Парламент семинара
Парламент семинара | |
---|---|
Рожденный | 1290 |
Умер | 1 июня 1348 г. Гераче , Неаполитанское королевство |
Образование | Константинопольский университет |
Богословская работа | |
Традиция или движение | Варлаамизм |
Основные интересы | Филология |
Известные идеи | Отказ от исихазма |
Варлаам Семинарский ( Бернардо Массари , как мирянин), [1] [2] в. 1290–1348, или Варлаам Калабрийский ( греч . Βαρλαὰμ Καλαβρός ) — василианский монах , теолог и ученый -гуманист, родившийся на юге Италии . Он был учёным и священнослужителем 14 века, а также гуманистом , филологом и богословом .
Когда Григориос Палама защищал исихазм ( мистическое учение Восточной Православной Церкви о молитве), Варлаам обвинил его в ереси . Три восточно-православных синода вынесли решение против него и в пользу Паламы (два Софийских собор собора в июне и августе 1341 г. и Влахернский в 1351 г.).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Варлаам родился на территории нынешней коммуны Семинара восточно - , Калабрия , в грекоязычной православной среде. [3] Он был этническим греком . [4] [5] [6]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Бернардо переехал в Константинополь в 1320-х годах, где вскоре получил доступ в церковные и политические круги, особенно в круги императора Андроника III Палеолога , который дал ему должность преподавателя в университете. Он был пострижен в монахи в монастыре Сант-Элия-ди-Капассино и получил имя Варлаам. [7]
В конце концов он был назначен игуменом (игуменом) Спасо-Спасского монастыря и ему были поручены две конфиденциальные миссии от имени императора.
Историк Колин Уэллс характеризует Варлаама как «гениального, но острого на язык», описывая его как «досконально сведущего в классике, астронома, математика, а также философа и богослова». [6] Однако, по словам Уэллса, «эта выдающаяся ученость сочеталась с высокомерной, саркастической манерой поведения, временами настолько едкой, что он отталкивал даже друзей и союзников». [6]
В 1333–1334 годах Варлаам взялся вести переговоры об унии церквей с представителями папы Иоанна XXII . По этому случаю он написал двадцать один трактат против латинян, в которых выступал против папского первенства и доктрины filioque . Император Андроник III отправил Варлаама с важными дипломатическими миссиями к Роберту Мудрому в Неаполь и к Филиппу VI в Париж. В 1339 году его послали к изгнанному папе Бенедикту XII в Авиньон, чтобы предложить крестовый поход против турок и обсудить объединение церквей, но это его начинание не увенчалось успехом. По этому поводу он встретил Петрарку .
Вернувшись в Константинополь, Варлаам работал над комментариями на Псевдо-Дионисия Ареопагита под патронажем Иоанна VI Кантакузина .
Ранний конфликт между Варлаамом и Паламой
[ редактировать ]Около 1336 года Григорий Палама получил копии трактатов, написанных Варлаамом против латинян, осуждающих включение ими Филиокве в Никейский Символ веры . Палама не согласился с аргументом Варлаама в его поддержку, поскольку Варлаам заявил, что от попыток продемонстрировать природу Бога (в частности, природу Святого Духа) следует отказаться, поскольку Бог в конечном итоге непознаваем и недоказуем для людей. Так, Варлаам утверждал, что невозможно определить, от кого исходит Святой Дух. По словам Сары Дж. Деннинг-Болле, Палама считал аргумент Варлаама «опасным агностиком». В своем ответе, озаглавленном «Аподиктические трактаты», Палама настаивал на том, что действительно доказуемо, что Святой Дух исходил от Отца, а не от Сына. [8] Между ними последовала серия писем, но они не смогли разрешить свои разногласия мирным путем.
