Икона Христа Латомоса
Икона Христа Латомоса | |
---|---|
Чудо Латомоса, Икона Латомоса, греческий : Чудо Латомоса | |
Художник | Неизвестный |
Год | 5 век |
Середина | Мозаика |
Предмет | Иисус Христос и пророчество Иезекииля |
Расположение | Церковь Осиоса Давида , Салоники , Греция |
40 ° 38'30 "N 22 ° 58'8" E / 40,64167 ° N 22,96889 ° E |
Икона Христа Латомоса (или Латомоса ), известная также как Чудо Латомоса , [ 1 ] V века представляет собой византийскую мозаику с изображением Иисуса в монастыре Латомос (ныне церковь Осиоса Давида Дендрита ). [ 2 ] в Салониках , Греция , это ахейропоэтон (религиозный образ, который, как полагают, был создан чудесным образом ). [ 1 ] Более поздняя легенда об этой мозаике восходит еще раньше, к концу третьего века нашей эры, когда Максимиан и Диоклетиан совместно правили Римской империей . Икона Христа Латомоса — одна из менее известных ахейропоэт ( греч . ἀχειροποίητος εἰκών). [ 3 ]
По преданию, икону Христа Латомоса нашла принцесса Флавия Максимиана Феодора , христианская дочь императора Максимиана. Она спрятала его, чтобы защитить от потенциального ущерба со стороны язычников и римских властей, и он чудесным образом пережил византийское иконоборчество в восьмом веке. [ 4 ] а также период времени в пятнадцатом веке, когда церковь Осиоса Давида была преобразована в исламскую мечеть (во время османской оккупации Салоников). [ 5 ] Незадолго до османской оккупации и до двенадцатого века мозаичная икона была вновь обнаружена монахом из Нижнего Египта . Он был снова открыт в 1921 году, когда здание было повторно посвящено Святому Давиду . [ 1 ]
Тематически и художественно икона Христа Латомоса, вероятно, является первой в своем роде, изображающей апокалиптические сцены с образами из Книги Иезекииля , которые передают важные богословские идеи об апокалипсисе. [ 1 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Рассказ о чуде Латомоса записан в двух средневековых рукописях. [ 1 ] Первый, повествующий об истории первоначального чуда, хранится в Москве в Патриаршей библиотеке (по состоянию на 2018 г. [update]). [ 7 ] [ 1 ] Вторая рукопись датируется 1307 годом и называется рукописью Диегезиса. Ее написал игумен Игнатий монастыря Лотомос. [ 8 ] [ 9 ] и описывает повторное обретение иконы святителем Сеннуфием Нитрийским (память 25 марта). [ 10 ] ). [ 1 ] [ 11 ]
Источник
[ редактировать ]Происхождение мозаичной иконы, скорее всего, относится к концу третьего века в мегаполисе Салоники в современной Греции . [ 7 ] В то время Византия была разделена на Восток и Запад, которыми правили Диоклетиан и Максимиан соответственно. [ 12 ] Феодора (286–305? [ 13 ] ) была дочерью императора Максимиана или Августа Галерия, правившего в то время Салониками. [ 1 ] [ 4 ] Феодора жила незадолго до времени гонений Диоклетиана , когда имперское правительство официально объявило христианство незаконным. [ 14 ] Тем не менее, в конце третьего века, накануне официального указа, христиане все еще подвергались насилию со стороны языческих властей. Феодора без ведома родителей была крещена святителем Александром , епископом Салоникским (память 28 мая). [ 1 ] [ 13 ] [ 4 ] Под предлогом болезни Феодора приказала построить для нее баню и дворец, причем баня имела полукруглую апсиду . [ 1 ] [ 7 ] [ 11 ] Баня располагалась недалеко от каменоломен Салоник, поэтому ей было присвоено название Латомос ( греч . Λατομείο (карьер) , латинизированное : Latomío ). Феодора, будучи христианкой, наняла иконописца для создания образа Божией Матери на апсиде. [ 1 ] [ 11 ] Каждый день Феодора посещала дворец, чтобы увидеть работы, которые делал художник. Однажды, к ее удивлению, образа Божией Матери уже не было, а вместо него на апсиде появилась мозаика апокалиптической сцены с Иисусом в центре. [ 1 ] [ 11 ] [ 4 ] Иконописец был так же озадачен, как и Феодора. Она объявила это чудом и запретила ему менять мозаику. [ 1 ]
Когда слуги Феодоры сообщили об иконе матери-язычнице Феодоры, Феодора приказала быстро покрыть всю апсиду и икону штукатуркой, чтобы сохранить образ и скрыть его от родителей. [ 13 ] [ 1 ] [ 4 ] После того, как отец Феодоры вернулся с боя, он узнал о ее обращении в христианство и арестовал ее, заперев в башенной тюрьме. [ 1 ] [ 13 ] Отказавшись принести жертву идолам , она умерла мученической смертью в 305 году. [ 13 ]
