Пневматомачи
Пневматомахи / ( ) , ˌ n ( j ) uː m ə ˈ t ɒ m ə k aɪ / ; греческий : Πνευματομάχοι Pneumatomákhoi также известные как македонцы или полуариане в Константинополе и тропики в Александрии, были выступавшей против Никейского Символа веры. сектой, который процветал в регионах, прилегающих к Геллеспонту, во второй половине IV - начале V веков. Они отрицали божественность Святого Духа , отсюда и греческое имя Пневматомахи или «Борцы против Духа» (от πνεῦμα pneuma , дух + μάχη machē , битва). [1]
История
[ редактировать ]Македоний I , основатель пневматомахов, был поставлен на престол арианами Константинопольский (342 г. н.э.) и возведен на престол императором Констанцием II , который во второй раз изгнал Павла, православного епископа. Он известен в истории своими гонениями на новацианов и католиков, поскольку оба утверждали единосущность Христа-Сына Отцу. Он не только изгонял тех, кто отказывался причащаться с ним, но и заключал одних в тюрьму, а других предал суду. Во многих случаях он применял пытки, чтобы принудить нежелающих общаться, принуждал к крещению некрещеных женщин и детей и разрушил множество церквей. Наконец, его жестокость спровоцировала восстание новациан в Мантиниуме , в Пафлагонии , в котором четыре имперские когорты были разбиты и почти все убиты. Его обнаружение тела императора Константина I было расценено как унижение Защитника Никейского Собора и привело к конфликту между арианами и антиарианцами, который наполнил церковь и окрестности кровавой резней. Поскольку раскопки произошли без санкции императора, Македоний впал в немилость. Римский император Флавий Юлий Констанций приказал свергнуть его партией Акаки, и в 360 году его сменил Евдоксий. Однако это низложение произошло не по доктринальным причинам, а на том основании, что он вызвал большое кровопролитие и допустил к причастию диакона. виновного о блуде . Македоний продолжал некоторое время жить недалеко от Константинополя и доставлять неприятности. Он умер около 364 г. [1]
Считается, что в эти последние годы он сформулировал свое неприятие Божества Святого Духа и основал свою секту. Его близость с Евномием Кизикским делает это вероятным. Некоторые учёные отвергают отождествление македонцев и пневматомахов, хотя это тождество утверждает Сократ , современный историк, живший в Константинополе. Никейский собор употребил всю свою энергию на защиту гомоусии Сына и уже добавил к Духу слова: «Мы верим в Святого Духа» без каких-либо оговорок. Из-за расплывчатости и нерешительности утверждений некоторых ранних отцов македонцы смогли обосновать и пропагандировать свои взгляды. Большинство членов этой секты были явно ортодоксальными в отношении единосущности Сына; они послали депутацию от полуарианского совета Лампсака (364 г. н.э.) к папе Либерию , который после некоторых колебаний признал здравость их веры; но что касается Третьего Лица, то и папа, и епископы довольствовались фразой: «Мы верим в Святого Духа». Скрываясь в пустыне во время своего третьего изгнания, Афанасий узнал от своего друга Серапион Тумисский из александрийских верующих, признающих Никею, но объявляющих Святого Духа простым творением и ангелом-служителем (на основании Послания к Евреям 1:14). [2] Афанасий сразу же написал Серапиону в защиту никейской веры и по возвращении из изгнания (362 г. н.э.) провел собор в Александрии , результатом которого стало первое официальное осуждение пневматомахов. было разослано синодальное письмо Жителям Антиохии с советом требовать от всех обращенных из арианства осуждения «тех, кто говорит, что Дух Святой есть творение и отделен от сущности Христа. исповедовавшиеся в Никее, осмеливаются хулить Духа Святого, отрицают арианство только на словах, а в мыслях возвращаются к нему». Тем не менее, в течение следующего десятилетия ересь, похоже, продолжалась, не встречая почти никакого сопротивления, за исключением Антиохийского Патриархата , где на синоде, состоявшемся в 363 году, Мелетий провозгласил православную веру. [1]
На Востоке движущей силой подавления секты был Амфилохий Иконийский, который в 374 году просил св. Василия Кесарийского написать трактат об истинном учении о Святом Духе. Он так и сделал, и его трактат представляет собой классическую работу по этому вопросу (peri tou hagiou II. M. 32). Дело в том, что он повлиял на своего брата Григория Нисского , чтобы тот написал свой трактат против македонян, из которого до нас дошла лишь часть и который, по-видимому, основан на словах: «Господь и Жизнедавец, исходящий от Отца. " Эти слова, взятые, по-видимому, из Иерусалимского Символа веры , были употреблены св. Епифанием Саламинским в его «Анкорате» при борьбе с римлянами (374 г. н. э.). Амфилохий Иконийский, как митрополит Ликаонский (другой части Малой Азии), в котором содержится , написал по согласованию со своими епископами синодальное письмо епископам Ликии изложение православного учения (377 г. н.э.). В Константинополе (379 г.) Григорий Назианзин произнес богословскую речь по этому поводу. [1]
