Бас
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Оихалия , Греция |
Ссылка | 392 |
Надпись | 1986 г. (10-я сессия ) |
Область | 20,46 га (50,6 акра) |
Буферная зона | 201,58 га (498,1 акра) |
Координаты | 37 ° 25'47 "N 21 ° 54'01" E / 37,42972 ° N 21,90028 ° E |
Bassae ( лат . Bassae , древнегреч . Βάσσαι — Bassai , что означает «маленькая долина в скалах»). [1] — археологический памятник в Оихалии , муниципалитете в северо-восточной части Мессении , Греция . В классической античности он был частью Аркадии . Бассы лежат близ селения Склирос , к северо-востоку от Фигалеи , к югу от Андрицаины и к западу от Мегалополиса . Он известен хорошо сохранившимся храмом Аполлона Эпикурия середины-конца V века до нашей эры .
Хотя этот храм географически удален от основных государств Древней Греции, он является одним из наиболее изученных древнегреческих храмов из-за множества необычных особенностей. Басса был первым греческим объектом, включенным в Список всемирного наследия в 1986 году. [2]
История храма Аполлона Эпикурия
[ редактировать ]Храм был посвящен Аполлону Эпикурию («Аполлону-помощнику»). Он расположен на высоте 1131 метр. [1] над уровнем моря на склонах горы Котылион. Его строительство датируется периодом между 450 и 400 годами до нашей эры; Чума, с которой связано его посвящение, вероятно, была чумой в Афинах 430 г. до н.э. Предположительно, его спроектировал Иктинос , [3] архитектор Афинского Парфенона . [1] Современные ученые, такие как А. В. Лоуренс, сомневаются в этом, поскольку используемый дорический ордер «чрезвычайно похож» на ордер Парфенона, в котором они различают, что Басса «старомодна», но, вероятно, он был построен позже. [4]
Древний писатель Павсаний восхваляет этот храм как затмевающий все остальные на Пелопоннесе, за исключением храма Афины Алеи в Тегее, красотой камня и гармонией конструкции. [5]
Павсаний описал это во II веке нашей эры:
- Фигалия окружена горами, слева гора под названием Котилиос. . . Расстояние от города до горы Котилиос около сорока стадиев. На горе есть место, называемое Бассай, и храм Аполлона Эпикурия (Помощника), который, включая крышу, каменный. Из храмов Пелопоннеса его можно было бы поставить первым после храма в Тегее из-за красоты камня и симметрии. Аполлон получил свое имя за помощь, которую он оказал во время чумы, точно так же, как афиняне дали ему имя Алексикакос (Отвратитель зла) за то, что он отвратил от них чуму. Именно во время войны между пелопоннесцами и афинянами он спас и фигалийцев, и ни в какое другое время; Доказательством тому служат две фамилии Аполлона, имеющие практически одно и то же значение, а также тот факт, что Иктин, архитектор храма в Фигалии, был современником Перикла и построил для афинян так называемый Парфенон. В моем повествовании уже говорилось, что изображение Аполлона находится на рыночной площади Мегаполиса. [6]
Он использовался до 4-5 веков нашей эры, когда все языческие храмы были насильственно закрыты во время преследований язычников в поздней Римской империи . Вероятно, из-за удаленности места храм сохранился на редкость хорошо. На изображениях художников, начавшихся в начале XIX века, птерон , или внешняя колоннада, стоит полностью, а архитрав почти так же. Внутренние стены представляли собой массу упавших блоков, но лишь немногие из них были вывезены для повторного использования – обычная судьба этих кусков удобного размера.
Строительство и отделка
[ редактировать ]Храм ориентирован с севера на юг, в отличие от большинства греческих храмов, ориентированных с востока на запад; его главный вход находится с севера. [7] Необходимость в этом была обусловлена ограниченностью пространства на крутых склонах горы. Чтобы преодолеть это ограничение, в боковой части храма была установлена дверь, возможно, для того, чтобы впускать свет и освещать культовую статую.
