Древнегреческая архитектура
Годы активности | в. 900 г. до н.э. – I век нашей эры. |
---|
Древнегреческая архитектура пришла от греков , или эллинов, чья культура процветала на материковой части Греции, на Пелопоннесе , Эгейских островах и в колониях в Анатолии и Италии в период примерно с 900 г. до н. э. до I века н. э., причем самые ранние сохранившиеся архитектурные произведения, датируемые примерно 600 г. до н.э. [1]
Древнегреческая архитектура наиболее известна своими храмами , многие из которых расположены по всему региону, а Парфенон , как и в древние времена, считается ярким примером. [2] Большинство останков представляют собой весьма неполные руины, но некоторые из них сохранились практически нетронутыми, в основном за пределами современной Греции. Второй важный тип зданий, сохранившийся во всем эллинском мире, — это театры под открытым небом , самые ранние из которых датируются примерно 525–480 гг. до н.э. Другими архитектурными формами , которые до сих пор сохранились, являются ворота процессии ( пропилон ), общественная площадь ( агора ), окруженная легендарной колоннадой ( стоа ), здание городского совета ( булевтерион ), общественный памятник, монументальная гробница ( мавзолей ) и стадион .
Древнегреческая архитектура отличается весьма формализованными характеристиками как структуры, так и декора. Это особенно верно в случае храмов, где каждое здание кажется задуманным как скульптурное целое в ландшафте, чаще всего возведенное на возвышенности, чтобы элегантность его пропорций и воздействие света на его поверхности можно было наблюдать с высоты. все углы. [3] Николаус Певснер ссылается на «пластическую форму [греческого] храма [...], представленного перед нами, с физическим присутствием более интенсивным и более живым, чем у любого более позднего здания». [4]
Формальный словарь древнегреческой архитектуры, в частности разделение архитектурного стиля на три определенных ордера: дорический ордер , ионический ордер и коринфский ордер , должен был оказать глубокое влияние на западную архитектуру более поздних периодов. Архитектура Древнего Рима выросла из архитектуры Греции и сохранила свое влияние в Италии до наших дней. Начиная с эпохи Возрождения , возрождение классицизма сохранило не только точные формы и упорядоченные детали греческой архитектуры, но и ее концепцию архитектурной красоты, основанную на балансе и пропорциях. Последующие стили неоклассической архитектуры и архитектуры греческого возрождения тесно следовали и адаптировали древнегреческие стили.
Часть серии о |
История греческого искусства |
---|
Влияния
[ редактировать ]География
[ редактировать ]Материковая часть и острова Греции очень скалистые, с глубоко изрезанной береговой линией, изрезанными горными хребтами и небольшим количеством густых лесов. Самый доступный строительный материал – камень. Известняк был легко доступен и легко обрабатывался. [5] Высококачественный белый мрамор имеется в изобилии как на материке, так и на островах, особенно на Паросе и Наксосе . Этот мелкозернистый материал был основным фактором, способствующим точности деталей, как архитектурных, так и скульптурных, украшавших древнегреческую архитектуру. [6] Месторождения высококачественной гончарной глины были обнаружены по всей Греции и на островах, причем основные месторождения находятся недалеко от Афин. Его использовали не только для изготовления керамических сосудов, но и черепицы и архитектурного декора. [7]
Климат Греции морской, холод зимой и жара лета смягчаются морскими бризами. Это привело к образу жизни, при котором многие мероприятия проводились на открытом воздухе. Следовательно, храмы размещались на вершинах холмов, их внешний вид создавался как визуальный фокус собраний и процессий, в то время как театры часто представляли собой расширение естественного наклонного участка, где люди могли сидеть, а не сдерживающую структуру. Колоннады, окружающие здания, или окружающие дворы обеспечивали защиту от солнца и внезапных зимних бурь. [6]
Свет Греции может быть еще одним важным фактором в развитии особого характера древнегреческой архитектуры. Свет часто очень яркий: небо и море ярко-голубые. Ясный свет и резкие тени придают четкость деталям пейзажа, бледным скалистым обнажениям и морскому берегу. Эта ясность чередуется с периодами дымки, цвет которой меняется в зависимости от освещения. В этой характерной среде древнегреческие архитекторы строили здания, отличавшиеся точностью деталей. [6] Блестящие мраморные поверхности были гладкими, изогнутыми, рифлеными или богато украшенными, чтобы отражать солнце, отбрасывать плавные тени и менять цвет в зависимости от постоянно меняющегося дневного света.
История
[ редактировать ]Историки делят древнегреческую цивилизацию на две эпохи: эллинистический период (примерно с 900 г. до н. э. до смерти Александра Великого в 323 г. до н. э.) и эллинистический период (323 г. до н. э. – 30 г. н. э.). [8] В ранний эллинский период около 600 г. до н. э. начали появляться значительные произведения архитектуры. В более поздний (эллинистический) период греческая культура распространилась в результате завоевания Александром других земель, а затем в результате возникновения Римской империи, которая переняла большую часть греческой культуры. [1] [9]
До эллинской эпохи в регионе доминировали две основные культуры: минойская ( ок. 2800–1100 до н. э. ) и микенская (ок. 1500–1100 до н. э.). Минойская — это название, данное современными историками культуре народа древнего Крита , известного своими тщательно продуманными и богато украшенными минойскими дворцами , а также своей керамикой, самая известная из которых расписана цветами и мотивами морской жизни . Микенская культура, процветавшая на Пелопоннесе , носила иной характер. Его жители строили цитадели, укрепления и гробницы и украшали свою керамику отрядами марширующих солдат, а не осьминогами и водорослями. Обе эти цивилизации прекратили свое существование около 1100 г. до н. э.: критская, возможно, из-за вулканического разрушения, а микенская — из-за вторжения дорийцев, живших на материковой Греции. [10] После этих событий наступил период, когда, по-видимому, существовал только деревенский уровень культуры. Поэтому этот период часто называют греческим Темным веком .
