Табор Лайт

Часть серии о |
Паламизм |
---|
![]() |
![]() |
В восточно-православном христианском богословии Фаворский свет ( древнегреческий : Φῶς τοῦ Θαβώρ «Свет Фаворский», или Ἄκτιστον Φῶς «Несотворенный свет», Θεῖον Φῶς « Божественный свет »; русский : Фаворский свет «Фаворский свет»; грузинский : თაბ ორის ნათება ) — свет, явленный на горе Фавор при Преображении Иисуса , отождествляемый со светом, увиденным Павлом при его обращении .
Как богословское учение нетварная природа Фаворского света была сформулирована в XIV веке Григорием Паламой , афонским монахом, защищавшим мистические практики исихазма от обвинений в ереси Варлаама Калабрийского . Если рассматривать эту точку зрения как богословскую доктрину, она известна как паламизм в честь Паламы. [ 1 ] [ 2 ]
Эта точка зрения была очень спорной, когда она была впервые предложена, что вызвало исихастскую полемику , и фракция паламитов одержала победу только после военной победы Иоанна VI Кантакузина в византийской гражданской войне 1341–1347 годов . С 1347 года это официальная доктрина восточного православия , хотя она остается без явного подтверждения или отрицания со стороны католической церкви . Католические богословы отвергли это в прошлом. [ нужен год ] но с конца 20 века католическая точка зрения стала более благоприятной. [ 3 ] Некоторые западные ученые представили паламизм как совместимый с католической доктриной. [ 4 ] В частности, Папа Иоанн Павел II в 1996 году благосклонно отзывался об исихастской духовности: [ 5 ] [ 6 ] а в 2002 году он назвал Преображение четвертой Светлой Тайной Святого Розария . [ 7 ]
В восточном православии
[ редактировать ]Согласно исихастской мистической традиции восточно-православной духовности, полностью очищенный святой, достигший божественного союза , испытывает видение божественного сияния, которое является тем же «светом», который был явлен ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения. Этот опыт называется теорией . Варлаам (и интерпретация западным христианством апофатизма как отсутствия Бога, а не непознаваемости Бога) считал этот взгляд на исихастов политеистическим, поскольку он, казалось, постулировал две вечные субстанции: видимую ( божественные энергии ) и невидимую (божественные энергии). божественная усия или сущность). Секо и Масперо утверждают, что паламитское учение о нетварном свете коренится в прочтении Паламой Григория Нисского . [ 8 ]
Примеры Нетварного Света вчитываются в Ветхий Завет православными христианами, например, Неопалимая Купина . [ 9 ]
Отождествление с адским огнем
[ редактировать ]Многие православные богословы отождествляли Фаворский свет с адским огнем . По мнению этих богословов, ад — это состояние тех, кто не примирился с нетварным светом и любовью к Богу и сгорает от этого. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] По словам Иоанна Полемеса, Феофан Никейский считал, что для грешников «божественный свет будет восприниматься как карающий адский огонь». [ 13 ]
По словам Иоанна Полема, Палама сам не отождествлял адский огонь с Фаворским светом: «В отличие от Феофана, Палама не верил, что грешники могут испытать божественный свет [...] Палама, кажется, нигде в своих произведениях не принимает Мнение Феофана о том, что свет Фавора тождествен адскому огню». [ 14 ]
Римский католицизм
[ редактировать ]
Паламизм божественных «действий» Григория Паламы, никогда не была принята схоластическими богословами Латинской , теология католической церкви , которые придерживались твердого взгляда на простоту Бога, понимаемую как Actus purus . Это доктринальное разделение усилило раскол между Востоком и Западом Великого раскола на протяжении 15-19 веков, и только Папа Иоанн Павел II открыл возможность примирения, выразив свое личное уважение к этой доктрине.
Католицизм традиционно рассматривает славу , явленную на Фаворе, как символ эсхатологической славы небес; в латинском гимне XV века Coelestis formam gloriae :
О дивный тип, о прекрасное видение
славы, которую Церковь разделит
Что показывает Христос на горе
где ярче солнца он светится
С сияющим лицом и ярким нарядом
Христос соизволил проявиться сегодня
Какая слава будет принадлежать им наверху?