Запад также поддержал католическое учение на синоде, состоявшемся в Иллирии и упомянутом Феодоритом (HE, IV, 8) и папой Дамасием в его письме к Павлину Антиохийскому . Секта была осуждена на Первом Константинопольском соборе , и внутренние разногласия вскоре привели к ее упадку. Сократ (HE, V, 24) утверждает, что некий македонский пресвитер Евтропий держал свои собственные монастыри, в то время как другие следовали за епископом Картериусом. Евстафий Севастийский, Сабин и Елевсий Кизикский, по-видимому, были лидерами, которых секта отвергла (о Евстафии см. Василий, Еп., CCLXIII, 3). В июне 383 г. император Феодосий I попытался посредством конференции подчинить арианские фракции. Елевсий вручил свой символ веры как представитель македонцев, как он представлял их вместе с Маркианом Лампсакским на Вселенском соборе в Константинополе. После этой бесплодной попытки примирения македоняне с другими еретиками приняли на себя все строгости Феодосийского кодекса и через поколение исчезли из истории. Сократ и Созом упоминают некоего Марафония, сделанного Епископ Никомедийский Македоний, занявший такое ведущее положение в секте, что в его честь их часто называли марафонцами. [1]
Через Св. Иеронима , Св. Августина , Св. Дамасия и Руфина имя македонцы стало привычным обозначением на Западе. Никаких сочинений Македония не сохранилось, но о пневматомахианских сочинениях упоминает Дидим Слепой , написавший превосходный трактат о Святом Духе в тридцати шести главах (переведенный на латынь св. Иеронимом по повелению папы Дамасия), и который ссылается на в своем более позднем труде (379 г.) о Троице (II, 7, 8, 10) к некоторым «Кратким изложениям» македонских учений, которыми он владел. [1]
По этому поводу святитель Григорий Нисский написал договор « О Святом Духе против пневматомахов Македонских» . [3] Григорий называет Бога Святого Духа «благим и святым, царственным, главным, животворящим, управляющим и освящающим всякую тварь». Это позволяет ему представить Духа как коррелята Отца и Сына. [4]
Убеждения
[ редактировать ]Пневматомахи (от греческого «дух» и «борцы», объединяющиеся как «борцы с духом») также известны как македонцы. Церковные источники приписывают епископа Македония I. основателю [5] [6] Сочинения самого Македония, а также пневматомахов были утеряны, и то, что утверждается об их учении, исходит из полемических опровержений церковных лидеров, которые считали их еретической сектой.
К концу жизни Македоний более полно развил свои богословские взгляды. [5] в том числе во время краткого выхода на пенсию перед смертью, [7] возможно, до того, как секта полностью возникла. [ нужна ссылка ] пневмомаха Доктрину поддержали Елевсий и Марафоний, последний был главным героем. [7] и оно получило распространение в Константинополе, Фракии, Вифинии и Геллеспонте . [7] При императоре Юлиане (361–363 гг. н. э.), который лично отверг христианство в пользу неоплатонического язычества и стремился вернуть Римскую империю к ее первоначальному религиозному эклектизму , пневматомахи имели достаточно власти, чтобы заявить о своей независимости как от ариан , так и от ортодоксов. [7]
Верования пневматомахов отличались от [7] но в чем-то напоминает арианство . [8] Церковные комментаторы утверждают, что они отрицали божественность Святого Духа и считали сущность Иисуса Христа «подобной субстанцией» ( homo i ousios ). [9] [10] но не «той же сущности» ( homoousios ), что и у Бога Отца . [10] Македоняне поддерживали гомойские вероучения Антиохии и и Селевкии осуждали гомойские вероучения Аримина и Константинополя . [11] и они созвали новые синоды, чтобы заручиться поддержкой своих взглядов и осудить своих оппонентов. [12]
Пневматомахи были осуждены в 374 году папой Дамасом I. [7] В 381 году нашей эры пневматомахианская концепция о том, что Святой Дух был творением Сына и слугой Отца и Сына, побудила Первый Константинопольский собор (также называемый Вторым Вселенским Собором) добавить: «И во Святом Духа, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, Который с Отцом и Сыном равнопоклоняем и прославляем, Который говорил через пророков», в Никейский Символ веры. [6] В результате Второго Вселенского Собора гомоусиос стал общепринятым определением православия . После этого македоняне были подавлены императором Феодосием I.