Искусство
[ редактировать ]Историю искусства эллинской эпохи обычно делят на четыре периода: протогеометрический (1100–900 до н.э.), геометрический (900–700 до н.э.), архаический (700–500 до н.э.) и классический (500–323 до н.э.). [11] при этом скульптура делится на строгую классику, высокую классику и позднюю классику. [1] Первые признаки особого художественного характера, определяющего древнегреческую архитектуру, можно увидеть в керамике дорийских греков X века до нашей эры. Уже в этот период она создается с чувством меры, симметрии и баланса, не присущим аналогичной керамике с Крита и Микен. Орнамент строго геометрический и аккуратно распределен по зонам на определенных участках каждого сосуда. Эти качества должны были проявиться не только на протяжении тысячелетия греческого гончарного дела, но и в архитектуре, которая возникла в VI веке. [12] Основное развитие, которое произошло, заключалось в растущем использовании человеческой фигуры в качестве основного декоративного мотива и в большей уверенности, с которой изображалось человечество, его мифология, деятельность и страсти. [1]
Развитие изображения человеческой формы в керамике сопровождалось аналогичным развитием скульптуры. Крошечные стилизованные бронзовые изделия геометрического периода уступили место строго формализованным монолитным изображениям в натуральную величину в архаический период. Классический период был отмечен быстрым развитием идеализированных, но все более реалистичных изображений богов в человеческом обличье. [13] Это развитие оказало прямое влияние на скульптурное оформление храмов, поскольку многие из величайших дошедших до нас произведений древнегреческой скульптуры когда-то украшали храмы. [14] и многие из крупнейших зарегистрированных статуй того времени, такие как утраченные хризоэлефантиновые статуи Зевса в храме Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне в Афинах, обе высотой более 40 футов, когда-то размещались в них. [15]
Религия и философия
[ редактировать ]Религия Древней Греции была формой поклонения природе, выросшей из верований более ранних культур. Однако, в отличие от более ранних культур, человек больше не воспринимался как угроза со стороны природы, а как ее возвышенный продукт. [9] Природные стихии персонифицировались как боги в полной человеческой форме и очень человеческом поведении. [6]
Считалось, что домом богов является Олимп , самая высокая гора Греции. Важнейшими божествами были: Зевс , верховный бог и правитель неба; Гера , его жена и богиня брака; Афина , богиня мудрости; Посейдон , бог моря; Деметра , богиня урожая; Аполлон , бог солнца, закона, исцеления, чумы, разума, музыки и поэзии; Артемида , богиня целомудрия, охоты и пустыни; Афродита , богиня любви; Арес , бог войны; Гермес , бог торговли и путешественников, Гефест , бог огня и работы с металлом; и Дионис , бог вина и плодоносящих растений. [6] Богослужение, как и многие другие виды деятельности, совершалось в обществе, открыто. Однако к 600 г. до н. э. богов часто представляли большие статуи, и необходимо было предусмотреть здание, в котором можно было бы разместить каждого из них. Это привело к развитию храмов. [16]
Древние греки воспринимали порядок во Вселенной и, в свою очередь, применяли порядок и разум к своим творениям. Их гуманистическая философия ставила человечество в центр всего и способствовала хорошо организованному обществу и развитию демократии. [9] В то же время уважение к человеческому интеллекту требовало причины и способствовало страсти к исследованиям, логике, вызовам и решению проблем. Архитектура древних греков, и в частности храмовая архитектура, отвечает на эти вызовы страстью к красоте, порядку и симметрии, которая является продуктом постоянного поиска совершенства, а не простым применением набора рабочих методов. правила.
Архитектурный характер
[ редактировать ]Раннее развитие
[ редактировать ]Существует четкое разделение между архитектурой предшествующих микенской и минойской культур и архитектуры древних греков, при этом большая часть техник и понимание их стиля были утрачены после падения этих цивилизаций. [5]
Микенская архитектура отмечена массивными укреплениями, обычно окружающими цитадель с царским дворцом, намного меньшим, чем беспорядочные минойские «дворцы», и относительно небольшим количеством других зданий. Мегарон , прямоугольный зал с очагом в центре, был самым большим помещением во дворцах, а также в более крупных домах. Обычными материалами были высушенный на солнце кирпич над бутовым основанием, деревянные колонны и балки крыши. Ряды из тесаного камня ортостатов выстроились у основания стен в некоторых видных местах. [17]
Минойская архитектура Крита имела трабированную форму, подобную архитектуре Древней Греции. В нем использовались деревянные колонны с капителями, но деревянные колонны по форме сильно отличались от дорических колонн: они были узкими у основания и расширялись вверх. [10] Самые ранние формы колонн в Греции, похоже, возникли независимо. Как и в случае с минойской архитектурой, древнегреческая домашняя архитектура была сосредоточена на открытых пространствах или внутренних дворах, окруженных колоннадами . Эта форма была адаптирована для строительства гипостильных залов в крупных храмах. Эволюция, происходившая в архитектуре, шла в сторону общественных зданий, в первую очередь храма, а не в сторону величественной домашней архитектуры, такой, как на Крите. [3] были ли критские «дворцы» действительно домашними, что остается неясным.
Некоторые микенские гробницы отмечены круглыми конструкциями и коническими куполами с плоскими консольными рядами. [10] Эта архитектурная форма не перешла в архитектуру Древней Греции, но вновь появилась около 400 г. до н.э. внутри больших монументальных гробниц, таких как Львиная гробница в Книдосе (ок. 350 г. до н.э.).
Типы зданий
[ редактировать ]Жилые постройки
[ редактировать ]Греческое слово, обозначающее семью или домашнее хозяйство, oikos , также является названием дома. Дома были нескольких разных типов. Вполне вероятно, что многие из самых ранних домов представляли собой простые двухкомнатные конструкции с открытым крыльцом или пронаосом , над которым возвышался невысокий фронтон или фронтон . [8] Считается, что эта форма внесла свой вклад в храмовую архитектуру.
При строительстве многих домов использовались стены из высушенных на солнце глиняных кирпичей или деревянных каркасов, наполненных волокнистым материалом, таким как солома или морские водоросли, покрытые глиной или штукатуркой, на каменном основании, которое защищало наиболее уязвимые элементы от сырости. [5] Крыши, вероятно, были соломенными с карнизами, нависавшими над проницаемыми стенами. Многие более крупные дома, например, на Делосе, были построены из камня и оштукатурены. Кровельным материалом для солидного дома была черепица. Дома богатых людей имели мозаичные полы и демонстрировали классический стиль.