Споры об исихасте
[ редактировать ]В отличие от учения Паламы о том, что «слава Божия», явленная в различных эпизодах еврейского и христианского Писания (например, горящий куст, увиденный Моисеем , Свет на горе Фавор при Преображении ), на самом деле была нетварными Энергиями Бога ( т. е. благодать Божия), Варлаам считал, что они были сотворенными следствиями, потому что никакая часть Бога вообще не может быть непосредственно воспринята людьми. Православные истолковали его позицию как отрицание обновляющей силы Святого Духа , который, по словам различных восточно-православных гимнов, «сделал апостолов из рыбаков» (т. е. сделал святыми даже из необразованных людей). В своих антиисихастических произведениях Варлаам считал, что познание житейской мудрости необходимо для совершенствования монахов, и отрицал возможность видения божественной жизни.
Нападки Варлаама на исихазм
[ редактировать ]Стивен Рансимен сообщает, что, разгневанный нападками на него Паламы, Варлаам поклялся унизить Паламу, нападая на исихастское учение, главным сторонником которого стал Палама. Варлаам посетил Фессалоники , где познакомился с монахами, следовавшими исихастскому учению. Рансиман описывает этих монахов как невежественных и не имеющих настоящего понимания учения исихастов. Варлаам издал ряд трактатов, высмеивающих абсурдность практик, о которых он сообщал, включая «чудесные разделения и воссоединения духа и души, общение демонов с душой, разницу между красным светом и белым светом, вход и выход разума через ноздри с дыханием, щитов, собирающихся вокруг пупка, и, наконец, соединения Господа Нашего с душой, которое происходит в полной и разумной уверенности сердца внутри пупок." Варлаам сказал, что монахи утверждали, что видят божественную сущность телесными глазами, что он считал чистым мессалианством. На вопрос о свете, который они видели, монахи ответили ему, что он не был ни от сверхсущественной сущности, ни от ангельской сущности, ни от самого Духа, но что дух созерцал его как другую ипостась. Варлаам язвительно заметил: «Должен признаться, что я не знаю, что это за свет. Я знаю только, что его не существует». [9]
По словам Рансимена, атака Варлаама достигла цели. Он показал, что в руках монахов, которые были недостаточно обучены и не знали истинного исихастского учения, психофизические заповеди исихазма могли привести к «опасным и нелепым результатам». Многим византийским интеллектуалам исихазм казался «шокирующе антиинтеллектуальным». Варлаам прозвал исихастов «омфалоскопами» (смотрящими на пупок); это прозвище определило тон большинства последующих западных писаний о византийских мистиках. Однако триумф Варлаама был недолгим. В конечном счете, византийцы питали глубокое уважение к мистицизму, хотя и не понимали его. И в лице Паламы Варлаам нашел противника, который превосходил его по знаниям, интеллекту и навыкам изложения. [10]
Триады
[ редактировать ]В ответ на нападки Варлаама Палама написал девять трактатов под названием «Триады в защиту тех, кто практикует священное спокойствие». Трактаты называются «Триады», потому что они были организованы как три набора по три трактата.
