евхитяне
Евхиты , или мессалиане — христианская секта из Месопотамии распространившаяся в Малую Азию (современная Турция ) и Фракию . Имя «Мессалиан» происходит от сирийского mṣallyānā ��������������������������������, , что означает «тот, кто молится». [1] Греческий перевод — εὐχίτης , euchitēs , что означает то же самое.
История
[ редактировать ]Впервые о них упоминает в 370-х годах Ефрем Сирин , [2] Епифаний Саламинский , [3] и Джером , [4] [5] и упоминаются также архиепископом Аттиком , Феодотом Антиохийским и архиепископом Сисиннием . [6] Впервые они были осуждены как еретики на синоде 383 г. н.э. ( Сиде , Памфилия ), об актах которого упоминается в сочинениях Фотия . [7] Их лидером предположительно был человек по имени Петр, который утверждал, что он Христос . [8] Прежде чем быть побитым камнями за свои богохульства, он пообещал своим последователям, что через три дня восстанет из своей гробницы в образе волка , получив титул Ликопетруса или Петра Волка . [8] Христиане верили, что из могилы выйдет не Петр, а дьявол . замаскированный [9]
Они продолжали существовать в течение нескольких столетий, оказывая влияние на богомилов называют ликопетрийцами . Болгарии, которых в формуле отречения 1027 года [10] [8] и, таким образом, Боснийская церковь и катаризм . [11] К 12 веку секта достигла Богемии и Германии. [ нужна ссылка ] и по решению Трирского собора (1231 г.) был осужден как еретик.
Михаил Пселл , византийский монах, обвинял богомилов и евхитян в оргиастических практиках, инцесте и гомосексуализме . Более того, он утверждал, что дети, рожденные в результате такой беспорядочной деятельности, через восемь дней предстали перед сатанинским собранием, были предложены сатане, а затем съедены каннибалистически . Этот людоедский акт якобы был пародией на крещение . Евфимий Зигабен , более поздний византийский монашеский писатель, выдвигал те же обвинения. Подобные обвинения имеют долгую историю, и историки спорят о том, правдивы ли они в какой-либо степени: идея этих нечестивых действий может быть прослежена еще до предполагаемых практик некоторых гностических сект; действительно, подобная литературная традиция относительно ересей, по-видимому, возникла задолго до христианской эры, во время правления селевкидского правителя Антиоха IV Эпифана . [12]
Современные ученые также задаются вопросом, существовало ли за этими осуждениями последовательное еретическое движение, и вместо этого подчеркивают трения в Восточной церкви, вызванные « аскетическими практиками и образным языком мессалианства, гораздо более характерными для сирийского христианства , чем для имперской церкви с центром в Константинополе». [13]
Учения
[ редактировать ]Учение секты утверждало, что:
- Сущность ( ousia ) Троицы могла быть воспринята плотскими чувствами.
- Тройственный Бог преобразовал себя в единую ипостась (субстанцию), чтобы соединиться с душами совершенных.
- Бог принимал разные формы, чтобы открыться чувствам.
- Только такие разумные откровения Бога даруют совершенство христианину.
- Состояние совершенства, свободы от мира и страстей достигается поэтому исключительно молитвой, а не через церковь, крещение или какое-либо из таинств, не имеющих никакого действия ни на страсти, ни на влияние зла на душу (отсюда и их имя, что означает «Те, кто молятся»).
Мессалианцы учили, что, как только человек познал сущность Бога, он был освобожден от моральных обязательств и церковной дисциплины. [14] [15] У них были учителя-мужчины и женщины, «перфекти», которых они почитали больше, чем духовенство. Осуждение секты Иоанном Дамаскиным и Тимофеем Константинопольским выражало мнение, что секта придерживается своего рода мистического материализма . Их критики также обвиняли их в инцесте , каннибализме и «разврате» (в Армении их имя стало означать «грязные»). [16] но ученые отвергают эти утверждения. [17]
В мандейских текстах
[ редактировать ]Гельберт (2013, 2023) предполагает, что в Гиндза Рабба ( Правая Гинза 9.1) мандейский термин minunaiia («мнунейцы» или «минунайцы») на самом деле относится к мессалианам или евхитянам. [18] [19]
См. также
[ редактировать ]- Атинганой
- богомильство
- Карпократианцы
- катары
- Константин Хризомал
- Список гностических сект
- марцианисты
- Сергий-Тихик
- Тимофей Константинопольский
Библиография
[ редактировать ]- Лосский, Владимир (1983). Видение Бога . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 0-913836-19-2 . OCLC 10145807 .
- Плестед, Маркус (2004). Наследие Макария: место Макария-Симеона в восточнохристианской традиции . Оксфордские богословские монографии. Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926779-0 . OCLC 56319750 .
- Оболенский, Дмитрий (2004) [1948]. Богомилы: исследование балканского неоманихеизма . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-60763-6 .
- Рансиман, Стивен (1947). Средневековый манихей: исследование христианской дуалистической ереси . Издательство Кембриджского университета.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пейн Смит, Джесси. Краткий сирийский словарь . С. 294, 478 (для корня).
- ↑ Ефрем Сирин, Против ересей , 22.4.
- ^ Епифаний, Анкорат 13 и Панарион 80.
- ^ Джером, Диалог против пелагиан
- ^ Фрэнсис Янг, От Никеи до Халкидона , (2-е изд., 2010 г.), стр. 118.
- ^ Плестед 2004 , стр. 20–23.
- ^ Пирс, Роджер. «Фотий, Библиотека или Мириобиблион (Код. 1-165, Тр. Фриз)» .
- ^ Jump up to: а б с Джанет Гамильтон, Бернард Гамильтон, Юрий Стоянов Христианские дуалистические ереси в византийском мире, ок. 650-ок. 1450: Избранные источники , Издательство Манчестерского университета, 1998.
- ^ Джон Джортин, Заметки по церковной истории ... Второе издание, Том 2 , 1846 г.
- ^ М. Лоос, Дуалистическая ересь в средние века, Том 10 , Academia Publishing, Прага, 1974, стр.29
- ^ Рансимен 1947 .
- ^ Джеффри Бертон Рассел (1986). Люцифер: Дьявол в Средневековье . Издательство Корнельского университета. п. 48. ИСБН 0-8014-9429-Х .
- ^ Колумба Стюарт, «Работа в сердце Земли»: Мессалианский спор в истории, текстах и языке до 431 г. н. э. , (1991); Фрэнсис Янг, От Никеи до Халкидона , (2-е изд., 2010 г.), стр. 118.
- ^ Лосский 1983 , стр. 111–112.
- ^ Плестед 2004 , стр. 16–27.
- ^ Арендзен, Джон Питер (1911). Католическая энциклопедия . Том. 10. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Салмон, Джордж (1880). «Евхиты» . В Смите, Уильям; Уэйс, Генри (ред.). Словарь христианской биографии, литературы, сект и доктрин . Том. 2. Бостон: Литтл, Браун и компания. стр. 258–261.
- ^ Гельберт, Карлос (2013). Мандеи и христиане во времена Иисуса Христа: враги с первых дней церкви . Фэрфилд, Новый Южный Уэльс: Книги о живой воде. п. 285. ИСБН 978-0-9580346-4-7 . OCLC 853508149 .
- ^ Гельберт, Карлос (2023). Ключ ко всем тайнам Гиндза Рба . Сидней: Книги о живой воде. п. 702. ИСБН 9780648795414 .