Многие дома располагались в центре широкого прохода или «пасты», который проходил по всей длине дома и выходил с одной стороны в небольшой двор, пропускавший свет и воздух. Дома большего размера имели в центре полностью развитый перистиль (двор), а вокруг него располагались комнаты. В некоторых домах был верхний этаж, который, по-видимому, предназначался для женщин семьи. [18]
Городские дома строились с примыкающими к ним стенами и делились на небольшие кварталы узкими улочками. Магазины иногда располагались в помещениях, выходящих на улицу. Городские дома были обращены внутрь, а основные проемы выходили на центральный двор, а не на улицу. [8]
Общественные здания
[ редактировать ]Прямоугольный храм — самая распространенная и известная форма греческой общественной архитектуры. Эта прямолинейная структура заимствована из позднеэлладского, микенского мегарона , который содержал центральный тронный зал, вестибюль и крыльцо. [19] Храм не выполнял той же функции, что современная церковь, поскольку алтарь стоял под открытым небом в теменосе или священном месте, часто прямо перед храмом. Храмы служили местом расположения культового изображения и местом хранения или хранилищем сокровищ, связанных с рассматриваемым культом бога, а также местом, где приверженцы бога могли оставлять свои вотивные подношения , такие как статуи, шлемы. и оружие. Некоторые греческие храмы, похоже, были ориентированы астрономически. [20] Храм обычно был частью религиозной территории, известной как акрополь . По словам Аристотеля , «это место должно быть видимым повсюду, с хорошей возвышенностью над добродетелью и возвышающейся над окрестностями». [3] Также были построены небольшие круглые храмы, толои , а также небольшие храмоподобные здания, которые служили сокровищницами для определенных групп жертвователей. [21]
В конце V и IV веках до нашей эры градостроительство стало важным фактором для греческих строителей: такие города, как Пестум и Приена, имели регулярную сетку мощеных улиц и агору или центральную рыночную площадь, окруженную колоннадой или стоей . Полностью отреставрированную Стою Аттала можно увидеть в Афинах . В городах также были оборудованы общественные фонтаны, из которых можно было набирать воду для бытовых нужд. Разработка регулярных планов города связана с Гипподамом Милетским , учеником Пифагора . [22] [23] [24]
Общественные здания стали «достойными и изящными сооружениями» и были расположены так, чтобы архитектурно связаны друг с другом. [23] Пропилон или крыльцо служил входом в храмовые святилища и другие важные места , лучшим из сохранившихся примеров которых являются Пропилеи на Афинском Акрополе . Булевтерион представлял собой большое общественное здание с гипостильным залом, служившим зданием суда и местом заседаний городского совета ( буле ). Остатки булевтериона сохранились в Афинах, Олимпии и Милете, причем в последнем находилось до 1200 человек. [25]
под открытым небом В каждом греческом городе был театр . Их использовали как для публичных собраний, так и для драматических представлений. Театр обычно располагался на склоне холма за городом и имел ряды многоярусных сидений, расположенных полукругом вокруг центральной площадки для выступлений — оркестра . Позади оркестра находилось невысокое здание, называемое скене , служившее кладовой, гримеркой, а также фоном для происходящего в оркестре действия. Ряд греческих театров сохранился почти нетронутым, самый известный из которых построен в Эпидавре архитектором Поликлетом Младшим . [22]
В крупных греческих городах также были палестра или гимназия , социальный центр для граждан мужского пола, который включал зрительские залы, ванны, туалеты и клубные комнаты. [25] Другие здания, связанные со спортом, включают ипподром для скачек, от которого сохранились только остатки, и стадион для скачек длиной 600 футов, примеры которых существуют в Олимпии, Дельфах, Эпидавре и Эфесе, а стадион Панатинаико в Афинах. , вмещающий 45 000 человек, был восстановлен в 19 веке и использовался на Олимпийских играх 1896, 1906 и 2004 годов . [25] [26]
Структура
[ редактировать ]Столб и перемычка
[ редактировать ]Архитектура Древней Греции имеет трабитную форму или форму « стоек и перемычек », т. е. состоит из вертикальных балок (столбов), поддерживающих горизонтальные балки (перемычки). Хотя существующие здания той эпохи построены из камня, ясно, что происхождение стиля лежит в простых деревянных конструкциях с вертикальными столбами, поддерживающими балки, несущие ребристую крышу. Столбы и балки разделяли стены на правильные отсеки, которые можно было оставить в качестве проемов или заполнить высушенными на солнце кирпичами, токарными станками или соломой и покрыть глиняной мазкой или штукатуркой. Альтернативно, пространства могут быть заполнены щебнем. Вполне вероятно, что многие ранние дома и храмы были построены с открытым крыльцом или «пронаосом», над которым возвышался невысокий фронтон или фронтон. [8]
Самые ранние храмы, построенные для хранения статуй божеств, вероятно, были деревянными, позже их заменили более прочные каменные храмы, многие из которых сохранились до сих пор. В каменных постройках сохранились признаки оригинального деревянного зодчества. [27]
Некоторые из этих храмов очень большие, а некоторые, такие как Храм Зевса Олимпийского и Храм олимпийцев в Афинах, имеют длину более 300 футов, но большинство из них были меньше половины этого размера. Похоже, что некоторые из больших храмов начинались как деревянные конструкции, в которых колонны заменялись по частям по мере появления камня. По крайней мере, так интерпретировал историк Павсаний, рассматривавший храм Геры в Олимпии во II веке нашей эры. [3]
Каменные колонны состоят из серии цельных каменных цилиндров или «барабанов», которые опираются друг на друга без раствора, но иногда центрируются бронзовым штифтом. Колонны шире у основания, чем вверху, и сужаются наружу, образуя изгиб, известный как энтазис . Каждая колонна имеет капитель , состоящую из двух частей, верхняя, на которую опираются перемычки, квадратная и называется абаком . Часть капители, возвышающаяся над самой колонной, называется эхинусом. Он различается в зависимости от ордера: простой в дорическом ордере, рифленый в ионическом и листовидный в коринфском. Дорические и обычно ионические капители имеют вертикальные бороздки, известные как рифление . Эти рифленые или рифленые колонны являются сохранением элемента оригинальной деревянной архитектуры. [27]
Антаблемент и фронтон
[ редактировать ]Колонны храма поддерживают структуру, которая состоит из двух основных этапов: антаблемента и фронтона .
Антаблемент — основной горизонтальный конструктивный элемент, поддерживающий крышу и окружающий все здание. Он состоит из трех частей. На колоннах покоится архитрав, состоящий из ряда каменных «перемычек», которые охватывают пространство между колоннами и встречаются друг с другом в месте соединения прямо над центром каждой колонны.
Над архитравом находится вторая горизонтальная ступень, называемая фризом . Фриз является одним из основных декоративных элементов здания и имеет скульптурный рельеф. В случае ионической и коринфской архитектуры рельефный декор представляет собой непрерывную полосу, но в дорическом ордере он разделен на секции, называемые метопами , которые заполняют пространства между вертикальными прямоугольными блоками, называемыми триглифами . Триглифы имеют вертикальные бороздки, как дорические колонны, и сохраняют форму деревянных балок, которые когда-то поддерживали крышу.
Верхняя полоса антаблемента называется карнизом и обычно богато украшена по нижнему краю. Карниз сохраняет форму балок, которые когда-то поддерживали деревянную крышу на каждом конце здания. В передней и задней части каждого храма антаблемент поддерживает треугольную конструкцию, называемую фронтоном. Тимпан – треугольное пространство , обрамленное карнизами и место расположения наиболее значительного скульптурного декора экстерьера здания.