которые радуются о Боге совершенной любовью. [ 15 ]
Папа Григорий Великий писал о людях, благодаря которым, «еще живя в этой тленной плоти, но возрастая в неисчислимой силе благодаря некоторой проницательности созерцания, можно увидеть Вечное Сияние». [ 16 ] В своей поэме «Книга двенадцати бегинок » Иоанн Рейсбрук XIV века, , фламандский мистик беатифицированный папой Пием X в 1908 году, писал о «нетварном Свете, который не является Богом, но является посредником между Ним и «видящим». мысль» как освещающая созерцателя не в высшем модусе созерцания, а во втором из четырех восходящих модусов. [ 17 ]
Римско-католический проэкуменизм при Иоанне Павле II с 1980-х годов. искали точки соприкосновения в вопросах доктринального разделения между Восточной и Западной Церковью. Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал свое уважение к восточному богословию как к обогащению всей церкви и положительно отзывался об исихазме. [ 5 ] [ 6 ] В 2002 году он также назвал Преображение четвертой Светлой Тайной Святого Розария . [ 7 ] Восточное учение о «нетварном свете» не было официально принято в Католической Церкви, которая также официально не осудила его. Все больше представителей Западной Церкви считают Григория Паламу святым, даже если он не канонизирован. [ 18 ] «Некоторые западные ученые утверждают, что учение самого св. Григория Паламы совместимо с римско-католической мыслью по этому вопросу». [ 19 ] В то же время антиэкуменические течения внутри восточного православия представили доктрину Фаворского света как главное догматическое разделение между Восточной и Западной церковью, а исихастское движение даже описывалось как «прямое осуждение папизма». [ 20 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]«Свет Табора» также использовался в популярной прессе 1938 года в отношении таинственного света, замеченного вокруг кладбища под названием «Табор» недалеко от Эстерхази, Саскачеван , Канада. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Мейендорф, «Гора Афон в четырнадцатом веке: духовное и интеллектуальное наследие» в документах Думбартон-Оукса, 1988 г.
- ^ RM Френч, Предисловие к Николаю Кавасиле, Джоан Мервин Хасси, П.А. Макналти (редакторы), Комментарий к Божественной литургии (издательство Св. Владимирской семинарии, 1974 г.) ISBN 978-0-913836-37-8 ), с. х
- ^ «Западный мир начал заново открывать то, что можно назвать утраченной традицией. Исихазм, который никогда не был чем-то близким к занятиям ученых, теперь изучается западными богословами, которые поражены глубокой мыслью и духовностью поздней Византии». Преображение в византийском богословии и иконографии (Издательство Свято-Владимирской семинарии, 2005 , ISBN 0-88141-295-3 ), стр. 215-216.
- ^ Майкл Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), Участники Божественной природы (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN 0-8386-4111-3 ), с. 243
- ^ Jump up to: а б «Папа Иоанн Павел II, Ангелус, 11 августа 1996 г.» . www.ewtn.com . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Оригинальный текст (на итальянском языке) Говоря об исихастском споре , Папа Иоанн Павел II сказал, что термин «исихазм» относится к практике молитвы, отмеченной глубоким спокойствием духа, стремящегося непрерывно созерцать Бога, призывая имя Иисуса. По словам Папы, хотя с католической точки зрения и существовала напряженность в отношении некоторых разработок этой практики, нельзя отрицать доброту намерения, вдохновившего ее на защиту, которое заключалось в том, чтобы подчеркнуть, что человеку предлагается конкретная возможность объединиться в своей внутреннее сердце с Богом в том глубоком союзе благодати, известном как теозис , обожение.
- ^ Jump up to: а б «Светлые тайны», опубликованные в Розарии Девы Марии , октябрь 2002 г.
- ^ Сухой, Люк Ф. Мэтью; Масперо, Джулио (2009). Словарь Брилла Григория Нисского Брилл. п. 382. ИСБН 978-9004169654 .
- ^ «Еврейско-православный диалог» .
