Jump to content

Манасара

Некоторые планы города рекомендованы в санскритском тексте Манасара 700 г. н.э. по индуистской архитектуре. [1] [2] [3]

Манасара санскритский известная как Манаса или Манасара Шилпа Шастра , представляет собой древний , также трактат об индийской архитектуре и дизайне. [4] Состоит из 70 адхьяй (глав) и 10 000 шлок (стихов). [5] это один из многих индуистских текстов по Шилпа Шастре – науке об искусстве и ремеслах – которые когда-то существовали в 1-м тысячелетии нашей эры. [6] Манасара один из немногих памятников древнеиндийской архитектуры , полные рукописи которого сохранились до наших дней. Это трактат, содержащий подробные рекомендации по строительству индуистских храмов , скульптур, домов, садов, резервуаров для воды, планировке городов и других сооружений. [4] [6]

Этимология

[ редактировать ]

Манасара - это соединение санскритских слов мана (измерение) и сара (сущность), что означает «суть измерения», утверждает П. К. Ачарья - ученый, который обнаружил полную рукопись (70 глав) и первым перевел ее на английский язык в начале 20 века. . Хотя текст сейчас обычно называют просто «Манасара» , санскритское название рукописи — «Манасара Шилпа Шастра» (मानसार शिल्पशस्त्र). [7] Основываясь на ранних стихах частичной рукописи (58 глав), изученной в начале 19 века, Рам Раз предположил, что термин «Манасара» лучше перевести как «стандартное измерение» или «систему пропорций». [7] По мнению Бхарне и Круше, ученых, написавших книги об индуистских храмах и архитектуре, полное название « Манасара Шилпа Шастра» лучше всего понимать как «науку об архитектуре, в которой содержится суть измерения, соблюдаются стандартные измерения или система пропорций». воплощено». [7]

Рукописи и дата

[ редактировать ]

Индийские рукописи, дошедшие до наших дней, позволяют предположить, что когда-то существовала большая коллекция трактатов по архитектуре, дизайну, искусству и ремеслам. Многие из них упоминаются и цитируются в сохранившихся текстах, но они потеряны для истории или еще не обнаружены. Некоторые из них сохранились частями, более сотни из которых П.К. Ачарья перечислил в своей Энциклопедии индуистской архитектуры . [8] « Манасара» — одна из немногих, сохранившихся полностью и полностью переведенных. [8]

Иллюстративные зарисовки элементов архитектуры индуистских храмов в исследовании Рама Раза Манасары в 1834 году.

Как и рукописи на многие известные темы, « Манасара» считалась утерянной к 19 веку. Фрагменты 58 глав рукописи Манасары на санскрите были найдены в начале XIX века. Рам Раз изучил их и опубликовал свои краткие заметки на английском языке с интерпретациями предполагаемых архитектурных рисунков для западной аудитории. [2] [9]

Официальный представитель Британской Индии Остин Чемберлен проявлял большой интерес к индийскому наследию, и его усилия по обнаружению древних индийских рукописей в начале 20 века привели к открытию 11 санскритских рукописей Манасары , написанных пятью индийскими письменностями. [примечание 1] в архивах индуистских храмов только один из них был целым. Эта полная рукопись, найденная в Тамил Наду, вместе с фрагментарными рукописями была изучена санскритологом Прасанной Ачарьей для создания и публикации критического издания рукописи Манасары вместе с отдельным глоссарием архитектурных терминов. Несколько лет спустя, в 1934 году, он опубликовал английский перевод критического издания. [2] [11] [12]

Ачарья опирался на рукописи, не имевшие бхасьи (комментариев) и рисунков. [9] Однако при содействии К. С. Сиддхалинга Свами – традиционного шилпина (художника и архитектора) южноиндийских архитектурных традиций и С. К. Мукерджи – еще одного шилпина, свободно владеющего санскритом и обученного в североиндийских традициях, Ачарья объединил текст с исследованием основных храмов, а затем опубликовал 121 рисунок к своим публикациям. [11]

