Дидим Слепой
Святой Дидим Слепой | |
---|---|
![]() Святой Дидим Слепой | |
Декан Александрийской духовной школы | |
Рожденный | в. 313 |
Умер | в. 398 |
Почитается в | Коптское православие Сирийское православие Сербская Православная Церковь [1] |
Праздник | 6 Паони ( Коптская церковь ) [2] 18 октября (сербское православие) |
Покровительство | Слепой |
Дидим Слепой (альтернативно пишется Дедим или Дидимус ) [3] ( ок. 313–398 ) был христианским богословом церкви в Александрийской , где преподавал около полувека. Он был учеником Оригена , и после того, как Второй Константинопольский собор осудил Оригена, работы Дидима не копировались. Многие из его сочинений утеряны, но некоторые из его комментариев и эссе сохранились. Его считали умным и хорошим учителем. [4] : 101
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Дидим ослеп в четыре года, еще не научившись читать. [4] Он был верным последователем Оригена . [5] и выступал против арианского и македонского учения. [6]
Несмотря на свою слепоту, Дидим преуспел в учености благодаря своей невероятной памяти. Он нашел способы помочь слепым людям читать, экспериментируя с вырезанными деревянными буквами, похожими на системы Брайля, которыми сегодня пользуются слепые. [7] Он вспоминал и обдумывал информацию, пока другие спали. [4]
Учитель в Александрии
[ редактировать ]По словам Руфина, Дидим был «учителем церковной школы», «одобренным епископом Афанасием» и другими учеными церковниками. Позже ученые полагали, что он был главой катехизической школы Александрии . Однако Александрийской катехизической школы, возможно, не существовало во времена Дидима, и Руфин, возможно, имел в виду другую школу. [4] Дидим всю жизнь оставался мирянином и стал одним из самых ученых подвижников своего времени. [8] Он был первым александрийским христианином, который использовал Герметику как языческое пророчество о пришествии Христа. [9] Палладий, Руфин и Иероним . Среди его учеников были [10] : 1
Руфин был учеником Дидима восемь лет. Оригена Когда он переводил «De principiis» на латынь, он сослался на комментарий Дидима к нему. Иероним упоминает вклад Дидима в его идеи в предисловиях многих своих книг и называет Дидима «Дидимом Провидцем». [11] Руфин остался верен Дидиму после того, как Иероним осудил Дидима и Оригена. [4] Дидим считался ортодоксальным христианским учителем, его очень уважали и им восхищались, по крайней мере, до 553 года. [10] Сократ Константинопольский сравнил верность Дидима Никейскому Символу веры Василию Кесарийскому и Григорию Назианзину . В качестве учителя он проводил дискуссии и учился у иудеев, язычников, манихеев и других христианских учителей. Записи лекций Дидима и вопросы, которые задавали студенты, показывают, что он обучал одних и тех же образованных учеников несколько раз. [4]
Некоторые Восточные Православные Церкви называют его Святым Дидимом Слепым. [12]
Второй Константинопольский собор
[ редактировать ]В 553 году Второй Константинопольский собор осудил его произведения, а также произведения Оригена и Евагрия, но не его личность. На Третьем Константинопольском соборе в 680 году и на Втором Никейском соборе 787 года Дидим снова был связан с Оригеном и осужден вместе с ним. [13] Многие нетрадиционные взгляды стали ассоциироваться с Оригеном, а 15 анафем, приписываемых собору, осуждают форму апокатастасиса наряду с предсуществованием души , анимизмом (в данном контексте - неортодоксальной христологией) и отрицанием реального и длительного воскресения. тела. [14]
Несмотря на осуждение его работ, он по-прежнему упоминается как «Святой Дидим Слепой» в сербском православном прологе Охрида, где дата его праздника указана как 18 октября. [1]
Работает
[ редактировать ]В результате его осуждения многие его произведения не копировались в средние века и впоследствии были утеряны. Из его утраченных сочинений мы можем составить неполный список по цитатам древних авторов, в том числе «О догматах», «О смерти малолетних детей», «Против ариан», «Первое слово» и других. [15] : 225–227 Одна из утраченных работ Дидима — это комментарий к «Первоначалам» Оригена , который, по мнению Иеронима, пытался истолковать ортодоксальное понимание Троицы из богословия Оригена. В нем он предполагал предсуществование душ и Апокатастасиса . Он стойко защищал учение о Троице. Он утверждал, что тело и душа Христа были человеческими, но Христос был безгрешен. [4] : 98–100
