Каллимах (скульптор)

Каллимах ( древнегреч . Καλλίμαχος Каллимахос ) — архитектор и скульптор, работавший во второй половине V в. до н. э. в порядке, установленном Поликлитом . Ему приписывали работу как в Афинах , так и в Коринфе , и он, вероятно, был родом из одного из двух городов. По словам Витрувия (iv.1), за его большую изобретательность и вкус афиняне прозвали Каллимаха кататекситехносом (буквально «придирающийся к своему мастерству»: перфекционист). в отступлении Его репутация во II веке нашей эры была описана Павсанием как человек, «хотя и не принадлежавший к первому разряду художников, но все же обладающий беспрецедентным умом, так что он был первым, кто просверливал отверстия в камнях», то есть для того, чтобы для усиления поверхностных эффектов светотени в прядях волос, листве и других деталях. Так, сообщается, что Каллимах был известен своей склонностью к тщательно детализированным скульптурам и драпировкам, хотя сохранилось лишь несколько его работ, достоверно приписываемых ему.
Карьера и достижения
[ редактировать ]Коринфский орден
[ редактировать ]Каллимаху приписывают изобретение коринфского ордера , который римские зодчие возвели в один из классических ордеров . Коринфский ордер — один из трех классических ордеров древнегреческой и римской архитектуры, наряду с дорическим и ионическим ордерами. Он отличается богато украшенной и декоративной капителью с листьями аканта и другими ботаническими мотивами. Коринфский ордер часто использовался недостаточно из-за популярности в то время дорического и ионического ордера. Один из самых ранних примеров коринфского ордера можно найти в храме Аполлона в Бассах , построенном в середине V века до нашей эры. Фриз храма, изображающий процессию фигур, считается одним из лучших образцов древнегреческой скульптуры. Использование в храме коринфского ордера демонстрирует растущую важность отделки и украшений в древнегреческой архитектуре.
Коринфский ордер продолжал использоваться в древнеримской архитектуре, где он часто использовался в общественных зданиях, таких как храмы, базилики и форумы. Ярким примером является Храм Марса Ультора в Риме , построенный императором Августом в I веке до нашей эры. Замысловатые коринфские капители храма считаются одними из лучших образцов римской архитектуры.
Рождение коринфского стиля
[ редактировать ]Рассказывают, что первоначальное открытие этой формы капитала было следующим. Свободнорожденная девушка из Коринфа, едва достигшая брачного возраста, заболела болезнью и умерла. После ее погребения кормилица, собрав несколько мелочей, которые доставляли девочке удовольствие при жизни, сложила их в корзину, отнесла к могиле и положила сверху, накрыв черепицей. чтобы вещи могли дольше прослужить на открытом воздухе. Эта корзина оказалась прямо над корнем аканта . Корень аканта, прижатый между тем тяжестью, с наступлением весны выпустил листья и стебли посередине, а стебли, выросшие вдоль стенок корзины, выдавились углами черепицы сквозь под действием своего веса были вынуждены сгибаться в волюты по внешним краям. В это время Каллимах, которого афиняне называли кататехносом за утонченность и деликатность его художественной работы, проходил мимо этой гробницы и увидел корзину, вокруг которой росли нежные молодые листья. Восхищенный новым стилем и формой, он построил по этому образцу несколько колонн для коринфян, определил их симметричные пропорции и с этого времени установил правила, которым следует следовать в законченных произведениях коринфского ордера. [ 1 ]
Хризелефантиновые скульптуры
[ редактировать ]Каллимах был известен своей исключительной работой по созданию хризелефантиновых скульптур . По словам древнегреческого писателя Плиния Старшего , Каллимах первым разработал технику использования слоновой кости и золота в своих скульптурах. Он создавал свои скульптуры из хризоэлефантина, используя основу из дерева или других материалов, которую затем покрывали тонкими листами слоновой кости и сусального золота. Эта техника позволила ему создавать сложные и детализированные скульптуры, которые выглядели как живые. Дополнительные доказательства, подтверждающие использование Каллимахом техники хризоэлефантина, можно найти в сохранившихся фрагментах его работ. Статуя Афины Парфенос была одним из его самых известных проектов, созданных в этой технике.




Храм Афины
[ редактировать ]Каллимаху приписывают скульптуры Никеса на фризе храма Афины Ники («Афина, Приносящая Победу») у Пропилеев Акрополя Афинского . Небольшой храм был заказан Периклом незадолго до его смерти в 429 году и построен примерно в 427–410 годах. Плиний упоминает о своих лаконских танцовщицах . экстатических менад существуют в римских копиях. Шесть приписываемых ему [ 2 ] Каллимах также был частью команды опытных мастеров, включая Фидия , которым вместе приписывают строительство статуи Афины Парфенос в Афинах . Статуя имела высоту около 11,50 метров и была сделана из слоновой кости и золота, а такие детали, как сандалии и плащ богини, были выполнены из чистого золота. К сожалению, статуя была потеряна для истории и сохранилась только в описаниях и изображениях из древних источников.
Цепляющиеся драпировки вышеуказанных работ привели к тому, что ему приписывают и оригинал типа Венеры Прародительницы (драпировки которого так же цепляются).
В целле Эрехтейона висела искусная золотая лампа, называемая асбестовым лихнисом , изобретенная Каллимахом, согласно « Описанию Греции » Павсания : ее нужно было наполнять маслом только один раз в год, поскольку асбестовый фитиль не горел. [ 3 ] Над ним висела бронзовая пальмовая ветвь , улавливающая поднимающийся дым.
Надпись [ 4 ] из Эгаи конца V в. до н.э. можно отнести к некоторым произведениям Каллимаха и времени, когда Архелай пригласил художников в Македонию .
Древние источники
[ редактировать ]- Павсаний , (I.xxvi.6-7); Витрувий (IV.1.9-10); Плиний Старший , Естественная история XXXIV.xix.32); Хризелефантиновая скульптура , (VI.xixx.3-4); Афина Парфенос , (IX.xviii.6-7)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Витрувий, Об архитектуре , 4.1.9 – 10 . Пер. Моррис Хики Морган.
- ^ Тушетт, Лори-Энн (1995). Рельефы танцующей менады: преемственность и изменение в римских копиях . Том. 62. Лондон: Лондонский университет, Институт классических исследований. ISBN 0-900587-65-2 . ОСЛК 33036961 .
- ^ Элефтерату, С. (2016). Путеводитель по музею Акрополя . Издания музея Акрополя. п. 258.
- ^ Мэри Штибер: Дальнейшие мысли о «Эвстиле» в «Ифигении» Еврипида среди тавров, Витрувии и надписи конца пятого века до нашей эры из Вергины, 1996 г. ( SEG 46:830 ) - перевод: здесь Каллим - ... храмов с колоннами (eustyloi naoi) .. уважаемого отца...искусство.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Смит, Уильям , изд. (1870). . Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
- Витрувий Поллион, Десять книг по архитектуре, Книга IV, Глава 1 из проекта «Персей».
- Alleskunst.Net: Каллимахос (на английском языке)
- Смит-Платнер
- Эндрю Стюарт Сто греческих скульпторов: их карьера и дошедшие до нас работы : «Аттические скульпторы во время Пелопоннесской войны»
- Плиний Старший, Естественная история, книга 36, глава 4.
- Павсаний, «Описание Греции», книга 1, глава 24.
- Филострат, Изображения, Книга 1, Глава 2