Дата и автор

Манасара - это древний текст, утверждает Ачарья, который, вероятно, был в своей окончательной форме примерно к 700 году нашей эры или, по другим оценкам, примерно к V веку нашей эры. [13] Тарапада Бхаттачарья, историк, специализирующийся на индийском декоративно-прикладном искусстве, в своей книге, опубликованной в 1963 году, утверждает, что « Манасару» лучше всего рассматривать как «редакцию редакций», текст, который органично развивался на протяжении веков. [14] Это произведение не принадлежит одному автору, и в нем есть слои стихов, относящихся к периоду Гуптов и даже более древним. Другие стихи и некоторые главы, вероятно, были добавлены к Манасаре во второй половине I тысячелетия нашей эры и в XI веке нашей эры, когда индуистские храмы росли в своем величии. [14] Бхаттачарья признает, что эту гипотезу нельзя ни опровергнуть, ни доказать, но утверждает, что это можно вывести из того факта, что архитектурные учения в Манасаре заимствованы и идентичны или по существу схожи с теми, которые можно найти в санскритских Пуранах, Агамах и Брихатсамхите , которые были датируется учеными примерно серединой I тысячелетия нашей эры. Вполне вероятно, утверждает Бхаттачарья, что полная сохранившаяся рукопись Манасары представляет собой редакцию, созданную в Южной Индии примерно в XI веке или после нее на основе основных трактатов, которые сейчас существуют только во фрагментах. [14]

Джордж Мичелл, индолог, известный своими многочисленными книгами об индуистских храмах, искусстве и архитектуре, датирует текст 7-8 веками нашей эры. [15]

Объем и содержание

[ редактировать ]

Манасара . — один из текстов в сборнике под названием «Ваасту-шастры» и «Шилпа-шастры» Это были руководства по дизайну, охватывающие искусство и науку архитектуры, обычно сочетающие форму и функцию с индуистской символикой. [8] [16] Самая ранняя, архаичная и дистиллированная версия принципов индуистской архитектуры находится в Стхапатья Веде . [17] Манасара Маямата и родственные тексты, такие как , Брихатсамхита, Агамы, Кашьяпа, Вайгхамаса, Сачаладхичара, Вишвачармия, Санаткамара, Вастумандана, Вастушастра, Вастусара, Аятаттва и другие, охватывают архитектурные аспекты широкого круга предметов: украшений, мебели, транспортных средств. (вагоны, телеги), шлюзы, резервуары для воды, водостоки, города, улицы, дома, дворцы, храмы и другие. [8] [16] [7]

Манасара состоит из 10 000 стихов на санскрите. Они охватывают ряд архитектурных тем в традициях индуизма.

Манасара
Глава Стихи Темы [18]
1 40 самграха: краткий список содержания (преимущественно индуистские темы, в стихах 31–32 упоминаются джайнское и буддийское искусство)
2 80 Шилпи-лакшана: Квалификация архитекторов, манопакарана: система измерений
3 34 Васту-пракарана: объекты архитектуры
4 42 бхуми-самграха: выбор строительной площадки
5 91 бхупарикша: процедуры проверки почвы
6 120 Шанку-стхапана-лакшана: Правила для гномов и колышков.
7 271 Тип Падавины: Планы местности
8 88 Баликарма: подношения и пуджа перед планированием и строительством
9 538 грама: планирование деревни
10 110 Нагара: городское планирование
11 145 бхумиламба: размеры здания
12 217 Гарбхавиньяса: строительство фундамента
13 154 упапитха: пьедестал из колонн
14 412 адхистана: основание колонн
15 437 столбец: столбцы
[...] [...] [будет добавлено]
40 158 Раджахармья: королевский дворец
41 51 Раджанга: королевская свита
42 82 Раджалакшана: королевский знак отличия
43 170 Раталакшана: колесницы и колесницы.
44 85 саяна, парянка, манка: диван, кровати и качели
[...] [...] [будет добавлено]
51 94 тримурти: Брахма, Вишну и Махеша
52 376 Линга: икона Шайвы
53 60 Питха-лакшана: изображения индуистского храма, опорная конструкция для божеств.
54 192 Шакти-лакшана: изображения индуистских храмов, женские божества.
55 94 Джайна-лакшана: изображения джайнских храмов
56 18 бауддха-лакшана: изображения буддийских храмов
57 60 муни-лакшана: изображения мудрецов
[...] [...] [будет добавлено]
70 118 Найонмилана: правила вырубки глаз

