Церковь Осиоса Давида
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
![]() Внешний вид | |
Расположение | Салоники , Македония , Греция |
Часть | Палеохристианские и византийские памятники Салоник |
Критерии | Культурные: (i), (ii), (iv) |
Ссылка | 456-005 |
Надпись | 1988 г. (12-я сессия ) |
Область | 0,058 га (0,14 акра) |
Координаты | 40 ° 38'30 "N 22 ° 57'8" E / 40,64167 ° N 22,95222 ° E |
Церковь Осиоса Давида ( греч . Όσιος Δαυίδ ) — церковь конца V века в Салониках , Греция . В византийские времена он функционировал как католикон монастыря Латомос ( греч . Μονή Λατόμου/Λατόμων ) и был украшен богатой мозаикой и фресками , которые были обновлены в XII–XIV веках. Церковь посвящена Давиду Дендриту . Многие сохранившиеся элементы византийского декора отличаются высоким художественным качеством, особенно апсиды мозаика V века — Икона Христа Латомоса . Во время правления Османской империи здание было преобразовано в мечеть (вероятно, в 16 веке), пока в 1921 году оно не было повторно освящено как греческая православная церковь, получив таким образом свое нынешнее название. В 1988 году этот памятник был включен в число и византийских памятников Салоник в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО палеохристианских . [ 1 ]
Архитектура
[ редактировать ]Первоначальное здание имело крестообразный план с квадратами в качестве основной формы плана этажа. Позже эта модель станет более популярной. По углам строения имелись квадратные ниши. Все отсеки соединены с главной поперечной комнатой коридорами. Отсеки также соединялись с внешней средой.


Где-то в средневизантийский период строение было повреждено землетрясениями. Части конструкции рухнули, включая триблон . В средневизантийский период также были добавлены мрамор и второй этап фресок.
Украшение
[ редактировать ]Мраморный декор церкви Осиоса Давида изображал кресты, виноградные лозы и листья в закрученных деталях.
Мозаичная икона Христа Латома Богоявления представляет собой детальную мозаику в натуралистическом стиле , изображающую Христа, держащего в руках текст, говорящий на греческом языке: «Се Бог наш, на которого мы надеемся и радуемся спасению нашему, да упокоит сего». дом." [ 2 ] Мозаика содержит символику, указывающую на евангелистов . Мозаика, изображающая Богоявление, сложна, с детальной рамкой и множеством элементов внутри сцены. В центре изображения находится Христос, о чем свидетельствуют его взгляд, его положение в центре и нимбы, окружающие голову и тело Христа. Говорят, что эта икона была чудесным образом создана в III веке.
Под штукатуркой церкви Осиоса Давида были обнаружены византийские фрески. Эти фрески представляют собой то, что осталось от обширных фресок средневизантийского периода, примерно 1160-70 гг. Восточная часть южного и северного сводов содержит изображения Рождества Христова, Внесения во храм, Страстной Богородицы, Христа на Елеонской горе, Входа в Иерусалим, Богоявления, а также декоративные панно, напоминающие мраморные плиты. . Южная бочка хранит остатки Рождества и Внесения в храм. На этой площади также изображены изображения Крещения и Преображения. В церкви Осиоса Давида мало границ между различными сценами фрески, что является необычной особенностью для того времени.
Большинство фресок были созданы в средневизантийский период. Фрески: Богоматерь Страстей, Вход в Иерусалим и Христос на Елеонской горе, вероятно, позднее, в период Палеологов , примерно ок. 1300. Многие из сегодняшних фресок повреждены из-за воздействия времени, такого как землетрясения, растрескивание, повреждение водой и штукатурка, нанесенная для их покрытия в турецкую эпоху.
После византийской эпохи
[ редактировать ]Церковь Осиоса Давида имеет простой внешний вид и находится дальше от центра Салоник, ближе к горам. Это способствовало появлению теории о том, что церковь Осиоса Давида не была преобразована в мечеть сразу после того, как турки завоевали эту территорию, поскольку турки сначала превратили все лучшие церкви и лучшие места. Мечеть называлась Сулуджа или мечеть Мурада. Когда церковь Осиоса Давида была преобразована в мечеть, стены и произведения искусства были покрыты штукатуркой. Кроме того, в турецкий период был добавлен минарет в юго-западном углу бухты. Сегодня осталось только основание вместе с винтовой лестницей в оставшейся части минарета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Палеохристианские и византийские памятники Салоник» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 5 ноября 2022 г.
- ^ Цигаридас, Эфтимиос (1988). Монастырь Латому (Церковь Осиоса Давида) . Салоники: Институт балканских исследований. п. 37.
Источники
[ редактировать ]- Энтвистл, Крис и Лиз Джеймс, ред. Новый взгляд на старое стекло: недавние исследования византийской мозаики и стекла . Лондон: Британский музей, 2013.
- Куркутиду-Николаиду, Э.; Турта, А. (1997), Путешествие по византийским Салоникам , Kapon Editions, стр. 91–99, ISBN 960-7254-47-3
- Никол. 1964. Обзор ранневизантийских церквей в Македонии и Южной Сербии: исследование истоков и начального развития восточно-христианского искусства. Журнал эллинистических исследований 84. Общество содействия эллинистическим исследованиям: 233–34.
- Пентчева, Биссера В.. 2000. «Воображаемые образы: видения спасения и заступничества в двусторонней иконе из Поганово». Документы Думбартон-Оукса 54. Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 139–53.
- Райс, Д. Талбот. 1961. Обзор греко-византийских мозаик. Журнал Берлингтон 103 (701). The Burlington Magazine Publications Ltd.: 367–67.
- Шпизер. 1998. «Изображение Христа в апсидах раннехристианских церквей». Геста 37 (1). [Чикагский университет Press, Международный центр средневекового искусства]: 63–73.
- Цигаридас, монастырь Евф Н. Латому: (церковь Осиоса Давида) . Салоники: Институт балканских исследований, 1988.
