Манасара

Манасара санскритский известная как Манаса или Манасара Шилпа Шастра , представляет собой древний , также трактат об индийской архитектуре и дизайне. [4] Состоит из 70 адхьяй (глав) и 10 000 шлок (стихов). [5] это один из многих индуистских текстов по Шилпа Шастре – науке об искусстве и ремеслах – которые когда-то существовали в 1-м тысячелетии нашей эры. [6] Манасара — один из немногих памятников древнеиндийской архитектуры , полные рукописи которого сохранились до наших дней. Это трактат, содержащий подробные рекомендации по строительству индуистских храмов , скульптур, домов, садов, резервуаров для воды, планировке городов и других сооружений. [4] [6]
Этимология
[ редактировать ]Манасара - это соединение санскритских слов мана (измерение) и сара (сущность), что означает «суть измерения», утверждает П. К. Ачарья - ученый, который обнаружил полную рукопись (70 глав) и первым перевел ее на английский язык в начале 20 века. . Хотя текст сейчас обычно называют просто «Манасара» , санскритское название рукописи — «Манасара Шилпа Шастра» (मानसार शिल्पशस्त्र). [7] Основываясь на ранних стихах частичной рукописи (58 глав), изученной в начале 19 века, Рам Раз предположил, что термин «Манасара» лучше перевести как «стандартное измерение» или «систему пропорций». [7] По мнению Бхарне и Круше, ученых, написавших книги об индуистских храмах и архитектуре, полное название « Манасара Шилпа Шастра» лучше всего понимать как «науку об архитектуре, в которой содержится суть измерения, соблюдаются стандартные измерения или система пропорций». воплощено». [7]
Рукописи и дата
[ редактировать ]Индийские рукописи, дошедшие до наших дней, позволяют предположить, что когда-то существовала большая коллекция трактатов по архитектуре, дизайну, искусству и ремеслам. Многие из них упоминаются и цитируются в сохранившихся текстах, но они потеряны для истории или еще не обнаружены. Некоторые из них сохранились частями, более сотни из которых П.К. Ачарья перечислил в своей Энциклопедии индуистской архитектуры . [8] « Манасара» — одна из немногих, сохранившихся полностью и полностью переведенных. [8]
Как и рукописи на многие известные темы, « Манасара» считалась утерянной к 19 веку. Фрагменты 58 глав рукописи Манасары на санскрите были найдены в начале XIX века. Рам Раз изучил их и опубликовал свои краткие заметки на английском языке с интерпретациями предполагаемых архитектурных рисунков для западной аудитории. [2] [9]
Официальный представитель Британской Индии Остин Чемберлен проявлял большой интерес к индийскому наследию, и его усилия по обнаружению древних индийских рукописей в начале 20 века привели к открытию 11 санскритских рукописей Манасары , написанных пятью индийскими письменностями. [примечание 1] в архивах индуистских храмов только один из них был целым. Эта полная рукопись, найденная в Тамил Наду, вместе с фрагментарными рукописями была изучена санскритологом Прасанной Ачарьей для создания и публикации критического издания рукописи Манасары вместе с отдельным глоссарием архитектурных терминов. Несколько лет спустя, в 1934 году, он опубликовал английский перевод критического издания. [2] [11] [12]
Ачарья опирался на рукописи, не имевшие бхасьи (комментариев) и рисунков. [9] Однако при содействии К. С. Сиддхалинга Свами – традиционного шилпина (художника и архитектора) южноиндийских архитектурных традиций и С. К. Мукерджи – еще одного шилпина, свободно владеющего санскритом и обученного в североиндийских традициях, Ачарья объединил текст с исследованием основных храмов, а затем опубликовал 121 рисунок к своим публикациям. [11]
- Дата и автор
Манасара - это древний текст, утверждает Ачарья, который, вероятно, был в своей окончательной форме примерно к 700 году нашей эры или, по другим оценкам, примерно к V веку нашей эры. [13] Тарапада Бхаттачарья, историк, специализирующийся на индийском декоративно-прикладном искусстве, в своей книге, опубликованной в 1963 году, утверждает, что « Манасару» лучше всего рассматривать как «редакцию редакций», текст, который органично развивался на протяжении веков. [14] Это произведение не принадлежит одному автору, и в нем есть слои стихов, относящихся к периоду Гуптов и даже более древним. Другие стихи и некоторые главы, вероятно, были добавлены к Манасаре во второй половине I тысячелетия нашей эры и в XI веке нашей эры, когда индуистские храмы росли в своем величии. [14] Бхаттачарья признает, что эту гипотезу нельзя ни опровергнуть, ни доказать, но утверждает, что это можно вывести из того факта, что архитектурные учения в Манасаре заимствованы и идентичны или по существу схожи с теми, которые можно найти в санскритских Пуранах, Агамах и Брихатсамхите , которые были датируется учеными примерно серединой I тысячелетия нашей эры. Вполне вероятно, утверждает Бхаттачарья, что полная сохранившаяся рукопись Манасары представляет собой редакцию, созданную в Южной Индии примерно в XI веке или после нее на основе основных трактатов, которые сейчас существуют только во фрагментах. [14]