Штейн опубликовал первый обзор перевода Ачарьи рукописи Манасары , отметив, что Манасара «похоже, имеет такое же значение для Шилпы (искусства и ремесел), как и Манусмрити для права» среди индуистов. [19] Ни Рам Раз, ни Ачарья не разделяли взглядов Штейна на Манасару . Они взяли интервью у многих местных храмовых архитекторов и ремесленников и на основании этих интервью сочли «Манасару» важным текстом, но не авторитетным. [20] Устная традиция местных строителей и части рукописей, которыми владели местные архитекторы, привели к мнению, что архитектурная традиция в Индии опиралась на 32 мукхья (основных) и 32 упа (второстепенных) архитектурных текста, а также другой трактат, который они назвали Сакаладхичара . [20] И Раз, и Ачарья интерпретировали Манасару в свете Сакаладхичара . доступного им фрагментарного трактата [20]

По словам Джорджа Мичелла, « Манасара» — одно из многих руководств по строительству, главы которого имеют важное значение для истории строительства индуистских храмов. В этих работах обсуждается выбор места для строительства, план земли, преимущества различных строительных материалов, пропорции между планами и высотой, а также детали рельефов и украшений, которые можно увидеть в индуистских храмах. [15]

Современные рецензенты утверждают, что рукопись Манасары свидетельствует о ранних достижениях и литературе по архитектуре в Индии. Эти рекомендации, такие как измерения и соотношения, точны, но текст оставляет много места для различных интерпретаций. Рукописи Манасары на пальмовых листьях не содержат рисунков, в отличие от текущих изданий и английских переводов Манасары , которые включают рисунки. [7] По словам Тиллотсона, историка индийской архитектуры, « Манасара » «предлагает программу строительства, причём довольно детальную, но, как и другие тексты, она остаётся компиляцией слов, а не форм. Она только рассказывает, но не может показать. " [21]

По словам Адама Харди, индолога, специализирующегося на индуистской архитектуре и храмах, « Манасара» представляет собой руководство с предписаниями пропорций и правил дизайна и архитектуры, как и другие сохранившиеся тексты Васту-шастр. Эти предписания могут быть интерпретированы в различных рисунках и формах после тщательного изучения, но такие исследования и публикации встречаются редко. Харди и Сальвини иллюстрируют свою точку зрения, сначала переведя другой текст васту-шастры «Самаранганасутрадхара» на английский язык, а затем выведя из него математические соотношения и рисунки, аналогично тем, которые сделал Рам Раз для Манасары . [22] После изучения Самаранганасутрадхары Харди отмечает, что полученные в результате формы и рисунки очень похожи на Манасару . Более конкретно, он пишет: «Интересно, что эта самая форма полного выравнивания [храмовой Виманы] в значительной степени присутствует в интерпретациях Манасары » , как представлено в публикации Рама Раза. [23] « Манасара » и другие тексты представляют теорию, архитектор интерпретирует и воплощает ее в осязаемую форму после обучения и практического опыта, которые он должен был получить в архитектурных традициях. [23] Харди разделяет точку зрения Тиллотсона о том, что некоторые творческие попытки Ачарьи с использованием гибридных рисунков, заимствованных из Манасары, не отражают никаких реальных зданий прошлого или начала 20-го века. [24]