каменная кладка
[ редактировать ]Каждый храм опирался на каменное основание, называемое крепидомой , обычно состоящее из трех ступеней, из которых верхняя, несущая колонны, была стилобатом . Каменные стены использовались в храмах примерно с 600 г. до н.э. Для древнегреческих зданий использовалась кладка всех типов, в том числе из щебня, но для стен храмов обычно использовалась лучшая кладка из тесаного камня , регулярными рядами и большими размерами, чтобы минимизировать стыки. [8] Блоки были грубо отесаны и доставлены из карьеров для очень точной резки и укладки, при этом раствор практически никогда не использовался. Блоки, особенно колонны и части зданий, несущие нагрузки, иногда фиксировались на месте или укреплялись железными хомутами, дюбелями и стержнями из дерева, бронзы или железа, закрепленными свинцом, чтобы минимизировать коррозию. [5]
Открытия
[ редактировать ]Дверные и оконные проемы перекрывались перемычкой, которая в каменном здании ограничивала возможную ширину проема. На расстояние между колоннами также влиял характер перемычки: колонны на внешней стороне зданий и несущие каменные перемычки были ближе друг к другу, чем внутренние колонны с деревянными перемычками. [28] [29] Дверные и оконные проемы сужались кверху. [29] Храмы строились без окон, свет в наос проникал через дверь. Было высказано предположение, что некоторые храмы освещались через отверстия в крыше. [28] Дверь Ионического Ордена в Эрехтейоне (17 футов в высоту и 7,5 футов в ширину наверху) сохраняет многие свои особенности нетронутыми, включая лепные украшения и антаблемент, поддерживаемый консольными кронштейнами. (См. «Архитектурное оформление» ниже) [29] [30] [31]
Крыша
[ редактировать ]Самый широкий пролет крыши храма проходил через целлу или внутреннюю камеру. В большом здании это пространство содержит колонны, поддерживающие крышу; такая архитектурная форма известна как гипостиль . Похоже, что, хотя архитектура Древней Греции изначально была деревянной, ранние строители не имели представления о диагональной ферме как о стабилизирующем элементе. Об этом свидетельствует характер храмового строительства VI века до н. э., когда ряды колонн, поддерживающих крышу целлы, возвышаются выше внешних стен, что является ненужным, если стропильные фермы используются как неотъемлемая часть деревянной крыши. Указанием является то, что первоначально все стропила опирались непосредственно на антаблемент, стены и гипостиль, а не на ферменный деревянный каркас, вошедший в употребление в греческой архитектуре лишь в III веке до нашей эры. [8]
Древнегреческие постройки из дерева, глины и гипса, вероятно, были покрыты соломой. С развитием каменной архитектуры появилась обожженная керамическая черепица . Эти ранние черепицы имели S-образную форму, при этом поддон и черепица составляли одно целое. Они были намного крупнее современной черепицы: до 90 см (35,43 дюйма) в длину, 70 см (27,56 дюйма) в ширину, 3–4 см (1,18–1,57 дюйма ) в толщину и весили около 30 кг (66 фунтов) каждая. [32] Только каменные стены, пришедшие на смену прежним стенам из сырцового кирпича и дерева, были достаточно прочными, чтобы выдержать вес черепичной крыши. [33]
Самые ранние находки черепицы архаического периода в Греции зафиксированы на очень ограниченной территории вокруг Коринфа , где обожженная черепица начала заменять соломенные крыши в храмах Аполлона и Посейдона между 700 и 650 годами до нашей эры. [34] Быстро распространяясь, черепица на крышах в течение пятидесяти лет была обнаружена в большом количестве мест по всему Восточному Средиземноморью , включая материковую Грецию , Западную Малую Азию , Южную и Центральную Италию . [34] Поскольку их производство более дорогое и трудоемкое, чем соломенная, их внедрение объясняется тем фактом, что их огнеупорные качества обеспечили бы желательную защиту дорогим храмам. [34] В качестве побочного эффекта предполагалось, что новая конструкция из камня и плитки также положила конец нависающим карнизам в греческой архитектуре, поскольку они сделали устаревшей необходимость в расширенной крыше в качестве защиты от дождя для стен из сырцового кирпича. [33]
Своды и арки (в виде «улья» или консольной формы, как это было в Микенах), а иногда, в качестве внешней особенности, экседры вуссуарной обычно не использовались, но начинают появляться в гробницах конструкции V века до нашей эры. Купол и свод так и не стали важными структурными элементами, какими они должны были стать в древнеримской архитектуре . [8]
Планы храма
[ редактировать ]Большинство древнегреческих храмов имели прямоугольную форму и были примерно в два раза длиннее ширины, за некоторыми заметными исключениями, такими как огромный храм Зевса Олимпийского в Афинах длиной почти 2 метра. 1/2 в раза больше его ширины. Ряд сохранившихся храмоподобных сооружений имеют круглую форму и называются толос . [35] Самые маленькие храмы имеют длину менее 25 метров (около 75 футов) или, в случае круглых толосов , диаметр. Подавляющее большинство храмов имеют длину от 30 до 60 метров (около 100–200 футов). Небольшая группа дорических храмов, включая Парфенон , имеют длину от 60 до 80 метров (около 200–260 футов). Самые большие храмы, в основном ионические и коринфские, но включая дорический храм Зевса Олимпийского в Агридженто , имели длину от 90 до 120 метров (около 300–390 футов).
