонской геометрии и символики: диссертация об утерянных знаниях ложи . Любители ремесла. ISBN 978-0-9713441-5-0 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2012 г. Проверено 7 января 2012 г.
- Бэмфорд, Кристофер, Посвящение Пифагору: новое открытие священной науки , Lindisfarne Press, 1994, ISBN 0-940262-63-0
- Кричлоу, Кейт (1970). Порядок в космосе: справочник по дизайну . Нью-Йорк: Викинг.
- Кричлоу, Кейт (1976). Исламские модели: аналитический и космологический подход . Шокенские книги . ISBN 978-0-8052-3627-9 .
- Ямвлих ; Робин Уотерфилд; Кейт Кричлоу; Перевод Робина Уотерфилда (1988). Богословие арифметики: о мистическом, математическом и космологическом символизме первых десяти чисел . Фанес Пресс . ISBN 978-0-933999-72-5 .
- Джонсон, Энтони: Решение Стоунхенджа, новый ключ к древней загадке . Темза и Гудзон, 2008 г. ISBN 978-0-500-05155-9
- Лессер, Джордж (1957–64). Готические соборы и сакральная геометрия . Лондон: А. Тиранти.
- Лоулор, Роберт . Сакральная геометрия: Философия и практика (Искусство и воображение) . Thames & Hudson, 1989 (1-е издание 1979, 1980 или 1982 гг.). ISBN 0-500-81030-3 .
- Липпард, Люси Р. Оверлей: современное искусство и искусство доисторических времен . Книги Пантеона, Нью-Йорк, 1983 г. ISBN 0-394-51812-8
- Манн, AT Sacred Architecture , Element Books, 1993, ISBN 1-84333-355-4 .
- Мичелл, Джон . Город Откровения . Абакус, 1972. ISBN 0-349-12320-9 .
- Шнайдер, Майкл С. Руководство для начинающих по конструированию Вселенной: математические архетипы природы, искусства и науки . Харпер, 1995. ISBN 0-06-092671-6
- Штайнер, Рудольф ; Кригер, Кэтрин (2001). Четвертое измерение: сакральная геометрия, алхимия и математика . Антропософская пресса. ISBN 978-0-88010-472-2 .
- Золотая середина , журнал «Парабола» , т.16, №4 (1991)
- Уэст, Джон Энтони, Инаугурационные строки: Сакральная геометрия у Св. Иоанна Богослова , журнал Parabola, т.8, №1, весна 1983 г.
Внешние ссылки [ править ]