Храм сравнительно скромных размеров: размеры стилобата 38,3 на 14,5 метра. [8] содержащий дорический перистиль из шести на пятнадцать колонн ( гексастиль ). Было высказано предположение, что центральное пространство в крыше оставалось открытым для пропуска света и воздуха, но доказательств этой особенности нет. Храм построен полностью из серого аркадского известняка . [9] за исключением Басского фриза , вырезанного из мрамора (вероятно, в древности окрашенного краской). Как и большинство крупных храмов, он имеет три «комнаты» или крыльца: пронаос , а также наос и опистодомос . В наосе, возможно, находилась культовая статуя Аполлона, хотя также предполагается, что единственная «протокоринфская» капитель, обнаруженная Чарльзом Робертом Кокереллом и впоследствии потерянная в море, возможно, венчала единственную колонну, стоявшую в центре наоса. и были задуманы как аниконическое изображение Аполлона Северного. В храме отсутствуют некоторые оптические детали, присущие Парфенону , такие как слегка изогнутый пол, хотя колонны имеют энтазис . [10] [11]
Храм необычен тем, что в нем представлены образцы всех трех классических ордеров, используемых в древнегреческой архитектуре: дорического , ионического и коринфского . [1] Дорические колонны образуют перистиль, ионические колонны поддерживают интерьер, а в центре интерьера находится единственная коринфская колонна. [12] Коринфская капитель является самым ранним примером ордена, найденным на сегодняшний день. [1] [13]
Снаружи он был относительно скудно украшен. [14] Внутри, однако, находился сплошной ионический фриз, показывающий афинян, сражающихся с амазонками , и лапифов , сражающихся с кентаврами . [15] этого фриза Метопы были сняты Кокереллом и перевезены в Британский музей в 1815 году (их до сих пор можно увидеть в Галерее 16 Британского музея, рядом с Элгинскими мраморами) . [15] ). Кокерелл украсил стены Большой лестницы Ашмоловского музея и Клуба путешественников гипсовыми слепками одного и того же фриза. [16]
Повторное открытие и удаление британцами
[ редактировать ]Впервые храм заметил в ноябре 1765 г. французский архитектор Ж. Боше, строивший виллы на Занте , и наткнулся на него совершенно случайно; он узнал его по сайту, но когда вернулся, чтобы еще раз взглянуть, его убили бандиты. [17] Чарльз Роберт Кокерелл и Карл Халлер фон Халлерштейн , получив скульптуры на Эгине , надеялись на большие успехи в Бассах в 1811 году; Однако все тщательные рисунки этого места, сделанные Галлером, были потеряны в море. [18]
В 1812 году останки исследовали британские антиквары. Они перевезли на Занте скульптуры, в том числе 23 плиты с ионического фриза целлы. Разрешение на исследование им дал Вели-паша , османский губернатор Пелопоннеса, которого подкупили, чтобы он отказался от своих прав на находки, а фриз был куплен на аукционе Британским музеем в 1815 году. [1] Метопы с этого фриза удалил лично Кокерелл. Фризы были опубликованы в Риме в 1814 году и официально Британским музеем в 1820 году. Другие поспешные посещения привели к дальнейшим публикациям. Первые полностью опубликованные раскопки начались только в 1836 году; ее осуществили русские археологи, среди которых художник Карл Брюллов . Возможно, самым поразительным открытием стала древнейшая коринфская капитель, найденная на сегодняшний день. Некоторые из найденных артефактов выставлены в ГМИИ им. Пушкина в Москве .
В 1902 году систематические раскопки на этой территории проводились Греческим археологическим обществом Афин Константиноса под руководством археолога Куруниотиса вместе с Константиносом Ромайосом и Панайотисом Каввадиасом . Дальнейшие раскопки проводились в 1959, 1970 и 1975–1979 годах под руководством Николаоса Гиалуриса . [1]
Сохранение
[ редактировать ]Удаленность храма (Павсаний — единственный древний путешественник, чьи заметки о Бассах сохранились) сыграла на руку его сохранению. Другие, более доступные храмы были повреждены или разрушены войной или сохранились только благодаря переоборудованию для христианского использования ; Храм Аполлона избежал обеих этих участей. Из-за удаленности от крупных мегаполисов здесь меньше проблем с кислотными дождями , которые быстро растворяют известняк и повреждают мраморную резьбу.
Храм Аполлона в настоящее время покрыт белым шатром, чтобы защитить руины от непогоды. [19] Реставрационные работы в настоящее время проводятся под руководством Комитета по сохранению храма Аполлона Эпикурия Министерства культуры Греции, который находится в Афинах. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Министерство культуры Греции: Храм Аполлона Эпикурейского. Архивировано 9 мая 2007 г. в Wayback Machine .
- ^ «Храм Аполлона Эпикурия в Бассах» . Конвенция о всемирном наследии . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 23 октября 2022 г. }.
- ^ Атрибуция была отмечена Павсанием , 8.41.7ff.
- ^ Лоуренс, 177
- ^ Павсаний , 8.41.7 и далее.
- ^ Павсаний, Описание Греции 8. 41. 7–9.
- ^ Лоуренс, 178
- ^ Храм Аполлона Эпикурия в Бассах. Архивировано 31 декабря 2006 г. в Wayback Machine , объект Всемирного наследия.
- ^ Такис Теодоропулос, «Храм Аполлона Помощника - Наследие». Архивировано 17 октября 2019 г. в Wayback Machine , Курьер ЮНЕСКО , январь 1996 г.
- ^ Динсмур 1933:207
- ^ Лоуренс, 178
- ^ Энтони., Спофорт (2006). Полные греческие храмы . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 156-157 . ISBN 0500051429 . ОСЛК 63702755 .
- ^ Лоуренс, 179
- ^ Уильям Динсмур подробно обосновал признание бывших фронтонных скульптур из Басс, разграбленных римлянами, в трех фронтонных фигурах Ниобидов, обнаруженных в разное время в конце девятнадцатого века на месте садов Саллюстия в Риме (Динсмур, «Потерянные Фронтонные скульптуры Басс» Американский журнал археологии 43.1 (январь – март 1939: 27-47).
- ^ Jump up to: а б Скульптура Басса , Британский музей.
- ^ «Архив Бизли» . Архивировано из оригинала 17 октября 2019 г. Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ Уильям Белл Динсмур, «Храм Аполлона в Бассе», Исследования Метрополитен-музея 4.2 (март 1933: 204-227), стр. 204, отмечают рисунки Бохера, приобретенные Музеем Виктории и Альберта в 1914 году.
- ^ Динсмур 1933:205.
- ^ «Фотография: Гигантский шатер из полистирола окружает 2500-летний храм Аполлона Эпикурия в Бассах, Греция, в рамках плана реставрации стоимостью 5 миллионов долларов США (6,97 миллиона долларов США)» . Канберра Таймс . Том. 62, нет. 19 070. Столичная территория Австралии, Австралия. 21 декабря 1987 г. с. 5 . Проверено 25 февраля 2017 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- Лоуренс, AW , Греческая архитектура , 1957, Пингвин, История искусства Пеликана