Триады писались в три этапа. Первая триада была написана во второй половине 1330-х годов и основана на личных беседах между Паламой и Варлаамом, хотя имя Варлаама ни разу не упоминается. [11]
Учение Григория было подтверждено настоятелями и главными монахами Афона, собравшимися на синоде в 1340–1340 гг. В начале 1341 года монашеские общины Афона под руководством и вдохновением Паламы написали Агиоритический том. Хотя в Фолианте Варлаам не упоминается по имени, работа явно нацелена на взгляды Варлаама. Фолиант представляет собой систематическое изложение учения Паламы и стал фундаментальным учебником византийского мистицизма. [12]
Варлаам также возражал против учения исихастов о нетварной природе света, опыт которого, как говорили, был целью исихастской практики, считая его еретическим и кощунственным . Исихасты утверждали, что он имеет божественное происхождение и тождественен свету , явленному ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения . [13] Варлаам считал это учение о «нетварном свете» политеистическим, поскольку оно постулировало две вечные субстанции: видимого и невидимого Бога. Варлаам обвиняет использование Иисусовой молитвы как практику богомильства . [14]
Вторая триада напрямую цитирует некоторые сочинения Варлаама. В ответ на эту вторую триаду Варлаам составил трактат «Против мессалиан», связывающий исихастов с мессалианами и тем самым обвиняющий их в ереси. В «Против мессалиан» Варлаам впервые напал на Григория по имени. [15] Варлаам насмешливо называл исихастов омфалопсихами (людьми с душой в пупке) и обвинял их в ереси мессалианства , известного также как богомильство . на Востоке [14] [16] По словам Мейендорфа, Варлаам рассматривал «любое утверждение о реальном и сознательном переживании Бога как мессалианство». [17] [18] [19]
В третьей Триаде Палама опроверг обвинение Варлаама в мессалианстве, продемонстрировав, что исихасты не разделяли антисакраментализм мессалиан и не заявляли, что физически видят сущность Бога своими глазами. [17] По словам Джона Мейендорфа, «Григорий Палама направляет всю свою полемику против Варлаама Калабрийца на вопрос об эллинской мудрости, которую он считает главным источником ошибок Варлаама». [20]
Исихастские соборы в Константинополе
[ редактировать ]Стало ясно, что спор между Варлаамом и Паламой непримирим и потребует решения епископского собора. Для рассмотрения этих вопросов в Константинополе была проведена серия из шести патриарших соборов 10 июня 1341 г., августа 1341 г., 4 ноября 1344 г., 1 февраля 1347 г., 8 февраля 1347 г. и 28 мая 1351 г. [21]
Спор об исихазме разгорелся на синоде, состоявшемся в Константинополе в мае 1341 года под председательством императора Андроника III . сочинения Псевдо-Дионисия Собрание, под влиянием почитания, с которым в Восточной Церкви держались , осудило отрекшегося Варлаама . Вселенский патриарх настоял на уничтожении всех сочинений Варлаама, и поэтому полных копий трактата Варлаама «Против мессалианства» не сохранилось. [8]
Главный сторонник Варлаама император Андроник III умер всего через пять дней после окончания синода. Хотя Варлаам первоначально надеялся на второй шанс представить свое дело против Паламы, вскоре он осознал тщетность преследования своего дела и уехал в Калабрию, где обратился в Латинскую церковь и был назначен епископом Гераче . [15]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Покинув Константинополь, Варлаам был принят в Латинскую церковь в Авиньоне в 1342 году и рукоположен в епископа Гераче . [10]
В 1346 году он был назначен папским послом в Константинополь, но, поскольку его миссия закончилась неудачей, он вернулся в Гераче, где и умер в 1348 году. [10]
Наследие
[ редактировать ]Варлаам своим воспитанием и философией преодолел разрыв между христианским Востоком и Западом. Хотя ему так и не удалось удовлетворительным образом синтезировать обе традиции, в конечном итоге он оказал влияние на обе. На зелотов Фессалоники повлияло учение Варлаама, и его аргументы повлияли на догматическое определение исихазма в Восточной Церкви. Владея греческим языком , он преподавал Петрарке некоторые основы греческого языка.