Храм возвышается на ступенчатом основании или стилобате , приподнимающем сооружение над землей, на которой оно стоит. Ранние примеры, такие как Храм Зевса на Олимпе, имеют две ступени, но большинство, как Парфенон, имеют три, а исключительный пример Храма Аполлона в Дидиме - шесть. [36] Ядро здания представляет собой каменный «наос», внутри которого находится целла, комната без окон, в которой изначально находилась статуя бога. Перед целлой обычно есть крыльцо или «пронаос» и, возможно, вторая камера или «антенаос», служащая сокровищницей или хранилищем трофеев и подарков. Помещения освещались через одну большую дверь с решеткой из кованого железа. Некоторые комнаты, кажется, были освещены мансардными окнами. [36]
На стилобате, часто полностью окружающем наос, стоят ряды колонн. Каждый храм определяется как принадлежащий к определенному типу с помощью двух терминов: один описывает количество колонн вдоль входного фасада, а другой определяет их распределение. [36]
Примеры:
- Distyle in antis описывает небольшой храм с двумя колоннами спереди, которые установлены между выступающими стенами пронаоса или крыльца, как храм Немезиды в Рамнусе. (см. выше, рисунок 1.) [35]
- Амфипростиль-тетрастиль описывает небольшой храм с колоннами на обоих концах, выступающими в стороне от наоса . Тетрастиль указывает на то, что колонн четыре, как и в храме на Илиссе в Афинах. (рисунок 4.) [35]
- Периферийный гексастиль описывает храм с одним рядом периферийных колонн вокруг наоса и шестью колоннами спереди, как Тесейон в Афинах. (рисунок 7.) [35]
- Периптеральный октастиль описывает храм с одним рядом колонн вокруг ( наоса рис. 7) и восемью колоннами спереди, как Парфенон в Афинах. (рисунки 6 и 9.) [35]
- Двустворчатый декастиль описывает огромный храм Аполлона в Дидиме, с наосом, окруженным двойным рядом колонн (рис. 6) с десятью колоннами поперек входа. [35]
- Храм Зевса Олимпийского в Агригенте называется псевдоперитеральным гептастилем , потому что его окружающая колоннада имеет псевдоколонны , прикрепленные к стенам наоса . (рис. 8.) Гептастиль означает, что у входа есть семь колонн. [35]
Пропорции и оптическая иллюзия
[ редактировать ]Идеал пропорций, который использовали древнегреческие архитекторы при проектировании храмов, не был простой математической прогрессией с использованием квадратного модуля. Математика включала более сложную геометрическую прогрессию, так называемую золотую середину . Это соотношение аналогично характеру роста многих спиральных форм, которые встречаются в природе, таких как бараньи рога, раковины наутилусов , листья папоротника и усики виноградной лозы, и которые были источником декоративных мотивов, используемых древнегреческими архитекторами, что особенно наглядно свидетельствует о в волютах капителей ионического и коринфского ордеров. [37]
Древнегреческие архитекторы философски подходили к правилам и пропорциям. Определяющим фактором в математике любого заметного произведения архитектуры был его окончательный вид. Архитекторы рассчитывали на перспективу, на оптические иллюзии, из-за которых края объектов кажутся вогнутыми, и на тот факт, что колонны, видимые на фоне неба, выглядят иначе, чем соседние колонны, которые рассматриваются на фоне затененной стены. Из-за этих факторов архитекторы скорректировали планы так, чтобы основные линии любого значительного здания редко были прямыми. [37] Наиболее очевидным изменением является профиль колонн, которые сужаются от основания к верху. Однако сужение не регулярное, а плавно изогнутое, так что кажется, что каждая колонна имеет небольшое вздутие, называемое энтазисом , ниже середины. Энтазис никогда не бывает настолько выраженным , чтобы опухоль шире основания; это контролируется небольшим снижением скорости уменьшения диаметра. [8]
Парфенон в , храм богини Афины на Акрополе Афинах, многие называют вершиной древнегреческой архитектуры. Хелен Гарднер называет его «непревзойденным совершенством», которое нужно исследовать, изучать и подражать архитекторам более поздних эпох. Однако, как отмечает Гарднер, в здании вряд ли есть прямая линия. [38] Банистер Флетчер подсчитал, что стилобат изгибается вверх так, что его центры на обоих концах возвышаются примерно на 65 миллиметров (2,6 дюйма) над внешними углами и на 110 мм (4,3 дюйма) на более длинных сторонах. Несколько большие изменения были внесены в антаблемент. Колонны на концах здания не вертикальны, а наклонены к центру, при этом колонны в углах выходят за пределы отвеса примерно на 65 мм (2,6 дюйма). [8] Эти внешние колонны немного шире своих соседей и немного ближе остальных. [39]
Стиль
[ редактировать ]Заказы
[ редактировать ]Древнегреческая архитектура самого формального типа, храмов и других общественных зданий, стилистически разделена на три классических порядка , впервые описанных римским писателем-архитектором Витрувием . Это: дорический ордер , ионический ордер и коринфский ордер — названия, отражающие их региональное происхождение в греческом мире. Хотя эти три ордера легче всего узнать по капителям, они также определяли форму, пропорции, детали и взаимоотношения колонн, антаблемента , фронтона и стилобата . [3] Различные порядки применялись ко всему спектру зданий и памятников.
Дорический ордер развился на материковой Греции и распространился на Великую Грецию (Италия). Он прочно утвердился и четко определил свои характеристики ко времени строительства Храма Геры в Олимпии , ок. 600 г. до н.э. Ионический ордер сосуществовал с дорическим, ему отдавали предпочтение греческие города Ионии , Малой Азии и Эгейских островов . Четко определенной формы он достиг только в середине V века до нашей эры. [27] Ранние ионические храмы Малой Азии были особенно амбициозными по своим масштабам, например, храм Артемиды в Эфесе . [12] Коринфский ордер был высокодекоративным вариантом, не получившим развития до эллинистического периода и сохранившим многие характеристики ионического. Его популяризировали римляне. [8]
Дорический ордер
[ редактировать ]Дорический ордер можно узнать по капители, эхин которой похож на круглую подушку, поднимающуюся от вершины колонны к квадратным счетам , на которых покоятся перемычки. Эхинус кажется плоским и расширенным в ранних примерах, более глубоким и с большей изогнутостью в более поздних, более изысканных образцах, а также меньшим и прямым в эллинистических образцах. [40] Утонченностью дорической колонны является энтазис , плавное выпуклое расширение профиля колонны, которое предотвращает оптическую иллюзию вогнутости. [40] Это более выражено в предыдущих примерах.
Дорические колонны почти всегда имеют канавки, известные как «рифленые», которые проходят по всей длине колонны и обычно их насчитывается 20, хотя иногда и меньше. Канавки встречаются на острых краях, называемых выступами . В верхней части колонн, немного ниже самого узкого места, пересекая конечные выступы, находятся три горизонтальные канавки, известные как гипотрахелион . Дорические колонны не имеют оснований, за исключением нескольких экземпляров эллинистического периода. [40]
Колонны раннего дорического храма, такого как храм Аполлона в Сиракузах, Сицилия, могут иметь соотношение высоты к диаметру основания всего 4:1 и соотношение высоты колонны к антаблементу 2:1, с относительно грубыми деталями. Соотношение высоты колонны к диаметру 6:1 стало более привычным, тогда как соотношение высоты колонны и антаблемента в Парфеноне составляет около 3:1. В эллинистический период дорические традиции солидности и мужественности исчезли, и тонкие колонны без каннелюр достигли соотношения высоты к диаметру 7,5:1. [40]
Дорический антаблемент состоит из трех частей: архитрава , фриза и карниза . Архитрав состоит из каменных перемычек, охватывающих пространство между колоннами, с соединением над центром каждой счеты. На нем покоится фриз – одно из основных направлений скульптурного декора. Фриз разделен на триглифы и метопы , триглифы, как указано в другой статье, являются напоминанием о деревянной истории архитектурного стиля. Каждый триглиф имеет три вертикальные бороздки, похожие на столбчатую каннелюру, а под ними, по-видимому, соединенные, расположены гутты , небольшие полоски, которые, по-видимому, соединяют триглифы с архитравом внизу. [40] Триглиф расположен над центром каждой капители и над центром каждой перемычки. Однако по углам здания триглифы не заходят за центр колонны. Древние архитекторы прагматично подошли к очевидным «правилам», просто увеличив ширину двух последних метопов на каждом конце здания.