Икона Христа Латомоса некоторое время после смерти Феодоры оставалась скрытой под штукатуркой. [ 1 ] Через некоторое время после того, как христианство было узаконено в 313 году Миланским эдиктом Константина I , баня Феодоры была преобразована в церковь, а затем и в монастырь. Тем не менее, мозаичная икона по-прежнему оставалась скрытой и неизвестной. [ 1 ] Поскольку штукатурка сохранилась во время византийского иконоборчества начала восьмого века, кажется, что штукатурка сохранялась в течение значительного времени. [ 4 ]
Открытие Сеннуфия
[ редактировать ]В рукописи Диегезиса XII века [ 1 ] Игумен Игнатий Латомосского монастыря продолжает историю иконы Христа Латомосской , рассказывая историю монаха Сеннуфия ( греч . Σεννούφιος ). [ 8 ] [ 11 ] Где-то после 820 года этот монах жил строгим подвижником в Нитрийской пустыне ( Нижний Египет христианское монашество было основано ), где Антонием Великим и Пахомием . Неясно, является ли этот Сеннуфий Сеннуфием (часто называемым « Знаменосцем »). [ 15 ] ), память которого отмечается 25 марта в Православной Церкви . Тем не менее, в Диегезисе утверждается, что монах Сеннуфий постоянно молился Богу, чтобы получить видение того, как Христос явится во время своего Второго пришествия . [ 13 ] [ 1 ] [ 9 ]
Однажды Сеннуфию было видение, которое сообщило ему, что ему будет даровано увидеть образ Второго пришествия, как он и желал. [ 1 ] [ 5 ] В видении ему было сказано покинуть Египет и отправиться в монастырь Латомос в современных Салониках, Греция. [ 13 ] [ 1 ] Сеннуфий подчинился видению и отправился в Грецию. Легенда гласит, что он отправился туда в первый раз и, не найдя изображения, вернулся в Нитрию только для того, чтобы снова получить еще одно видение и снова отправиться обратно в Грецию. [ 13 ] Тем не менее, в конце концов он закончил свое путешествие в монастыре Латомос. Пока он находился в нефе , предположительно произошло землетрясение, в результате которого вся штукатурка отвалилась от мозаичной иконы, запечатанной Феодорой. [ 1 ] [ 13 ]
Когда однажды он сидел один в святилище монастыря камнерезов, внезапно произошла буря и землетрясение и притом гром и такое волнение, что, казалось, пошатнулись самые основания святилища. И тотчас штукатурка, кирпичная кладка и бычья кожа, покрывавшая священное изображение Господа... были сорваны и упали на землю. Появились те священные черты Христа, сияющие огненным видом, как солнце среди облака. Когда старый монах, стоявший посреди святилища, увидел это, он воскликнул: «Слава Тебе, Боже, благодарю Тебя!» ( Диегесис , цитируемый в книге «В поисках ранних христиан »). [ 8 ] [ 5 ]
Увидев икону, Сеннуфий отдал душу, скончался в церкви и там же был погребен. [ 1 ] [ 13 ] [ 5 ] Открытие, сделанное Сеннуфием, вошло в фессалоникийские предания, что побудило аббата Игнатия написать о нем позже, в двенадцатом веке. [ 5 ]
Османская оккупация и новое открытие
[ редактировать ]После 1430 года, когда турки-османы захватили Салоники , монахи Латомоса покинули свой монастырь. [ 5 ] Когда в 1912 году Салоники были возвращены греческому правлению, монастырь числился одним из уцелевших. Салука Мечеть , стоявшая на северо-восточной стороне Салоников, была определена в 1917 году как бывшая церковь Хосиоса Давида , а в 1921 году была повторно освящена местному Святому Давиду Древеснику . [ 5 ]
Когда Андреас Ксингопулос, который в 1921 году был начальником отдела византийских древностей в Салониках, посетил церковь, [ 4 ] [ 5 ] ему удалось увидеть часть мозаики, где отвалилась штукатурка (на этот раз штукатурка турок). [ 5 ] [ 4 ] В 1927 году Ксингопулос возглавил исследовательскую группу, и Чарльз Диль признал, что мозаика была той же самой мозаикой, описанной в отчете аббата Игнатия от 1307 года. [ 5 ] [ 4 ] Исходя из этого, они предположили, что бывшая мечеть на самом деле была древним Латомосским монастырем Католикон . [ 5 ] Ксингопулос датировал мозаичную икону последней четвертью V века, и его дата была общепринятой. [ 4 ] Икона была провозглашена шедевром христианского искусства и богословия . [ 4 ]
Современный
[ редактировать ]В 1988 году церковь и мозаичная икона были внесены в список палеохристианских и византийских памятников Салоник, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [ 16 ] Информационные вывески возле церкви идентифицируют икону как «один из самых значительных памятников раннехристианского искусства города и, в целом, памятника раннехристианского искусства».