Критики считают, что возвышение Варлаамом философии над богословием является причиной его осуждения со стороны Восточной церкви:
Варлаам переоценивал значение философии для богословия, утверждая, что только через философию человечество может прийти к совершенству. Таким образом, он отрицал обновляющую силу Святого Духа, которая даже из необразованных людей делает святыми, как сделала апостолами рыбаков. Будучи гуманистом, Варлаам делал упор на тварные средства спасения (например, философию и знание) и уменьшал роль благодати Святого Духа. [22]
По словам о. Джон Мейендорф , «Григорий Палама направляет всю свою полемику против Варлаама Калабрийца на вопрос о «эллинской мудрости», которую он считает главным источником ошибок Варлаама». [20] По сей день вопросы, поднятые Варлаамом, рассматриваются восточно-православными богословами:
Взгляды Варлаама – что мы не можем на самом деле знать, Кто именно есть Святой Дух (результатом чего является агностицизм ), что древнегреческие философы превосходят Пророков и Апостолов (поскольку разум находится выше видения Апостолов), что Свет Преображения есть то, что создается и может быть уничтожено, что исихастский образ жизни (т. е. очищение сердца и непрестанная умная молитва) не является существенным, – это взгляды, выражающие сверхсхоластический и, следовательно, секуляризованный взгляд на богословие. Святитель Григорий Палама предвидел опасность, которую эти взгляды таили для Православия, и силой и энергией Пресвятого Духа, а также тем опытом, который он сам приобрел, будучи преемником Святых Отцов, противостоял этой великой опасности и сохранил в чистоте Православную Веру. и Традиция. [23]
См. также
[ редактировать ]- Григорий Ациндин
- Византийские ученые эпохи Возрождения
- Различие сущности и энергий
- Исихазм
- Свет Фавора
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Б. Трампер, «Калабрия в ее пространственно-временном измерении» (на итальянском языке). Архивировано 14 апреля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Кристофер Кляйхенц и др., Средневековая Италия. Энциклопедия , И., Рутледж, 1993, с. 97: «Варлаам Калабрийский (Бернардо Массари, ок. 1290–1348 или ок. 1350)».
- ^ Сгарби, Марко (2022). Энциклопедия философии Возрождения . Спрингер Природа. п. 323. ИСБН 978-3-319-14169-5 .
- ^ Джуги, Мартин (1940) «Варлаам, разве он не католик?». Эхо Востока , 39 (197): 100–125. Доступно на сайте: Persee.fr.
- ^ Вакалопулос, Апостолос (1970). Происхождение греческой нации: византийский период, 1204–1461 гг . Издательство Университета Рутгерса. п. 235. ИСБН 978-0-8135-0659-3 .
Это был монах Варлаам (Бернардо) греческого происхождения из семинарии в Калабрии...
- ^ Jump up to: а б с Уэллс, Колин (2006). Отплытие из Византии: как потерянная империя сформировала мир . Random House, Inc. с. 47. ИСБН 9780553901719 .
Византийским гуманистом, который спровоцировал полемику об исихасте, был блестящий, но острый на язык грек из южной Италии по имени Варлаам... досконально сведущий в классике, астроном, математик, а также философ и богослов. К несчастью для него, эта огромная ученость сочеталась с высокомерной, саркастической манерой поведения, временами настолько едкой, что он отталкивал даже друзей и союзников. Варлаам родился около 1290 года в Калабрии на юге Италии и в 1320 году прибыл в Константинополь.
- ^ Джованни Фиоре да Кропани, Della Calabria illustrata , III., Руббеттино, 1999. См. также: Эудженио Гарин , «История итальянской философии», vibs, 2008.
- ^ Jump up to: а б Святой Григорий Палама (1999). Диалог между православным и варлаамитом . Глобальное академическое издание. п. 3. ISBN 9781883058210 .
- ^ (Рансиман, 1986), с. 141.
- ^ Jump up to: а б с Рансиман, Стивен (1986). Великая Церковь в плену: исследование Константинопольского Патриархата от кануна турецкого завоевания до греческой войны за независимость . Издательство Кембриджского университета. п. 142. ИСБН 9780521313100 .
- ^ (Деннинг-Болле, 1999), стр. 5.
- ^ Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Merriam-Webster, Inc. 1999. с. 836 .
- ^ Парри, Кен и Дэвид Меллинг, ред., Словарь восточного христианства Блэквелла (Малден, Массачусетс: Blackwell Publishing, 1999), стр. 231. ISBN 0-631-23203-6 .
- ^ Jump up to: а б 1. Его учение о свете на горе Фавор, который, как он утверждал, был создан.2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинял в том, что она является практикой богомилов; также обвинил его в непровозглашении Христа Богом. Григорий Палама: Историческая хронология - Приложение I: Хронология: Варлаам и соборы 1341 года от барона Мейендорфа. Архивировано 7 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б «Григорий Палама: Исторический обзор» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ (Деннинг-Болле, 1999), стр. 4.