Карниз представляет собой узкую выступающую полосу сложной лепнины , которая нависает и защищает орнаментированный фриз, как край нависающей деревянно-каркасной крыши. Нижняя сторона украшена выступающими блоками- мутулами , что еще раз подчеркивает деревянную природу прототипа. По обоим концам здания над карнизом возвышается фронтон, обрамленный лепниной одинаковой формы. [40]
Фронтон украшен рельефными фигурами, которые в более ранних примерах были рельефными , хотя ко времени скульптуры на Парфеноне почти стояли отдельно . Ранние архитектурные скульпторы сталкивались с трудностями в создании удовлетворительных скульптурных композиций в суженном треугольном пространстве. [41] К раннеклассическому периоду, при украшении храма Зевса в Олимпии (486–460 гг. до н. э.), скульпторы решили проблему, создав стоящую центральную фигуру, обрамленную встающими на дыбы кентаврами и воинами, которые падают, становятся на колени и лежат в положения, соответствующие размеру и углу каждой части пространства. [38] Знаменитый скульптор Фидий заполняет пространство Парфенона (448–432 гг. до н. э.) сложным набором задрапированных и не задрапированных фигур божеств, которые предстают в позах возвышенной релаксации и элегантности.
Ионический ордер
[ редактировать ]Ионический ордер узнаваем по закругленной капители, в которой изогнутый эхин , по форме похожий на дорический ордер, но украшенный стилизованным орнаментом, увенчан горизонтальной полосой, закручивающейся в обе стороны, образуя спирали или волюты, подобные те, что из раковины наутилуса или бараньего рога. В плане столица имеет прямоугольную форму. Он предназначен для просмотра спереди, но капители по углам зданий модифицированы дополнительным завитком, чтобы на двух соседних гранях они выглядели одинаковыми. В эллинистический период стали обычным явлением четырехгранные ионические капители. [42]
Как и дорический ордер, ионический ордер сохраняет признаки своего происхождения из деревянного зодчества. Горизонтальное распространение плоской деревянной пластины по верху колонны является распространенным приемом в деревянном строительстве, который дает тонкой стойке более широкую площадь для установки перемычки и в то же время усиливает несущую способность перемычки. сам. Точно так же колонны всегда имеют основания, что необходимо в деревянной архитектуре для распределения нагрузки и защиты основания сравнительно тонкой стойки. [42] Колонны имеют узкие, неглубокие канавки, которые не сходятся на остром крае, а имеют плоскую полосу или галтель между ними. Обычное количество флейт — двадцать четыре, но их может быть и сорок четыре. Основание имеет две выпуклые лепнины, называемые торами , и с позднего эллинского периода стояло на квадратном постаменте, похожем на счеты . [42]
Архитрав ионического ордера иногда не украшен, но чаще всего возвышается тремя ступенчатыми наружу полосами, наподобие перекрывающихся деревянных досок. Фриз, проходящий непрерывной полосой, отделен от остальных рядами небольших выступающих блоков. Их называют дентилс , что означает «зубы», но их происхождение явно связано с узкими деревянными планками, которые поддерживали крышу деревянной конструкции. [42] Ионический ордер в целом легче на вид, чем дорический, при этом колонны, включая основание и капитель, имеют соотношение диаметра 9:1, а весь антаблемент также был намного уже и менее тяжелым, чем дорический антаблемент. Были некоторые различия в распределении украшений. Формализованные полосы мотивов, такие как чередующиеся формы, известные как яйцо и дротик, были особенностью ионических антаблементов, наряду с полосами зубчиков. Внешний фриз часто содержал непрерывную полосу фигуративной скульптуры или орнамента, но это было не всегда так. Иногда декоративный фриз располагался вокруг верхней части наоса, а не на внешней стороне здания. Эти фризы в ионическом стиле вокруг наоса иногда встречаются на дорических зданиях, особенно на Парфеноне. В некоторых храмах, таких как Храм Артемиды в Эфесе, вокруг нижнего барабана каждой колонны были фризы с фигурами, отделенные от рифленой части смелой лепниной. [42]
Кариатиды , драпированные женские фигуры, используемые в качестве вспомогательных элементов для переноски антаблемента, были характерной чертой ионического ордера и встречались в нескольких зданиях, включая Сифнийскую сокровищницу в Дельфах в 525 году до нашей эры и в Эрехтейоне около 410 года до нашей эры. [43]
Коринфский орден
[ редактировать ]Коринфский ордер не имеет своего происхождения в деревянном зодчестве. Он вырос непосредственно из ионического в середине V века до нашей эры и изначально имел почти такой же стиль и пропорции, но отличался более богато украшенными капителями. [44] Капитель была намного глубже, чем дорическая или ионическая капитель, и имела форму большого кратера , колоколообразной чаши для смешивания, и была украшена двойным рядом листьев аканта, над которыми возвышались завитки, поддерживающие углы капители. счеты, которые, уже не совсем квадратные, вырастали над ними. Согласно Витрувию , капитель был изобретен бронзовым литейщиком Каллимахом из Коринфа, который черпал вдохновение из корзины с подношениями, которую ставили на могилу, с плоской плиткой сверху для защиты товаров. Корзину поставили на корень аканта, выросшего вокруг нее. [44] Соотношение высоты колонны к диаметру обычно составляет 10:1, при этом капитель занимает более 1/10 высоты. Отношение высоты капители к диаметру обычно составляет около 1,16:1. [44]
Коринфский ордер первоначально использовался внутри страны, как, например, в храме Аполлона Эпикурия в Бассах (ок. 450–425 до н. э.). В 334 г. до н.э. он появился как внешний элемент на хорагическом памятнике Лисикрата в Афинах, а затем в огромном масштабе в храме Зевса Олимпия в Афинах (174 г. до н.э. – 132 г. н.э.). [44] Его популяризировали римляне, которые добавили ряд изысканий и декоративных деталей. В эллинистический период коринфские колонны иногда строились без рифлений. [44]
Украшение
[ редактировать ]Архитектурный орнамент
[ редактировать ]Ранние деревянные постройки, особенно храмы, были украшены и частично защищены обожженными и расписными терракотовыми облицовками в виде прямоугольных панелей и орнаментальных дисков. Многие их фрагменты пережили здания, которые они украшали, и демонстрируют богатство формальных бордюров из геометрических завитков, перекрывающихся узоров и лиственных мотивов. [45] С появлением каменных храмов облицовки больше не служили защитной цели, и скульптурные украшения стали более распространенными.