были найдены отрывки из библейского комментария Дидима В Катене . [4] : 96–98
Современные знания о Дидиме значительно расширились благодаря группе папирусных кодексов VI или VII веков , обнаруженных в 1941 году на складе боеприпасов недалеко от Туры, Египет (к югу от Каира ). К ним относятся его комментарии на Захарию, Бытие 1–17, часть Иова и части (неопределенной достоверности) на Экклезиаст и Псалмы 20–46. [5] В этих комментариях Дидим обсуждает длинные цитаты из Библии и воздерживается от спекуляций, которые он считал софистикой. Однако он интерпретирует Священные Писания аллегорически, видя символы повсюду. Например, он писал, что горы в Захарии представляют два Завета Библии. Дидим рассматривал движение человека к добродетели как результат взаимодействия с Священными Писаниями. [4] : 96–98
Дидим, вероятно, написал трактат «О Святом Духе» (написанный где-то до 381 г. на греческом языке), который сохранился в латинском переводе Иеронима. [4] : 92 Комментарии к католическим посланиям также сомнительно приписывают Дидиму. [8] Трактат «Против манихеев» , вероятно, также был написан Дидимом. Еще большие сомнения вызывали еще две работы, традиционно приписываемые Дидиму. В книге «Троица» , идентифицированной в восемнадцатом веке как работа Дидима, видели сомнения двадцатого века, в основном на основании отсутствия «происхождения» и предполагаемых несоответствий с комментариями, обнаруженными в Туре в 1941 году, но многие все равно считали бы это Дидимом. ' работа. [4] : 92 Кроме того, ученые не верят, что Дидим является автором работы, сохранившейся в виде книг 4 и 5 «Василия против Евномия» . [4] : 95
В «Комментарии к Захарии» Дидим показывает себя полностью интертекстуальным читателем Священных Писаний. Он переходит от текста, который комментирует, к множеству других отрывков, реже цитируя исторические книги, которые не соответствуют его аллегорическому методу. Помимо дара иметь ум, подобный симфонии, он также демонстрирует знакомство с философскими терминами и категориями стоиков , эпикурейцев и пифагорейцев ( от которых, вместе с Филоном , он черпает свою герменевтическую символику случайных чисел). Его работы также, кажется, цитируют отрывки из второканонических книг Ветхого Завета, а также из Варнавы , Пастыря Ермы и Деяний Иоанна . По словам Барта Эрмана , его канон распространился, по крайней мере, на Варнаву и Пастыря. Р.М. Грант относительно столь же расширенного канона Оригена высказал предположение, что, пока он жил в Александрии, он принял более широкую традицию церкви в Александрии, но, переехав в Кесарию и обнаружив, что книги там не принимаются, с этого момента проявил к ним большую сдержанность. Почему Дидим не унаследовал более поздние колебания своего учителя, неясно. Среди его коллег его герменевтический метод, кажется, был встречен неоднозначной реакцией. Иероним, который просил его комментариев и считал его наставником, до сих пор сбит с толку использованием Дидимом того, что он считал апокрифическими произведениями. Такие читатели, как Диодор Антиохийский нашел свой герменевтический подход несколько необоснованным и произвольным. Однако никто, кажется, не отрицает, что слепота не мешала Дидиму выдающейся способности запоминать священный текст. [16]
Комментарий, приписываемый Дидиму и сохранившийся только на латыни, предполагает, что второе послание Петра было подделано, предвосхищая убеждения более поздних ученых, которые согласились с позицией, что Петр не был автором письма. [17] Тем не менее, сомнительно, что Дидим был истинным автором, поскольку в других его произведениях Второе послание Петра считается каноническим. [18]
Уже не сохранившийся трактат «О смерти маленьких детей » был адресован Тираннию Руфину, чтобы ответить на его вопрос «Почему умирают младенцы?». По словам Иеронима , ответ Дидима заключался в том, что эти младенцы «не много грешили [в предсуществовании], и поэтому для них было достаточным наказанием просто прикоснуться к своим телесным темницам». [19]