Иконографическая композиция
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]В связи с загадочным происхождением Иконы Христа Латомоса «исследователи по-разному интерпретируют эту композицию». [ 1 ] Предполагается, что художественный стиль относится к периоду Палеологов , начиная с 1261 года. [ 6 ] По форме мозаичная икона представляет собой изображение Христа в центре, окруженного ореолом света и восседающего на радуге. Примечательно, что на изображении Христа нет бороды, что было редкостью в византийской иконографии того времени. [ 13 ] Возможно, это говорит о молодости. Ореол окружают четыре существа, которые держат Евангелия из Книги Откровения , которые представляют четырех авторов Евангелия . Изображение Христа окружено скалистым ландшафтом, который впадает в четыре реки (представляющие четыре реки Рая по данным Фонда Ставроса Ниархоса и «Миграции в визуальном искусстве» ). [ 1 ] ) к озеру, в котором есть семь рыб. По обе стороны от изображения Христа две фигуры; один стоит с поднятыми руками, а другой сидит, подперев подбородок ладонью и держа на коленях открытую книгу.
Текст на изображении
[ редактировать ]В руке Христа находится свиток, на котором написано Исаия 25:9 по-гречески :
Вот Бог наш, на которого мы надеемся и радуемся нашему спасению, ибо Он дал покой этому дому. [ 13 ]
Английский перевод звучит так: «Вот наш Бог, на которого мы надеемся и радуемся нашему спасению, Он даст покой этому дому». [ 4 ] В открытой книге, которую держит фигура справа, находится греческий текст:
Жизненный, восприимчивый, питающий источник / души верят вездесущему [ 4 ]
Этот текст не взят из Библии или какого-либо другого известного источника. На английском языке написано: «Этот почетнейший дом (является) живительным, гостеприимным, питающим источником для душ верующих». [ 4 ] Упоминание дома в этом стихе, возможно, относится к дому, упомянутому в стихе Исайи, таким образом объединяя два текста в образе.
Интерпретация
[ редактировать ]У двух фигур на иконе отсутствуют опознавательные знаки , которые были распространены в византийском искусстве. [ 1 ] Это привело к множеству предложенных идей относительно того, кого представляют эти цифры. [ 1 ] Андре Грабар утверждал, что это были Святые Петр и Павел , и что сцена представляет собой Traditio Legis . [ 17 ]
Андреас Ксингопулос интерпретировал эти фигуры как пророков Ветхого Завета . Это наиболее распространенная интерпретация. [ 4 ] В Библии пророку Иезекиилю случается видение, в котором он видит Бога, окруженного светом, и видит четырех существ, изображенных на иконе Латомоса ( Книга Иезекииля , глава 1). Книга Аввакума Подобное видение есть и у пророка Аввакума ( , глава 3). Это заставило исследователей предположить, что эти две фигуры, возможно, являются пророками Иезекиилем и Аввакумом. [ 1 ] Таким образом, под иконой понимают изображение Ветхозаветной Богоявления ( Богоявление означает явление Божие). [ 1 ]
Другая интерпретация состоит в том, что икона представляет собой Воскресение Иисуса. [ 11 ] Через пророчества Аввакум предсказал воскресение. Эти пророчества о воскресении стали популярными благодаря святого Григория Назианза Второй Пасхальной речи . Это заставляет исследователей, предполагающих естественное происхождение иконы, предположить, что она была создана из-за популярности, которую святой Григорий принес Аввакуму. [ 18 ] Фигура Иезекииля также поддается такой интерпретации, поскольку у него также есть пророчества о воскресении.
Наиболее общепринятая интерпретация состоит в том, что на иконе изображена апокалиптическая Христа сцена Второго пришествия . [ 1 ] Это подтверждается историей монаха Сеннуфия, который, как говорят, просил Бога через молитву увидеть Второе пришествие. В свою очередь, Сеннуфий нашел икону, что побудило аббата Игнатия интерпретировать ее как апокалиптическую сцену.