Джордж Мичелл, индолог, известный своими многочисленными книгами об индуистских храмах, искусстве и архитектуре, датирует текст 7-8 веками нашей эры. [15]
Объем и содержание
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2021 г. ) |
Манасара . — один из текстов в сборнике под названием «Ваасту-шастры» и «Шилпа-шастры» Это были руководства по дизайну, охватывающие искусство и науку архитектуры, обычно сочетающие форму и функцию с индуистской символикой. [8] [16] Самая ранняя, архаичная и дистиллированная версия принципов индуистской архитектуры находится в Стхапатья Веде . [17] Манасара Маямата и родственные тексты, такие как , Брихатсамхита, Агамы, Кашьяпа, Вайгхамаса, Сачаладхичара, Вишвачармия, Санаткамара, Вастумандана, Вастушастра, Вастусара, Аятаттва и другие, охватывают архитектурные аспекты широкого круга предметов: украшений, мебели, транспортных средств. (вагоны, телеги), шлюзы, резервуары для воды, водостоки, города, улицы, дома, дворцы, храмы и другие. [8] [16] [7]
Манасара состоит из 10 000 стихов на санскрите. Они охватывают ряд архитектурных тем в традициях индуизма.
Глава | Стихи | Темы [18] |
1 | 40 | самграха: краткий список содержания (преимущественно индуистские темы, в стихах 31–32 упоминаются джайнское и буддийское искусство) |
2 | 80 | Шилпи-лакшана: Квалификация архитекторов, манопакарана: система измерений |
3 | 34 | Васту-пракарана: объекты архитектуры |
4 | 42 | бхуми-самграха: выбор строительной площадки |
5 | 91 | бхупарикша: процедуры проверки почвы |
6 | 120 | Шанку-стхапана-лакшана: Правила для гномов и колышков. |
7 | 271 | Тип Падавины: Планы местности |
8 | 88 | Баликарма: подношения и пуджа перед планированием и строительством |
9 | 538 | грама: планирование деревни |
10 | 110 | Нагара: городское планирование |
11 | 145 | бхумиламба: размеры здания |
12 | 217 | Гарбхавиньяса: строительство фундамента |
13 | 154 | упапитха: пьедестал из колонн |
14 | 412 | адхистана: основание колонн |
15 | 437 | столбец: столбцы |
[...] | [...] | [будет добавлено] |
40 | 158 | Раджахармья: королевский дворец |
41 | 51 | Раджанга: королевская свита |
42 | 82 | Раджалакшана: королевский знак отличия |
43 | 170 | Раталакшана: колесницы и колесницы. |
44 | 85 | саяна, парянка, манка: диван, кровати и качели |
[...] | [...] | [будет добавлено] |
51 | 94 | тримурти: Брахма, Вишну и Махеша |
52 | 376 | Линга: икона Шайвы |
53 | 60 | Питха-лакшана: изображения индуистского храма, опорная конструкция для божеств. |
54 | 192 | Шакти-лакшана: изображения индуистских храмов, женские божества. |
55 | 94 | Джайна-лакшана: изображения джайнских храмов |
56 | 18 | бауддха-лакшана: изображения буддийских храмов |
57 | 60 | муни-лакшана: изображения мудрецов |
[...] | [...] | [будет добавлено] |
70 | 118 | Найонмилана: правила вырубки глаз |
Прием
[ редактировать ]Штейн опубликовал первый обзор перевода Ачарьи рукописи Манасары , отметив, что Манасара «похоже, имеет такое же значение для Шилпы (искусства и ремесел), как и Манусмрити для права» среди индуистов. [19] Ни Рам Раз, ни Ачарья не разделяли взглядов Штейна на Манасару . Они взяли интервью у многих местных храмовых архитекторов и ремесленников и на основании этих интервью сочли «Манасару» важным текстом, но не авторитетным. [20] Устная традиция местных строителей и части рукописей, которыми владели местные архитекторы, привели к мнению, что архитектурная традиция в Индии опиралась на 32 мукхья (основных) и 32 упа (второстепенных) архитектурных текста, а также другой трактат, который они назвали Сакаладхичара . [20] И Раз, и Ачарья интерпретировали Манасару в свете Сакаладхичара . доступного им фрагментарного трактата [20]