Мысль
[ редактировать ]Совершенно тринитарный, Дидим делает Бога полностью трансцендентным и о котором можно говорить только с помощью образов и апофатических средств. Он неоднократно подчеркивает, что сущность Бога находится за пределами сущности, и использует термин, который можно увидеть только у Кирилла Александрийского , «без количества». [15] : 228 В его работах можно увидеть влияние каппадокийских отцов , сосредоточивших концепцию Ипостаси (философии) на выражении независимой реальности трех лиц Троицы, а не начиная с одной божественной субстанции (ουσια) в качестве отправной точки. [16] : 21 В этих трёх лицах Отец является корнем Божества, Дух исходит от Отца и рождается Сын. Дидим, казалось, был очень озабочен подчеркиванием равенства лиц Троицы. По мнению Жоржа Флоровского, «Дидим не стремится к точности своих формулировок. Это общая черта александрийской школы». [15] : 228
В борьбе с ересями манихеев - докетистов и аполлинарианцев мы не должны удивляться, обнаружив, что Дидим настаивает на полноте человеческой природы Христа. Он заключает, что во Христе должны быть соединены две природы, не размышляя о том, как именно они действуют вместе, а ограничиваясь выражением «единый Христос». В своей теории искупления Дидим не упоминает обожение , а скорее акцентирует внимание на выкупе и восстановлении образа и подобия. Фрагментарный характер его сочинений на данный момент не позволяет нам сделать определенные выводы, но он говорит о «всеобщем спасении». Иероним, возможно, правильно обвинил Дидима в том, что он исповедовал окончательное восстановление дьявола. [15] : 227–232
Дидим, по-видимому, также принял предсуществование душ и рассматривает загробную жизнь как процесс очищения, хотя, по мнению Флоровского, он отвергает метемпсихоз . Он описывает День Господень как внутреннее просветление души и верит, что в будущем мире зла «как качества» уже не будет. По его мнению, как и у Климента и Оригена, истинные гностики обладают божественной философией, которая позволяет им защищаться от еретиков, ясно исповедуя веру. Во всем его богословии обнаруживается влияние Оригена, различные аспекты которого, в частности его эсхатология, должны были привести к осуждению его произведений. [15] : 227–232
В литературе
[ редактировать ]Дидим Слепой изображен в «Стекает, как серебро, Гипатия Александрийская» книге Ки Лонгфелло . [20]
Ссылки
[ редактировать ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Западно-Американская епархия – 18 октября» . www.westserbdio.org . Архивировано из оригинала 3 мая 2017 года . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ «Святой Дидим слепой: автор, подвижник, богослов, декан и эрудит» . 16 июня 2022 г.
- ^ Духан, Джуди. «Дедим (Дидим) 313-398 гг. н. э.» . acsu.buffalo.edu Джудит Фелсон Дюкан – через Университет Буффало.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Янг, Фрэнсис М.; Тил, Эндрю (2010). «Дидим Слепой». От Никеи до Халкидона: путеводитель по литературе и ее предыстории (2-е изд.). Лондон: СКМ Пресс. стр. 91–101. ISBN 9780334029939 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (2009). «Дидим Слепой». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199566716 .
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Дидим ». Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 208. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Ласкаратос, Джон; Маркетос, Спирос (1994). «Дидим Слепой: неизвестный предшественник Луи Брайля и Хелен Келлер». Документа Офтальмологическая . 86 (86): 203–208. дои : 10.1007/BF01203564 . ПМИД 7995235 . S2CID 2404500 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Дидим Слепой» . Британская энциклопедия . Проверено 13 ноября 2017 г.
- ^ Гарт Фауден. (1993). Египетский Гермес: исторический подход к позднему язычеству . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 179 и далее. ISBN 9780691024981 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лейтон, Ричард А. (2004). Дидим Слепой и его окружение в позднеантичной Александрии . Урбана и Чикаго: Университет Иллинойса. ISBN 0252028813 .