- ^ Jump up to: а б Палама, святитель Григорий; Мейендорф, Джон (1983). Григорий Палама . Паулист Пресс. п. 4. ISBN 9780809124473 .
- ^ «обвинение Григория Паламы в мессалианстве» ( Антонио Кариле, Салоники как центр православного богословия - перспективы в Европе сегодня [Салоники как центр православного богословия - перспективы в Европе сегодня] (Салоники 2000, стр. 131-140), английский перевод предоставлен Апостоликами Диаконией Элладской Церкви).
- ^ Заметки Джона С. Романидиса о полемике вокруг паламитов и связанных с ними темах. Греческий православный теологический обзор, том VI, номер 2, зима, 1960–61. Издано издательством Греческой православной богословской школы Святого Креста, Бруклин, Массачусетс. Доступно на сайте: Romanity.org.
- ^ Jump up to: а б о. Джон Мейендорф, Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы , 2-е изд. (Бронкс, Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета, 1987). ISBN 978-0-8232-0967-5
- ^ Григорий Палама: Историческая хронология , заархивировано 7 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Энциклопедия религии , 2-е издание (Справочники Macmillan, 2005, ISBN 978-0-02-865733-2 ), св «Варлаам Калабрийский».
- ^ Митрополит Иерофей (Влахос) . Православная духовность: краткое введение , (Рождённо-Богородичный монастырь, Левадия, Греция. 1994, ISBN 978-960-7070-20-3 ), http://www.orthodoxinfo.com/inquirers/hierotheos_difference.aspx , по состоянию на 13 июня 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]Работы Варлаама
- Джаннелли, Чиро. «План Варлаама по объединению церквей». В Miscellanea Джованни Меркати , т. 3, «Этюды и тексты», вып. 123. Ватикан, 1946. См. выдержки из его сочинений на стр. 157–208.
- Минь, Ж.-П., изд. Patrologia Graeca , vol. 151. Париж, 1857 г. Включает выдержки из « Беседы к Папе Бенедикту XII» и « Консультационной беседы» .
- Широ, Джузеппе, изд. Варлаам Калабро: Греческие послания . Палермо, 1954 год.
- Джон Чембер , Варлаам Монахи Логистик (1600), критический перевод Логистики
Работы о Варлааме
- Христу, Панайотис К. «Варлаам». В Threskeutikē kai ēthike enkuklopayeia , vol. 3, кол. 624–627. Афины, 1963 год.
- Судья, Мартин. «Варлаам Семинарский». В Словаре церковной истории и географии , т. 6, столбцы. 817–834. Париж, 1932 год.
- Мейендорф, Джон. «Плохой богослов единства в четырнадцатом веке: Варлаам Калабрийский». В книге «Церковь и церкви» , 1054–1954, вып. 2, с. 47–65. Шеветонь, 1955 год.
- «Варлаам Калабрийский» из журнала «Наука и ее времена» . Томсон Гейл, 2005–2006 гг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Григорий Палама: историческая хронология , заархивировано 21 марта 2019 г. в Wayback Machine.
- Заметки о паламитском споре и смежных темах - Часть I, автор: о. Джон Романидес
- Заметки о споре о паламитах и смежных темах - Часть II
- Гуманистические поиски единства знаний и православная метафизика света епископа Авксентия Фотикийского
- Познание, молитва и видение святителя Григория Паламы
- 1290 рождений
- 1348 смертей
- Жители столичного города Реджо-ди-Калабрия
- Итальянские гуманисты эпохи Возрождения
- Гуманисты греческого Возрождения
- Итальянские римско-католические богословы XIV века
- Греческие католики
- Люди, отлученные от церкви органами Восточной Православной Церкви
- Переходит в католицизм из восточного православия.
- Бывшие греческие православные христиане
- Византийские монахи XIV века.
- Итальянские римско-католические священники XIV века
- Восточно-православное духовенство XIV века
- Средневековые Салоники
- Антиисихазм
- Критика Восточной Православной Церкви
- Послы в Византийской империи
- Византийские писатели XIV века.