- ^ Чопелас, Питер (2016), «Несотворенные энергии» , Рай и ад в загробной жизни согласно Библии
- ^ Мметаллинос, Джордж (март 2009 г.). «Рай и ад в православной традиции» . Православное наследие . 7 (3).
- ^ Влахос, Иерофей , Жизнь после смерти , стр. 254–261, заархивировано из оригинала 2 сентября 2017 г. , получено 1 сентября 2017 г.
- ^ Полемес, Иоанннес (1996). Феофан Никейский: его жизнь и труды . Том 20. Издательство Австрийской академии наук. п. 99.
- ^ Полемес, Иоанннес (1996). Феофан Никейский: его жизнь и труды . Том 20. Издательство Австрийской академии наук. п. 100.
- ^ Сарум Бревиарий , Венеция, 1495 г.; пер. Преподобный Джон М. Нил , 1851 г.
- ↑ Григорий Великий, Моралия , книга 18, 89.
- ^ ван Рейсбрук, Ян (1913). Книга двенадцати беген . Перевод Фрэнсиса, Джона. Лондон: Джон М. Уоткинс. п. 40.
- ^ Пеликан, Ярослав (1983). «Предисловие» . В Мейендорфе, Джон (ред.). Триады . Классика западной духовности. Паулист Пресс. п. xi. ISBN 978-0-8091-2447-3 .
- ^ Майкл Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), Участники Божественной природы (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN 0-8386-4111-3 ), с. 243
- ^ «Святой Григорий Палама и Папа Римский» , «Православная традиция» , том XIII, номер 2, Центр традиционалистских православных исследований (1996). «Те, кто просвещены Богом, знают Его истинно, как и некоторые православные Папы Рима до падения этой Церкви, но это знание является исключительно продуктом соединения со Христом, как в случае нищего, так и в случае Папы, как говорит св. Так красноречиво рассуждает Григорий в своем эссе. Περὶ Θείας καὶ Θεοποιοῦ Μεθέξεως [О Божественном и обожествляющем участии] (Хресту, указ. соч. , Т. 3, стр. 212-261). Сама структура паламитского богословия не допускает какого-либо приписывания кому-либо в Церкви универсальной юрисдикции или власти, за исключением традиционного смысла «чести» и «высочества». Св. Григорий решительно и однозначно отождествляет истинное учение и всякую власть с духовным просвещением, которое, в свою очередь, является продуктом истинной и подлинной встречи с Богом, разделяемой всеми просвещенными личностями сообща и равно. Исихазм есть прямое осуждение папизма ». (стр. 26 и далее, курсив в оригинале)
- ^ Кристенсен, Джо-Энн (1995). Истории о привидениях Саскачевана Дандурн. п. 104. ИСБН 9780888821775 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клукас, Лоуэлл (1985). «Триумф мистицизма в Византии в четырнадцатом веке». Врионис-младший, Сперос (ред.). Византийские исследования в честь Милтона В. Анастоса, Byzantina kai Metabyzantina . Малибу.
- Лосский, Владимир (1976) [1957]. Мистическое богословие Восточной Церкви . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 0-913836-31-1 . Перевод Очерк мистического богословия Восточной церкви (на французском языке). 1944 год.
- Мэлони, Джордж Энтони (1978). Теология нетварных энергий . Издательство Университета Маркетта. ISBN 978-0-87462-516-5 .
- Пападеметриу, Джордж К. (2004). Знакомство со святителем Григорием Паламой . Православная пресса Святого Креста. ISBN 978-1-885652-83-6 .
- Мейендорф, Джон (1959). Исследование Григория Паламы . Православная богословская библиотека. Вера Пресс.
- Андреопулос, Андреас (2005). Метаморфоза: Преображение в византийском богословии и иконографии . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 0-88141-295-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Свет в иконке. Архивировано 28 сентября 2007 г. на Wayback Machine (russia-hc.ru).
- Неделя святителя Григория Паламы (Вторая неделя Великого и Святого поста) [ постоянная мертвая ссылка ] Бенедикт Серафим
- Теория, Фаворский свет (фотисмос) как видение