Три выдающихся святых IV века, Афанасий Александрийский , Василий Кесарийский и младший брат Василия Григорий Нисский, писали полемику против македонизма ( «Письма к Серапиону» , «О Святом Духе» , [13] и «О Святом Духе» соответственно).
Известные пневматомачи
[ редактировать ]- Македоний , епископ Константинопольский (342–346 и 351–360) [9] [14]
- Марафоний, епископ Никомедийский (ок. 351–?) [15]
- Елевсий , епископ Кизикский (ок. 351–360) [16] [17]
- Софроний , епископ Помпейопольский (?–360) [18]
- Евстафий , епископ Севастии [10]
- Сабин, епископ Гераклеи [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж
Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Джон Арендзен (1913). «Пневматомачи» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ эп. серап 1; Найдено здесь: Афанасий и CRB Shapland. Письма святителя Афанасия о Святом Духе. Перевод CRB Shapland. Лондон: Epworth Press, 1951. стр. 63 в формате pdf; стр. 60 книги Найти онлайн можно здесь: https://archive.org/details/TheLettersOfSaintAthanasiusConcerningTheHolySpirit/page/n9/mode/2up.
- ^ О Святом Духе против македонян .
- ^ Турческу, Лучиан (2005). « О Святом Духе: против македонян ». Григорий Нисский и понятие о божественных лицах . стр. 109–114. дои : 10.1093/0195174259.003.0007 . ISBN 0-19-517425-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Арендзен Пневматомачи. Статья в Католической энциклопедии (1913 г.), Чарльз Герберманн (редактор). Компания Роберта Эпплтона. s: Католическая энциклопедия (1913) / Пневматомачи.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Михаил Помазанский . Православное догматическое богословие. Часть I. Бог в Себе-2. Догмат о Святой Троице – Равенство чести и Божественность Святого Духа. [1] из которого цитируется: « Однако главным из еретиков, исказивших апостольское учение о Святом Духе, был Македоний, занявший константинопольскую кафедру в качестве архиепископа в IV веке и нашедший себе последователей среди бывших ариан и семи -Ариане называли Святого Духа творением Сына, а слугой Отца и Сына. Обвинителями его ереси были такие отцы Церкви, как св. Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий. Нисский, Амвросий, Амфилокий, Диодор Тарсийский и другие, написавшие сочинения против еретиков. Лжеучение Македония было опровергнуто сначала на ряде местных соборов и наконец на Втором Вселенском Соборе, Втором Вселенском Соборе. завершил Никейский Символ веры такими словами: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, Который с Отцом и Сыном равнопоклоняем и прославляем, Который изрекал через пророков, а также те статьи Символа веры, которые следуют за этим в Никейско-Константинопольском Символе веры ".
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Уэйс, Генри; Пирси, Уильям К., ред. Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (1911, третье издание) Лондон: Джон Мюррей.
- ^ Элвелл, Уолтер А. изд. Евангелический богословский словарь , 2-е изд. Гранд-Рапидс: Baker Academic (2001), стр. 291.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Филосторгий , записанный у Фотия . Краткое изложение Церковной истории Филосторгия , книга 4, глава 9 и книга 8, глава 17.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сократ Схоластик. История Церкви , книга 2, глава 45.
- ^ Сократ Схоластик. История Церкви , книга 2, глава 45 и книга 3, глава 10.
- ^ Сократ Схоластик. История Церкви , книга 3, глава 10.
- ^ О Святом Духе
- ^ Сократ Схоластик. История Церкви , книга 2 , главы 16, 27, 38 и 42.
- ^ Сократ Схоластик. История Церкви, книга 2, главы 38 и 45.
- ^ Филосторгий, у Фотия. Краткое изложение Церковной истории Филосторгия , книга 8, глава 17
- ^ Сократ Схоластик. История Церкви , книга 2, главы 38, 42 и 45.
- ^ Сократ Схоластик. История Церкви , книга 2, главы 39, 40, 42 и 45.
- ^ Сократ Схоластик. История Церкви , книга 1, глава 8 и книга 2, глава 15.
Библиография
[ редактировать ]
- Келли, Джон Н.Д. (2006) [1972]. Ранние христианские символы веры (3-е изд.). Лондон-Нью-Йорк: Континуум. ISBN 9780826492166 .
- Хайкин, Майкл, Дух Божий: экзегеза 1 и 2 Коринфянам в споре о пневмомахах четвертого века (Э. Дж. Брилл, 1994).
- Афанасий и CRB Шапланд. Письма святителя Афанасия о Святом Духе. Перевод CRB Shapland. Лондон: Epworth Press, 1951. (доступно онлайн здесь)
- Риттер, Адольф Мартин (1965). Константинопольский собор и его символ: Исследования по истории и богословию Второго Вселенского Собора . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 9783666551185 .