- ^ «Дидим Слепой» . Католическая энциклопедия . Получено 22 марта 2021 г. - через newadvent.org.
- ^ «Центр Коптской православной церкви, Великобритания» . Архивировано из оригинала 12 июля 2007 г. Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Эллингсен, Марк (2015). Африканские христианские матери и отцы: почему они важны для церкви сегодня . Каскадные книги. п. 165. ИСБН 978-1606085509 .
- ^ Шафф, Филип , изд. (1994) [1885]. «Анафемы против Оригена» . Никейские и постникейские отцы : Серия II, Том XIV (Семь Вселенских Соборов) . Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson. ISBN 1-56563-116-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Флоровский, Жорж (1987). Восточные отцы IV века . Издательство Нордланд. ISBN 9783905238075 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дидим (2006). "Введение". Комментарий к Захарии . Перевод Хилла, Роберта К. Вашингтона, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. стр. 3–24. ISBN 978-0-8132-1211-1 .
- ^ Эрман, Барт (2012). Подделка и контрподделка: использование литературного обмана в раннехристианской полемике . Издательство Оксфордского университета. п. 88. ИСБН 9780199928033 .
- ^ Эрман, Барт (1983). «Новозаветный канон Дидима Слепого». Вигилии Христиане . 37 (1): 9–11. дои : 10.2307/1583151 . JSTOR 1583151 .
Эти ссылки ясно показывают, что Дидим считал Второе послание Петра подлинным. То, что он считал книгу канонической, подтверждается и другими ссылками, в которых, например, он приводит «доказательство» из 2 Петра со стандартизированным библейским введением (Д. Зах. 79:2) и, в особенности, в которых он утверждает, что «из Писания», что существуют падшие ангелы, цитируя 2 Пет. 2:4 (Д. Зах. 9:30 и далее).
- ^ Джером, Апология против Руфина (Книга III) , 28.
- ^ Лонгфелло, Ки (2009). Стекай, как серебро, Гипатия Александрийская . Бельведер, Калифорния: Книги Эйо. ISBN 9780975925591 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эйрес, Льюис, ДельКоглиано, Марк и Радде-Галлвиц, Эндрю (2012). Труды над духом: святитель Афанасий Великий и Дидим Слепой . Издательство Свято-Владимирской семинарии [содержит единственный английский перевод книги « О Святом Духе »]
- Дидим. Комментарий к Захарии, ФК . Перевод RC Hill. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. 2006. Содержит единственный английский перевод Комментария на Захарию .
- Палладий Галатийский (1907). . Рай, или сад святых отцов . Перевод Эрнеста Альфреда Уоллиса Баджа. Чатто и Виндус.
- Созомен (1890). Шафф, Филип; Уэйс, Генри (ред.). Церковная история Созомена, включающая историю церкви с 323 по 425 год нашей эры . Никейские и постникейские отцы. Том. Вторая серия, Том. 2, книга III, глава 15: Дидим слепой и Аэций еретик . Перевод Честера Д. Хартранфта. Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы. Также доступно в Wikisource .
- Созомен; Филосторгий, святитель Фотий I (Патриарх Константинопольский) (1855). Церковная история Созомена: включает историю церкви с 324 по 440 годы нашей эры . Генри Дж. Бон. п. 132 . ISBN 9780790565682 .
- Гош, Уильям (1934). Дидим Слепой: просветитель IV века . Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки.
- Вираккоди, ДПМ (2006). «Дидим Слепой: александрийский богослов и ученый». В Альбрехте, Г. (ред.). Энциклопедия инвалидности . Том. 1. Мудрец. п. 401.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Христианский антигностицизм
- Египетские слепые люди
- Христианское универсалистское духовенство
- Христианские богословы-универсалисты
- Отцы Церкви
- Деканы Александрийской катехизической школы
- Александрийцы римской эпохи
- Святые из римского Египта
- Египетские богословы
- Христианские святые IV века
- Римляне IV века
- Христианские богословы IV века
- Христианские универсалисты IV века
- 313 рождений
- 398 смертей
- Слепое духовенство
- Слепые писатели
- Философы в древней Александрии