По словам Джорджа Мичелла, « Манасара» — одно из многих руководств по строительству, главы которого имеют важное значение для истории строительства индуистских храмов. В этих работах обсуждается выбор места для строительства, план земли, преимущества различных строительных материалов, пропорции между планами и высотой, а также детали рельефов и украшений, которые можно увидеть в индуистских храмах. [15]
Современные рецензенты утверждают, что рукопись Манасары свидетельствует о ранних достижениях и литературе по архитектуре в Индии. Эти рекомендации, такие как измерения и соотношения, точны, но текст оставляет много места для различных интерпретаций. Рукописи Манасары на пальмовых листьях не содержат рисунков, в отличие от текущих изданий и английских переводов Манасары , которые включают рисунки. [7] По словам Тиллотсона, историка индийской архитектуры, « Манасара » «предлагает программу строительства, причём довольно детальную, но, как и другие тексты, она остаётся компиляцией слов, а не форм. Она только рассказывает, но не может показать. " [21]
По словам Адама Харди, индолога, специализирующегося на индуистской архитектуре и храмах, « Манасара» представляет собой руководство с предписаниями пропорций и правил дизайна и архитектуры, как и другие сохранившиеся тексты Васту-шастр. Эти предписания могут быть интерпретированы в различных рисунках и формах после тщательного изучения, но такие исследования и публикации встречаются редко. Харди и Сальвини иллюстрируют свою точку зрения, сначала переведя другой текст васту-шастры «Самаранганасутрадхара» на английский язык, а затем выведя из него математические соотношения и рисунки, аналогично тем, которые сделал Рам Раз для Манасары . [22] После изучения Самаранганасутрадхары Харди отмечает, что полученные в результате формы и рисунки очень похожи на Манасару . Более конкретно, он пишет: «Интересно, что эта самая форма полного выравнивания [храмовой Виманы] в значительной степени присутствует в интерпретациях Манасары » , как представлено в публикации Рама Раза. [23] « Манасара » и другие тексты представляют теорию, архитектор интерпретирует и воплощает ее в осязаемую форму после обучения и практического опыта, которые он должен был получить в архитектурных традициях. [23] Харди разделяет точку зрения Тиллотсона о том, что некоторые творческие попытки Ачарьи с использованием гибридных рисунков, заимствованных из Манасары, не отражают никаких реальных зданий прошлого или начала 20-го века. [24]
По словам Дженнифер Хоуз, «Манасара » — «самый известный и, возможно, самый полный» трактат по индийской архитектуре и планированию, дошедший до наших дней. [25] Его первая полная рукопись была обнаружена в храме в Танджавуре (Тамил Наду) в начале 20-го века, и в результате ранние иллюстрации и переводы придают отчетливый южноиндийский стиль и контекст индуистских храмов. [26] Эта история и контекст, возможно, являются причиной того, как утверждает Хоуз, что ее часто ошибочно «объявляют более актуальной для изучения храмовой архитектуры, чем для архитектуры, выполняющей какую-либо другую функцию». Более связный анализ « Манасары» предполагает, что это более широкий трактат по дизайну и архитектуре, посвященный широкому спектру «искусственных вещей». [27]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Из одиннадцати найденных тогда рукописей три были написаны письмом деванагари, четыре — письмом Грантха, две — письмом телугу, по одному — тамильским письмом и малаяламским письмом. Языком всех был санскрит. Шесть из них были традиционными рукописями на пальмовых листьях, а остальные пять были на бумаге. [10]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Синха 1998 , с. 27–40.
- ^ Jump up to: а б с Ram Raz 1834 .
- ^ Эрнест Хавелл 1972 , стр. 7–17.
- ^ Jump up to: а б Клаус К. Клостермайер (2014). Краткая энциклопедия индуизма . Публикации Oneworld, Оксфорд. п. 112. ИСБН 978-1-78074-672-2 .
- ^ Тхакур, Рену (1994). «Городские иерархии, типологии и классификация в раннесредневековой Индии: ок. 750–1200» . Городская история . 21 (1): 61–76. дои : 10.1017/S0963926800010701 . ISSN 1469-8706 .
- ^ Jump up to: а б ПК Ачарья (2011). NC Панда (ред.). Архитектура Манасары: текст с английским переводом и критическими примечаниями . Бхаратия Кала Пракашан (оригинальная публикация: Oxford University Press, 1934 г.). стр. 1–7.
- ^ Jump up to: а б с д и Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 256, примечания 39–47. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Ачарья 1927 , с. XVIII-XX.