Два подхода к Богу
[ редактировать ]Персонажи справа и слева от Христа на иконе резко контрастируют друг с другом. Один сидит с отстраненным взглядом, предположительно задумавшись, а другой стоит с поднятыми руками. Это может представлять собой два подхода к пониманию Бога: разумом и сердцем. [ 3 ] Очевидное изумление фигуры слева может представлять эмпирический аспект встречи с Богом, тогда как спокойная и собранная фигура справа может представлять рациональный, логический подход. [ 3 ]
Исихазм
[ редактировать ]Другое богословское объяснение иконы связано с наличием света в мозаике.
Мозаику Осиоса Давида с ее радикальной полупрозрачной обработкой божественного света, возможно, можно было бы назвать исихастским изображением доисихазма, так что мотив Латомоса на погановской иконе был бы весьма подходящим выбором для донора, погруженного в Паламы . теологию [ 4 ]
После текста: «Византийские запросы в честь Маргарет Маллетт» указывает, что эти исихастские образы могли быть взяты из богословия святого Григория Паламы (1296–1359). Богословие исихазма утверждает, что люди могут посредством предельного очищения и постоянной молитвы увидеть телесными очами Нетварный Свет Божий, явившийся на горе Фавор в 24-й главе Евангелия от Луки. [ 19 ] Нетварный Свет присутствует в иконе Христа Латомоса , тем более что Андре Грабарь трактует ее как образ Вознесения Иисуса или, по крайней мере, его ветхозаветный тип. [ 17 ]
Художественные влияния
[ редактировать ]Икона Бачково
[ редактировать ]Любица Винулович рассказывает в книге «Миграция в изобразительном искусстве» , как композиция иконы Христа Латомоса мигрировала из Греции в Болгарию . [ 1 ] Похожая икона более позднего времени находится в Бачковском монастыре , болгарском монастыре, основанном двумя братьями в 1083 году. [ 1 ] На верхнем этаже костницы находится икона, мало чем отличающаяся от мозаичной иконы Христа Латомоса . На нем изображен молодой Христос в том же ореоле света, держащий в руках свиток, на котором на греческом языке написано Исайя 25:9. «Эта сцена имела свою модель в мозаике Хосиоса Давида », - сказал Винулович. [ 1 ]
Poganovo icon
[ редактировать ]В середине ХХ века другая знаменитая икона неопределенного происхождения (называемая « Икона из Поганово» или « Погановская икона» ) стала предметом исследования и была передана в склеп соборной церкви Святого Александра Невского в Софии , Болгария , до начало Первой мировой войны . [ 4 ] [ 1 ] До этого он хранился в Поганово , за что и получил свое название. Эту икону описывают как «возможно, самую захватывающую и загадочную» икону периода Палеологов . [ 20 ]
Погановская икона, как и икона в Бачковском монастыре , композиционно близка к древней Латомосской иконе. В отличие от иконы Латомоса, Погановская икона не мозаика, а написана на деревянной доске темперной краской. Кроме того, на Погановской иконе имеются следы от гвоздей на руке Христа, тогда как на иконе Христа Латомоса таких следов нет. [ 1 ] Опознавательные имена приписаны также двум второстепенным фигурам Погановской иконы; Иезекииль и Аввакум. [ 4 ]
Многие исследователи предполагали, что Погановская икона возникла в четырнадцатом веке, но доказательства не были убедительными. [ 1 ] Из-за различий между иконой Поганово и иконой Христа Латомоса Андреас Ксингопулос предположил, что она могла быть основана не на самой иконе Латомоса, а, скорее, на миниатюрном рисунке иконы в тексте Диегезиса . [ 21 ] До сих пор остается спор о том, кто заказал икону и по какому случаю. [ 11 ]
На Погановской иконе фигура Христа держит свиток с тем же текстом, что и свиток на иконе Христа Латомоса . Собственно, на самой Погановской иконе написаны слова: «Чудо Иисуса Христа Латомоса». В книге Аввакума написан стих Иезекииля 3:1: «Сын человеческий, съешь этот свиток». [ 1 ] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что и Погановская икона, и икона Бачковского монастыря были копиями первоначального прототипа – иконы Христа Латомоса.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и Эрдельян, Елена; Герм, Мартин; Павичич, Ивана Приятель; Матияшич, Марина Вицеля (2018). Миграции в визуальном искусстве . Белград, Сербия: Факультет философии Белградского университета. стр. 175–186. дои : 10.4312/9789610601166 . ISBN 978-961-06-0116-6 . S2CID 158401629 .