Глиняные украшения ограничивались крышей зданий, украшая карниз, углы и венчая фронтон. По углам фронтонов они назывались акротериями , а по бокам здания — антефиксами . Ранние декоративные элементы имели, как правило, полукруглую, позднее — примерно треугольную форму с лепным орнаментом, часто пальчатым. [45] [46] Ионические карнизы часто украшались рядом львиных масок с открытыми пастями, из которых выбрасывалась дождевая вода. [28] [46] С позднеклассического периода акротерии иногда представляли собой скульптурные фигуры (см. Архитектурная скульптура ). [47]
В трех ордерах древнегреческой архитектуры скульптурный декор, будь то простой полукруглый астрагал , фриз из стилизованной листвы или богато украшенная скульптура фронтона, имеет важное значение для архитектуры, частью которой он является. В дорическом ордере нет различий в его расположении. Рельефы никогда не украшают стены произвольным образом. Скульптура всегда располагается на нескольких заранее определенных участках: метопе и фронтоне. [45] В поздней ионической архитектуре наблюдается большее разнообразие типов и количества молдингов и украшений, особенно вокруг дверных проемов, где иногда встречаются спиральные кронштейны , поддерживающие декоративный карниз над дверью, как, например, в Эрехтейоне. [28] [30] [45] Широко применяемый узкий молдинг называется «бусина и катушка», он симметричен и основан на точеных деревянных прототипах. Более широкие молдинги включают в себя язычкообразные или заостренные листовые формы с бороздками, а иногда и загнутыми вверх на кончике, а также молдинг «яйцо и дротик», в котором яйцевидные формы чередуются с узкими заостренными. [28] [45] [48]
Архитектурная скульптура
[ редактировать ]Архитектурная скульптура продемонстрировала развитие от ранних архаических образцов через строгую классику, высокую классику, позднюю классику и эллинизм. [1] Остатки архаической архитектурной скульптуры (700–500 гг. до н. э.) существуют с начала 6 века до н. э., причем самые ранние сохранившиеся фронтонные скульптуры представляют собой фрагменты Горгоны в окружении геральдических пантер из центра фронтона храма Артемиды на Корфу . [49] Метоп из храма, известного как «Храм C» в Селинусе, Сицилия, изображает в лучшем сохранившемся состоянии Персея Горгону , убивающего Медузу . [41] Оба изображения параллельны стилизованному изображению Горгон на именной вазе с черной фигурой, украшенной художником Несса (ок. 600 г. до н.э.), с лицом и плечами, повернутыми вперед, а ногами в бегущем или стоящем на коленях положении. На данный момент изображения ужасающих монстров преобладают над акцентом на человеческую фигуру, который развивался в рамках гуманистической философии. [49]
Ранние фронтонные скульптуры и скульптуры на небольших храмах обычно были рельефными , а поздние отдельно стоящие часто были выполнены из терракоты, которая сохранилась лишь во фрагментах. Скульптуры были покрыты слоем штукатурки и окрашены или, если терракотовые, окрашены более сдержанными огненными красками греческой керамики. [50]
Строгий классицизм (500–450 до н. э.) представлен фронтонными скульптурами храма Зевса в Олимпии (470–456 до н. э.). Восточный фронтон изображает момент тишины и «надвигающейся драмы» перед началом гонки на колесницах, фигуры Зевса и конкурентов представляют собой суровые и идеализированные изображения человеческого тела. [51] На западном фронтоне в качестве центральной фигуры изображен Аполлон, «величественный» и «удаленный», руководящий битвой лапифов и кентавров , что сильно контрастирует с фигурой восточного фронтона из-за изображения жестоких действий и описанного Дональдом Э. Стронгом. как «самая яркая иллюстрация» за сто лет. [51]
Рельефы и объемная скульптура, украшавшие соответственно фриз и фронтоны Парфенона, являются реалистичными произведениями высокого классического стиля (450–400 гг. до н.э.) и созданы под руководством скульптора Фидия . [52] Скульптура на фронтоне представляет богов Олимпа, а на фризе изображена Панафинейская процессия и церемониальные мероприятия, которые проводились каждые четыре года в честь титулованной богини Афин. [52] Фриз и сохранившиеся фигуры восточного фронтона демонстрируют глубокое понимание человеческого тела и того, как оно меняется в зависимости от его положения и стрессов, которые на него оказывают действия и эмоции. Бенджамин Роберт Хейдон описал лежащую фигуру Диониса как «самый героический стиль искусства, сочетающий все существенные детали реальной жизни». [53]
Известны имена многих известных скульпторов позднеклассического периода (400–323 гг. до н. э.), в том числе Тимофея , Праксителя , Леохара и Скопаса , но их произведения известны преимущественно по римским копиям. [1] Маленькая архитектурная скульптура того периода осталась нетронутой. В храме Асклепия в Эпидавре была скульптура Тимофея, работавшего с архитектором Феодотом. Сохранились фрагменты восточного фронтона, на которых изображен разграбление Трои . Кажется, что сцена заполнила пространство фигурами, тщательно расположенными так, чтобы соответствовать наклону и имеющейся форме, как это было в более раннем восточном фронтоне Храма Зевса на Олимпе. Но действия фигур более жестокие: центральное пространство занято не повелевающим Богом, а динамичной фигурой Неоптолема , который хватает престарелого царя Приама и наносит ему удар. Остальные фрагменты производят впечатление гаммы человеческих эмоций, страха, ужаса, жестокости и жажды завоеваний. [47] Акротерии были созданы Тимофеем, за исключением акротерия в центре восточного фронтона, созданного архитектором. Пальчатые акротерии здесь заменены небольшими фигурками, а восточный фронтон увенчан крылатой Никой , балансирующей против ветра. [47]
Эллинистическая архитектурная скульптура (323–31 гг. до н.э.) должна была стать более яркой, как в передаче выражения, так и в движении, что часто подчеркивается струящимися драпировками. Ника Самофракийская , украшавшая памятник в форме корабля, была известным пример. Пергамский алтарь (ок. 180–160 гг. до н.э.) имеет фриз (длиной 120 метров и высотой 2,3 метра) с фигурами очень высокого рельефа. Фриз представляет собой битву за господство богов и титанов и использует множество драматических приемов: безумие, пафос и триумф, чтобы передать ощущение конфликта. [54]
См. также
[ редактировать ]- Древнегреческое искусство
- Древнеримская архитектура
- Византийская архитектура
- Классическая архитектура
- Греческая культура
- Греческая технология
- Список древних архитектурных записей
- Список древнегреческих храмов
- Современная греческая архитектура
- Очерк классической архитектуры
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бордман и др. 1967 год .