По словам Дженнифер Хоуз, «Манасара » — «самый известный и, возможно, самый полный» трактат по индийской архитектуре и планированию, дошедший до наших дней. [25] Его первая полная рукопись была обнаружена в храме в Танджавуре (Тамил Наду) в начале 20-го века, и в результате ранние иллюстрации и переводы придают отчетливый южноиндийский стиль и контекст индуистских храмов. [26] Эта история и контекст, возможно, являются причиной того, как утверждает Хоуз, что ее часто ошибочно «объявляют более актуальной для изучения храмовой архитектуры, чем для архитектуры, выполняющей какую-либо другую функцию». Более связный анализ « Манасары» предполагает, что это более широкий трактат по дизайну и архитектуре, посвященный широкому спектру «искусственных вещей». [27]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Из одиннадцати найденных тогда рукописей три были написаны письмом деванагари, четыре — письмом Грантха, две — письмом телугу, по одному — тамильским письмом и малаяламским письмом. Языком всех был санскрит. Шесть из них были традиционными рукописями на пальмовых листьях, а остальные пять были на бумаге. [10]
  1. ^ Синха 1998 , с. 27–40.
  2. ^ Jump up to: а б с Ram Raz 1834 .
  3. ^ Эрнест Хавелл 1972 , стр. 7–17.
  4. ^ Jump up to: а б Клаус К. Клостермайер (2014). Краткая энциклопедия индуизма . Публикации Oneworld, Оксфорд. п. 112. ИСБН  978-1-78074-672-2 .
  5. ^ Тхакур, Рену (1994). «Городские иерархии, типологии и классификация в раннесредневековой Индии: ок. 750–1200» . Городская история . 21 (1): 61–76. дои : 10.1017/S0963926800010701 . ISSN   1469-8706 .
  6. ^ Jump up to: а б ПК Ачарья (2011). NC Панда (ред.). Архитектура Манасары: текст с английским переводом и критическими примечаниями . Бхаратия Кала Пракашан (оригинальная публикация: Oxford University Press, 1934 г.). стр. 1–7.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 256, примечания 39–47. ISBN  978-1-4438-6734-4 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Ачарья 1927 , с. XVIII-XX.
  9. ^ Jump up to: а б Ачарья 1934 , с. xiii-xiv.
  10. ^ Ачарья 1934 , с. ix-xiv.
  11. ^ Jump up to: а б Х. Харгривз (1935). «Обзор Манасары по архитектуре и скульптуре П.К. Ачарьи: Архитектура Манасары П.К. Ачарьи». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 67 (4). Издательство Кембриджского университета: 777–779. дои : 10.1017/S0035869X00095952 . JSTOR   25201273 .
  12. ^ Мадхури Десаи (2012), Интерпретация архитектурного прошлого Рам Раза и трактата в Южной Азии , Журнал Общества историков архитектуры, Том. 71, № 4, стр. 462-487
  13. ^ Ачарья 1927 , стр. 160–198.
  14. ^ Jump up to: а б с Тарапада Бхаттачарья 1963 , стр. 183–195.
  15. ^ Jump up to: а б Джордж Мичелл 2000 , с. 33.
  16. ^ Jump up to: а б Синха 1998 , стр. 27–41.
  17. ^ Патра, Рина (2006). «Сравнительное исследование Васту Шастры и «Строительства, проживания и мышления» Хайдеггера ». Азиатская философия . 16 (3). Тейлор и Фрэнсис: 199–218. дои : 10.1080/09552360600979430 . S2CID   144592593 .
  18. ^ Ачарья 1934 , стр. ix–xi.
  19. ^ О Штейн (1935), «Ачарья ПК: Архитектура Манасары (обзор книги)» , Archive Oriental; Прага, том 7, выпуск 1, стр. 249-250
  20. ^ Jump up to: а б с Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 255–256 с примечаниями 30–31. ISBN  978-1-4438-6734-4 .
  21. ^ Тиллотсон, GHR (1997). «Особняк Свастики: Шильпа-Шастра 1930-х годов». Исследования Южной Азии . 13 (1). Рутледж: 95. doi : 10.1080/02666030.1997.9628528 .
  22. ^ Харди 2009 , стр. 41–62.
  23. ^ Jump up to: а б Харди 2009 , стр. 53–54.
  24. ^ Харди 2009 , стр. 60–61, примечание 2.
  25. ^ Дженнифер Хоуз 2003 , с. 8.
  26. ^ Дженнифер Хоуз 2003 , с. 10.
  27. ^ Дженнифер Хоуз 2003 , стр. 10, 8–24 с пластинами.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15ad6cc752e95aae09de599fcf1879fb__1712665320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/fb/15ad6cc752e95aae09de599fcf1879fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Manasara - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)