- ^ Турта, Анастасия; Куркутиду-Николаиду, Эфтихия (2005). Краткий путеводитель: Музей византийской культуры (Иллюстрированное изд.). Капон Издания. ISBN 978-9607037725 .
- ^ Jump up to: а б с Арчос, Ирен (5 октября 2015 г.). «Безбородый Иисус: История мозаики V века монастыря Латому Святого Давида Салоникского» . Греко-американская девушка . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джеймс, Лиз; Николсон, Оливер; Скотт, Роджер, ред. (2021). «Женщины, помнящие женщин? Мотив «Чудо в Латомосе» в средневековой Македонии». После текста: Византийские запросы в честь Маргарет Маллетт . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000468717 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Микс, Уэйн А. (2002). Хилтон, Аллен Р.; Снайдер, Х. Грегори (ред.). В поисках ранних христиан: избранные очерки (иллюстрированное издание). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Йельского университета. стр. 230–253. дои : 10.12987/Йель/9780300091427.001.0001 . ISBN 978-0300091427 .
- ^ Jump up to: а б Клойстерс, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), Отдел средневекового искусства и; Нью-Йорк), Метрополитен-музей (Нью-Йорк (2004). Византия: Вера и сила (1261–1557) . Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-113-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с В. Грумель, Мозаика «Бог-Спаситель» в монастыре «Латоме» в Салониках (обнаружена в августе 1927 г.), Echos d'Orient 29 (1930), стр. 157–175, 161; Т. Е. Григорий, Максимиан , в: Оксфордский византийский словарь , Vol. 2, изд. А.П. Каждан и др., Лондон 1991, 1321.
- ^ Jump up to: а б с «Назидательное повествование о Богочеловеческом образе Господа нашего Иисуса Христа, составленное Игнатием, монахом и игуменом монастыря Акапний», в Varia graeca Sacra , изд. Афанасиос Пападопулос-Керамеус (Записки историко-филологического факультета императоров С.-Петербургского университета, 95; СПб.: В. Ф. Киршбаума, 1909).
- ^ Jump up to: а б А. Семоглу, Теофания Латома и упражнения художественных интерпретаций во время византийских «ренессансов», Новые означающие (видения) Бога, в: Византийские Возрождения: Диалог культур, Наследие античных традиций и современности , изд. М. Яноха и др., Варшава, 2012 г., стр. 231–239, 233–234; Дж. Снайдер, Значение слова «Maiestas domini» в Хосиосе Давиде, Византия 37 (1967), стр. 143–152, 146–147.
- ^ Санидопулос, Джон (28 июня 2010 г.). «Святой Сеннуфий Знаменосец» . Православное христианство тогда и сейчас . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пенчева, Биссера (2000). « Воображаемые образы: видения спасения и заступничества на двусторонней иконе из Поганово», Dumbarton Oaks Papers Vol. 54» . Думбартон-Оукс, попечители Гарвардского университета: 139–53. дои : 10.2307/1291835 . JSTOR 1291835 . Проверено 16 июня 2022 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Древний Рим – Диоклетиан» . www.britanica.com . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Анаргирой, Агиой (5 сентября 2010 г.). «Полная благодати и истины: Чудная икона Христа Латомоса» . Полный Благодати и Истины . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Гэддис, Майкл (2005). Нет преступления для тех, у кого есть Христос: религиозное насилие в христианской Римской империи. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-24104-5.
- ^ «Святейший Отец наш Сеннуфий Знаменосец (4 в.) – святой дня | Служение древней веры» . www.ancientfaith.com . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Церковь Осиоса Давида (Салоники)» . Византийское наследие . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Андре Грабарь, О византийской иконе XIV века из Софийского музея (Заметки об источниках и процессах художников при Палеологе), Археологические тетради 10 (1959), стр. 239–304, 296.
- ^ Брубейкер, «Политика, покровительство и искусство в Византии девятого века», 10; Г. Галаварис, Иллюстрации к литургическим проповедям Григория Назианза , Исследования по освещению рукописей 6 (Принстон, 1969), стр. 120–25.
- ^ «Исихазм | Определение, история, практика и факты | Британника» . www.britanica.com . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ М. Василаки, изд. Богородица: изображения Богородицы в византийском искусстве (Афины-Милан, 2000) № 86
- ^ Андреас Ксингопулос, На двустороннем конусе Поганово, Археологические тетради 12 (1962), стр. 341–350.