- ^ Лоуренс 1957 , стр. 83–84.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гарднер, Кляйнер и Мамия 2004 , стр. 126–132.
- ^ Певснер 1943 , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бордман и др. 1967 , стр. 10–14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флетчер 1996 , стр. 89–91.
- ^ Хиггинс и Хиггинс 1996 , Глава 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Флетчер 1996 , стр. 93–97.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарднер, Кляйнер и Мамия 2004 , стр. 110–114.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарднер, Кляйнер и Мамия 2004 , стр. 90–109.
- ^ Флетчер 1996 ; Гарднер, Кляйнер и Мамия 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б Стронг 1965 , с. 35.
- ^ Стронг 1965 , стр. 33–102.
- ^ Стронг 1965 , стр. 39–40, 62–66.
- ^ Флетчер 1996 , стр. 119–121.
- ^ Стронг 1965 , стр. 35–36.
- ^ Лоуренс 1957 , стр. 65–67.
- ^ Флетчер 1996 , стр. 151–153.
- ^ Вниз, 2012 год .
- ^ Пенроуз 1893 , стр. 42–43.
- ^ Бордман и др. 1967 , стр. 49–50.
- ^ Перейти обратно: а б Стронг 1965 , стр. 74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер 1996 , с. 97.
- ^ Моффетт, Фацио и Вудхаус 2003 , стр. 62–64.
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер 1996 , стр. 147–148.
- ^ «Официальный отчет за 2004 год, том 2» . digital.la84.org . п. 237 . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стронг 1965 , стр. 38–40.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флетчер 1996 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер 1996 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер 1996 , с. 159.
- ^ Бордман и др. 1967 , с. 25.
- ^ Бордман и др. 1967 , с. 12; Ростокер и Гебхард 1981 , с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б Гольдберг 1983 , стр. 305–309.
- ^ Перейти обратно: а б с Викандер 1990 , стр. 285–289.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Флетчер 1996 , стр. 107–109.
- ^ Перейти обратно: а б с Флетчер 1996 .
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер 1996 , с. 126.
- ^ Перейти обратно: а б Гарднер, Кляйнер и Мамия 2004 , стр. 138–148.
- ^ Моффетт, Фацио и Вудхаус 2003 , стр. 50–53.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Флетчер 1996 , стр. 108–112.
- ^ Перейти обратно: а б Стронг 1965 , стр. 58–60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флетчер 1996 , стр. 125–129.
- ^ Бордман и др. 1967 , стр. 45, 49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флетчер 1996 , стр. 137–139.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бордман и др. 1967 , стр. 22–25.
- ^ Перейти обратно: а б Флетчер 1996 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Бордман и др. 1967 , с. 435.
- ^ Флетчер 1996 , с. 164.
- ^ Перейти обратно: а б Стронг 1965 , стр. 39–40.
- ^ Лоуренс 1957 , стр. 110–111.
- ^ Перейти обратно: а б Стронг 1965 , стр. 61–62.
- ^ Перейти обратно: а б Гарднер, Кляйнер и Мамия 2004 , стр. 143–148.
- ^ Гарднер, Кляйнер и Мамия 2004 , с. 145.
- ^ Бордман и др. 1967 , стр. 509–510.
Источники
[ редактировать ]- Бордман, Джон ; Дориг, Хосе; Фукс, Вернер; Хирмер, Макс (1967). Искусство и архитектура Древней Греции . Лондон: Темза и Гудзон.
- Флетчер, Банистер (1996) [1896]. Круикшанк, Дэн (ред.). История архитектуры сэра Банистера (20-е изд.). Оксфорд: Архитектурная пресса. ISBN 0-7506-2267-9 .
- Гарднер, Хелен; Кляйнер, Фред С.; Мамия, Кристин Дж. (2004). Искусство Гарднера на протяжении веков (12-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Томсон Уодсворт. ISBN 0-15-505090-7 .
- Голдберг, Мэрилин Ю. (июль 1983 г.). «Греческие храмы и китайские крыши». Американский журнал археологии . 87 (3): 305–310. дои : 10.2307/504798 . JSTOR 504798 . S2CID 191380231 .
- Хиггинс, Майкл Денис; Хиггинс, Рейнольд (1996). Геологический спутник Греции и Эгейского моря (PDF) . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-3337-1 .
- Лоуренс, Арнольд Уолтер (1957). Греческая архитектура (История искусства пингвинов) . Хармондсворт: Книги Пингвинов.
- Моффетт, Мэриан; Фасио, Майкл В.; Вудхаус, Лоуренс (2003). Всемирная история архитектуры . Лондон: Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 1-85669-353-8 .
- Нир, Ричард Т. (2012). Греческое искусство и археология: новая история, ок. 2500–ок. 150 г. до н.э. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-28877-1 . OCLC 745332893 .
- Неветт, Лиза К. (2023). Древнегреческое жилище . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521198721 .
- Сидерис, Афанасиос (2008). «Реконтекстуализированная античность: интерпретативная VR-визуализация древнего искусства и архитектуры». В Микропулосе, Т.А.; Папахристос, Нью-Мексико (ред.). Материалы: Международный симпозиум «Информационные и коммуникационные технологии в культурном наследии» 16–18 октября 2008 г. Янина: Университет Янины. стр. 159–176. ISBN 9789609869102 .
- Стирлин, Анри (2004). Греция: От Микен до Парфенона . Одеколон: Сумки.
- Стронг, Дональд Э. (1965). Классический мир . Лондон: Пол Хэмлин.
- Пенроуз, Фрэнсис (11 мая 1893 г.). «Ориентация компьютерных храмов» . Природа . 48 (1228): 42–43.
- Певснер, Николаус (1943). Очерк европейской архитектуры . Лондон: Джон Мюррей.
- Ростокер, Уильям; Гебхард, Элизабет (лето 1981 г.). «Репродукция черепицы архаического храма Посейдона в Истмии, Греция». Журнал полевой археологии . 8 (2): 211–212.
- Викандер, Орджан (январь – март 1990 г.). «Архаичная черепица первых поколений». Гесперия . 59 (1): 285–290. дои : 10.2307/148143 . JSTOR 148143 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Картрайт, Марк (6 января 2013 г.). «Греческая архитектура» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 8 мая 2021 г.
- Основы классической архитектуры, часть вторая: греческий классицизм - бесплатная образовательная программа ICAA (опубликовано 29 августа 2018 г.)
- Джозеф Вудс (1828 г.), Письма архитектора из Франции, Италии и Греции .