- ^ Jump up to: а б Ачарья 1934 , с. xiii-xiv.
- ^ Ачарья 1934 , с. ix-xiv.
- ^ Jump up to: а б Х. Харгривз (1935). «Обзор Манасары по архитектуре и скульптуре П.К. Ачарьи: Архитектура Манасары П.К. Ачарьи». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 67 (4). Издательство Кембриджского университета: 777–779. дои : 10.1017/S0035869X00095952 . JSTOR 25201273 .
- ^ Мадхури Десаи (2012), Интерпретация архитектурного прошлого Рам Раза и трактата в Южной Азии , Журнал Общества историков архитектуры, Том. 71, № 4, стр. 462-487
- ^ Ачарья 1927 , стр. 160–198.
- ^ Jump up to: а б с Тарапада Бхаттачарья 1963 , стр. 183–195.
- ^ Jump up to: а б Джордж Мичелл 2000 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б Синха 1998 , стр. 27–41.
- ^ Патра, Рина (2006). «Сравнительное исследование Васту Шастры и «Строительства, проживания и мышления» Хайдеггера ». Азиатская философия . 16 (3). Тейлор и Фрэнсис: 199–218. дои : 10.1080/09552360600979430 . S2CID 144592593 .
- ^ Ачарья 1934 , стр. ix–xi.
- ^ О Штейн (1935), «Ачарья ПК: Архитектура Манасары (обзор книги)» , Archive Oriental; Прага, том 7, выпуск 1, стр. 249-250
- ^ Jump up to: а б с Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. стр. 255–256 с примечаниями 30–31. ISBN 978-1-4438-6734-4 .
- ^ Тиллотсон, GHR (1997). «Особняк Свастики: Шильпа-Шастра 1930-х годов». Исследования Южной Азии . 13 (1). Рутледж: 95. doi : 10.1080/02666030.1997.9628528 .
- ^ Харди 2009 , стр. 41–62.
- ^ Jump up to: а б Харди 2009 , стр. 53–54.
- ^ Харди 2009 , стр. 60–61, примечание 2.
- ^ Дженнифер Хоуз 2003 , с. 8.
- ^ Дженнифер Хоуз 2003 , с. 10.
- ^ Дженнифер Хоуз 2003 , стр. 10, 8–24 с пластинами.
Библиография
[ редактировать ]- Ачарья, ПК (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-85990-03-3 .
- Ачарья, ПК (1927). Индийская архитектура согласно Манасара Шилпа Шастре . Лондон: Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 0300062176 .
- Ачарья, ПК (1934). Архитектура Манасары, перевод с оригинального санскрита . Oxford University Press (переиздано Oriental Books, 2-е издание 1980 г.).
- Тарапада Бхаттачарья (1963). Каноны индийского искусства: или исследование вастувидьи, 2-е издание . Фирма КЛМ. ISBN 978-0-8364-1618-3 .
- Харл, Джей Си (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента (2-е изд.). Издательство Йельского университета «Пеликан. История искусства». ISBN 0300062176 .
- Харди, Адам (2009). «Храмы Дравиды в Самаранганасутрадхаре» (PDF) . Исследования Южной Азии . 25 (1). Рутледж: 41–62. дои : 10.1080/02666030.2009.9628698 . ISSN 0266-6030 . S2CID 15290721 .
- Эрнест Хавелл (1972). Древняя и средневековая архитектура Индии . Джон Мюррей, Лондон (перепечатано С. Чандом).
- Дженнифер Хоуз (2003). Суды доколониальной Южной Индии: материальная культура и королевская власть . Рутледж. ISBN 978-0-7007-1585-5 .
- Джунея, М. (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории (2-е изд.). Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 .
- Мичелл, Джордж (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы (2-е изд.). Чикаго/Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-53230-5 .
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 .
- Патра, Рина (2006). «Сравнительное исследование Васту Шастры и «Строительства, проживания и мышления» Хайдеггера ». Азиатская философия . 16 (3). Тейлор и Фрэнсис: 199–218. дои : 10.1080/09552360600979430 . S2CID 144592593 .
- Рам Раз (1834 г.). Очерк архитектуры индусов . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии.
- Синха, Амита (1998). «Проектирование поселений в Ваасту Шастрах». Журнал культурной географии . 17 (2). Тейлор и Фрэнсис: 27–41. дои : 10.1080/08873639809478319 .
- Шукла, Д.Н. (1993). Васту-Шастра: индуистская наука об архитектуре . Издательство Мунширам Манохариал. ISBN 978-81-215-0611-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Манасарой, на Викискладе?